|
Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решенияОсобо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей. Под неуспеваемостью понимают итоговую (комплексную) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год). Существуют разные подходы к классификации причин неуспеваемости. В категорию неуспевающих, отстающих в учении детей чаще всего попадают: · Дети с особенностями психофизического развития, прежде всего с задержкой психического развития (нарушением нормального темпа психического развития). Причинами неуспеваемости таких детей в массовой школе является незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой утомляемости, нарушений работоспособности и т.п. Детям с ЗПР свойственны: медленное восприятие и переработка информации, потребность в наглядно-практической опоре для более полного ее восприятия; недоразвитость словесно-логического мышления; объем и темп работы ниже, чем в норме; неустойчивое внимание, большая отвлекаемость, несамостоятельность и другие особенности. · Социально и педагогически запущенные дети, которые в силу неправильного семейного воспитания или его отсутствия, неблагоприятных макросоциальных условий оказываются недостаточно подготовленными для обучения в школе. · Ослабленные или функционально несозревшие для школьного обучения дети: дети с хроническими заболеваниями, с неразвитым произвольным вниманием, несформированной на надлежащем уровне волей, недостаточно развитой учебной мотивацией и т.п. · Дети с незначительными отклонениями в различных функциональных системах, которые, сочетаясь между собой, приводят к чрезмерной возбудимости или даже агрессивности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Нарушения поведения сочетаются нередко с трудностями в овладении письмом, чтением, счетом и т.п. · Дети, в структуре личности которых возникли негативные психические процессы (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванные непрофессиональными педагогическими действиями учителей и родителей и отрицательно сказывающиеся на учебной деятельности и межличностных отношениях детей. · Дети с относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся, вызванное, как правило, заниженными требованиями к ним. · Нестандартные дети (одаренные, талантливые дети, тугодумы и др.). Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы; 4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени. К субъективным причинам неуспеваемости относят недостаточную готовность ребенка к школьному обучению (отсутствие необходимых знаний, умений, привычек); неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка; повышенный конформизм (подчинение нормам поведения группы сверстников в противовес собственным устремлениям); оценка достижений ученика не по его реальному продвижению в учении, а в сравнении с успехами лучших учеников класса; отсутствие в арсенале педагогов методов, форм и средств дифференцированного обучения, а также методик обучения нестандартных детей. Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции (выравнивания) и даже во вспомогательные (специальные) школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов. Проверенными способами коррекции неуспеваемости является дифференцированное и индивидуальное обучение. Коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния их эмоционально-волевой сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную (оперативную) помощь или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности (см. таблицу 14). Таблица 14
В целом устранение пробелов знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения. Важное направление работы по преодолению отставания в учении – это психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Важно, чтобы учащиеся проявили активное отношение к изучению учебного материала. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Определите понятия «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Установите соотношение между этими понятиями. 2 Что понимают под «внутренней» и «внешней» дифференциацией обучения? Назовите ее виды. 3. Какое обучение в педагогике называют дифференцированным? Охарактеризуйте формы, методы и средства дифференцированного обучения учащихся на разных возрастных этапах. 4. Раскройте содержание понятий «способности», «одаренность», «талант». 5. Назовите особенности познавательного, психического и социального развития одаренных детей. 6. Какие пути обучения и воспитания одаренных детей предложила мировая образовательная практика? Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе? 7. Охарактеризуйте группы детей, которые могут попасть в категорию отстающих или неуспевающих учащихся. 9. Назовите общие меры по преодолению отставания в учении. Раскройте пути оперативной и долговременной помощи отстающим или неуспевающим учащимся.
Глоссарий · Дифференциация обучения – 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных (однородных) группах. · Индивидуализация обучения – 1) организация учебного процесса, при котором выбор содержания, способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения. · «Внутренняя»дифференциация обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях учебной группы (класса) с разнородным составом учащихся. · «Внешняя»дифференциация обучения - такая организация учебного процесса, при которой создаются специальные дифференцированные учебные группы с однородным составом, в которых осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. · Дифференцированное обучение – обучение, в ходекоторого учитываются типологические возрастные и индивидуальные особенности учащихся. · Уровневая дифференциация – форма «внутренней» дифференциации, которая каждому ученику дает возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. · Профильная дифференциация - форма «внешней» дифференциации, которая предполагает обучение разных групп старшеклассников (профили, уклоны и т.п.) по программам, отличающимся глубиной изложения и объемом учебного материала, номенклатурой изучаемых вопросов, профессионально ориентированным содержанием обучения. · Одаренность - высокий уровень развития и проявления общих или специальных способностей; сложное интегральное качество личности, в структуре которого выделяют ненасыщаемую познавательную потребность, креативность и настойчивость. · Неуспеваемость - итоговая (комплексная) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|