Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Познавательные (когнитивные) процессы





Со времен Е. Блейлера нарушения мышления при шизофрении считаются наиболее специфичным диагностическим признаком ггого заболевания. «Ведущее нарушение при шизофренииэто расстройство мышления» (Шейдер Р. — 1998. — С. 399). Неуди­вительно, что именно нарушениям мышления посвящено боль­шинство психологических исследований. В отечественной пато­психологии этой проблеме посвящена не одна монография (Зейгарник Б. В. — 1962; Поляков Ю.Ф. — 1974; Блейхер В.М. — 1983; и др.).

Л.С.Выготский одним из первых провел экспериментально-психологическое исследование нарушений мышления при шизо­френии. Изучению шизофрении он придавал особое значение: «Психолог находит в клинике шизофрении исключительный и едва ли не единственный случай — во всяком случае, несравни­мый со всем тем, что описано до сих пор, — такого психологиче­ского развития и изменения сознания и его функций, которое проливает свет на нормальную функцию сознания и, главное, на нормальную организацию отношений сознания к его функциям и нормальный ход развития его» (Выготский Л. С. — 1933. — С. 19).

Л. С. Выготский считал, что ключ к разгадке шизофрении лежит не в глубинной, а в вершинной психологии — в психологии со­знания, а не в психологии бессознательного. Он рассматривал расщепление как функцию, присущую не только патологическо­му, но и нормальному сознанию, которая проявляется в абстра­гировании признаков, образовании новых понятий, произвольном внимании. В случае шизофрении патологическое преувеличение этой функции он рассматривал как компенсаторную реакцию на процесс разрушения структуры сознания — слияния или синкретического объединения его различных элементов. Напом­ним, что основным структурным элементом сознания, по Л. С. Выготскому, являются понятия, т. е. речь идет о разрушении системы понятий.


Уникальное исследование особенностей строения понятий у больных шизофренией было проведено Л. С. Выготским на осно­ве методики выработки искусственных понятий, разработанной им совместно с Л.С.Сахаровым (см. т. 1, с. 323). Он установил, что при образовании искусственных понятий больные часто объединяют элементы не на основе общего признака, как взрос­лые здоровые испытуемые, а по принципу комплексов и коллек­ций, характерных для мышления детей младшего возраста (Вы­готский Л. С. — 1983). Эти эксперименты подтверждали концеп­цию разрушения понятийного мышления у больных шизофрени­ей. Нарушение процесса образования понятий и нарушение смыслоообразования Л.С.Выготский рассматривал в качестве центрального момента психологической картины шизофрении: «За всяким значением слова скрывается обобщение. При рас­паде понятий больной сохраняет способность понимания рече­вого высказывания в силу того, что его слова относятся к тем же самым предметам, которые и мы имеем в виду, когда говорим об этих вещах, но способ, с помощью которого он мыслит эт*1 пред­меты, совершенно иной, чем мыслим мы» (Выготский Л. С. — 1933.-С. 21).

Попробуем проиллюстрировать этот тезис. При задаче классифика­ции предметов здоровый испытуемый скорее всего объединит ручку и карандаш на том основании, что это предметы, с помощью которых че­ловек пишет. Больной шизофренией может также объединить эти пред­меты, но по совершенно другим основаниям, например, на основании их продолговатой формы или «наличия внутреннего содержания» в виде грифеля и чернил. Разрушение социально выработанной и закреплен­ной системы понятий, основанной на социальном опыте человечества (в данном конкретном примере речь идет о социальной функции «сред­ство написания» и такой категории, как «письменные принадлежно­сти») компенсируется, согласно Л.С.Выготскому, другими формами восприятия окружающих предметов и оперирования их признаками.

Более поздние исследования шизофрении в определенном смысле можно рассматривать как подтверждение идей Л.С.Вы­готского о размывании понятий и утраты границ между ними. Он недаром возлагал большие надежды на изучение шизофрении в плане обогащения общих представлений о развитии сознания и мышления, о его социокультурной природе. Понятия, по Л. С. Вы­готскому, — продукт культурно-исторического процесса, их струк­тура задана социально. Отечественные исследования шизофрении показали: в нарушениях понятийного мышления при шизофрении большую роль играет утрата социальной мотивации и коммуни­кативной направленности мышления.

Первые систематические экспериментально-психологические исследования мышления больных шизофренией связаны с име-


нами двух американских исследователей — Карла Гольдштейна и Нормана Камерона. Они создали две принципиально различ­ные модели нарушений мышления при шизофрении, каждая из которых завоевала многочисленных сторонников. Фактически спор между ними продолжается до сегодняшнего дня. Кстати, и М.Камерон, и К.Гольдштейн знали о работах Л.С.Выготского. I \. Камерон даже проводил исследования на основе методики Вы­готского—Сахарова. Каждая из двух вышеупомянутых моделей в чем-то согласуется, а в чем-то расходится с представлениями Л.С.Выготского, согласно которым нарушения мышления при шизофрении есть результат распада понятий и регресс на более низкие ступени развития понятийного мышления («комплексы» и «коллекции» вместо обобщения). В то же время за этими про­цессами он угадывал искажение социальных отношений больно­го, его личностной направленности.

Начиная с работ К. Гольдштейна (Goldstein К., Scheerer M. — 1941; Goldstein К. — 1956), в исследованиях нарушений мышления при шизофрении доминировала модель мышления как процесса оперирования понятиями, что определило и специфику исследо­вательских методик (классификация, сравнение понятий и т.д.). Многочисленные последователи К Гольдштейна в качестве основ­ного нарушения мышления при шизофрении рассматривают неспособность больных шизофренией к образованию абстракт­ных понятий по аналогии с больными с органическим пораже­нием ЦНС. Это направление психологических исследований ближе к концепции раннего слабоумия Э. Крепелина. Таким образом, первая традиция изучения нарушений мышления при шизофрении на основе моделей интеллектуального сни­жения берет свое начало от работ Э. Крепелина и К. Гольд-штейна.

У этой модели быстро нашлись авторитетные и решительные противники: «Абсолютная гетерогенность органической и ши­зофренической разновидностей слабоумия несомненна: первая есть просто разрушение, тогда как вторая — безумное искажение человеческого естества» (Ясперс К. — 1997. — С. 272). Тезис о конкретности мышления при шизофрении не подтвердился в ряде эмпирических исследований. В основе возникновения этих прин­ципиальных рассогласований лежит реальная сложность и про­тиворечивость симптомов нарушения мышления у больных ши­зофренией. С одной стороны, обнаруживается конкретность мышления, непонимание переносного значения слов, метафор, шуток, анекдотов. С другой — отмечается чрезмерная абстракт­ность мышления, оторванность от конкретной реальности, псев­доглубокомыслие, резонерство, своеобразие суждений и обобще­ний, склонность к запутанной символике со сложными и непо­нятными связями между символом и объектом, к странным вы-


чурным оборотам речи, к обильному словотворчеству, неологиз­мам.

К модели К. Гольдштейна примыкают концепции, усматри­вающие специфику понятийного мышления при шизофрении в регрессии на более низкую ступень (Schneider G. — 1922). Более поздние теории регрессии развивались в рамках психо­анализа (Sulliven H.S. — 1953; Arieti S. — 1959) и отстаивали личностную, а не органическую природу регрессии. Как уже упоминалось, регрессия в них понимается как следствие нару­шений межличностных отношений, а шизофрения — как специфическая реакция, корни которой в состоянии страха в детском возрасте, реактивируемом впоследствии психологиче­скими факторами.

Другая традиция изучения нарушений мышления при шизо­френии, в основе которой также лежат представления о мышле­нии как оперировании понятиями, связана с именем Н. Камеро­на (Cameron N. — 1939; 1944). Она возникла в оппозиции к ин-теллектуалистической традиции К. Гольдштейна и развивала идеи аффективной обусловленности нарушений мышления при ши­зофрении, созвучные концепции Е.Блейлера. Н.Камерон, про­должая линию Е. Блейлера, подчеркивал тесную связь нару­шений мышления с изменениями личности больных шизоф­ренией и усматривал специфику этих нарушений не в сни­жении, а в искажении уровня обобщения, а именноутра­те границ понятий и их неадекватном расширении. Для обозначения специфики этого нарушения он предложил термин сверхвключение (qverinclusiori).

Приведем пример. Больной относит к понятию «инструменты» лож­ку и вилку, так как это «инструменты человеческого питания». Заметим, что формально пациент прав. Тем не менее такого рода объединения практически не встречаются у здоровых людей, так как в культуре не принято рассматривать процесс питания как трудовую деятельность, как работу.

В качестве причины неадекватного расширения понятий Н. Камерон рассматривал нарушение межличностных отношений и связанную с ним социальную мотивацию. Гипотетическую при­чину дезорганизации мышления он усматривал в нарушении социально обусловленной мотивации достижения у больных ши­зофренией. Однако при этом, в противовес психоаналитическим и интеллектуалистическим концепциям, подчеркивается, что мышление больных — это не возврат к детству, не регрессия и не органическое снижение, а нечто качественно иное.

Среди специфических для шизофрении наруше­ний мышления Н.Камерон выделял: 1) нарушение границ понятий с тенденцией к их расширению (например, в методике


«классификация предметов» больной образует группу «предметы человеческого обихода», куда складывает совершенно разнород­ные предметы, или же сразу делит все карточки на две большие группы «живая и неживая природа»); 2) проникновение личных представлений в проблемы и задачи (в упомянутом выше при­мере больной не помещает нож в инструменты человеческого питания вместе с ложкой и вилкой, так как «нож — это опасный, неприятный предмет»; 3) отрыв слова от предмета (что выража­ется в самостоятельной жизни словесной оболочки понятия — например, больной объединяет в одну группу бочку, бабочку и очки на основании общего суффикса) (Cameron N. — 1939).

Последователи Н. Камерона разделились на две основные линии. Первые пытались обосновать личностную, мотивацион-ную обусловленность процесса сверхвключения (Whitman M. — 1954; Мс Gaughran L.J. - 1957; Pishkin V., Blonchard R.J. - 1963; и др.). Вторые рассматривали в качестве причин сверхвключения нарушения процесса переработки информации вследствие по­ломки гипотетических биологических механизмов — «фильтров», ответственных за ее селекцию; личность и мотивация здесь прак­тически не учитывались (Chapman L. J. — 1957; Payne R., Matussek P., George H. — 1959; Payne R., Friedlander D. — 1962; и др.).

В-работах М. Вайтмана, Л. Мак-Гогрена и других было показа­но, что нарушения мышления по типу сверхвключения у больных шизофренией возрастают под влиянием эмоционально нагружен­ных межличностных содержаний понятий и при подключении «угрожающих» тем. Однако трактовка этого факта остается не­однозначной. В частности, эти данные укладываются в еще одну из существующих концепций об общем повышении сензитив-ности у больных шизофренией.

Итальянский исследователь С. Пиро предпринял попытку син­тезировать модели К.Гольдштейна и Н.Камерона, выдвинув модель семантической диссоциации. Применяя специальный тест, он установил, что на относительно ранних стадиях шизо­френии существует тенденция как к расширению границ понятий, так и к их сужению (Piro S. — 1958). Эта модель получила под­тверждение в одном из отечественных исследований с помощью модифицированной методики «определения понятий» (Холмого­рова А. Б. — 1983, а).

Проиллюстрируем сущность концепции семантической диссоциа­ции на материале этого исследования. Методика «определения поня­тий» относится к числу известных патопсихологических методик и на­правлена на изучение способности испытуемых к выделению суще­ственных признаков, составляющих основное содержание того или иного понятия. Инструкция была модифицирована следующим обра­зом: больным, как и в классической методике, предлагалось дать опре­деление хорошо известному понятию (например, «яблоко», «ребенок»),


но так чтобы другой человек из той же культуры и примерно с тем же образованием мог безошибочно догадаться, о чем идет речь. Естествен­но, само слово, обозначающее понятие, называть запрещалось. Каждый больной должен был определить серию таких понятий. Оказалось, что у одного и того же больного имеет место как сверхобобщение, т. е. чрез­мерно емкие, широкие определения («яблоко — предмет потребления», «морковь — треугольник красного цвета», «бутылка — емкость для жид­костей» и т.д.), так и чрезмерная конкретность, сужение значения по­нятия («бутылка — во что наливают кефир, с зеленой крышкой», «спорт­смен — человек в физкультурной форме, с мячом в руках»).

Больные гораздо реже, чем здоровые, находили именно те признаки, которые обладают наибольшей дискриминационной силой и выбирали нужный уровень абстрактности этих признаков. Пример определения здоровых — «морковь — овощ оранжевого цвета в форме конуса, содер­жит много каротина». Очевидно, что это определение принципиально от­личается от приведенного выше примера, где морковь определяется как треугольник красного цвета. О важной роли нарушения социальной мо­тивации и направленности мышления свидетельствует чрезвычайная редкость признаков, которые в исследовании обозначены как «культур­ные метки» понятий или признаки, тесно связанные с определяемым по­нятием в данном культурном контексте. Именно эти признаки обладают наибольшей дискриминирующей силой и активно используются многи­ми здоровыми испытуемыми. Например, «бутылка — предмет, в который не стоит лезть в споре», «яблоко — плод, упавший на голову Ньютону» и т.д. Интересно, что «культурные метки» появляются у здоровых испы­туемых только при использовании модифицированной методики «опре­деления понятий», т.е. при инструкции не просто определить понятие, а определить его для другого человека. Следовательно, наличие таких ме­ток связано с социальной ориентацией на другого, коммуникативной на­правленностью мышления и способностью к смене позиции.

В России важный вклад в исследования нарушений мышления при шизофрении внесли работы Б. В. Зейгарник и ее учеников (Н. К. Киященко, М. М. Коченов, В. В. Николаева, Е. Т. Соколова). С концепцией Н. Камерона эти исследования сближает акцент на мотивационной природе нарушений мышления при шизофрении. Отличие заключается в том, что нарушения мышления исследо­вались отечественными учеными на основе деятельностного под­хода (см. подробнее т. 1, подразд. 6.1). Так, Б.В.Зейгарник в своей докторской диссертации опиралась на моделирующее пред­ставление о мышлении, как включающем три аспекта — операционный, динамический и мотивационный. В этой работе она вступает в спор со своим учителем — Л.С.Выготским, счи­тавшим, что при шизофрении происходит распад понятий и их возвращение к более примитивным структурам, по аналогии с комплексами и коллекциями у детей. Представлению о сниже­нии уровня обобщения она противопоставляет представление об искажении обобщения.


Искажение обобщения Б. В. Зейгарник определяла как опо­ру на случайные несущественные признаки вещей и явлений. Искажение обобщения ведет к разноплановости — опоре на совершенно разные основания (планы, аспекты) при опери­ровании понятиями. Таким образом, в рамках трехаспектной модели мышления Б. В. Зейгарник, искажение можно отнести к операционному аспекту, а разноплановость — к динамическому. Последняя проявляется в процессе выполнения ряда заданий на обобщение, когда происходит необоснованная смена оснований обобщения. Нарушения операционной стороны в виде искажения обобщения, а также нарушения динамического аспекта в виде разноплановости Б. В. Зейгарник связывала с мотивационным аспектом, что близко к позициям Л. С. Выготского и Н. Камерона. Приведем пример разноплановости мышления из ее работы (Зей­гарник Б. В. - 1962. - С. 115).

В опыте на классификацию предметов больной объединяет карточки следующим образом:

1) лыжник и свинья; объясняет: «Это означает противоположность зимы и лета; зима — это мальчик на лыжах, а свинья — на зелени»;

2) карандаш и козел: «Обе картинки нарисованы карандашом»;

3) самолет и дерево: «Это небо и земля»;

4) кошка, стол и слива: «Кошка на столе и слива тоже на столе»;

5) тетрадь, диван, книга: «На диване можно заниматься»;

6) часы, велосипед: «Часы измеряют время; когда едут на велосипе­де — тоже измеряют пространство»;

7) вилка, лопата, стол: «Это все твердые предметы; их нелегко сло­мать»;

8) кастрюля, шкаф: «Здесь есть отверстия».

На вопрос экспериментатора: «А может, можно по-другому разло­жить?», больной отвечает утвердительно, разрушает прежние группы, складывает в одну группу куст, кастрюлю, козла, объясняя: «Все начи­нается на букву «к».

На этом примере хорошо видно, как меняютсяоснования обобщения— то это цвет (2); то расположение в пространстве (3); то конкретно-ситуационный признак (4, 5); то твердость (7), то наличие отверстия (8). В некоторых случаях основания для объединения на­столько необычные, что их трудно квалифицировать (1, 6).

Искажение обобщения или разноплановость мышления харак­теризуется привлечением отдаленных, малозначимых признаков, аффективных связей, происходит также так называемый «отрыв слова от предмета», словесная оболочка начинает жить самостоятельной жизнью, содержательные связи и обобщения заменяются связями по созвучию.

Классический пример из учебника Б. В. Зейгарник «Патопсихоло­гия» (1986), когда пациент для запоминания слова «сомнение» при вы­полнении задания на исследование опосредствованного запоминания


по методике пиктограмм А. Р.Лурия рисует «сома». Помимо связей по созвучию существуют чрезвычайно отдаленные, многократно опосред­ствованные связи, в которых уже не остается ничего от первоначально­го значения понятия. Приведем пример из собственной практики. К слову «ум» пациентка рисует кастрюлю и поясняет свой рисунок сле­дующим образом: «У меня очень умный муж, и он помогает мне по хо­зяйству». В упомянутом примере связь отличается также эгоцентриз­мом, привлечением собственного аффективно значимого содержания, мало связанного со значением слова, предложенного для опосредство­ванного запоминания. Опора на аффективные связи может быть про­иллюстрирована другим примером при выполнении задания на класси­фикацию предметов: пациентка отказывается отнести грушу к продук­там питания, потому что «она груши не любит».

Мы уже приводили в качестве примера неадекватных обобщений объединение карандаша и ручки не на основании социально важной функции письма, а на основании малозначимого с позиций социализи­рованного мышления признака «наличие внутреннего содержимого». Также необычно и неожиданно больной может объединить карандаш с ботинком на основании того, что «оба эти предмета оставляют след».

Таким образом, у больных отмечается опора на случайные, малозначимые с точки зрения социальных аспектов анализируе­мого понятия признаки. Эти случайные, малозаметные для нас в повседневном опыте оперирования с предметами признаки по­лучили название слабых, латентных или маловероятных.

Склонность больных к оперированию латентными признаками оказалась на протяжении ряда лет в центре исследований целого научного коллектива лаборатории патопсихологии ВНЦПЗ АМН СССР (ныне НЦПЗ РАМН) под руководством Ю.Ф.Полякова. Он придерживался мнения, что за употреблением латентных при­знаков стоят нарушения операционного, а не мотивационного аспекта мышления. Много лет в лаборатории изучался операци­онный аспект познавательных процессов у больных шизофрени­ей. В результате было показано, что при всех видах деятельности у них страдает одно общее звено, или механизм, — операция актуализации знаний и представлений на основе прошлого опы­та. Суть этого нарушения состояла в том, что при выполнении различных заданий, требующих привлечения прошлого опыта {сравнение понятий, классификация предметов и др.), больные, в отличие от здоровых, использовали уже описанные нами латентные признаки, т. е. признаки незначимые, вторичные для характеристики культурного значения этого предмета или понятия (Поляков Ю.Ф. — 1982).

Первоначально эти нарушения понимались Ю. Ф. Поляковым как нарушения операционного аспекта — нарушение операции выбора, актуализации признаков предмета. Однако в дальнейших исследованиях было выявлено, что в основе описанных наруше-


иий операционной стороны мышления в конечном счете лежат мотивационные аспекты, т. е. снижение социальной ориентации и мотивации больных. Так, эксперименты на совместную деятель­ность показали, что больные не учитывают позицию и обстоя­тельства партнера и руководствуются лишь собственными пред­ставлениями. В исследованиях Т. К. Мелешко было показано, что и кооперативной деятельности с партнером больные оказывают­ся неспособными выбирать те признаки понятия, которые по­могли бы партнеру в решении общей задачи, они не ориентиро­ваны на партнера, не учитывают его позицию (Мелешко Т. К. — 1985). Близкие по смыслу результаты были получены в описанном иыше исследовании, основанном на модифицированной методи­ке определения понятий, когда для больных ставилась задача дать определение понятия так, чтобы по нему можно было догадаться, о чем идет речь, т. е. встав на позицию другого, неосведомленно­го человека (Холмогорова А. Б. — 1983, а).

В эксперименте, проведенном Т. К. Мелешко, в качестве стимульно-го материала больным предъявлялись геометрические фигуры, причем испытуемый и экспериментатор получали по одинаковому комплекту таких фигур. Каждому по очереди необходимо было загадать одну из фигур и описать ее в соответствии с имеющимися признаками так, что­бы партнер мог догадаться, о какой именно фигуре идет речь. В отличие от здоровых испытуемых больным часто не удавалось выделить призна­ки, обладающие достаточной дифференцирующей силой, и сообщить их партнеру. Эти эксперименты свидетельствовали о снижении направ­ленности на партнера при выполнении совместной деятельности.

О важной роли нарушений ориентации на социальные нормы в ис­пользовании латентных признаков свидетельствуют уникальные ис­следования Н.П.Щербаковой (Щербакова Н.П. — 1976), значимость которых до сих пор по достоинству не оценена. Исследование носило характер срезового, изучалась склонность оперировать латентными при­знаками у детей разных возрастов, как здоровых, так и больных шизо­френией. Во всех возрастах больные дети при выполнении заданий на оперирование понятиями употребляли больше латентных признаков, чем здоровые. Однако было установлено, что число латентных призна­ков, употребляемых здоровыми и больными, сближается в подростко­вом возрасте. Этот факт сложен для интерпретации, тем не менее можно попытаться осмыслить его, отталкиваясь от специфики подросткового возраста. Хорошо известно, что дети этого возраста нередко отличают­ся склонностью к протестному поведению и негативизму, нарушению социальных норм, а нередко и выраженной ненормативностью поведе­ния. Характерно, что тенденция к использованию латентных призна­ков у здоровых подростков падает по мере взросления, но сохраняется у детей, страдающих шизофренией. Из этого можно сделать вывод, что снижение социальной направленности у здоровых детей носит ситуа­тивный, транзиторный характер и имеет, видимо, важную для зрелой личности функцию переосмысления норм, критического отношения к


ним. В то время как у детей, страдающих шизофренией, игнорирование социальных норм носит стойкий характер, тем самым отражая внесоци-альную направленность развития.

О нарушении социальной направленности и мотивации сви­
детельствуют также исследования произвольной регуляции по-
знавательной деятельности.
Они показали большую сохран­
ность непроизвольного внимания и памяти и нарушения произ­
вольной регуляции деятельности у больных, в частности способ­
ности использовать мнемотехнические средства для улучшения
запоминания (Критская В. П., Савина Т.Д. — 1982; Савина Т. Д. —
1991). Так, больным, в отличие от здоровых, не удавалось исполь­
зовать смысловую группировку слов для улучшения продуктив­
ности их запоминания (см. подробнее т. 1, подразд. 6.1.6). При по­
пытках усиления экспертной мотивации продуктивность деятель­
ности у больных росла значительно меньше по сравнению со
здоровыми и более сохранными больными. *

Фундаментальное исследование нарушения психической ак­тивности у больных шизофренией на модели целеполагания было проведено Н.С. Куреком (Курек Н.С. — 1982, 1996). В ка­честве одного из проявлений нарушения психической активности рассматривается адинамия уровня притязаний. Последний от­стает от уровня достижений и характеризуется статичностью (не меняется вместе с изменением уровня достижений), т.е. цель перестает выступать в качестве фактора, направляющего и стиму­лирующего психическую активность у больных шизофренией.

Исследования психического дефекта у больных шизофренией и предиспозиции {предрасположенности) к заболеванию у их здоровых родственников позволили развести особенности пси­хической деятельности, характеризующие склонность к за­болеванию, и изменения психической деятельности в результа­те болезненного процесса. Нарушения актуализации знаний на основе прошлого опыта оказалось характерным как для больных, так и для их здоровых родственников (Литвак В. А. — 1982; Ме-лешко Т.К., Критская ВД1., Литвак В.А. — 1982). Нарастающее снижение психической активности в виде дефицита социальной мотивации и произвольной регуляции деятельности характеризу­ет изменения психики в результате болезни.

Основным итогом многолетней работы лаборатории является выделение шизофренического патопсихологического синдрома. Роль ведущего механизма в этом синдроме отводится нарушению «потребностно-мотивационных характеристик социальной регу­ляции психической деятельности и поведения» (Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю.Ф. — 1991. — С. 185). Таким образом, в результате многолетних исследований коллектив лаборатории приходит к подтверждению положения Б. В. Зейгарник о ведущей


роли мотивационного аспекта в нарушениях мышления при шизофрении. В одной из последних работ, выполненных под руководством Б. В. Зейгарник, эти идеи также получили дополни-1сльное экспериментальное подтверждение (Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б. — 1985; Холмогорова А. Б. — 1983, а,б). В этом исследовании была выявлена связь между нарушениями целепо-пагания у больных шизофренией и снижением социальной моти-нации и ориентации больных. При оперировании понятиями Оольные гораздо реже опирались на культурный социальный опыт, им не удавалось поставить себя на место другого человека при решении задач, предполагающих такое внутреннее действие. Снижение способности к смене позиции, а также отсутствие на­правленности на осознание и изменение неверных оснований деятельности было зафиксировано также при решении творческих тдач (Зарецкий В. К., Холмогорова А. Б. — 1983). Все это позво­нило авторам сделать вывод о нарушении рефлексивной регуля­ции и коммуникативной направленности мышления и дея­тельности у больных шизофренией. Под коммуникативной направленностью понимается способность больных встать на место другого человека, увидеть ситуацию его глазами, ориенти­роваться на него в условиях совместной деятельности.

Как видно в отечественных исследованиях, выполненных под руководством Б.В.Зейгарник и Ю.Ф.Полякова, проводились эксперименты, показавшие специфику нарушений психических процессов, лежащих в основе взаимодействия с другим человеком. Эти процессы были обозначены как нарушения социальной на­правленности, коммуникативной направленности, рефлек­сивной регуляции мышления. В современных западных психо­логических исследованиях шизофрении эти процессы описыва­ются с помощью понятий «социальные когниции», «теория психического» («theory of mind»), «ментализация». Они на­ходятся в центре внимания ученых, с их нарушением связывают­ся наиболее негативные последствия для социальной адаптации больных (см. подразд. 2.2). Важно отметить, что в отечественной клинической психологии уже в 1980-х гг. был сделан вывод о де-фитарности вышеназванных процессов и их центральной роли для понимания природы и специфики нарушений мышления у больных шизофренией.

Все перечисленные исследования в целом подтверждают взгляды Б. В. Зейгарник на природу патологии мышления при шизофрении и склоняют чашу весов в пользу традиции, идущей от Е. Блейлера и Н. Камерона. Согласно этим концепциям на­рушения мышления тесно связаны с нарушениями социально обусловленной мотивации. Полученные данные можно также интерпретировать как подтверждение культурно-исторической концепции происхождения ВПФ Л.С.Выготского, который


предчувствовал, что исследования шизофрении могут пролить дополнительный свет на тайны устройства и происхождения че­ловеческой психики.

Рассмотренные выше исследования отечественных авторов показывают, что утрата «культурных», социальных способов оперирования понятиями, снижение уровня опосредствован-ности деятельности связаны с утратой социальной ориента­ции и мотивации. Наиболее важным результатом отечественных исследований нарушений мышления при шизофрении было выяв­ление нарушения личностного, мотивационного аспекта познава­тельной деятельности, как центрального при этом заболевании.

Было убедительно показано отсутствие повышения продуктив­ности деятельности восприятия, внимания, мышления, запоми­нания при повышении социально значимой мотивации в ситуации психологического эксперимента (Соколова Е.Т. — 1976; Коче-нов М.М., Николаева В.В. — 1978; Савина Т.Д. — 1991). Также обнаружено, что нарушение произвольной регуляции деятель­ности выражается в снижении: 1) способности к использованикх средств (т.е. уровня опосредствованности высших психических функций); 2) уровня рефлексивности мышления (т.е. способности к смене позиции, осознанию и перестройке оснований собствен­ной деятельности); 3) коммуникативной направленности мыш­ления (т.е. способности учитывать позицию другого человека). Деятельность больных становится как бы роботообразной, лиша­ется активного начала в виде социальной мотивации, целепола-гания, рефлексии и основанной на ней саморегуляции (Зейгар-ник Б. В., Холмогорова А. Б. — 1985).

Ригидность психических процессов как глобальная характери­стика когнитивного стиля стала предметом исследований, прово­димых сотрудниками НЦПЗ РАМН в рамках модели диатеза (Савина Т.Д., Орлова В.А., Трубников В.И., Саватеева Н.Ю., Одинцова С. А. — 2001). Была выдвинута гипотеза о том, что ри­гидность обнаруживается уже у родственников больных и пред­ставляет собой фактор уязвимости — предиспозицию к заболева­нию. Была также поставлена задача изучения влияния среды и субстратных, мозговых изменений, как возможных биологических основ ригидности психических процессов, что соответствует со­временной интенции на комплексный, системный биопсихосо­циальный подход, учитывающий факторы разных уровней.

Динамические показатели психической активности и ригидности оценивались по показателям темпа, гибкости и продуктивности выпол­няемой деятельности. Исследование 26 семей больных (всего 88 человек) обнаружило, что показатели больных и их родственников существен­но отличались от таковых в контрольной группе (всего 100 человек). У больных и их родственников отмечались заметные затруднения при переходе на новый способ деятельности, время выполнения задания и


количество ошибок было выше, усиление экспертной мотивации также не оказывало существенного влияния на их деятельность. Коэффициент наследуемости ригидности психических процессов оказался высоким, (ложные процедуры математического анализа подтвердили существо-ил ние связи ригидности психических процессов с морфологическими изменениями мозга, как у больных, так и у их родственников (расшире­ние желудочков). Эти исследования уточняют понятия биологической и психологической уязвимости к шизофрении и их связи между собой.

Большинство современных западных исследований нарушений психических функций при шизофрении проводились на основе когнитивно-бихевиоральной психологической традиции, в рамках которой доминирует модель мышления как процесса переработки информации. Хотя эта модель также вскрывает своеобразие мышления больных, несводимое к простому сниже­нию уровня обобщения, мотивационный аспект мышления, как правило, выносится в ней за скобки.

В зарубежных исследованиях нарушения когнитивных про­цессов по-прежнему рассматриваются как центральный психоло­гический дефицит у больных шизофренией, который в последнее время все чаще напрямую связывается с имеющимися у больных отклонениями в структуре и функционировании головного мозга, что позволяет говорить о нейропсихологическом дефиците. По разным данным около 85 % больных шизофренией имеют те или иные симптомы этого дефицита. Начиная с 1970-х гг. прово­дятся лонгитюдные (проспективные) и ретроспективные иссле­дования, направленные на оценку преморбидных (до заболева­ния) особенностей когнитивных процессов при шизофрении. Как в этих исследованиях, так и в исследованиях двух последних де­сятилетий показано, что школьная успеваемость детей, впослед­ствии заболевших шизофренией, была значимо хуже, чем успе­ваемость их сверстников, и они демонстрировали также более низкий коэффициент интеллекта (IQ).

Следует помнить, что это усредненные статистические данные, г. е. низкий коэффициент интеллекта имел место лишь у части больных, причем в основном у лиц мужского пола, впоследствии заболевших шизофренией. Были также проведены исследования монозиготных близнецов, дискордантных по заболеванию. При­мерно 95 % заболевших шизофренией показывали в детстве зна­чимо более низкие достижения по ряду интеллектуальных тестов по сравнению со своими здоровыми сиблингами (Goldberg Т.Е., Torrey E. F, Gold J. M. et al. - 1993).

Опять возврат к гипотезе слабоумия? В отечественных иссле­дованиях эта гипотеза была отвергнута. На Западе также не все исследователи склонны возвращаться к представлениям Э. Кре-пелина и К. Гольдштейна, а идут по пути поиска моделей, учиты­вающих своеобразие нарушений когнитивной сферы у этих


больных. Существуют солидные исследования, которые лишь частично подтверждают описанные выше результаты. Исследова­тели отмечают, что низкие показатели интеллекта отмечаются далеко не у всех детей, позднее заболевших шизофренией, и де­лают вывод, что когнитивные нарушения не обязательный пре-диспозиционный фактор (David A. — 1999) и их выявление во многом зависит от используемых критериев (Parnas A. et al. — 2007). Более того, оказалось, что одним из факторов риска могут быть... высокие достижения в обучении. В процессе отслеживания финской когорты 1966 г. рождения (всего 12 058 человек) при обследовании в 2000 г. в возрасте 34 лет было выявлено 111 слу­чаев шизофрении. В результате сложного математического ана­лиза были установлены факторы риска, которые, в частности, позволили авторам исследования сделать следующий вывод: «Не только низкие достижения ассоциируются с повышенным риском шизофрении: девочки из бедных слоев населения и умные маль­чики1 имели высокий риск заболеть шизофренией по контрасту со своими сверстниками» (Isohanni M. et al. — 2006. — P. 168).

Таким образом, выраженность и специфика когнитивного дефицита у больных шизо







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.