Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Феноменология, критериидиагностики иэпидемиология





Проявления депрессии разнообразны и варьируют в зависи­мости от формы заболевания. Наиболее типичные признаки рас­стройства проявляются в эмоциональной, когнитивной, физио­логической и поведенческой сферах.

Эмоциональные проявления

■ Тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние.

• Тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды.

• Раздражительность.


• Чувство вины, частые самообвинения.

• Недовольство собой, снижение самооценки.

• Снижение или утрата способности переживать удовольствие от ра­нее приятных занятий.

• Снижение интереса к окружающему.

• Утрата способности переживать чувства (в случае глубоких депрес­сий).

Мыслительные проявления

• Трудности сосредоточения, концентрации внимания.

• Трудности принятия решений.

• Преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жиз­ни, о мире в целом.

• Мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием пер­спективы, мысли о бессмысленности жизни.

• Мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии).

• Замедленность мышления.

Физиологические проявления

• Нарушения сна (бессонница, сонливость).

• Изменения аппетита (его утрата или переедание).

• Нарушение функции кишечника (запоры).

• Снижение сексуальных потребностей.

• Снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных фи­зических и интеллектуальных нагрузках, слабость.

• Боли и неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в обла­сти желудка, в мышцах).

Поведенческие проявления

• Пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную актив­ность.

• Избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям).

• Отказ от развлечений.

• Алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение.

В психиатрии было предпринято множество попыток класси­фицировать депрессивные расстройства по разным основаниям: по их предполагаемой этиологии, по симптоматике, по течению болезни и т.д.

В отечественной психиатрии традиционно существует деление депрессий на эндогенные и психогенные формы, связанное с их различной предполагаемой этиологией. Обязательными призна­ками эндогенной депрессии считаются: 1) отсутствие видимых и психологически понятных причин; 2) наличие витальной тоски; 3) большой удельный вес соматовегетативных проявлений в структуре синдрома; 4) наличие суточных колебаний самочувствия


(суточного ритма) с типичным ухудшением в утренние часы; S) наличие сезонных ухудшений; 6) наследственная отягощен-иость (наличие близких родственников, страдающих аффективной патологией). Происхождение эндогенных депрессий объясняют преимущественно биологическими факторами — генетическими, нейрохимическими, психофизиологическими.

Психогенные депрессии субклинического уровня составляют i ри четверти (74,8 %) всех депрессий, выявленных при невыбо­рочном популяционном обследовании здорового работающего населения (Вертоградова О. П. — 1980). Толчком к развитию этих состояний служат психотравмирующие события, необратимые утраты, с которыми трудно примириться, — смерти родственни­ков, разрывы отношений с близкими людьми, семейные несча­стья, смены жизненных стереотипов с утратой социальных связей. Содержание депрессивных переживаний здесь всегда тематически связано с этим реальным событием.

Ряд отечественных исследователей выделяет также невроти­ческую депрессию — хроническое состояние с выраженной со-матовегетативной симптоматикой и неглубоким уровнем аффек­тивных расстройств (Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. — 1984). В силу их затяжного, хронического характера эти состояния близки к характерологическим нарушениям.

Систематика депрессивных расстройств в МКБ-10 значитель­но отличается от предшествующих классификаций. Все формы депрессии включены в раздел «Аффективные расстройства на­строения» — F3. Специфика его организации заключается в сле­дующем:

1. Не используется дихотомическое подразделение депрессий на «эндогенные» и «невротические» («реактивные»). Причиной отказа от этих традиционных терминов послужили результаты многочисленных многолетних исследований, не подтвердивших валидность такой дихотомии (см. подразд. 3.3).

2. Центральной диагностической категорией является понятие «депрессивный эпизод», подразумевающее сочетание определен­ных психических и соматических признаков.

3. В основу классификации депрессий положены следующие критерии: а) количество симптомов; б) тяжесть наблюдаемых расстройств; в) варианты их течения (монополярный или бипо­лярный, единичный или повторяющийся эпизод, хронический вариант).

Депрессивный эпизод может иметь три степени тяже­сти, которые различаются характером и количеством симптомов. Для постановки диагноза легкий депрессивный эпизод (F.32.0) необходимы два из следующих трех основных симптомов: сни­женное настроение, утрата интересов и способности получать удовольствие, повышенная утомляемость. Помимо них должно


быть выявлено еще хотя бы два из следующих пяти дополнитель­ных симптомов: сниженная способность к сосредоточению и вниманию, сниженные самооценка и чувство уверенности в себе, идеи виновности и уничижения, мрачное и пессимистическое видение будущего, идеи или действия, направленные на самопо­вреждение или суицид. Минимальная продолжительность со­стояния, необходимая для постановки диагноза, примерно две недели.

Для постановки диагноза умеренный депрессивный эпизод (F.32.1) необходимы также два из вышеперечисленных основ­ных симптомов и уже четыре или больше из дополнительных. Минимальная продолжительность состояния, необходимая для постановки диагноза, также примерно две недели.

При тяжелом депрессивном эпизоде (F.32.2 и F.32.3) больной обнаруживает значительное беспокойство и ажитированность, хотя в некоторых случаях может отмечаться и заторможенность, почти всегда присутствует соматический синдром. Присутствуют все три основных симптома и еще четыре или более — дополни­тельных, часть из них должна быть ярко выражена. Эпизод должен длиться, по меньшей мере, две недели, при этом следует помнить о высоком риске суицидов. Тяжелый депрессивный эпизод с пси­хотическими симптомами (F.32.3) может сопровождаться бредом, галлюцинациями или депрессивным ступором.

Рекуррентное депрессивное расстройство (F33) (соответ­ствует категории «монополярная депрессия») характеризуется повторными эпизодами депрессий. Возраст начала, тяжесть, дли­тельность и частота эпизодов при этом расстройстве очень раз­нообразны. В межприступном периоде обычно отмечается полное выздоровление. При диагностике этого расстройства с помощью дополнительного кода уточняется тип текущего эпизода.

В группе устойчивых {хронических) расстройств настро­ения выделяются относительно неглубокие нарушения в виде циклотимии и дистимии. Циклотимия (F.34.0) длится годами, в силу этого она причиняет дискомфорт и может приводить к на­рушению продуктивности. Основная черта — постоянная, хро­ническая нестабильность настроения с многочисленными перио­дами легкой депрессии и легкой приподнятости, ни один из ко­торых не является достаточно выраженным или продолжитель­ным, чтобы отвечать критериям биполярного аффективного расстройства или рекуррентного депрессивного расстройства. Отдельные эпизоды изменения настроения не отвечают критери­ям маниакального или депрессивного эпизода.

Дистимия (F.34.1) — категория, имеющая много общего с концепцией невротической депрессии. Основной чертой являет­ся длительно сниженное настроение и усталость, которое никог­да (или очень редко) не бывает достаточным для критериев ре-


куррентного депрессивного расстройства легкой или средней ггспени. Обычно это расстройство начинается в молодом возрас­те, его длительность может достигать многих лет.

Достоинство новой классификационной системы заключает­ся в том, что она «безусловно, повысила точность диагностики депрессий и унифицировала ее» (Клиническая психология. — 2002 — С. 1047). Вместе с тем использование МКБ-10 сталкивает исследователя или врача и с некоторыми трудностями, так как им приходится оперировать слишком большим количеством допол­нительных кодов и шифров, отражающих степень тяжести сим­птоматики, количество симптомов и тип течения заболевания.

В настоящее время расстройства настроения в форме депрес­сий являются самым распространенным психическим заболева­нием в общей популяции и в популяции больных, обращающих­ся за помощью к врачам общей медицинской практики и к пси­хиатрам. Около 100 млн человек ежегодно обращаются за помо­щью по поводу депрессивных состояний (Sartorius, 1990). Амери­канские исследования показали, что распространенность в по­пуляции так называемого большого депрессивного расстройства (major depression) по критериям DSM-III-R на протяжении жиз­ни и за 12 мес составляет 17,1 и 10,3 % соответственно (Kessler R., McGonagle К., Zhao S. — 1994). Этим расстройством страдают 6—10 %v.ot числа обращающихся в первичную медицинскую сеть (KatonW. - 1998).

Сбор данных о распространенности депрессий в нашей стране был значительно затруднен отсутствием единой классификаци­онной системы. Тем не менее полученные в 1990-х гг. рядом ис­следователей данные также свидетельствуют о значительной рас­пространенности этого заболевания. Так, говоря о пациентах психоневрологических диспансеров, О. П. Вертоградова и соавто­ры (1990) определяют распространенность депрессий 64 %. В ходе невыборочного популяционного обследования на одном из мо­сковских предприятий депрессия была выявлена у 26 % работни­ков. Среди обратившихся к терапевту первичной медицинской сети 68 % пациентов имели «признаки депрессии». По данным сотрудников Научного центра психического здоровья РАМН РФ, среди пациентов, обратившихся в «кабинет неврозов» московской районной поликлиники, 34 % страдали депрессиями различной тяжести (Богдан М.Н., Долгов С. А., Ротштейн В. Г. — 1996). По более поздним отечественным данным, общее число жителей России, страдающих депрессивными и тревожными расстрой­ствами и нуждающихся в помощи, составляет около 9 млн чело­век, т.е. примерно 7 % населения России (Ротштейн В. Г., Богдан М. Н., Суэтин М. Е. — 2005). В результате проведенного в Москве клинико-эпидемиологического исследования установлено, что депрессивные расстройства встречаются у 21,5 % пациентов, об-


ратившихся за помощью к терапевту (Смулевич А. Б. — 2003), а среди пациентов кабинета неврозов при поликлинике депрессив­ные расстройства были выявлены в 38,2 % случаев (Шмаонова Л.М., Бакалова Е.А — 1998).

Независимым от страны, в которой проводились исследования, является тот факт, что монополярная депрессия наблюдается у женщин в два раза чаще, чем у мужчин. Она может начаться в любом возрасте, средний возраст начала — около 40 лет. Бипо­лярные нарушения начинаются, как правило, несколько раньше; диапазон начала охватывает период от детства до 50 лет, средний возраст начала — 30 лет. В целом монополярная депрессия чаще возникает у одиноких людей, не имеющих тесных дружеских связей, у разведенных или живущих отдельно супругов. Биполяр­ные расстройства также с большей частотой отмечаются у одино­ко проживающих людей, но это может объясняться более ранним началом заболевания и тем разладом, которое оно приносит в семейную жизнь.

В настоящее время специалисты располагают большим арсе­налом средств лечения депрессии. К ним относят психотропные препараты — антидепрессанты, различные формы психотерапии (среди которых как наиболее эффективные зарекомендовали себя психодинамическая, когнитивно-бихевиоральная и интерперсо­нальная), а также электросудорожную терапию. Вместе с тем по разным причинам только 50 % больных депрессией получают не­обходимую помощь. Одни не обращаются за помощью потому, что не осознают факта болезни, для других становится трудной любая активность, в том числе посещение врачей. Для некоторых служит барьером негативное отношение общества к психическим заболеванием. Во многих случаях, особенно когда заболевание проявляется в виде соматических симптомов, врачи общей прак­тики не устанавливают правильный диагноз.

Факты, свидетельствующие, с одной стороны, о негативном воздействии депрессии на самого больного, его семью, общество в целом, а с другой — о низкой выявляемое™ случаев болезни, послужили в ряде стран толчком для создания программ, наце­ленных на широкую пропаганду знаний о депрессии среди на­селения, на повышение квалификации врачей-интернистов и других специалистов в области распознавания и лечения депрес­сий. Примером этому могут служить программы Национального института психического здоровья США. Аналогичные программы появились и в нашей стране (Краснов В.Н. — 2000).

* * *

Итак, депрессивныерасстройстваявляютсянаиболеераспростра­неннымвидомпсихическихзаболеваний. Онисопровождаютсямного-


численнымитяжелымипоследствиямиввидеснижениятрудоспособ­ности, нарушенийсоциальнойадаптации, трудностейсемейного функционирования, повышеннойсмертностивсилусопряженногос нимисуицидальногориска, атакжеихотягощающеговлияниянасо­путствующиесоматическиеболезни.

Систематическиеисследованиядепрессивныхрасстройствбыли начатыпсихиатрамивXIX в. Пионерамивихпсихологическомосмыс­лениисталиклассикипсихоанализаЗ.ФрейдиК.Абрахам, которые связалидепрессиюстравматическимдетскимопытомввиденеудо-нлетворительныхдетско-родительскихотношений (раннимразочаро­ваниемвлюбви), дезадаптивнымиличностнымичертами (враждеб­ностьюиинтернализованнымгневом), трудностямиотношенийс другимилюдьми, обусловленными«выборомобъектананарциссиче-скойоснове».

Впсихиатриибылопредпринятомножествопопытокклассифици­роватьдепрессивныерасстройствапоразнымоснованиям: поих предполагаемойэтиологии, посимптоматике, потечениюболезнии т.д. Длительноевремявпсихиатриивкачествеосновногоиспользо­валосьделениедепрессийнаэндогенныеипсихогенныеформы. ВМКБ-10, наосновеоценкиколичествасимптомов, ихтяжестии вариантовтечения, вкачествеосновныхпридиагностикедепрессий выделяютсякатегории«депрессивныйэпизод», «рекуррентноеде­прессивноерасстройство», «биполярноерасстройство», «дистимия», «циклотимия».

Основныетеоретическиемодели

Современная наука признает сложную мультифакторную при­роду дперессии. Общепризнано, что возникновение депрессий детерминировано действием различных механизмов — биологи­ческих, психологических и социальных (см. т. 1, подразд. 2.6).

Не будем специально анализировать биологические модели депрессии, но рассмотрим некоторые биологические факторы. К ним относят, прежде всего, специфические нарушения нейро­химических процессов (обмена нейромедиаторов — серотонина, норадреналина, ацетилхолина и др.). Эти биохимические на­рушения могут быть наследственно обусловлены. В семьях боль­ных часто наблюдаются аффективные расстройства (как моно­полярные депрессии, так и биполярные), что свидетельствует о вкладе генетических факторов в возникновение депрессий. При­близительно 50 % больных биполярными расстройствами имеют хотя бы одного родителя, страдающего расстройствами настрое­ния, чаще — монополярной депрессией. Если один из родителей страдает биполярными расстройствами, то потомок будет иметь расстройство настроения с вероятностью 27 %. Если оба родите­ля имеют биполярное расстройство, вероятность заболевания у


ребенка будет составлять от 50 до 70 %. Близнецовые исследования показали, что уровень конкордантности составляет 67 % для би­полярных расстройств у монозиготных близнецов и 20 % — у ди-зиготных. Конкордантность при монополярной депрессии суще­ственно ниже. Таким образом, результаты генетических исследо­ваний подтверждают существование генетической основы депрес­сии (Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. — 1998). Ее важным биологиче­ским маркером является нарушение структуры сна.

Психоаналитическиемодели

Со времен классического психоанализа психоаналитическая теория отошла от толкования депрессии как «болезни агрессивно­сти» (Полмайер Г. — 1998 — С. 687). С развитием Эго-психологии и теории объектных отношений (см. т. 1, гл. 3) фокус внимания психоаналитиков переместился на объектные отношения при депрессии, на характеристики Эго и Самости, в частности на проблемы самооценки и ее детерминант. Рассмотрим соответ­ствующие модели.

В концепции депрессии Шандора Радо описываются сложные интерперсональные отношения депрессивных больных. По мне­нию этого автора, депрессивных людей отличает выраженная зависимость от другого человека в том, что касается удо­влетворения их потребностей и самоуважения. В отношениях с другими людьми они руководствуются «пассивно-рецептивными» (т.е. стремлением получать поддержку, заботу, принятие, пони­мание и руководство) и «нарциссическими» (стремлением под­держивать самоуважение, ощущая восхищение других людей и используя их для поддержания собственного престижа и статуса) желаниями. Движимые ими, депрессивные люди часто развивают в себе особую способность располагать людей. Однако по мере обретения уверенности в отношениях они становятся все более требовательными и агрессивными, что доводит партнера до гра­ниц толерантности и заставляет его стремиться к разрыву. Видя это, они впадают в другую крайность и начинают молить о про­щении, развивая чувство вины и жалости к себе.

Ш.Радо был убеждена том, что ядро депрессии составляет желание быть «накормленным матерью», что объясняет и описан­ную К.Абрахамом оральную фиксацию и стойкую потребность в поддержке и заботе со стороны других людей. Желательными для депрессивного больного становятся отношения, при которых другой человек «все ему дает», а он в ответ может контролировать и терроризировать его, что приводит к разрыву и утрате объекта. Последующая депрессия рассматривается Ш. Радо как процесс, направленный на возвращение любви нужного объекта. Этому интерперсональному процессу соответствует сложная внутрипси-


чическая борьба. После разрыва роль утраченного объекта прини­мает «Сверх-Я», которое критикует и наказывает депрессивного. Теперь «Я» ищет любви и прощения не со стороны внешнего, а интериоризированного в «Сверх-Я» объекта посредством аутоа-i рессии — через самообвинения и самонаказания (цит. по: Arietti (i., Bemporad M. — 1976).

Отто Фенихель развивал идеи Ш. Радо о депрессивных лю­дях как патологически жаждущих любви. К идеям К.Абрахама, \. Фрейда и Ш. Радо он добавил еще один аспект. Центральным элементом депрессии О. Фенихель считал колебания самооцен­ки. Человек, чья самооценка зависит от внешних моментов, об­речен испытывать такие колебания: «Индивиды, фиксированные на состоянии, в котором самоуважение регулируется снабжением извне..., чрезмерно нуждаются во внешних ресурсах. Всю жизнь они ненасытны. Речь идет о хронической жажде, направленной но внешний мир. Если же его нарциссические потребности не удовлетворяются, то самооценка резко и опасно падает» (Фени­хель О. — 2004 — С. 504). Он полагал, что депрессивная личность и детстве перенесла «нарциссическую травму», т.е. испытала раннее разочарование в родительской любви, в результате чего их самооценка приравнивается к отношению других людей.

С определенного момента инстанция «Я» (как регулятор са­моуважения) становится центральной в аналитическом учении о депрессии. Эдвард Бибринг продолжил изучение депрессии с позиций Эго-психологии. Знаменитую работу о механизмах де­прессии он начал с рассмотрения нескольких типичных примеров этих состояний.

1. Молодая девушка впадает в депрессию в начале Второй мировой войны после объявления всеобщей мобилизации, поскольку ощущает себя во власти безжалостных и неперсонифицированных сил, распоря­жающихся человеческими жизнями. 2. У молодого человека депрессия развилась на фоне монотонной и рутинной профессиональной деятель­ности, не позволяющей ему испытать ощущение собственной силы при столкновении с настоящими трудностями и испытаниями. 3. У пожило­го мужчины развивается депрессия после выявления неоперабельной формы рака. Во всех случаях люди испытывали состояние беспомощ­ности при воздействии внешних сил и неизбежно становились очевид­цами собственной слабости, неполноценности, краха. Во всех случаях грусть была связана с самооценкой личности.

Автор подчеркивал центральную роль переживаний беспомощ­ности и бессилия в генезе депрессии: не сама по себе утрата объ­екта является определяющей характеристикой, а репрезентация индивидом собственной неспособности достигать целей. «Депрес­сия может быть определена как эмоциональное выражение состояния беспомощности и бессилия Эго, независимо от того, что могло вызвать срыв механизма, регулирующего самооцен-


ку» (Bibring E. — 1977 — P. 24). Какова природа этой беспомощ­ности? Э. Бибринг сделал важное добавление: «Депрессия воз­никает в результате разрыва между высоко заряженными нарцис-сическими притязаниями, с одной стороны, и мучительным осознаванием собственной (реальной или кажущейся) беспомощ­ности и неспособности соответствовать этим притязаниям» (Там же. — Р. 25). Завышенные притязания могут лежать в тр ех об­ластях: 1) желании быть ценимым, любимым, никогда не ощу­щать собственной неполноценности или недостаточной ценности; 2) желании быть сильным, превосходить других, быть всегда хо­рошо защищенным; 3) быть хорошим, любящим, не испытывать агрессии, ненависти, деструктивных импульсов.

Комментируя возможные источники депрессии у взрослых, Э. Бибринг обращается к инфантильным переживаниям. Он не согласен с тем, что предрасположенность к депрессии вызвана нарциссической травмой, связанной с неудовлетворенностью оральных нужд. Частые фрустрации оральных потребностей ре­бенка индуцируют тревогу и гнев. Если фрустрация продолжает­ся, несмотря на сигналы младенца, чувство гнева сменяется на состояние истощения, беспомощности и депрессии. Таким об­разом, не сама по себе оральная фрустрация, а младенческий опыт состояний беспомощности Эго, когда ребенок бессилен получить необходимое, является наиболее существенным предиспозици-онным фактором депрессии. Другими словами, Э. Бибринг утверждал, что люди могут быть предрасположены к депрессии вследствие: а) своих нереалистичных или невыполнимых желаний; б) пережитого ранее сильного чувства или реального опыта бес­помощности.

Джудит Якобсон, посвятившая 25 лет изучению депрессий, также рассматривала снижение самооценки и слабость Эго в форме зависимости как центральные психологические проблемы при этой патологии. Она выявила несколько внутрипсихических механизмов, порождающих чрезвычайную хрупкость самооцен­ки: 1. Чрезмерно суровое, карающее супер-Эго. При депрессии супер-Эго недостаточно сформировано, оно все еще перегру­жено мнениями и сентенциями людей из прошлого пациента.

2. Ложные Эго-идеалы, связанные с нереалистичными или грандиозными идеализируемыми либидонозными объектами.

3. Патологическое развитие саморепрезентаций — искаженный или отвергаемый образ собственного тела. 4. Незрелые функции Эго.

Современные теории депрессии сочетают классические по­ложения и более поздние формулировки Эго-психологии и теории объектных отношений. Так, Дж.Ариетти и М.Бемпорад выделяют два интенсивных базисных желания при депрессии — «быть пассивно удовлетворяемым "сильным Другим", постоянно


убеждаемым в собственной ценности и свободным от чувства мины» (Arietti G., Bemporad M. — 1976. — Р. 167). Руководствуясь желанием найти «сильного Другого», пациент устанавливает ин­фантильные зависимые взаимоотношения по типу «цепляния» за нужного человека при постоянном предъявлении ему требований. И случае когда переживания сфокусированы на теме «достижение шачимой цели», индивид стремится подтвердить собственную ценность путем достижений и титанических усилий. Депрессия развивается, когда исчезает «значимый Другой» или не достига­ется «значимая цель».

Суммируем основные положения современной психодина­мической модели депрессии:

1) онтогенетическим предрасполагающим к депрессии момен­том являются ранние утраты и разочарования в объектах при-иязанности;

2) возникновение депрессии связано с дефицитом самоуваже­ния;

3) для депрессивной личности характерна выраженная зави­симость от внешних источников удовлетворения — проявлений заботы, поддержки, любви и восхищения со стороны других лю­дей или достижения значимых целей;

4) существуют трудности как автономности, так и установления близо$ти с другими людьми вследствие неразрешенных конфлик­тов, уходящих корнями в младенчество.

Сложные психологические процессы (ранние утраты, разо­чарования, дефицит заботы и самоуважения и т.д.) образуют основу повторяющихся эпизодов депрессии, в которых драмати­ческие события детства разыгрываются в контексте новых отно­шений со значимыми людьми (Karasu В. — 1990).

Выявление различных типов депрессии (или типов депрессив­ной личности) — важное направление психоаналитических изы­сканий. Американский исследователь Сидни Блатт синтезировал теории классического анализа и Эго-психологии и предположил, что существуют две формы депрессий, тесно связанные с определенными личностными факторами: 1) анаклитинеская (связанная с межличностной зависимостью); 2) интроективная (связанная с высокой самокритикой) (Blatt S. — 1992). Эти формы депрессии исследовались в аспектах онтогенетического развития, предрасполагающих личностных характеристик, клинических проявлений и бессознательных конфликтов.

Возникновение анаклитинеской депрессии связано с про­блемами в сфере привязанностей; ее манифестации часто пред­шествуют стрессогенные межличностные события — конфликты, разрывы, утраты и партнерские измены, вызывающие у зависимой личности переживания «брошенности», сильный страх и от­чаяние. Этой форме депрессии соответствуют такие клинические


проявления, как беспомощность, слезливость, неустойчивость настроения, злоупотребление психоактивными веществами и наличие «пограничных личностных черт». Человек испытывает интенсивный хронический страх быть покинутым, при этом от­чаянно желая быть любимым, ощущать заботу, опеку и защиту. Другие люди ценятся как источники заботы, комфорта и удовлет­ворения, которые они могут дать. Сепарация от других или утрата служат источником мощного страха и мрачных предчувствий, которые обычно перерабатываются с помощью примитивных средств, таких как отрицание или отчаянный поиск замены объ­екта (Blatt S. — 1976).

При интроективной форме депрессии основная личностная уязвимость локализована в области самоценности и идентично­сти. Ей соответствуют ангедония, социальная отгороженность, интенсивные самообвинения, чувство вины, перманентное недо­вольство собой, переживания никчемности и неудачливости. Эти люди живут в постоянном «отслеживании» собственных прояв­лений и суровом самооценивании. Они испытывают хронический страх неодобрения, критики, отвержения и стремятся к высоким достижениям, при этом очень часто конкурируя с другими. Для этих личностей характерен интенсивный перфекционизм (чрез­мерное стремление к совершенству), заставляющий их тяжело и много работать и предъявлять к себе самые высокие требования. Они могут многого добиваться, испытывая при этом очень мало удовлетворения. С помощью такой сверхкомпенсации они на­деются обрести одобрение и принятие со стороны других людей. В силу присущей им конкурентности, они могут быть очень кри­тичны к другим людям и злобно нападать на них, точно так же, как и на самих себя (Blatt S. — 1995).

Уязвимость к выделенным формам депрессии связана с ран­ним детским опытом. Родители пациентов с аналитической депрессией не смогли обеспечить постоянную заботу, уход и поддержку ребенку в том возрасте, когда она жизненно необхо­дима.

Для интроективной депрессии со стороны родителей характер­ны чрезмерная властность, контроль, критика и неодобрение, что служит факторами риска» для развития патологического перфек-ционизма и повышенной склонности к самокритике.

Многие авторы настаивают на существовании депрессий, сердцевину которых составляет переживание фрустрации в до­стижении нарциссических притязаний «Я» — так называемых нарциссических депрессий (Bibring E.— 1977; Jacobson J. — 1971; Кохут X. — 2002). Эти состояния отличаются от депрессий с вы­раженным чувством вины. Здесь преобладает бессильная ярость или беспомощность—безнадежность в связи с крушением идеа­лизированной Я-концепции (Кернберг О. — 2000).


Интерперсональныемодели

Интерперсональный подход рассматривает этиологию и хро-пификацию депрессий в контексте межлщщстных отношений (юльного со значимыми фигурами прошлого и настоящего.

Главные источники современной интерперсональной модели депрессии: социальная психиатрия А. Мейера, социальный пси­хоанализ (Г.Салливен, К.Хорни, Э.Фромм), теория привязан­ности Дж. Боулби, концепция социальной поддержки. Во всех лих подходах психическое благополучие человека тесно связы-иается с качеством интерперсональных отношений.

Современная интерперсональная модель депрессии Джераль­да Клермана и Мирны Вейссман, активно развиваемая их по­следователями с начала 1980-х гг., в качестве основного фактора депрессивных расстройств рассматривает интерперсональные отношения'. «Клинический опыт и данные исследований убеж­дают нас в том, что депрессия развивается в интерперсональном контексте, и, соответственно, психотерапевтические интервенции, направленные на этот интерперсональный контекст, могут уско­рить выздоровление пациента после острого эпизода и, возможно, будут предупреждать развитие рецидива» (Klerman G. et al. — 1984. — С. 6). Концепция Дж. Клермана и М. Вейссман связывает депрессию с рядом интерперсональных феноменов. Так, один из важнейших источников депрессии — это недостаточно пере­работанные потери близких людей. Депрессия может быть связана с аномальными реакциями горя, которые, в свою очередь, являются результатом неудачного прохождения через различные фазы горевания.

При депрессиях, связанных с утратой, отмечаются аномальные процессы горя двух видов: отсроченное горе и искаженное горе. При отсроченном варианте реакция горя возникает позже утраты и переживается очень долгое время. Этот тип горя не рас­познается как реакция на первичную утрату; при этом наблюда­ются те же симптомы, что при нормальном горе. Отсроченная реакция горя может запускаться недавней, менее важной утратой. В некоторых случаях она может возникать, когда человек дости­гает возраста, в котором умер не оплаканный в свое время близ­кий. Искаженная реакция горя может возникать непосредствен­но после утраты или годы спустя. Для нее характерно отсутствие печали или дисфорического настроения при наличии других, не аффективных симптомов. Эти проявления в виде соматических симптомов могут привлекать внимание врачей-интернистов до тех пор, пока для решения задачи по определению их природы не будет призван психотерапевт.

По наблюдениям Дж. Клермана, реакции аномального горя возникают в силу нескольких причин:


1) отсутствия адекватной социальной поддержки после утра­ты;

2) дефицита межличностных контактов, затрудняющего про­цесс переключения на новые объекты привязанностей;

3) выраженной амбивалентности в отношениях с умершим при наличии установок, затрудняющих осознание и вербализацию негативных чувств;

4) наличия установок, блокирующих открытое выражение горя, слез и тоски по умершему;

5) поведения, при котором горюющий избегает всего, что на­поминает о смерти близкого человека (посещения кладбища, разговоров о нем и т.д.).

Следующий важный источник депрессии — это межличност­ные конфликты с членами семьи, партнерами, друзьями, коллегами, связанные с несоответствием ролевых ожиданий. Имеются в виду ситуации, когда партнеры по общению имеют не совпадающие ожидания относительно собственного поведения и поведения партнера, что служит поводом для разногласий и кон­фликтов, подчас хронических. Например, мать подростка может ожидать, что, как и раньше, ребенок будет проводить с ней сво­бодное время и делиться всеми событиями своей жизни. Под­росток рассчитывает на большую свободу, автономность и само­стоятельность. Дефицит навыков открытой и прямой коммуни­кации способствует хронификации конфликтов такого рода. Их последствиями могут стать сниженная самооценка, страх быть покинутым, хроническое недовольство, чувство безнадежности.

Депрессия может возникать при изменении жизненного цикла, требующего смены социальной роли. Необходимость осваивать ранее незнакомую роль подчас резко нарушает социаль­ное функционирование, особенно в тех случаях, когда изменение жизненного уклада воспринимается как утрата. Люди, склонные к депрессии, нередко воспринимают изменение жизненных об­стоятельств именно так. Утрата может быть очевидной (например, при разводе) и совсем неочевидной (например, при рождении ребенка).

Большинство ролевых переходов происходит со сменой стадий жизненного цикла. Например, подростковые и юношеские де­прессии могут быть связаны с трудностями установления контак­тов со сверстниками и чрезмерной привязанностью к семье. Трудности овладения ролью профессионала-специалиста, супру­га или родителя также типичны для переходных моментов жизни. Депрессии середины жизни могут быть связаны с неудачами в карьере, трудностями в браке, трудностями родительской роли. Депрессии пожилого возраста могут быть связаны с утратой со­циальной роли и статуса при выходе на пенсию, ухудшением здоровья, утратой социальной сети, смертью друзей и близких.


Наконец, развитию депрессии способствует дефицит соци­альных навыков. Недостаток определенных коммуникативных умений и стратегий может приводить к частым конфликтам, разрывам в отношениях с людьми, дефициту социальной под­держки и социальной изоляции. Эти явления, в свою очередь, непосредственно увеличивают риск заболевания.

Важная роль межличностных отношений зафиксирована в днух диатез-стрессовых моделях, рассматривающих ираждебность в качестве личностной черты, предрасполагающей к депрессии. В первой из них — «предиспозиционной психосоци­альной модели враждебности и депрессии» — предполагается негативная роль конфликтов и дефицита поддержки у людей с нысоким уровнем враждебности, во второй — «предиспозицион­ной когнитивной модели враждебности и депрессии» — акцен­тируется роль наплывов негативных автоматических мыслей, связанных с межличностными конфликтами, и низкий уровень социальной поддержки (см. подробнее подразд. 3.3.1).

Современные интерперсональные модели интегрируют не­сколько факторов риска по депрессивным расстройствам: высокий уровень гнева и враждебности, негативные автоматические мысли, негативные социальные взаимодействия, стрессогенные жизненные события и непродуктивные способы совладания со стрессом.

Слабым местом данного исследовательского направления оста­ется неясность в вопросе о том, является ли высокая враждебность устойчивой личностной характеристикой пациентов с депрессив­ными расстройствами. Многие авторы зафиксировали связь по­казателей враждебности и гнева с тяжестью депрессии. Однако возможно, враждебность является вторичной реакцией на тяжелое заболевание и не играет причинной роли в его возникновении.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.