Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Самые известные цари Ассирии





Саргон II (722-705 гг. до н.э.). По-аккадски имя этого владыки Ассирии звучало как Шаррукин и означало Царь законный. Оно подчеркивало связь со знаменитым, почитаемым в Месопотамии царём Аккадского царства Саргоном Древним (XXIV в. до н.э.).

Саргон II пришел к власти, свергнув предшественника Салманасара V. Первым его делом стало взятие Самарии, столицы Израильского царства, осажденного ещё Салманасаром V. Во избежание беспорядков из разрушенного царства были выселены около двадцати семи тысяч знатных семей. Однако оставшиеся жители в 720 г. до н.э. подняли восстание, во главе которого встал царь небольшого государства Ханат в Средней Сирии Илубиди. Восстание началось не без ведома Египта, в последствии к нему присоединились Дамаск, Арпад и Симирра.

Противники сошлись в битве при Каркаре, которую выиграл Саргон II.

Следующей его удачей стала битва при Рафии, к югу от Газы. Поражению подверглись войска филистимлян и пришедших к ним на помощь египтян во главе с фараоном Шабакой.

В 717 г. до н.э. Саргон II подчин Ассирии важный торговый центр Каркемиш в Северной Сирии. Следующий, 716 г. ознаменовался борьбой за власть в Манне (древнее государство на севере современного Ирана). Саргону II удалось захватить столицу Манны Изирту и две важней ши е крепости - Зибие и Армаит. Вскоре была завоевана вся южная часть Восточносредиземноморского побережья. Продвижение Ассирии в этом направлении вызвало тревогу Египта и привело к новым ассиро-египетским столкновениям.

В 714 г. до н.э. Саргону II удалось нанести первый ощутимый удар по давнему сопернику Ассирии - Урарту. В продолжении десяти следующих лет он вел войну с урартскими царями, в ходе которой было захвачено не мало городов.

В 709 г. до н.э. Саргон II обратил внимание на Вавилонские дела. Здесь уже около 12 лет хозяйничали халдеи под управлением Меродах - Баладана, заключившего союз с арамеями и Эламом. Меродах - Баладан стоил каналы и крепости, постоянно увеличивал войско, что требовало введения новых налогов. Это привело к тому, что в 710 г. до н.э. Вавилон встретил Саргона II как своего освободителя. Меродах - Баладан бежал. Саргон II короновался царём Вавилонии, подтвердив прежние привилегии этого государства.

В последние годы своего правления Саргон II вел тяжёлые войны на юго-востоке Малой Азии, где спокойствию ассирийский провинций угрожали мушки, один из народов населявших Фригийское царство, сюда же продвигались из-за Закавказья грозные кочевники - киммерийцы.

Последний поход Саргона состоялся в 706 г. до н.э. В результате похода была взята крепости Марубишту в Эллипи (запад современного Ирана).

В годы правления Саргона II особенно усилилась роль ассирийского войска, созданного его предшественниками. Армия состояла из нескольких родов войск. Самой большой по численности была пехота, делившаяся на тяжёло- и легко-вооруженную. Тяжеловооруженные воины сражались копьями и мечами, легковооруженные - луками, плащами и дротиками.

Конница также делилась на тяжёло- и легковооруженную. Особенно успешно она действовала в тех районах, где пехоту было использовать довольно сложно (в горах, степях, пустынях). Её бросали в бой, когда нужно было рассеять войско противника или начать его преследование.

Ударную силу армии составляли боевые колесницы, в которые обычно впрягали четверку коней; иногда впрягали двух коней, а третьего, запасного, привязывали с боку. В колеснице могли находится возничий и лучник, но часто к ним присоединялись ещё два щитоносца. Колесничие принадлежали к наиболее обеспеченным слоям населения и составляли привилегированную часть войска.

Оборонительное вооружение ассирийских воинов было из бронзы, наступательное - из железа.

В бою воины прикрывались щитами различных форм. Щиты изготавливали из дерев, плотного тростника, кожи или металла, шлемы - из бронзы и железа. Тело воина защищал панцирь: короткий или длинный, из тростника или кожаных ремней, снабженных металлическими бляхами. Даже лошадей иногда закрывали «броней» из войлока и кожи.

При осаде крепостей применяли специальные устройства, например тараны. Возводились также насыпи до уровня крепостных стен,делались подкопы. Инженерная мысль древних ассирийцев была настолько развита, что нередко предпринималось запруживание рек, отведение русла, разрушение плотин, что вело к затоплению города или, напротив, давало возможность проникнуть в него по сухому руслу.

Для укрытия войска от внезапного нападения противника ассирийцы строили военный лагерь, оснащенный походными палатками. Лагерь окружали валом и рвом, иногда с водой.

Проводя наступательную политику, ассирийцы тщательно готовили пути для своих будущих походов- дороги вымащивали камнем, по обочинам ставились специальные знаки, из камней или стволов деревьев сооружались мосты.

Саргон II имел и свой флот, но значительной роли он не играл, поскольку военные действия Ассирия вела в основном на суше, да и сама она находилась в глубине материка. Для ведения крупных военных действий на реке или море использовался флот покоренных народов, и прежде всего лучших на Ближнем Востоке мореходов-финикийцев.

Важнейшей составной частью ассирийской армии был обширный разведывательный аппарат. Без основательной и тщательной информации о той или иной стране военные действия не начинались. В каждой завоеванной стране ассирийцы имели своих шпионов и осведомителей.

В отличие от многих древневосточных государств Ассирия почти не использовала наемников. Однако на службу могли взять лучше мастеров- оружейников, кораблестроителей, использовать вооружение других стран.

Во главе ассирийской армии стоял туртан- главнокомандующий, часто родом из царской семьи. Военными действиями на отдельных фронтах руководили начальники областей. Среди командного состава ассирийского состава ассирийского войска были генерал. Среди командного состава ассирийского войска были генерал (раб-реши), начальник полка царевича, великий глашатай (раб-шаку).

Армия делилась на отряды по 10,50,100 и 1000 человек. В общей сложности она достигла 120 тыс.человек- численность значительная для Древнего мира. На знаменах изображались символы, связанные главным образом с культом Ашшура- верховного бога войны у ассирийцев. В армии полагалось приносить присягу.

К концу правления Саргона II весь Древний Восток, не исключая Египта, признал гегемонию Ассирии. Для сплочения огромной разноплеменной монархии Саргон II заменил вассальные отношения покоренных стран полным подчинением путем превращения их в провинции, а также перетасовывая этнический состав своего государства массовыми переселениями.

Ассирийская держава ненадолго пережила своего знаменитого владыку. Вскоре после смерти Ашшурбанипала от Ассирии отпала Вавилония (627 г. до н.э.). Ещё через некоторое время главные враги ассирийцев (Вавилония, Мидия и др.) объединились; ассирийским царям н помог и союз с Египтом. В 612 г. до н.э. пала Ниневия. Огонь уничтожил весь город, его жители были перебиты или уведены в плен. Однако библиотека Ашшурбанипала не погибла, напотив, глиняные книги лишь закалились в огне. В 605 г. до н.э. остатки ассирийского войска вместе с последним царем Ашшурбалитом II были полностью уничтожены отрядом вавилонского царевича Навуходоносора, будущего знаменитого царя.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Чем прославились известные вам ассирийские цари?

 

Персидский царь Дарий I

После неожиданной смерти царя Камбиза (522 г. до н.э.), сына основателя Персидской державы Кира, власть в стране захватил маг Гаумата, начавший притеснить родовой знати. Это вызвало желание избавиться от него путем заговора, составленного представителями персидской аристократии. В числе заговорщиков был и Дарий из династии Ахеменидов.

Убив Гаумату, заговорщики решили избрать нового царя по жребию. Предполагалось, что в будущем он станет соблюдать привилегии родовой знати. Жребий выпал на Дария, который и стал царем.

С целью придания большего веса своему восхождению во власть Дарий женился на дочери Кира Атоссе, также ему стали принадлежать все женщины из гарема Камбиза.

Против Дария сразу восстали племена эламитов и вавилонян. Восстание эламитов было быстро подавлено, а Вавилон, не признав власть Дария? провозгласил царем Нидинту-Бела. Узнав об этом, Дарий лично возглавил поход на Вавилон (522 г. до н.э.). Разгромив отряды восставших на берегах Тигра, через пять дней он нанес им новое поражение на берегах Евфрата у Зазана.' Нидинта-Бел с немногими своими сторонниками пытался укрыться в самом городе, но вскоре Вавилон был взят и самозванец посажен на кол.

Однако спустя три месяца восстание разгорелось с новой силой, охватив почти всю территорию Персидского царства. Против Дария выступили Персия, Мидия, Элам, Маргиана, Парфия, Саттагидия, Средняя Азия, Египет.

Оставив ионийцев для охраны понтийского моста через Истр, Дарий с войском углубился в причерноморские степи. Так начался поход против скифов. В случае невозвращения Дария из степей в течение шестидесяти дней ионийцы должны были разрушить мост и разойтись по домам.

• Для Дария поход оказался сложным. Скифы, не вступая в решительный бой, придерживались тактики отступления. Уходя, они выжигали траву, угоняли скот, засыпали источники. Одновременно скифская конница нападала на разрозненные отряды персидской пехоты. В ответ на требование Дария подчиниться скифские вожди прислали ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Это означало следующее: если персы не улетят в небо, как птицы, и не зароются в землю, как мыши, их ждет гибель от стрел..

Дарий, у которого уже кончались запасы, тронулся в обратный путь. Скифы, преследовавшие его войско, обратились к ионийцам, охранявшим мост, с предложением разрушить переправу. На совете некоторые из вождей ионийцев склонялись к тому, чтобы согласиться. Однако тиран Милета Гистий сказал, что все присутствующие на совете правят городами по милости Дария и, если Дарий погибнет, дальнейшая судьба вождей окажется под вопросом. Чтобы не ссориться со скифами, Гистий объявил им, что выполнит просьбу и для виду ионийцы начали уже разрушать мост. Но едва скифы удалились, работы были прекращены. Благодаря этому персидское войско смогло благополучно переправиться во Фракию.

Дарий вернулся в Персию, оставив своего полководца Мегабиза завершить покорение этой области. Во Фракии были захвачены золотые и серебряные рудники, плодородные земли, часть местных жителей из племени пеонов была переселена в Малую Азию.

Мегабиз завоевал также персидские города на северном побережье Эгейского моря. В результате этого похода Греция лишилась возможности получать хлеб и корабельный лес с берегов Фракии.

Этот период стал наивысшим моментом расцвета Персидской державы. Ее границы простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Эфиопии на юге. Восточная часть Средиземноморья также принадлежала персам.

Дарий не мог не понимать, что мятежи, с таким трудом подавленные им, были вызваны злоупотреблениями родовой знати и возросшими военными повинностями. Приходилось искать способы предотвратить новые всплески недовольства.

Наиболее массовые формы восстание приобрело в самой Персии. Возглавил его полководец Вахьяздата, выступивший под именем сына Кира Бардии.

Войска повстанцев были сосредоточены в отдаленной провинции Арахосия. Первое сражение не принесло успеха ни одной из сторон. Однако спустя короткое время в сражении у горы Парга Вахьяздата попал в плен и был казнен.

После победы над Вахьяздатой вся Персия оказалась в руках Дария. Теперь он обратил своё внимание на Мидию, в которой продолжались массовые выступления. Дарий сма возглавил поход и нанес мидянам поражение у местечка Кундуруш. Со временем Мидия стала терять положение привилегированной сатрапии.

Через год Дарий все свои силы направил на покорение Армении, но его войска терпели поражение за поражением.

Между тем в Вавилоне вспыхнуло новое восстание. Возглавил его царевич Араха. Город был взят только после долгой, двадцатимесячной осады. Покорилась Дарию и Армения.

В ознаменование своих побед Дарий приказал высечь на Бехистунской скале памятную надпись на трех языках: древнеперсидском, эламском и вавилонском. Над надписью был высечен рельеф высотой 3 м. и длиной 5,48 м. Центральная фигура рельефа - бог Амурамазда, передающий Дарию царскую власть. Сам Дарий попирал ногой Гаумату, за которым стояли связанные восемь мятежных царей.

В 517 г. до н.э. персы покорили северо-восточную часть Индии и одновременно продолжили завоевание островов Эгейского моря.

В 516 г. до н.э. персидские войска внезапно высадились на острове Самос и включили его в состав Персидской державы. В этом же году такая же участь постигла острова Лемнос и Хиос. Это было началом персидской экспансии на Балканах.

На следующий год флот Дария, составленный из кораблей греческих городов Малой Азии, направился к берегам Черного моря.

Знаменитый греческий инженер Мандрокл соорудил в узком месте пролива Геллеспонт (совр. Дарданеллы) мост из судов, по которому персидская армия, не встретив сопротивления, перешла на южный берег Фракии, приблизившись к низовью реки Истр (Дунай). В правление Саргона II была основана новая ассирийская столица- город Дур-Шаррукин на Тигре (около современного Хорсабада, Ирак), в которой имелись прекрасные сады, дворцы и храмы.

Ашшурбанипал (669/27 гг. до н.э.) был сыном царя Аеархаддона и правнуком Саргона II. После смерти отца Ашшубанипал получил власть над Ассирией и подвластными ей землями. В течение всего правления он вел постоянную дипломатическую и военную борьбу за сохранение Ассирийской державы.

В первые годы царствования Ашшурбанипал совершил ряд походов против восставшего Египта, однако удержать его не смог: около 655 г. до н.э. Египет окончательно отпал от Ассирии.

На западе Ашшурбанипал покорил Тир и Арвад, на востоке и севере успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. На юге - с антиассирийской коалицией (Вавилон, Элам, арамеи, халдеи и др.). Эту коалицию возглавил его брат Шамашшумукин правивший в Вавилониии. Овладев в 648 г. до н.э. Вавилоном, Ашшурбанипал поодиночке разбил его союзников. Шамашшумукин, потерпев поражение, покончил жизнь самоубийством. В 639 г. до н.э. был разгомлен Элам, после чего Ашшурбанипал совершил поход против племен Аравийского полуострова.

В отличие от большинства своих предшественников Ашшурбанипал прославился прежде всего не как воин, а как покровитель культуры. Современники считали даже, что при нем «вся земля была мирным домом» - настолько меньшим казался масштаб войн. Ашшурбанипал, первый из царей Ассирии, научился читать клинопись, ведь в юности его готовили к карьере жреца, а не царя. В историю он вошел как создатель знаменитой библиотеки Древнего мира, По его приказу в столицу Ассирии Ниневию со всей Месопотамии свозили подлинники и копии различных документов, начиная с шумерской эпохи. При библиотеке трудились тысячи писцов, которые изготавливали глиняные таблички: переписывали древние тексты, составляли шумерско-аккадские и другие словари. В результате в библиотеке оказались многие тысячи исторических, законодательных, религиозных, магических, научных трудов. На всех табличках был оттиснут библиотечный индекс, названия произведений заносились в специальные списки, а полки библиотеки оснащались бирками-указателями. Благодаря раскопкам в середине XIX в. холма Куюн-джик в Ираке, где некогда находилась Ниневия, библиотека Ашшурбанипала стала достоянием человечества. Основные сведения о древних цивилизациях Месопотамии получены именно из текстов этой библиотеки.

Империя была разделена на округа- сатрапии. В завоеванных землях во главе сатрапии могли стоять только персы. Сатрапы (дословно- хранители ханства) осуществляли судебную власть, следили за хозяйством своей территории, контролировали местных чиновников. Они даже имели право чеканить свою монету. Однако военные командиры были независимы от сатрапов и подчинялись самому Дарию.

Верховное управление находилось в Сузах, персидской столице. В главных городах сатрапий имелись канцелярии управления. И сатрапы, и военные чиновники находились под контролем тайной полиции.

Право устанавливать новые законы принадлежало царю. Дарий сумел привести законодательства всех завоеванных им стран к общему для Персидской державы.

Ядро армии составляли персы и мидийцы, начинавшие службу с двадцать лет. Лучшую часть войска составляли «бессмертные», десятитысячный корпус, в числе других задач выполнявший и задачу личной охраны царя.

Знать служила в кавалерии, землевладельцы- в пехоте. Всадники были вооружены бронзовыми копьями. Со временем персов в армии стали заменять греческими наемниками.

В сатрапиях размещались военные гарнизоны, на границах селили воинов. Воины получали плату за службу продуктами. Тот, кто уходил в отставку, освобождался от податей и получал небольшой надел земли.

В случае войны все народы Персидской империи должны были участвовать в походах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Почему восстали покоренные персами народы?
  2. Как Дарий I стал царем Персии?
  3. Как Дарию I удалось подавить восстания в его державе?
  4. Почему поход Дария против скифов окончился неудачей?
  5. Как Дарий I организовал управление Персидской державой?
  6. Какие перемены в жизни народов Передней Азии и Египта произошли в период правления Дария I?
  7. Из всех держав Древнего Востока Персидская держава просуществовала самое длительное время. Почему?

 

Практическое занятие № 3

«Зарождение европейских цивилизаций»

Цель работы: изучить предложенные тематические тексты;

Ответить на поставленные вопросы к текстам.

Оборудование:

1.В.В.Артёмов, Ю.И.Лубченков «История (дидактические материалы) для профессий и специальностей технического;

2. Тетрадь для практических работ.

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2.Проанализируйте тексты;

3. Ответьте на поставленные вопросы;

Вариант 1

Философы Древней Греции

философия зародилась в Древней Греции как попытка обобщить все известные сведения об окружающем мире, объ­яснить явления, происходящие в нем. Наблюдая за приро­дой, люди пришли к мысли, что все в ней взаимосвязано и имеет единое начало — первооснову.

Один из самых знаменитых афинских философов — Со­крати. Внешность у него была, скорее, отталкивающей: лы­сый череп, курносый нос, толстые губы. Рассказывают, что однажды в Афины приехал прорицатель, который, посмотрев на человека, мог угадать характер. Когда его привели к Со­крату, он сказал: «Жаден, гневлив и необуздан». Афиняне посмеялись и хотели уже поколотить прорицателя, так как считали Сократа самым добрым и неприхотливым из всех, живущих в Афинах. Но Сократ удержал их со словами: «Он сказал правду: в молодости я действительно был жаден и ча­сто испытывал гнев, но затем сумел воспитать себя таким, каким вы знаете меня теперь».

Философ, часто ораторствовавший на улицах и площадях, ходил по городу в поношенном плаще, ел что придется. На во­прос, почему он живет так, а не иначе, Сократ отвечал: «Я ем, чтобы: жить, а другие живут, чтобы есть». Прогуливаясь по рынку, он говорил: «Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись».

По преданию, мудрецом его объявил дельфийский оракул. На вопрос «Кто самый мудрый из эллинов?» оракул сказал: «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, а мудрее всех Сократ». На это Сократ ответил одной из своих знаменитых фраз: «Я знаю то лысо то, что ничего не знаю» — и отказался признать себя мудрецом.

Сократ всегда отказывался от подарков. На упреки своей женя Ксантиппы он отвечал: «Если бы мы брали все, что нам дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы по­просили». Так же просто он относился и к бедности: «Если люди разумные, то им все равно, если неразумные, то нам все равно».

Любимым изречением Сократа была надпись, увиденная им однажды на Дельфийском храме. Она гласила: «Познай самого себя». Вдохновленный ею, Сократ часто размышлял

о том, что есть для него самого и для любого человека добро, а что — зло. Задавался он и такими вопросами: почему луч­ше быть добрым, честным и милосердным, чем злым, лжи­выми жестоким? Почему нельзя убивать и красть? Почему дети должны почитать своих родителей? Философ пришел к выводу, что кроме законов, придуманных людьми, есть еще и внутренний закон. У каждого человека есть свой внутрен­ний голос, который в трудную минуту подсказывает, как по­ступить, однако не всякий человек его слышит. С помощью искусных рассуждений Сократ доказывал, что законы добра существуют, надо только научиться по ним жить.

Как и у любого человека, у Сократа были недоброжелате­ли, в основном среди простых афинян, которые считали, что философ сочувствует аристократам.

В разгар Пелопонесской войны, в 399 г. до н.э., против­ники Сократа воспользовались тем, что некоторые из его уче­ников участвовали в мятеже против демократии. Философа обвинили в распространении вредных для Афин взглядов. На суде Сократ, которому к тому времени исполнилось семь­десят лет, произнес в свою защиту яркую речь. На вопрос су­дей, какое наказание он бы назначил сам себе, прозвучал от­вет: «Почетный обед в пританее1». Судьи рассердились и при­говорили его к смертной казни.

Казнили Сократа не сразу: был праздничный месяц, и весь этот месяц философ просидел в тюрьме. Друзья подготовили ему побег, но он отказался: «Зачем? Чтобы нарушить закон и вправду заслужить наказание? И куда бежать? Разве есть такое место, где не умирают?» Услышав от друзей: «Больно смотреть, как ты страдаешь незаслуженно!», он ответил: «А вы бы хотели, чтобы заслуженно?»

В Афинах принято было казнить ядом. Сократу подали чашу с цикутой, и он выпил ее до дна.

Другим известным греческим философом был Платон. Имя Платон означает «широкий». В юности Платона звали так за ширину плеч, а в старости — за широту ума.

Платон происходил из знатнейшего афинского рода, его предком был выдающийся политический деятель Солон.

В юности Платон писал стихи. Как-то раз, неся в театр свою новую трагедию, он случайно услышал разговор Сокра­та с молодым афинянином. Платон немедленно швырнул свои стихи в огонь и стал одним из самых преданных учеников философа.

Сократ никогда ничего не записывал, считая, что мысль, чтобы записать ее, надо остановить, однако делать этого не следует. Платон, наоборот, сознательно стремился «остано­вить мысль»: пусть она отобразит самое совершенное, самое прекрасное, что подчас не следует менять.

Все предметы, окружающие человека, Платон считал лишь тенями настоящих предметов, существующих в некоем мире. Мир этот, по мнению Платона, можно постичь лишь разумом. Смысловая сущность вещей, по Платону, заключена в «иде­ях». На вопрос, что позволяет философам заглядывать в мир «идей», Платон отвечал: воспоминания. По его мнению, ду­ши людей до рождения живут именно в мире «идей», поэто­му когда, например, поэт пишет стихи, то вдохновляет его не то, что он видит вокруг, а то, что помнит его душа. Если же стихи «списаны» с земных вещей, а не с «идей», то они ничего не стоят, так как являются «тенями теней».

Платон говорил, что постоянно созерцать мир «идей» могут немногие, большинство же живут только обрывками воспоми­наний. Помогают наблюдать мир «идей» умственные упраж­нения. Из них самые простые — с геометрическими фигура­ми. Когда мы говорим «квадрат», то имеем в виду одно и то же; когда же говорим «правда» или «добродетель», то каждый понимает это по-своему. Развивая свой ум, надо добиваться, чтобы правда, как и геометрия, была для всех одна.

Платон представлял государство единым живым существом. Как в человеческом теле есть три наиважнейшие силы: мозг, в котором «вмещается разум», сердце, ответственное за страсть, и печень, контролирующая потребности, — так же и в составе государства должны быть три главные составляю­щие: философы, которые правят, стражи, которые охраняют, и работники, которые кормят. Правители (они же философы) должны отличаться мудростью, стражи — бесстрашием, а работники — неприхотливостью.

В «идеальном государстве» Платона все было заранее рас­пределено между его гражданами. Например, думать было дозволено лишь правителям, а остальные должны лишь слу­шать и повиноваться. По мнению Платона, каждый гражда­нин обязан приносить себя в жертву государству, стремясь, чтобы оно было вечным, обновлялось, но не менялось. С по­мощью такого государства Платон хотел удержать от распада привычный ему мир.

У Платона был ученик Аристотель, чье имя в переводе с греческого означает «благое завершение».

Хотя Аристотель проучился у Платона двадцать лет, он не стал его верным последователем. Напротив, когда Платон умер, Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина доро­же» — и покинул академию, основанную учителем. В 335 г. до н.э. он основал собственную школу — ликей. В отличие от Платона, который произносил свои речи стоя, Аристотель прохаживался со своими учениками, беседуя. За это его про­звали «гуляющим философом».

Для того чтобы вымерять золотую середину, философ дол­жен быть отстраненным от всех вещей, благожелательно на­строенным ко всем людям. Таким и был Аристотель, сын врача из Стагиры. Он чувствовал себя врачом при жизни, а врач должен видеть и отмечать все, для него нет мелочей.

Самым важным философским понятием, выведенным Ари­стотелем, было «чувство меры». Он считал, что «мера» долж­на присутствовать во всем. Иными словами, во всем есть своя золотая середина. Например, смелость — это нечто среднее между драчливостью и трусостью; скромность — между бес­стыдством и чрезмерной застенчивостью; щедрость — между жадностью и мотовством. Но для того чтобы познать «меру», необходимо прежде всего познать, что ею мерится. Для это­го, в свою очередь, надо изучить предметы, окружающие нас. Если Платон, создавая образ идеального государства, брал идеи из головы, то Аристотель, прежде чем написать книгу «Политика», составил описание 158 реальных греческих го­сударств. Платон больше других наук любил математику и астрономию, полагая, что в мире чистых чисел легче увидеть порядок. Аристотель же увлекался зоологией — навести по­рядок в хаосе живых существ казалось ему более полезным. Предложенная им классификация от более простых живот­ных к более сложным продержалась две тысячи лет.

Всю свою жизнь Аристотель прожил за пределами роди­ны. Был он и воспитателем Александра Македонского, и на­ставником школы в афинском ликее.

Умер философ в изгнании, на берегу пролива, отделяюще­го остров Эвбею от Аттики. Умирая, он думал не о государ­ственных делах, а о причинах, заставляющих воду в проливе шесть раз в течение суток менять направление течения.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое философия? Как она появилась?

2. Назовите известных вам греческих философов: когда и где они жили, чем прославились.

3. Почему Сократа, Платона и Аристотеля считают самыми зна­менитыми греческими философами? Изложите суть их учений. Что нового внес каждый из них в человеческую культуру?

4. Почему современные ученые обращаются к сочинениям древних философов?

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.