Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ





Сущность групповой динамики. Любая организа­ция — это и целенаправленно созданные структуры, и тонкая ткань неформальных отношений, и отно­шения, строящиеся на строгой подчиненности и от­четности. Все это находит свое выражение в таком социальном феномене, как групповая динамика.

Груп­повая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности орга­низации и психологические изменения, происходяшие в ней; это процесс взаимодействия членов орга­низации на основе взаимозависимости и взаимовли­яния в целях удовлетворения как личных, так и груп­повых интересов и потребностей.

Психологические изме­нения, происходящие в организации, обусловлены как внешними обстоятель­ствами групповой жизнеде­ятельности, так и ее внут­ренними противоречиями, обусловленными действием двух противоположно направленных тенденций груп­повой активности — интеграции и дифференциации.

Первая тенденция заключается в упрочении пси­хологического единства членов организации, стаби­лизации и упорядочении межличностных отношений и взаимодействия. Именно в этом необходимая пред­посылка сохранности и относительной устойчивости организации. Вторая тенденция выражена в неизбеж­ной специализации и иерархизации деловых и эмо­циональных взаимосвязей членов организации и в соответствующих различиях их функциональных ро­лей и психологических статусов.

Сосуществование этих тенденций обусловливает неравномерность и пульсирующий характер процес­са развития организации, предполагающего ряд эта­пов развития и включающего как последовательное восхождение организации, так и обратное движение. Вот почему жизнь организации с динамической точ­ки зрения представляет собой чередование состоя­ний равновесия и его нарушения. Практически в лю­бой организации можно обнаружить как силы сплочения, оказывающие сопротивление деформаци­ям организации, так и силы распада, толкающие ее к необратимым изменениям.

Групповая динамика выражена в следующих ос­новных процессах и явлениях:

* руководство и лидерство;

* принятие групповых решений;

* нормообразование, то есть выработка группо­вых мнений, правил, ценностей и др.;

* формирование функционально-ролевой струк­туры;

* сплочение;

* групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения;

* конфликты и др.

Проявляясь постоянно и не прекращаясь ни на минуту, указанные процессы и явления в конечном счете формируют следующие групповые феномены в организации:

* систему социальных связей и контактов, прояв­ляющихся в общении, взаимодействии и взаимоот­ношениях сотрудников, их психической совместимо­сти (взаимные оценки, притязания, требования и внушение, подражание и самоутверждение, сорев­нование или соперничество и др.);

* групповое (коллективное) мнение, то есть обобща­ющий показатель групповых убеждений, взглядов, установок, предрассудков, отношений к значимым явлениям окружающей действительности;

* групповые (коллективные) настроения, то есть со­вместные переживания конкретных событий, фактов;

сходные эмоциональные состояния, овладевающие на какое-то время всей организацией или отдельным подразделением в ней;

* внутриорганизационные (внутриколлективные) обычаи, традиции, привычки, то есть относительно ус­тойчивые и передающиеся способы реагирования на явления окружающей действительности; нормы и сте­реотипы поведения, действий и общения сотрудни­ков, ставших групповой (коллективной) потребнос­тью.

К основным факторам, влияющим на направлен­ность процессов групповой динамики, относятся:

* мотивация, то есть чего ждут члены органи­зации;

* структура власти в организации, то есть каче­ственная выраженность власти и авторитета отдель­ных членов организации и ее подгрупп;

* стиль управления руководителя организации;

* состояние процесса коммуникации в организа­ции;

* результаты деятельности и авторитет организа­ции;

* ощущение принадлежности (непринадлежности) к организации, причастности (непричастности) к делам организации, степень ответственности за ре­зультаты работы и др.

Стадии развития коллектива организации. В процессе своего развития коллектив любой социальной орга­низации проходит последовательно несколько стадий развития. Искусство управления коллективом заклю­чается в правильном определении актуальной стадии развития и своевременном переводе коллектива на следующую, более высокую стадию. По мнению ряда психологов, любой коллектив в своем развитии про­ходит следующие четыре стадии: возникновение, формирование, стабилизацию, совершенствование или распад. Рассмотрим их подробнее.

Стадия возникновения возможна при создании но­вой организации, при приходе нового руководителя, при кардинальных изменениях в составе организации (изменения штатов, замена значительного числа ра­ботников — не менее четверти, приход авторитетных работников, которые в короткий период становятся лидерами и радикально меняют ситуацию в органи­зации). На этой стадии внешней организацией зада­ются целевые установки, проектируются и создают­ся формальная структура организации, органы управления, система отчетности и др. Взаимные тре­бования в системе «начальник — подчиненные» еще только вырабатываются, взаимосвязь между работ­никами носит неустойчивый характер. У членов орга­низации еще нет опыта совместной деятельности. Психология организации на этой стадии — исполнительская, преобладает настроение ожидания, иногда настороженности.

Стадия формирования предполагает образование неформальных групп, когда внешние воздействия заменяются внутренними импульсами, а также фор­мируется групповое мнение. Данная стадия особенно сложна для управления организацией. С одной сто­роны, создание неформаль­ных групп — процесс объек­тивный и помешать ему руководитель не в силах. С другой стороны, значительная дифференциация, осо­бенно при наличии сильных неформальных лидеров, может затруднить выполнение основных задач орга­низации. Вот почему главное для руководителя на этой стадии заключается, во-первых, в умелом распреде­лении баланса сил между неформальными группами (за счет постановки дифференцированных заданий, стимулирования, индивидуального подхода к каждой группе или отдельным исполнителям); во-вторых, в проведении совместных мероприятий (спортивных, культурных и др.).

Для стадии стабилизации характерно достижение определенной зрелости организации. Уже создана и действует неформальная структура коллектива, оп­ределены условия равновесия, сформированы соци­альные нормы коллектива, сложилось групповое мне­ние. Такой коллектив достаточно стабилен, может сопротивляться внешним воздействиям. Но на этой стадии развитие коллектива не останавливается. Ста­билизация означает лишь окончание становления неформальных групп, структуры, норм.

За стадией стабилизации неизбежно следует либо стадия совершенствования, либо распад организации.

Американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис (1991) выделяют следующие пять этапов групповой динамики организации.

/. Притирка. Члены организации присматривают­ся друг к другу. Определяется степень личной заинте­ресованности в том, чтобы работать в этой организа­ции. Личные чувства и переживания маскируются или скрываются. Члены организации не интересуются сво­ими коллегами, почти не слушают друг друга. Твор­ческая и воодушевляющая коллективная работа фак­тически отсутствует.

2. Ближний бой. Этап борьбы и переворотов, этап, когда образуются кланы и группировки, когда выд­вигаются личности, претендующие на роль лидера (иногда может происходить и силовая борьба за ли­дерство), когда разногласия выражаются более от­крыто по сравнению с первым этапом. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы (как лич­ностные, так и профессиональные) все более отчет­ливо выявляются. На этом этапе организация начи­нает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.

3. Совершенствование и экспериментирование. На этом этапе члены организации осознают свой потен­циал, все более актуальной становится проблема эф­фективного использования способностей и ресурсов организации. Возникает интерес к тому, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются и совершенствуются. Появляется желание эксперимен­тировать и реально повышать эффективность работы организации.

4. Эффективность. Организация приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресур­сов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к «команде-победительнице». Возни­кающие проблемы исследуются реалистически и ре­шаются творчески. Управляющие функции могут де­легироваться различным членам организации в зависимости от конкретных задач.

5. Зрелость. На этом этапе организация — спло­ченный коллектив, в котором реальные общие цели сочетаются с индивидуальными целями большинства членов организации. Действуют прочные связи меж­ду членами организации. Людей оценивают по их до­стоинствам, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер. Личные разногласия разре­шаются без отрицательных эмоций и психического напряжения. Организация показывает отличные ре­зультаты. Расширяется делегирование полномочий, все больше членов организации участвуют в планирова­нии и принятии решений

Несколько по-иному обстоит дело в группах, созда­ваемых для действий в экстремальных или необычных условиях (искусственно созданная группа с помощью психологического отбора, команда спасения для ра­боты в экстремальных условиях, экспедиция как орга­низация для работы в условиях социальной изоля­ции и др.).

В них в качестве этапов развития различают следующие:

1) Этап ознакомления. Относительно небольшой по времени, даже для интернационального состава груп­пы. Характеризуется повышенным интересом друг к другу, сдержанностью, корректностью поведения. Главное для каждого — выяснить ориентировоч­ные и исследовательские реакции каждого члена группы.

2) Этап дискуссий. Достаточно продолжительный по времени. Характеризуется интенсивным общени­ем и выяснением позиций друг друга по значимым вопросам. В результате возникает структурный контур группы с признаками функционально-ролевой диф­ференциации и микрогрупп.

3) Этап ролевой ориентации. Непродолжительный по времени. Характеризуется завершением складыва­ния группы в целостную систему, обладающую оп­ределенными социально-психологическими характе­ристиками. Нередко развивающиеся деструктивные процессы носят, как правило, непродолжительный характер и достаточно жестко пресекаются извне.

ВОПРОС №3







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.