Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проведение социометрического исследования включает несколько этапов.





1 этап. Определение целей исследования. Социометрия широко при­
меняется для изучения проблем авторитета дилерства; социально-психологической совместимости: микрогрупп (в том числе и динамики их

развития).

2 этап. Определение вопросов. Вопросы определяются социометри­ческими критериями, которые бывают:

Формальные (направлены на изучение взаимоотношений работников и учащихся в ведущем виде деятельности). Например: «С кем из Вашего коллектива Вы хотели бы выполнить служебное задание?»

Неформальные (направлены на изучение взаимоотношений в сфере, не связанной с работой (учебой). Например: «С кем бы Вы хотели отме­тить свой день рождения?» Кроме того, вопросы могут быть сформули­рованы как в положительной, так и в отрицательной форме: положитель­ные («С кем бы Вы хотели?..»); отрицательные («Кого бы Вы не рекомен­довали?»).

Этап. Определение величины ограничения возможных выборов.

1. Если требуется получить полную картину взаимоотношений, раз­решается делать неограниченное число выборов (непараметрический метод). Положительные черты: полный срез взаимоотношений; выявля­ет экспансивность каждого человека; можно выявить эмоциональную составляющую всего коллектива. Недостатки непараметрического мето­да: громоздок при большом количестве людей; велика вероятность слу­чайного выбора.

2. Социометрический опрос с ограничением числа выборов (пара­метрический метод) более надежен, так как выше осмысленность вы­бора.

Зависимость оптимального количества выборов от числа членов груп­пы представлена в табл. 1.

Таблица 1

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп Социометрическое ограничение, d Вероятность случайного выбора, Р (А)
5-7   0,20-0,14
8-11   0,25-0,18
12-16   0,25-0,19
17-21   0,23-0,19
22-26   0,22-0,19
27-31   0,22-0,19
32-36   0,21-0,19

4 этап. Разработка социометрической карточки. Один из способов сле­дующий. Каждый на листочке пишет пронумерованный список коллек­тива по алфавиту (из штатного расписания, журнала занятий). После этого предлагается вычеркнуть свою фамилию (что на самом деле будет означать подпись).

В социометрической карточке или социометрической анкете каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, сточки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.). Кри­терии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

Тип Критерии Выборы
Работа а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром?  
Досуг а) Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года? б) Кого бы Вы не хотели пригласить на встречу Нового года?  

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой

позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограниче­нием выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в дан­ной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р (А) в пределах 0,14—0,25 мож­но произвести, пользуясь данными, приведенными в табл. 1.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинает­ся этап их математической обработки. Простейшими способами коли­чественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

5 этап. Опрос. Проводится в условиях, обеспечивающих положитель­ное отношение к самой процедуре и к проводящему ее. например, в ком­
нате для отдыха или в специальном помещении в отсутствие вышестоя­щих начальников и посторонних лиц.

6 этап. Обработка результатов. После сбора карточек группа распускается и обработка проводится в их отсутствие. Прежде всего составля­ется социоматрица (на каждый вопрос своя!). Пример заполнения мат­рицы приводится в табл. 2:

«+» - положительный выбор;

«-» - отрицательный выбор;

«+ +» - взаимный положительный выбор;

«- -» - взаимный отрицательный выбор.

Социометрическая техника применяется для диагностики межлич­ностных отношений в коллективе в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типоло­гию социального поведения людей в групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов малой группы.

Данный метод весьма оперативен, с его помощью может быть дос­таточно быстро выявлена зачастую скрытая от непосредственного на­блюдения система межличностных отношений в коллективе, для обна­ружения которой путем наблюдения потребовалось бы более длитель­ное время.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отра­жающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человечес­ких взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется пси­хологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценнос­тных ориентации участников совместной деятельности и общения, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Не­формальная структура зависит от формальной структуры в той степени, в какой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совмест­ной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью со­циометрии можно оценить взаимные симпатии и антипатии, совмести­мость людей.

Для комплектования малых групп это особенно важно, так как неза­висимо от нашего желания любая структура неформального характера проецируется на систему деловых, официальных отношений и тем са­мым влияет на эффективность деятельности отдельных микрогрупп и группы в целом.

Общая схема действий при социометрической процедуре состоит в следующем. Членам группы предлагается ответить на социометрические вопросы-критерии, касающиеся желания взаимодействовать с другими членами группы в определенных условиях (продолжить дальнейшую ра­боту в одном коллективе, выполнять совместно производственные и дру­гие задачи, находиться в одной группе, смене и т. п.). Вопросы предъяв­ляются в письменном виде на классной доске или на отдельных листах-анкетах. Опрашиваемые оценивают каждого члена группы (включая от­сутствующих) по степени их приемлемости в совместной деятельности, во взаимоотношениях.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в табл. 2. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно нагляд­ную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммар­ные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критери­ям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

 

 

Таблица 2

Пример социоматрицы для группы численностью N членов

Кто выбирает: (j-члены) Кого выбирают: (i -члены) Сделанные выборы Всего
          * * «+» «-»
  А-ов   + + - - * *      
  В-ов +   + - - * *      
  Г-ев + +       * *      
  П-ов +       - * *      
  С-ов + - - +   * *      
             
               
             
N                    
  Полученные ∑(+)           * *      
  выборы ∑(-)           * *      
  Всего                    

 

Основ­ное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), произво­дится расчет социометрических индексов.


Социограмма. Соииограмма — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 2).

Социограммная техника является существенным дополнением к таб­личному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного пред­ставления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наибо­лее влиятельных членов, затем — взаимных пар и группировок. Группи­ровки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются поло­жительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 3).

Социометрические индексы. Различают персональные социометричес­кие индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют ин­дивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социо­метрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются индекс соци­ометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена; объема, интенсивности и концентрации взаимодействия i j-члена. Симво­лы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i ~ выбирае­мый; j — он же выбирающий; ij совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена определяется по формуле:

где:

Сi — социометрический статус i -члена;

R i — полученные i-членом выборы (+,-);

∑ — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов

j -члена;

N— число членов группы.

Социометрический статус это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотносится с други­ми элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структу­ры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено чис­лом — индексом социометрического статуса. Элементы социометричес­кой структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обме­нивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, явля­ясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные соци­ально-психологические формы взаимовлияния, Субъективную меру это­го влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрица­тельно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус также измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо вос­пользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi+ — положительного и Сi- - отрицательного ста­туса в группах численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности у -члена группы высчитывается по формуле:

 

 

где:

Ej— эмоциональная экспансивность j-члена; R сделанные j-членом выборы (+, —).

С психологической точки зрения показатель экспансивности харак­теризует потребность личности в общении. ИзГ.С.И. наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы. Высчитывается по фор­муле:

N

где:

Аg – экспасивность группы

+ - число положительных, отрицательных выборов

N – число членов группы

 

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического текста (в расчете на каждого члена группы)

Индекс психологической взаимности (сплоченности группы) в группе высчитывается по формуле:

 

 

GR — взаимность в группе по результатам положительных выборов;

+ — число положительных взаимных связей в группе;

- — число отрицательных взаимных связей в группе;

N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от пра­вильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой ис­следования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить изме­рение авторитета формального и неформального лидеров для перегруп­пировки людей внутри коллектива так, чтобы снизить напряженность, возникающую из-за взаимной неприязни его некоторых его членов.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее про­ведение не требует больших временных затрат (до 15 минут). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутри групповых проблем, причины которых сле­дует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубо­ких источниках.

 

Психометрический метод Дюке

 

Метод Дюке относится к группе модельных психометрических мето­дов, имитирующих ситуацию межличностного общения. Он создавался как средство диагностики дистанции межличностного общения и фак­торов, ее определяющих. Однако исследования показали, что метод так­же является надежным средством исследования системы межличност­ных отношений, обладая при этом своими достоинствами. К их числу прежде всего относятся такие, как: отвлечение от конкретной ситуации общения; возможность в рамках данной методики манипулировать с раз­личными факторами, влияющими на восприятие испытуемым окружа­ющих; отсутствие сознательной и несколько искусственной ранжиров­ки стимулов по степени их значимости в системе межличностных отно­шений.

Общая схема действий при использовании психометрической мето­дики Дюке состоит в следующем. Испытуемым предлагается вообразить себя находящимися в некотором замкнутом пространстве (круглая ком­ната), в которой с испытуемым общаются различные коммуниканты (чле­ны группы, с которыми взаимодействует испытуемый). Схема на рис. 28 моделирует воображаемую круглую комнату с восемью радиусами, ис­ходящими из общей точки (центр круглой комнаты). Каждый радиус (80 мм) имеет произвольно выбранный номер (вход в воображаемую круг­лую комнату). Расстояние между центральной точкой и любой точкой каждого радиуса измеряется в миллиметрах.

Таким образом, процедура измерения в данной методике предпола­гает, что межличностное расстояние есть не дискретная, а непрерывная переменная величина.

В инструкции указано, что испытуемый должен вообразить себя стоящим в центральной точке схемы (круглой комнаты) и беседовать с воображаемыми лицами (стимулами), которые входят в комнату че­рез двери. Испытуемый отмечает на соответствующем радиусе точку,

где стимул должен остановиться, т. е. ближе которой испытуемый на­чинал чувствовать себя неудобно, стесненно от соседства с данным стимулом. Ответы испытуемых регистрируются как расстояния в мил­лиметрах между точкой на радиусе и центром. Затем, так же как и в случае с социометрическим опросом, они сводятся в матрицы взаим­ных оценок.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.