Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха





Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха

 


 

Введение

 

Тема курсовой работы посвящена такому вопросу как современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Интерес к этой теме объясняется тем, что коренные преобразования всех сфер жизни общества требуют необходимости переосмысления сложившихся систем обучения и воспитания детей с нарушением слуха, а также, внедрение всего лучшего, что было выработано за многие годы.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день проблемы организации педагогической деятельности для детей с нарушением слуха являются первостепенными, а вопрос выбора наиболее адекватной системы обучения и воспитания волнует не только педагогов, но и родителей.

В последние годы в отечественной сурдопедагогике произошли большие изменения, объясняемые научным и практическим прогрессом в области медицины, а также комплексными усилиями различных специалистов. Ранняя диагностика нарушений слуха, активная разработка методов коррекции нарушенной слуховой функции с использованием последних достижений в области слухопротезирования сделали актуальной проблему оказания педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста. Благодаря этому стало возможным их включение в массовые образовательные учреждения. Научно-методическое обеспечение сложившейся в отечественной сурдопедагогике коммуникативно-деятельностной системы обучения детей с недостатками слуха связано с совершенствованием системы обучения языку. Конкретное воплощение системы представлено в исследованиях по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха (А.Г. Басова, Т.А. Власова, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, С.А.Зыков, Т.С. Зыкова, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Е.П. Кузьмичева, Н.Г. Морозова, М.И. Никитина, Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Г И. Розанова, Е.Г. Речицкая, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.). Совершенствовалось такое направление как развитие слухового восприятия и обучения произношению. (Т.А.Власова, Е.П.Кузьмичева, Э.И.Леонгард, Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко и др.). Достижения в области медицины и педагогики обусловили высокий уровень абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, что помогло расширить возможности социальной интеграции за счет более ранней коррекции недостатков слуха и речи (Л.М.Кобрина, Э.И.Леонгард, Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко и др.).

Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Предмет исследования: современные теории и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Цель исследования: проанализировать современные теории и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Задачи исследования:

. Рассмотреть закономерности и принципы обучения и воспитания

. Охарактеризовать проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

. Проанализировать современные тенденции обучения детей с нарушением слуха.

. Проанализировать современные теории и системы обучения и воспитания детей с нарушением.

. Для реализации задач исследования использовался комплекс теоретических методов исследования: анализ литературы по теме исследования.

обучение нарушение слух верботональный


 

Глава 1. Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха

 

Глава 2. Характеристика ведущих теорий и систем обучения и воспитания детей с нарушением слуха

 

Интегрированное обучение

 

Научно-практическое решение вопроса интеграции глухих в общество прежде всего связано с пониманием сущности данного процесса. Интеграция в современной философии определяется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Действующая система коррекционного обучения глухих и слабослышащих в специальной школе направлена на их развитие, достижение высокого общеобразовательного уровня с учетом возможностей каждого ребенка и его социальной адаптации. При этом в системе специального обучения могут быть полно реализованы основные принципы интеграции.

Обучение лиц с нарушениями слуха на всех этапах направлено на формирование словесной речи и развитие гуманно-сотруднических связей в коллективе сверстников. Это находит отражение в программном содержании и методах специального обучения.

В существующей в нашей стране традиционной системе обучения при условии достижения высокого уровня развития ребенка за счет специальных коррекционных методов и путей обучения обеспечивается интеграция лиц с нарушениями слуха в общество.

Ведущей тенденцией развития системы образования для детей с особыми потребностями становится включение в общий поток, или интеграция. Переход к интегрированным формам обучения, признание всех детей, независимо от степени тяжести нарушения, обучаемыми, реконструкция системы специального обучения стали следствием демократизации западноевропейского общества, развития тенденций гарантированного обеспечения прав каждому. Этот этап эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии начинается в мировом сообществе в 70-е гг. XX в.

Различают экстернальную и интернальную интеграцию. Первая предполагает интегрированное (совместное) обучение детей с проблемами слуха и нормально слышащих; вторая - совместное обучение глухих и слабослышащих детей.

Отечественная практика специального образования располагает экспериментально апробированным подходом к интеграции детей с нарушениями слуха. Внедрение этого подхода означает продвижение на пути создания государственной системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции, т. е. продвижение на пути создания нового фундамента национальной системы образования лиц с проблемами, делающего возможным для каждого ребенка выбор одного из двух путей получения образования: интегрированного или дифференцированного специального образования.

Проблемой поиска оптимального подхода в интергации занимаются такие сурдопедагоги как Л.В. Андреева, Л.С Волкова, Т.С Зыкова, В.З. Кантор, Э.И. Леонгард, Е.П. Кузьмичева, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Е.Г. Речицкая, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына и др.

Наиболее эффективно с проблемой интеграции справляются учреждения комбинированного типа, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы. В таких условиях возможно оптимальное решение интегративных задач, используя одну из возможных моделей [21](см. схему 3):

1. Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в группах и классах вместе со слышащими детьми, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога.

2. Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину).

. Временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми ребятами не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Реализация этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников. Для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению, может быть эффективна полная интеграция. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада и классы школы.

При решении вопроса об интеграции ребенка с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд условий, которые условно, как полагают исследователи (Н.Д. Шматко, Миронова) [14], можно разделить на внутренние и внешние. К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним - уровень его психофизического и речевого развития.

Опыт показывает, что организация интегрированных мероприятий в условиях совместного пребывания в смешанном коллективе, способствующих интенсивному формированию навыков социальной адаптации, является наиболее продуктивной формой работы.

Таким образом, интеграция достигается за счет целенаправленного формирования интегративных свойств и качеств личности как важнейших психологических компонентов этого явления. Модели интергации организованы с учетом развития каждого ребенка. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и общеобразовательного специального образования и их адекватного взаимодействия.

 

Билингвистическая система обучения

 

Билингвистический подход к обучению в отечественной сурдопедагогике считается относительно новой педагогической системой возникшей на Западе в 80-е годы XX века. Сторонники билингвизма придерживаются того мнения, что обучение глухих детей должно проходить в условиях использования словесно-жестового двуязычия на протяжении всего процесса обучения, а словесный язык должен изучаться как второй. В доказательство данной точки зрения приводятся фундаментальные исследования национальных жестовых языков сделанные в 70-е годы XX века В. Стоку, М. Бреннон, Г. Л. Зайцевой, которые доказали, что жестовые языки - полноценные, сложные и богатые лингвистические системы со своей особой грамматикой, лексикой, морфологией. Еще Выготский в начале 30-х годов отмечал возможность использования жестового языка в обучении, говоря о том, что необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей является максимальное использование всех видов речи.

Использование билингвизма в сурдопедагогике имеет ряд причин. Во-первых, это коренное изменение в отношении жестового языка, признание его полноценной системой. Во-вторых, изменилось и отношение к глухим людям, взамен "инвалида", пришел человек с ограниченной возможностью, а именно индивидуальность, которая идет по своему особому пути развития. В- третьих, американские исследования доказали, что глухие дети глухих родителей имеют высокие показатели в обучении, это значит что ранее использование жестового языка является залогом успешного обучения.

Билингвистический подход является весьма популярной системой обучения за рубежом. Билингвизм уже стал государственной системой в Скандинавии, а в Великобритании половина школ глухих обучаются в рамках билингвистической системы. Его применяют многие школы Австралии и Тихоокеанского региона, в Африке, а также в ряде школ США, Канады, в Голландии, Германии, Бельгии, Швейцарии и Эстонии. В России работает одна билингвистическая гимназия, существующая с 1992 года в Москве под руководством профессора Г. Л. Зайцевой.

Как отмечает Зайцева [6] и другие специалисты, использование жестового языка в учебно-воспитательном процессе устраняет все коммуникативные барьеры между учащимися и педагогами и создает искренние и доверительные отношения между детьми и взрослыми, обеспечивая эмоционально окрашенное обучение. Устранение коммуникативных барьеров позволяет значительно увеличить объем учебной информации, ускорить ее передачу и восприятие учащимися. Это помогает расширить учебных предметов и областей знаний, ранее недоступных глухим школьникам, например, иностранный язык. Зарубежный опыт свидетельствует о возможности прохождения учебной программы неслышащими учениками в те же сроки, которые предусмотрены для слышащих. Дети, обучающиеся по билингвистической системе имеют более широкий общий кругозор, более глубокие знания по языку и математике, они лучше социально адаптированы чем дети, обучающие по традиционной системе на основе словесной речи.

Однако существуют и ряд нерешенных проблемы, касающиеся обучения в рамках билингвистической системе, например, поиск оптимального соотношения жестового и словесного языка в процессе обучения, разработка дидактических основ учебного процесса на основе жестового языка, а также подготовка квалифицированных сурдопедагогов в условиях билингвистического подхода.

 

Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха

 


 

Введение

 

Тема курсовой работы посвящена такому вопросу как современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Интерес к этой теме объясняется тем, что коренные преобразования всех сфер жизни общества требуют необходимости переосмысления сложившихся систем обучения и воспитания детей с нарушением слуха, а также, внедрение всего лучшего, что было выработано за многие годы.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день проблемы организации педагогической деятельности для детей с нарушением слуха являются первостепенными, а вопрос выбора наиболее адекватной системы обучения и воспитания волнует не только педагогов, но и родителей.

В последние годы в отечественной сурдопедагогике произошли большие изменения, объясняемые научным и практическим прогрессом в области медицины, а также комплексными усилиями различных специалистов. Ранняя диагностика нарушений слуха, активная разработка методов коррекции нарушенной слуховой функции с использованием последних достижений в области слухопротезирования сделали актуальной проблему оказания педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста. Благодаря этому стало возможным их включение в массовые образовательные учреждения. Научно-методическое обеспечение сложившейся в отечественной сурдопедагогике коммуникативно-деятельностной системы обучения детей с недостатками слуха связано с совершенствованием системы обучения языку. Конкретное воплощение системы представлено в исследованиях по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха (А.Г. Басова, Т.А. Власова, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, С.А.Зыков, Т.С. Зыкова, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Е.П. Кузьмичева, Н.Г. Морозова, М.И. Никитина, Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, Г И. Розанова, Е.Г. Речицкая, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.). Совершенствовалось такое направление как развитие слухового восприятия и обучения произношению. (Т.А.Власова, Е.П.Кузьмичева, Э.И.Леонгард, Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко и др.). Достижения в области медицины и педагогики обусловили высокий уровень абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, что помогло расширить возможности социальной интеграции за счет более ранней коррекции недостатков слуха и речи (Л.М.Кобрина, Э.И.Леонгард, Т.В.Пелымская, Н.Д.Шматко и др.).

Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Предмет исследования: современные теории и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Цель исследования: проанализировать современные теории и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Задачи исследования:

. Рассмотреть закономерности и принципы обучения и воспитания

. Охарактеризовать проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

. Проанализировать современные тенденции обучения детей с нарушением слуха.

. Проанализировать современные теории и системы обучения и воспитания детей с нарушением.

. Для реализации задач исследования использовался комплекс теоретических методов исследования: анализ литературы по теме исследования.

обучение нарушение слух верботональный


 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.