|
РАСЧЁТ РАБОЧЕГО ЦИКЛА И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯВЫБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЁТА Выбор исходных данных производится исходя из задания в соответствии с указанным прототипом и содержит: тип двигателя, номинальная эффективная мощность Ne, кВт, номинальная частота вращения nн, мин-1. На основании справочных статистических данных перед выполнением работы необходимо уточнить другие конструктивные параметры двигателя: Число цилиндров – i, расположение цилиндров, тактность двигателя τ, степень сжатия ε, коэффициент избытка воздуха α. Параметры заряда на впуске в двигатель: в качестве параметров исходного состояния заряда на впуске для двигателей без надува принимается давление окружающей среды равное: pо = 0,1013 МПа, а температура Tо, К- принимается самостоятельно.
РАСЧЁТ ПРОЦЕССОВ ГАЗООБМЕНА Процессы газообмена включают очистку цилиндра от продуктов сгорания и наполнения цилиндра свежим зарядом. Для расчёта рабочего цикла параметры остаточных газов (давление и температура) в конце процесса впуска в точке «r» выбирают на основании статических данных о других двигателях подобного типа. Давление остаточных газов pr определяется давлением среды, в которую происходит выпуск отработавших газов, зависит от числа и расположения клапанов, сопротивления выпускного тракта, фаз газораспределения, частоты вращения, нагрузки и других факторов. Для двигателей без наддува определяют р r по эмпирической формуле: Рr=р0(1+0,55∙10-4∙nн) (1.1) где р0 – нормальное давление окружающей среды, МПа; nн – номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1. Для двигателей с газотурбинным наддувом: Р r =(0,08…0,95)рк (1.2) В двигателях с наддувом соответствующее давление равно: рк =(1,05…1,25)p0 (1.3) Температура остаточных газов Тr зависит от ряда факторов. В частности, при увеличении степени сжатия и обогащения смеси температура, снижается, а при увеличении частоты вращения возрастает. При работе на номинальном режиме величина температуры отработавших газов изменяется в следующих пределах: для дизельных двигателей Т r = 600…900 К, для бензиновых Т r = 900…1100 К Температура подогрева свежего заряда T зависит от конструкции впускного трубопровода, наличия специального устройства для подогрева, частоты вращения, надува и других факторов. При номинальном режиме работы для дизельных двигателей с наддувом T = 5…100. для дизельных двигателей без наддува T = 15…200, для бензиновых T = 20…300 Давление заряда в конце впуска pа является основным фактором, определяющим количество свежего заряда, поступающего в цилиндр. Потери давления Δр по сравнению с давлением окружающей среды определяются гидравлическим сопротивлением воздушного фильтра рф, впускного трубопровода Δрmp, впускного клапана ркл, охладителем надувочного воздуха pохл, и возможно, других устройств: ∆p = pф + pmp+ pкл + pохл + … (1.4) Сопротивление воздушного фильтра определяется по графику (рисунок 1) в зависимости от пылеёмкости: Пф = в · t (1.5) φв - запылённость, г/м3 t - срок службы, ч.
Рисунок 1 Применяется следующая классификация запылённости: · Пониженная - φв < 0,0005 · Малая - φв = 0.0005 – 0,002 · Повышенная - φв = 0,002 – 0,01 · Максимальная - φв =0,01 – 0,8 · «Нулевая» видимость - φв =0,8 - 1 Величины других сопротивлений обычно соответствуют pmp = pкл = 0,001…0,0015 МПа Тогда: pа = p0 - Δp (1.6) Давление в конце впуска pа зависит от гидравлического сопротивления впускного тракта, быстроходности двигателя и изменяется в пределах: для дизелей без наддува pа=(0,85…0,95) p0; для дизелей с наддувом pа=(0,90…0,95) pк; для бензиновых pа=(0,80…0,90) p0 Коэффициент остаточных газов γ характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания и может быть определён по формуле: γ= ((T0 + T)·рr) / (Tr(ε·pa - pr)) (1.7) Для двигателей с наддувом принимается Tк =To, а вместо p0 берётся pк На номинальном режиме работы величина γ находится в пределах от 0,02 до 0,05 для дизельных двигателей. Температура в точке «а» определяется по формуле: Тa = (T0 + T + ∙ Tr)/(1+ ),. К (1.8) Определение коэффициента наполнения ηv представляет собой отношение действительного количества свежего заряда, к тому количеству, которое могло бы поместиться в рабочем объёме цилиндра при условии, что температура и давление в нём равны температуре и давлению среды на впуске. Повышению данного коэффициента способствует уменьшение гидравлических сопротивлений системы впуска. Повышение давления pa в конце впуска, уменьшение количества остаточных газов и их давления, снижение температуры подогрева рабочей смеси. Величина ηv для четырёхтактных двигателей может быть определена по формуле: ηv = ((ε∙pa – pr)∙Тo) / ((ε- 1) (T0 + T) ∙ р0) (1.9) РАСЧЁТ ПРОЦЕССА СЖАТИЯ Основными характеристиками процесса являются параметры заряда в конце сжатия; давление pс, температура Tс и средний показатель политропы сжатия n1. Основной величиной, выбираемой для расчёта процесса является показатель n1, характеризующий теплообмен между зарядом и стенками камеры сгорания. Факторы, увеличивающие отвод теплоты от заряда, снижают значение n1 и показатели цикла. Например, износ двигателя, охлаждение цилиндра, снижение нагрузки, частоты вращения двигателя уменьшают n1. Для дизельных двигателей с неразделенными камерами n1 = 1,3 - 1,4; для карбюраторных ДВС n1 =1,34-1,37. Температура в конце сжатия Тс =600-800К-для карбюраторных ДВС, Тс =800-900К-дизели без наддува, Тс =900-1000К-дизели с наддувом. p с = pa ·εn1, МПа (1.10) Tс = Ta ·εn1-1, К (1.11)
РАСЧЁТ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ 1.4.1 Термохимический расчёт процесса сгорания Количество воздуха теоретически необходимого для сгорания топлива: Lo = ((C/12)+(H2/4)-(O2/32))/0.208, кМоль (1.12) Lo = ((8/3C)+(8H2)-(O2))/0.23, кг (1.13) где для дизеля C - доля углерода в топливе- 0,870,кг; H2 - доля водорода в топливе –0,126,кг; O2- доля кислорода в топливе-0,04,кг; для бензина C - доля углерода в топливе- 0,855,кг; H2 - доля водорода в топливе –0,145,кг; 0,23-массовое содержание кислорода в воздухе; 0,208-объемное содержание кислорода в воздухе. Количество свежего заряда: M1 = α · Lo, кМоль (1.14) Количество остаточных газов: Mг =γ·M1 = α·γ· Lo, кМоль (1.15) Количество продуктов сгорания топлива, кМоль/кг: α >1 M2 =(C/12)+(H2/2)+(α -0,208)* Lo, (1.16) α <1 M2 =(C/12)+(H2/2)+0,792*α* Lo, (1.17) Количество газов после сгорания: Mz = Mг + M2, кМоль/кг (1.18) Коэффициент молярного изменения количества смеси: (1.19) Для карбюраторных ДВС μД =1,08-1,12. Для дизелей μД =1,03-1,04 1.4.2 Термодинамический расчет процесса сгорания Основой расчёта является уравнение теплового баланса для процесса сгорания. Например для бензиновых и газовых двигателей оно имеет вид: (1.20) где Qz и Qc - теплота заряда в точках «z» и «c»; Qcz - теплота, подведённая к заряду в процессе сгорания. Уравнение можно преобразовать: для дизельных двигателей (1.21) Для бензиновых ДВС: (1.22) Теплоёмкость свежего заряда CVC в конце процесса сжатия определяется в зависимости от температуры Tc, кДж/Моль·град: (1.23) где А1 =20,16 и В1 =1,738·10-3 - постоянные коэффициенты. Теплоёмкость продуктов сгорания CVZ определяется по эмпирическим формулам: (1.24) При α < 1 , , При α>1 , . (1.25) Низшая теплота сгорания HU, зависит от элементарного состава топлива. Для дизельного топлива HU = 42500(43030-зимнее) кДж/кг, для бензина HU = 44000 кДж/кг. Потери теплоты из-за химической неполноты сгорания богатых смесей (α <1), кДж/кг: (1.26) Коэффициент использования ξ теплоты учитывает потери теплоты за счёт физической неполноты сгорания топлива, несвоевременности сгорания, через стенки камеры сгорания, диссоциации и других факторов. Значение ξ на номинальном режиме работы для дизельных двигателей находится в пределах от 0,70 до 0,88, для карбюраторных от 0,85 до 0,95. Для дизелей при расчете сгорания дополнительно задаются степенью повышения давления в процессе λр= рz: рс. Для дизелей с неразделенными камерами сгорания и объемным смесеобразованием λр =1,6…2,5, с разделенными, λр =1,1…1,4. После подстановки перечисленных величин в исходное уравнение, оно может быть преобразовано к квадратичному виду: (1.27) и решено относительно Тz, К: (1.28) где (1.29) При номинальном режиме для дизеля величина Tz = 1800…2300К, для карбюраторных ТZ =2400…2900К. Для дизельных двигателей давление газов в конце сгорания рZ , МПа, определяется с учетом выбранного ранее значения λр: (1.30) Для бензиновых ДВС: (1.31) а затем действительное максимальное давление: (1.32) где φ = 0,85-0,88 - коэффициент скругления (или полноты индикаторной диаграммы), учитывающий уменьшение максимального давления вследствие движения поршня и увеличения объема камеры к концу процесса сгорания. При номинальном режиме величина pz = 6,0…9,0МПа
ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ В результате процесса расширения происходит преобразование тепловой энергии заряда в механическую работу. Основными характеристиками процесса является давление pв, температура Тв в конце процесса и средний показатель политропы расширения n2 (для дизелей n2=1,23…1,3, для бензиновых n2 =1,18…1,28). Для упрощения расчёта допускают, что расширение происходит по политропному процессу со средним показателем политропы n2. Значение n2 возрастает с увеличением коэффициента использования теплоты, отношения хода поршня S к диаметру цилиндра D, интенсивности охлаждения, при снижении нагрузки и росте частоты вращения. Давление pв, МПа и температура ТB, К, конца расширения определяется для точки «в» по уравнению политропного процесса: для бензиновых и (1.33) и (1.34) для дизельных двигателей: и (1.35) и (1.36) где на номинальном режиме, (1.37) где степень предварительного расширения: , (1.38) При номинальном режиме в дизелях ТВ =1000…1250К и pв =0,20…0,60МПа, в бензиновых ДВС ТВ =1200…1500К и pв =0,20…0,60МПа.
ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ Процесс расширения завершает расчет параметров рабочего тела в характерных точках цикла. Правильность выбора исходных температуры и давления остаточных газов проверяется по формуле, К: (1.39) Значение расчётной температуры остаточных газов может отличаться от выбранной ранее не более чем на 5% при расчёте на ЭВМ и на 10% при ручном расчете. Погрешность расчётов: (1.40) При большей погрешности следует изменить самостоятельно выбранные в ходе расчета параметры.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|