Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие о навыках в их отличии от инстинктов. Основные факты исследования навыков у животных.Перцептивная стадия развития психики, ее характеристика в отличии от сенсорной стадии.





Понятие о навыках в их отличии от инстинктов. Основные факты исследования навыков у животных.Перцептивная стадия развития психики, ее характеристика в отличии от сенсорной стадии.

Навык. Навыки в отличие от инстинктов - индивидуально приобретенная/форма поведения животных. Навыки вырабатываются у животных как в естественных условиях жизни, так и в процессе их дрессировки человеком.

Навыки формируются у животных методом проб и ошибок. Многократное повторение -какого-нибудь действия и получение положительного подкрепления при достижении результата приводят к постепенному формированию соответствующей реакции.

Навык - изменяющаяся форма поведения животных, поэтому без со-

ответствующего подкрепления он постепенно исчезает. Так, в аквариум, разделенный стеклянной перегородкой, в одну секцию была помещена щука, а в другую - маленькие рыбки. Щука сотни раз пыталась схватить рыбок, но ударялась о стекло. Прошло время и у

щуки выработался навык: она перестала бросаться на рыбок. Этотнавык сохранился и после того, как убрали стеклянную перегородку. Однако скоро навык исчез, и щука начала вести себя обычнымобразом.

Навык - врожденная форма поведения

Универсальный поведенческий акт

Машинообразно (алгоритм)

Инстинкт - приобретенная в ходе жизни. Индивидуальный способ поведения

Изменчивость поведения (зависит от условий ситуации)

Высокого развития навыки достигают у животных, наделенных большими полушариями головного мозга. У этих животных навыки становятся более сложными и разнообразными, что связано с дальнейшим совершенствованием отражательной функции нервной системы.

Значение навыков в развитии психики животных характеризуют следующие особенности:

1. Ощущения и восприятия достигают высокой степени дифференциации, становятся более многочисленными и детальными и,таким образом, приводят к более дифференцированному отражению внешней среды.

2. У животных возникает способность отражать в своих ощущениях и восприятиях не только предметы и их свойства, но и отношения между этими предметами. Появляется рефлекс на отношение.

3. В процессе развития навыков (на базе повторной деятельности и усложнения условнорефлекторных связей) у животных развивается способность представления, т. е. сохранения в памяти образов тех предметов и явлений, с которыми животное имело дело в своем опыте. Физиологически представления возникают на основе синтезирующей деятельности коры.

4. Начинает постепенно развиваться способность обобщения представлений (а через них и обобщения восприятий) и связанная с ней перестройка поведения — возможность переноса операций, примененных в одном действии, на другие, сходные с ним действия. Этим подготавливается почва для возникновения качественно новой формы поведения животных — интеллектуальных действий.

Стадия развития, следующая за стадией элементарной сенсорной психики - стадия перцептивной психики - характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, а в форме отражения вещей. Усложнение деятельности происходит так:

· - деятельность животных приобретает характер длинных цепей, состоящих из большого числа реакций, отвечающих на отдельные последовательные воздействия (деятельность такого типа особенно характерна для насекомых, у которых она и достигает наиболее высоких ступеней своего развития). Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной и не приводит к дальнейшим качественным изменениям;

· - прогрессивное направление - оно приводит к изменению самого строения деятельности и на этой основе к возникновению новой формы отражения внешней среды, характеризующей более высокую стадию в развитии психики: усложнение деятельности и чувствительности животных выражается в том, что поведение управляется сочетанием многих одновременных воздействий (у рыб с особенной отчетливостью наблюдается резкое противоречие между относительно сложным содержанием процессов деятельности и высоким развитием отдельных функций и еще примитивным общим ее строением). На разных уровнях развития перцептивной психики стоит большинство рыб, позвоночных животных.

Возникновение и развитие перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений. Главное - развитие и изменение роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь, зрения.

 

 

Значение исследования психики животных. Взаимосвязь развития психики и образа жизни.Органическое (биологическое) и социальное у человека. Организм, индивид, личность. Качественноесвоеобразие психики человека.

Исследования навыков у животных (экспериментальные исследования)

Б.Скиннер. Скиннеровский ящик – рычаг, на который животное нажимает для подкрепления. Усложнение: вместо одного рычага ставят два (возможность выбора). Оперантное поведение (животное действует, затем правильное действие подкрепляется): обучение голубя хождению по восьмерке.

Школа дрессуры Дурова: ласка и подкормка; подкрепление шаг за шагом; крысы играют в поезд: машинист, пассажиры, кондуктор – все действуют по-людски.

Ограниченность ориентировки животных пространственными отношениями. Воспитание шимпанзе вместе с человеческим детенышем: она научилась укладываться в кровать, пить из кружки и т.д., но ее пришлось отдать в зоопарк. Как только ей что-то не нравилось, она действовала привычным способом. Экспериментальные исследования навыков у животных (Э.Толмен)

Викарные пробы и ошибки – это своего рода ОД, которую осуществляют животные при выработке навыков. Крыс запускали в бассейн, который они должны были переплыть и обнаружить, какая из 2 дверей на противоположном бортике бассейна чуть приоткрыта; за этой дверью находится приманка. Сначала, в нескольких пробах, они производят грубые обследовательские движения, потом, в последующих пробах, эти движения становятся все более тонкими, затем просматриваются едва заметные колебания туловища, затем крысы без задержки плывут, и когда подплывают на близкое расстояние к тому краю, где находятся двери, то сразу же поворачивают к открытой двери. Т.о., эти движения являются, по сути, замещениями проб и ошибок и называются викарными пробами и ошибками.

Латентное обучение – на предварительной стадии опыта группа накормленных и напоенных крыс запускается в лабиринт, в одном конце которого находится пища, а в другом – вода. Крысы бегают по лабиринту. На основной стадии эксперимента одна часть крыс не кормится, а другая – не поится. Они снова запускаются в этот же лабиринт, и тогда испытывающие голод или жажду животные без всяких колебаний направляются туда, где находится пища или вода, явно показывая, что оно изучило обстановку и действует теперь уже без проб. Т.о., животное составляет себе картину проблемной ситуации и возможность действовать в ней.

Когнитивная карта. Крысы запускались в Т-образный лабиринт, в одном конце которого была еда, а в другом вода и находились там некоторое время. В течение определенного времени одну группу крыс не кормили, а другую не поили. После того, как крысы снова были помещены в этот лабиринт, то те крысы, которых не кормили, сразу направились к корму, а те, которых не поили, к воде.

Развитие психики человека коренным образом отличается от пути развития животных: во-первых, у человека есть речь разум и абстрактное мышление; во-вторых, благодаря речи человек может планировать свои действия; в-третьих, человек изготавливает, хранит и использует орудия труда; в-четвертых, человек способен воспринимать опыт других людей и прошлых поколений.

Существует гипотеза, что человек произошел от обезьяны, и как писал Энгельс сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились теми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий.

Согласно учению Дарвина природные условия изменили способ передвижения обезьян – передние конечности освободились от передвижения и стали постепенно участвовать в трудовых операциях.

Главным отличием человека от животного и является трудовая деятельность.

Животное пассивно приспосабливается к окружающей среде, а человек своим трудом активно воздействует на природу, преобразует ее для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда требовал от людей коллективного сотрудничества, а коллективный труд возможен лишь, при том условии, что каждый будет знать общую цель труда, роль каждого члена коллектива и согласованно выполнять отдельные трудовые операции. Для этого людям необходимо обращаться, воздействовать друг на друга. В результате не развитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась для произношения членораздельных звуков.

Начала складываться особая форма сигнализации – звуковой язык – средство общения между людьми.

Таким образом, шло развитие сознания человека.

Сознание – высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью речи.

Ученые считают, что биологическое в человеке «снятое» социальным. Это означает, что оно (это биологическое начало) преобразованное, в значительной мере подчиненное социальному, но не смещенное, хранится, образовывает с социальным диалектическое единство.

Генетически обусловленные, наследуются анатомо-физиологические характеристики, в том числе структура нервной системы, мозга, органов чувства. У новорожденного ребенка они от начала являются людскими. Прирожденная способность овладевать язык, мышление, стать личностью реализуется лишь в человеческом, социальном окружении, в мире культуры. Биологически обусловленные и параметры человеческого бытия, например, вековые этапы, продолжительность жизни.

Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство.

Организм -- телесный фактор индивидуальности

Биологическая координата человека определяет его как живое телесное существо. Наиболее близким к этому определению оказывается понятие "организм", которое в широком смысле может включать в себя анатомо-морфологическую структуру, физиологические и нервные процессы, наконец, высшую нервную деятельность вместе с механизмами работы органов чувств.

Индивид -- предпосылка к личности

Понятие "индивид" является коренным словом для центрального в дифференциальной психологии конструкта "индивидуальность", поэтому возможная двойственная трактовка этого понятия прослеживается и в двойственной неопределенности (или, правильнее сказать, определенности) понимания специфики индивидуальности как таковой.

Личность -- психологический носитель социальных свойств

Отмечая различия между понятиями "индивид" и "личность", обычно указывают, что это формально-логически равнозначащие понятия, относящиеся к одному и тому же классу объектов (Ломов, 1984, с.291), хотя в каждом из них раскрываются разные признаки субъекта. При этом в "понятии "личность" фиксируются те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество)" (там же).

Совсем недавно так широко распространенное определение личности лишь как совокупности свойств (или факторов) постепенно становится достоянием исторической психологии

В качестве объективного критерия психики А.Н.Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (или "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.

Таким образом, чувствительность, вероятно, появилась на базе раздражимости. Она означала качественно новый тип отражения. Вместе с ней впервые появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.

Естественно, что появиться и получить дальнейшее развитие этот тип отражения мог лишь в условиях, где существовала устойчивая связь между объектами или их отдельными свойствами. Такую устойчивую связь и обеспечивала вещно-оформленная среда.

Бихевиоризм. Необихевиоризм. Краткая история возникновения и развития, используемые методыисследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменологияпрактические (прикладные) результаты в сфере образования.

Американский бихевиоризм (от английского слова behavior, что значит «поведение») сформировался в Америке на рубеже XX в. в исследованиях над поведением животных. В первую очередь исследова­ние Э. Л. Торндайка поведения животных (1898) заложило основы бихевиориз­ма, определив методику и проблематику новой психологии, в которой централь­ное место заняла проблема навыка. Выросшую из этих исследований с животными концепцию Дж. Уотсон мето­дологически оформил, заострил и перенес на психологию человека. Предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Под поведением понимаются ответные движения организма на раздражение среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации — это стимулы; ответ­ные движения — реакции. Н-р: стимул – прикосновение к роговице глаза и как следствие реакция – мигание. Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана.

Очень скоро стало очевидным, что нельзя объяснить ни поведение человека, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов. Возникает необихевиоризм, к-рый вводит новое понятие – промежуточных переменных. Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. Возглавили это движение американские психологи Э.Толмен и К.Халд

В целом бихевиоральный подход был и остается востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности. Не случайно бихевиоризм на протяжении длительного времени считался, наряду с психоанализом, одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения по сей день является обязательным условием профессиональной подготовки практических социальных психологов.

наиболее известными необихевиористами были Э. Толмен, К. Халл, Э. Газри, Б. Ф. Скиннер и К. Спенс.

Теории научения необихевиористов различаются в неск. аспектах, прежде всего в отношении места, отводимого в них понятию подкрепления и понятиям промежуточных переменных. Мн. др., кажущиеся принципиальными отличия носят терминологический характер. Базовыми понятиями всех этих теорий яв-ся стимул и реакция в самом широком и наименее дискуссионном смысле этих слов. Хотя Толмен придавал особое значение усвоению отношений S—S (между стимулами), а не ассоциаций S—R (между стимулом и реакцией), эти знаковые когниции «что-ведет-к-чему» указывают — по крайней мере интуитивно — на то, что разумный организм будет делать или куда он направится. Хотя Скиннер и избегал понятия вызывающих (реакцию) стимулов (eliciting stimuli), его понятие сигнального (дифференцировочного) стимула (Sd) все же имеет отношение к контролю порождаемого поведения. Скиннеровские определения стимула и реакции яв-ся функциональными, а это значит, что, как и всех остальных необихевиористов, его преим. интересовало молярное поведение, а не специфические двигательные реакции. Он назвал это оперантным поведением; то же самое Газри называл актами, а Толмен, Халл и Спенс — просто молярным поведением.

Предмет – объектив. исслед. реакции орг-ма на стимул внеш. Среды метод наблюдение и описание эксперимента (s-p-R) Толмен когнитивный необихевиоризм (когнитивные карты) В качестве промежуточной когнитивной карты, данное промежуточное применение опосредует стимула на реакцию. Игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого; отказ от целостного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности; принципиальный разрыв связей с философией.

Основные понятия гештальт-метода

Организм – живая целостная система.

Среда – то, что окружает организм и необходимо для его существования.

Граница – то, что отделяет организм от среды.

Контакт – процесс взаимодействия организма со средой.

Потребность – дефицит в организме, побуждающий его взаимодействовать со средой для восстановления баланса жизнедеятельности.

Граница контакта – феномены, возникающие на границе индивидуального «организма» и «окружающей среды».

В профессиональном образовании существует множество подходов, форм и методов обучения, которые различаются основными целями, отношением к учащимся, способами постановки целей, содержанием обучения, педагогическим управлением, а также психологическими теориями и концепциями, лежащими в основе каждого подхода. Первоначально гештальт-метод разрабатывался, прежде всего, для нужд лечения неврозов и других болезненных нарушений, основателем данного направления является Ф. Перлз.

Таким образом, концептуальные представления гештальт-метода основаны на трёх координатах: теории поля, феноменологии и диалоге. С точки зрения данного метода за каждым человеком признаётся уникальная личность, имеющая всё необходимое для решения проблем, поэтому своими целями гештальтисты ставят:

· расширение осознавания и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности;

· наполненности и осмысленности жизни;

· улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми;

· анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире;

· анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.

Концепция Ж. Пиаже. Основные понятия, учение о стадиях развития детского интеллекта,

Неофрейдизм. Краткая история возникновения на примере. Отличие и единство подходов в рамках теорий неофрэйдизма, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере медицины и культуры.

Неофрейдизм – направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографи -ческой теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами Итак, как уже было сказано в конце 30-х годов возникает неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся: Карл Густав Юнг (1875--1961), Альфред Адлер (1870—1937), Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

Предмет-бессознательное метод-свободные ассоциации. С т.з Хорни на развитие личности влияет общ-во и соц окр чел считала, что чел может измениться. Основным элементом структура личности рассмат бессоз чув-во беспокойство тревоги «я идеальное» «я реальное» «я с т з др» 1 стремление к людям(уступчив) 2 против(агрессия) 3 от людей(устранение) 1 она отвергала высказ Фрейда относит женщин и особенно его утвержд о том, что их биол природа предопред зависть к пенису. 2 во вр пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с Эрих Фромм, в следствии пришла к выводу соц-культурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционир индивидуума 3 в основе нарушений функционир личности лежат уникальные стили межличностных отношений. Использование психоаналитической теории и фрейдизма в различных областях знаний: медицине, психологии, социологии, философии, лингвистике, художественном творчестве на основе концепции о решающей роли социокультурных факторов в этиологии невроза. Под влиянием амер. социологических и бихевиористских установок неофрейдисты стали придавать особое значение роли социальной среды. В результате внутри фрейдизма произошли существенные преобразования. Оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты, по существу, “социологизировали” психологию. Немалое воздействие на Н. оказала амер. школа культурантропологии. Особое значение психоанализ имеет для наук о человеке, в т.ч. для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Он проникает также в такие узкоспециализированные дисциплины, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастает влияние психоанализа в теориях и практике современного искусства. Не менее существенно воздействие психоанализа на филос. и социологические школы, политологию и культурологию.

Эдипов комплекс Хорни связывает не с сексуально-агрессивным конфликтом между ребенком и родителями, а с тревогой, возникающей в связи с базовыми нарушениями в отношениях ребенка с матерью и отцом, например, отвержением, гиперпротекцией, наказаниями. Агрессия, вопреки мнению Фрейда, не врождена, а представляет средство защиты своей безопасности. Нарциссизм в реальности – не самовлюбленность, а самовозвеличивание и завышенная самооценка, возникающая в связи с чувством небезопасности. Хорни также подвергает сомнению представления Фрейда о вынуждении повторения, Оно, Я и Сверх-Я, тревоге и мазохизме (1939). Положительно Хорни относится к фундаментальным, по ее мнению, разработкам Фрейда в области психического детерминизма, бессознательной мотивации и эмоциональных, нерациональных мотивах. (1945) Хорни делит потребности на три группы: 1) движение к людям – например, потребность в любви; 2) движение от людей – например, потребность в независимости; 3) движение против людей – например, потребность в силе. Каждая из этих групп представляет базовую ориентацию по отношению к другим и к себе. В различии этих ориентаций Хорни находит основу внутреннего конфликта. Нормальный и невротический конфликт различаются по степени: "...несоответствие между сторонами конфликта для здоровой личности значительно меньше, чем для невротика" (1945, с. 31). Иными словами, конфликты есть у всех, но у некоторых людей – в отягощенной форме, в первую очередь в связи с ранними переживаниями отвержения, неприятия, гиперпротекции и других вариантов неудачных отношений с родителями.

Понятие о высших психических функциях (ВПФ). Роль знака в организации ВПФ. Экспериментально-генетический метод. Иллюстрация метода на примере исследования развития памяти. Характеристика егометодологического значения

Экспериментально-генетический метод исследования психического развития разработан Л. С. Выготским и связан с его культурно-исторической теорией развития высших психических функций. Впервые был применен Л, С. Выготским и А. Н. Леонтьевым при исследовании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. В основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения: первое — специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры орудия-средства — знаки, символы, язык, меры и т.п.; второе — всякий психический процесс возникает и функционирует в двух планах — социальном и психологическом, или, как писал Л. С. Выготский, сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти Л. С. Выготского Э.-г. м. и. п. р. с успехом применялся его сотрудниками и последователями в многочисленных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха А. Н. Леонтьевым, в исследовании произвольных движений А. В. Запорожцем, при изучении закономерностей развития восприятия Л. А. Венгером и др.). Существенный вклад внес П. Я. Гальперин, разработавший теорию и методику поэтапного формирования умственных действий, а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (внимание, симультанное восприятие и т.п.). Л. С. Выготский предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусственных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс развития. В 60-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме экспериментальной организации процесса обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов. Д. Б. Эльконин и др.).

 

Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (теория\концепция поэтапного формирования умственных действий) — одна из наиболее известных. теорий в советской и российской педагогической психологии, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным. Теория раскрывает механизмы, закономерности и условия формирования элементов психической деятельности. Данная теория предусматривает раскрытие внутренней структуры действия, которая недоступна для прямого внешнего наблюдения, но объективно существует. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий включена в психологическую систему П. Я. Гальперина (так же известную как общепсихологическая концепция).

Годом создания теории принято считать 1952 год, когда П. Я. Гальперин заявил о своей теории, представив её как «гипотезу формирования умственных действий» Основу теории составило представление о существовании генетической зависимости между психическими операциями и внешними практическими действиями. Данное положение предполагает, что мышление ребенка развивается через связь с предметной деятельностью (непосредственными манипуляциями с предметами). П. Я. Гальперин считал, что внешнее действие, постепенно превращается во внутренне действие, проходя при этом ряд последовательных этапов, каждый из которых составляет основу для последующего этапа. Система планомерно-поэтапного формирования умственных действий включает четыре подсистемы:

1. условия формирования адекватной мотивации

2. условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств

3. условия формирования полноценной ориентировочной основы действия

4. условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план

Так как в процессе своего формирования умственно действие значительно преобразуется, невозможно исследовать результат этого формирования — раскрытие психологических механизмов возможно только в процессе его осуществления. Это стало основной для формулировки П. Я. Гальпериным идеи формирующего эксперимента на основе метода поэтапного формирования — не искать то, что уже сформировано, а формировать это в контролируемых условиях. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий представляет собой концепцию получения действия с определенными, заранее заданными свойствами. Данный метод позволяет раскрыть связи между содержанием деятельности, условиями его усвоения и характеристиками получаемого действия. Позднее П. Я. Гальперин написал, что метод поэтапного формирования «впервые обнаруживает „синюю птицу“ психологии — собственно психологические механизмы» Данный метод открывает широкие возможности для практического применения данной теории в целях обучения.

Теоретическое значение

1. П.Я.Гальперин предложил единицу анализа психической жизни человека — целенаправленное осмысленное развивающееся человеческое действие.

2. Созданный П.Я.Гальпериным метод планомерно-поэтапного формирование умственного действия с заранее заданными свойствами стал орудием развития душевной жизни.

3. Создал новый подход к методу исследования – формирующий эксперимент.

4. Создал систему контроля качества выполнения действия.

Практическое значение

1. Использование метода планомерно-поэтапного формирования значительно сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне).

2. Данная теория может быть использована на практике на всех уровнях образования.

3. На основании положений данной теории учениками и последователями П.Я.Гальперина было осуществлено множество прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.

На основании положений теории планомерно-поэтапного формирования под непосредственным руководством П. Я. Гальперина его учениками и последователями осуществлено нескольких сотен прикладных проектов, направленных на совершенствование содержания, форм и методов обучения в дошкольном воспитании, в начальной, средней общеобразовательной и профессиональной школе, в высшем образовании, в обучении рабочих и специалистов на производстве, в повышении квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов различных отраслей экономики, в военном и спортивном обучении.

Главным итогом внедрения прикладных проектов в указанные сферы является сокращение сроков обучения при одновременном повышении качества усвоения соответствующего материала; обеспечение успешности обучения у подавляющей части учащихся; существенное повышение интереса учащихся к обучению; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний.

Понятие о навыках в их отличии от инстинктов. Основные факты исследования навыков у животных.Перцептивная стадия развития психики, ее характеристика в отличии от сенсорной стадии.

Навык. Навыки в отличие от инстинктов - индивидуально приобретенная/форма поведения животных. Навыки вырабатываются у животных как в естественных условиях жизни, так и в процессе их дрессировки человеком.

Навыки формируются у животных методом проб и ошибок. Многократное повторение -какого-нибудь действия и получение положительного подкрепления при достижении результата приводят к постепенному формированию соответствующей реакции.

Навык - изменяющаяся форма поведения животных, поэтому без со-

ответствующего подкрепления он постепенно исчезает. Так, в аквариум, разделенный стеклянной перегородкой, в одну секцию была помещена щука, а в другую - маленькие рыбки. Щука сотни раз пыталась схватить рыбок, но ударялась о стекло. Прошло время и у

щуки выработался навык: она перестала бросаться на рыбок. Этотнавык сохранился и после того, как убрали стеклянную перегородку. Однако скоро навык исчез, и щука начала вести себя обычнымобразом.

Навык - врожденная форма поведения

Универсальный поведенческий акт

Машинообразно (алгоритм)

Инстинкт - приобретенная в ходе жизни. Индивидуальный способ поведения

Изменчивость поведения (зависит от условий ситуации)

Высокого развития навыки достигают у животных, наделенных большими полушариями головного мозга. У этих животных навыки становятся более сложными и разнообразными, что связано с дальнейшим совершенствованием отражательной функции нервной системы.

Значение навыков в развитии психики животных характеризуют следующие особенности:

1. Ощущения и восприятия достигают высокой степени дифференциации, становятся более многочисленными и детальными и,таким образом, приводят к более дифференцированному отражению внешней среды.

2. У животных возникает способность отражать в своих ощущениях и восприятиях не только предметы и их свойства, но и отношения между этими предметами. Появляется рефлекс на отношение.

3. В процессе развития навыков (на базе повторной деятельности и усложнения условнорефлекторных связей) у животных развивается способность представления, т. е. сохранения в памяти образов тех предметов и явлений, с которыми животное имело дело в своем опыте. Физиологически представления возникают на основе синтезирующей деятельности коры.

4. Начинает постепенно развиваться способность обобщения представлений (а через них и обобщения восприятий) и связанная с ней перестройка поведения — возможность переноса операций, примененных в одном действии, на другие, сходные с ним действия. Этим подготавливается почва для возникновения качественно новой формы поведения животных — интеллектуальных действий.

Стадия развития, следующая за стадией элементарной сенсорной психики - стадия перцептивной психики - характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, а в форме отражения вещей. Усложнение деятельности происходит так:

· - деятельность животных приобретает характер длинных цепей, состоящих из большого числа реакций, отвечающих на отдельные последовательные воздействия (деятельность такого типа особенно характерна для насекомых, у которых она и достигает наиболее высоких ступеней своего развития). Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной и не приводит к дальнейшим качественным изменениям;

· - прогрессивное направление - оно приводит к изменению самого строения деятельности и на этой основе к возникновению новой формы отражения внешней среды, характеризующей более высокую стадию в развитии психики: усложнение деятельности и чувствительности животных выражается в том, что поведение управляется сочетанием мн<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.