Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенностей мужчин и женщин»





«Методики выявления маскулинности–фемининности»

 

Вопросы:

Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI).

Методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем.

Методика «Женственность».

1. Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI)

Методика взята из книги: Е. И. Розов. Настольная книга практического психоло­га. - М.: Владос, 1998. - Кн. 1.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, каждое из которых соответ­ствует или не соответствует каким-то особенностям Вашего поведения. Если Вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «да», в противном слу­чае — ответ «нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас листе ответов, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопросни­ке и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Текст опросника

1.Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

2.Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интере­сы.

3.Я легко смущаюсь.

4.Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.

5.Часто у меня нет аппетита.

6.Обычно я решителен и действую быстро.

7.Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.

8.Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

9.Активно участвую в организации общественных мероприятий.

10.Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

11.Меня мало волнует, что ко мне кто-то плохо относится.

12.Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.

13.У меня довольно часто меняется настроение.

14.Я уверен в своем будущем.

Ключ

По 1 баллу начисляется за ответы «да» по пп. 2, 4, 6, 8-12, 14 и за ответы «нет» по пп. 1, 3, 5, 7, 13.

Подсчитывается общая сумма баллов. Чем она больше, тем больше выражена маскулинность и меньше - фемининность.

Методика «Маскулинность—фемининность» С. Бем

Тест взят из книги: А. А. Реан. Психология изучения личности. — СПб., 1999.

 

Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологиче­ского пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсут­ствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме эксперт­ного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми хорошо знающими испытуе­мого (муж, жена, родители и др.).

 

Текст опросника

1.Верящий в себя.

2.Умеющий уступать.

3.Способный помочь.

4.Склонный защищать свои взгляды.

5.Жизнерадостный.

6.Угрюмый.

7.Независимый.

8.Застенчивый.

9.Совестливый.

10.Атлетический.

11.Нежный.

12.Театральный.

13.Напористый.

14.Падкий на лесть.

15.Удачливый.

16.Сильная личность.

17.Преданный.

18.Непредсказуемый.

19.Сильный.

20.Женственный.

21. Надежный. 22.Аналитичный.

23.Умеющий сочувствовать.

24.Ревнивый.

25.Способный к лидерству.

26.Заботящийся о людях.

27.Прямой, правдивый.

28.Склонный к риску.

29.Понимающий других.

30.Скрытный.

31.Быстрый в принятии решений.

32.Сострадающий.

33.Искренний.

34.Полагающийся только на себя (самодостаточный).

35.Способный утешить.

36.Тщеславный.

37.Властный.

38.Имеющий тихий голос.

39.Привлекательный.

40.Мужественный.

41.Теплый, сердечный.

42.Торжественный, важный.

43.Имеющий собственную позицию.

44.Мягкий.

45.Умеющий дружить.

46.Агрессивный.

47.Доверчивый.

48.Малорезультативный.

49. Склонный вести за собой.

50.Инфантильный.

51.Адаптивный, приспособляющийся.

52.Индивидуалист.

53.Не любящий ругательств.

54.Не систематичный.

55.Имеющий дух соревнования.

56.Любящий детей.

57.Тактичный.

58.Амбициозный, честолюбивый.

59.Спокойный.

60.Традиционный, подверженный условностям.

Ключ к тесту

Маскулинность («да»):

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность («да»):

2,5,8,11,14,17,20,23,26,29,32,35,38,41,44,47,50,53, 56, 59.

 

Остальные пункты — нейтральные.

 

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Затем определяют­ся показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следую­щими формулами.

F= (сумма баллов по фемининности): 20;

М= (сумма баллов по маскулинности): 20.

Основной индекс IS определяется как:

IS = (F-M)x 2,322.

Если величина индекса ISзаключена в пределах от -1 до + 1, то делают заклю­чение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (IS < -1), то делается заключе­ние о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > 1) - о фемининности. При этом, в случае когда IS< -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

Методика «Женственность»

 

Методика представляет собой произведенное мною объединение (с некоторым изменением стилистики) двух шкал («женственность» и «эстетическая впечатли­тельность») теста общей оценки личности, описанного в книге В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985.

Инструкция. Ответьте на предложенные вам вопросы «да» или «нет». Долго не раздумывайте, отвечайте первое, что вам придет в голову.

Текст опросника

1.Мне бы хотелось быть медработником (врачом, медсестрой и т. п.).

2.Я охотнее куплю книгу по искусству, чем об особенностях государственно­го управления в разных странах.

3.Мне бы понравилась работа секретаря.

4.Меня всегда интересовала техника, например автомобили.

5.Я люблю готовить пищу.

6.В газете меня больше заинтересует статья с заголовком «Современные про­блемы культуры и искусства», чем с заголовком «Улучшение производства и торговли».

7.Будь я художником, мне бы нравилось рисовать цветы.

8.Я очень чувствителен (чувствительна) к прекрасному, эстетическим сторо­нам жизни.

9.Мне бы понравилось быть цветоводом

10. Я гораздо больше заинтересован(а) в деловых и материальных успехах, чем поисках духовных и художественных ценностей.

11.Я люблю детей.

12.Я охотнее прочту хороший роман, чем статью о научном открытии.

13.Меня всегда очень мало привлекали игры с куклами.

14.Я люблю поэзию, особенно лирику.

15.Думаю, что мне бы понравилась работа портного по женскому платью.

16.Будь я журналистом, мне бы больше нравилось писать о театре.

17.Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения.

18.По телевизору я охотнее смотрю передачи о политике, чем сериалы.

Подсчет результатов. За ответы «да» по пп. 1-3, 5-9, 11, 12, 14-17 и за ответы «нет» по пп. 4, 10, 13, 18 начисляется по 1 баллу. Чем больше набрано баллов, тем более выражена женственность.

 

Лекция № 16

Психологические аспекты индивидуальной карьеры

 

Серьезные изменения социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к уровню профессионализма. Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование ка­рьеры.

В отечественной психологии до недавнего времени понятие «ка­рьера» практически не использовалось. В основном употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессио­нальная деятельность, профессиональное самоопределение.

Вопросы:

1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»

Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры

Методика оценки карьерных ориентации Э. Шейна

4. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация

Вопрос 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КАРЬЕРА»

 

Слово «карьера» (франц. carriere) означает успешное продвиже­ние в области общественной, служебной, научной и прочей деятель­ности, род занятий, профессию.

Может ли человек построить свою жизнь согласно плану, замыс­лу? Может ли он сам ее строить или жизнь все делает за него? Каково влияние «старта» жизни на «финиш»? Каковы критерии удавшейся жизни? Это вопросы, в которых смыкаются личные и общественные интересы. А критериями удавшейся карьеры являются удовлетворен­ность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профес­сиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессио­нальной жизни и собственной роли в ней.

В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «ка­рьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, ско­рее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и про­фессионального потенциала. Карьера - это один из показателей ин­дивидуальной профессиональной жизни человека, достижение жела­емого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карье­ра позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.

У каждого человека имеются личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентации, социальных установок по отношению к карьере в частности, и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и опи­сывается через систему его диспозиций (здесь, на наш взгляд, очень продуктивна диспозиционная теория В. А. Ядова), ценностных ори­ентации, социальных установок, интересов и тому подобных соци­ально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориен­тации. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализо­вать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуаль­ные сочетание и последовательность аттиьтюдов, связанных с опы­том и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Поня­тие карьерных ориентации мы относим к диспозициям высшего уровня (по Ядову), которые являются устойчивым образованием и определя­ют профессиональный жизненный путь человека.

К сожалению, в нашей стране практически нет работ непосред­ственно по социально-психологическим аспектам карьеры. Поэтому обратимся к зарубежным исследованиям на эту тему.

Понятие успешной карьеры связывается прежде всего с успеш­ным профессиональным самоопределением. Одной из популярных в психологии является теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера. В ней девять основных положений. Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в кдкой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в про­фессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на ста­дии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая «про­фессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воп­лощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочте­ния и тип карьеры - это попытка ответить на вопрос: «Кто я?». Из­бранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное вли­яние на нашу общую «Я-концепцию» и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Д. Сьюпер выделил четыре типа карьеры, которые зависят от осо­бенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей челове­ка. Основанием этой классификации является показатель стабильно­сти карьеры.

Стабильная карьера - характеризуется продвижением, обуче­нием, тренировкой в единственно постоянной профессиональной де­ятельности.

Обычная карьера - наиболее распространенная - совпадает
с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кри­зисы.

Нестабильная карьера - характеризуется двумя или нескольки­ми пробами, причем смена профессиональной деятельности проис­ходит после определенного периода стабильной работы в предыду­щей профессиональной сфере.

Карьера с множественными пробами - изменение профессио­нальных ориентации происходит в течение всей жизни.

При характеристике типа карьеры принимается во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессио­нальной деятельности, так и достигнутый уровень профессиональ­ного мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри ти­пов профессиональных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями.

Чаще всего при изучении успешной карьеры объектом исследования становятся руководители. Американские исследователи выделяют три уровня карьеры среди руководителей.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.