Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Акт применения права: понятие и признаки, отличия от нормативных актов.





Акт применения права (правоприменительный акт) – официальный акт, выражающий решение компетентного органа по юридическому делу и содержащий обеспечиваемое государственным принуждением властное, индивидуально-конкретное правовое предписание.

Выделяются следующие признаки актов применения:

1) содержат индивидуально-властное предписание, обязательность исполнения которого гарантируется, в том числе принудительными силой государства;

2) внешне выражены в определенной форме: акта-документа, устной или конклюдентных действий;

3) характеризуются специальными атрибутами, т.е. содержат указание о наименовании, дате и месте применения акта, кому адресовано содержащееся в акте предписание, подпись должностного лица (органа) и т.п., ссылки на применяемый закон. (отсутствие этих атрибутов может повлечь признание принятого решения незаконным);

4) отличаются свойственной им структурой.

В акте применения права различают вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части. Применительно к некоторым правоприменительным решениям требования в этой части, предъявляемые к ним, закрепляются непосредственно в законе (ст. 197 ГПК РФ, ст. 312-317 УПК РФ).

5) распространяют свое действие в отношении строго определенных фактов и персонально определенных субъектов;

6) не имеют обратного действия во времени;

7) доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном законом порядке.

Акты применения права следует отличать от нормативных актов. Главное отличие заключается в том, что нормативный акт есть источник права, содержит нормы права, распространяется на неопределенное количество фактов и лиц, действует более или менее продолжительное время. Акт применения права не содержит норм права, он содержит предписание, которое касается конкретного лица и исчерпывается однократным применением. Предписание, содержащееся в акте применения права, не может выходить за пределы общей нормы, содержащейся в нормативном акте. Правоприменитель во всех случаях связан волей законодателя, выраженной в законодательном тексте.

Виды актов применения права.

По субъектам принятия различают: акты главы государства (распоряжения и ненормативные указы), правительства (распоряжения и ненормативные постановления), органов государственной власти, юрисдикционных органов и т.д.;

По значению в правоприменительном процессе: основные, предрешающие окончательный исход дела(например, приговор или постановление суда) и вспомогательные (постановление об избрании меры пресечения обвиняемому, определение суда об удовлетворении ходатайства).

По юридической форме: указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры, определения, указания, разрешения, представления, протоколы, свидетельства и др.

По цели правоприменительного процесса: правообеспечительные (регулятивные) и охранительные.

По способу выражения правоприменительного решения: акты-документы, акты-действия (выраженные вербально - удаление судом свидетеля из зала судебного заседания, и в форме конклюдентных действий - сигналы регулировщика) и акты-символы (дорожные знаки, обозначения охраняемых объектов, запретных зон);

По процедуре принятия - акты коллегиальные и единоличные;

По времени действия - акты однократного и длящегося действия.

Понятие пробела в системе права. Виды пробелов.

Пробел в системе права – полное или частичное отсутствие конкретного юридического предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования. При пробеле в системе права отсутствует правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай.

Причины возникновения пробелов в системе права – это обстоятельства объективного и субъективного свойства, с которыми связано наличие пробелов в законодательстве. Основные причины пробелов в законодательстве две: во-первых, отставание закона от реальной жизни, развивающихся отношений; во-вторых, издержки законотворческой деятельности – правотворческие ошибки или квалифицированное молчание законодателя, т.е. сознательное неурегулирование определенного юридического вопроса, оставление его на усмотрение правоприменителя.

Виды пробелов.

1. По времени возникновения: первоначальные и последующие. Первоначальные пробелы в системе норм права представляют собой лакуны в нормативно-правовом регулировании, которые уже имеются на момент принятия компетентным органом государства того или иного источника права, в то время как последующие пробелы образуются в силу изменений общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, в результате которых в нем образуются новые социально значимые связи, не отрегулированные правовыми нормами.

2. По характеру причин, порождающих пробелы: пробелы объективного характера и пробелы субъективного характера, которые в свою очередь подразделяются на целенаправленные и небрежные пробелы. Объективные пробелы в системе норм права образуются независимо от воли и сознания нормотворческого органа, в то время как субъективные пробелы представляют собой такие лакуны, которые нормотворец либо специально оставляет в нормативном массиве для применения правоприменительного усмотрения (квалифицированное молчание законодателя), либо по недосмотру не создает ту или иную норму права.

3. По возможности правоприменителя восполнить пробел: восполнимые и невосполнимые. Восполнимые пробелы имеют место в том случае, когда нормы соответствующей отрасли права в случае имеющейся лакуны либо прямо предусматривают возможность применения нормы данной отрасли, регулирующей наиболее сходное общественное отношение (отраслевая аналогия закона), либо нормы родственной отрасли (межотраслевая аналогия закона/субсидиарное применение норм права), либо отраслевых принципов (аналогия права). Невосполнимые пробелы могут существовать или возникать в тех отраслях права, в которых применение аналогий закона и права прямо запрещена, либо правоприменитель не имеет возможности применить аналогию закона или права, поскольку не находит норм, регулирующих сходные общественные отношения и отрасль не имеет системы принципов, имеющих непосредственное отношение к пробельному общественному отношению. Важно отметить, что в государствах англо-американского права практически не может возникать невосполнимых пробелов, поскольку традиционный метод работы английских судей – это юридическая аналогия между фактами имеющихся прецедентов и рассматриваемого дела.

4. По общественной оценке деятельности законодателя пробелы подразделяются на простительные и непростительные пробелы. Данная классификация носит оценочный характер и во многом соотносится с первой классификацией: все объективные пробелы в системе норм права, разумеется, являются простительными, в то время как субъективные пробелы могут оцениваться и как простительные, и как непростительные. Важное значение здесь будет иметь характер общественно вредных последствий, непосредственно вытекающих их имеющегося пробела в нормативно-правовом регулировании; это особенно актуально для отраслей преимущественно охранительного характера (уголовное, административное право)

5. По восприятию субъекта правоприменения: пробелы действительные и мнимые. Действительный пробел имеет место, когда отсутствует соответствующая норма права, необходимая для урегулирования общественного отношения, объективно входящего в общеправовой предмет регулирования. Мнимый пробел имеет место в том случае, если правоприменитель – по различным причинам – не имеет представления о наличии нормы права и полагает, что имеется лакуна в нормативном массиве, разрешает настоящее дело, исходя из этой установки.

6. По объему имеющегося нормативного регулирования общественного отношения: полный и частичный (неполнота имеющегося нормативного регулирования) пробел. Полный пробел, как правило, возможно преодолеть только с использованием аналогии права, в то время как частичный пробел преодолевается отраслевой или межотраслевой аналогией закона.

7. По отраслевой принадлежности пробела: в конституционном, административном, гражданском, трудовом и т.д. Поскольку каждая самостоятельная отрасль права имеет свойственный только ей предмет и метод правового регулирования, то и лакуны в отраслевых нормативных массивах будут порождать различные социальные последствия.

8. По правовым сферам: пробелы в частном и публичном праве; в материальном и процессуальном праве. Частноправовые пробелы являются, как правило, восполнимыми в тех государственно-правовых системах, которые регулируют частноправовые отношения на основе общедозволительного типа регулирования: субъекты правоотношений путем установления индивидуальных правил в договорах, либо на основе корпоративных обычаев смогут инициативно восполнить пробел нормативно-правового регулирования, исходя из особенностей каждой отдельной ситуации, что, разумеется, неизбежно приведет к отсутствию единообразия регулирования, но вместе с тем позволит в максимальной степени удовлетворить правомерные интересы субъектов правоотношений. Публично-правовые пробелы могут породить гораздо более серьезные социально негативные последствия, поскольку граждане и организации, по общему правилу, неправомочны восполнять их, а индивидуально-властная деятельность публично-правовых субъектов по восполнению пробелов в публично-правовых институтах неминуемо приведет к ослаблению законности, различного рода злоупотреблениям полномочиями. Более того, именно в отраслях публично-правового цикла гораздо более вероятно наличие специальных норм, налагающих запрет применять аналогии закона и права, что неизбежно породит социальную несправедливость, отсутствие возможности свершить правосудия в конкретном деле правоприменителем.

9. По юридической силе пробельного правового акта: пробелы в Конституции, законах, подзаконных актах. Чем выше юридический «статус» пробельного нормативного акта, тем, как правило, сложнее процедура принятия нормативного акта той же юридической силы для устранения лакуны. Конституционные и законодательные пробелы могут порождать ситуацию, когда они восполняются посредством принятия подзаконных нормативных актов, хотя данный вопрос должен быть отрегулирован именно на конституционном или законодательном уровне, т.е. порождает ситуацию подмены законов подзаконными актами, нарушения соответствующей юридической процедуры для регулирования социально значимого вопроса.

10. По функциям правовых норм: пробелы в регулятивных нормах и пробелы в охранительных нормах. Пробелы в охранительных нормах делают регулятивные нормы «бессильными» и способствуют их нарушению

11. Применительно к различным правовым системам возможно говорить о пробелах в законодательстве и пробелах в прецедентном праве.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.