Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел III. ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия»

со студентами V курса специальности «Педиатрия»

 

 

Раздел III. ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА

 

Занятие № 16. Заболевания органов дыхания у детей.

 

Обсуждена на заседании кафедры

«» ____________________ 20 ____ г.

Протокол №____

 

Методическая разработка составлена

ассистентом, к.м.н. Джанибековой А.С.

«» ____________________ 20 ____ г.

 

г. Ставрополь, 2015 г.

Тема 16. Заболевания органов дыхания у детей.

 

Учебные вопросы занятия:

1.​ Структура заболеваний органов дыхания у детей.

2.​ Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей, перенесших острую пневмонию.

3.​ Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с рецидивирующим бронхитом.

4.​ Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с бронхиальной астмой.

5.​ Профориентация детей с заболеваниями органов дыхания.

Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП №2, ул. М.Жукова; ГДП №3, ул. Тухачевского, 27; ГДП №1, ул. Ленина 470.

Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база ГДП №1, №2, №3, ДККБ, центра практических навыков СтГМУ:

  • Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.
  • Педиатрические отделения ГДП №2, 3, 1.
  • Методические рекомендации для студентов по теме.

Истории развития детей – форма 112/у, контрольная карта диспансерного наблюдения больного - форма № 030/у.

  • Тематические больные дети, посещающие детские лечебно-профилактические учреждения.
  • Ситуационные задачи по тематике занятия.
  • Тестовый контроль по теме.
  • Тематические учебные комнаты.
  • Персональный компьютер (с мультимедийной системой).
  • Мультимедийные презентации по теме занятия.
  • Учебные видеофильмы.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача, изучить организацию работы и задачи участкового педиатра при работе с детьми, находящимися на диспансерном учете по поводу имеющихся у них хронических заболеваний. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

б) частные цели занятия

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

ЗНАТЬ

· ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в детских поликлиниках (ф. 112/у, ф. 030/у);

· этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний органов дыхания среди детей;

· клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения заболеваний дыхательной системы у детей и подростков;

· современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики детей с заболеваниями органов дыхания; общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий органов бронхолегочной системы;

· рациональный выбор конкретных лекарственных средств для лечения и реабилитации детей диспансерной группы;

· систему диспансерного наблюдения за детьми с острыми и хроническими заболеваниями органов дыхания и врожденной патологией бронхолегочной системы;

· порядок взятия на учет детей с заболеваниями органов дыхания;

· сроки осмотров, длительность наблюдения, критерии эффективности дис­пансеризации, снятие с учета;

· принципы преемственности в работе служб диспансерного наблюдения: педиатрический участок, ДДУ, школа, подростковый кабинет поликлиники;

· основные принципы диспансерного наблюдения за больными с бронхолегочной патологией;

· принципы реабилитации детей с бронхолёгочной патологией;

· принципы питания детей с бронхолегочной патологией различных возрастов и групп здоровья;

Порядок оформления документации и проведения медико-социальной экспертизы.

 

УМЕТЬ:

  • вести типовую учетно-отчетную медицинскую документацию в детских поликлиниках (ф. 112/у, ф. 030/у);
  • собрать анамнез, провести опрос ребенка, его родственников, провести физикальное обследование детей различного возраста с поражением дыхательной системы, направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к узким специалистам;
  • интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз;
  • разработать больному ребенку с патологией дыхательной системы план диспансерного наблюдения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия;
  • направить ребенка-инвалида с поражением дыхательной системы для проведения медико-социальной экспертизы;

· владеть методикой и техникой введения лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутривенно), рассчитать дозы и разведение лекарственных средств;

· владеть методикой отсасывания содержимого из верхних дыхательных путей (с использованием электро- и механических отсосов);

· владеть методикой проведения плевральной пункции;

· владеть методикой ИВЛ способом «рот в рот», «рот в нос», мешком Амбу;

· оказать неотложную помощь при острой дыхательной недостаточности на догоспитальном этапе;

· оказать неотложную помощь при остановке дыхания;

· оказать неотложную помощь при гипертермии;

· составить режим дня для больных детей различных возрастов и групп здоровья;

· санаторно-курортную карту для детей и подростков;

· выписать рецепт ребенку различных возрастных групп;

· выписывать больничные листы и справки.

 

 

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

·​ готовностью к ведению медицинской документации (ОПК-6);

·​ способностью и готовностью к проведению медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями дыхательной системы (ПК-2);

·​ готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта отсутствия или наличия заболевания (ПК-5);

·​ способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – X пересмотр (ПК-6);

·​ готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара ( ПК-9);

·​ готовностью к оказанию первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи ( ПК-10);

 

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

1. О правильном ведении медицинской документации;

2. О порядке осуществления диспансерного наблюдения детьми с хроническими заболеваниями органов дыхания;

3. О правилах сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта отсутствия или наличия заболевания;

4. О стандартах оказания первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи;

5. О редких заболеваниях бронхолегочной системы в детском возрасте;

6. О психосоциальной адаптации и профориентации детей с хроническими заболеваниями органов дыхания.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Поликлиническая и неотложная педиатрия [Текст]: учеб. для студ. мед. вузов А. С. Калмыкова, Н. В. Зарытовская, Л. Я. Климов [и др.]; под ред. А. С. Калмыковой. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2013. -896 с. (45 экз.)

2. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. для студ. мед. вузов [Электронный ресурс] А. С. Калмыкова, Н. В. Зарытовская, Л. Я. Климов [и др.]; под ред. А. С. Калмыковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.- Режим доступа: www.studentlibrary.ru (ЭБС «Консультант студента»)

 

Дополнительная:

1. Баранов А.А. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России». – М.: Изд-во «ПедиатрЪ», 2014. – 112 с.

2. Запруднов А.М. Детские болезни [Электронный ре сурс]: учеб.: в 2 т. Т.1 / А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424216.html?SSr=040133789b0857708e7657828011959

3. Запруднов А.М. Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб.: в 2 т. Т.2 / А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 752с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424223.html?SSr=040133789b0857708e7657828011959

4. ​ Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2-х т. Т. 1. / под ред. И.Ю. Мельниковой. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 672 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859704122061.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959

5. ​ Детские болезни [Электронный ресурс]: учеб. в 2-х т. Т. 2. / под ред. И.Ю. Мельниковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859704122062.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959

6. Пропедевтика детских болезней [Электронный ресурс]: учеб. под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 680 с. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421642.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959

7. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст]: учеб. для вузов: в 2-х т. Т. 1 Н.П. Шабалов.- 7-е изд.,перераб. и доп. СПб. Питер, 2012.- 928 с. (200 экз.)

8. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст]: учеб. для вузов: в 2-х т. Т. 2 Н.П. Шабалов.- 7-е изд., перераб. и доп. СПб. Питер, 2012.- 880 с. (200 экз.)

9. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

10. Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид»). Приложение к «Правилам признания лица инвалидом» (в ред. постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 247).

11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256 (ред. от 23.07.2010)
"О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2004 N 6189)

12. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н.

Электронные версии журналов

1. «Педиатрия»: www.pediatriajournal.ru

2. «Врач и информационные технологии»: www.idmz/ru idmz@.mednet.ru

3. «Вопросы современной педиатрии»: www.pediatr-russia.ru

4. Казанский медицинский журнал»: http://www.kcn.ru/tat_en/science/kazmed/index.html

5. «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья»:www.mediasphera.aha.ru/profil/prof-mm.html

6. «Российский вестник перинатологии и педиатрии»: http://www.pedklin.ru/

7. «Русский медицинский журнал»: http://www.rmj.ru/

Библиотека

1. Научная электронная библиотека (НЭБ):www.elibrary.ru (научные статьи более чем из 200 журналов с 1991 г., электронные версии книг по медицине)

2. Библиотечный on-line центр – www.ditm.ru (доступ к базе данных по медицине, библиографическое описание фонда ГЦНМБ)

3. Российская государственная библиотека – www.rsl.ru

4. Центральная научно-медицинская библиотека Первого ММА им. Сеченова – www.scsml.rssi.ru

5. Электронный каталог «Медицинская книга» – http://develop.medknigaservis.ru/

6. Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) – http://feml.rssi.ru/feml

7. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» - http://cyberleninka.ru/

8. Библиотека по естественным наукам (БЕН) РАН: http://www.benran.ru/ben_push.htm

9. Библиотеки в интернете (путеводитель): http://guide.aonb.ru/libraries l.html

10. Электронная библиотека учебников: http://studentam.net

11. Библиотека wwwMedBook.net.ru (электронные медицинские книги): http://www.medbook.net.ru/21.shtml

12. BooksMed (медицнская библиотека): htpp://www.booksmed.com/

13. Национальная библиотека Белоруссии: http://www.nlb.by/portaol/page/portal/index

14. Республиканская Научная медицинская библиотека Белоруссии: http://rsml.med.be/

15. Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского: http://www.nbuv.dov.ua/

Приложение

Аннотация

 

Диспансеризация - активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья определенных контингентов с целью раннего выявления заболевания, взятия на учет, диспансерного наблюдения, комплексного лечения больных, проведения мероприятий по оздоровлению этих детей. Организатором диспансерного наблюдения больных своего участка является участковый педиатр. Он же несет ответственность за регулярное посещение больными диспансерной группы врачей - специалистов.

Роль врачей специалистов в проведении диспансеризации детского населения весьма значительна. Их задачей является проведение углубленных осмотров и диспансерное наблюдение больных.

При выявлении детей с патологией, которая является показанием для диспансерного наблюдения, проводится тщательно углубленное обследование в условиях поликлиники, диагностического центра или стационара.

Согласно методическим рекомендациям 1974 г. диспансерному наблюдению подлежат 14 групп детей. При единых принципах диспансеризации конкретное её содержание различно, оно диктуется локализацией и особенностями патологического процесса. Большую группу диспансерного наблюдения составляют дети, перенесшие острые заболевания: органов дыхания. Реабилитация включает три этапа лечения больного ребенка: стационар - санаторий - профилактическое амбулаторное лечение.

Первый этап – стационар, второй этап реабилитации - санаторный. Третий этап реабилитации - адаптационный. Он осуществляется в детской поликлинике, в семье, или в том учреждении, которое посещает ребенок (ясли, сад, школа). Необходимые функциональные исследования по назначению врача детского учреждения проводятся в детской поликлинике. Завершением третьего этапа реабилитации является восстановление всех параметров здоровья.

Постановка на диспансерный учет фиксируется в 2 медицинских документах: истории развития ребенка (Ф.112) и контрольной карте диспансерного больного (Ф.30/у), которые заполняются на ребенка с хроническим заболеванием.

Ежегодно педиатром составляется план наблюдения за ребенком. По окончании календарного года на каждого ребенка, находившегося на диспансерном наблюдении, составляется годовой эпикриз. Снятие больного ребенка с учета осуществляют при обязательном участии педиатра и специалиста, которым наблюдался ребенок. Если по истечении года больной не снимается с учета, то одновременно составляется план диспансеризации на следующий год.

Одним из сложных вопросов диспансеризации больных детей является лечение их в период интеркуррентных заболеваний. Общей схемы действия педиатра в этих случаях нет. В каждом конкретном случае лечение должно быть индивидуальным с учетом особенностей острого заболевания, течения основного хронического заболевания и фонового состояния. Однако существует ряд общих рекомендаций. В первую очередь они касаются необходимости избегать полипрагмазии, тем более, что на фоне интеркуррентных заболеваний часто возникает необходимость курсов противорецидивной терапии. Практически все хронические соматические заболевания воспалительной или инфекционно-аллегической природы, системные заболевания, врожденные аномалии требуют в лечении интеркуррентных заболеваний антибактериальной терапии, противовоспалительных, нестероидных, седативных, иммуностимулирующих препаратов, адаптогенов. Конкретный спектр препаратов, сроки лечения определяются основной патологией.

Особенностью лечения интеркуррентных заболеваний на фоне хронической патологии является ограничение использования ряда лекарственных средств. Помимо этого, на фоне интеркуррентных заболеваний обязателен лабораторный и инструментальный контроль течения основного заболевания. Большинство острых заболеваний у детей с хроническими заболеваниями требует их стационарного лечения. В данном случае госпитализация будет осуществляться в экстренном порядке. Необходимость плановой госпитализации детей с хроническими заболеваниями определяется диагностическими и лечебными возможностями первичного звена и условиями в семье ребенка.

Важным вопросом при диспансерном наблюдении является вопрос о дозировании физических нагрузок у организованных детей. Этот вопрос в большей степени решается педиатрами ДДУ и школы.

При проведении диспансеризации участковый педиатр совместно с педагогами и родителями решает вопросы социальной адаптации ребенка, т. е. подготовку и возвращение больного ребенка к обычному для его сверстников образу жизни.

О социальных льготах и ограничениях, в том числе и профессиональных при заболеваниях у детей обязательно должны быть информированы их родители. Это обязанность не только врачей организованных детских коллективов, но и участковых педиатров, осуществляющих диспансеризацию.

Отделения восстановительного лечения организуются в одной или нескольких поликлиниках, что определяется потребностями детского населения и его численности в зоне обслуживания. В состав отделения восстановительного лечения входят кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, иглорефлексотерапии, а также для сурдологопедичеких занятий. В этих отделениях лечатся дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, ЛОР органов, сердца почек.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия»

со студентами V курса специальности «Педиатрия»

 

 

Раздел III. ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.