Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 4 «Теория спроса и предложения»





Лекция 4 «Теория спроса и предложения»

Механизм установления рыночного равновесия путем конкуренции покупателей, либо продавцов и корректировки цены, а затем соответствующей реакции на это спроса и предложения называется равновесием по Вальрасу.

Английский же экономист Альфред Маршалл иначе представляет этот механизм. Он считал, что производители товаров планируют объем предложения, учитывая разность между «ценой спроса» и «ценой предложения».

Если «цена спроса» выше «цены предложения», производители увеличивают объем предложения, но вынуждены снижать цену, т.к. большее количество потребители готовы покупать только по более низкой цене.

В случае, если «цена спроса» ниже «цены предложения» производители уменьшают предложение, а потребители вынуждены платить более высокую цену. И в том и в другом случаях производители изменяют объем предложения до тех пор, пока цена спроса не сравняется с ценой предложения.

Модель Вальраса подходит для характеристики установления равновесия в коротком периоде, а модель Маршалла - в длительном периоде, так как в коротком периоде производители не могут быстро и существенно изменять объем предложения благ.

В целом и производители, и потребители принимают решения относительно объема продаж и объема покупок самостоятельно, вступают в рыночные сделки друг с другом добровольно и руководствуясь лишь собственными интересами. В итоге же действия и тех и других обеспечивают общие интересы, а именно способствуют решению важнейших экономических вопросов: что, сколько, как и для кого производить, а значит, наиболее эффективному распределению ограниченных ресурсов между альтернативными целями.

Ценовой рыночный механизм Адамом Смитом был назван «невидимой рукой» рынка. «Невидимая рука рынка, - писал он, - заставляет каждого думать об интересах других потому, что иначе его товар может оказаться ненужным, и вместо прибыли получатся одни убытки».

 

Реакция параметров равновесия на изменения в уровнях спроса и предложения

Спрос и предложение, могут изменяться под воздействием неценовых факторов. В этом случае изменяются их уровни. При постоянной цене изменения уровней спроса и предложения графически отображаются смещением их кривых, а это неизбежно будет вызывать смещение и точки рыночного равновесия и параметров равновесия – равновесной цены (Ре) и равновесного объема купли-продажи (Qe).

При постоянстве уровня предложения между изменениями в уровне спроса и изменениями равновесный цены и равновесного объема купли-продажи существует прямая зависимость: при повышении уровня спроса повышается равновесная цена и увеличивается равновесный объем купли-продажи и наоборот (рис. 9).

При постоянстве уровня спроса между изменениями в уровне предложения и изменениями равновесной цены существует обратная зависимость, а между изменениями в уровне предложения и изменениями равновесного объема купли-продажи – прямая: при увеличении уровня предложения равновесная цена понижается, а равновесный объем купли-продажи увеличивается и наоборот (рис. 10).

Изменения в уровнях спроса и предложения могут происходить одновременно: в одном и разных направлениях (например, уровень спроса увеличивается, а уровень предложения уменьшается), в одинаковых и разных пропорциях. В связи с этим возможно множество вариантов изменения равновесных значений цены и объема купли-продажи.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Что понимается под общей и предельной полезностью?

2. Каким образом бюджетные возможности влияют на выбор потребителя?

3. Каковы свойства бюджетной линии?

4. В чем заключается равновесие потребителя?

5. Какова главная задача предпринимательской деятельности?

6. В чем заключаются основные особенности:

· единоличного владения;

· товарищества;

· корпорации?

7. Что такое нормальная прибыль?

8. Что такое явные и неявные издержки производства?

9. В чем суть и значение постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек производства?

10. Что собой представляет механизм микроэкономического регулирования?

Тесты и контрольные задания

1. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:

а) разницу между общей и предельной полезностью;

б) общую полезность;

в) среднюю полезность;

г) каждую из перечисленных величин.

2. Цена на бобы снизилась, в то время как цена на фасоль осталась без изменения. Что произойдет с линией бюджетного ограничения:

а) произойдет параллельный сдвиг от начала координат;

б) конец бюджетной линии сдвигается влево по оси бобов;

в) конец бюджетной линии сдвигается влево по оси фасоли;

г) конец бюджетной линии сдвигается вправо по оси фасоли;

д) конец бюджетной линии сдвигается вправо по оси бобов.

3. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а) отношения предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости;

б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров;

в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров;

г) полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения доходов потребителей;

д) все ответы неверны.

4. Две кривые безразличия пересекаются:

а) в точке, где потребит ель максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении;

б) в точке, где предельные полезности покупаемых товаров равны между собой;

в) по крайней мере в двух точках;

г) только, если потребитель демонстрирует нелогичное и нерациональное поведение;

д) все ответы неверны.

5. Общая полезность растет, когда предельная полезность:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) является величиной отрицательной;

г) увеличивается в быстром темпе;

д) является величиной положительной.

6. Постоянные издержки фирмы включают:

а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;

б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;

в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если ее продукция не производится;

г) неявные издержки;

д) все ответы неверны.

7. Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки) включают:

а) явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;

б) явные издержки;

в) неявные издержки;

г) не включают ни явные, ни неявные издержки;

д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.

8. Какое из следующих утверждений является правильным:

а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль;

б) экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = явные издержки;

в) бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль;

г) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль;

д) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.

9. В долгосрочном периоде:

а) все издержки являются переменными;

б) все издержки являются постоянными;

в) переменные издержки растут быстрее, чем постоянные;

г) постоянные издержки растут быстрее, чем переменные;

д) все издержки выступают как неявные.

10. К какому виду (постоянным или переменным) относятся следующие затраты:

а) затраты на рекламу продукции;

б)расходы на приобретение топлива;

в) оплата процентов по выпущенным фирмой займам;

г) плата за перевозку морским путем;

д) затраты на сырье;

е) выплата налога на недвижимость;

ж) жалование управленческому персоналу;

з)страховые взносы;

и) расходы на заработную плату рабочих;

к) амортизационные отчисления;

л) налог с продаж;

м) плата за арендуемое фирмой конторское оборудование.

11. Заполните таблицы.

Признаки Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополист. конкуренция
1. Вход в отрасль затруднен      
2. Предлагается однородная продукция      
3. Рекламируется продукция      
4. Оптимальный объем при Р=MC      
5. В долгосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль      
6. Кривая MR совпадает с кривой спроса фирмы      
7. Число продавцов ограничено      
8. MR зависит от объема продаж      
9. Предлагается дифференцированная продукция      
10. Возможна ценовая дискриминация      
Признаки Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополист. конкуренция
1. Вход в отрасль не ограничен      
2. Возможна ценовая дискриминация      
3. При любом объеме продаж MR < P      
4. Большое число продавцов      
5. Предлагается дифференцированная продукция      
6. В краткосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль      
7. Кривая спроса на продукцию фирмы с отрицательным наклоном      
8. MR не зависит об объема продаж      
9. Рекламируется продукция      
10. Предлагается однородная продукция      
Признаки Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополист. конкуренция
1. Вход в отрасль затруднен      
2. Предлагается однородная продукция      
3. Рекламируется продукция      
4. Оптимальный объем при Р=MC      
5. В долгосрочном периоде фирма не получает экономическую прибыль      
6. Кривая спроса на продукцию фирмы с отрицательным наклоном      
7. Число продавцов ограничено      
8. MR = P при любом объеме продаж      
9. Предлагается дифференцированная продукция      
10. Возможна ценовая дискриминация      

 

 

Признаки Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополист. конкуренция
1. При любом объеме продаж MR < P      
2. В долгосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль      
3. Кривая спроса на продукцию фирмы с отрицательным наклоном      
4. Число продавцов ограничено      
5. Рекламируется продукция      
6. Предлагается однородная продукция      
7. Возможна ценовая дискриминация      
8. Оптимальный объем при Р=МС      
9. Спрос на продукцию фирмы совершенно эластичный      
10. Вход в отрасль не ограничен      
Признаки Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополист. конкуренция
1. Вход в отрасль не ограничен      
2. Возможна ценовая дискриминация      
3. При любом объеме продаж MR < P      
4.Большое число продавцов      
5.Предлагается дифференцированная продукция      
6.В краткосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль      
7.Кривая спроса на продукцию фирмы с отрицательным наклоном      
8. MR не зависит об объема продаж      
9.Рекламируется продукция      
10. Предлагается однородная продукция      

 

Признаки Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополист. конкуренция
1. Вход в отрасль не ограничен      
2. Возможна ценовая дискриминация      
3. При любом объеме продаж MR < P      
4.Большое число продавцов      
5.Предлагается дифференцированная продукция      
6.В краткосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль      
7.Кривая спроса на продукцию фирмы с отрицательным наклоном      
8. MR не зависит об объема продаж      
9.Рекламируется продукция      
10. Предлагается однородная продукция      

 

 

Признаки Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополист. конкуренция
1. При любом объеме продаж MR < P      
2. В долгосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль      
3. Кривая спроса на продукцию фирмы с отрицательным наклоном      
4. Число продавцов ограничено      
5. Рекламируется продукция      
6. Предлагается однородная продукция      
7. Возможна ценовая дискриминация      
8. Оптимальный объем при Р=МС      
9. Спрос на продукцию фирмы совершенно эластичный      
10. Вход в отрасль не ограничен      

 

 

 

 

Лекция 4 «Теория спроса и предложения»







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.