Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое





 

Во всем мире увеличивается число женщин, участвующих в принятии решений на макро- и микроуровнях в экономи­ческой сфере. В США, Канаде и Германии число женщин, возглавляющих фирмы, растет быстрее, чем мужчин, но они концентрируются в сферах с более низким уровнем дохода (оборота). В Европейском регионе женщин сравнительно мало в категориях предпринимателей, собственниц фирм (с соб­ственными банковскими счетами) и собственниц, нанимаю­щих других работников. Хотя сейчас они активнее, чем рань­ше, организуют свой бизнес, подавляющее большинство ра­ботают без наемных работников.

Интересно отметить, что в некоторых странах Западной Европы в частном секторе женщин-менеджеров больше, чем в государственном. Вместе с тем, по данным Международ­ного центра торговли, количество женщин-менеджеров и предпринимательниц все еще невелико, особенно в секторе международной торговли.

Ситуация в России. В результате исследования, прове­денного Т.И. Заславской, в российском бизнес-слое, кото­рый составляет 11,5% от экономически активного населения, было выделено шесть групп:

1. Предприниматели (11%) — частные собственники пре­имущественно мелких предприятий и фирм, лично управляю­щие и не совмещающие эту деятельность с работой но найму.

2. Самозанятые (11%) — лица, занятые микропредпринимательством на базе индивидуально-трудовой деятельнос­ти с помощью собственных средств производства (преимуще­ственно специалисты и квалифицированные рабочие).

3. Бизнесмены-менеджеры (7%) — наемные директора
мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов, совмещающие управленчес­кую работу по найму с ведением собственного бизнеса.

4. Полупредприниматели (47%) — наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономи­ки, не выполняющие управленческих функций и совмещаю­щие основную работу с теми или иными видами предприни­мательства.

Для многих предпринимателей сохранение должности (ра­бочего места) в «большой» экономике играет защитно-вспо­могательную роль.

Для одних она является социальным прикрытием, для дру­гих — способом накопления трудового стажа, для третьих — страховкой на случаи банкротства, для четвертых — источни­ком дефицитных ресурсов, деловых связей, льгот. Такое сра­стание частного бизнеса с работой по найму является особен­ностью стран с экономикой переходного периода.

5. Менеджеры-совладельцы (7%) — хозяйственные руко­водители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие паке­тами акций управляемых ими предприятий.

6. «Классические» менеджеры (18%) — хозяйственные ру­ководители, управляющие государственными (реже— част­ными) предприятиями на основе найма, т. е. «за зарпла­ту». Их доходы зависят в первую очередь от качества собствен­ного труда. Их роль квазипредпринимателей в современной ситуации носит вынужденный характер.

Положение российских женщин на рынке труда обуслов­лено сложившимся общим положением женщин в нашей стра­не к концу XX столетия. Его можно охарактеризовать следу­ющим образом:

■ более низкая по сравнению с мужчинами квалифика­ция;

■ более низкая по сравнению с мужчинами оплата труда; а ограниченный набор профессий;

■ специфическое отраслевое распределение;

■ горизонтальная профессиональная мобильность, т. е. без повышения в должности и квалификации;

■ тяжелые и вредные условия труда;

■ более высокий уровень безработицы среди женщин (по разным данным? от 61% до 75%);

■ отчуждение женщин от участия в высших политических и управленческих структурах;

■ воспроизводство традиционного общественного созна­ния и массовой психологии, настроенных против про­фессионально и социально активной роли женщин.

Часть исследователей считает, что снижение уровня заня­тости женщин в России — процесс неизбежный, он опреде­ляется переходом к более эффективной рыночной экономи­ке. Тем не менее этого явления можно было бы избежать, если бы социальная политика имела иное направление.

Немногочисленные исследования, проведенные в нашей стране, все же помогают, хотя и фрагментарно, представить положение женщин в менеджменте и предпринимательстве в России.

Только 7% женщин с высшим и средним специальным образованием становятся руководителями, в то время как среди специалистов-мужчин руководителем становится каж­дый второй (Д.Я. Балибалова). Распределение данных по объ­единенному мониторингу показало, что владельцев и совла­дельцев частного предприятия, дела и организации среди женщин — 2,9%, мужчин — 5,6%. Среди работающих инди­видуально, имеющих собственную фирму, женщин — 1,7%, мужчин — 3,8%. К руководителям, главным специалистам предприятия, организации, органов управления отнесли себя 2% женщин, мужчин — в 2 раза больше. Руководителями структурных подразделений являются 3,6% женщин и 5,6% мужчин.

По данным ИСИ РАН за 2002 г., более энергично ведут себя женщины зрелого возраста — их было 83% в изученной совокупности предпринимательниц. Женская молодежь пред­почитает занятость в предпринимательском секторе, на на­емных должностях преобладают женщины с высшим обра­зованием (0,9% — со средним, 34,9% — со специальным и 64,2% — с высшим образованием), т. е. группа, наиболее угрожаемая по безработице. По месту жительства более бла­гоприятными для организации бизнеса явились крупные города, особенно столицы, хотя с 1999 г. увеличилось движе­ние в провинции.

Профессиональный профиль женского предприниматель­ства в основном традиционен: легкая промышленность, ре­месла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, народная медицина, косметологические услуги и пр.

Однако, но мнению многих экспертов, предприниматель­ство женщин носит пока элитарный характер {А. Котляр, Г. Сияласте, Л. Ржаницына). Большинство женщин предпо­читают трудиться за гарантированную заработную плату в го­сударственном секторе.

Ситуация в США. Двигаясь наверх по служебной лестни­це, приближаясь к тем сферам, где делаются большие деньги и принимаются решения, женщины натыкались на «стеклян­ный потолок». В списке 200 самых высокооплачиваемых ру­ководителей экономики и производства США не было ни од­ной женщины. На следующем уровне — уровне «исполни­тельной верхушки» — женщин в 2000 г. было столь же мало, как и 10 лет назад: 2,7%. В среднем менеджменте женщины (в основном 35-летние) занимают более половины всех мест.

Изменился и состав обучающихся в университетах и кол­леджах. Первый выпуск из Гарвардской школы бизнеса со­стоялся в 60-х годах прошлого века. Женщин среди выпуск­ников насчитывались единицы. Если раньше количество сту­денток, специализирующихся в бизнесе и менеджменте, со­ставляло менее 10%, теперь — более 50%. В 1989 г. каждая пятая студентка получила диплом специалиста по организа­ции и экономике производства. Например, в 1960 г. в Аме­риканской школе международного менеджмента обучалось менее 2% женщин, через 20 лет — 33%.

Согласно опубликованным в феврале 1999 г. исследова­ниям о профсоюзах США, 30% руководителей на местах были женщины, 18% — в национальных комитетах и только две занимали должности председателя Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (всего в этой организации 80 председателей). Что касается предпри­нимательства, то 4,1 млн фирм США полностью или частич­но принадлежат женщинам. Но лишь 32 тыс. из этих фирм достигли годового оборота более чем в 1 млн долл. Пример­но одну треть новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы (М. Дедерихс, 1995).

Разрыв в заработной плате мужчин и женщин практиче­ски во всех странах составляет от 25 до 40%, на долю женщин приходится десятая часть мирового дохода и одна сотая часть от всей мировой собственности.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.