Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятия 10, 11, 12. Расслабление мышц живота





Логопед. Начинаем игру. Руки положите на колени, успо­койтесь. (Дается формула общего покоя, и после нее повторяются кратко по три раза упражнения для расслабления рук, ног и корпуса.)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Упражнение «Шарик» (рис. 12). Логопед. Начинаем новое упражнение. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. (Логопед показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нел'ьзя поднимать!

Логопед обходит всех детей, проверяет, правильно ли они выполняют это задание. Для наглядности можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы, и предложить сделать одновременно с логопедом вдох — выдох. Ребенок при этом продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании.

— Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, ненапряженный! Де­лайте, как я.

Л7



ы и п У а

Н1

к;

3(


три раза.)


Рис. 12.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем. (Делается вдох.)

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко... ровно... глубоко... (Повторить


— Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки и ноги, вам легко и приятно дышится.

Задание на дом.

1. Вызывать расслабление рук, ног, корпуса.

2. Обучать расслаблению мышц живота.

Занятия 13, 14, 15. Расслабление мышц шеи

Логопед. Дети! Начнем игру. Принять позу покоя. Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя, а затем повто­ряются кратко упражнения для расслабления мышц живота.)

Упражнение «Любопытная Варвара» (рис. 13, 14). Логопед. Сейчас делаем новое упражнение. Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное поло­жение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарай­тесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно... Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. (Логопед подходит к каждому ребенку и учит его ощущать напряжение и расслабление шейных мышц.) Слушайте и делайте, как я.

Любопытная Варвара Смотрит влево... Смотрит вправо...

А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена! И рассла-а-бле-на... (Движе­ния повторяются по два раза в каждую сторону.)

— Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится (рис. 15, 16). Слушайте и делайте, как я.

Расслабление приятно! Шея не напряжена И рассла-а-бле-на...

А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно —

А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я.

А теперь посмотрит вниз — Расслабление приятно!

Мышцы шеи напряглись! Шея не напряжена.

Возвращается обратно— И рассла-а-бле-на...

— Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокои­лись.





IV

и

П

а н к



Рис. 13.

Рис. 15.


Рис. 14.

Рис. 16.


Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки и ноги стали послушны­ми. Вам легко и приятно дышится.

Задание на дом.

1. Вызывать расслабление мышц рук, ног, живота и корпуса.

2. Обучать расслаблению мышц шеи.

II ЭТАП. МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ. ВНУШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ И РАССЛАБЛЕННОСТИ

Беседа с родителями

Логопед знакомит родителей с тем, что занятие по релаксации на этом этапе будет состоять из двух частей.

Первая часть — обучение расслаблению речевого аппарата. Для заикающихся освоить это особенно важно, так как во время приступа заикания у детей артикуляционные мышцы судорожно напрягаются. Ощутив это препятствие в' речи, ребенок старается преодолеть его усилением артикуляции того или иного звука. От этого мышцы губ, языка, нижней челюсти еще больше напрягаются. Это напряжение распространяется на другие группы мышц (лица, шеи, корпуса и т.д.). Напряжен­ные мышцы непослушны, неуправляемы. Для свободного вступления в речь артикуляционный аппарат должен быть естественно расслаблен. Когда дети научатся расслаблять группы мышц, можно перейти к расслаблению видимой части речевого аппарата (губ, нижней челюсти, языка).

Все упражнения по релаксации проводятся по контрасту с напряжением. Этот принцип сохраняется и при расслаблении артикуляционных мышц. Вначале вызывается напряжение мышц при утрированной беззвучной артикуляции (у, и, э...), которая тут же сменяется расслаблением. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании детей.

Расслабленное состояние речевого аппарата внешне выглядит так: рот слегка приоткрыт; губы мягкие, свободные, язык спокойно лежит на дне рта. Иногда при глубоком расслаблении может усиленно выделяться слюна. В таком случае надо пред­ложить детям проглотить ее.

Каждое упражнение необходимо особенно тщательно отраба­тывать, чтобы добиться релаксации мышц речевого аппарата. Умение расслаблять эти мышцы в нужной ситуации поможет детям свободней вступать в речь.

Во второй части занятия проводится внушение, которое заключается в воздействии на детей только словом.

Многие заикающиеся дети раздражительны, плаксивы, боятся разговаривать с посторонними, повышенно эмоциональны. Необходимо помочь им избавиться от эмоциональной напря-


Зубы крепче мы сожмем, А потом их разожмем.

м и п У а н< к;

3(


женности, внушить им чувство уверенности, спокойствия, закре­пить в их сознании представление о правильной речи, о смелом, раскованном общении при любых обстоятельствах.

Когда дети в достаточной мере научатся общему мышечному расслаблению, появится возможность перейти к снятию эмоцио­нальной напряженности путем внушения. Известно, что человек, находящийся в состоянии спокойствия и полной мышечной релаксации, становится особенно внушаемым. Дети тоже легко поддаются внушению, которое проводится как игра под названием «Волшебный сон». Дети находятся в позе покоя, глаза закрыты, сосредоточены, внимательно слушают ведущего и про себя по­вторяют «особые» команды — специальные формулы внушения в стихах.

Путем внушения углубляется состояние спокойствия и мы­шечной релаксации, которое вызывается у детей по представ­лению (на основе ранее приобретенного опыта) как результат всех предыдущих упражнений. В дальнейшем вводятся формулы правильной речи и смелого, уверенного поведения, закрепляю­щие успехи, достигнутые на логопедических занятиях (см. с. 48).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.