Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Инклюзивное обучение детей с нарушением слуха





 

Новым подходом для России сегодня можно назвать инклюзивное образование (франц. Inclusif - включающий в себя, от лат. Include -включаю), т. е. включающее образование, которое подразумевает совместное, доступное, максимально соответствующее потребностям всех категорий детей, вне зависимости от состояния их здоровья. Это не просто подход, но целостный процесс переосмысления и реформирования не только современной системы образования, но и общественного сознания, который позволил бы сделать одинаково доступным образование для всех детей.

О необходимости создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием, указывал еще Л. С. Выготский. Он считал[3], что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. А исходной точкой пересмотра специального образования должна являться ориентация на нормальных детей.

Инклюзивное обучение берет свое начало от 70-х годов XX века, когда принятие ряда нормативных актов в пользу лиц с ограниченными возможностями стал толчком к развитию в странах запада альтернативных тенденции в обучении (расширение доступа к образованию, мэйнстриминг, интеграция и инклюзия). К концу ХХ столетия во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, скандинавских странах) реализовался принцип интегрированного подхода - предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми. В 1994 году происходит распространение декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, способствующих "включающему образованию" (Испания, г. Саламанка). Таким образом, на смену понятию "интеграция" приходит понятие "включение". Здесь уже речь идет не о механическом объединении в одном классе детей с обычным и особым развитием, а о принятии, равноправии и полноценном участии всех категорий учащихся.

В России зарождение инклюзивного обучения шло на рубеже 1980 - 1990 годов, когда в Москве в 1991 году по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования "Ковчег". На сегодняшний день внедрение инклюзивного образования на территории РФ происходит в соответствии с рядом важнейших документов: Конвенция о правах ребенка (1989), Декларация Саламанки (1994), Дакарский план действий (2000), Конвенция ООН о правах инвалидов (2006), закон "О социальной защите инвалидов в РФ".

Система инклюзивного образования распространяется на все ступени обучения. Комплекс мер подразумевает техническое оснащение образовательных учреждений, разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, разработку специальных адаптационных программ, коррекционных методов, технических средств, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми с особенными потребностями. В 2010 принята пятилетняя госпрограмма "Доступная среда", которая как раз направлена на создание безбарьерной школьной среды для школьников-инвалидов. Также поставлен ряд задач, который направлен на реальное воплощение инклюзивного образования в России.

По мнению Г. Н. Пенина [18], благодаря инклюзивному подходу в среде лиц с нарушением слуха, доступным становится не только начальное или среднее профессиональное образование, но и высшее. Что позволяет расширить ряд выбора потенциальной профессии, повысить социальный статус, возможность самореализации, и даже уровень жизни. Положительным примером является успешное обучение глухих и слабослышащих студентов на факультете коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Несмотря на процесс внедрения инклюзии в российское образование, специфика социально-экономических условий, а также отсутствие общегосударственных правовых и финансово-экономические норм, касающиеся основ инклюзивного образования не дает обрести подходу массового характера. До сих пор актуальными является ряд проблем: отсутствие гибких образовательных стандартов, несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка, отсутствие специальной подготовки педагогогов образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии, недостаточное материально-техническое оснащение, а также отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа специальных педагогов и медицинских работников. Но хочется верить, что инклюзивное образование в России это не миф, а реальность.

Таким образом, инклюзивное образование, цель которого отказ от дискриминации лиц с ограниченными потребностями и создание условий совместного обучения различных категорий детей является перспективным направлением в развитии образования детей с нарушением слуха.

 


 

Заключение

 

На основе проведенного обзора научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:

. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

. На разных исторических этапах развития сурдопедагогики отношение к людям с нарушением слуха, и в целом к глухоте менялось. В эпоху Средневековья, с церковной точки зрения, глухота рассматривалась как наказание. Интерес же к глухоте, как к заболеванию, а также развитие сурдопедагогической теории и практики началось в эпоху Возрождения.

. С развитием науки, достижениями в области медицины, демократическими и гуманистическими тенденциями в современной отечественной сурдопедагогике появились альтернативные подходы, различные по философским и методологическим концепциям, базирующиеся на различном понимании целей и методов обучения детей с нарушением слуха.

. Мировой опыт позитивным образом отразился на отечественной сурдопедагогике и способствовал пересмотру традиционной системы обучения. На сегодняшний день в современной сурдопедагогике существует множество подходов, различных по философским и методологическим концепциям. Создание и развитие новых типов учреждений позволяет успешно реализовывать инновационные идеи в обучении, воспитании, реабилитации и социализации детей с нарушением слуха.

. Согласно личностно-деятельностному подходу сущность педагогического процесса в современной школе для детей с нарушениями слуха заключается во всестороннем гармоническом развитии личности на различных возрастных этапах и направленности на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.

. Интегрированное обучение достигается за счет целенаправленного формирования интегративных свойств и качеств личности как важнейших психологических компонентов этого явления. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и общеобразовательного специального образования и их адекватного взаимодействия.

. Верботональная система, направленная на диагностику и реабилитацию детей с нарушением слуха и речи, является важным средством в процессе интеграции детей в общество.

. Вальдорфская школа представляет интерес для сурдопедагогики вследствие общности целей, задач, методов обучения. Первые шаги в освоении богатого опыта штайнеровской педагогики весьма перспективны.

. Достижения в кохлеарной имплантации обусловили высокий уровень абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, что помогло расширить возможности социальной интеграции за счет более ранней коррекции недостатков слуха и речи.

. Инклюзивное образование, цель которого отказ от дискриминации лиц с ограниченными потребностями и создание условий совместного обучения различных категорий детей является перспективным направлением в развитии образования детей с нарушением слух.

 


 

Литература

 

1. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. Пособие. М.: Просвещение, 1984.

2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Педагогика, 1963.

. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995

. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы http://www.rehabin.ru/rehabilitation/dost_sreda.pdf.

. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. - СПб.: Владос, 2004.

. Зайцева Г. Л. Диалог с Л. С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики//Дефектология. Вып. 2. - 1998.

. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, М.: Просвещение, 1977.

. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. - СПб.: КАРО, 2008.

. Королева И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - СПб.: Каро, 2009.

. Королева И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. - СПб.: С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.

. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М., Просвещение, 1991.

. Малофеев Н. Н. Особые ребенок - вчера, сегодня, завтра. - М.: ГНУ "Институт коррекционной педагогики", 2007.

. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции//Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М., 2001.

. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа//Дефектология. Вып.4. -, 1995.

. Назарова Н. М., Пенин Г. Н. Специальная педагогика: История специальной педагогики. - М.: Академия, 2007.

. Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода (из опыта экспериментальной работы) / под ред. Л. И. Руленковой - М.: Родные пенаты, 2007.

. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование в свете гуманитарной проблематики XXI века//Школьный логопед. Вып. 1. - СПб., 2010.

. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики//Вестник Герценовского университета. Вып. 9. - СПб.,2010.

. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой - Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Л.В.Андреева, М.: Издательский центр "Академия", 2008.

. Специальная педагогика/под ред. Назаровой Н. М. - М.:ACADEMA, 2000.

. Сурдопедагогика/под ред. Речицкой. Е. Г. - М.: Владос, 2004.

. Черкасова Л. А., Руленкова Л. И. Использование верботональной системы обучения глухих детей. - Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - М.: Изд-во МГУП, 2000.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.