Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Художественное воспитание имеет целью формирование в человеке художественного мышления, помогающего личности глубоко и всесторонне общаться с искусством, обогащаясь через него жизненным опытом.





Художественная культура представляет собой совокупность художественных ценностей.Принято считать,что художественные ценности включают в себя набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Это совокупная сила эмоций, положительных или отрицательных, которые произведение искусства вызывает у зрителя. Свойства художественной ценности – это всё, что в картине, скульптуре, инсталляции и т.п., что нельзя взвесить, пощупать, измерить.

Уточняя разрозненные представления понятия «художественная ценность», заметим, что согласно нашей позиции художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме. С педагогической точки зрения для нас существенно, каково содержание ценностей духовных заложено в сюжете произведения, какие знания оно может дать учащемуся, какой опыт он может освоить для себя, какие личностные качества оно может у него формировать.

Рассматривая взаимосвязь искусства с формированием духовности В.А. Лекторский подчёркивает, что искусство “.. должно быть и является в своих высших проявлениях прежде всего способом приобщения к иному опыту: другого человека, социальной группы, культуры. Способ этот уникальный и ничем не заменимый, ибо во многих случаях понять чужой опыт, вчувствоваться в него, сопереживать его иначе, чем посредством искусства, невозможно. Искусство, таким образом, тоже выступает как своеобразная форма коммуникации, диалога.

Как подлинно моральное в таком случае выступает такое отношение, при котором я отношусь к другому человеку как к себе, а к себе с точки зрения другого. Мораль в этом случае выступает не только как следование какой-то системе жёстких предписаний (и тем более не как “моральная арифметика”), сколько как умение и способность сопереживать чужие проблемы и чужую боль, как способ утверждения бытия другого человека, как способ включения этого бытия в моё бытие, а моего бытия в бытие другого”.

 


В чём актуальность воспитания духовной культуры учащихся?

Актуальность воспитания духовной культуры учащихся. Закон Республики Беларусь об образовании определяет цель уровня образованности, как отдельной личности, так и общества в целом, обеспечивающего обучающимся подготовку к решению жизненно важных задач. Современные подходы в системе образования, говорится в Кодексе Республики Беларусь об образовании (глава 3, статья 11, параграф 2) делают приоритетом человеческую личность обучающегося, формирование у неё знаний, умений, навыков, её нравственное, творческое и физическое развитие. На первый план в образовании выдвигается сам человек, его культура.

Актуальность профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию духовной культуры школьников обусловлена рядом причин, выявленных в ходе данного исследования, которые носят как общий, так и частный (узкопрофессиональный) характер:

1) изменение политической ситуации в стране и приобретение Республикой Беларусь независимости, что влечёт за собой пересмотр идеологических подходов в воспитании молодого поколения, реконструкцию учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т. п.;

2) социально-экономические причины – изменения в формах собственности (разгосударствление собственности, приватизация и т. п.), усиление деления общества по материальному достатку, способствующее преобладанию личных и групповых интересов над государственными;

3) духовно-личностные причины – активизация деятельности религиозных групп, имеющих нередко экстремистский, антисоциальный характер, появление в сознании молодёжи равнодушного отношения к социально-значимым и историческим событиям в Отечестве, усиливающееся проявление в молодёжной среде аморальности, грубости, вредных привычек;

4) информационный прессинг на сознание молодых поколений различных зарубежных телевизионных и радиовещательных каналов, других средств массовой информации, пропагандирующих нередко идеи насилия, грубости, искажающие порой исторические факты и события, происходящие в нашем Отечестве, стремящиеся внедрять в молодёжную среду чуждые нашему обществу ценности и идеалы.

Педагогическая обусловленность подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию духовной культуры школьников связана с:

- 5 ) признанием на государственном уровне и педагогической общественностью актуальности вопросов формирования духовной культуры школьников;

- 6 ) тенденциями мирового развития – доступность информации, расширяющей границы познания и информированности личности;

- 7) схожестью для мирового сообщества многих проблем экономического, нравственного, экологического и иного характера, актуализирующих, в целях выживания цивилизации, изменение ценностно-мотивационных установок личности, духовной культуры в целом;

- 8)необходимостью координации учебных планов и программ учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов художественно-педагогических специальностей, и общеобразовательной школы;

- 9) потребностью в анализе существующего и разработке нового учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию духовной культуры школьников в меняющихся условиях жизни

 


Что включает в себя структура духовной культуры?

Структуру духовной культуры составляют следующие компоненты: 1) мотивационно-познавательный (развитие мышления, памяти, речи и т. д., накопление ценностных знаний); 2) эмоционально-чувственный (развитие эмоций и чувств); 3) оценочный (умение оценить ситуацию, руковдствуясь субъективным опытом и духовными ценностями общества); 4) волевой (развитие способности преодолевать свои эгоистические интересы;5) поведенчески (умение строить взаимоотношения в природе, обществе руководствоясь законами истины, добра и красоты); 6) рефлексионный (умение критически анализировать своё поведение и поступки в природе, в общении, в повседневной деятельности).

Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы способствовал рассмотрению понятия «духовная культура» как системы духовных ценностей; способ хранения и передачи из поколения в поколение выработанных человечеством в ходе исторического развития духовных ценностей и прогрессивных достижений. Показано, духовная культура, формируясь в течение тысячелетий, ориентировалась на выполнение, прежде всего таких социальных функций, как выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума.

Однако упомянутые исследования не связаны с художественно-педагогическим образованием. До сих пор отсутствует чётко разработанная система и модель формирования компетентности педагогов-художников в области воспитания духовной культуры учащихся.

Восприятие искусства. Осознание учащимися искусства как способа приобщения к опыту, накопленному человечеством; умение воспринимать художественный образ с целью приобщения к красоте природы Беларуси, героическим событиям прошлого, трудовым свершениям народа. Основные темы на уроках восприятия искусства - тема труда; тема материнства; историческая тема; героико-патриотическая тема; истоорическая тема, тема красоты природы.

Восприятие искусства – активная деятельность, которой надо учить. Развитие художественного восприятия осуществляется с помощью основных учебных задач: 1) развитие отзывчивости; 2) развитие способности выразить своё отношение к произведению; 3) расширение объёма знаний и представлений об искусстве[ Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сб. науч. Тр. Под ред. Б.П. Юсова. – М.: изд. АПН СССР, 1981. – С. 29-48.

].

Процесс развития умений учащихся выразить своё отношение к произведению искусства включает:

1) умение рассказать о произведении, отзываясь на его выразительные средства (цвет - в живописи; линия, штрих, пятно, точка – в графике; силуэт, объём, движение – в скульптуре; узор, орнамент, цвет, ритм – в декоративно-прикладном искусстве);

2) умение общаться по поводу искусства, используя его термины: виды искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); жанры искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, исторический, религиозно-мифологический, батальный жанр и т.д.); композиция, композиционный центр картины, контраст, нюанс, форма, пропорции, конструкция, объём, пространство, насыщенность цвета, тёпло-холодность и т. п.

Подготовка студентов к решению задачи расширения знаний и представлений школьников об искусстве происходит на материале произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В процессе восприятия данного материала ставится задача не только накопления школьниками представлений об отечественном и зарубежном искусстве. Важно, чтобы школьники, воспринимая художественный образ, знакомились с историей страны, её выдающимися людьми, героическим прошлым, культурой народа, его традициями, обычаями, приобщались к духовным ценностям этноса. Доступность художественных произведений определяется уровнем художественной подготовки школьников, уровнем знаний, полученных не только на уроках изобразительного искусства, но и других школьных предметах. В тоже время уроки изобразительного искусства должны быть самостоятельными и в определённой мере являться связующим звеном в обучении, развитии и воспитании школьников.

Руководство восприятием школьниками произведений искусства требует от учителя знания методов работы и знания средств активизации восприятия. В младших классах (особенно в первом и втором классах) наиболее эффективными методами восприятия произведений искусства являются рассказ и беседа. Это связано, в первую очередь, с отсутствием у них опыта общения с искусством. По мере накопления подобного опыта, эффективным методом, активизирующим внимание и мыслительную деятельность обучаемых, является постановка учителем школьникам вопросов. Следует заметить, постановку вопросов надо так осуществлять, чтобы конечная цель восприятия произведения, его результат казался достигнутым учащимися самостоятельно.

Следует заметить, логика применения заранее подготовленных учителем вопросы для восприятия произведения не всегда приводит к реализации поставленных целей. Здесь важно учитывать два условия: 1) готовность учащихся воспринимать произведение; 2) реакция школьников на произведение, отражающаяся в их глазах и эмоциях. Только в таком случае можно формировать у них чувства сопереживания, сострадания в связи с увиденным в картине. Развивать стремление высказаться по поводу сюжета, композиции, цветового построения произведения.

Более сложным в процессе восприятия представляется метод анализа произведений, включающий и рассказ, и беседу, и постановку вопросов. В ходе анализа произведения активизируется зрительное внимание, ассоциации школьников, сознательное отношение к произведению как источнику новых знаний в области изобразительной грамоты (например, изменение цвета в пространстве и т. п.), так и в области истории страны, героического прошлого народа, его быта и т. п.

Эффективным в процессе восприятия произведений искусства является метод сравнения, в процессе которого у школьников вырабатывается понимание разнообразия творческих подходов художников при изображении одного и того же явления.Эффективным для развития художественного восприятия школьников является анализ произведений искусства с помощью художественных средств. Подобный метод имеет целью перевести учащихся, особенно младших классов, в ситуацию более свойственную их возрасту: от словесных ответов к практической деятельности, к рисованию. Рисование произведений по памяти не должно преследовать копировальные цели. Подобная работа является импровизацией школьников на тему картины и направлена на развитие у учащихся умений высказывать своё эмоциональное отношение к изображаемому явлению живописными, графическими или пластическими средствами.

Активизация художественного восприятия. Практика показывает, эмоциональное восприятие произведений искусства повышается, если оно сопровождается соответствующей, умело подобранной музыкой, чтением стихов, рассказов и т. п. Важно, чтобы школьники видели взаимосвязь выразительных средств изображения и способов художественно образного отражения действительности. Объём литературного и музыкального материала зависит от уровня готовности учащихся воспринять его содержания.

 








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.