Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие деятельности: взаимопереходы составляющих деятельности. Понятие о навыках. Проблемаисследования развития навыков.





В зависимости от степени освоения операций и действий и развития системы деятельностей появляется возможность взаимопереходов объективных составляющих деятельности: деятельность – действие, действие – операция и наоборот. Если конечный результат деятельности становится промежуточным результатом в другой, более широкой и общей активности, то деятельность теряет свой статус и включается в другую деятельность как сложное действие. При этом потребность, ради предмета которой осуществлялась деятельность, либо присоединяется к новой более общей потребности, либо угасает, а может становится промежуточной целью. Например, человек читал литературу по психологии на основе интереса, определяемого познавательной потребностью. Затем рождается профессиональная потребность стать психологом и человек начинает учиться «на психолога». Теперь чтение психологической литературы становится частью общей подготовки к получению профессии психолога.

Навык - это способ выполнения действий в результате упражнений, ставших автоматизированными.

Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Именно жизнь ставит нас перед тем фактом, что общая одарённость является всегда фоном, на котором выявляются способности. Это мы можем проследить в многочисленных работах различных психологов. В области психологии и физиологии, в исследованиях способностей существует целый ряд общих идей и подходов. Но в этих многочисленных работах нет пока ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о тех физиологических особенностях, которые связаны с понятием способность.

 

 

41. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (теория\концепция поэтапного формирования умственных действий) — одна из наиболее известных. теорий в советской и российской педагогической психологии, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным. Теория раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности. Данная теория предусматривает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий включена в психологическую систему П. Я. Гальперина (так же известную как общепсихологическая концепция).

Годом создания теории принято считать 1952 год, когда П. Я. Гальперин заявил о своей теории, представив её как «гипотезу формирования умственных действий» Основу теории составило представление о существовании генетической зависимости между психическими операциями и внешними практическими действиями. Данное положение предполагает, что мышление ребенка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). П. Я. Гальперин считал, что внешнее действие, постепенно превращается во внутренне действие, проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа. Система планомерно-поэтапного формирования умственных действий включает четыре подсистемы:

1. условия формирования адекватной мотивации

2. условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств

3. условия формирования полноценной ориентировочной основы действия

4. условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план

Так как в процессе своего формирования умственно действие значительно преобразуется, невозможно исследовать результат этого формирования — раскрытие психологических механизмов возможно только в процессе его осуществления. Это стало основной для формулировки П. Я. Гальпериным идеи формирующего эксперимента на основе метода поэтапного формирования — не искать то, что уже сформировано, а формировать это в контролируемых условиях. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий представляет собой концепцию получения действия с определенными, заранее заданными свойствами. Данный метод позволяет раскрыть связи между содержанием деятельности, условиями его усвоения и характеристиками получаемого действия. Позднее П. Я. Гальперин написал, что метод поэтапного формирования «впервые обнаруживает „синюю птицу“ психологии — собственно психологические механизмы» Данный метод открывает широкие возможности для практического применения данной теории в целях обучения.

Теоретическое значение

1. П.Я.Гальперин предложил единицу анализа психической жизни человека — целенаправленное осмысленное развивающееся человеческое действие.

2. Созданный П.Я.Гальпериным метод планомерно-поэтапного формирование умственного действия с заранее заданными свойствами стал орудием развития душевной жизни.

3. Создал новый подход к методу исследования – формирующий эксперимент.

4. Создал систему контроля качества выполнения действия.

Практическое значение

1. Использование метода планомерно-поэтапного формирования значительно сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне).

2. Данная теория может быть использована на практике на всех уровнях образования.

3. На основании положений данной теории учениками и последователями П.Я.Гальперина было осуществлено множество прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.

На основании положений теории планомерно-поэтапного формирования под непосредственным руководством П. Я. Гальперина его учениками и последователями осуществлено нескольких сотен прикладных проектов, направленных на совершенствование содержания, форм и методов обучения в дошкольном воспитании, в начальной, средней общеобразовательной и профессиональной школе, в высшем образовании, в обучении рабочих и специалистов на производстве, в повышении квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов различных отраслей экономики, в военном и спортивном обучении.

Главным итогом внедрения прикладных проектов в указанные сферы является сокращение сроков обучения при одновременном повышении качества усвоения соответствующего материала; обеспечение успешности обучения у подавляющей части учащихся; существенное повышение интереса учащихся к обучению; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.