Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Системно функциональная организация мозговой деятельности.





Психология детей с ЗПР

Системно функциональная организация мозговой деятельности.

Несмотря на то, что каждая функциональная система и её звенья имеют собственные программы развития, мозг во все периоды жизни работает как единое целое. Эта интегративность предполагает взаимную обусловленность систем. Отсюда вытекает исследование механизмов установления межсистемных связей. Мозг остаётся единым в своей деятельности, но на каждом этапе это уже другой мозг, и другой уровень межсистемных взаимодействий, поэтому даже действительные знания хронологии развития отдельных функциональных систем не позволяет оценить общий уровень развития на каждом конкретном этапе жизненного пути.

Представление о системно – функциональной дискретности мозга должны быть усовершенствованы пониманием межсистемной ансамблевой деятельности. Изучение развивающегося мозга, особенно в 1й год жизни, имеет сходное появление новых форм реагирования, сопровождается угасанием, редукцией первичных автоматизмов новорожденного. При этом оба процесса обновления и редукции должны быть строго сбалансированы. Преждевременное угасание 1ых автоматизмов лишает функции прочного фундамента, так как при развитии мозга принцип преемственности обязателен.

В то же время слишком поздняя редукция устаревших форм реагирования мешает образованию новых, более сложных реакций. Нервная система застревает на каком – либо уравне развития и необходимы специальные условия чтобы процесс развития продолжался в гармоничном состоянии. В норме на фоне угасания примитивной функции развивается более совершенная.

Задержка угасания приводит:

1) Либо к запаздыванию созревания высшего уровня организации

2) Длительно сохраняясь, примитивная функция нарастает и препятствует более совершенной.

3) На фоне нормального развития конечные функции можно отметить признаки задержки угасания примитивной

Важная роль процессов редукции и обновления выступает в двигательном развитии детей 1ого года жизни. У новорожденных имеются первичные позатонические автоматизмы, влияющие на мышечный тонус в зависимости от положения головы в пространстве. К концу 2 – началу 3 месяца жизни эти автоматизмы должны угасать, уступая новым формам регуляции мышечного тонуса связанными со способностью ребёнка удержать голову. Если этого участия не происходит, данные позатонические автоматизмы становятся аномальными, так как они препятствуют удержанию головы и далее формируется цепочка патологических явлений:

· Невозможность удержать голову нарушит развитие зрительного анализатора и вестибулярного аппарата;

· Из – за того, что не происходит развитие вестибулярного аппарата не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения.

В итоге искажается вся схема двигательного развития. Сбалансированность процессов редукции и обновления, не сводится только к тому, что бы одни функции во время уступали место другим. Редукция не означает полного исчезновения автоматизмов, а подразумевает их включение в более сложные функциональные ансамбли, поэтому если опережающее обеспечение нового функционального ансамбля достаточно основательно то первичный автоматизм, хотя и не редуцирующийся полностью, всё же не нарушает общей схемы развития. Иная картина наблюдается, когда запаздывание редукций сочетается с замедленным формированием новых редукций, при этом возникают новые возможности для ненормативной гипертрофии архаических автоматизмов, для застревания на каких – то отживших способах реагирования и искажённого регулирования функций. Наряду с гитерохронностью развития отдельных функциональных систем и их звеньев необходима определённая синхронность в их взаимодействиях. На каждом возрастном этапе отдельные системы должны находиться в определённой степени зрелости. Различия д.б. на данный момени достаточно согласованы, иначе не произойдёт полноценного слияния систем в единый ансамбль.

 

Систематика ЗПР

Типы ЗПР дифференцированы по этиопатогенетическому принципу:

1) ЗПР конституционного происхождения;

2) ЗПР соматогенного происхождения

3) ЗПР психогенного происхождения

4) ЗПР церебрально- органического происхождения.

 

Каждый из этих типов имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушение познавательной деятельности, нередко осложнённую рядом болезненных признаков соматических, энцифалопатических, невротических. Представленные клинические типы отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения 2х основных компонентов этой аномалии развития.

· Структура инфантилизма

· Характеристика нейродинамических расстройств.

В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связанна недостаточность интеллектуальной мотивации и произвольности, а с нейродинамической расстройствами тонус и подвижности психических процессов.

 

1) ЗПР конституционного типа. Несложный психический и психофизический инфанттелизм по классификации Певзнер и Власовой, при которой эмоционально – волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, даже напоминает нормальную структуру эмоционального уровня детей, только более младшего возраста. При этом характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, эмоции поверхностные и не стойкие. Лёгкая внушаемость. Певзнер и Власова связывают затруднения в обучении в младших классах. С незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладание игровых интересов. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, при этом черты эмоционально-волевой незрелости сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, частота семейных случаем при непатологичности психических особенностей позволяет полагать преимущественно врождённо конструктивную этиологию этого типа инфантилизма. Также это может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробного или на первых годах жизни, тогда это экзогенные формы происхождения.

2) ЗПР соматогенного происхождения. Обусловлено хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врождёнными и приобретенными пороками развития соматогенной сферы, в первую очередь сердца. В этом случае выражена стойкая астения, которая снижает и общий психический тонус при этом возможна задержка эмоционального развития, Соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений,- неуверенностью, боязливостью, капризностью связанными с ощущением своей неполноценности, это может быть так же спровоцировано диктаторскими ограничениями со стороны родительских фигур, так же ослабленностью и болезненностью ребёнка.

3) ЗПР психогенного происхождения – связанно с неблагоприятным условием воспитания.

4) ЗПР церебрально-органического происхождения – связано с церебрально-органической недостаточностью.

 

Искажённое психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью(Вариант синдрома РДА).

 

Выявляются обычно с начала школьного обучения. В основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько особенность личности, речи, моторики, недостаточная потребность в контакте с окружающими, низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, нарушена целенаправленность и недостаточность активного внимания. Дополнительным затруднением является недостаточная сформированность высших корковых функций(пространственный синтез праксис). В развитии этих специфичных функций большое значение имеют активный сенсорный и практический опыт и тренировка. Слабость активного внимания и реакции на окружение, у таких детей затрудняет выработку и автоматизацию этих функций, как следствие снижается возможность усвоение таких школьных навыков как чтение, письмо, счёт. У них низкие показатели выделения последовательности событий, пространственных отношений, способность к переключению внимания, синтеза на предметном уровне. Показатели вербально-интеллектуальных функций неравномерны. Интеллектуальные способности зависят от клинической картина РДА, его этиологии и патогенеза Диагноз основывается на структурном анализе всей клинической картины и главным образом на особенности деятельности и поведении больного. Для детей с РДА характерно: выраженная дистанция между уровнем развития способности к обобщению и продуктивности деятельности, за счёт сохранной памяти у них может быть значительно больший запас знаний чем тот который они используют. У детей наблюдается диспропорция между возможностью речевого обобщения и отсутствием речевого контакта, диспропорция между активным и пассивным словарём. Диагностические игры имеют однообразный стереотипный характер, отличающийся от детей олигофренов недостаточностью эмоционального компонента и выраженным отрывом от реальности. В более лёгких случаях отмечается неравномерность достижений и ответов. Динамика и прогноз зависят от характера и динамики заболевания, менее благоприятны формы, являющиеся возвратным этапом шизофренического процесса, более благоприятны варианты шизоидных психопатий.

 

Психология детей с ЗПР

Системно функциональная организация мозговой деятельности.

Несмотря на то, что каждая функциональная система и её звенья имеют собственные программы развития, мозг во все периоды жизни работает как единое целое. Эта интегративность предполагает взаимную обусловленность систем. Отсюда вытекает исследование механизмов установления межсистемных связей. Мозг остаётся единым в своей деятельности, но на каждом этапе это уже другой мозг, и другой уровень межсистемных взаимодействий, поэтому даже действительные знания хронологии развития отдельных функциональных систем не позволяет оценить общий уровень развития на каждом конкретном этапе жизненного пути.

Представление о системно – функциональной дискретности мозга должны быть усовершенствованы пониманием межсистемной ансамблевой деятельности. Изучение развивающегося мозга, особенно в 1й год жизни, имеет сходное появление новых форм реагирования, сопровождается угасанием, редукцией первичных автоматизмов новорожденного. При этом оба процесса обновления и редукции должны быть строго сбалансированы. Преждевременное угасание 1ых автоматизмов лишает функции прочного фундамента, так как при развитии мозга принцип преемственности обязателен.

В то же время слишком поздняя редукция устаревших форм реагирования мешает образованию новых, более сложных реакций. Нервная система застревает на каком – либо уравне развития и необходимы специальные условия чтобы процесс развития продолжался в гармоничном состоянии. В норме на фоне угасания примитивной функции развивается более совершенная.

Задержка угасания приводит:

1) Либо к запаздыванию созревания высшего уровня организации

2) Длительно сохраняясь, примитивная функция нарастает и препятствует более совершенной.

3) На фоне нормального развития конечные функции можно отметить признаки задержки угасания примитивной

Важная роль процессов редукции и обновления выступает в двигательном развитии детей 1ого года жизни. У новорожденных имеются первичные позатонические автоматизмы, влияющие на мышечный тонус в зависимости от положения головы в пространстве. К концу 2 – началу 3 месяца жизни эти автоматизмы должны угасать, уступая новым формам регуляции мышечного тонуса связанными со способностью ребёнка удержать голову. Если этого участия не происходит, данные позатонические автоматизмы становятся аномальными, так как они препятствуют удержанию головы и далее формируется цепочка патологических явлений:

· Невозможность удержать голову нарушит развитие зрительного анализатора и вестибулярного аппарата;

· Из – за того, что не происходит развитие вестибулярного аппарата не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения.

В итоге искажается вся схема двигательного развития. Сбалансированность процессов редукции и обновления, не сводится только к тому, что бы одни функции во время уступали место другим. Редукция не означает полного исчезновения автоматизмов, а подразумевает их включение в более сложные функциональные ансамбли, поэтому если опережающее обеспечение нового функционального ансамбля достаточно основательно то первичный автоматизм, хотя и не редуцирующийся полностью, всё же не нарушает общей схемы развития. Иная картина наблюдается, когда запаздывание редукций сочетается с замедленным формированием новых редукций, при этом возникают новые возможности для ненормативной гипертрофии архаических автоматизмов, для застревания на каких – то отживших способах реагирования и искажённого регулирования функций. Наряду с гитерохронностью развития отдельных функциональных систем и их звеньев необходима определённая синхронность в их взаимодействиях. На каждом возрастном этапе отдельные системы должны находиться в определённой степени зрелости. Различия д.б. на данный момени достаточно согласованы, иначе не произойдёт полноценного слияния систем в единый ансамбль.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.