Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ выполнения федеральной целевой программы «Дети-инвалиды»





 

Состояние проблемы детской инвалидности характеризуется следующими данными.

В Российской Федерации на 1января 1996 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете 453 619 детей до 16 лет, получающих социальную пенсию, что на 54 676 чел. больше, чем в 1994 году (398 943 чел.). Показатель детской инвалидности на 10 тыс. детского населения составляет 128,15 против 115,5 в 1994 году.

В 30 регионах России показатель детской инвалидности превышает среднереспубликанский, среди них — Республики Коми, Мордовия, Дагестан, Адыгея, Алтай, Бурятия, Тува, Хакасия, Башкирия; Брянская, Рязанская, Московская, Ленинградская, Вологодская, Кировская, Калининградская, Челябинская, Оренбургская, Свердловская, Новосибирская, Омская, Томская области, г. Санкт-Петербург, Агинский Бурятский автономный округ. Алтайский край и другие регионы.

Основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, считаются: ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости беременных, а также низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, не позволяющий проводить своевременное выявление наследственных заболеваний.

Ведущими причинами инвалидности у детей и подростков по-прежнему остаются нервно-психические заболевания. До 80% случаев детской инвалидности связаны с патологией течения беременности и родов, что является следствием ухудшения здоровья женщин. В Пермской и Воронежской областях анемия выявляется у 36—38% беременных, экстрагенитальная патология — у 61%. В Астраханской области. Республике Коми только 20—25% родов являются физиологическими.

Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем.

Медицинские учреждения недостаточно полно оснащены современной диагностической и реанимационной аппаратурой. Не развита сеть учреждений восстановительного лечения. Требует совершенствования система обучения детей с отклонениями в развитии.

До настоящего времени не создана необходимая консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по уходу и воспитанию ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии, отсутствует специальная методическая литература по оказанию помощи этим детям, семье, педагогам, не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями.

Дети-инвалиды нуждаются в специальной мебели, оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание и жизненную адаптацию.

Все это вызывает необходимость проведения на федеральном уровне комплекса мероприятий по созданию условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.

Программа «Дети-инвалиды» разработана Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».

В разработке программы приняли участие министерства и ведомства Российской Федерации, в первую очередь Министерство труда и социального развития России, Минздрав России и Минобразование России.

Программа была одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. № 909 и стала финансироваться с декабря 1993 года, продлена до 1997 года Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 210.

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:

— профилактика детской инвалидности;

— развитие учреждений реабилитации для детей-инвалидов, детских домов-интернатов и приобретение технических изделий;

— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию технических изделий для детей с отклонениями в развитии, научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности;

— оснащение предприятий оборудованием для производства специальных детских лечебных продуктов, а также для ортезирования детей;

— строительство детских домов-интернатов, реабилитационных центров;

— обеспечение автомобильным транспортом и сельскохозяйственными машинами учреждений для детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии;

— подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;

— оздоровительно-физкультурная работа с детьми-инвалидами;

— дети-инвалиды и культура.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1) повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;

2) улучшение возможностей для комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;

3) обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;

4) создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;

5) обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми, имеющими физические и умственные ограничения;

6) организацию научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности;

7) укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов.

На выполнение мероприятий программы предусматривалось выделение 369,0 млрд. рублей, выделено 295,9 млрд.рублей, что составляет лишь 80,1%.

На реализацию текущих расходов программы было выделено 189,0 млрд. рублей — 96,4%, по капитальным вложениям — 83,5 млрд. рублей при плане 172,0 млрд. рублей — 48,5%, на НИОКР израсходовано 16,9 млрд. рублей, как и планировалось.

При анализе выполнения программы выявлены следующие данные.

По разделу «Профилактика детской инвалидности» израсходовано 44429,6 млн. рублей.

Программой предусматривалось проведение мероприятий, направленных на раннее выявление наследственных, врожденных заболеваний, нарушений слуха, центральной нервной системы.

Своевременно начатое лечение таких детей позволит в 3 раза уменьшить частоту и выраженность грубых органических нарушений нервно-психической сферы, а вовремя выявленное нарушение слуха будет способствовать предупреждению глухонемоты.

На выделенные средства были обеспечены реактивами и расходными материалами скрининг новорожденных на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз, а также 12 федеральных и межрегиональных медико-генетических Центров и консультаций оборудованием и расходными материалами для проведения пренатальной диагностики врожденных и наследственных заболеваний (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Иванове, Воронеж, Нижний Новгород, Ставрополь, Краснодар, Уфа, Казань, Московский институт клинической генетики Российской Академии медицинских наук, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии Российской Академии медицинских наук. Томский институт медицинской генетики).

Закуплено 123 звукореактотеста детским поликлиникам 12 территорий для обеспечения аудиологического скрининга детей раннего возраста, 13 импедансометров, 8 анализаторов внутреннего уха и 8 аудиологических компьютеров для оснащения 22 региональных сурдологических центров с целью обеспечения второго этапа аудиологического скрининга, подтверждающего диагностику выявленных нарушений слуха.

Для 9 межрегиональных медико-генетических консультаций и 6 федеральных центров закуплены оборудование, расходные материалы для проведения цитогенетических исследований, пренатальной диагностики.

В рамках программы 9 реабилитационных центров системы здравоохранения отрабатывают модели и методики реабилитации в условиях лечебно-профилактических учреждений.

По прогнозам научных исследований, создание и развитие медико-генетической службы, пренатальной диагностики на современном уровне позволит в течение трех лет снизить рождение детей-инвалидов на 10—15%. Проведенные мероприятия позволили охватить практически всех новорожденных скринингом на врожденную и наследственную патологию.

По разделу «Развитие учреждений реабилитации для детей-инвалидов, детских домов-интернатов и приобретение технических изделий» израсходовано 49838,0 млн. руб.

Программой предусматривалось укрепление материально-технической базы детских учреждений реабилитации, обеспечение детей-инвалидов техническими средствами.

Продолжалось оснащение реабилитационных центров аппаратурой, оборудованием, тренажерами, что позволило обеспечить техническими изделиями коллективного и индивидуального пользования десятки детских домов-интернатов, специализированных школ-интернатов и дошкольных учреждений, тысячи слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей.

Закуплено диагностическое и реабилитационное оборудование для 5 центров реабилитации детей-инвалидов — больных аллергодерматозами (Екатеринбург), ВИЧ-инфекцией (Санкт-Петербург), с нарушением опорно-двигательного аппарата (Горки Ленинские и Санкт-Петербург) и детей-инвалидов, воспитывающихся в доме ребенка (Апатиты).

Минобразование России израсходовало по этому разделу 12061,8 млн. рублей, оказана помощь детским реабилитационным центрам (Москва, Рязань, Красноярск, Челябинск, Пенза, Махачкала, Кизляр).

Для укрепления материально-технической базы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в них разрабатывалось и выпускалось специальное оборудование для детей с умственными и физическими недостатками. Продолжался выпуск компьютерных тренажеров «Дельфа» по трудовому обучению умственно отсталых детей (35 комплектов).

Для детей с нарушением зрения центром «Реабилитация» были разработаны компьютерные программы «Мария», «Амблиопия», «Зрение»; ИПТК «Логос» ВОС — калькуляторы с речевым выходом, «говорящие» книги; предприятием «Луч» МАН «Воля» — приборы «Графика» и «Ориентир», звуковое пособие «Антология русской музыки». Вся изготовленная техника направлена в специальные учреждения для слепых и слабовидящих детей.

Полностью оборудован и обеспечен учебными программами специализированный компьютерный класс в детском доме г. Томска.

Сняты видеофильмы по психокоррекции и психогимнастике детей с отклонением в развитии. Выпущены учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, художественная литература для слабовидящих детей. Финансовую поддержку получили: центр «Контакты-1» (г. Москва), авторская школа № 24 (Красноярск), школа «Возможность» (г. Дубна), школа-комплекс «Озерки» (Санкт-Петербург) и Учебно-научно-производственный комплекс (Махачкала).

По этому разделу программы Министерство социальной защиты населения израсходовало 32064,7 млн. рублей. Для детских реабилитационных центров системы социальной защиты населения закуплено реабилитационное оборудование для 32 территорий, аппараты «Горный воздух» для 8 детских реабилитационных центров, лечебные костюмы «Адели» для 17 территорий: Пермь, Санкт-Петербург, Новгород, Вологда, Воронеж, Томск, Москва, Иванове, Сочи, Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Нарьян-Мар, Лангепас, Московская область, Дагестан, Адыгея.

Закуплено физкультурно-спортивное оборудование для детских реабилитационных центров в 39 территориях Российской Федерации. Оплачено проведение Всемирного культурно-спортивного фестиваля инвалидов и параолимпийских игр. Проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию физкультурно-спортивных изделий и оборудования для детей-инвалидов.

Министерство социальной защиты населения России приобрело слуховые аппараты для детей 74 территорий на общую сумму около 10000 млн. рублей. Приобретено оборудование для детских домов-интернатов России на сумму 3900 млн рублей для 19 территорий: Ивановская, Орловская, Московская, Камчатская, Владимирская, Кемеровская, Калужская, Воронежская, Кировская, Ростовская, Ярославская, Иркутская, Челябинская области. Ставропольский край, Дагестан, Калмыкия, Марий Эл, Москва.

Выделение средств на развитие реабилитационных центров позволило укрепить их материально-техническую базу и обеспечить детей современными средствами и методами лечения и реабилитации.

По разделу «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию технических изделий для детей с отклонениями в развитии, научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности» израсходовано 16900,2 млн. рублей.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы направлены на создание технических приспособлений для детей-инвалидов.

Разработаны типовые требования по проектированию, размещению и оснащению реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. В стадии завершения находятся программно-компьютерные обучающие комплексы, технические средства для социально-бытовой реабилитации детей с дефектами верхних конечностей, деротационные корсеты из композиционных материалов, детские ортопедические стельки на основе пенополиэтилена, новая конструкция детской стопы из полипеноуретана. Завершена работа по созданию протезов голени и бедра с повышенными функциональными возможностями. Разработаны критерии качества протезирования детей с дефектами конечностей в условиях протезно-ортопедических

предприятий, конструктивные разновидности протезов на укороченную ногу при аномалии ее развития у детей, детская искусственная функциональная стопа. Заканчивается разработка речевого управляющего устройства для проведения спортивных соревнований и тренировок с детьми-инвалидами по зрению. Завершается разработка модели выездного обслуживания детей-инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата. Разработан программный компьютерный обучающий предметно-ориентированный комплекс для интеллектуального развития слепых детей. Изучен и обобщен опыт деятельности экспериментальных моделей социальной реабилитации детей-инвалидов, а также опыт деятельности детских реабилитационных центров. Завершена апробация новых форм социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их профессиональной и трудовой реабилитации. Заканчиваются опытно-конструкторские работы по созданию 37 видов технических изделий и средств самообслуживания для детей-инвалидов.

Минобразование России по данному разделу израсходовало 5338,6 млн рублей на совершенствование программы методического обеспечения специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, издание учебных программ для 0—4 классов школ 8-го вида, разработанных Институтом коррекционной педагогики. Завершена разработка компьютерной программы по социально-эмоциональному развитию детей с проблемами.

В целях коррекции и развития детей с ограниченными возможностями разработаны и изданы научно-методические рекомендации, создано 20 комплектов компьютерной электропунктурной диагностики и микрорезонансного воздействия. Проведена подготовка специалистов, работающих с этой техникой (Белгородская область, Екатеринбург, Краснодар, Магадан, Москва, Ульяновск).

Минздравом России израсходовано 3015,6 млн. рублей. Ведутся НИР по 21 договору, из них по 13 —продолжение начатых работ, в том числе создание федерального генетического регистра, разработка реактивов на врожденный гипотериоз, сурфоктанта для лечения новорожденных с синдромом дыхательных расстройств, метода лечения больных миодистрофией, детей-инвалидов с патологией мочеиспускания, страдающих инсулинозависимым сахарным диабетом и эндокринными опухолями головного мозга; продолжается разработка банка данных и организационных схем оказания медицинской помощи детям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Новые 8 договоров направлены на решение проблем реабилитации и предупреждение инвалидизации ожоговых больных, разработку современных методов реабилитации детей-инвалидов в домах ребенка, разработку инструкции по определению нарушения функций и жизнеограничений у больных детей для целенаправленной реабилитации, разрабатываются объемы медицинской помощи детям с различными функциональными отклонениями и заболеваниями.

По разделу «Оснащение предприятий оборудованием для производства специальных детских лечебных продуктов, а также для ортезирования детей» израсходовано 19621,4 млн рублей на приобретение импортного оборудования для производства специальных детских лечебных продуктов.

Закупка импортного технологического оборудования для производства специальных детских лечебных продуктов позволила наладить выпуск диетического питания детям, для которых это питание является жизненно необходимым. В общей сложности в строгой диете нуждаются около 5,3 млн детей, из них для 1,1 млн детей специальные продукты питания являются единственным средством предотвращения инвалидности.

Проведено оснащение базовых (модельных) молочных кухонь в Москве, Пензе и Саранске полуавтоматами для разлива и упаковки лечебных продуктов. Для лечебного и профилактического питания разработаны лечебные продукты «Нефролакт» — для детей дошкольного возраста с заболеваниями почек, «Низколактозное молоко» — для детей от 1 года и старше с непереносимостью лактозы, «Ацидолакт соевый» для детей с пищевой аллергией, лактозной недостаточностью, целиакией, муковисцидозом, сахарным диабетом, ожирением, панкреатической недостаточностью. Инструкции по приготовлению в условиях молочных кухонь и применению этих продуктов направлены в территории. В рамках программы разработан первый отечественный лечебный продукт для детей, больных фенилкетонурией, — тетрафен.

Министерством социальной защиты населения России по этому разделу израсходовано 2330,4 млн рублей на изготовление и приобретение систем регистрации и анализа функции опорно-двигательного аппарата и комплекса для диагностики болезней мышц, нервно-мышечной передачи, заболеваний нервной системы.

Указанные комплексы установлены в Москве, Нижнем Новгороде, Астрахани, Новокузнецке.

Закупка оборудования для ортезирования позволила не только наладить выпуск высококачественных ортезов и уменьшить степень инвалидности детей при нарушениях опорно-двигательного аппарата, но и в значительной мере предотвратить инвалидизацию детей. В настоящее время ортезы показаны более чем при 90 заболеваниях и синдромах, а недополучают ортезную помощь около 80% нуждающихся в ней детей.

По разделу «Строительство детских домов-интернатов, реабилитационных центров»:

В 1994 г. в откорректированный перечень включено строительство 23 объектов. В 1995 г. осуществлялось строительство 27 детских домов-интернатов. Однако следует отметить, что финансирование проводилось неритмично и не в полных объемах, к тому же не через государственного заказчика программы, что, естественно, затрудняло контроль за целевым расходованием средств. Для этих целей из федерального бюджета было выделено 38,5 млрд. рублей — 62,2%. Освоение средств в 1996 году на строительстве 34 объектов при годовом плане 92170 млн. рублей составило 37437,0 млн. рублей — 40,6%. Неудовлетворительное финансирование практически приостановило строительство объектов в Ростовской, Тамбовской, Ульяновской, Брянской, Калужской областях. Корякском автономном округе. Ставропольском крае.

По разделу «Обеспечение автомобильным транспортом и сельскохозяйственными машинами учреждений для детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии» израсходовано 43351,1 млн. рублей.

Для детских домов-интернатов Министерство социальной защиты населения России приобрело 483 единицы автотранспорта для детских домов-интернатов и детских реабилитационных центров.

Для детских специализированных школ-интернатов Минобразованием России приобретено 265 единиц автотранспорта.

Приобретение автотранспорта позволило осуществлять перевозки детей-инвалидов к лечебным учреждениями, реабилитационным центрам, проведение культурно-массовых мероприятий, медико-педагогических консультаций, социального патронажа, проведение вместе с детьми сельскохозяйственных работ на подсобных участках.

По разделу «Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами» израсходовано 9200,0 млн рублей.

Ставилась задача переподготовки специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами, подготовки педагогов-кондукторов для работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом, специалистов по верботональному методу для работы с глухонемыми детьми, специалистов по коррекционной педагогике для работы с детьми с ограниченными возможностями.

Министерство социальной защиты населения России перечислило МГСУ 2568,0 млн рублей на подготовку педагогов-кондукторов в Институте кондуктивной педагогики им. Пете (Венгрия). Оплачена переподготовка специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами на базе 13 вузов России. В центре «Су ваг» (Хорватия) прошли подготовку по верботональному методу обучения глухих детей специалисты-сурдологи.

По разделу «Оздоровительно-физкультурная работа с детьми-инвалидами» израсходовано 3300,0 млн рублей. Министерство труда и социального развития России закупило физкультурно-спортивное оборудование для детских реабилитационных центров на 1799,8 млн рублей для 39 территорий. Оплачено проведение Всемирного культурно-спортивного фестиваля инвалидов и параолимпийских игр. Проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию физкультурно-спортивных изделий и оборудования для детей-инвалидов.

По разделу «Дети-инвалиды и культура» израсходовано 8 млрд рублей. В соответствии с генеральным договором о совместной деятельности Министерство труда и социального развития России перечислило для Минкультуры России 6 млрд рублей.

Планировалась реализация мер по приобщению детей с умственными и физическими ограничениями к активному отдыху и равному участию в культурной жизни.

Средства направлены на создание Сибирского межрегионального культурно-реабилитационного тифлологического центра для слепых и слабовидящих детей (г. Новосибирск); оснащение центров творческой реабилитации детей-инвалидов:

Приморский край. Ивановская обл., Новгород, Екатеринбург, Тамбов, Армавир, Кызыл, Москва, Московская обл.. Челябинская обл.; проведение Всероссийского фестиваля художественного творчества детей-инвалидов; издание детской литературы для слепых и слабовидящих детей; подготовку и выпуск научно-методических рекомендаций по вопросам организации художественного творчества детей-инвалидов.

Выявление и развитие творческого потенциала ребенка с ограничениями поможет выровнять его возможности, принять активное участие в жизни общества.

На федеральном уровне установлены определенные льготы для детей-инвалидов. К ним относятся:

— социальные пенсии;

— пенсионное обеспечение семей, занятых уходом за ребенком-инвалидом;

— льготы для лиц, воспитывающих детей-инвалидов;

— льготы по проезду;

— льготы по медицинскому обслуживанию детей-инвалидов;

— обеспечение специальными техническими средствами;

— льготы по протезированию;

— жилищные и бытовые льготы;

— льготы по налогам;

— освобождение от выпускных и переводных экзаменов.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. № 1696 «О президентской программе «Дети России» в 65 территориях Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы «Дети-инвалиды».

Реализация намеченных программой мероприятий позволит определить основные направления государственной политики в отношении детей-инвалидов, приблизиться к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции детей-инвалидов в общество и в дальнейшем — к их независимой жизни, уменьшить степень риска рождения детей с врожденными заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности, предотвратить инвалидизацию детей от травм и хронических заболеваний.

Для наиболее полного и эффективного выполнения программы «Дети-инвалиды», президентской программы «Дети России» целесообразно совершенствование финансового обеспечения. По перечисленным выше фактам видно, что финансирование проводилось неритмично и не в полных объемах. Так, на реализацию строительства домов-интернатов и реабилитационных центров было выделено лишь 40% от запланированной суммы. Необходимо привлечение внебюджетных средств и других дополнительных источников, таких как частные лица и крупные коммерческие фирмы.

Планирование социальной работы

 

Первые попытки разработки и выполнения планов социального развития были предприняты во второй половине 60-х годов в производственной сфере. Впервые такой план был составлен в 1966 году на Ленинградском объединении электронного приборостроения «Светлана». В последующем появились планы социального развития городов, регионов, отраслей. Типичный план соцразвития на предприятии включал следующие разделы.

I раздел — изменения в социальной и профессионально-квалификационной структуре коллектива.

П раздел — улучшение условий труда, повышение культуры и эстетики производства.

III раздел — повышение профессионально-технического и культурного уровня работников.

IV раздел — повышение материального уровня и улучшение жилищно-бытовых условий работников.

V раздел — удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива.

VI раздел — совершенствование социальных отношений в коллективе.

В связи с быстрым становлением и повсеместным распространением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90-х годов появился новый для отечественной практики термин — «планирование социальной работы». Данный вид планирования, как показал опыт, реализуется прежде всего в виде организационных планов, которые классифицируются по двум признакам (табл. 11).

Таблица 11

Признаки классификации Виды организационных планов
1. Время (период времени) Перспективные, текущие, в том числе годовые, квартальные, месячные, недельные, ежедневные
2. Учреждения социальной защиты, помощи Планы работы: министерства и его структурных подразделений; комитетов (управлений) соцзащиты; центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров, домов-интернатов, служб социальной помощи и др.

 

«Методические рекомендации по планированию и организации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра социального обслуживания:

1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи).

2. Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников.

3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Квартальные планы составляются исходя из задач, решаемых ЦСО, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы:

1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения.

2. Работа с кадрами. Контроль за работой структурных подразделений. Повышение профессионального уровня сотрудников.

3. Наращивание и укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Месячные планы работы, например, отделения социальной помощи на дому, разрабатываются на основании задач, решаемых ЦСО и отделением, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Рекомендуются следующие разделы этих планов:

1. Организационная и культурно-массовая работа.

2. Работа с кадрами, повышение профессионального уровня.

3. Контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта.

Месячные планы работы службы срочной социальной помощи разрабатываются на основе задач, решаемых ЦСО и службой, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Они включают следующие разделы:

1. Организация обслуживания нуждающихся в различных видах социальной помощи.

2. Работа с кадрами, повышение их профессионального уровня.

3. Наращивание материально-технической базы, создание запасов продуктов, одежды, постельного белья, обуви, медикаментов и проч.

4. Другие вопросы по мере необходимости. По включаемым в планы мероприятиям определяются сроки выполнения и назначаются ответственные.

Разновидностью организационных планов являются «Комплексные планы совершенствования систем управления», состоящие из разделов:

1) организационные мероприятия (уточнение должностных инструкций; совершенствование структуры аппарата управления, информационных потоков и делопроизводства; проведение производственной учебы; улучшение организации первичного приема граждан);

2) экономические мероприятия (улучшение системы материального поощрения; создание комплексной системы управления качеством труда и услуг);

3) социально-психологические мероприятия (улучшение жилищных условий, социально-психологического климата);

4) инженерно-технические мероприятия (создание автоматизированных рабочих мест, переоборудование комнаты отдыха сотрудников).

К организационному планированию относятся также разработка и утверждение по принятому порядку месячных планов работы руководителей подразделений, специалистов по социальной работе, «полевых» социальных работников с последующим составлением отчетов.

В деятельности учреждений социальной защиты используется и такой инструмент, как «Комплексный план совершенствования системы...», включающий организационные; экономические; инженерно-технические; социально-психологические; кадровые; культурно-массовые мероприятия.

Использование этого плана связано с более полным удовлетворением, например, в деятельности ЦСО постоянного и комплексного социально-бытового, культурного, юридического и медицинского обслуживания, организации питания, посильного труда, оказания различных видов помощи, дополнительных услуг (в том числе платных), совершенствованием работы персонала центра.

В деятельности учреждений социальной защиты используется также и экономическое планирование. Например, в деятельности ЦСО таким инструментом выступают «Заявка на выделение средств на квартал» и «План расходов на квартал», которые представляются в вышестоящий орган, где они рассматриваются, корректируются и утверждаются. План расходов включает такие статьи: заработная плата сотрудников; налоги; канцелярские и хозяйственные товары; командировочные;

транспорт; оплата услуг связи; коммунальные услуги; бесплатное питание; основные средства и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем/Пер, с англ. — М., 1991.

2. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. — Д., 1992.

3. Мир управления проектами. Основы, методы, организация, применение /Под ред. X. Решке, X. Шелле; Пер. с англ. — М., 1994.

4. Воропаев В.И. Управление проектами в России. Основные понятия. История. Достижения. Перспективы. — М., 1995.

5. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. — СПб., 1995. — 4.1.

6. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. — СПб., 1996. — 4.2.

7. Гордин В.Э. Социальное программирование: Учебное пособие. — СПб., 1996.

8. Шлихтер А. Государственные социальные программы и местные органы власти США / ИМЭМО РАН. — М., 1996.

9. Управление проектами / Под общ. ред. В. Д. Шапиро. — СПб., 1996.

10. Федеральные и региональные программы России.//Информ. сб. Вып. 3(5). — М., 1996.

11. Проектирование развития учреждений социального обслуживания/Алексеева Л.С. и др. М., 1996.


Глава 5

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Кадры социальной работы

 

Кадры — главная составляющая социальной работы. Различают социальных работников и специалистов по социальной работе.

Социальный работник — лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.

Специалист по социальной работе — лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы. Специальность введена постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих — специалист по социальной работе» от 23 апреля 1991 г. № 92.

Кадры соцработы можно классифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.

1. Аппарат республиканских, краевых, областных и окружных органов социальной защиты: руководители органов соцзащиты республик, краев, областей, округов и их заместители; начальники отделов; специалисты различных отделов.

2. Аппарат центров по начислению и выплате пенсий и пособий: начальники центров и их заместители; начальники отделов и их заместители; специалисты отделов.

3. Аппарат районных и городских органов социальной защиты: руководители районных и городских органов соцзащиты, их заместители; начальники отделов и их заместители; специалисты.

4. Стационарные учреждения социального обслуживания:

руководители — директор и его заместители, заведующие отделениями; специалисты — врачи, медицинские сестры, фельдшеры, бухгалтеры, инструкторы по труду, воспитатели, учителя, ортопеды, психологи и др.

5. Врачебно-трудовые экспертные комиссии: главные эксперты; председатели республиканских, краевых, областных, межрайонных, районных, городских ВТЭК, врачи-эксперты, медицинские сестры, психологи, специалисты по реабилитации, программисты.

6. Службы социальной помощи, в том числе:

центр социального обслуживания — директор центра и его заместители; главный бухгалтер и бухгалтер; инспектор; специалист по социальной работе;

отделение дневного пребывания — заведующий отделением, медицинская сестра, культорганизатор, инструктор по трудовой терапии;

служба срочной социальной помощи — заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе, социальные работники;

отделение социальной помощи на дому — заведующий отделением, социальные работники;

Для кадров соцработы, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др.

Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами.

Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья персонала используются (хотя явно не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; к<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.