Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.7. Аксиологические основы педагогики





 

Ценности и ценностные ориентации учителя проявляются в его каждом поступке и действии, которые раскрывают, любит ли он своих воспитанников,.. в какой степени он заинтересован в их успехах.

В.И. Андреев

 

Требования к компетентности по теме:

· знать и уметь раскрывать сущность понятий «ценность»,«аксиология», «педагогическая аксиология», «профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»;

· уметь характеризовать место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя;

· знать и уметь анализировать педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность;

· представлять сущность и содержание аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

 

Основные вопросы:

 

1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».

2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.

3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.

4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

Понятия темы: «ценность»,«аксиология», «педагогическая аксиология», «профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»

 

Рекомендуемая литература

1 Ильин, В.В. Аксиология / В.В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 216 с.

2 Гавриловец, К.В. Аксиологический подход в учебно-воспитательном процессе / К.В. Гавриловец // Праблемы выхавання. – 2008. – № 5. –С. 40–44.

3 Пионова, Р.С. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры / Р.С. Пионова // Адукацыя i выхаванне. – 2006. – № 4. – С. 80–84.

4 Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –С. 31–37.

5 Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. –192 с.

Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»

Проблема ценностей всегда привлекала внимание ученых и педагогов-практиков (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, М.В. Богусловский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и другие). Система фундаментальных общечеловеческих ценностей, обоснованная В.А. Караковским, – Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, представляет особый интерес в педагогике. Мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека, его привязанностей, оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.

Энциклопедический словарь (м.б. уточнить год место издания?) представляет понятие «ценность» как значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

В настоящее время понятие «ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества, соответствующих социально-обусловленным приоритетам развития культуры.

Проблемами ценностей занимается такая наука, как аксиология (от греч. аxia – ценность). Под этим названием, как правило, понимают: 1) философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни; 2) учение о природе человеческих ценностей: о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 г. французским философом П. Лапи. В 1908 г. этот термин активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман.

В современных условиях возрастает ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, которые находят свое отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также в идеологической, нравственной и профессиональной позиции самих педагогов. В связи с этим на первый план выходят проблемы педагогической аксиологии, представляющей собой учение о ценностях в педагогическом процессе – образовании, воспитании и саморазвитии человека.

Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование определенных привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у школьника потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать его качественную, в частности, ценностную неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.

Исходя из этого, актуальной задачей современной школы является задача точного определения ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника.

Н.В. Селезнев предлагает в этом случае отталкиваться от основных, исторически сложившихся групп ценностей, а именно:

· материальные ценности – все то, чем располагает сама школа, окружающая среда, семья, общество в целом;

· нравственные ценности – духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А.Я. Коменского до В.А. Сухомлинского и других;

· научно-познавательные ценности – все то, что связано с познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе;

· художественно-эстетические ценности – группа ценностей, известных человечеству с древнейших времен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека потребности жить по законам красоты;

· ценности физической культуры и гигиены – все то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.

По мнению В.А. Сластенина, основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и др. Каждый из этих объектов в процессе осмысления и оценивания его ребенком раскрывает ему ряд важнейших ценностей (мир, дружба, семья, мать, отец, здоровье, Родина, труд, индивидуальность и т.д.).

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, их желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.