Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что такое методика? Методика как предмет изучения, методика как наука?





Вопросы к зачёту по теории и методике преподавания изобразительного искусства для 3-его курса ЗФО.

1. Что такое методика? Методика как предмет изучения, методика как наука?

2. Структура урока комбинированного типа. Виды уроков.

3. Что такое цель урока. Назовите её компоненты. В чём заключается связь цели с содержанием урок?

4. Основные стадии работы над рисунком.

5. Особенности анализа продуктов детского творчества.

6. Методы работы с произведениями искусства.

7. Что означает понятие «духовная культура?». Дайте определение.

8. Что входит в содержание духовной культуры?

9. В чём актуальность воспитания духовной культуры учащихся?

10. Что включает в себя структура духовной культуры?

11. Назовите духовные ценности, культивируемые на уроках изобразительного искусства.

12. Назовите основные нормативные документы, регламентирующие работу преподавателя изобразительного искусства.

13. Основные этапы становления и развития художественно-педагогического образования Беларуси.

14. Основные средства воспитания духовной культуры учащихся.

15. С чем связан выбор методов обучения и воспитания учащихся?

16. Психолого-педагогические основания обучения и воспитания учащихся.

17. Назовите цели

- эстетического ---

- художественного ---

- нравственного ---

- экологического ---

- этнического ---

- патриотического ---

- идеологического ---

воспитания учащихся

18. Основные темы уроков по восприятию искусства.

19. Особенности уроков рисования с натуры.

20. Особенности уроков рисования на темы.

21. Особенности уроков декоративно-прикладной деятельности.

22. Особенности уроков по лепке.

23. Особенности уроков по восприятию эстетического в действительности и восприятию искусства.


Что такое методика? Методика как предмет изучения, методика как наука?

 

Методика – совокупность эффективных приёмов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

Методика может быть – общей, в ней рассматриваются способы и приёмы обучения, присущие всем предметам.

Методика может быть – частной, здесь имеют в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

 

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют способы обучения, расположение учебного материала, учебный план, программы, принципы обучения, цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом.

Методика как наука занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью психолого-педагогических методов экспериментальных исследований предлагает новые методы преподавания.

 


Структура урока комбинированного типа. Виды уроков.

Тип урока: комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.

Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.

Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Комбинированные уроки:

На них решаются несколько дидактических задач

Типы и формы интегрированных уроков:

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа- урок;
  • проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

  • образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.
  • воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
  • развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

  • Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:
  • урок-практикум;
  • урок-сочинение;
  • урок-диалог;
  • урок - деловая или ролевая игра;
  • комбинированный урок;
  • путешествие;
  • экспедиция и т.д.

ВИДЫ УРОКОВ

Урок изучения нового материала

Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

  • Урок - лекция
  • Урок - беседа
  • Урок с использованием учебного кинофильма
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
  • Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)

Урок устного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.

Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Образовательные цели урока

Это то, что пройдете на уроке (конкретно): факты, события, термины, даты.

Пример:

На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...

Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...

Воспитательные цели урока

Это - эмоции, чувства, убеждения, отношение

Пример:

Способствовать формированию чувств..., или эмоций, показав...

Вызвать у школьников.... отношение...

Укрепить взгляд в том, что...

Воспитание бывает разным: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание и т.д.

Развивающие цели урока

Делятся на две категории:

Развитие мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение)

Навыки-умения (речь, память, воображение, чтение, составление плана, хронология, конспект, работа с картой)

Пример:

С целью развития умения... организовать систему познавательных заданий...

Организовать самостоятельную работу учащихся по развитию... с помощью вопросов и заданий... используя... формы деятельности

 

 


Структуру духовной культуры составляют следующие компоненты: 1) мотивационно-познавательный (развитие мышления, памяти, речи и т. д., накопление ценностных знаний); 2) эмоционально-чувственный (развитие эмоций и чувств); 3) оценочный (умение оценить ситуацию, руковдствуясь субъективным опытом и духовными ценностями общества); 4) волевой (развитие способности преодолевать свои эгоистические интересы;5) поведенчески (умение строить взаимоотношения в природе, обществе руководствоясь законами истины, добра и красоты); 6) рефлексионный (умение критически анализировать своё поведение и поступки в природе, в общении, в повседневной деятельности).

Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы способствовал рассмотрению понятия «духовная культура» как системы духовных ценностей; способ хранения и передачи из поколения в поколение выработанных человечеством в ходе исторического развития духовных ценностей и прогрессивных достижений. Показано, духовная культура, формируясь в течение тысячелетий, ориентировалась на выполнение, прежде всего таких социальных функций, как выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума.

Однако упомянутые исследования не связаны с художественно-педагогическим образованием. До сих пор отсутствует чётко разработанная система и модель формирования компетентности педагогов-художников в области воспитания духовной культуры учащихся.

Восприятие искусства. Осознание учащимися искусства как способа приобщения к опыту, накопленному человечеством; умение воспринимать художественный образ с целью приобщения к красоте природы Беларуси, героическим событиям прошлого, трудовым свершениям народа. Основные темы на уроках восприятия искусства - тема труда; тема материнства; историческая тема; героико-патриотическая тема; истоорическая тема, тема красоты природы.

Восприятие искусства – активная деятельность, которой надо учить. Развитие художественного восприятия осуществляется с помощью основных учебных задач: 1) развитие отзывчивости; 2) развитие способности выразить своё отношение к произведению; 3) расширение объёма знаний и представлений об искусстве[ Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сб. науч. Тр. Под ред. Б.П. Юсова. – М.: изд. АПН СССР, 1981. – С. 29-48.

].

Процесс развития умений учащихся выразить своё отношение к произведению искусства включает:

1) умение рассказать о произведении, отзываясь на его выразительные средства (цвет - в живописи; линия, штрих, пятно, точка – в графике; силуэт, объём, движение – в скульптуре; узор, орнамент, цвет, ритм – в декоративно-прикладном искусстве);

2) умение общаться по поводу искусства, используя его термины: виды искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); жанры искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, исторический, религиозно-мифологический, батальный жанр и т.д.); композиция, композиционный центр картины, контраст, нюанс, форма, пропорции, конструкция, объём, пространство, насыщенность цвета, тёпло-холодность и т. п.

Подготовка студентов к решению задачи расширения знаний и представлений школьников об искусстве происходит на материале произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В процессе восприятия данного материала ставится задача не только накопления школьниками представлений об отечественном и зарубежном искусстве. Важно, чтобы школьники, воспринимая художественный образ, знакомились с историей страны, её выдающимися людьми, героическим прошлым, культурой народа, его традициями, обычаями, приобщались к духовным ценностям этноса. Доступность художественных произведений определяется уровнем художественной подготовки школьников, уровнем знаний, полученных не только на уроках изобразительного искусства, но и других школьных предметах. В тоже время уроки изобразительного искусства должны быть самостоятельными и в определённой мере являться связующим звеном в обучении, развитии и воспитании школьников.

Руководство восприятием школьниками произведений искусства требует от учителя знания методов работы и знания средств активизации восприятия. В младших классах (особенно в первом и втором классах) наиболее эффективными методами восприятия произведений искусства являются рассказ и беседа. Это связано, в первую очередь, с отсутствием у них опыта общения с искусством. По мере накопления подобного опыта, эффективным методом, активизирующим внимание и мыслительную деятельность обучаемых, является постановка учителем школьникам вопросов. Следует заметить, постановку вопросов надо так осуществлять, чтобы конечная цель восприятия произведения, его результат казался достигнутым учащимися самостоятельно.

Следует заметить, логика применения заранее подготовленных учителем вопросы для восприятия произведения не всегда приводит к реализации поставленных целей. Здесь важно учитывать два условия: 1) готовность учащихся воспринимать произведение; 2) реакция школьников на произведение, отражающаяся в их глазах и эмоциях. Только в таком случае можно формировать у них чувства сопереживания, сострадания в связи с увиденным в картине. Развивать стремление высказаться по поводу сюжета, композиции, цветового построения произведения.

Более сложным в процессе восприятия представляется метод анализа произведений, включающий и рассказ, и беседу, и постановку вопросов. В ходе анализа произведения активизируется зрительное внимание, ассоциации школьников, сознательное отношение к произведению как источнику новых знаний в области изобразительной грамоты (например, изменение цвета в пространстве и т. п.), так и в области истории страны, героического прошлого народа, его быта и т. п.

Эффективным в процессе восприятия произведений искусства является метод сравнения, в процессе которого у школьников вырабатывается понимание разнообразия творческих подходов художников при изображении одного и того же явления.Эффективным для развития художественного восприятия школьников является анализ произведений искусства с помощью художественных средств. Подобный метод имеет целью перевести учащихся, особенно младших классов, в ситуацию более свойственную их возрасту: от словесных ответов к практической деятельности, к рисованию. Рисование произведений по памяти не должно преследовать копировальные цели. Подобная работа является импровизацией школьников на тему картины и направлена на развитие у учащихся умений высказывать своё эмоциональное отношение к изображаемому явлению живописными, графическими или пластическими средствами.

Активизация художественного восприятия. Практика показывает, эмоциональное восприятие произведений искусства повышается, если оно сопровождается соответствующей, умело подобранной музыкой, чтением стихов, рассказов и т. п. Важно, чтобы школьники видели взаимосвязь выразительных средств изображения и способов художественно образного отражения действительности. Объём литературного и музыкального материала зависит от уровня готовности учащихся воспринять его содержания.

 


Духовные ценности

Духовные ценности Учебно-воспитательная работа
1.Художественные ценности. Набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Свойства художественной ценности – всё, что в картине (скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить, т.е. они не материальны. С педагогической точки зрения ценность художественного произведения мы определяем, помимо его живописных, пластических и т. п. свойств, какие ценности оно пропагандирует, насколько оно значимо для формирования духовной культуры школьников. Художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме 1.Уроки по восприятию искусства, экскурсии в музеи и картинные галереи, беседы на уроках практической художественной деятельности. Образовательные задачи: развитие отзывчивости; развитие умения выразить своё отношение к произведению, расширение знаний и представлений об искусстве. Основные направления восприятия произведений искусства: красота родного края; тема труда; тема материнства; историческая тема; героико-патриотическая тема. Воспитательные задачи: воспитание любви и бережного отношения к природе; воспитание уважительного отношения к людям труда, материальным и культурным ценностям, созданными трудом человека; воспитание уважительного отношения к старшим, любви к матери; воспитание гордости за историческое прошлое страны, её выдающихся людей, прославивших страну своим трудом и ратными делами; приобщение школьников к героическому прошлому народа; воспитание ответственности за настоящее и будущее своей Родины.
2. Ценности эстетические включают в себя: эстетическое, прекрасное, гармония, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное. В соответствие с нашим подходом, в ценности эстетические включаем выразительность объектов и явлений природы, обозначаемые как величественное, грациозное, берёза кудрявая, небо бездонное и т. п. Выразительность – совокупность внешних чувственно-воспринимаемых признаков объекта действительности. 2. Уроки по восприятию эстетического в действительности; восприятию искусства, практической художественной деятельности. Задачи: развивать у школьников умение видеть, понимать, ценить прекрасное в природе, искусстве, труде, в быту, в познавательной деятельности, в общении и посильно создавать его как в практической художественной, так и повседневной деятельности. Задачи эстетической деятельности по эстетическому освоению природы: 1) переживание красоты и выразительности природы на основе активизирования эмоционально-волевых сторон личности, предполагающее включение детей в непосредственно-чувственный контакт с природой, в процессе которого школьники учатся воспринимать эстетический образ природы; 2) элементарное эстетическое познание с преобладанием логически-мыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстетической практической деятельности школьников анализаторов, воспринимающих природно-прекрасное, накопление учащимися широких эстетических представлений о природе, красоте и выразительности форм, пропорций, конструкции, цвете, пространства, объёма её предметов и явлений; 3) формирование опыта общения с природой, в том числе и с человеком как частью природы, на основе законов Истины, Добра и Красоты.
3. Нравственные ценности – честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной форме собственности, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество. 3. Уроки тематического рисования (выполнения иллюстраций к сказкам и другим литературным произведениям). Задачи: формирование у школьников представлений о разнообразных человеческих характерах и соответствующего отношения (доброжелательного и в форме порицания) к людям добрым и злым, щедрым и жадным, скромным и т.д.;формирование ответственности за свои слова, потребность быть правдивым; воспитание уважения кродителям, к людям старшим по возрасту; формирование у школьников понимания о необходимости жить честным трудом, негативного отношения к проявления глупости, лживости; формирование у учащихся понимания о необходимости жить своим умом; формирование гражданской позиции.
4. Экологические ценности. Природа – первооснова красоты. Красота природы легко ранима и беззащитна перед хозяйственной и иной деятельностью человека в природе. 4. Уроки по восприятию эстетического в действительности, восприятию искусства, беседы о красоте природы на уроках практической художественной деятельности. Задачи: учить школьников понимать природу как источник эстетически ценных, жизненно необходимых объектов и явлений, нуждающихся в защите и сбережении для настоящих и будущих поколений от непродуманной хозяйственной и иной деятельности ччеловека в природе.
5. Этнические ценности. Толерантность, терпимость любовь к Родине, справедливость трудолюбие, умение сообща решать все вопросы, миролюбие. 5. Уроки тематического рисования (выполнение иллюстраций к сказкам и другим литературным произведения), уроки восприятия искусства, беседы на уроках практической художественной деятельности по теме уроков. Задачи: воспитывать качество характеров выражающихся отсутствием вражды, склонность к компромиссам, поиску справедливости без насилия; умение прислушиваться к чужому мнению, уважения к людям с другими взглядами, веротерпимости; любовь к родному краю, Родине; воспитание воздержания, терпения, любви к ближнему (христианские принципы); стремления к социальному равенству, помощи нуждающимся, нетерпимости к унижению слабых; трудолюбия; отсутствия национального превосходства, мирное сосуществование с другими народами.
6. Патриотические ценности -любовь к Родине, к родной природе, бережное отношение к материальным и духовным ценностям этноса, его культуре, традициям, обычаям, самоценность культуры каждого народа, проживающего в Республике Беларусь, чувство ответственности, чувство долга перед своим народом. 6. Уроки по восприятию искусства, восприятия эстетического в действительности, практической художественной деятельности, беседы по теме уроков. Задачи: формировать устойчивые положительно-значимые представления о национальных интересах Родины, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества, государства, формирование у школьников духовных ценностей, которые отражают специфику развития государства и общества, национального самосознания, миропонимания, ответственности за судьбу Родины; формирование патриотических взглядов и убежденийи, норм поведения.
7. Идеологические ценности – идеалы государства, программы, лозунги, формы и способы их достижения и т.д.), государственные символы.   7. Уроки восприятия искусства, восприятия эстетического в действительности, в том числе и природы, беседы на уроках практической художественной деятельности. Задачи: воспитание у школьников гражданской ответственности за свои действия и поступки, понимания своего «Я» в школьном коллективе, семье, в обществе.

Структуру духовной культуры составляют следующие компоненты: 1) мотивационно-познавательный (развитие мышления, памяти, речи и т. д., накопление ценностных знаний); 2) эмоционально-чувственный (развитие эмоций и чувств); 3) оценочный (умение оценить ситуацию, руковдствуясь субъективным опытом и духовными ценностями общества); 4) волевой (развитие способности преодолевать свои эгоистические интересы;5) поведенчески (умение строить взаимоотношения в природе, обществе руководствоясь законами истины, добра и красоты); 6) рефлексионный (умение критически анализировать своё поведение и поступки в природе, в общении, в повседневной деятельности).

Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы способствовал рассмотрению понятия «духовная культура» как системы духовных ценностей; способ хранения и передачи из поколения в поколение выработанных человечеством в ходе исторического развития духовных ценностей и прогрессивных достижений. Показано, духовная культура, формируясь в течение тысячелетий, ориентировалась на выполнение, прежде всего таких социальных функций, как выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума.

 


Назовите цели

- эстетического ---

- художественного ---

- нравственного ---

- экологического ---

- этнического ---

- патриотического ---

- идеологического ---

воспитания учащихся

 

 


 

Вопросы к зачёту по теории и методике преподавания изобразительного искусства для 3-его курса ЗФО.

1. Что такое методика? Методика как предмет изучения, методика как наука?

2. Структура урока комбинированного типа. Виды уроков.

3. Что такое цель урока. Назовите её компоненты. В чём заключается связь цели с содержанием урок?

4. Основные стадии работы над рисунком.

5. Особенности анализа продуктов детского творчества.

6. Методы работы с произведениями искусства.

7. Что означает понятие «духовная культура?». Дайте определение.

8. Что входит в содержание духовной культуры?

9. В чём актуальность воспитания духовной культуры учащихся?

10. Что включает в себя структура духовной культуры?

11. Назовите духовные ценности, культивируемые на уроках изобразительного искусства.

12. Назовите основные нормативные документы, регламентирующие работу преподавателя изобразительного искусства.

13. Основные этапы становления и развития художественно-педагогического образования Беларуси.

14. Основные средства воспитания духовной культуры учащихся.

15. С чем связан выбор методов обучения и воспитания учащихся?

16. Психолого-педагогические основания обучения и воспитания учащихся.

17. Назовите цели

- эстетического ---

- художественного ---

- нравственного ---

- экологического ---

- этнического ---

- патриотического ---

- идеологического ---

воспитания учащихся

18. Основные темы уроков по восприятию искусства.

19. Особенности уроков рисования с натуры.

20. Особенности уроков рисования на темы.

21. Особенности уроков декоративно-прикладной деятельности.

22. Особенности уроков по лепке.

23. Особенности уроков по восприятию эстетического в действительности и восприятию искусства.


Что такое методика? Методика как предмет изучения, методика как наука?

 

Методика – совокупность эффективных приёмов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

Методика может быть – общей, в ней рассматриваются способы и приёмы обучения, присущие всем предметам.

Методика может быть – частной, здесь имеют в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

 

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют способы обучения, расположение учебного материала, учебный план, программы, принципы обучения, цели и задачи учебно-воспитательной работы в целом.

Методика как наука занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью психолого-педагогических методов экспериментальных исследований предлагает новые методы преподавания.

 








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.