|
Понятие о целостном педагогическом процессе
С момента своего возникновения воспитание и обучение осуществлялись как целостный процесс трансляции знаний, опыта деятельности и норм поведения от старшего поколения младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Дальнейшее разделение труда в обществе постепенно привело к разграничению обучения и воспитания. Эти объективные процессы находили свое отражение и в развитии педагогической мысли. В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противопоставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в Х1Х в. Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П.Ф. Каптереву. В свое время он пришел к выводу: «“Обучение”, “образование”, “приучение”, “воспитание”, “наставление”, “увещание”, “взыскания” и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса”. В дальнейшем развивали представления о целостном педагогическом процессе С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко и другие. Вместе с тем, начиная с 1930-х годов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине 70-х годов XX века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики. Авторы современных концепций (Ю.К. Бабанский, Ю.П. Сокольников, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и другие) сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода. Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система – «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике. Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют (В.А. Сластенин и др.) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педагогическая система в динамике. Наиболее общая педагогическая система – это система воспитания (образования), построенная обществом и выполняющая его социальный заказ. Её подсистемами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреждение образования. Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат. processus – движение вперед, изменение) – 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции: 1) о бучающую – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений; 2) воспитательную – формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности; 3) развивающую – развитие психических процессов, свойств и качеств личности. Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия: · между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития; · между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием; · между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности; · между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями; · между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие.
Наряду с вышеназванными компонентами педагогической системы (педагоги, воспитанники, содержание образования, средства) в структуру педагогического процесса (схема 24) входят компоненты, порождаемые самой деятельностью субъектов педагогического процесса: цель, методы, формы и результаты педагогического процесса. Это переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия. Схема 24
Взаимодействие педагогов и воспитанников:
цель и задачи
методы формы результаты
Содержание Средства (материальная база) педагогического процесса
Существуют и другие подходы к определению структуры педагогического процесса (В.А. Смирнов и др.): · целевой – включает цели и задачи, реализуемые в определённых условиях; · содержательный – определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний; отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения; · деятельностный – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания; · результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством педагогической деятельности; · ресурсный – отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение. Структура педагогического процесс универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия. Педагогический процесс организуется с ориентацией на определенные цели образования и для их реализации. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает цель, которая ему внутренне присуща. Цель содержится в структуре деятельности педагога и учащихся, в содержании и средствах педагогического процесса. Системность педагогического процесса связана с другой важной его характеристикой – целостностью (см. схему 25). Схема 25
В соответствии с современными взглядами ученых (И.П. Подласый, В.И. Смирнов, В.А. Сластенин и др.) целостность педагогического процесса реализуется: · в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств); · в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания); · в единстве функций педагогического процесса; · в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру); · в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс; · в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования; · в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую); · в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности. Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие его субъектов (педагогов и воспитанников). Вне этого взаимодействия педагогический процесс реально существовать не может. Это позволяет говорить о двустороннем характере педагогического процесса. Исследователи (Т.А. Стефановская и другие) указывают, что педагогический процесс имеет циклический характер, и, следовательно, в нем можно выделить повторяющуюся последовательность этапов (циклов). Выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе создаются необходимые условия для протекания педагогического процесса в соответствии с заданными целями. Суть второго, основного, этапа заключается в непосредственном осуществлении педагогического взаимодействия. Третий, заключительный этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов. Педагогический процесс и педагогические системы, в которых он осуществляется, неразрывно связаны с другими социальными процессами – экономическим, политическим, духовным и др. Определенное влияние на педагогический процесс оказывают также внешние условия – природно-географические, общественные, производственные, культурные и др.
Педагогического процесса
Вся жизнедеятельность воспитанников, в том числе их образование происходит в результате взаимодействия с окружающим миром. Это взаимодействие организуется и направляется педагогами, родителями и другими субъектами педагогического процесса. По мере взросления ребенка возрастает его собственная роль в этих взаимодействиях. Педагогическое взаимодействие включает педагогическое воздействие (влияние) педагога на воспитанника, восприятие педагога воспитанником и его собственную активность как ответную реакцию на воздействие педагога. Как воздействия педагогов (сверстников, родителей и др.), так и ответная реакция воспитанников могут быть самыми разнообразными. Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность ребенка их принять. Воспитанник находится в пассивной позиции, он исполнитель того, что предлагает педагог. Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное развитие личности воспитанника и самого педагога на основе равенства в общении и партнерства (сотрудничества) в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность субъектов педагогического процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, по решению конкретных педагогических задач. В реальной педагогической практике происходит широкий спектр взаимодействий: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа учащихся», «учащиеся – объект усвоения» и другие. Педагогический процесс является интеграцией вышеназванных взаимодействий. Педагогический процесс можно рассматривать как своего рода цепочку взаимосвязанных педагогических ситуаций, то есть определенных состояний педагогического процесса в конкретный промежуток времени. Педагогическая ситуация возникает в результате взаимодействия педагогов и воспитанников. Соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления педагогическая ситуация составляет педагогическую задачу. Педагогическая задача выступает основной единицей («клеточкой) педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс. Педагогическая задача является результатом осознания субъектами цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности или обученности. Понятие «педагогическая задача» выступает как родовое по отношению к понятиям «дидактическая задача» и «воспитательная задача». Дидактические задачи – это задачи управления учебно-познавательной деятельностью (учением). По аналогии, воспитательные задачи – задачи управления всеми видами деятельности воспитанников в их единстве (познавательной, игровой, трудовой, ценностно-ориентационной и др.). В общих чертах решение педагогических задач связано с прохождением четырех взаимосвязанных этапов (В.А. Сластенин и др.): - анализ ситуации и постановка педагогической задачи; - проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения; - осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса; - анализ результатов решения. В ходе взаимодействия педагоги и воспитанники решают ту или иную педагогическую задачу. Педагог при этом осуществляет единую педагогическую деятельность, в которой интегрированы преподавание и воспитательная работа. Учащиеся также включаются педагогом в разнообразные виды деятельности. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|