Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







исследования установки; виды иллюзий установки. Сформулируйте общее правило для педагогов по противостоянию иллюзиям установки в процессе обучения.





В общей психологии состояние готовности к определенной активности называется установкой.

Установка — свойство деятельности. Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901 г. в рамках Вюрцбургской школы Г. Майер и И. Орт, ученики К. Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н. Узнадзе.

Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. По Узнадзе существует:

1. диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении;

2. фиксированная установка (дифференцированная).

Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки).

Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.

Теория установки не была принята многими учеными, возникло большое количество дискуссий, споров, было написано множество научных работ в опровержение теории Узнадзе.

Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерная особенность личности – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни

Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Установка представляет собой первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения».

Был разработан метод экспериментального исследования установки, изучены виды установок, процесс их формирования, описаны их свойства. С позиции установки даны характеристики психических процессов, произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека, выявлены иерархические уровни психической активности — индивида, субъекта, личности.

В отличие от установки в зарубежной психологии, в которой этот феномен выступает в качестве частного психологического образования, Узнадзе придает понятию установки статус общепсихологической категории, а теория этого феномена превращается в общепсихологическую теорию установки и распространяется на изучение патопсихологических явлений, находит применение в педагогике, на ее основе разрабатывается система методов психотерапии — сеттерапия.

Установка описывалась как то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение.

«Этот специфический акт, обращающий включенный в цепь деятельности человека предмет или явление в специальный самостоятельный объект его наблюдения, можно было назвать актом объективации».

Выделение объективации приводит Узнадзе к выводу о существовании двух уровней психической жизни — уровня установки, свойственного для всякого живого существа (и лишь в частности для человека), и уровня объективации, который представляет собой «специальное достояние лишь для человека как существа мыслящего, строящего основы культурной жизни как творца культурных ценностей».

Психология установки остро поставила проблему активного субъекта в психологии в противоположность механицизму и идеализму всей предшествующей психологии. Она включала анализ поведения и деятельности с позиции установки: «...не подлежит сомнению, что для изучения подлинного предмета психологии — психической жизни— понятие (поведение) имеет совершенно исключительное значение...».

Направленность на выявление внутренней детерминации активности составляет сущность и пафос подхода Д.Н. Узнадзе, нацеленного на преодоление постулата непосредственности в психологии. Поскольку установка (и потребность) находятся в «пространстве субъекта» и, следовательно, являются внутренними образованиями, остается неясной роль поведения и деятельности в психологии.

48 Характеристика генетического метода в психологии. Его виды. Метод планомерного формирования как метод психологического исследования. Теоретическое и практическое значение генетико-моделирующих исследований в современной психологии

Этот метод имеет особое значение. Он исследует развитие личности или другого психического явления, изучает генетику личных психических особенностей, выясняет соотношение ролей гена и среды в его формировании. Его можно назвать способом исследования природных социальных явлений на анализе их развития.

К генетическим методам относиться лонгитюдный, психоби­ографии, каузометрия, анамнеза и мониторинговые исследования.

Лонгитюдный метод — многократное систематическое изуче­ние одних и тех же испытуемых (или групп) в развитии. Лонги-тюдные исследования проводятся на протяжении нескольких лет для установления профессиональных изменений (развития, де­формаций) личности.

Психобиографические методы — это способы исследования и проектирования жизненного пути личности. Современные био­графические методы направлены на реконструкцию жизненных программ, профессиональных планов, разработку сценариев про­фессионального развития личности. Биографические методы пре­дусматривают контент-анализ автобиографий, мемуаров, постро­ение траектории жизненного пути, диаграмм удовлетворенности профессиональным трудом и др. Эта группа методов включает каузометрию, психобиографию и др. Охарактеризуем отдельные из перечисленных методов, представляющие особую ценность для профпсихологии.

Каузометрия — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предло­женный Е.И.Головахой и А.А.Кроником1. Каузометрия прово­дится в форме интервью, которое включает следующие процеду­ры: биографическую разминку, составление перечня значимых событий, их датировку, анализ причин, породивших события, определение их значимости, эмоциональную оценку. Результаты интервью представляются в виде каузограммы — графика собы­тий и межсобытийных связей, который отражает локализацию событий в календарном и психологическом времени.

Психобиография — метод психологического изучения жизнен­ного пути конкретных лиц. Первоначально психобиография ис­пользовалась для анализа карьеры политических деятелей, в даль­нейшем она стала применяться для изучения становления деяте­лей науки и культуры, а также для исследования индивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиог­рафии в профпсихологии позволяет получить ценную информа­цию о зарождении профессиональных намерений, факторах вы­бора профессии, трудностях профессиональной адаптации, тра­ектории карьеры, кризисах профессионального становления лич­ности.

Метод анамнеза профессионального становления — это сбор данных об истории развития человека как субъекта труда. Данный метод подробно рассмотрен Е.А.Климовым2. Профессиональный анамнез применяется для исследования мотивов труда, выявле­ния некоторых профессионально значимых качеств, обнаружения критических (профессионально важных) событий, построения прогноза карьеры и т.д. Предметом рассмотрения выступают выс­казывания испытуемого о своем прошлом. Поскольку анамнести­ческое исследование включает систему бесед, то в число требова­ний к нему входят все те, которые предъявляются к методу бесе­ды.

К генетическим методам исследования следует также отнести мониторинг профессионального развития и профессионально-образовательного процесса. Мониторинг как метод исследования может быть рассмотрен с различных позиций, обусловленных его объектом. В качестве объектов мониторинга в системе професси­онального образования могут выступать:

– профессионально-образовательный процесс;

– академическая успеваемость обучаемых;

– учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

– развитие личности обучаемых;

– становление учебной группы;

– профессиональная деятельность преподавателя;

– профессиональное развитие преподавателя;

– становление педагогического коллектива.

Начальной точкой отсчета возникновения в отечественной психологии тех методологических принципов исследования, которые получили дальнейшее развитие в методе планомерного формирования П. Я. Гальперина, является исследовательская программа, заявленная и частично реализованная Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым.

Доказательство того, что Метод Планомерного Формирования(МПФ) ведет свое начало от Экспериментально Генетического Метода, строится на общности ряда принципиальных моментов. Во-первых, особенности самого объекта исследования (быстрая сворачиваемость процесса, автоматизация, интериоризация и т. д.) предполагают его изучение лишь в искусственно организованных условиях с прослеживанием всего процесса развития. Во-вторых, основной целью является объяснение, а не описание, т. е. вскрытие причинно-следственных отношений с возможностью получения жесткой детерминации психической деятельности. В-третьих, управляемое воспитание заданных свойств психического процесса предполагает проведение предварительного анализа его развития в «естественных» (неконтролируемых) условиях.

Обращение к методу планомерного формирования открывает не только возможность получать «умственные действия и понятия» с заданными свойствами, что само по себе очень важно. «Но для познания психических процессов еще важней проследить те последовательные изменения, которые претерпевает исходная форма процесса, вплоть до его завершения и приобретения окончательного вида. Картина этих изменений, рассматриваемая в целом, приоткрывает нам процесс образования новых психических явлений. Подчеркиваю: не «психического вообще», а именно конкретных психических явлений. Наличие такой системы, именно полной и последовательно реализуемой, позволяет установить однозначные отношения между определенными условиями, ориентировкой субъекта на эти условия, его действиями и результатами этих действий, причинные связи между ними. Конечно, это обязанность всякого научного исследования, но в психологии приходится особенно ценить такие возможности».

Генетико-моделирующий метод по-другому называют формирующий эксперимент, который применяется в возрастной и педагогической психологии. Он одновременно представляет структурные особенности организации исследования, и смысловые акценты, обуславливающие какой-либо способ взаимодействия психолога с сущностью изучаемого явления. Это метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Суть генетико-моделирующего метода заключается в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование у детей новых способностей. Дети раньше этими способностями не обладали. В процессе исследования важно не только организовать, но и обеспечить переход с одного уровня на другой.
Генетико-моделирующий метод является методом активного воздействия на испытуемого и способствует его психическому развитию и личностному росту.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.