Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Попытки реформирования советского общества во второй половине XX в.





После смерти И. В. Сталина перед руководством СССР пе­риодически вставали задачи ускорения развития различных сфер жизни общества. Провозглашаемая задача строитель­ства коммунизма, постоянное соревнование с развитыми стра­нами заставляли искать пути к возобновлению форсирован­ного развития. Однако использовать сталинские методы в новых условиях было невозможно, да и былого эффекта они теперь не могли иметь. Поэтому власть во многом шла по иному пути реформирования.

Реформы 1950-х — начала 1960-х гг. носили противоре­чивый характер. В свое время Сталин наметил определенные экономические рубежи, на которые страна должна была вый­ти в ближайшее время. При Н. С. Хрущеве СССР вышел на эти рубежи, но в изменившихся условиях их достижение дало не столь значительный эффект.

Укрепление народного хозяйства СССР началось с перемен в аграрном секторе. Было решено установить приемлемые цены на сельхозпродукцию, изменить налоговую политику, чтобы колхозники были материально заинтересованы в сбы­те продукции. В перспективе было намечено увеличение пен­сионного обеспечения, смягчение паспортного режима. Каж­дый колхоз принимал устав. Планировалось также увеличить денежные доходы колхозов.

К 1953 г. большинство колхозов не имели электричества, дома освещались свечами, керосиновыми лампами, а иногда и лучинами. Электроэнергия, вырабатываемая на колхозных станциях, стоила гораздо дороже, чем энергия ГРЭС.

В 1954 г. по инициативе Н. С. Хрущева началось освоение целинных земель. Позже приступили к переустройству хо­зяйственного уклада колхозников. Хрущев предложил стро­ить для сельских жителей здания городского типа и прово­дить другие меры по благоустройству быта. Послабление в

паспортном режиме открыло шлюзы для миграции сельско­го населения в город.

1950-е годы характеризуются колоссальными успехами в развитии промышленности. Главной задачей ставится даль­нейший подъем всех отраслей экономики. Особенно должен был вырасти сектор тяжелой промышленности. Большое вни­мание уделялось тем отраслям, которые обеспечивали разви­тие техники. Планировалось увеличить продукцию химиче­ских предприятий. Первостепенное значение уделялось про­грамме сплошной электрификации страны.

Правительство провело ряд мероприятий по повышению благосостояния народа. Был введен закон о государственных пенсиях. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Рабочих тяжелой промышленности пере­вели на сокращенный рабочий день, при этом не уменьшая зарплату. Население получало различные денежные пособия. Все рабочие и служащие имели право на отпуск. Выросли материальные доходы населения. Одновременно с повыше­нием зарплаты было проведено снижение цен на товары мас­сового потребления: отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т. п.

Рабочий день сокращался до 6 — 7 часов, а в предпразд­ничные и праздничные дни длился еще меньше. Рабочая не­деля стала короче на два часа. С 1 октября 1962 г. были от­менены все налоги с зарплаты рабочих и служащих.

Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой в октябре 1964 г. Однако и его преемник Л. И. Бреж­нев вынужден был сразу приступить к проведению опреде­ленных реформ, поскольку уже в 1960-е гг. в стране прояви­лись первые признаки политического и экономического кри­зиса.

В 1960-е гг. система, ранее провозглашавшая принципы равенства, начала саморазлагаться. Все больше людей жела­ли иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поезд­ки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой. Эконо­мика 1960 — 1970-х гг. по-прежнему была замкнутой, не включенной в мировую экономическую систему. Попытки реформировать ее, внести нечто новое носили поверхностный характер. Реформы, предпринимаемые Хрущевым, а затем А. Н. Косыгиным, не затрагивали ни государственной соб­ственности, ни плановой экономики. Реорганизации, прово­димые в ней, сводились в основном к созданию новых коми­тетов и министерств.

И все же попытки усовершенствовать экономику предпри­нимались. В марте 1965 г. было намечено установить более обоснованные цены на сельхозпродукцию, упорядочить нало­говую политику, поднять материальную заинтересованность колхозников. Планировалось также начать пенсионное обес­печение сельских жителей, смягчить для них паспортный ре­жим. Коллективные хозяйства могли теперь вносить измене­ния в свои уставы в соответствии с местными условиями. Пла­нировалось увеличить денежные доходы колхозов. Затем было предложено приступить к хозяйственному переоснащению колхозов, постройке для сельских жителей двухэтажных жи­лых домов городского типа. Было также принято решение об изменении практики планирования и заготовок сельскохозяй­ственной продукции. Теперь сельхозпродукцию стали заку­пать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных зон и районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подоб­ная же надбавка полагалась и за поставку скота. С экономи­чески слабых колхозов списывались задолженности Госбанку, заготовительным организациям и МТС за приобретенную у них технику и оборудование. Были снижены налоги с подсоб­ных хозяйств колхозников.

Все эти мероприятия, однако, не затронули главных форм собственности, они носили половинчатый характер и не мог­ли полностью поправить положение на селе.

Предпосылки хозяйственной реформы 1965 г. в промыш­ленности складывались в процессе экономических экспери­ментов. Был принят закон об управлении промышленностью через советы народного хозяйства, подчиненные советам ми­нистров союзных республик.

Переломным моментом в осуществлении экономической реформы стал сентябрьский пленум ЦК 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Оптовые цены приближа­лись к розничным. На пленуме были подвергнуты резкой кри­тике недочеты в планировании отраслей народного хозяйства, где достигнутые успехи оценивались по количеству выпущен­ной валовой продукции, что во многом сдерживало техниче­ский прогресс и не содействовало качеству выпускаемых то­варов. Было признано необходимым ограничить централизо­ванное планирование несколькими показателями (объем реа­лизованной продукции, фонд заработной платы, прибыль).

Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы своим ра­бочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и исполь­зовать ее для переоснащения своего предприятия новой тех­никой, а также направлять полученные средства на повыше­ние заработной платы.

Были созданы единые Госплан, Госснаб и Госкомцен СССР.

Реформирование промышленности заключалось в основ­ном в перестройке структуры топливного комплекса. Если раньше в топливной промышленности чаще использовали уголь, то теперь все шире стали применять нефть и газ. В 1960-е гг. добыча нефти и газа значительно выросла, но особенно много стали добывать нефти. В некоторых областях основой теплоснабжения стал природный газ. Промышлен­ность постепенно отказывалась от использования угля, так как производительность труда в этом случае снижалась.

Активное использование природного газа способствовало упрощению производственных конструкций, улучшению ка­чества выпускаемой продукции, сокращению физического труда. Кроме того, крупные города стали более защищенны­ми с экологической точки зрения. Было газифицировано и большинство жилых домов, так как это было удобно и эко­номично.

По многим показателям восьмая пятилетка (1965—1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в ходе ее в стране удалось приостановить снижение темпов роста производства.

Однако переход на новые условия хозяйствования прохо­дил с большим трудом. Министерства и их многочисленные главки не могли действовать с полным эффектом в проводи­мой А. Н. Косыгиным реформе и продолжали работать по- старому, согласовывая все принимаемые решения с отрасле­выми отделами ЦК КПСС. В свою очередь, руководители пред­приятий воспользовались предоставленной возможностью для занижения производственных планов и завышения заработ­ной платы для своих рабочих и служащих, что вело к диспро­порциям в росте производительности труда и заработной пла­ты. Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что сразу же свело на нет весь смысл реформы, главной особен­ностью которой было предоставление хозяйственникам права свободно распоряжаться фондами своих предприятий.

Кроме того, реформа оказалась не в ладах с научно-тех­ническим прогрессом. Для обеспечения стабильной работы, привлечения достижений науки и техники предприятию был жизненно важен определенный резерв мощности. В условиях же сохранения затратного хозяйствования предприятия ча­сто были вынуждены отказываться от внедрения новшеств в экономику.

Привыкнув трудиться в условиях жесткого централизо­ванного планирования, большинство руководителей предпри­ятий и отраслей не смогли перейти на новую систему работы, которая требовала самостоятельности хозяйственного мыш­ления. Лишь некоторые хозяйственники на местах сумели перестроиться и добились неплохих экономических резуль­татов.

Во всех странах мира на рубеже 1970 — 1980-х гг. прохо­дил новый этап научно-технической революции (НТР), свя­занный с широким внедрением в промышленность и быт ми­кроэлектронной техники. Советский Союз отставал в разви­тии новых технологий от США и европейских стран, а также Японии и Южной Кореи. Экономика страны по-прежнему держалась на добыче и продаже сырья, хотя Советский Союз и был на первом месте в мире по производству стали и чугу­на. Как и раньше, лучшие предприятия входили в состав военно-промышленного комплекса, который оказывал серьез­ное влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны.

Предприятия, по-прежнему настроенные на выпуск вало­вой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нужда­лись в научных разработках, проводившихся в научно-иссле- довательских институтах, а те, в свою очередь, нередко за­нимались проблемами, далекими от реальных нужд произ­водства. Вместо технического перевооружения уже имеющих­ся предприятий министерства предпочитали возводить новые предприятия-гиганты, надеясь слить в едином процессе нау­ку и производство. Так появились научно-производственные объединения (НПО), но из-за недостаточного финансирования многие из них развалились.

В то время как на предприятиях других стран использо­вались новейшие технологии, в Советском Союзе преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КамАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были специалистами из Западной Европы и оснащены импортным оборудованием.

Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни населения. Оно подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, увеличило пенсии по инва­лидности и старости. Однако потребности населения посто­янно росли, что создавало условия для роста недовольства во всех социальных группах.

В 1985 г. к власти пришел М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стра­не масштабных реформ с целью изменения общества. Был выдвинут лозунг ускорения. Особенно много внимания пред­полагалось уделить развитию машиностроительной отрасли. Было также принято решение прекратить новое строитель­ство и сосредоточиться на завершении начатого.

Перестройка, согласно плану Горбачева, была направлена на подъем экономики, оздоровление общества, ограничение влияния КПСС. Первыми перестроечными законами, кото­рые приняло и утвердило правительство, стали постановле­ние «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Закон о госприемке. Но антиалкогольная кампания провали­лась, поскольку из-за сокращения производства спиртного государство не получило прибыли от продажи алкоголя, глав­ной статьи пополнения бюджета.

Попытки совершенствования методов управления эконо­микой путем централизации (создание бюро Совета Мини­стров по машиностроению, Госагропрома) не принесли пред­полагаемых результатов. После кратковременного подъема 1985 —1986 гг. темпы развития экономики начали резко сни­жаться.

С 1986 г. политику ускорения распространили и на об­щественно-политическую сферу, провозгласив борьбу с бюро­кратизмом, а затем и «демократизацию».

Власть во главе с Горбачевым увидела выход в движении в сторону рыночной экономики. Правительство Н. И. Рыжкова в 1987 г. разработало программу такого перехода с использо­ванием опыта времен нэпа. Начался второй этап экономиче­ских реформ. Стали расширять права предприятий, внедрять хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, освобождались от контроля со стороны госу­дарства. Одновременно в 1986 —1988 гг. приняли законы об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации. Эти законы провозглашали равноправие частного, кооперативно­го и государственного секторов экономики. Было также раз­решено создавать совместные предприятия с участием ино­странного капитала. Но все эти реформы оказались губитель­ными для экономики. Освободившись от контроля, директо­ра многих предприятий первым делом повысили зарплаты себе и своим подчиненным. Потребление в целом стало расти быстрее, чем производство. Установились прочные связи ди­ректоров предприятий с криминальным миром. Все это вело к развалу экономики и, как следствие, к снижению уровня жизни населения.

Дальнейшее ухудшение обстановки вызвало разработку проектов новых реформ. В 1989 — 1990 гг. обсуждались мно­гие программы, большинство из которых сводились к быстро­му переходу к рыночной экономике. Так, особой популярно­стью пользовалась программа «500 дней», обещавшая прове­сти переход к рынку за год с небольшим и без дальнейшего снижения уровня жизни населения. Руководство РСФСР под­держало программу «500 дней», однако Горбачев отверг ее. Все дальнейшие преобразования в сфере экономики были свя­заны с необходимостью решения назревавших проблем, не­допущения общего развала хозяйственной системы.

Параллельно с экономическими с 1988 г. в СССР начались и политические реформы (создание Съезда народных депута­тов, постоянно действующего Верховного Совета, проведение альтернативных выборов, отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли партии в политической системе, введение поста Президента СССР, расширение прав союзных республик и т.д.) Все эти реформы на фоне провалов в эко­номике лишь дестабилизировали обстановку.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы были причины предпринимаемых высшим руковод­ством СССР реформ? В чем состояла главная суть всех этих ре­форм?

2. Каковы были результаты реформ в СССР в 1960—1980-е гг.?

3. Почему реформаторам не удалось достичь своих целей?

 

 

Вариант 2

СССР в годы перестройки

Начало политики перестройки. В марте 1985 г. Генераль­ным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о намерении про­вести масштабные реформы в ряде сфер, в том числе в эко­номике. Вскоре реформы, связанные с деятельностью Горба­чева, получили название перестройка.

Большая часть общества восприняла перестройку с энту­зиазмом, так как все хотели перемен, прежде всего улучше­ния качества жизни. К переменам стремились и значитель­ная часть руководства страны, чиновники всех рангов, уже давно тяготившиеся существовавшими порядками. Многие из них мечтали не только распоряжаться государственной собственностью, но и стать ее владельцами, а затем переда­вать свою власть и собственность по наследству. Усилившие­ся группировки чиновничества в национальных республиках, в краях и областях стремились обрести как можно большую независимость от центральной власти, а при возможности полностью выйти из-под ее контроля. И разумеется, в послед­нюю очередь эти люди желали возвращения какого-либо по­добия порядков времен Сталина, когда они головой отвечали за результаты своей работы. С этим связано превращение в период перестройки антисталинской пропаганды в почти офи­циальную идеологию.

 

Если большинство населения страны первоначально связывало перестройку с «совершенствованием социа­лизма», то верхушка общества стала задумываться об отказе от социализма, изменении общественного строя в своих интересах.

Горбачев выступил с идеей ускорения. Предполагалось ускорить развитие экономики и всего общества за счет ис­пользования преимуществ социализма, «скрытых резервов». Первыми перестроечными актами стали законы о госприем- ке и о трудовых коллективах, постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Борьба с алкоголиз­мом способствовала росту производительности труда, повы­шению продолжительности жизни населения и рождаемости. Однако вскоре упали доходы государства от продажи алкого­ля, началось массовое самогоноварение, из продажи исчез сахар. Одновременно резко возросли расходы государства в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г., а затем — землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда же произошло падение мировых цен на нефть и газ, вследствие чего доходы СССР от внешней торговли резко упали. Итогом всех этих неблагоприятных факторов стало то, что после короткого подъема 1985 — 1986 гг. в 1987 г. начался спад экономики.

Экономические реформы. В условиях нарастания проблем руководство искало выход в проведении решительных преоб­разований. К 1987 г. произошло значительное обновление управленческого аппарата. Горбачев добился удаления от вла­сти многих престарелых деятелей, заменив их своими при­верженцами. Было решено использовать рыночные механиз­мы, т.е. применить опыт времен нэпа. Закон 1987 г. о госу­дарственном предприятии (объединении) расширил права предприятий. В частности, теперь они могли самостоятельно выходить на внешний рынок, создавать совместные предпри­ятия (СП) с иностранными партнерами. Увеличились права директоров предприятий по управлению, государственные органы утрачивали контроль над экономикой. Ранее, в 1986 г., был принят закон об индивидуальной трудовой дея­тельности, а в 1988 г. — закон о кооперации. Было провоз­глашено равноправие частного, кооперативного и государ­ственного секторов экономики.

Однако все эти реформы имели разрушительные для государственной экономики последствия. Руководители госпред­приятий стали активно создавать при них кооперативы и СП, перекачивая туда государственную собственность. Новые предприятия быстро переходили от производства к гораздо более выгодной торгово-посреднической деятельности, сра­стались с криминальными структурами. Государственные предприятия сокращали производство, увольняли работни­ков. В магазинах исчезли товары, цены выросли. С 1989 г. в СССР происходили забастовки. Их начали шахтеры Кузбасса и других угольных регионов страны.

Под влиянием перестроечной публицистики руководство страны видело выход в непосредственном «переходе к рын­ку». В 1989 —1990 гг. разрабатывались программы такого перехода. Их сутью являлись приватизация (передача в част­ные руки) государственной собственности и либерализация цен (установление цен на товары на основе спроса и предло­жения). Спор шел о путях этих мероприятий. Программа, разработанная под руководством С. С. Шаталина и Г. А. Явлин­ского («500 дней»), предлагала сделать это быстро. Прави­тельственная программа планировала растянуть «переход» на несколько лет.

Реформы политической системы. Наряду с экономически­ми реформами руководство СССР взяло курс на изменения в политической сфере. Началось все с внесения элементов де­мократизации в жизнь КПСС. Видя причины нарастания эко­номических проблем в сопротивлении чиновничества, Горба­чев и его сторонники решились на демократизацию всего го­сударственного управления. Был учрежден новый орган вла­сти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающий­ся в постоянно действующий парламент.

Первые в советской истории альтернативные выборы на­родных депутатов состоялись в марте 1989 г. В связи с вы­борами активизировалось общественное движение, появилось много неформальных групп. За работой I съезда народных депутатов СССР в мае 1989 г. следила вся страна. Депутаты высказывали разные взгляды: от поддержки перестройки и требования «углубления» реформ до сомнений в их необхо­димости. Сторонники перемен образовали не слишком боль­шую, но влиятельную благодаря поддержке ряда средств мас­совой информации Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). В нее вошли известные деятели, заявлявшие о своем желании демократизировать страну. Лидером груп­пы стал Б. Н. Ельцин, в недавнем прошлом руководитель Московского обкома КПСС. Главным требованием МДГ стала отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Под давлением МДГ, деятельность которой вызывала го­рячий отклик в Москве и других крупных городах, руковод­ство страны пошло на уступки. В марте 1990 г. внеочередной III съезд изменил 6-ю статью, провозгласив возможность мно­гопартийности. Одновременно вводился пост Президента СССР. На съезде им был избран М. С. Горбачев. Однако, не­смотря на рост полномочий, реальная власть уходила из его рук. Лишение КПСС, которая являлась стержнем власти, ее основных полномочий вело к усилению неуправляемости страны.

Национальная политика. В конце 80-х гг. XX в. резко обо­стрился национальный вопрос. Первым крупным проявлени­ем этого стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате против назначения русского главой компартии Казахстана (1986 г.).

Серьезной проверкой прочности СССР стал конфликт, на­чавшийся в 1988 г. в Нагорном Карабахе, населенном в основ­ном армянами, но административно принадлежащем Азер­байджану. Вскоре там началась полномасштабная война. В январе 1990 г. произошел погром армян в Баку. Вступле­ние в город войск привело к гибели азербайджанцев. Ранее, в 1989 г., произошли кровавые столкновения между узбека­ми и турками-месхетинцами в Ферганской долине.

Руководство ряда республик взяло курс на отделение от СССР. Оно стало поощрять выступления националистически настроенной части интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в давке погибли несколько человек, но пресса обвинила в их гибели войска. Горбачев шел на уступ­ки местным властям, однако это лишь разжигало их аппе­титы.

В 1990 г. прошли выборы депутатов в Верховные Советы республик (в РСФСР — на Съезд народных депутатов). В ряде республик большинство получили сторонники отделения от СССР, в основном из числа «перестроившихся» партийно­государственных деятелей. В марте 1990 г. свою независи­мость провозгласила Литва, 9 апреля 1991 г. — Грузия, при этом следует уточнить, что документы о государственном су­веренитете почти во всех бывших республиках СССР были приняты в период 1988 —1990 гг.

IВ мае 1990 г. начал работу I съезд народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был из­бран Б. Н. Ельцин.

 

12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о госу­дарственном суверенитете России. Она провоз­глашала верховенство Конституции РСФСР и республи­канских законов над союзными. Так был сделан реша­ющий шаг к развалу СССР.

Политика гласности. Вскоре после начала перестройки М. С. Горбачев провозгласил политику гласности. Она озна­чала свободу в высказывании мнений, суждений. По мере развития гласности контролировать ее становилось все труд­нее. Разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но и основ системы в целом.

Гласность служила инструментом политического курса ре­форматоров. Главным организатором гласности считался се­кретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев. Он был инициатором про­ведения собраний руководителей средств массовой информа­ции, на которых объяснялось, как освещать те или иные со­бытия. На посты руководителей ведущих журналов и газет назначались люди, ратующие за обновление общества. По­явилось большое количество изданий, в том числе и бульвар­ных, где можно было помещать любые статьи.

Гласность повлияла и на искусство. Писатели получили право свободно публиковать свои произведения. В театрах ставились новые, острые пьесы. Такая же ситуация была и в кино. Режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему.

Последствия политики гласности оказались противоречи­выми. Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь наказания. Но с другой стороны, свобода быстро превратилась в безответственность и безнаказанность. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре за­хвативший всю страну. Гласность породила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном негативом.

ГКЧП и распад СССР. Политика перестройки не привела к положительным результатам. Напротив, с 1989 г. быстро на­растал спад производства как в промышленности, так и в сель­ском хозяйстве. Магазины опустели настолько, что даже в Мо­скве были введены так называемые «карточки потребителя».

Неудачной в целом была и внешняя политика СССР, в ко­торой наряду с М. С. Горбачевым большую роль играл министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе. Правда, в эти годы сни­зилось противостояние между СССР и США, уменьшилась опасность термоядерной войны, начался процесс сокращения вооружений, были ликвидированы ракеты ближней и сред­ней дальности. Советский Союз пошел на значительные одно­сторонние уступки Западу. Инициированные Горбачевым процессы демократизации в странах Восточной Европы при­вели к приходу к власти там враждебных СССР сил.

Внутри СССР нарастало стремление республик к самостоя­тельности. С целью сохранить единое государство, пусть и в ином виде, М. С. Горбачев задумал подписание нового союз­ного договора, по которому значительная часть государ­ственных полномочий передавалась от федерального Центра республикам. Фактически это вело к распаду единого госу­дарства.

Подписание нового договора было назначено на 20 августа 1991 г. Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форос (Крым). В это время сторонники сохранения СССР готовились к решительным мерам. Был создан Госу­дарственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе восьми человек. 18 августа члены ГКЧП предложили Горбачеву подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но он отказался.

19 августа 1991 г. ГКЧП объявил о неспособности прези­дента исполнять свои обязанности. Его функции перешли к вице-президенту Г.И.Янаеву, члену комитета. В Москве было введено военное положение, деятельность новых поли­тических партий прекращалась, некоторые газеты были за­крыты.

Избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР Б. Н. Ель­цин издал указ, в котором действия ГКЧП квалифицирова­лись как государственный переворот, а его решения объявля­лись незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы.

Августовские события привели к ускорению распада СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры РСФСР, Укра­ины и Белоруссии расторгли договор об образовании СССР 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Каковы были цели реформ, начатых М. С. Горбачевым? С каких мероприятий началась перестройка?
  2. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? Каковы были результаты реформ?
  3. Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки?
  4. Как национальные конфликты и национальные движения по­влияли на события времен перестройки?
  5. Что такое политика гласности? Какие последствия она име­ла?
  6. Как распался СССР?
  7. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР? Свое мнение аргументируйте фактами.

 

 

Практическое занятие № 23

«Российская Федерация на современном этапе»

Вариант 1

Россия в конце XX — начале XXI в.

«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей само­стоятельным государством после распада СССР, необходи­мость перехода к рыночной экономике считалась неизбежной. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магази­нов, бесконечные очереди. Осложняла ситуацию дезинтегра­ция экономики бывшего СССР.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию — достижение баланса между платежеспо­собным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е. Т. Гайдар, получивший пост вице- премьера в правительстве.

Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптималь­ную структуру экономического развития. Уверенность коман­де реформаторов придавала и позиция Запада, обещавшего предоставление крупных кредитов. В общественном сознании присутствовало представление о недопустимости государ­ственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных пре­образований роль государства, напротив, должна была неу­клонно возрастать.

С января 1992 г. цены на большинство товаров были от­пущены. Планировалось, что они возрастут в 3 — 5 раз, но наделе цены очень быстро увеличились в сто и более раз и про­должали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государ­ственный оборонный заказ, что поставило на грань краха са­мые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пой­ти на повышение зарплат. Началась галопирующая инфля­ция.

Приватизация и ее особенности в России. Важным направ­лением в политике правительства стала приватизация (раз­государствление) промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных лиц перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе не мог­ла повысить эффективность производства.

Во-первых, в приватизации политические цели доминиро­вали над экономической целесообразностью. Власть стреми­лась к форсированному созданию слоя собственников, кото­рый укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной под­держки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать прива­тизационный чек — ваучер, который каждый гражданин по­лучал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для опре­деления стоимости ваучера стоимость всех подлежащих при­ватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на коли­чество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. руб­лей. Их выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции при­ватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. руб­лей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестицион­ные фонды. Большинство этих фондов изначально создава­лись как мошеннические структуры и не собирались выпла­чивать вкладчикам никаких денег. С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, свя­занный с так называемыми залоговыми аукционами. Сроч­но созданные финансовые группы предоставляли правитель­ству России кредит и получали под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно- энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Воз­вращать кредиты правительство не собиралось, и акции пе­решли в собственность «кредиторов». Естественно, участни­ками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции чиновни­кам.

Результаты приватизации. В 90-е гг. XX в. спад производ­ства и технологическое отставание приняли в России опасные размеры. Отечественные товаропроизводители очень быстро утратили контроль над национальным рынком, который был занят импортными товарами.

Доля государственной собственности в экономике стала не­значительной. Однако задуманной модернизации производ­ства и общества, в результате которой было бы снято отчуж­дение личности от собственности, не произошло. Напротив, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % жителей страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. Ведущее место среди них заняли пред­ставители чиновничества, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представи­тели «теневой» экономики, криминала. В России сложился чрезвычайно узкий, но могущественный слой собственников, получивших название олигархи.

Снижение социальной защищенности граждан России при­вело к серьезным демографическим последствиям. Убыль населения России достигла почти 1 млн человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Экономику и социальную устойчивость в стране позволяла поддерживать лишь продажа за рубеж сы­рья. Правда, удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997 —1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наме­тилось оживление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел так называемый дефолт, вызвавший многократное падение курса рубля, ра­зорение многих банков, рост цен, увеличение безработицы.

Однако кризис 1998 г. имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продоволь­ственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стал рост с этого времени цены на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъем экономики. Он продолжался и в начале XXI в. Но этот рост почти полностью зависел от мировых цен на нефть, а доходы подавляющей ча­сти населения, несмотря на увеличение, оставались крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 — 1993 гг. Рост социальной напряженности вызвал обострение полити­ческой борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции поли­тике президента Б. Н. Ельцина стали Съезд народных депу­татов и Верховный Совет.

В 1992 —1993 гг. неоднократно происходили столкнове­ния между демонстрантами и милицией и внутренними вой­сками. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность

Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Од­новременно вышел указ о поэтапной конституционной рефор­ме. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. заявил об отстранении Ельцина от власти. Исполняю­щим обязанности президента был назначен генерал А. В. Руц­кой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Ми­нисте<







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.