Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура выражает внутреннее строение процесса, явления, системы.





Применительно к системам понятием «организационная структура» обозначают внутреннее строение субъекта и объекта деятельности. Тогда различают такие более частные понятия:

оргструктура обслуживания — состав, соподчиненность и взаимосвязи подразделений, звеньев, выполняющих функции социальной работы в непосредственном контакте с клиентами (подопечными, пациентами);

оргструктура подразделений, звеньев или общая структура учреждения социальной защиты (помощи) — состав, соподчиненность и взаимосвязи всех оргединиц, фактически ее образующих;

оргструктура аппарата управления — состав, соподчиненность и взаимосвязи управленческих подразделений, звеньев.

Наряду с организационной структурой в учреждениях, организациях имеются также социальная и техническая структуры.

С понятием «организационная структура» непосредственно соотносятся такие понятия, как «подразделение», «звено», «ступень», «орган», «формальная», «неформальная» структура, «диапазон управления».

Подразделение — это организационная единица, имеющая определенные задачи, выполняющая функции (обязанности) и наделенная для этого необходимыми правами и ответственностью. Типичные подразделения — департамент, главное управление, управление, отдел, отделение.

Звено. Данное понятие имеет два значения: 1) звено как синоним понятия «подразделение»; 2) звено — это отдельный работник (должность).

Количество подразделений и звеньев — один из показателей структурной сложности или простоты системы. Поэтому совершенствование системы, в частности, связано с изменением количества подразделений, звеньев, их соподчиненности, взаимосвязей, взаимодействия.

Ступень — это совокупность ряда подразделений и звеньев (должностей), находящихся на определенном уровне системы (первичном, среднем, высшем). Образно говоря, по ступеням, как по лестнице, можно идти в оргструктуре снизу вверх или, наоборот, сверху вниз. Чем больше ступеней, тем, при прочих равных условиях, больше система и сложнее ее организационное построение.

О р г а н. В первом своем значении данное понятие является синонимом понятия «подразделение». Во втором оно обозначает организационную единицу управления отраслевого, межотраслевого или территориального уровней. Органами, например, управления считаются министерства, комитеты, администрации. Орган — это более или менее крупная организационная единица.

Формальная структура — понятие, обозначающее состав, соподчиненность в должностные взаимосвязи подразделений, звеньев без учета конкретных работников, их психологических особенностей, возраста, опыта и др.

Неформальная структура — это та система человеческих отношений, взаимосвязей, взаимовлияний, взаимодействий, которая свойственна данной оргструктуре. При совершенствовании оргструктур необходимо считаться с наличием неформальной структуры.

Диапазон управления — рекомендуемое или фактическое количество работников или подразделений (или то и другое вместе), находящихся в подчинении у одного руководителя.

Смысл данного понятия заключается в количественной характеристике формальной организационной структуры в сопоставлении (по формальным признакам) подсистем, которые возглавляются соответствующими руководителями.

Диапазон управления имеет качественные оценки в том случае, если принимаются во внимание показатели неформальной оргструктуры, факторы качественного порядка — квалификация и опыт подчиненных, их профессиональное мастерство, техническая вооруженность труда, простота или сложность связей в системе и т.д.

Понятие «диапазон управления» связано с понятиями «управляемость» и «неуправляемость».

Управляемость — владение руководителем основными, ключевыми параметрами объекта, ситуации, деятельности.

Неуправляемость означает подчинение руководителя тем силам, факторам, обстоятельствам, с которыми он не справляется или не хочет справиться. Появляются стихийность, неподконтрольность, неподчиненность, что ведет к слабости или отсутствию управления (руководства).

Управляемость и неуправляемость наряду с количественными характеристиками объекта (системы) связаны и с качественными процессами, показателями.

Основными разновидностями организационных структур управления (ОСУ) являются линейная, линейно-функциональная, структура по продукту (изделию) и матричная.

Линейная ОСУ. Фрагмент линейной ОСУ:

Обозначения:

(———) — линейная связь, т.е. осуществление управления с помощью устных и письменных команд (в зависимости от предоставленных прав).

 

Схема 1

Линейная ОСУ в виде пирамиды

 

 

Достоинства: каждое нижестоящее звено имеет только одного руководителя; команды нижестоящим звеньям отдаются последовательно — от вышестоящих к нижестоящим. «Перескок» через нижестоящие звенья означает нарушение линейной связи.

Недостатки: руководитель должен быть компетентен во всех вопросах управляемого объекта; при увеличении количества звеньев по вертикали снижаются возможности обеспечения управляемости; при количественных и качественных изменениях в объекте повышаются требования к компетенции руководителя, «застывание» компетенции означает «застывание» и объекта.

Функциональная ОСУ отражает разделение и специализацию в системе управления. Наряду с линейными звеньями в ней имеются функциональные подразделения, звенья.

Фрагмент линейно-функциональной ОСУ:

Обозначения:

(———) — линейная связь;

(--_---) —функциональная связь, т.е. осуществление управления с помощью методических советов, рекомендаций, взаимодействия при решении задач.

Достоинства: подготовка проектов решений специалистами по тому или иному вопросу; создание или ликвидация функциональных подразделений (звеньев) как отражение потребностей при реализации функций; ответственность за реализацию определенных функций; использование знаний специалистов как своеобразного «информационного капитала».

Недостатки: указания (команды) могут поступать «с разных сторон»; образование «функционалки» (чрезмерная специализация труда); тенденции к «раздуванию», «разбуханию» аппарата управления.

ОСУ по отделениям (или дивизиональная) отражает специализацию в обслуживании, предоставляемых услугах.

Фрагмент ОСУ по отделениям:

Достоинства: специализация в деятельности, что позволяет качественно и квалифицированно выполнять работу, функции;

«улавливание» различных потребностей по предоставлению услуг; возможность создания новых специализированных отделений сообразно выявленным потребностям; увеличение количества отделений в зависимости от увеличения количества обслуживаемых; использование квалифицированных специалистов по направлениям деятельности отделений.

Недостатки: «привязка» аппарата управления к каждому отделению, что может привести к его искусственному раздуванию; потеря управляемости за счет увеличения количества отделений.

2.4. Организационная структура и функции Центра социального обслуживания [6]

 

ЦСО «Кузьминки» открыт в соответствии с решением Волгоградского райисполкома от 7 февраля 1990 г. № 222 и является медико-социальным, культурно-бытовым учреждением (некоммерческой организацией), предназначенным для оказания различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам, одиноким и одиноко проживающим лицам, а также другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Центр представляет собой юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и угловой штамп с его наименованием, счета (в том числе благотворительный), бланки, юридический адрес и удостоверения для сотрудников.

Основные задачи и функции ЦСО:

— выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

— контакты с государственными и общественными организациями для совместной работы;

— определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

— предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи;

— обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пенсионеров и инвалидов;

— предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания; организация питания для лиц, находящихся на обслуживании Центра;

— оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация их обслуживания предприятиями торговли, общественного питания, здравоохранения, коммунального и бытового хозяйства, а также другими организациями;

— организация натуральной гуманитарной и срочной помощи натурального характера;

— оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников Центра.

Деятельность Центра строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами. В том числе: обществом инвалидов; Советом ветеранов Великой Отечественной войны и труда; Советом ветеранов-афганцев; Советом многодетных матерей; муниципальными управлениями социальной защиты населения (МУСЗН) «Кузьминки» и «Рязанский», социальными отделами муниципального округа «Кузьминки» и «Рязанский».

Центр широко использует средства массовой информации для ознакомления населения со своей деятельностью. Контингент обслуживаемых ЦСО очень неоднороден, в основном это пожилые люди, одинокие инвалиды. В последнее время участились случаи обращения за помощью не только одиноких, но и одиноко проживающих, имеющих родственников в других районах города. Это побудило к поиску новых форм обслуживания, развитию работы Центра в разных направлениях.

ЦСО «Кузьминки» имеет определенную структуру, которая представлена на схеме 2, из которой видно, что основными подразделениями являются:

— отделения социальной помощи на дому (всего 26);

— отделение дневного пребывания;

— отделение срочной социальной помощи.

Каждое из них специализируется на выполнении определенных функций.

Центр возглавляет директор, осуществляющий руководство его деятельностью на основе единоначалия.

Директор Центра назначается и увольняется руководством Комитета социальной защиты населения г. Москвы в соответствии с действующим законодательством.

В должностные обязанности директора входит:

обеспечение хозяйственной деятельности и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения;

— организация мероприятий по привлечению внебюджетных средств на укрепление материально-технической базы, улучшение обслуживания граждан и условий труда работников. Деятельность ЦСО включает два важнейших направления:

Первое — укрепление материально-технической базы самого Центра, улучшение условий труда работников, заработная плата;

Второе — деятельность по обслуживанию граждан. Вся финансово-экономическая документация Центра хранится в бухгалтерии. Главный бухгалтер составляет смету расходов, контролирует использование средств и готовит отчеты согласно требованиям инструкций.

ЦСО «Кузьминки» имеет два счета: бюджетный и внебюджетный. Бюджетный счет — это финансирование плановой деятельности Центра, а именно: содержание самого учреждения, заработная плата, текущие и капитальные ремонты, проведение праздничных мероприятий и т. д. Внебюджетный счет существует для спонсорской помощи и деятельности Центра, предусмотренной муниципалитетом или префектурой.

Заместитель директора по социальной работе отвечает за организацию деятельности по обслуживанию граждан определенными структурными подразделениями Центра.

Функции заместителя директора по хозяйственным вопросам заключаются в обеспечении Центра всем необходимым для производственной деятельности.

Отдел кадров играет важную роль при составлении штатного расписания и тарификационных списков, в которых зафиксирована заработная плата служащих в соответствии с их квалификацией. Общее руководство персоналом осуществляет директор Центра.

Специалист по социальной работе (по бесплатному питанию) отвечает за организацию бесплатного питания, выдачу путевок на бесплатное питание, за правильную и своевременную отчетность.

В ЦСО «Кузьминки» существует два вида бесплатного питания: один финансируется из бюджетных средств и осуществляется через сеть магазинов в виде продуктовых наборов; другой финансируется префектурой Юго-Восточного административного округа и осуществляется через столовые в виде горячих обедов.

Деятельность отделений социальной помощи на дому (ОСП)

Каждое отделение социальной помощи на дому обслуживает 120 подопечных. Возглавляет отделение заведующая, в чьи обязанности входит организация различных видов социальной помощи, в том числе гуманитарной, вещевой, продовольственной и пр.

На надомное обслуживание принимаются одинокие и одиноко проживающие престарелые граждане, инвалиды I и II групп, супружеские престарелые пары и инвалиды, нуждающиеся в помощи.

В соответствии с существующим законом «О социальном обслуживании граждан РФ» помимо бесплатного обслуживания предусмотрен и ряд платных услуг. Но механизм по их предоставлению не определен, и поэтому такие услуги Центром не оказываются.

Граждане, которые состоят на социальном обслуживании на дому, должны соблюдать Правила, утвержденные Приказом Комитета социальной защиты населения г. Москвы от 6 декабря 1995 г. № 262.

1. Граждане, принятые на социальное обслуживание на дому, имеют право на:

— согласие на социальное обслуживание;

 

Схема 2 Организационная структура ЦСО «Кузьминки»

 

— получение достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг в соответствии с утвержденным перечнем гарантированных социальных услуг в г. Москве;

— уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

— информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

— получение расписки от социального работника в получении денежных сумм на приобретение продуктов, оплату коммунальных услуг;

— отказ от социального обслуживания;

— конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной соцработнику при оказании социальных услуг;

— защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

обязаны:

— уважительно относиться к лицам, осуществляющим социальное обслуживание на дому, не допускать грубости, оскорблений в адрес социальных работников;

— находиться дома в дни планового посещения соцработником. В случае выезда, госпитализации, посещения поликлиники и др. заранее сообщать об этом соцработнику, дежурному ЦСО или заведующему ОСП;

— сообщать социальному работнику или руководству ЦСО об оформлении над ними опеки или попечительства, заключении договора с другими организациями или совершении действий, связанных с отчуждением жилой площади (обмен, дарение, наследование и т.д.);

не вправе:

— отказываться от продуктов, заказанных ими ранее;

— требовать от социального работника обслуживания третьих лиц, соседей, родственников и т.д.;

— требовать совершения социальных услуг (приобретение продуктов, заказов, оплату коммунальных услуг и т.д.) в долг;

— требовать обслуживания, находясь в нетрезвом состоянии, а также выполнения работ, которые не входят в круг обязанностей социального работника и унижают его человеческое достоинство.

2. Настоящие Правила вручаются каждому лицу, принимаемому на обслуживание.

3. Неоднократное нарушение настоящих Правил является основанием для рассмотрения на комиссии вопроса об отказе в обслуживании.

Подопечным вручается также памятка, образец которой приводится ниже.

ПАМЯТКА

УВАЖАЕМЫЙ(ая)

_____________________________________________________________

Вас обслуживает социальный работник __________________________

Центра социального обслуживания «Западное Дегунино»

Ее (его) телефон ___________

Заведующий отделением социальной помощи №__________________

Его телефон___________ Адрес Центра:__________________________

 

Директор

 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК ОКАЗЫВАЕТ

СЛЕДУЮЩИЕ УСЛУГИ:

1. Доставка продуктов 2 раза в неделю (кроме субботы и воскресенья) не более 4 кг из данного микрорайона и из стола заказов.

2. Доставка промтоваров.

3. Доставка медикаментов из аптеки.

4. Оплата коммунальных услуг.

5. Содействие в организации питания на дому через общепит.

6. Доставка вещей в химчистку, ремонт, прачечную.

7. Содействие в оказании медицинской помощи (транспортные услуги за счет пенсионеров, вызов врача на дом, вызов «Скорой помощи»).

8. Выполнение разовых поручений:

а) выполнение просьб, связанных с перепиской с родными;

б) содействие в уборке квартиры через фирму «Заря»;

в) установление связи с ДЭЗ, РЭУ по оказанию услуг одиноким по ремонту сантехнического оборудования и квартир;

г) установление и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали ветераны войны и труда, другими общественными организациями с целью оказания шефской помощи одиноким пенсионерам;

д) посещение в больнице (не менее 2 раз в месяц). 9. Домашний телефон соцработник дает только по собственному желанию.

 

 

ПОДОПЕЧНЫЙ ОБЯЗАН:

1. Давать аванс на покупку продуктов.

2. В дни посещений находиться дома.

3. Не допускать грубостей и некорректного поведения по отношению к социальному работнику. (Линия отреза)

________________________________________________________________

С перечнем услуг ознакомлен(а) и согласен(на)

Фамилия, имя, отчество

Адрес, телефон

Дата Подпись

Деятельность отделения срочной социальной помощи (ОССП)

Служба предназначена для оказания срочной помощи одиноким гражданам, утратившим средства к существованию, гражданам без определенного места жительства и лицам, попавшим в экстремальные ситуации.

Основными задачами ОССП являются:

— принятие безотлагательных мер, направленных на временное поддержание граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, путем предоставления различных видов помощи, включающих обеспечение бесплатным питанием, медикаментами, одеждой, обувью, материальной помощью;

— обеспечение необходимой информацией и консультирование обратившихся граждан; в необходимых случаях направление их в иные службы и организации.

Префектура округа ежеквартально перечисляет на счет ЦСО для ОССП определенную сумму, на которые закупаются одежда, обувь, постельные принадлежности, продукты, которые затем выдаются в течение квартала нуждающимся, обратившимся за помощью.

К праздникам префектура перечисляет дополнительные суммы для проведения мероприятий — День города. День пожилого человека. День инвалида и пр.

Помимо средств Пенсионного фонда на срочную помощь поступают средства от благотворительных организаций, например Армии спасения. Фонда милосердия и др.

Деятельность отделения дневного пребывания (ОДП)

Отделение дневного пребывания работает как реабилитационный центр. Здесь оказывают психологическую, юридическую и медицинскую помощь; работает библиотека. Финансирует ОДП Комитет социальной защиты населения г. Москвы, выделяющий средства на бесплатное питание, культурную программу, приобретение подарков и сувениров именинникам. Задача заведующей ОДП состоит в том, чтобы как можно эффективнее использовать деньги.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.