Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семантическое поле как первопричина групповой динамики





Семантическое поле - базовая коммуникация, которую жизнь устанавливает между своими индивидуациями; это передача информации без перемещения энергии. Это базовое биологическое знание, которое предшествует всем другим формам знания, доступным человеку.

Оно перемещает информацию, код, образ, который, дойдя до адресата, до любого живого существа, структурирует в нем психику, вызывая эмотивно-органическое изменение. Не передает энергию, но определяет изменение энергии получателя.

Познавать с помощью семантического поля означает познавать человека не по его внешнему виду, анализируя на уровне рассудка, наблюдая за всеми его внешними проявлениями, а познавать его внутри на уровне психической интенциональности. Это восприятие на телесном уровне помогает понять всю совокупность эмоций человека.

Сам факт, что мы живы, определяет присутствие в нас органического уровня восприятия, надо только вывести его на активный уровень нашего сознания. В целом, так как законы природы распространяются на все организмы, каждый из них способен познать сущность другого. Организм — это живое зеркало, которое записывает, регистрирует все эмоциональные изменения в другом организме, с которым вступает в контакт: наше тело — это радар восприятия, надо только заново открыть его. Как только к человеку возвращается умение владеть им, для него становится естественным правильное понимание внутренних явлений человеческой природы. Человек восстанавливает многочисленные способы оценки любой ситуации.

Концепция семантического поля открыта и описана онтопсихологической школой.

Семантическое поле - это ввод информации, структурирующей психическую интенциональность и вызывающей эмотивно-органические изменения, поэтому именно семантическое поле является первопричиной групповой динамики.

Коммуникация в разных типах групп

Стиль, содержание и технология коммуникации зависят от:

1) цели взаимодействия;

2) уровня (этапа) групповой динамики;

3) особенностей межличностного восприятия.

Впечатление, производимое на других людей, может значительно отличаться от ожидаемого. Психоаналитики выделяют в этом процессе влияние переноса. Поведенческие психологи интерпретируют это явление в терминах сверхгенерализации опыта прошлых взаимодействий с людьми. Исследователи, работающие в рамках модели социальных отношений, пытаются измерить влияние разных факторов на межличностные оценки.

Определения общения

• Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

• Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Функции общения

Коммуникативная функция общения заключается в осуществлении взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия.

Когнитивная функция состоит в осмыслении значений на основе представлений, воображения и фантазии.

Эмотивная функция общения проявляется в эмоциональной связи индивида с действительностью.

Конативная функция состоит в управлении и коррекции взаимных позиций коммуникантов. Уточняются цели, мотивы и программы поведения, взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения коммуникантов.

Креативная функция общения состоит в развитии людей и формировании новых отношений между ними. В ней проявляются механизмы взаимовлияния: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение.

Информационные функции сотрудника:

• Порождение/уничтожение информации, связанное с осознанием событий.

• Преобразование информации.

• Передача информации.

• Накопление информации (прием, хранение и воспроизведение).

• Контроль, мониторинг, коррекция информационных потоков. Информационные роли:

• Аналитик - мониторинг, накопление информации, осуществление логического вывода.

• Сторож - выделение существенной информации и се передача.

• Лидер мнений - наложение новой информации на широкие представления и передача выводов по неформальным каналам.

• Связной - информационный обмен по неформальным каналам.

• Суперпроводник - умножение и искажение информации.

• Поглотитель — накопление и блокировка информации.

• Космополит - информационный обмен с внешней средой по многочисленным каналам.

• Гвардеец - точная передача информации.

• Трассировщик — создание новых информационных каналов.

Распределение информационных ролей:

• Сочетаемость ролей в одном человеке: аналитик и лидер мнений, трассировщик и космополит, связной и суперпроводник.

• Несочетаемость в одном человеке: поглотитель и связной, аналитик и суперпроводник, сторож и трассировщик.

Связь с чертами личности:

• Экстраверсия и трассировщик, суперпроводник, связной, космополит.

• Интроверсия и поглотитель, сторож, аналитик.

• Высокий коэффициент интеллектуальности и аналитик, лидер мнений.

 

Концепция Дж. Г. Мида

Дж. Г. Muд - создатель теории символического интеракционизма, суть которой сводится к следующим положениям:

• Телесный акт в составе группового действия превращается в «значимый жест» или символ.

• Выразительное движение, обращенное к другому человеку с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у самого автора.

• Автор, учитывая восприятие своего сигнала другими, начинает смотреть на себя глазами других, становится социальным объектом.

• Внутренний мир личности зарождается в групповом действии. Индивидуальное сознание изначально межличностно. «Я» человека - продукт социального опыта.

• В детской игре ребенок воспринимает себя не только глазами других, но и с точки зрения обобщенных, «обезличенных» установок (норм, ценностей) всей группы, «обобщенного другого».

 

Концепция Д. Кислера

• Позволяет последовательно оценивать характер межличностных отношений.

• Организована в двух координатах - контроля и принятия.

• Полюса координаты контроля - доминантность и субмиссивность.

• Полюса принятия - дружественное и враждебное отношение.

• На протяжении координаты контроля межличностные отношения могут быть реципрокными.

• Вдоль координаты принятия - корреспондирующими друг другу. Ср. представление о групповой динамике Т. Лири:

 

Рис. 2. Групповые роли по Т. Лири

 

Концепция Э. Берна

• Опирается на теорию психоанализа.

• Вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель.

• Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго-состояния коммуникантов.

• Благоприятными для общения являются такие пары эго-состояний как «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый», «родитель-ребенок».

• Для успеха в общении все другие сочетания эго-состояний должны быть приведены к вышеперечисленным. В этом состоит задача менеджера.

• Вторая задача менеджера — освободить сотрудника от так называемых «игр» в общении, выражающих неискренность.

Родитель   Родитель
Взрослый Взрослый
Ребенок Ребенок

Рис. 3 Схема транзакций по Э.Берну

 

Этапы делового диалога

Классическая технология деловых переговоров строится на основе установки «Что я могу дать, чтобы получить?» и включает в себя пять основных этапов:

1. Установление контакта. Доверие.

2. Выявление (диагностика) потребностей партнера по переговорам.

3. Презентация предложения. Поиск совместного решения.

4. Работа с возражениями.

5. Заключение соглашения (договора, сделки).

Именно эти пять этапов являются основой программы любого базового тренинга продаж.

Обратная связь в общении

Поддержка: молчание, угу-поддакивание, побуждение - ну-и, эхо.

Уяснение: зеркало, парафраз, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, комментарии, оценки, советы.

Выражение эмоций.

 

Групповые эффекты

Эффект «социальной фасилитации»

Присутствие наблюдателей или их возможное появление приводит к тому, что простые действия начинают выполняться лучше, а сложные - хуже.

Эффект социальной фасилитации носит несимметричный характер: в присутствии наблюдателей ухудшение результатов сложных действий больше, чем улучшение простых.

Выводы:

• введение наблюдателей или «надсмотрщиков» должно быть очень осторожным;

• целесообразность такого шага определяется, с одной стороны, долей сильных сотрудников и сложностью выполняемых заданий.

Эффекты «социальной лености» и «распределения ответственности»

При ослаблении связи между собственными усилиями и результатами, а также «размывании» ответственности интенсивность работы членов группы и их усилия значительно снижаются, а ответственность перекладывается на остальных участников.

Предложения:

• введение наблюдателя;

• увеличение обратной связи, например, информационной о результатах коллективного труда;

• при возможности, определение доли каждого в коллективном результате и, наоборот, введение санкций в случаях, когда перекладывание ответственности привело к негативным последствиям;

• разбиение трудовой задачи на операции с назначением персонально ответственных.

Эффект социального сравнения

Основные идеи теории социального сравнения (Л. Фестингер):

• Люди имеют естественную тенденцию оценивать свои суждения и способности.

• Оценка осуществляется путем сравнения с суждениями и оценками других людей.

• При наличии выбора сравнение осуществляется с теми, чьи мнения и возможности не сильно отличаются.

Следствием последней идеи является то, что в ряде производственных ситуаций поведение людей будет определяться не столько мнениями руководства, сколько позицией коллег.

Эффект «конформизма»

Еще одним следствием этой теории является влияние восприятия окружающих на восприятие субъекта.

Факторы конформизма:

• сложность задания (некомпетентность работника);

• самооценка;

• гендер (женщины несколько более подвержены влияниям, поскольку больше заботятся о межличностных отношениях);

• численность;

• состав группы;

• сплоченность;

• статус, авторитет;

• наличие союзника;

• публичность — анонимность (дети более склонны схватить лишнюю праздничную шоколадку, когда находятся в группе).

Эффект групповой поляризации

Группа более склонна к рискованным решениям. Однако если отобрать осторожных людей, то у них будет наблюдаться сдвиг к осторожности и наоборот.

Эффект принадлежности группе

Сам факт присутствия в группе заставляет индивида считать эту группу значимой. Психофизиологический эффект

В группе у индивида по-другому протекают психофизиологические процессы, чем в одиночестве.

Эффект синергии

1+1=3(4,5,6...)

Эффект подражания

Модели поведения постепенно распространяются на всех членов группы.

Эффект ореола

Группе приписываются свойства, которыми она на самом деле не обладает. Эффект маятника

Циклическое чередование групповых эмоциональных состояний: улучшается настроение, ухудшается настроение.

Эффект пульсара

Групповая активность увеличивается в начале действия и резко спадает в конце решения задачи.

Эффект «Мы и Они»

Чувство принадлежности группе. На этом стоит корпоративная культура фирмы (и общность внутрифирменных подразделений). Можно организовать конкуренцию администраторов (как внутри фирмы, так и в конкурентном смысле).

Эффект группового фаворитизма

Стремление благоприятствовать членам своей группы в противовес членам других групп (основан на эффекте «Мы и Они»).

Эффект группового эгоизма

Цели, ценности, стабильность существования группы становятся важнее отдельной личности. В норме этот процесс ведет к группообразованию. За пределами нормы — к негативным последствиям.

Эффект «снежного кома»

Цепная реакция в группе. Распространение реакции: доброжелательности, поддержки, агрессивности и т.п. Эта реакция особенно сильна, когда коммуникативная сеть в фирме развита сильнее, чем информационная.

Эффект бумеранга

Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.

Основания соглашательства, подчинения и убеждения

Классическая номенклатура навыков подчинения (влияния руководителя на подчиненных) такова:

• Убеждение - обязательно с аргументацией, конкретно, понятно.

• Самопродвижение - рассказ о себе в контексте ситуации.

• Просьба - в позиции на равных (трудно использовать с людьми, имеющими неадекватную самооценку).

• Конструктивная критика — мягко по отношению к человеку, жестко по отношению к проблеме (критиковать не личность, а поведение).

• Приказ — конструктивен на 1 и 2 уровнях компетентности, в ситуациях форс-мажор.

• Провокация — бросить вызов, опираясь на значимые для подчиненного ценности.

• Стимулирование поощрением - материальным или нематериальным.

• Стимулирование наказанием — лишением.

• Похвала — за конкретное действие, поощряемое поведение.

• Ролевое управление - обращение к той роли, из которой подчиненный увидит ситуацию в нужном русле.

Соглашательство, подчинение и убеждение являются феноменологией процессов взаимного влияния в организации.

Способность влиять на других, с психологической точки зрения, является способностью заставить другого уступить (сказать «да»). Она основана на умении включать механизм автоматического (стереотипного) реагирования (в отличие от механизма контролируемого реагирования), который играет очень важную роль в нашей жизни (экономия усилий, времени, способностей).

Контролируемое (не поддающееся манипулированию) реагирование возникает только в сравнительно редких случаях, когда у человека есть желание и возможность анализировать информацию.

Автоматическое реагирование основывается на шести фундаментальных психологических принципах (орудиях, позволяющих манипулировать без видимого проявления манипулирования).

Принципы соглашательства, подчинения и убеждения:

Принцип последовательности

Например, использование контраста — если мы сначала поднимем тяжелый предмет, а затем — легкий, мы будем оценивать второй предмет как более легкий; человек может внутренне сопротивляться трате 500 рублей на свитер, но если он только что купил костюм за 5000 рублей, свитер за 500 рублей не покажется ему слишком дорогим.

Принцип взаимного обмена

Принцип взаимного обмена заключается в том, что человек чувствует себя обязанным отплатить каким-то образом за то, что предоставил ему другой.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.