Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разумное поведение животных. Основные результаты исследования разумного решения задачживотными. Отличие практического интеллекта животных от мышления человека.





Изучение мышления составляет одну из актуальных проблем современных наук о поведении животных, поскольку только оно служит источником данных для реконструкции процесса возникновения и развития этой когнитивной функции на ранних этапах антропогенеза.В многочисленных работах установлено, что способность к обобщению (мысленному объединению предметов и явлений по общим для них признакам), как и способность к экстраполяции, есть у многих представителей птиц, млекопитающих и у рептилий. Иными словами, это также достаточно универсальная операция, хотя разным видам она присуща в разной степени.Уровень доступного животному обобщения оценивается в так называемых тестах на перенос. Они позволяют установить, в каких пределах животное узнает обобщенный признак при изменении второстепенных параметров стимулов. Выделяют 3 основных уровня обобщения. Наиболее универсален допонятийный уровень — способность к обобщению отдельных признаков и к переносу реакции на новые стимулы той же категории. Он обнаружен даже у животных со столь примитивным мозгом и ограниченными способностями как голуби.Второй уровень — протопонятийный, или уровень довербальных понятий. Он проявляется в способности животных применить обобщение, сделанное в отношении стимулов одной категории ("выбирай сходный по цвету"), к стимулам другой категории ("выбирай сходный по форме, или по числу элементов или др."). Этот уровень обобщения обнаружен у приматов, прежде всего человекообразных, у дельфинов, а также у врановых и попугаев

Разумное решение задач животными (экспериментальные исследования)

В.Келер. 1) Обезьяна находится в клетке, перед которой лежит плод с привязанной к нему веревкой. Все обезьяны не производя лишних пробных и случайных движений, притягивают к себе плод, дергая за конец веревки (собака в данном случае с задачей не справляется). 2) Плод находится перед клеткой без веревки, но в клетке лежит палка. Когда плод и палка попадают в одно поле зрения, обезьяна «догадывается» употребить палку в качестве орудия, для того чтобы приблизить к себе плод и затем схватить его руками. Процесс решения данной задачи описывается феноменологией инсайта (период проб и ошибок, инкубация, инсайт).

Условия: исследования интеллекта должно проводиться в зоне трудности испытуемого; надо уметь ставить задачи, чтобы получить объективный ответ; найти такие задачи, которые нельзя было бы решить путем случайных проб, а которые допускают только разумные решения или не решаются.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая. Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно. Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща. Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями. И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Значение исследования психики животных. Взаимосвязь развития психики и образа жизни.Органическое (биологическое) и социальное у человека. Организм, индивид, личность. Качественноесвоеобразие психики человека.

Исследования навыков у животных (экспериментальные исследования)

Б.Скиннер. Скиннеровский ящик – рычаг, на который животное нажимает для подкрепления. Усложнение: вместо одного рычага ставят два (возможность выбора). Оперантное поведение (животное действует, затем правильное действие подкрепляется): обучение голубя хождению по восьмерке.

Школа дрессуры Дурова: ласка и подкормка; подкрепление шаг за шагом; крысы играют в поезд: машинист, пассажиры, кондуктор – все действуют по-людски.

Ограниченность ориентировки животных пространственными отношениями. Воспитание шимпанзе вместе с человеческим детенышем: она научилась укладываться в кровать, пить из кружки и т.д., но ее пришлось отдать в зоопарк. Как только ей что-то не нравилось, она действовала привычным способом. Экспериментальные исследования навыков у животных (Э.Толмен)

Викарные пробы и ошибки – это своего рода ОД, которую осуществляют животные при выработке навыков. Крыс запускали в бассейн, который они должны были переплыть и обнаружить, какая из 2 дверей на противоположном бортике бассейна чуть приоткрыта; за этой дверью находится приманка. Сначала, в нескольких пробах, они производят грубые обследовательские движения, потом, в последующих пробах, эти движения становятся все более тонкими, затем просматриваются едва заметные колебания туловища, затем крысы без задержки плывут, и когда подплывают на близкое расстояние к тому краю, где находятся двери, то сразу же поворачивают к открытой двери. Т.о., эти движения являются, по сути, замещениями проб и ошибок и называются викарными пробами и ошибками.

Латентное обучение – на предварительной стадии опыта группа накормленных и напоенных крыс запускается в лабиринт, в одном конце которого находится пища, а в другом – вода. Крысы бегают по лабиринту. На основной стадии эксперимента одна часть крыс не кормится, а другая – не поится. Они снова запускаются в этот же лабиринт, и тогда испытывающие голод или жажду животные без всяких колебаний направляются туда, где находится пища или вода, явно показывая, что оно изучило обстановку и действует теперь уже без проб. Т.о., животное составляет себе картину проблемной ситуации и возможность действовать в ней.

Когнитивная карта. Крысы запускались в Т-образный лабиринт, в одном конце которого была еда, а в другом вода и находились там некоторое время. В течение определенного времени одну группу крыс не кормили, а другую не поили. После того, как крысы снова были помещены в этот лабиринт, то те крысы, которых не кормили, сразу направились к корму, а те, которых не поили, к воде.

Развитие психики человека коренным образом отличается от пути развития животных: во-первых, у человека есть речь разум и абстрактное мышление; во-вторых, благодаря речи человек может планировать свои действия; в-третьих, человек изготавливает, хранит и использует орудия труда; в-четвертых, человек способен воспринимать опыт других людей и прошлых поколений.

Существует гипотеза, что человек произошел от обезьяны, и как писал Энгельс сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились теми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий.

Согласно учению Дарвина природные условия изменили способ передвижения обезьян – передние конечности освободились от передвижения и стали постепенно участвовать в трудовых операциях.

Главным отличием человека от животного и является трудовая деятельность.

Животное пассивно приспосабливается к окружающей среде, а человек своим трудом активно воздействует на природу, преобразует ее для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда требовал от людей коллективного сотрудничества, а коллективный труд возможен лишь, при том условии, что каждый будет знать общую цель труда, роль каждого члена коллектива и согласованно выполнять отдельные трудовые операции. Для этого людям необходимо обращаться, воздействовать друг на друга. В результате не развитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась для произношения членораздельных звуков.

Начала складываться особая форма сигнализации – звуковой язык – средство общения между людьми.

Таким образом, шло развитие сознания человека.

Сознание – высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью речи.

Ученые считают, что биологическое в человеке «снятое» социальным. Это означает, что оно (это биологическое начало) преобразованное, в значительной мере подчиненное социальному, но не смещенное, хранится, образовывает с социальным диалектическое единство.

Генетически обусловленные, наследуются анатомо-физиологические характеристики, в том числе структура нервной системы, мозга, органов чувства. У новорожденного ребенка они от начала являются людскими. Прирожденная способность овладевать язык, мышление, стать личностью реализуется лишь в человеческом, социальном окружении, в мире культуры. Биологически обусловленные и параметры человеческого бытия, например, вековые этапы, продолжительность жизни.

Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство.

Организм -- телесный фактор индивидуальности

Биологическая координата человека определяет его как живое телесное существо. Наиболее близким к этому определению оказывается понятие "организм", которое в широком смысле может включать в себя анатомо-морфологическую структуру, физиологические и нервные процессы, наконец, высшую нервную деятельность вместе с механизмами работы органов чувств.

Индивид -- предпосылка к личности

Понятие "индивид" является коренным словом для центрального в дифференциальной психологии конструкта "индивидуальность", поэтому возможная двойственная трактовка этого понятия прослеживается и в двойственной неопределенности (или, правильнее сказать, определенности) понимания специфики индивидуальности как таковой.

Личность -- психологический носитель социальных свойств

Отмечая различия между понятиями "индивид" и "личность", обычно указывают, что это формально-логически равнозначащие понятия, относящиеся к одному и тому же классу объектов (Ломов, 1984, с.291), хотя в каждом из них раскрываются разные признаки субъекта. При этом в "понятии "личность" фиксируются те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество)" (там же).

Совсем недавно так широко распространенное определение личности лишь как совокупности свойств (или факторов) постепенно становится достоянием исторической психологии

В качестве объективного критерия психики А.Н.Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (или "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.

Таким образом, чувствительность, вероятно, появилась на базе раздражимости. Она означала качественно новый тип отражения. Вместе с ней впервые появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.

Естественно, что появиться и получить дальнейшее развитие этот тип отражения мог лишь в условиях, где существовала устойчивая связь между объектами или их отдельными свойствами. Такую устойчивую связь и обеспечивала вещно-оформленная среда.

Бихевиоризм. Необихевиоризм. Краткая история возникновения и развития, используемые методыисследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменологияпрактические (прикладные) результаты в сфере образования.

Американский бихевиоризм (от английского слова behavior, что значит «поведение») сформировался в Америке на рубеже XX в. в исследованиях над поведением животных. В первую очередь исследова­ние Э. Л. Торндайка поведения животных (1898) заложило основы бихевиориз­ма, определив методику и проблематику новой психологии, в которой централь­ное место заняла проблема навыка. Выросшую из этих исследований с животными концепцию Дж. Уотсон мето­дологически оформил, заострил и перенес на психологию человека. Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражение среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации — это стимулы; ответ­ные движения — реакции. Н-р: стимул – прикосновение к роговице глаза и как следствие реакция – мигание. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана.

Очень скоро стало очевидным, что нельзя объяснить ни поведение человека, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов. Возникает необихевиоризм, к-рый вводит новое понятие – промежуточных переменных. Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. Возглавили это движение американские психологи Э.Толмен и К.Халд

В целом бихевиоральный подход был и остается востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности. Не случайно бихевиоризм на протяжении длительного времени считался, наряду с психоанализом, одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения по сей день является обязательным условием профессиональной подготовки практических социальных психологов.

наиболее известными необихевиористами были Э. Толмен, К. Халл, Э. Газри, Б. Ф. Скиннер и К. Спенс.

Теории научения необихевиористов различаются в неск. аспектах, прежде всего в отношении места, отводимого в них понятию подкрепления и понятиям промежуточных переменных. Мн. др., кажущиеся принципиальными отличия носят терминологический характер. Базовыми понятиями всех этих теорий яв-ся стимул и реакция в самом широком и наименее дискуссионном смысле этих слов. Хотя Толмен придавал особое значение усвоению отношений S—S (между стимулами), а не ассоциаций S—R (между стимулом и реакцией), эти знаковые когниции «что-ведет-к-чему» указывают — по крайней мере интуитивно — на то, что разумный организм будет делать или куда он направится. Хотя Скиннер и избегал понятия вызывающих (реакцию) стимулов (eliciting stimuli), его понятие сигнального (дифференцировочного) стимула (Sd) все же имеет отношение к контролю порождаемого поведения. Скиннеровские определения стимула и реакции яв-ся функциональными, а это значит, что, как и всех остальных необихевиористов, его преим. интересовало молярное поведение, а не специфические двигательные реакции. Он назвал это оперантным поведением; то же самое Газри называл актами, а Толмен, Халл и Спенс — просто молярным поведением.

Предмет – объектив. исслед. реакции орг-ма на стимул внеш. Среды метод наблюдение и описание эксперимента (s-p-R) Толмен когнитивный необихевиоризм (когнитивные карты) В качестве промежуточной когнитивной карты, данное промежуточное применение опосредует стимула на реакцию. Игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого; отказ от целостного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности; принципиальный разрыв связей с философией.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.