|
Попытки реформирования советского общества во второй половине XX в.После смерти И. В. Сталина перед руководством СССР периодически вставали задачи ускорения развития различных сфер жизни общества. Провозглашаемая задача строительства коммунизма, постоянное соревнование с развитыми странами заставляли искать пути к возобновлению форсированного развития. Однако использовать сталинские методы в новых условиях было невозможно, да и былого эффекта они теперь не могли иметь. Поэтому власть во многом шла по иному пути реформирования. Реформы 1950-х — начала 1960-х гг. носили противоречивый характер. В свое время Сталин наметил определенные экономические рубежи, на которые страна должна была выйти в ближайшее время. При Н. С. Хрущеве СССР вышел на эти рубежи, но в изменившихся условиях их достижение дало не столь значительный эффект. Укрепление народного хозяйства СССР началось с перемен в аграрном секторе. Было решено установить приемлемые цены на сельхозпродукцию, изменить налоговую политику, чтобы колхозники были материально заинтересованы в сбыте продукции. В перспективе было намечено увеличение пенсионного обеспечения, смягчение паспортного режима. Каждый колхоз принимал устав. Планировалось также увеличить денежные доходы колхозов. К 1953 г. большинство колхозов не имели электричества, дома освещались свечами, керосиновыми лампами, а иногда и лучинами. Электроэнергия, вырабатываемая на колхозных станциях, стоила гораздо дороже, чем энергия ГРЭС. В 1954 г. по инициативе Н. С. Хрущева началось освоение целинных земель. Позже приступили к переустройству хозяйственного уклада колхозников. Хрущев предложил строить для сельских жителей здания городского типа и проводить другие меры по благоустройству быта. Послабление в паспортном режиме открыло шлюзы для миграции сельского населения в город. 1950-е годы характеризуются колоссальными успехами в развитии промышленности. Главной задачей ставится дальнейший подъем всех отраслей экономики. Особенно должен был вырасти сектор тяжелой промышленности. Большое внимание уделялось тем отраслям, которые обеспечивали развитие техники. Планировалось увеличить продукцию химических предприятий. Первостепенное значение уделялось программе сплошной электрификации страны. Правительство провело ряд мероприятий по повышению благосостояния народа. Был введен закон о государственных пенсиях. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Рабочих тяжелой промышленности перевели на сокращенный рабочий день, при этом не уменьшая зарплату. Население получало различные денежные пособия. Все рабочие и служащие имели право на отпуск. Выросли материальные доходы населения. Одновременно с повышением зарплаты было проведено снижение цен на товары массового потребления: отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т. п. Рабочий день сокращался до 6 — 7 часов, а в предпраздничные и праздничные дни длился еще меньше. Рабочая неделя стала короче на два часа. С 1 октября 1962 г. были отменены все налоги с зарплаты рабочих и служащих. Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой в октябре 1964 г. Однако и его преемник Л. И. Брежнев вынужден был сразу приступить к проведению определенных реформ, поскольку уже в 1960-е гг. в стране проявились первые признаки политического и экономического кризиса. В 1960-е гг. система, ранее провозглашавшая принципы равенства, начала саморазлагаться. Все больше людей желали иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой. Экономика 1960 — 1970-х гг. по-прежнему была замкнутой, не включенной в мировую экономическую систему. Попытки реформировать ее, внести нечто новое носили поверхностный характер. Реформы, предпринимаемые Хрущевым, а затем А. Н. Косыгиным, не затрагивали ни государственной собственности, ни плановой экономики. Реорганизации, проводимые в ней, сводились в основном к созданию новых комитетов и министерств. И все же попытки усовершенствовать экономику предпринимались. В марте 1965 г. было намечено установить более обоснованные цены на сельхозпродукцию, упорядочить налоговую политику, поднять материальную заинтересованность колхозников. Планировалось также начать пенсионное обеспечение сельских жителей, смягчить для них паспортный режим. Коллективные хозяйства могли теперь вносить изменения в свои уставы в соответствии с местными условиями. Планировалось увеличить денежные доходы колхозов. Затем было предложено приступить к хозяйственному переоснащению колхозов, постройке для сельских жителей двухэтажных жилых домов городского типа. Было также принято решение об изменении практики планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции. Теперь сельхозпродукцию стали закупать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных зон и районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная же надбавка полагалась и за поставку скота. С экономически слабых колхозов списывались задолженности Госбанку, заготовительным организациям и МТС за приобретенную у них технику и оборудование. Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Все эти мероприятия, однако, не затронули главных форм собственности, они носили половинчатый характер и не могли полностью поправить положение на селе. Предпосылки хозяйственной реформы 1965 г. в промышленности складывались в процессе экономических экспериментов. Был принят закон об управлении промышленностью через советы народного хозяйства, подчиненные советам министров союзных республик. Переломным моментом в осуществлении экономической реформы стал сентябрьский пленум ЦК 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным. На пленуме были подвергнуты резкой критике недочеты в планировании отраслей народного хозяйства, где достигнутые успехи оценивались по количеству выпущенной валовой продукции, что во многом сдерживало технический прогресс и не содействовало качеству выпускаемых товаров. Было признано необходимым ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль). Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а также направлять полученные средства на повышение заработной платы. Были созданы единые Госплан, Госснаб и Госкомцен СССР. Реформирование промышленности заключалось в основном в перестройке структуры топливного комплекса. Если раньше в топливной промышленности чаще использовали уголь, то теперь все шире стали применять нефть и газ. В 1960-е гг. добыча нефти и газа значительно выросла, но особенно много стали добывать нефти. В некоторых областях основой теплоснабжения стал природный газ. Промышленность постепенно отказывалась от использования угля, так как производительность труда в этом случае снижалась. Активное использование природного газа способствовало упрощению производственных конструкций, улучшению качества выпускаемой продукции, сокращению физического труда. Кроме того, крупные города стали более защищенными с экологической точки зрения. Было газифицировано и большинство жилых домов, так как это было удобно и экономично. По многим показателям восьмая пятилетка (1965—1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в ходе ее в стране удалось приостановить снижение темпов роста производства. Однако переход на новые условия хозяйствования проходил с большим трудом. Министерства и их многочисленные главки не могли действовать с полным эффектом в проводимой А. Н. Косыгиным реформе и продолжали работать по- старому, согласовывая все принимаемые решения с отраслевыми отделами ЦК КПСС. В свою очередь, руководители предприятий воспользовались предоставленной возможностью для занижения производственных планов и завышения заработной платы для своих рабочих и служащих, что вело к диспропорциям в росте производительности труда и заработной платы. Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что сразу же свело на нет весь смысл реформы, главной особенностью которой было предоставление хозяйственникам права свободно распоряжаться фондами своих предприятий. Кроме того, реформа оказалась не в ладах с научно-техническим прогрессом. Для обеспечения стабильной работы, привлечения достижений науки и техники предприятию был жизненно важен определенный резерв мощности. В условиях же сохранения затратного хозяйствования предприятия часто были вынуждены отказываться от внедрения новшеств в экономику. Привыкнув трудиться в условиях жесткого централизованного планирования, большинство руководителей предприятий и отраслей не смогли перейти на новую систему работы, которая требовала самостоятельности хозяйственного мышления. Лишь некоторые хозяйственники на местах сумели перестроиться и добились неплохих экономических результатов. Во всех странах мира на рубеже 1970 — 1980-х гг. проходил новый этап научно-технической революции (НТР), связанный с широким внедрением в промышленность и быт микроэлектронной техники. Советский Союз отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран, а также Японии и Южной Кореи. Экономика страны по-прежнему держалась на добыче и продаже сырья, хотя Советский Союз и был на первом месте в мире по производству стали и чугуна. Как и раньше, лучшие предприятия входили в состав военно-промышленного комплекса, который оказывал серьезное влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны. Предприятия, по-прежнему настроенные на выпуск валовой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нуждались в научных разработках, проводившихся в научно-иссле- довательских институтах, а те, в свою очередь, нередко занимались проблемами, далекими от реальных нужд производства. Вместо технического перевооружения уже имеющихся предприятий министерства предпочитали возводить новые предприятия-гиганты, надеясь слить в едином процессе науку и производство. Так появились научно-производственные объединения (НПО), но из-за недостаточного финансирования многие из них развалились. В то время как на предприятиях других стран использовались новейшие технологии, в Советском Союзе преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КамАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были специалистами из Западной Европы и оснащены импортным оборудованием. Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни населения. Оно подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, увеличило пенсии по инвалидности и старости. Однако потребности населения постоянно росли, что создавало условия для роста недовольства во всех социальных группах. В 1985 г. к власти пришел М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стране масштабных реформ с целью изменения общества. Был выдвинут лозунг ускорения. Особенно много внимания предполагалось уделить развитию машиностроительной отрасли. Было также принято решение прекратить новое строительство и сосредоточиться на завершении начатого. Перестройка, согласно плану Горбачева, была направлена на подъем экономики, оздоровление общества, ограничение влияния КПСС. Первыми перестроечными законами, которые приняло и утвердило правительство, стали постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Закон о госприемке. Но антиалкогольная кампания провалилась, поскольку из-за сокращения производства спиртного государство не получило прибыли от продажи алкоголя, главной статьи пополнения бюджета. Попытки совершенствования методов управления экономикой путем централизации (создание бюро Совета Министров по машиностроению, Госагропрома) не принесли предполагаемых результатов. После кратковременного подъема 1985 —1986 гг. темпы развития экономики начали резко снижаться. С 1986 г. политику ускорения распространили и на общественно-политическую сферу, провозгласив борьбу с бюрократизмом, а затем и «демократизацию». Власть во главе с Горбачевым увидела выход в движении в сторону рыночной экономики. Правительство Н. И. Рыжкова в 1987 г. разработало программу такого перехода с использованием опыта времен нэпа. Начался второй этап экономических реформ. Стали расширять права предприятий, внедрять хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, освобождались от контроля со стороны государства. Одновременно в 1986 —1988 гг. приняли законы об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации. Эти законы провозглашали равноправие частного, кооперативного и государственного секторов экономики. Было также разрешено создавать совместные предприятия с участием иностранного капитала. Но все эти реформы оказались губительными для экономики. Освободившись от контроля, директора многих предприятий первым делом повысили зарплаты себе и своим подчиненным. Потребление в целом стало расти быстрее, чем производство. Установились прочные связи директоров предприятий с криминальным миром. Все это вело к развалу экономики и, как следствие, к снижению уровня жизни населения. Дальнейшее ухудшение обстановки вызвало разработку проектов новых реформ. В 1989 — 1990 гг. обсуждались многие программы, большинство из которых сводились к быстрому переходу к рыночной экономике. Так, особой популярностью пользовалась программа «500 дней», обещавшая провести переход к рынку за год с небольшим и без дальнейшего снижения уровня жизни населения. Руководство РСФСР поддержало программу «500 дней», однако Горбачев отверг ее. Все дальнейшие преобразования в сфере экономики были связаны с необходимостью решения назревавших проблем, недопущения общего развала хозяйственной системы. Параллельно с экономическими с 1988 г. в СССР начались и политические реформы (создание Съезда народных депутатов, постоянно действующего Верховного Совета, проведение альтернативных выборов, отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли партии в политической системе, введение поста Президента СССР, расширение прав союзных республик и т.д.) Все эти реформы на фоне провалов в экономике лишь дестабилизировали обстановку.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы были причины предпринимаемых высшим руководством СССР реформ? В чем состояла главная суть всех этих реформ? 2. Каковы были результаты реформ в СССР в 1960—1980-е гг.? 3. Почему реформаторам не удалось достичь своих целей?
Вариант 2 СССР в годы перестройки Начало политики перестройки. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о намерении провести масштабные реформы в ряде сфер, в том числе в экономике. Вскоре реформы, связанные с деятельностью Горбачева, получили название перестройка. Большая часть общества восприняла перестройку с энтузиазмом, так как все хотели перемен, прежде всего улучшения качества жизни. К переменам стремились и значительная часть руководства страны, чиновники всех рангов, уже давно тяготившиеся существовавшими порядками. Многие из них мечтали не только распоряжаться государственной собственностью, но и стать ее владельцами, а затем передавать свою власть и собственность по наследству. Усилившиеся группировки чиновничества в национальных республиках, в краях и областях стремились обрести как можно большую независимость от центральной власти, а при возможности полностью выйти из-под ее контроля. И разумеется, в последнюю очередь эти люди желали возвращения какого-либо подобия порядков времен Сталина, когда они головой отвечали за результаты своей работы. С этим связано превращение в период перестройки антисталинской пропаганды в почти официальную идеологию. Если большинство населения страны первоначально связывало перестройку с «совершенствованием социализма», то верхушка общества стала задумываться об отказе от социализма, изменении общественного строя в своих интересах. Горбачев выступил с идеей ускорения. Предполагалось ускорить развитие экономики и всего общества за счет использования преимуществ социализма, «скрытых резервов». Первыми перестроечными актами стали законы о госприем- ке и о трудовых коллективах, постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Борьба с алкоголизмом способствовала росту производительности труда, повышению продолжительности жизни населения и рождаемости. Однако вскоре упали доходы государства от продажи алкоголя, началось массовое самогоноварение, из продажи исчез сахар. Одновременно резко возросли расходы государства в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г., а затем — землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда же произошло падение мировых цен на нефть и газ, вследствие чего доходы СССР от внешней торговли резко упали. Итогом всех этих неблагоприятных факторов стало то, что после короткого подъема 1985 — 1986 гг. в 1987 г. начался спад экономики. Экономические реформы. В условиях нарастания проблем руководство искало выход в проведении решительных преобразований. К 1987 г. произошло значительное обновление управленческого аппарата. Горбачев добился удаления от власти многих престарелых деятелей, заменив их своими приверженцами. Было решено использовать рыночные механизмы, т.е. применить опыт времен нэпа. Закон 1987 г. о государственном предприятии (объединении) расширил права предприятий. В частности, теперь они могли самостоятельно выходить на внешний рынок, создавать совместные предприятия (СП) с иностранными партнерами. Увеличились права директоров предприятий по управлению, государственные органы утрачивали контроль над экономикой. Ранее, в 1986 г., был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, а в 1988 г. — закон о кооперации. Было провозглашено равноправие частного, кооперативного и государственного секторов экономики. Однако все эти реформы имели разрушительные для государственной экономики последствия. Руководители госпредприятий стали активно создавать при них кооперативы и СП, перекачивая туда государственную собственность. Новые предприятия быстро переходили от производства к гораздо более выгодной торгово-посреднической деятельности, срастались с криминальными структурами. Государственные предприятия сокращали производство, увольняли работников. В магазинах исчезли товары, цены выросли. С 1989 г. в СССР происходили забастовки. Их начали шахтеры Кузбасса и других угольных регионов страны. Под влиянием перестроечной публицистики руководство страны видело выход в непосредственном «переходе к рынку». В 1989 —1990 гг. разрабатывались программы такого перехода. Их сутью являлись приватизация (передача в частные руки) государственной собственности и либерализация цен (установление цен на товары на основе спроса и предложения). Спор шел о путях этих мероприятий. Программа, разработанная под руководством С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского («500 дней»), предлагала сделать это быстро. Правительственная программа планировала растянуть «переход» на несколько лет. Реформы политической системы. Наряду с экономическими реформами руководство СССР взяло курс на изменения в политической сфере. Началось все с внесения элементов демократизации в жизнь КПСС. Видя причины нарастания экономических проблем в сопротивлении чиновничества, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию всего государственного управления. Был учрежден новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающийся в постоянно действующий парламент. Первые в советской истории альтернативные выборы народных депутатов состоялись в марте 1989 г. В связи с выборами активизировалось общественное движение, появилось много неформальных групп. За работой I съезда народных депутатов СССР в мае 1989 г. следила вся страна. Депутаты высказывали разные взгляды: от поддержки перестройки и требования «углубления» реформ до сомнений в их необходимости. Сторонники перемен образовали не слишком большую, но влиятельную благодаря поддержке ряда средств массовой информации Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). В нее вошли известные деятели, заявлявшие о своем желании демократизировать страну. Лидером группы стал Б. Н. Ельцин, в недавнем прошлом руководитель Московского обкома КПСС. Главным требованием МДГ стала отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Под давлением МДГ, деятельность которой вызывала горячий отклик в Москве и других крупных городах, руководство страны пошло на уступки. В марте 1990 г. внеочередной III съезд изменил 6-ю статью, провозгласив возможность многопартийности. Одновременно вводился пост Президента СССР. На съезде им был избран М. С. Горбачев. Однако, несмотря на рост полномочий, реальная власть уходила из его рук. Лишение КПСС, которая являлась стержнем власти, ее основных полномочий вело к усилению неуправляемости страны. Национальная политика. В конце 80-х гг. XX в. резко обострился национальный вопрос. Первым крупным проявлением этого стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате против назначения русского главой компартии Казахстана (1986 г.). Серьезной проверкой прочности СССР стал конфликт, начавшийся в 1988 г. в Нагорном Карабахе, населенном в основном армянами, но административно принадлежащем Азербайджану. Вскоре там началась полномасштабная война. В январе 1990 г. произошел погром армян в Баку. Вступление в город войск привело к гибели азербайджанцев. Ранее, в 1989 г., произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине. Руководство ряда республик взяло курс на отделение от СССР. Оно стало поощрять выступления националистически настроенной части интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в давке погибли несколько человек, но пресса обвинила в их гибели войска. Горбачев шел на уступки местным властям, однако это лишь разжигало их аппетиты. В 1990 г. прошли выборы депутатов в Верховные Советы республик (в РСФСР — на Съезд народных депутатов). В ряде республик большинство получили сторонники отделения от СССР, в основном из числа «перестроившихся» партийногосударственных деятелей. В марте 1990 г. свою независимость провозгласила Литва, 9 апреля 1991 г. — Грузия, при этом следует уточнить, что документы о государственном суверенитете почти во всех бывших республиках СССР были приняты в период 1988 —1990 гг. IВ мае 1990 г. начал работу I съезд народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Она провозглашала верховенство Конституции РСФСР и республиканских законов над союзными. Так был сделан решающий шаг к развалу СССР. Политика гласности. Вскоре после начала перестройки М. С. Горбачев провозгласил политику гласности. Она означала свободу в высказывании мнений, суждений. По мере развития гласности контролировать ее становилось все труднее. Разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но и основ системы в целом. Гласность служила инструментом политического курса реформаторов. Главным организатором гласности считался секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев. Он был инициатором проведения собраний руководителей средств массовой информации, на которых объяснялось, как освещать те или иные события. На посты руководителей ведущих журналов и газет назначались люди, ратующие за обновление общества. Появилось большое количество изданий, в том числе и бульварных, где можно было помещать любые статьи. Гласность повлияла и на искусство. Писатели получили право свободно публиковать свои произведения. В театрах ставились новые, острые пьесы. Такая же ситуация была и в кино. Режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему. Последствия политики гласности оказались противоречивыми. Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь наказания. Но с другой стороны, свобода быстро превратилась в безответственность и безнаказанность. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре захвативший всю страну. Гласность породила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном негативом. ГКЧП и распад СССР. Политика перестройки не привела к положительным результатам. Напротив, с 1989 г. быстро нарастал спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Магазины опустели настолько, что даже в Москве были введены так называемые «карточки потребителя». Неудачной в целом была и внешняя политика СССР, в которой наряду с М. С. Горбачевым большую роль играл министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе. Правда, в эти годы снизилось противостояние между СССР и США, уменьшилась опасность термоядерной войны, начался процесс сокращения вооружений, были ликвидированы ракеты ближней и средней дальности. Советский Союз пошел на значительные односторонние уступки Западу. Инициированные Горбачевым процессы демократизации в странах Восточной Европы привели к приходу к власти там враждебных СССР сил. Внутри СССР нарастало стремление республик к самостоятельности. С целью сохранить единое государство, пусть и в ином виде, М. С. Горбачев задумал подписание нового союзного договора, по которому значительная часть государственных полномочий передавалась от федерального Центра республикам. Фактически это вело к распаду единого государства. Подписание нового договора было назначено на 20 августа 1991 г. Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форос (Крым). В это время сторонники сохранения СССР готовились к решительным мерам. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе восьми человек. 18 августа члены ГКЧП предложили Горбачеву подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но он отказался. 19 августа 1991 г. ГКЧП объявил о неспособности президента исполнять свои обязанности. Его функции перешли к вице-президенту Г.И.Янаеву, члену комитета. В Москве было введено военное положение, деятельность новых политических партий прекращалась, некоторые газеты были закрыты. Избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР Б. Н. Ельцин издал указ, в котором действия ГКЧП квалифицировались как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы. Августовские события привели к ускорению распада СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии расторгли договор об образовании СССР 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Практическое занятие № 23 «Российская Федерация на современном этапе» Вариант 1 Россия в конце XX — начале XXI в. «Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике считалась неизбежной. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывшего СССР. Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию — достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е. Т. Гайдар, получивший пост вице- премьера в правительстве. Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность команде реформаторов придавала и позиция Запада, обещавшего предоставление крупных кредитов. В общественном сознании присутствовало представление о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства, напротив, должна была неуклонно возрастать. С января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 — 5 раз, но наделе цены очень быстро увеличились в сто и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы. Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась галопирующая инфляция. Приватизация и ее особенности в России. Важным направлением в политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных лиц перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе не могла повысить эффективность производства. Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию слоя собственников, который укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства. Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для определения стоимости ваучера стоимость всех подлежащих приватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на количество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. рублей. Их выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. рублей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестиционные фонды. Большинство этих фондов изначально создавались как мошеннические структуры и не собирались выплачивать вкладчикам никаких денег. С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, связанный с так называемыми залоговыми аукционами. Срочно созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит и получали под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно- энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Возвращать кредиты правительство не собиралось, и акции перешли в собственность «кредиторов». Естественно, участниками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции чиновникам. Результаты приватизации. В 90-е гг. XX в. спад производства и технологическое отставание приняли в России опасные размеры. Отечественные товаропроизводители очень быстро утратили контроль над национальным рынком, который был занят импортными товарами. Доля государственной собственности в экономике стала незначительной. Однако задуманной модернизации производства и общества, в результате которой было бы снято отчуждение личности от собственности, не произошло. Напротив, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % жителей страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. Ведущее место среди них заняли представители чиновничества, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представители «теневой» экономики, криминала. В России сложился чрезвычайно узкий, но могущественный слой собственников, получивших название олигархи. Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям. Убыль населения России достигла почти 1 млн человек каждый год. К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Экономику и социальную устойчивость в стране позволяла поддерживать лишь продажа за рубеж сырья. Правда, удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997 —1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось оживление. Однако 17 августа 1998 г. произошел так называемый дефолт, вызвавший многократное падение курса рубля, разорение многих банков, рост цен, увеличение безработицы. Однако кризис 1998 г. имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стал рост с этого времени цены на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъем экономики. Он продолжался и в начале XXI в. Но этот рост почти полностью зависел от мировых цен на нефть, а доходы подавляющей части населения, несмотря на увеличение, оставались крайне низкими. Общественно-политическое развитие в 1991 — 1993 гг. Рост социальной напряженности вызвал обострение политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции политике президента Б. Н. Ельцина стали Съезд народных депутатов и Верховный Совет. В 1992 —1993 гг. неоднократно происходили столкновения между демонстрантами и милицией и внутренними войсками. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Одновременно вышел указ о поэтапной конституционной реформе. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. заявил об отстранении Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента был назначен генерал А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Министе< ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|