|
Столыпинские реформы в РоссииПо указанию императора Николая II группа чиновников во главе с В. И. Гурко еще до прихода в правительство П. А. Столыпина начала разработку проекта реформ в аграрной сфере. Идеи Гурко легли в основу указа от 9 ноября 1906 г. (Столыпин в это время уже возглавлял правительство), который предусматривал для крестьян право свободного выхода из общины и закрепления за ними принадлежавших им земельных участков. После одобрения этого указа Государственным советом и Государственной думой он был подписан Николаем II и стал законом («Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении*, 14 июня 1910 г.). Вначале из общины выходили неудачливые хозяева, одинокие крестьяне и те, кто начинал переселяться на жительство в Сибирь. Но и крепкий хозяин уже не хотел оставаться в общине. Зная об этом, Столыпин разработал закон «О землеустройстве» (принят 29 мая 1911 г.). Отныне в основу реформы ставилась идея образования хуторов и отрубов. Отруба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе хозяина в одном месте. В случае дополнения отруба крестьянской усадьбой получался хутор. Но уже на втором году земельной реформы в ее проведении начались сбои. Многие хозяйства были слабыми и нежизнеспособными. Отруба и хутора часто создавались в совершенно не приспособленных для этого местах, в неблагоприятных условиях и, как следствие, разорялись из-за неурожаев. Дело пошло лишь в западных и северо-западных губерниях, где этому способствовала местность, изрезанная речками и ручьями, и было сильно влияние Прибалтики, где в хозяйствах традиционно преобладали хутора. Интерес к нововведениям проявился также на Северном Кавказе, в Заволжье и Северном Причерноморье, где отрубному и хуторскому землевладению способствовали географические условия — степные просторы. В нечерноземных же губерниях крестьяне сами держались за общину, с которой был связан весь уклад их жизни. Крестьяне быстро поняли, что никаких даровых прирезок к их землям из помещичьих земель не будет. Наиболее инициативные из них задумывались о переезде в Сибирь. За 1906 —1916 гг. на новое место жительства уехали 3,1 млн человек. Они распахивали новые земли, где никогда не было помещичьих хозяйств. Выросли новые села, при которых строились перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию предприятия. Многие переселенцы смогли создать крепкое хозяйство, но были и такие, кто, получив непригодную для ведения хозяйства землю, разорялся и возвращался на родину. Однако там их земли уже были проданы, и им оставалось идти в батраки или на заработки в город. В течение 1906 —1911 гг. из Сибири возвратились 0,5 млн человек. Столыпин с тревогой замечал, что не все задуманное им становится реальностью. За годы реформы из общины вышли около 3 млн человек, что составляло менее трети общей численности всего крестьянского населения России. Из общинного фонда было изъято около 22 % земель, но только половина из них пошла на продажу. Не удалось ни разрушить общину, ни создать новые формы крестьянского владения землей. Решительной, независимой политикой Столыпин нажил немало врагов, прежде всего среди консервативных кругов российского дворянства. Его противники считали, что теперь, когда революция подавлена, Россия не нуждается ни в каких реформах. Столыпин стремительно терял популярность. Завершающим аккордом его жизни стал выстрел террориста Богрова. Столыпин был смертельно ранен 1 сентября 1911 г. в Киеве. Однако реформы в стране остановить не удалось. Продолжали их соратники Столыпина. После его смерти правительство возглавил министр финансов В. Н. Коковцов, сторонник столыпинского курса. Аграрную реформу осуществлял А.В.Кри- вошеин, возглавлявший с 1908 г. Главное управление землеустройства и земледелия. Аграрные преобразования в деревне принесли немалые плоды. Большая часть земель оказалась в руках зажиточного крестьянства. К ним переходили как помещичьи земли, скупленные через Крестьянский банк, так и земли бедноты. К 1914 г. половина товарного хлеба производилась именно зажиточным крестьянством. И все же противоречия в деревне не только сохранились, но и обострились; относительное дореформенное единство крестьянства осталось в прошлом. Столыпин говорил, что для успеха его начинаний требуется 20 лет покоя без войн и революций, — история не дала шанса проверить это предсказание. В годы Первой мировой войны аграрная реформа была прекращена (постановление Временного правительства от 28 июня 1917 г.). Помимо аграрной сферы преобразования, связанные с деятельностью П. А. Столыпина, затрагивали и ряд других областей жизни империи. Так, например, правительство понимало, что успехи экономического развития страны напрямую зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Еще в начале XX в. под давлением земской общественности Министерство народного просвещения притупило к разработке закона о введении всеобщего начального образования. Проект закона был представлен в первую, а затем во вторую Думу, но ни та ни другая не успели его рассмотреть. Лишь весной 1909 г. III Государственная дума приступила к обсуждению документа. Первая его статья провозглашала: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правильно организованной школе». Устанавливался 10-летний срок введения всеобщего начального образования. Создание и оснащение необходимого числа школ правительство возложило на учреждения местного самоуправления — земства, городские управы и сельские общества. Сама по себе идея всеобщего начального образования и способы ее претворения в жизнь не вызывали возражений ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросу о том, кому должны подчиняться школы, есть ли смысл объявлять начальное образование обязательным, возможно ли преподавание на национальных языках. Для Столыпина все это имело второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу — дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фактически приступило к его осуществлению. Еще в июле 1907 г. Совет министров выделил на нужды народного образования более 2 млн рублей. Из этих денег Министерство народного просвещения начало выдавать земствам и городским управам специальные пособия на цели просвещения. Были разработаны типовые образцы школьных учреждений, составлены необходимые инструкции и т.п. В последующем Государственная дума и Государственный совет значительно увеличили ассигнования на начальную школу: с 1907 по 1910 г. они выросли с 9 до 35,9 млн рублей. К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали воспользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введению всеобщего начального обучения. Однако в самом порядке организации всеобщего начального обучения крылись серьезные недостатки. Предусматривалось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворянства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принципа единства школы, так как церковно-приходские школы оставались в ведении Синода.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 12. В чем состояли главные причины проведения столыпинских реформ? 13. Какие направления имела аграрная реформа Столыпина? 14. Каковы результаты аграрной реформы Столыпина? 15. Почему столыпинским реформам нельзя дать однозначной оценки в плане их успешности? 16. Какие, помимо аграрной, сферы жизни общества затронули реформы Столыпина?
Вариант 2 Общественное мнение в России в годы Первой мировой войны Начало войны вызвало взрыв патриотических чувств во всех воюющих странах. Проходили массовые митинги в поддержку действий правительства. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96 % подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись известные поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. На личные средства императорской семьи в царскосельских дворцах были открыты лазареты, в которых императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия. Крупные пожертвования от населения стали поступать в Красный Крест, на счета обороны и военного займа, на поддержку семей фронтовиков. Для помощи фронту создавались различные общественные организации — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов, Союз георгиевских кавалеров, Общество помощи жертвам войны и др. 26 июля (8 августа) 1914 г. на чрезвычайном заседании Государственной думы депутаты заявили о единстве царя и народа и проголосовали за предоставление правительству военных кредитов (против была лишь фракция РСДРП). Большинство лидеров политических партий (кроме В. И. Ленина) выступили с патриотическими заявлениями и провозгласили тактику внутреннего мира в стране. Однако уже к концу 1915 г. настроение населения стало постепенно меняться. Всюду росло стачечное движение, усиливалась оппозиция, в том числе парламентская. В России, как и в других вступивших войну странах, господствовала уверенность в том, что война будет закончена в кратчайшие сроки. Это привело к тому, что у правительства не было хоть сколько-нибудь реального плана перевода экономики на военные рельсы. Мобилизационные запасы были исчерпаны за четыре месяца, и в начале 1915 г. стал ощущаться кризис боевого снабжения: не хватало ни пушек, ни снарядов, ни винтовок, ни патронов. С проблемой военного производства так или иначе столкнулись все воюющие державы, но в России, с ее огромной территорией, слаборазвитой железнодорожной сетью и малопроизводительной экономикой, этот вопрос встал особенно остро. Выход из создавшегося положения Россия нашла в усилении государственного регулирования экономики и ограничении частного предпринимательства. В феврале 1915 г. командующие прифронтовыми округами получили право контролировать цены на хлеб и фураж, запрещать вывоз продовольствия за пределы губерний. В мае 1915 г. было учреждено Особое совещание по артиллерийскому снабжению. Затем появились Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию и перевозкам, которые возглавлялись соответствующими министрами. В работе Особых совещаний активную роль играли представители законодательных учреждений, общественных организаций и деловой элиты. Согласно положению об Особых совещаниях они представляли собой высшие государственные учреждения, подчиненные непосредственно царю. Совещания занимались исчислением потребностей фронта, распределением военных заказов, мобилизацией транспорта и топлива, применяли репрессивные меры к частным предприятиям, уклоняющимся от работы на казну. Предприниматели предложили свой план дальнейшей мобилизации и милитаризации промышленности через создание на местах военно-промышленных комитетов для перевода на военные рельсы средних и малых предприятий. В короткий срок в различных районах страны было создано более двухсот военно-промышленных комитетов, куда вошли представители не только буржуазии, но и рабочих. В июле 1915 г. был создан Центральный военно-промышленный комитет, председателем которого был избран лидер октябристов А. И. Гучков. В ноябре стала действовать Центральная рабочая группа, призванная содействовать укреплению рабочей дисциплины, удовлетворению нужд рабочих и предотвращению забастовок. Ее возглавил рабочий-меньшевик К. А. Гвоздев. Расширяли свою деятельность и общественные организации. В июле 1915 г. Земский и Городской союзы объединились в единый Союз земств и городов (Земгор). Помимо помощи раненым, беженцам и военнопленным Союз организовал производство обмундирования, амуниции, медикаментов и теплых вещей. В ноябре 1916 г. министр земледелия подписал распоряжение о хлебной разверстке. Военные поражения 1915 г. резко обострили внутриполитическую обстановку в стране. Поражения вызвали у думской оппозиции желание вновь начать борьбу с самодержавным режимом, «не умеющим вести войну». Несколько думских групп во главе с партией кадетов объединились в «Прогрессивный блок», целью которого стало создание кабинета общественного доверия, т. е. правительства, опиравшегося на думское большинство. Активизировалась деятельность групп в социал-демокра- тических партиях, с самого начала выступавших с разной степенью категоричности против войны. 5 — 8 сентября 1915 г. состоялась Циммервальдская конференция таких групп. В ее работе участвовали 38 делегатов из России, Германии, Франции, Италии, Болгарии, Польши, Швеции, Норвегии и Нидерландов. Они выступили с заявлением против войны, призвали народы к миру. Около трети делегатов во главе с лидером российских большевиков В. И. Лениным посчитали этот призыв слишком мягким. Они высказались за превращение «империалистической войны в войну гражданскую», воспользовавшись тем, что в руках миллионов «пролетариев» находится оружие. В России предвоенные годы были благоприятными для экономики. Это позволило населению на первых порах несколько смягчить материальные тяготы войны. Значительное влияние на укрепление морального духа тыла оказало введение правительством «сухого закона». Сначала планировалось, что он будет действовать только на месяц мобилизации, но затем по предложению общественности сохранил свою юридическую силу на все время войны. Имеются данные, что, привыкнув в трезвому образу жизни, воспользовавшись временно высокими ценами на хлеб, получая пособия на семьи, лишившиеся рабочих рук, расширив систему «помочей» (совместный добровольный и неоплачиваемый труд) и избавившись от лишних рабочих рук, деревня увеличила денежные накопления (с этим частично связана и инфляция) и даже расширила посевы, увеличила количество скота. Однако крестьянство в любом случае теряло стимулы к поддержанию производства на прежнем уровне. Критическим для народного хозяйства стал 1916 год. Рост экономики прекратился, резко возросла эмиссия бумажных денег, покупательная способность рубля в сравнении с довоенной упала в два раза. Посевные площади сократились на 25,7 %, продукция животноводства снизилась на 30 %. Тем не менее голод России не грозил, а обстановку дестабилизировали прежде всего транспортные трудности, приведшие к сокращению поставок продовольствия в крупные города. Война резко усилила миграционные процессы. Под ружье в общей сложности было поставлено 15,5 млн наиболее активных жителей страны, из них 12,8 млн крестьян. Последовала эвакуация промышленных предприятий из западных губерний в центр России. Часть «инородческого» населения из прифронтовой полосы насильственно перемещалась в глубь страны. К ним добавилась масса беженцев. Наконец, в народном хозяйстве стал широко использоваться труд военнопленных (свыше 2 млн человек) и чернорабочих из Китая. Общая численность маргинализованной части населения доходила до 20 млн человек, что открывало объективную возможность для общей радикализации народа, а значит, облегчало работу революционным партиям. Начался массовый подъем забастовочного движения. Только осенью 1916 г. в стране произошли 273 забастовки, в которых участвовали около 300 тыс. человек. Почти все они проходили под политическими лозунгами. Примечательно, что активную роль в стачечном движении играли рабочие группы при военно-промышленных комитетах. Во время стачек выдвигались антивоенные лозунги. На фронтах все чаще происходили случаи «братания» солдат противостоявших армий. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Как война повлияла на состояние общества в России? 2. Почему патриотический подъем начала войны сменился со временем в России, как и во всех других воюющих странах, усилением негативного отношения к войне? 3. Каковы были особенности развития российского общества в годы войны? Почему именно в России война вызвала самые существенные последствия?
Практическое занятие №18 «Февральская и октябрьская революция» I вариант. В.И.Ульянов (Ленин) Владимир Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. После окончания Симбирской гимназии с золотой медалью в 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декабре того же года за участие «в студенческих беспорядках» был отчислен, арестован и сослан в одну из деревень Казанской губернии. Вскоре он примкнул к марксистам, вступив в кружок, где изучали работы К.Маркса, Ф.Энгельса и других философов. В 1891 г. экстерном окончив юридический факультет Петербургского университета, В.Ульянов обосновался в Самаре, где работал помощником присяжного поверенного. В 1893 г. он переехал в Петербург, где продолжил карьеру юриста и также посещал марксистский кружок. В 1895 г. он объединил марксистские кружки Петербурга в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». За революционную деятельность в том же году молодой юрист был арестован и сослан в Сибирь (с. Шушенское). По окончании ссылки в начале 1900 г. он уехал за границу (до 1905 г. проживал в Мюнхене, Лондоне, Женеве), где совместно с Г. В. Плехановым создал общероссийскую марксистскую газету «Искра» (в декабре 1901 г. В.Ульянов впервые подписал одну из своих статей в «Искре» псевдонимом Ленин). На II съезде РСДРП (июль—август 1903 г., Брюссель— Лондон) В.И.Ленин вместе с соратниками создал партию большевиков — «марксистскую партию нового типа». Во время революции 1905—1907 гг. он находился в Петербурге, затем перебрался в Финляндию. С декабря 1907 г., находясь в эмиграции (Швейцария, Франция и другие европейские страны), активно участвовал в большевистском партийном строительстве. В апреле 1917 г., после Февральской революции, Ленин вернулся в Петроград и активно участвовал в подготовке вооруженного восстания с целью захвата власти партией большевиков. В конце июля 1917 г. он перешел на нелегальное положение и появился в Петрограде только в начале октября. На II Всероссийском съезде Советов (ноябрь 1917 г.) В.И.Ленин был избран председателем рабоче-крестьянского правительства — Совета народных комиссаров. Инициировал создание в 1919 г. Коммунистического Интернационала. С 1922 г. тяжело болел, с февраля 1923 г. фактически отошел от государственных дел. В.И.Ленин — автор большого количества работ: статей, писем, докладов и речей на съездах, конференциях и заседаниях, а также брошюр и книг. В Полном собрании сочинений в 55 томах (1958—1965) насчитывается более 9 тыс. произведений. Согласно советской историографии, работы Ленина и до Октябрьской революции 1917 г. публиковались весьма интенсивно (общий тираж — свыше 500 тыс. экземпляров), хотя преимущественно нелегально и частично за границей. Первый легально изданный сборник трудов Ленина «Экономические этюды и статьи» появился в 1898 г., а в 1907 г. была предпринята попытка начать издание трехтомника «За 12 лет» (первый том был издан, но затем арестован; арест был наложен и на две книги второго тома). После Октябрьской революции издание трудов Ленина приобрело невиданный размах. На IX съезде РКП (б) в 1920 г. впервые было принято решение издать полное собрание сочинений Ленина, что и было сделано в 1920—1926 гг. (20 томов из 26 книг). Тринадцатый съезд РКП (б) в мае 1924 г. учредил Институт В.И.Ленина (с 1956 г. Институт марксизма-ленинизма {ИМЛ) при ЦК КПСС), на который были возложены задачи по сбору рукописей, различных изданий произведений, документов и литературы о Ленине; в ИМЛ велась также подготовка последующих изданий сочинений Ленина. К числу наиболее известных работ В.И.Ленина относятся: «Развитие капитализма в России» (1-е издание — 1899 г., 2-е издание — 1908 г.; издавалось легально); «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902); «Шаг вперед два шага назад» (1904); «Материализм и эмпириокритицизм» (1908); «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908); «Памяти Герцена» (1912); «Три источника и три составных части марксизма» (1913); «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915); «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916); «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917); «Детская болезнь "левизны" в коммунизме» (1920); «О значении воинствующего материализма» (1922) и многие другие. Вклад Ленина в развитие политической мысли прежде всего заключается в разработке учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, в углублении с позиции марксизма представлений о происхождении, сущности и функциях государства. Благодаря деятельности Ленина идеи К.Маркса, не пользовавшиеся особым влиянием при жизни немецкого философа, обрели огромную политическую силу, и марксистский проект переустройства мира в весьма радикальной («марксистско-ленинской») форме был реализован на практике. Уступая в оригинальности Марксу в области теории, Ленин превзошел его в области политической практики революционного движения, о чем свидетельствует приобретенный им в ходе ожесточенной борьбы со старым режимом и конкурентами по революционному движению статус лидера Октябрьской революции, взявшего и удержавшего власть в крайне сложных условиях, основателя Советского государства. В.И.Ленин разделял фундаментальные положения доктрины Маркса об объективном характере развития и смены общественно-экономических формаций, согласно которой ни одна общественная формация не проявляется ранее, чем созревают условия ее существования в недрах старого общества. Именно при смене общественно-экономических формаций, осуществляемой в ходе социальной и политической (классовой) борьбы, создаются предпосылки для прогрессивного исторического развития. Но если, согласно Марксу, коммунистическая революция должна была начаться в странах с наибольшим развитием капитализма, то, ио мысли Ленина, склонного к признанию приоритета политики над экономикой, в эпоху вступления капитализма в империалистическую стадию развития переход к новому обществу мог осуществиться в наиболее слабом звене капиталистических государств, таком как Россия. Первая мировая война поставила Россию на грань национальной катастрофы (в том числе благодаря деятельности радикалов, включая большевиков) и создала благоприятные условия для завоевания политической власти революционным путем. В работе «Государство и революция», написанной летом 1917 г., Ленин подчеркивал классовый характер государства и в этой связи отстаивал программные для созданной им в России марксистской партии положения о том, что политическое господство пролетариата, опирающегося непосредственно на «возмущенную силу масс», является необходимым условием и главным результатом победы социалистической революции, которая представляет собой кульминацию высокоорганизованной борьбы пролетариата и его союзников с эксплуататорскими классами. В результате ликвидации капиталистического строя и слома буржуазной государственной машины должна была быть установлена новая государственная власть — диктатура пролетариата, направленная на подавление сопротивления буржуазии, организацию некапиталистического хозяйственного уклада, руководство громадной массой «несознательного» населения (крестьянство, мелкая буржуазия). Направляющей и мобилизующей силой в системе диктатуры пролетариата является марксистская партия. Таким образом, суть политической доктрины Ленина — это насильственный слом буржуазного (или любого другого эксплуататорского) государства и не менее радикальное переустройство общества (а при определенных условиях и всего миропорядка) на социалистических принципах (политико-идеологических, экономических, социальных, этических, культурных). Подчеркивая вслед за Марксом роль буржуазного государства как «особой силы для подавления», Ленин рассматривал буржуазную демократию исключительно как инструмент политического господства правящего класса. Явную тенденцию к возрастанию роли исполнительной власти в государствах, вступивших в эру империализма, Ленин трактовал как поворот к политической реакции, что еще более сужает, по его мнению, рамки буржуазной демократии и ведет к обострению классовой борьбы. Гражданская война в России носила крайне ожесточенный характер и привела к гибели миллионов людей, более чем к трехкратному сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства, массовому обнищанию населения и другим социальным бедствиям, но она рассматривалась в качестве необходимого и неизбежного этапа разрешения классовых противоречий в обществе. Из этого положения, в частности, происходил ленинский призыв превратить мировую войну в гражданскую. В практическом плане это выразилось в пропаганде Лениным и большевистской партией допустимости и даже желательности поражения империалистической России в войне с кайзеровской Германией с целью крайне желаемого большевиками ослабления царского режима. Теоретический вывод Маркса о том, что завоевание власти есть важнейшая задача социальной революции, Ленин дополнил (составляя программу деятельности партии большевиков) развернутыми положениями об установлении жесткого контроля над ключевыми структурами государственной организации общества в момент наиболее острого противоборства разновекторных политических сил (работы «Марксизм и восстание», «Государство и революция» и др.), которые в XX в. легли в основу политико-идеологических систем государств социалистического типа, а также радикальных движений, ориентированных на силовые сценарии захвата, удержания и укрепления политической власти. Отстаивая историческую необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата («.К истории вопроса о диктатуре», 1920), В.И.Ленин вел непримиримую идейно-политическую борьбу против представителей реформаторского крыла в социал-демократии (Эдуард Бернштейн, Карл Каутский, Отто Бауэр), называя их «оппортунистами из трусости», сторонниками «буржуазного оскопления» марксизма во всех его составных частях. (Нетерпимость в отношении оппонентов и радикализм Ленина имели многообразные выражения.) Рассматривая марксизм как цельное мировоззрение, как основу научного анализа общества и его дальнейшего совершенствования, своим исследованиям в области философских проблем Ленин также придавал сугубо прагматический характер, связывая постановку и разрешение философских вопросов с задачами революционного движения, внутрипартийной борьбы, рассматривая практику как основу социального познания. В Ленине сочетались качества политического мыслителя и аналитика, а также чрезвычайно успешного политического технолога и практического политика. Ориентируясь исключительно на силовые стратегии в предреволюционный иериод и в годы Гражданской войны, при переходе к новой экономической политике (нэп) он прямо назвал ошибкой политику «военного коммунизма» (1918 — 1920), показав пример сугубо прагматичного решения насущных проблем постреволюционной России. Эволюционировали взгляды Ленина и по вопросам воины и мира. Из революционера, ожидавшего, что в ходе мировой войны народы свергнут свои правительства («всемирная революция») и сами прекратят бойню, Ленин превратился в дипломата-реалиста, о чем свидетельствует его позиция по вопросам Брестского мира, самоопределения Финляндии, подготовки Генуэзской конференции и др. Работы Ленина «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» (конец 1921 — начало 1922 г.), «О кооперации» (1923) и некоторые другие принято считать его политическим завещанием. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Опишите основные этапы жизни и деятельности В.И.Ленина. 2. Какие черты личности В.И.Ленина позволили ему, на ваш взгляд, добиться реализации его идей? 3. Какой вклад внес В.И.Ленин в теоретическое осмысление развития общества?
II вариант. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|