Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Михаилу Васильевичу Воейкову





Слава Богу. Милостивый государь, о Христе любез­ный брат, Михаила Васильевич!

По благонамеренному вашему усер­дию, бесценное уединение уже ограждается стенами; сруб привезенный связывается, пле­тется и усовершенствуется. Простите меня: я немоществую в принесении вам должной благодарности. Да оградит Господь Вседер­житель душу вашу стенами невещественными и вечными.

Все временное тает и изменяется; одно вечное не подлежит сему. Маловременная и колеблемая жизнь наша нередко нас прель­щает своим продолжением; так некто спросил мальчика: «Который час дня?» — и, не дождав­шись ответа, окончил последний час жизни. Или кесарь Претор, вставши весело с постели, стал надевать сапоги — и оставил жизнь; а Фи­лимон от смеха умер: сильно смеялся ослу, по­жирающему приготовленные для стола смок­вы! Какие нечаянности!

Справедливо называется сей свет тем­ницею, из которой люди, как преступники, один за другим представляются к суду, для выслушания по делам своим от Судии веч­ного определения. Хотя Божие милосердие и призывает нас предупредительным гласом: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11, 28), но люди, следующие собственным побуждениям, про­изводимым в них от зараженных пристрасти­ями чувств, сего Божиего гласа не слышат! Они с удовольствием исполняют свои жела­ния; им нет нужды сообразоваться с волею Всевышнего...

Мудрость надменная не попущает нам оставить ее: когда мы о себе нечто разумеем и мыслим оправдаться пред всеми собственно­стью, тогда она кажется непреодолимою и со­вершенною. Я все сие сам в себе ощущаю и страшусь быть пленником сей скотской муд­рости. Что скот по чувствам своим разумеет, проницает и избирает для себя доброе, то че­ловек, предопределенный к высшим достоин­ствам, предпочитает небу и знанием своим о скотских движениях превозносится. Ибо есть такие натуралисты, кои почитают себя всеведущими, имея только одно скотское ра­зумение.

Простите меня, я заговорился с вами! Желаю вам от искреннего сердца моего по во­ле Божией следовать к вышеестественным со­зерцаниям, кои от Господа бывают явлены смиряющимся и благоговеющим пред Ним ра­бам Его. Легко можно променять земное на не­бесное и временное на вечное, ошибки здесь не будет. Дай Бог превзойти вам земные чувство­вания и покорить все страсти владычествующе­му духу. Буди с нами благодать Господа нашего Иисуса Христа. Ваш недостойный брат, слуга и раб грешный Георгий

Дай Бог вам здоровья; а иногда, по определению Божию, и болезнь бывает в ве­ликую пользу о всем и за все благодарящим Господа. Я все это написал к близкому сердца моего другу, и в братском ко мне расположе­нии не хочу нимало сомневаться. При вере всякое сомнение исчезает; а без веры и спастись невозможно, и разуметь истину невозможно.

Сомнение есть мнение, наносимое от посторонних помыслов, которыми обуревается душа и мятется дух. Великая нам предлежит нужда от сих мятежников охранять свое серд­це и блюсти правое разумение, пребывая во имени Иисусове. По окончании сего мысленно прошу вашу руку и предаюсь дружеской любви вечно! Октября 10-го, 1821 года

 

Глафире Петровне

Буди милость Божия с вами, ма­тушка Глафира Петровна.

Пишу вам церковную повесть. Когда святая царица Елена отыскивала во Иерусалиме Крест Господень, найдены были три креста в одном месте; который же из них был Крест Господа нашего Иисуса Хрис­та — недоумевали. На то время несен был тамо мертвец к погребению; остановили его и стали полагать на него те кресты, один по другом, и только что прикоснулся Животворящий Крест Господень, ожил мертвый человек. Ужаснулись, удивились, прославили Господа все, видя воскресшего человека от прикоснове­ния к святому и Животворящему Кресту. Какая радость воссияла тогда в сердцах верующих и как умножилось число веровавших! Прочие же кресты отвергнуты, ибо хотя они и уподоблялись тому, однако были разбойничьи. Сколь­ко и ныне есть подобных крестов! Спасительный же Крест, и путь истинный, и свет озаряющий и просвещающий спасающихся — в жизнь вечную, есть один только.

Смотрите сами, много есть крестов и путей всяких; но истина, и путь, и свет миру есть един Иисус Христос, Бог и Человек, о Немже спасается весь мир. Уклоняющиеся же от Креста Христова уклоняются и от спасения. Мно­гие имеют кресты, но не многие спасаются.

Таинство святого Креста Господня есть Премудрость, Слово и сила Божия, Иисус Христос, Спаситель мира, победитель ада, Ис­купитель человеческого рода и попратель смерти смертью Своею; Он и в смирении Своем непостижим и не объемлется никаким умом, но веруется сердцем в правду, верою приемлет­ся и устами исповедуется во спасение. Не веру­ющий же сему уже осужден есть. Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем безза­кония (Втор 15, 9). А что выше разума, того не ищи подвести под свой разум, да не помрачит­ся в конец, и погибнеши вечно.

Кичливый разум свой необходимо нуж­но пленять в послушание Христово. Хвалящие­ся же каждый идти своим путем, хотя с креста­ми идут, да и с тяжкими еще, только не вслед Христов, и страждут, да не законно подвиза­ются, потому и не венчаются: ибо не взирают на единого Подвигоположника и Спасителя душ Иисуса Христа. И в древнем веке можно видеть, что от всемирного потопа служил один ковчег ко спасению, построенный одним чело­веком, праведным Ноем. Не внимавшие же за­благовременно и не послушавшие проповеди Ноевой вдруг со всем миром потонули за без­закония свои. Можете видеть и ныне, что не ограждающиеся единственным Крестом Христовым и не внимающие со страхом учению Христову и спасению своему произвольно потопают или в прелести сладострастия, или в гордости злонравия своего, будучи к то­му споспешествуемы злым духом, прельщаю­щим ангелом сатаниным.

Соответствуя вашему благонамеренно­му усердию, еще и о том уверяю вас словом Божиим, что в церкви, или в храме Божием, ника­кие посторонние разговоры никак нестерпимы. Всякий, кто бы то ни был, разговаривающий неподобающе в храме Божием, делается про­тивником благочестия и явным нарушителем должного благоговения и спасительного послушания; и когда самые слова, изрекаемые в божественном служении и чтении со страхом Божиим, неуклонно требуют усердного внима­ния и слушания ради приобретения душевной пользы и получения милости Божией. Не труд­но познать, что лукавым духом порабощаю­щиеся не хотят слушать слова Божия и проти­вятся сему…

….Божиею милостью спасению вашему со­участвующий, н. р. Е.

 

1. 157. Н.П.

Веровать и не веровать зависит от разума и произволения: и добрый разум есть дар Божий в каждом человеке. Не верующие же слову Божию уже осуждены суть. Промыс­лите, прошу вас, сколько вам лет во временном свете,— все они протекли, как одна минута. Но житие ваше, слова, дела и помышления всегда при вас: сии-то или оправдают, или осудят вас. Пожелать на минуту усладиться, а потом всего лишиться — посмотрите, какого разума все это дело.

 

Марии Петровне Колычевой

Господи, удиви на нас милость Твою.

Что вы теперь делаете в Москве? Взаимное сознание наше душевных немощей наших будет вводить нас в силу, свыше могущую обо­гатить нас терпением; мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века.

Слышно ли у вас в большом городе Спа­сителем изреченное слово, указывающее на не­чаянную погибель народа? Он говорил в сердце совопросников века сего: мните ли вы, что те, которые погибли, грешнее вас были? Нет! Еже­ли не покаетесь, то все вы погибнете.

Можно ли, хотя и при малейшем в серд­це ощущении слова о Страшном Суде, можно ли против совести забавляться театрами? Игра легкомысленного, забавного ума не может ли навлечь и еще жесточайшую казнь некающему­ся народу?

По первому письму вашему я видел, что улицы наполнены нищими: знаменует ли это какую народную радость? Не указывает ли это на время покаяния и слез к оплакиванию настигающего нас гнева Божия? Горе бу­дет смеющимся ныне; слово Господне не мимо идет: что сказано, то и сбудется.

Благонамеренные ваши посещения свя­тых храмов московских временноприятны! Но уединенное занятие в размышлении и по­учении Священного Писания с тайною молит­вою может вас соделать вечным храмом Пред­вечного Зиждителя, Которым назидаемые христиане в нем соединяются, любят друг дру­га и делаются одной душой в душе Христовой. Ах, можно ли делиться одной душе, чтобы слу­жить сопротивно Богу и миру? На это в Святом Евангелии всегда виден действительный ответ. Января 8-го, 1824 года

 

Марии Петровне Колычевой

Чтобы составить дружескую ком­панию, убедительною просьбою приглашали меня некоторые в театр. Быв охотник до таких зрелищ, я согласился. Пришли; началось дей­ствие, и все устремились вниманием своим на действующих. Мне что-то не понравилось; я обратился вниманием моим на все собрание, и тотчас мысль внушила мне: разумей истину! Зри и виждь, чем они занимаются!! Тогда напал на меня ужас; я видел мыс­ли уклонения сердца каждого во мрак. Свя­щенная мысль более и более открыла сердцу моему заблуждение народа в забавах его. Тут-то мне явилось то, чего телесные глаза видеть не могут. Едва удерживался от слез; пала на сердце жалость к народу. И так хотел уйти; но, чтобы не обратить на себя взоров публики, с великим терпением дождался времени окончания — и с тех пор ни в каком подобном общем собрании более не бывал.

 

Марии Петровне Колычевой

(В ответ на письмо, в коем уведом­лялось о хуле одного вольнодумца на велико­мученика Георгия и о последовавшем тотчас после сего страшном громовом ударе)

Прошу заметить: когда сильный небес­ный гром, потрясающий землю, не был стра­шен сердцу вольнодумца, голос же слабого че­ловека привел то же сердце в страх и трепет; не правда ли, что против Божия гласа являлось сердечное ожесточение и бесчувственность, - к ничтожному, в сравнении с тем громом, ше­поту — малодушие и трусость? И так Божий гнев к поражению виновного принял на себя невинный младенец! По­ставьте смеющегося мужа и плачущего младен­ца — и посмотрите пристально на них: какая ясная картина! Невинность оплакивает винов­ного и за мерзкое его покушение принимает на себя смертный удар! Пусть виноватый видит то на другом, что при самом свидетельствовании слова следовало пасть на него! Что ж еще более требовать к уверению, что славный Великому­ченик Георгий действует в силе Божией и быстрым своим явлением прославляет Господа во всех странах вселенной? И чем еще больше мо­жет обличиться юродство суемудрия? Ведь не шутя, но с верою износились слова ваши, что другой человек А. за дерзость свою наказан святым Георгием, сознался — и тем счастлив, уже не ждет другого наказания. О чудо! На земле говорят, а на небе слышно! Неужели еще и этому не верить: когда вместе со словом последовал смертный удар, и слово было свидетельством громового сильного удара, а удар — свидетельством слова, ис­полненного веры? Еще ли не разумно, что жи­вым словом веры рожден страшный сей удар в наказание насмешки? Или и этого недоста­точно к убеждению? Что же после этого и неве­рующему последует? Действительно последу­ет, но уже без грома,— смертный удар на сердце! Это была труба и явление, которыми предвозвещено неверующему, что Иисус Хрис­тос — истинный Бог и совершенный Человек, не просто рожденный, но наитием на Пречис­тую Деву Святого Духа. Так не верующему и не хотящему уверо­вать сей истине достойный предвозвещен и прознаменован внезапный конец, ежели не покается! Спросить бы их, откуда они научи­лись клеветать на истину, не подлежащую кле­вете? Хотят сажей очернить сердце и смеются: думают, что уже очернили,— умудрились!!! Август 1825 года

 

Марии Петровне Колычевой

Так, невидимо,— объяснялся мыслью с N. N. моей:

Истинный отшельник — странному стра­нен, а ближнему близок; один и тот же — любит всех и бежит от всех.

Не всем тайны Царствия Божия откры­ты. Многие ищут во многом, но редкие обрета­ются во едином непространном пути. Слышно из прежних веков: Диоген искал человека днем с фонарем, и не находил, самомнительный философ, [человека], кроме себя одного. Есть и ныне такие идущие задом, или спиною, к солнцу, которые называют тьму светом и не находят света, удаляясь от истинного Света к темным силам умышления, обольщающего их душу.

Мудрость земная от небесной имеет расстояние и разность, как темная ночь от яс­ного дня.

Марта 10-го, 1826 года

 

К М.П. Колычевой

Мараю бумагу, да очистится душа от мрачных помышлений (на стран. 129). Прежде на вид ставлю самую цель стремления, или намере­ния Св. Вел. Василия, к чему все примеры непременно и не­уклонно относит он во всех беседах своих. Весело и ра­достно пишу, любя Святителя, исполненного духа премудрости и разума Божьего, радуюсь и вижу, как отовсюду приятно он всеми средствами намеревает в точку вечного спасения душ! Так на стр. 196 видно его сознание (он говорит живущим по плоти и мудрствующим земное, плотское): „Едино мое намерение ото­всюду назидать Церковь, да обуздаются страсти невоздержанных (видите отношение его души к необузданным, к невоздержанным), обуздываем будучи—и земными и мирскими примерами", вот на что он всеми силами и средствами настоит. На стр. 129: „Я заметил, что добродетельное о душе попечение сильно одолевает всякие недуги; посему живущие в грехах не должны отчаиваться, а должны исправиться и более не грешить". Ах, как нужно о душе своей иметь каждому добродетельное попе­чение! Если и весь мир приобретешь, душу же свою потеряешь, ничто же поможет. Я не хочу изъяснять философию мудрецов, прилепившихся к земле: они гордятся умствованиями своими: и, сплетая вещи на удивление миру, сами заплелись и оглушили себя и никак не слышат громкого возвещения самой истины — Иисуса Христа: если есть в людях возвышение, мерзость есть перед Богом! Пристойно о них сказать: осуетившиеся.

Мудрецы, когда о суетах пекутся, что делают они? Челом о стену бьются. Думающие быть мудрыми объюродились! Св. Вел. Ва­силий, к их пристыжению, их же доводами приводит их к познанию истинной высшей философии. Таким-то порядком он вводил для них некое подкрепление и от чуждых веры, на показание добрых дел. На странице 196-й я нашел глубокую философию (свою правду за ничто поставляю, и ищу оправдания от благодати Христовой; вменяю вся уметы быть, да единого Христа приобрету); прочитав сию страничку, размышляю: какое зло, сладострастие в человеческом роде! Когда оно коснется ехидны, ядовитейшей змеи, побеждает ее и вводит в прелюбодеяние с угрем! Лютая змея сладострастием уступает лютости своего яда. Так есть и люди злые, которые живут согласно ради сладострастия и угождения похоти плоти своей: враги креста Христова! Видев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, грядущих на крещение Его, говорит им: рождения ехиднины, кто сказал вам бежать от будущего гнева? сотворите же плод достойный покаяния (Мф. 3. ст. 7 и 8). Нравственно изъясняется злость именем ехидны; Сам Христос говорит: тем же сами свиде­тельствуете о себе, как сыновья, побившие пророков, и вы исполните меру отцов ваших. Змея, порождения ехиднины, как убежите от суда огня геенского? Сего ради и я пошлю к вам пророков и премудрых, и книжников. И от них убьете, и распнете и от них убьете на сонмищах ваших, и изгоните из града в град.

Блюдите, да никто же вас прельстит! За умножение беззакония иссякнет любовь многих. О, станем же любить и хранить заповеди Господни!

В пользу вашу припомните описание жизни узоразрешительницы Муч. Анастасии в Четьи-Минее: 1-й, 2-й и 3-й листы. Декабря 22-й день. …

 

Марии Петровне Колычевой

Живой верой просвещенные души не подлежат изменению и суетности, когда хранят непорочно любовь свою о Господе: разве кто похочет уклониться, по своему изволению, к удовольствиям чувственным; таковой удобно может потонуть, погрязши в юродствующих помышлениях своих, обольщая себя разумением стихийного миpa, действующего лестно на организм плоти, пристрастившейся к дебелой чувственности, распаляемой наружными влияниями... Наша жизнь бессмертная—Иисус Христос, Сын Божий; в Нем вечная весна и лето, радость и веселие, и мы в Нем во всякое время можем найти себе пребывающие удовольствия, несравненно лучшие земных наслаждений. — Да и нужно при этом изречении изъяснить истину, что уклоняющиеся к земным наслаждениям неизбежно не только лишают себя тех небесных удовольствий, превышающих ум, но и самого понятая о них не удостаиваются... О друг мой! идем в след Христа, безропотно нося свой крест, да будем мы Его хотя непотребными рабами, а он нашим Господом, по благости и любви Его к нам. Всегда желаю говорить с тобою от искреннего сердца: впрочем, нужно употреблять и благо­временное молчание. Лучше молчать и проразумевать тайно, не­жели говорить и ошибаться явно, на смех другим. Кто же дерзнет похвалиться пред Господом, что уже стяжал и имеет чистое сердце, когда и самые небеса пред Его славою нечисты?

 

Марии Петровне Колычевой

Господи, даждь ми мысль благу: Господи, даждь ми память смертную и умиление.

Благая мысль не позволяет быть там, где не благоугождается Господь. Мудрость в дому плача, а в дому веселья безумство: это и прежде вы видели и знали. Где теперь Д. М. пребывает? Какая мысль занимает твое сердце? Я благодарен за сообщение искренности; прими же любезно от искреннего сердца искренний выговор за участвование в праздновании противу Пра­вославной Грекороссийской Церкви. Такое человекоугодие разлу­чает нас с Богом. Смиренное сознание и раскаяние обращают нас к нему, и даруют разум истинный познать нашу нерассмотрительность, самонадеянность и мнение своего сердца. Где свое мнение, там есть ли вера? Я радовался, когда вы возвра­тились в первый раз в свое уединение для собрания мыслей на благоугождение пред Богом. Вы и тогда чувствовали поте­рю времени, но не поболели сердцем и верою Христовою не оградили себя; и вот еще последовали на то же рассеяние ради угождения воле человеческой. Ах, Д. М., еще ли тебе нравятся соблазны мира, противящегося Христу? Еще ли для вас терпимы ласки ласкосердствующих в угождение плоти? Что же могло помрачить вас в надлежащем предсматривании того, от чего следует пагуба души, и от чего вечное спасение?... Прошу принять мирным сердцем в пользу души сие выражение моего преданного вам сердца о имени Христове.

11-го Сент., 1827 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Опочивающий здесь во гробе Святитель Тихон, между про­чими его наставлениями, оставил нам следующее увещание:

„Не смотри, что нынешний свет делает, но чему Христос учит и словом и делом, когда не хочешь вечно заблудиться и погибнуть. Поверь, что день от дня умаляются сынове Цар­ствия Божия, и умножаются неприязненнии: грех час от часу усиливается и соблазн более и более умножается. Помни, что Христос в Евангелии всем глаголет: Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет живот­ный (Иоан. гл. 8). Отсюда без сомнения, заключается, что неот­менно во тьме ходят, хотя бы и мудрыми казались, все те которые не ходят в след Христа, т. е. не последуют Его смирению, любви, терпению и кротости. Слово бо Христово не есть ложно, но истинно, и как сказано, так и есть, яко Он Сам есть истина." Иоан. гл. 14.

 

Марии Петровне Колычевой

Мертв бе, и оживе: сие сказано о блудном сыне в евангельской притче. Когда сердце мыслящее блуждает по внешним водам суетного мира, и принимает только одно чувственное, тогда подлинно душа мертва; уже не движется умною молитвою и не имеет желания к будущей вечной жизни.

Марта 21-го, 1830 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Не могу описать, как и сколько много мне довелось выслушать уроков от лю­дей разного состояния, ума и качества. Разум­ные, мнящиеся себе быти мудрыми, вдались в неправду. Их язык не говорит согласно с сердцем,— лгут и мнят спастись ложью, буд­то так должно мудрствовать! Я мог заметить сию прелесть претыкания: она, не выразумевши право, приняла родителя всякой лжи, который берет их за руку и показывает на неко­торые изречения святых отцов, которые произнесены были право, и премудро, и соот­ветственно разнообразным духовным состоя­ниям и нуждам. Отцы не назывались бы свя­тыми, ежели бы лгали. Всякая ложь от диавола, а диавол кому содействовал ко спа­сению? Так бесстрашные нынешнего света ум­ники претыкаются и лгут. Но покуда не от­вергнут всякой лжи, никак спастись не могут. Премудрость о таких говорит: двоедушен муж (то есть тот, кто языком говорит не то, что в сердце) не управлен во всех путех своих. Смотрите же, не внимайте тем, которые учат ложной мудрости.

 

Марии Петровне Колычевой

Ясно горит лампада, когда бди­тельно смотрим за ней. Чистота и ясность тре­буют неусыпного труда. Скажите, какая мысль находится в вашем сердце более других находящих?.. Сердечному вопросу принадлежит и сердечный ответ...

Спаситель мира, Спаситель наш Иисус Христос, призываемый нами, всегда услаждает нас. Сердца наши да погружаются более и бо­лее в любовь Его! А кто противится святым ус­тановлениям Православной Церкви, тот нам не может быть другом. Вчера было слово о цер­ковных храмах и о местах, удобных ко спасе­нию. Я согласен с вами и никогда не мыслил иначе, что христианину нужнее всякой пи­щи — питаться словом Божиим. А покуда че­ловек существует на земле, сколько бы духовен ни был, но еще не бесплотен, и поэтому необ­ходимо для него здесь и место удобное ко спасению, и храм для молитвы, и особенно для со­вершения Святых Тайн. Мудрований же, противных Святой Соборной Апостольской Церкви, я не принимал и не принимаю; и ни к какой секте не принадлежал и не принадле­жу! Хоть испытывал иногда, но это было для того, чтобы лучше познать прелесть и никогда не быть в прелести.

Проклинаю всякую ересь, почитающий святую Истину — Господа моего Иисуса Христа.

Непотребный раб Георгий

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.