Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Столыпинские реформы в России





По указанию императора Николая II группа чиновников во главе с В. И. Гурко еще до прихода в правительство П. А. Сто­лыпина начала разработку проекта реформ в аграрной сфере. Идеи Гурко легли в основу указа от 9 ноября 1906 г. (Сто­лыпин в это время уже возглавлял правительство), который предусматривал для крестьян право свободного выхода из общины и закрепления за ними принадлежавших им земель­ных участков. После одобрения этого указа Государствен­ным советом и Государственной думой он был подписан Ни­колаем II и стал законом («Об изменении и дополнении не­которых постановлений о крестьянском землевладении*, 14 июня 1910 г.).

Вначале из общины выходили неудачливые хозяева, оди­нокие крестьяне и те, кто начинал переселяться на житель­ство в Сибирь. Но и крепкий хозяин уже не хотел оставаться в общине. Зная об этом, Столыпин разработал закон «О зем­леустройстве» (принят 29 мая 1911 г.). Отныне в основу ре­формы ставилась идея образования хуторов и отрубов. От­руба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе хозяина в одном месте. В случае дополнения от­руба крестьянской усадьбой получался хутор.

Но уже на втором году земельной реформы в ее проведе­нии начались сбои. Многие хозяйства были слабыми и не­жизнеспособными. Отруба и хутора часто создавались в со­вершенно не приспособленных для этого местах, в неблаго­приятных условиях и, как следствие, разорялись из-за не­урожаев. Дело пошло лишь в западных и северо-западных губерниях, где этому способствовала местность, изрезанная речками и ручьями, и было сильно влияние Прибалтики, где в хозяйствах традиционно преобладали хутора. Интерес к но­вовведениям проявился также на Северном Кавказе, в Завол­жье и Северном Причерноморье, где отрубному и хуторскому землевладению способствовали географические условия — степные просторы. В нечерноземных же губерниях крестьяне сами держались за общину, с которой был связан весь уклад их жизни.

Крестьяне быстро поняли, что никаких даровых прирезок к их землям из помещичьих земель не будет. Наиболее ини­циативные из них задумывались о переезде в Сибирь. За 1906 —1916 гг. на новое место жительства уехали 3,1 млн человек. Они распахивали новые земли, где никогда не было помещичьих хозяйств. Выросли новые села, при которых строились перерабатывающие сельскохозяйственную продук­цию предприятия. Многие переселенцы смогли создать креп­кое хозяйство, но были и такие, кто, получив непригодную для ведения хозяйства землю, разорялся и возвращался на родину. Однако там их земли уже были проданы, и им оста­валось идти в батраки или на заработки в город. В течение 1906 —1911 гг. из Сибири возвратились 0,5 млн человек.

Столыпин с тревогой замечал, что не все задуманное им становится реальностью. За годы реформы из общины вышли около 3 млн человек, что составляло менее трети общей чис­ленности всего крестьянского населения России. Из общин­ного фонда было изъято около 22 % земель, но только поло­вина из них пошла на продажу. Не удалось ни разрушить общину, ни создать новые формы крестьянского владения землей.

Решительной, независимой политикой Столыпин нажил немало врагов, прежде всего среди консервативных кругов российского дворянства. Его противники считали, что теперь, когда революция подавлена, Россия не нуждается ни в каких реформах. Столыпин стремительно терял популярность. За­вершающим аккордом его жизни стал выстрел террориста Богрова. Столыпин был смертельно ранен 1 сентября 1911 г. в Киеве.

Однако реформы в стране остановить не удалось. Продолжа­ли их соратники Столыпина. После его смерти правительство возглавил министр финансов В. Н. Коковцов, сторонник столы­пинского курса. Аграрную реформу осуществлял А.В.Кри- вошеин, возглавлявший с 1908 г. Главное управление земле­устройства и земледелия.

Аграрные преобразования в деревне принесли немалые плоды. Большая часть земель оказалась в руках зажиточно­го крестьянства. К ним переходили как помещичьи земли, скупленные через Крестьянский банк, так и земли бедноты. К 1914 г. половина товарного хлеба производилась именно зажиточным крестьянством. И все же противоречия в дерев­не не только сохранились, но и обострились; относительное дореформенное единство крестьянства осталось в прошлом. Столыпин говорил, что для успеха его начинаний требуется 20 лет покоя без войн и революций, — история не дала шан­са проверить это предсказание. В годы Первой мировой вой­ны аграрная реформа была прекращена (постановление Вре­менного правительства от 28 июня 1917 г.).

Помимо аграрной сферы преобразования, связанные с дея­тельностью П. А. Столыпина, затрагивали и ряд других обла­стей жизни империи. Так, например, правительство понима­ло, что успехи экономического развития страны напрямую зависят от уровня просвещения и профессиональной подго­товки населения. Еще в начале XX в. под давлением земской общественности Министерство народного просвещения при­тупило к разработке закона о введении всеобщего начально­го образования. Проект закона был представлен в первую, а затем во вторую Думу, но ни та ни другая не успели его рас­смотреть. Лишь весной 1909 г. III Государственная дума при­ступила к обсуждению документа.

Первая его статья провозглашала: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правиль­но организованной школе». Устанавливался 10-летний срок введения всеобщего начального образования. Создание и осна­щение необходимого числа школ правительство возложило на учреждения местного самоуправления — земства, город­ские управы и сельские общества.

Сама по себе идея всеобщего начального образования и спо­собы ее претворения в жизнь не вызывали возражений ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросу о том, кому должны подчиняться школы, есть ли смысл объявлять начальное образование обязательным, воз­можно ли преподавание на национальных языках.

Для Столыпина все это имело второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыс­лу — дать возможность крестьянам-собственникам и их де­тям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фак­тически приступило к его осуществлению. Еще в июле 1907 г. Совет министров выделил на нужды народного образования более 2 млн рублей. Из этих денег Министерство народного просвещения начало выдавать земствам и городским управам специальные пособия на цели просвещения. Были разрабо­таны типовые образцы школьных учреждений, составлены необходимые инструкции и т.п.

В последующем Государственная дума и Государственный совет значительно увеличили ассигнования на начальную школу: с 1907 по 1910 г. они выросли с 9 до 35,9 млн рублей. К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали вос­пользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введе­нию всеобщего начального обучения.

Однако в самом порядке организации всеобщего началь­ного обучения крылись серьезные недостатки. Предусматри­валось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворян­ства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принци­па единства школы, так как церковно-приходские школы оставались в ведении Синода.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

12. В чем состояли главные причины проведения столыпинских реформ?

13. Какие направления имела аграрная реформа Столыпина?

14. Каковы результаты аграрной реформы Столыпина?

15. Почему столыпинским реформам нельзя дать однозначной оцен­ки в плане их успешности?

16. Какие, помимо аграрной, сферы жизни общества затронули ре­формы Столыпина?

 

 

Вариант 2

Общественное мнение в России в годы Первой мировой войны

Начало войны вызвало взрыв патриотических чувств во всех воюющих странах. Проходили массовые митинги в под­держку действий правительства.

Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96 % подлежащих при­зыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись известные поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. На личные средства императорской семьи в царскосельских дворцах были открыты лазареты, в которых императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна работали се­страми милосердия. Крупные пожертвования от населения стали поступать в Красный Крест, на счета обороны и воен­ного займа, на поддержку семей фронтовиков. Для помощи фронту создавались различные общественные организации — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов, Союз георгиевских ка­валеров, Общество помощи жертвам войны и др.

26 июля (8 августа) 1914 г. на чрезвычайном заседании Государственной думы депутаты заявили о единстве царя и народа и проголосовали за предоставление правительству во­енных кредитов (против была лишь фракция РСДРП). Боль­шинство лидеров политических партий (кроме В. И. Ленина) выступили с патриотическими заявлениями и провозгласили тактику внутреннего мира в стране.

Однако уже к концу 1915 г. настроение населения стало постепенно меняться. Всюду росло стачечное движение, уси­ливалась оппозиция, в том числе парламентская.

В России, как и в других вступивших войну странах, гос­подствовала уверенность в том, что война будет закончена в кратчайшие сроки. Это привело к тому, что у правительства не было хоть сколько-нибудь реального плана перевода эко­номики на военные рельсы. Мобилизационные запасы были исчерпаны за четыре месяца, и в начале 1915 г. стал ощу­щаться кризис боевого снабжения: не хватало ни пушек, ни снарядов, ни винтовок, ни патронов. С проблемой военного производства так или иначе столкнулись все воюющие дер­жавы, но в России, с ее огромной территорией, слаборазви­той железнодорожной сетью и малопроизводительной эконо­микой, этот вопрос встал особенно остро. Выход из создавше­гося положения Россия нашла в усилении государственного регулирования экономики и ограничении частного предпри­нимательства.

В феврале 1915 г. командующие прифронтовыми округа­ми получили право контролировать цены на хлеб и фураж, запрещать вывоз продовольствия за пределы губерний.

В мае 1915 г. было учреждено Особое совещание по артил­лерийскому снабжению. Затем появились Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию и перевозкам, которые возглавлялись соответствующими министрами. В работе Осо­бых совещаний активную роль играли представители зако­нодательных учреждений, общественных организаций и де­ловой элиты. Согласно положению об Особых совещаниях они представляли собой высшие государственные учрежде­ния, подчиненные непосредственно царю. Совещания зани­мались исчислением потребностей фронта, распределением военных заказов, мобилизацией транспорта и топлива, при­меняли репрессивные меры к частным предприятиям, укло­няющимся от работы на казну.

Предприниматели предложили свой план дальнейшей мо­билизации и милитаризации промышленности через созда­ние на местах военно-промышленных комитетов для пере­вода на военные рельсы средних и малых предприятий. В ко­роткий срок в различных районах страны было создано бо­лее двухсот военно-промышленных комитетов, куда вошли представители не только буржуазии, но и рабочих. В июле 1915 г. был создан Центральный военно-промышленный ко­митет, председателем которого был избран лидер октябри­стов А. И. Гучков. В ноябре стала действовать Центральная рабочая группа, призванная содействовать укреплению рабо­чей дисциплины, удовлетворению нужд рабочих и предотвра­щению забастовок. Ее возглавил рабочий-меньшевик К. А. Гво­здев.

Расширяли свою деятельность и общественные организа­ции. В июле 1915 г. Земский и Городской союзы объедини­лись в единый Союз земств и городов (Земгор). Помимо по­мощи раненым, беженцам и военнопленным Союз организо­вал производство обмундирования, амуниции, медикаментов и теплых вещей.

В ноябре 1916 г. министр земледелия подписал распоря­жение о хлебной разверстке.

Военные поражения 1915 г. резко обострили внутриполи­тическую обстановку в стране. Поражения вызвали у думской оппозиции желание вновь начать борьбу с самодержавным режимом, «не умеющим вести войну». Несколько думских групп во главе с партией кадетов объединились в «Прогрес­сивный блок», целью которого стало создание кабинета обще­ственного доверия, т. е. правительства, опиравшегося на дум­ское большинство.

Активизировалась деятельность групп в социал-демокра- тических партиях, с самого начала выступавших с разной сте­пенью категоричности против войны. 5 — 8 сентября 1915 г. состоялась Циммервальдская конференция таких групп. В ее работе участвовали 38 делегатов из России, Германии, Фран­ции, Италии, Болгарии, Польши, Швеции, Норвегии и Ни­дерландов. Они выступили с заявлением против войны, при­звали народы к миру. Около трети делегатов во главе с лиде­ром российских большевиков В. И. Лениным посчитали этот призыв слишком мягким. Они высказались за превращение «империалистической войны в войну гражданскую», восполь­зовавшись тем, что в руках миллионов «пролетариев» нахо­дится оружие.

В России предвоенные годы были благоприятными для экономики. Это позволило населению на первых порах не­сколько смягчить материальные тяготы войны. Значительное влияние на укрепление морального духа тыла оказало введе­ние правительством «сухого закона». Сначала планировалось, что он будет действовать только на месяц мобилизации, но затем по предложению общественности сохранил свою юри­дическую силу на все время войны. Имеются данные, что, привыкнув в трезвому образу жизни, воспользовавшись вре­менно высокими ценами на хлеб, получая пособия на семьи, лишившиеся рабочих рук, расширив систему «помочей» (сов­местный добровольный и неоплачиваемый труд) и избавив­шись от лишних рабочих рук, деревня увеличила денежные накопления (с этим частично связана и инфляция) и даже расширила посевы, увеличила количество скота. Однако кре­стьянство в любом случае теряло стимулы к поддержанию производства на прежнем уровне.

Критическим для народного хозяйства стал 1916 год. Рост экономики прекратился, резко возросла эмиссия бумажных денег, покупательная способность рубля в сравнении с дово­енной упала в два раза. Посевные площади сократились на 25,7 %, продукция животноводства снизилась на 30 %. Тем не менее голод России не грозил, а обстановку дестабилизи­ровали прежде всего транспортные трудности, приведшие к сокращению поставок продовольствия в крупные города.

Война резко усилила миграционные процессы. Под ружье в общей сложности было поставлено 15,5 млн наиболее ак­тивных жителей страны, из них 12,8 млн крестьян. После­довала эвакуация промышленных предприятий из западных губерний в центр России. Часть «инородческого» населения из прифронтовой полосы насильственно перемещалась в глубь страны. К ним добавилась масса беженцев. Наконец, в на­родном хозяйстве стал широко использоваться труд военно­пленных (свыше 2 млн человек) и чернорабочих из Китая. Общая численность маргинализованной части населения до­ходила до 20 млн человек, что открывало объективную воз­можность для общей радикализации народа, а значит, облег­чало работу революционным партиям.

Начался массовый подъем забастовочного движения. Толь­ко осенью 1916 г. в стране произошли 273 забастовки, в кото­рых участвовали около 300 тыс. человек. Почти все они про­ходили под политическими лозунгами. Примечательно, что активную роль в стачечном движении играли рабочие группы при военно-промышленных комитетах. Во время стачек вы­двигались антивоенные лозунги. На фронтах все чаще проис­ходили случаи «братания» солдат противостоявших армий.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как война повлияла на состояние общества в России?

2. Почему патриотический подъем начала войны сменился со вре­менем в России, как и во всех других воюющих странах, уси­лением негативного отношения к войне?

3. Каковы были особенности развития российского общества в годы войны? Почему именно в России война вызвала самые су­щественные последствия?

 

Практическое занятие №18

«Февральская и октябрьская революция»

I вариант.

В.И.Ульянов (Ленин)

Владимир Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. После окончания Симбирской гимназии с золотой медалью в 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декабре того же года за участие «в студенческих беспорядках» был отчислен, арестован и сослан в одну из деревень Казанской губернии. Вскоре он примкнул к марксистам, вступив в кружок, где изучали работы К.Маркса, Ф.Энгельса и других философов. В 1891 г. экстерном окончив юридический факультет Петер­бургского университета, В.Ульянов обосновался в Самаре, где работал помощником присяжного поверенного. В 1893 г. он переехал в Петербург, где продолжил карьеру юриста и также посещал марксистский кружок.

В 1895 г. он объединил марксистские кружки Петербурга в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». За рево­люционную деятельность в том же году молодой юрист был арестован и сослан в Сибирь (с. Шушенское). По окончании ссылки в начале 1900 г. он уехал за границу (до 1905 г. про­живал в Мюнхене, Лондоне, Женеве), где совместно с Г. В. Пле­хановым создал общероссийскую марксистскую газету «Ис­кра» (в декабре 1901 г. В.Ульянов впервые подписал одну из своих статей в «Искре» псевдонимом Ленин).

На II съезде РСДРП (июль—август 1903 г., Брюссель— Лондон) В.И.Ленин вместе с соратниками создал партию большевиков — «марксистскую партию нового типа».

Во время революции 1905—1907 гг. он находился в Пе­тербурге, затем перебрался в Финляндию. С декабря 1907 г., находясь в эмиграции (Швейцария, Франция и другие евро­пейские страны), активно участвовал в большевистском пар­тийном строительстве.

В апреле 1917 г., после Февральской революции, Ленин вернулся в Петроград и активно участвовал в подготовке во­оруженного восстания с целью захвата власти партией больше­виков. В конце июля 1917 г. он перешел на нелегальное по­ложение и появился в Петрограде только в начале октября.

На II Всероссийском съезде Советов (ноябрь 1917 г.) В.И.Ленин был избран председателем рабоче-крестьянского правительства — Совета народных комиссаров. Инициировал создание в 1919 г. Коммунистического Интернацио­нала.

С 1922 г. тяжело болел, с февраля 1923 г. фактически ото­шел от государственных дел.

В.И.Ленин — автор большого количества работ: статей, писем, докладов и речей на съездах, конференциях и заседа­ниях, а также брошюр и книг. В Полном собрании сочинений в 55 томах (1958—1965) насчитывается более 9 тыс. произ­ведений. Согласно советской историографии, работы Ленина и до Октябрьской революции 1917 г. публиковались весьма интенсивно (общий тираж — свыше 500 тыс. экземпляров), хотя преимущественно нелегально и частично за границей. Первый легально изданный сборник трудов Ленина «Эконо­мические этюды и статьи» появился в 1898 г., а в 1907 г. была предпринята попытка начать издание трехтомника «За 12 лет» (первый том был издан, но затем арестован; арест был наложен и на две книги второго тома). После Октябрь­ской революции издание трудов Ленина приобрело невидан­ный размах. На IX съезде РКП (б) в 1920 г. впервые было принято решение издать полное собрание сочинений Ленина, что и было сделано в 1920—1926 гг. (20 томов из 26 книг). Тринадцатый съезд РКП (б) в мае 1924 г. учредил Инсти­тут В.И.Ленина (с 1956 г. Институт марксизма-лениниз­ма {ИМЛ) при ЦК КПСС), на который были возложены за­дачи по сбору рукописей, различных изданий произведений, документов и литературы о Ленине; в ИМЛ велась также под­готовка последующих изданий сочинений Ленина.

К числу наиболее известных работ В.И.Ленина относятся: «Развитие капитализма в России» (1-е издание — 1899 г., 2-е издание — 1908 г.; издавалось легально); «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902); «Шаг впе­ред два шага назад» (1904); «Материализм и эмпириокри­тицизм» (1908); «Лев Толстой как зеркало русской револю­ции» (1908); «Памяти Герцена» (1912); «Три источника и три составных части марксизма» (1913); «О лозунге Со­единенных Штатов Европы» (1915); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916); «Государство и ре­волюция. Учение марксизма о государстве и задачи проле­тариата в революции» (1917); «Детская болезнь "левизны" в коммунизме» (1920); «О значении воинствующего мате­риализма» (1922) и многие другие.

Вклад Ленина в развитие политической мысли прежде все­го заключается в разработке учения о классовой борьбе и дик­татуре пролетариата, в углублении с позиции марксизма представлений о происхождении, сущности и функциях го­сударства. Благодаря деятельности Ленина идеи К.Маркса, не пользовавшиеся особым влиянием при жизни немецкого философа, обрели огромную политическую силу, и марк­систский проект переустройства мира в весьма радикальной («марксистско-ленинской») форме был реализован на прак­тике. Уступая в оригинальности Марксу в области теории, Ленин превзошел его в области политической практики ре­волюционного движения, о чем свидетельствует приобретен­ный им в ходе ожесточенной борьбы со старым режимом и конкурентами по революционному движению статус лидера Октябрьской революции, взявшего и удержавшего власть в крайне сложных условиях, основателя Советского государ­ства. В.И.Ленин разделял фундаментальные положения док­трины Маркса об объективном характере развития и смены общественно-экономических формаций, согласно которой ни одна общественная формация не проявляется ранее, чем со­зревают условия ее существования в недрах старого общества. Именно при смене общественно-экономических формаций, осуществляемой в ходе социальной и политической (классо­вой) борьбы, создаются предпосылки для прогрессивного исторического развития. Но если, согласно Марксу, комму­нистическая революция должна была начаться в странах с наибольшим развитием капитализма, то, ио мысли Ленина, склонного к признанию приоритета политики над экономи­кой, в эпоху вступления капитализма в империалистическую стадию развития переход к новому обществу мог осуществить­ся в наиболее слабом звене капиталистических государств, таком как Россия. Первая мировая война поставила Россию на грань нацио­нальной катастрофы (в том числе благодаря деятельности ра­дикалов, включая большевиков) и создала благоприятные условия для завоевания политической власти революцион­ным путем. В работе «Государство и революция», написан­ной летом 1917 г., Ленин подчеркивал классовый характер государства и в этой связи отстаивал программные для соз­данной им в России марксистской партии положения о том, что политическое господство пролетариата, опирающегося непосредственно на «возмущенную силу масс», является не­обходимым условием и главным результатом победы социалистической революции, которая представляет собой куль­минацию высокоорганизованной борьбы пролетариата и его союзников с эксплуататорскими классами. В результате лик­видации капиталистического строя и слома буржуазной го­сударственной машины должна была быть установлена новая государственная власть — диктатура пролетариата, на­правленная на подавление сопротивления буржуазии, орга­низацию некапиталистического хозяйственного уклада, ру­ководство громадной массой «несознательного» населения (крестьянство, мелкая буржуазия). Направляющей и моби­лизующей силой в системе диктатуры пролетариата является марксистская партия. Таким образом, суть политической доктрины Ленина — это насильственный слом буржуазного (или любого другого эксплуататорского) государства и не ме­нее радикальное переустройство общества (а при определен­ных условиях и всего миропорядка) на социалистических принципах (политико-идеологических, экономических, со­циальных, этических, культурных).

Подчеркивая вслед за Марксом роль буржуазного государ­ства как «особой силы для подавления», Ленин рассматри­вал буржуазную демократию исключительно как инструмент политического господства правящего класса. Явную тенден­цию к возрастанию роли исполнительной власти в государ­ствах, вступивших в эру империализма, Ленин трактовал как поворот к политической реакции, что еще более сужает, по его мнению, рамки буржуазной демократии и ведет к об­острению классовой борьбы. Гражданская война в России но­сила крайне ожесточенный характер и привела к гибели мил­лионов людей, более чем к трехкратному сокращению про­мышленного и сельскохозяйственного производства, массо­вому обнищанию населения и другим социальным бедствиям, но она рассматривалась в качестве необходимого и неизбеж­ного этапа разрешения классовых противоречий в обществе. Из этого положения, в частности, происходил ленинский призыв превратить мировую войну в гражданскую. В прак­тическом плане это выразилось в пропаганде Лениным и большевистской партией допустимости и даже желательно­сти поражения империалистической России в войне с кай­зеровской Германией с целью крайне желаемого большеви­ками ослабления царского режима. Теоретический вывод Маркса о том, что завоевание власти есть важнейшая задача социальной революции, Ленин дополнил (составляя програм­му деятельности партии большевиков) развернутыми поло­жениями об установлении жесткого контроля над ключевы­ми структурами государственной организации общества в момент наиболее острого противоборства разновекторных по­литических сил (работы «Марксизм и восстание», «Государство и революция» и др.), которые в XX в. легли в осно­ву политико-идеологических систем государств социалисти­ческого типа, а также радикальных движений, ориентиро­ванных на силовые сценарии захвата, удержания и укрепле­ния политической власти.

Отстаивая историческую необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата («.К истории вопроса о диктатуре», 1920), В.И.Ленин вел непримиримую идей­но-политическую борьбу против представителей реформатор­ского крыла в социал-демократии (Эдуард Бернштейн, Карл Каутский, Отто Бауэр), называя их «оппортунистами из тру­сости», сторонниками «буржуазного оскопления» марксизма во всех его составных частях. (Нетерпимость в отношении оппонентов и радикализм Ленина имели многообразные вы­ражения.)

Рассматривая марксизм как цельное мировоззрение, как основу научного анализа общества и его дальнейшего совер­шенствования, своим исследованиям в области философских проблем Ленин также придавал сугубо прагматический ха­рактер, связывая постановку и разрешение философских во­просов с задачами революционного движения, внутрипартий­ной борьбы, рассматривая практику как основу социального познания.

В Ленине сочетались качества политического мыслителя и аналитика, а также чрезвычайно успешного политического технолога и практического политика. Ориентируясь исклю­чительно на силовые стратегии в предреволюционный иериод и в годы Гражданской войны, при переходе к новой эконо­мической политике (нэп) он прямо назвал ошибкой политику «военного коммунизма» (1918 — 1920), показав пример сугу­бо прагматичного решения насущных проблем постреволюционной России.

Эволюционировали взгляды Ленина и по вопросам воины и мира. Из революционера, ожидавшего, что в ходе мировой войны народы свергнут свои правительства («всемирная ре­волюция») и сами прекратят бойню, Ленин превратился в дипломата-реалиста, о чем свидетельствует его позиция по вопросам Брестского мира, самоопределения Финляндии, подготовки Генуэзской конференции и др. Работы Ленина «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономиче­ской политики» (конец 1921 — начало 1922 г.), «О коопера­ции» (1923) и некоторые другие принято считать его полити­ческим завещанием.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Опишите основные этапы жизни и деятельности В.И.Ленина.

2. Какие черты личности В.И.Ленина позволили ему, на ваш взгляд, добиться реализации его идей?

3. Какой вклад внес В.И.Ленин в теоретическое осмысление раз­вития общества?

 

 

II вариант.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.