|
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Судебная реформа, проводимая в нашей стране, побуждает ученых обращаться к поиску каких-то новых идей, методов, способствующих развитию эффективной судебной власти, правосудия. В последнее время в юридической литературе все чаще появляются мнения о закреплении судебного прецедента в качестве источника права, о признании за Пленумом Верховного Суда РФ права издавать общеобязательные для всех нижестоящих судебных инстанций разъяснения по вопросам судебной практики, поскольку это приведет к единообразию применения законодательства. Так, И. В. Решетникова, В. В. Ярков полагают, что «дальнейшее развитие судов как третьей власти в государстве может привести к официальному признайию руководящих постановлений Пленума Верховного Суда РФ в качестве подзаконных актов»1.. С. А. Иванов, рассматривая вопросы судебной практики в сфере трудового права, утверждает, что постановления Верховного Суда РФ (как содержащие руководящие разъяснения, так и вынесенные по конкретным делам) являются источниками пра-
Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума 139 ва. Он предлагает признать за Верховным Судом РФ право на нормотворчество1. В. М. Жуйков, исследуя роль судебной практики в современной правовой системе Российской Федерации, пришел к выводу, что судебная практика, закрепленная в некоторых постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, является источником права2. Э. Колоколова, Е. Мартынчик считают, что судебный прецедент существует в нашей стране уже длительное время, прикрывая свое существование различными легальными формами. В качестве одной из таких форм они называют постановления Пленума Верховного Суда. Утверждая, что руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР являлись одним из видов судебного правотворчества, они ссылаются на то, что, хотя пленумам вышеназванных судов было предоставлено право давать, в пределах имеющейся у них компетенции, руководящие разъяснения по вопросам правильного и единообразного применения законодательства, обязательные для всех нижестоящих судов, тем не менее такие полномочия постоянно нарушались. «В такого рода разъяснениях пленумов зачастую содержались толкование законов, восполнение имевшихся в них пробелов, устранение противоречий. Иначе говоря, пленумы названных судов осуществляли судебное правотворчество, на что не были уполномочены законодательством, которое предоставляло им лишь право законодательной инициативы или обращения в компетентные органы с ходатайством (представлением) о толковании законов»3. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом
2 См.: Жуйков В. М. Указ. соч. С. 189. 3 Коликолова Э„ Мартынчик Е. Указ. соч. С. 20—22. 6 Зак. № 5005 Загаинова
Все постановления Пленума Верховного Суда РФ по своему содержанию условно можно подразделить на две категории. Первую категорию составляют постановления, в которых Пленум Верховного Суда РФ дает толкование действующего законодательства. Так, в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 сентября 1973 г. № 9 «О судебном решении» (с последующими изменениями и дополнениями) дает толкование законности и обоснованности судебного решения. Статья 192 ГПК РСФСР содержит требование, согласно которому судебное решение должно быть законным и обоснованным. Верховный Суд в своем постановлении разъясняет эти понятия: «Решение является законным в том случае, если оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которое подлежит применению к данному правоотношению... Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требование закона об их относимости и допустимости или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании»1.
Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума 141
Ко второй категории можно отнести те постановления, в которых Верховный Суд РФ дает нижестоящим судам разъяснения о преодолении пробелов путем применения аналогии закона, аналогии права, субсидиарного применения права. Например, в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 14 апреля 1988 г. № 4 «О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях» разъясняет, что если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям о ее форме и содержании, а также в случае, если к жалобе не приложены ее копии, подлежащие 6*
Верховный Суд в своем постановлении от 20 декабря 1994 г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» указал на возможность субсидиарного применения гражданского законодательства, в частности нормы, связанной с компенсацией морального вреда, к трудовым отношениям в случае незаконного увольнения, перевода на другую работу, необоснованного применения дисциплинарного взыскания, отказа в переводе на другую работу1. Хотя в юридической литературе некоторые авторы выделяют и другие категории постановлений Пленума Верховного Суда, например, в которых Верховный Суд ограничивается цитированием соответству- Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума 143
Спор о природе постановлений Пленума Верховного Суда РФ остается не решенным и по сей день. Одни авторы приравнивают разъяснения к обычным нормам права, ссылаясь при этом на то, что они под-
1 См.: Боннер А. Т. Указ. соч. С. 11—13. 2 См.: Калмыков Ю. X. Вопросы применения гражданско-
лежат обязательному применению судами при рассмотрении конкретных дел, обладают отдельными признаками правовых норм1, другая, не менее значительная группа авторов, придерживается противоположной точки зрения2. Представители данной группы считают, что нормами гражданского процессуального права являются лишь акты высших государственных органов власти и управления, устанавливающие, изменяющие и отменяющие порядок производства по гражданским делам в суде. Отсутствие какого-либо признака лишает нормативный акт значения источника права3. Но в современный период вопрос о природе постановлений Пленума Верховного Суда РФ привлекает еще большее внимание. Сегодня перед судебными органами стоит трудная задача: они должны разрешать дела, руководствуясь большим количеством нормативных актов. Из-за огромного числа законодательных актов возникают противоречия между федеральными законами и Конституцией РФ, между Конституцией РФ и общепризнанными нормами
2 См., например: Авдюков М. Г. Указ. соч. С. 194; Трубни 3 См.: Фархтдинов Я. Ф. Указ. соч. С. 137. Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума 145
В такой сложной ситуации велико значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, поскольку, основываясь на судебной практике нижестоящих судов, он показывает, как нужно выходить из сложных юридических ситуаций. Поскольку такие разъяснения высшего судебного органа по вопросам судебной практики оказывают большую помощь в работе нижестоящих судов и судьи используют их при вынесении решений, поэтому в литературе появилось мнение о том, что такие разъяснения являются судебным прецедентом. Так, секретарь Пленума судья Верховного Суда РФ В. В. Демидов отмечает, что «разъяснения по вопросам практики применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных приговоров, решений, определений и постановлений»1. Для того чтобы рассматривать постановления Пленума Верховного Суда РФ в качестве судебного прецедента, необходимо констатировать одновременно наличие трех условий: 1) данное постановление должно носить обяза 2) данное постановление должно формулировать 3) как судебный прецедент выносится при реше
Вопрос о том, являются ли постановления Пленума обязательными для нижестоящих судов, связан с вопросом о том, являются ли последние источниками гражданского процессуального права или нет. И если постановление считать обязательным, то оно будет являться источником, а если оно не будет отвечать такому условию, автоматически нельзя его признать в качестве источника права. Проанализируем, как в законодательстве решался вопрос об обязательности указаний Пленума Верховного Суда. Институт, дающий руководящие разъяснения высшим судебным органам, был установлен Декретом ВЦИК и СНК 10 марта 1921 г. Данным актом было утверждено Положение о высшем судебном контроле в составе НКЮ РСФСР1. Согласно данному Положению Верховный Суд давал «руководящие разъяснения». В толковом словаре русского языка слово «разъяснить» означает «объяснить, сделать ясным, понятным»2. Таким образом, высшие судебные органы изначально занимались лишь объяснением нижестоящим судам действующего законодательства, которым последние руководствовались в своей работе. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик был принят 16 августа 1938 г. Статья 75 данного Закона закрепляла положение о том, что Пленум Верховного Суда СССР дает руководящие указания. Хотя, на первый взгляд, полномочия Пленума остались прежние, однако намечается небольшая попытка придать разъяснениям Пленума более обязательный характер. Слово «указание» имеет значение «наставление, указывающее как
2 См.: Ожегов С. #., Шведова Я. Ю. Указ. соч. С. 655. Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума 147 действовать»1, поэтому можно говорить о том, что в этот период Пленум начал осуществлять функции органа, направляющего деятельность нижестоящих судов в то или иное русло. Положение «О Верховном Суде СССР» принимается 12 февраля 1957 г., ст. 9 которого гласит, что Пленум дает руководящие разъяснения. Аналогичная формулировка содержится и в ст. 57 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» 1960 г. и ст. 58 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» 1981 г. Из толкования данных норм следует, что Верховный Суд давал разъяснения, которыми нижестоящие суды руководствовались в своей работе. Таким образом, на практике наметилась тенденция к ослаблению «руководящего момента» в деятельности Верховного Суда. Однако такое положение изменилось в связи с принятием 30 ноября 1979 г. Закона СССР «О Верховном Суде СССР», который содержал в себе уже иную норму. Статья 3 данного Закона предусматривала, что Верховный Суд СССР дает руководящие разъяснения, обязательные для всех судов. Законодатель таким образом усилил роль разъяснений для нижестоящих судов, поскольку на уровне закона была закреплена обязанность следовать указаниям Верховного Суда, данным им в своих постановлениях. В настоящее время в связи с распадом СССР не стало Верховного Суда СССР, данный Закон прекратил свое действие. Закона о Верховном Суде РФ пока не существует. Можно ли говорить, что Верховный Суд РФ «дает руководящие разъяснения, обязательные для всех судов»? На наш взгляд, законодатель в последнее время решил отойти от такой позиции. Основная задача, стоящая перед Пленумом Верховного Суда РФ, — давать разъяснения по вопро-
148 Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Плен ума сам судебной практики. Целью таких разъяснений является точное, единообразное применение законодательства всеми судебными инстанциями при разбирательстве конкретных гражданских дел. Статья 126 Конституции РФ, признавая за Верховным Судом РФ роль высшего судебного органа по гражданским и иным делам, предоставляет ему право давать «разъяснения по вопросам судебной практики». Статья 18 Федерального конституционного закона от 23 ноября 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» гласит, что Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Как видно из анализа данных норм, законодатель уже не указывает, что эти разъяснения носят руководящий характер и они обязательны для судов. Тем самым, на наш взгляд, вопрос об обязательности разъяснений Пленума Верховного Суда РФ для нижестоящих судов на сегодня решен однозначно: данные разъяснения не носят обязательного характера. В связи с этим еще раз хотелось бы подчеркнуть, что вряд ли следует признать правильными в проекте ГПК положения, содержащиеся в ст. 344, 370, которые закрепляют обязательность указаний кассационной и надзорной инстанции о толковании законов для нижестоящих судов. Эти положения противоречат и обозначившейся тенденции в современном законодательстве (ст. 126 Конституции РФ, ст. 18 Закона «О судебной системе Российской Федерации»). Кроме того, указанные ранее положения идут вразрез с конституционным принципом независимости судей и подчинении их только закону. Поэтому необходимо отметить, что такой признак судебного прецедента, как его обязательность для нижестоящих судов, отсутствует применительно к разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ. Второй признак судебного прецедента заключается в том, что такое решение суда содержит в себе Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума 149
Применение права — сложный процесс, особенно, если учитывать реалии сегодняшнего дня. Суды сталкиваются с коллизиями, неурегулированностью различных вопросов в законодательстве. Как уже 150 Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума
Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума 151
В таких постановлениях Верховный Суд дает направления единообразного применения закона в соответствии с тем смыслом, который заложен в нем законодателем. Задача Верховного Суда и заключается в том, чтобы довести до нижестоящих судов волю законодателя. Но принять данное указание или не принять — это прерогатива нижестоящих судов. Если допустить, что постановления Пленума Верховного Суда РФ являются источниками права, то в таком случае на суды возлагается и еще одна обязанность, а именно они должны будут решать вопрос о том, соответствует ли данное постановление Конституции РФ, а это еще больше усугубит и так довольно нелегкую работу судов. Нижестоящие суды используют в своей работе постановления Пленума Верховного Суда РФ не потому, что они обязательны для них, а потому, что Верховный Суд, являясь более компетентным и авторитетным органом, предлагает им в данных постановлениях, как он считает правильным применять действующее законодательство при наличии определенных трудных ситуаций. Это своего рода методические указания по применению действующего законодательства, которые имеют авторитет, но не являются обязательными. Положения, содержащиеся в разъяснениях Верховного Суда по вопросам судебной практики, которые расширяют действие конкретных норм права иногда настолько, что некоторые ученые говорят о том, что суд сформулировал новую норму права, можно назвать интерпретационным авторитетом. В общетеоретической науке да и в науке гражданского процессуального права некоторые ученые в та- 152 Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума
Вопрос о роли правоположений в судебной практике широко обсуждался среди ученых в 70—80-х гг. Под правоположениями понимались сложившиеся в процессе правоприменительной практики общие положения, конкретизирующие правовые нормы применительно к однородным фактическим составам2. В последнее время в научной литературе мало внимания уделяется этому вопросу. Может быть, это связано с тем, что правильному по содержанию явлению было дано не совсем точное название, о чем нередко говорилось на страницах юридической литературы3. В то же время, нельзя отрицать того факта, что Верховный Суд РФ в своих постановлениях занимается интерпретацией действующего законодательства, а именно раскрывает смысл, содержание действующего законодательства, истолковывает нормы права. Поскольку данные интерпретации публикуются для всеобщего обозрения и нижестоящим судам довольно часто направляются обобщения судеб-
2 См.: Вильнянский С. И. Значение судебной практики в 3 См., например: Гурвич М. А. Указ. соч. С. 177. Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума 153
а) принята уполномоченными органами государ б) действие ее распространяется на неограничен в) имеет общеобязательный характер; г) рассчитана на неоднократное применение; д) в случае ее неисполнения возможно примене Во-первых, постановления Пленума принимаются Верховным Судом РФ. Конституция РФ провозгласила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии со ст. 94 Конституции РФ законодательным органом в нашем государстве является Федеральное Собрание. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Верховный Суд РФ является представителем судебной власти, о чем прямо говорится в действующей Конституции РФ. Его функцией является осуществление правосудия, а не создание правовых норм. Во-вторых, разъяснения Пленума Верховного Суда касаются, в основном, лишь судейского корпуса, а также тех категорий лиц, которые по роду своей деятельности так или иначе связаны с судебными органами (прокуроры, адвокаты). Разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума, касаются сугубо специфичного круга вопросов, а именно правоприменительной деятельности судебных органов. Если норма права рассчитана на неопределенный 154 Глава III. Судебный прецедент и разъяснения Пленума
Что касается общеобязательности таких разъяснений, то, как уже было указано, такие постановления можно расценивать как интерпретационный авторитет, но нельзя говорить об их обязательности. Нельзя заставить нижестоящие суды подчиняться таким постановлениям, поскольку в соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи в своей деятельности руководствуются лишь законом, интерпретация которого содержится в постановлении Пленума. Обязателен для судьи закон, а не рекомендации по его применению. Эти рекомендации, данные высшим судебным органом, наиболее компетентным, имеют силу авторитета, но не являются общеобязательными. На первый взгляд, постановления Пленума рассчитаны на неоднократное применение. Они применяются судами при рассмотрении конкретных дел. Но эта неоднократность применения несколько иного рода, чем неоднократность применения нормы права. Если действие нормы права не ограничено никакими объективными моментами, то действие постановлений Пленума ограничено действием самой правовой нормы. Действие постановлений по- Глава IIL Судебный прецедент и разъяснения Пленума 155
Нельзя сказать и о том, что за неисполнение разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, предусмотрены какие-то санкции. Если Верховный Суд дает в своем постановлении толкование закона, а нижестоящий суд при вынесении решения применяет данный закон, но вкладывая другой смысл, чем Верховный Суд, то в случае обжалования такого решения в вышестоящую инстанцию данное решение может быть отменено, если разъяснение Пленума действительно соответствует тому смыслу, который вкладывал законодатель. Но в данном случае решение будет отменено не по тому основанию, что суд нижестоящей инстанции не использовал в своей работе данное постановление Пленума, а потому, что он вынес незаконное решение, дал неправильное толкование закона. Такое решение могло быть отменено вышестоящей инстанцией независимо от того, имелось ли постановление по разъяснению применяемого закона или нет. Поэтому законодателем не установлено
Таким образом, нельзя сказать, что в своих постановлениях Верховный Суд РФ формулирует нормы права, хотя в ряде случаев, на первый взгляд, эта деятельность очень похожа на создание новых норм. Как уже было отмечено во второй главе, существует тесная связь между правоприменением и правотворчеством. В деятельности Верховного Суда РФ накапливается материал, который в будущем используется законодателем при * создании новых норм. Верховный Суд РФ, обнаружив пробелы, противоречия в действующем законодательстве, может использовать свое право законодательной инициативы и внести соответствующий законопроект на рассмотрение в Государственную Думу. Но в своих постановлениях он не формулирует новых норм права. Если говорить о третьем признаке судебного прецедента, то он явно отсутствует применительно к постановлениям Пленума. Верховный Суд дает свои разъяснения по вопросам судебной практики не при рассмотрении конкретного дела, а на основе обобщения уже рассмотренных гражданских дел. Таким образом, нельзя согласиться с мнением, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ являются судебным прецедентом. Хотя они и даются высшим судебным органом, но они не являются обязательными для нижестоящих судов. Также нельзя согласиться и с мнением о необходимости официально закрепить постановления Пленума Верховного Суда РФ в качестве обязательных и признать их источниками права. Как уже отмечалось ранее, данные положения находятся в противоречии с принципом независимости судей и подчинения их только закону, а так же с той тенденцией, ![]() ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|