|
Параметры деятельности педагога
Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентаций опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально-личностной ценностной системы. Данная система включает: - ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (признание окружением, престижность и др.); - ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, родителями, обмен опытом и др.); - ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (развитие профессионально-творческих способностей, самосовершенствование и др.); - ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (оказание помощи и поддержки детям, реализация собственных идей и др.); - ценности, дающие возможности удовлетворять прагматические потребности (оплата труда, отпуск, служебный рост и др.). В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания (см. схему 21). Охарактеризуем их. · Ценности-цели – концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источник и результат профессионального самосовершенствования учителя. · Ценности-средства – концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, мониторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции.
Схема 21
· Ценности-отношения – личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной профессионально-педагогической деятельности. · Ценности-качества – связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позиционные, деятельностно-профессиональные и поведенческие качества личности. Ценности-качества отражаются в специальных способностях учителя: способности программировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, строить гуманистические отношения, способности к творчеству и диалогическому педагогическому мышлению. · Ценности-знания – теоретико-методологические знания, касающиеся психологии личности, основных идей и закономерностей педагогического процесса. Названные группы педагогических ценностей являются элементами аксиологической модели, имеющими взаимообусловленный характер. Так, например, ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, то есть все они функционируют как единое целое. Аксиологическое «Я» педагога определяется эффективностью и целенаправленностью отбора и приращения им новых ценностей, их переходом в мотивы его поведения и профессиональные действия. Ценностные ориентации учителя находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности его личности.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Определите понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология». 2. Раскройте сущность и структуру профессионально-педагогической и методологической культуры учителя. 3. Охарактеризуйте место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры педагога. 4. Раскройте понятие «педагогические ценности». Представьте классификацию педагогических ценностей. 5. Какие ценности образуют аксиологическое «Я» педагога? 6. Охарактеризуйте элементы аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога. Глоссарий · Ценность – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. · Аксиология – философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни. · Педагогическая аксиология – учение о ценностях в педагогическом процессе – образовании, воспитании и саморазвитии человека. · Методологическая культура – часть общей профессионально-педагогической культуры учителя, отражающая меру и способ осуществления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной деятельности. · Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|