|
Закономерности педагогического процесса.
Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в педагогическом процессе, существуют свои законы и закономерности. Определение закономерностей педагогического процесса в большой степени зависит от уровня развития антропологических, гуманитарных наук. Это обстоятельство является причиной того, что проблема закономерностей и принципов в педагогике до сих пор не имеет однозначного решения. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе и принципов педагогического процесса. Закон как философская категория есть внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обуславливающая их изменение. Закономерность – совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении какой-либо системы. В законах и закономерностях выражаются сущности явлений. Понятие «принцип» означает основную идею, исходное требование или основное правило поведения, деятельности. Принципы есть субъективное выражение законов и закономерностей и формулируются на их основе. Если принцип – это обобщенное положение, распространяющееся на все явления данной группы, то правило – обобщение большинства, но не всех случаев. Правила носят обычно эмпирический характер, выводятся из опыта. Научно обоснованные эмпирические правила могут быть сформулированы как принципы. Закономерность педагогического процесса (обучения и воспитания) можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование. Обычно выделяют две группы закономерностей (см. схему 26). Эти закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и объясненными. Так как в область педагогического процесса попадают социальные, экономические, культурологические, психологические, духовные, физиологические и иные явления, то с развитием антропологических и в целом гуманитарных наук будут установлены и другие, более глубокие закономерности педагогического процесса.
Схема 26
·.
На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса – общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса. Принципы имеют нормативный характер. Принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я.А. Коменский, И.Ф. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и другие. В системе принципов педагогического процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу 4). Таблица 4
В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса (см. таблицу 5). Все принципы педагогического процесса взаимосвязаны. Например, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога.
Таблица 5
Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы). Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока не усвоен хорошо предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Приведем примеры правил воспитания (по О.С. Газману): - Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. - Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий. - Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. - Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. - Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее. - Умей признать свою ошибку. Правила обучения и воспитания имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе. 2. Определите понятия «педагогическая система», «педагогический процесс». Каково их соотношение? 3. Изобразите схематически структуру педагогического процесса. 4. Какие функции реализуютсяв педагогическом процессе? 5. Приведите примеры противоречий – движущих сил педагогического процесса и объясните механизм их воздействия на развитие личности. 6. В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педагогического процесса связаны с его целостным характером? 7. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущностной характеристикой педагогического процесса. 8. Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». 9. Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса?Определитеэти понятия. 10. Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса. 11. Раскройте содержание системы принципов педагогического процесса. Глоссарий · Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных компонентов (педагоги, воспитанники, содержание образования, материальные средства), характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. · Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие (последовательность действий) педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. · Педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность субъектов педагогического процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, по решению конкретных педагогических задач. · Педагогическая ситуация - определенное состояние педагогического процесса, возникающее в результате взаимодействия педагогов и воспитанников в конкретный промежуток времени. · Педагогическая задача - педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности педагога и воспитанников и условиями ее осуществления. · Закономерность педагогического процесса - совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование. · Принципы педагогического процесса – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|