|
Лекция 4 «Теория спроса и предложения»Стр 1 из 5Следующая ⇒ Лекция 4 «Теория спроса и предложения» Механизм установления рыночного равновесия путем конкуренции покупателей, либо продавцов и корректировки цены, а затем соответствующей реакции на это спроса и предложения называется равновесием по Вальрасу. Английский же экономист Альфред Маршалл иначе представляет этот механизм. Он считал, что производители товаров планируют объем предложения, учитывая разность между «ценой спроса» и «ценой предложения». Если «цена спроса» выше «цены предложения», производители увеличивают объем предложения, но вынуждены снижать цену, т.к. большее количество потребители готовы покупать только по более низкой цене. В случае, если «цена спроса» ниже «цены предложения» производители уменьшают предложение, а потребители вынуждены платить более высокую цену. И в том и в другом случаях производители изменяют объем предложения до тех пор, пока цена спроса не сравняется с ценой предложения. Модель Вальраса подходит для характеристики установления равновесия в коротком периоде, а модель Маршалла - в длительном периоде, так как в коротком периоде производители не могут быстро и существенно изменять объем предложения благ. В целом и производители, и потребители принимают решения относительно объема продаж и объема покупок самостоятельно, вступают в рыночные сделки друг с другом добровольно и руководствуясь лишь собственными интересами. В итоге же действия и тех и других обеспечивают общие интересы, а именно способствуют решению важнейших экономических вопросов: что, сколько, как и для кого производить, а значит, наиболее эффективному распределению ограниченных ресурсов между альтернативными целями. Ценовой рыночный механизм Адамом Смитом был назван «невидимой рукой» рынка. «Невидимая рука рынка, - писал он, - заставляет каждого думать об интересах других потому, что иначе его товар может оказаться ненужным, и вместо прибыли получатся одни убытки».
Реакция параметров равновесия на изменения в уровнях спроса и предложения Спрос и предложение, могут изменяться под воздействием неценовых факторов. В этом случае изменяются их уровни. При постоянной цене изменения уровней спроса и предложения графически отображаются смещением их кривых, а это неизбежно будет вызывать смещение и точки рыночного равновесия и параметров равновесия – равновесной цены (Ре) и равновесного объема купли-продажи (Qe). При постоянстве уровня предложения между изменениями в уровне спроса и изменениями равновесный цены и равновесного объема купли-продажи существует прямая зависимость: при повышении уровня спроса повышается равновесная цена и увеличивается равновесный объем купли-продажи и наоборот (рис. 9). При постоянстве уровня спроса между изменениями в уровне предложения и изменениями равновесной цены существует обратная зависимость, а между изменениями в уровне предложения и изменениями равновесного объема купли-продажи – прямая: при увеличении уровня предложения равновесная цена понижается, а равновесный объем купли-продажи увеличивается и наоборот (рис. 10). Изменения в уровнях спроса и предложения могут происходить одновременно: в одном и разных направлениях (например, уровень спроса увеличивается, а уровень предложения уменьшается), в одинаковых и разных пропорциях. В связи с этим возможно множество вариантов изменения равновесных значений цены и объема купли-продажи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ 1. Что понимается под общей и предельной полезностью? 2. Каким образом бюджетные возможности влияют на выбор потребителя? 3. Каковы свойства бюджетной линии? 4. В чем заключается равновесие потребителя? 5. Какова главная задача предпринимательской деятельности? 6. В чем заключаются основные особенности: · единоличного владения; · товарищества; · корпорации? 7. Что такое нормальная прибыль? 8. Что такое явные и неявные издержки производства? 9. В чем суть и значение постоянных, переменных, общих, средних и предельных издержек производства? 10. Что собой представляет механизм микроэкономического регулирования? Тесты и контрольные задания 1. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать: а) разницу между общей и предельной полезностью; б) общую полезность; в) среднюю полезность; г) каждую из перечисленных величин. 2. Цена на бобы снизилась, в то время как цена на фасоль осталась без изменения. Что произойдет с линией бюджетного ограничения: а) произойдет параллельный сдвиг от начала координат; б) конец бюджетной линии сдвигается влево по оси бобов; в) конец бюджетной линии сдвигается влево по оси фасоли; г) конец бюджетной линии сдвигается вправо по оси фасоли; д) конец бюджетной линии сдвигается вправо по оси бобов. 3. Закон убывающей предельной полезности означает, что: а) отношения предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости; б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров; в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров; г) полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения доходов потребителей; д) все ответы неверны. 4. Две кривые безразличия пересекаются: а) в точке, где потребит ель максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении; б) в точке, где предельные полезности покупаемых товаров равны между собой; в) по крайней мере в двух точках; г) только, если потребитель демонстрирует нелогичное и нерациональное поведение; д) все ответы неверны. 5. Общая полезность растет, когда предельная полезность: а) уменьшается; б) увеличивается; в) является величиной отрицательной; г) увеличивается в быстром темпе; д) является величиной положительной. 6. Постоянные издержки фирмы включают: а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения; б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства; в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если ее продукция не производится; г) неявные издержки; д) все ответы неверны. 7. Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки) включают: а) явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль; б) явные издержки; в) неявные издержки; г) не включают ни явные, ни неявные издержки; д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли. 8. Какое из следующих утверждений является правильным: а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль; б) экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль = явные издержки; в) бухгалтерская прибыль – неявные издержки = экономическая прибыль; г) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль; д) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки. 9. В долгосрочном периоде: а) все издержки являются переменными; б) все издержки являются постоянными; в) переменные издержки растут быстрее, чем постоянные; г) постоянные издержки растут быстрее, чем переменные; д) все издержки выступают как неявные. 10. К какому виду (постоянным или переменным) относятся следующие затраты: а) затраты на рекламу продукции; б)расходы на приобретение топлива; в) оплата процентов по выпущенным фирмой займам; г) плата за перевозку морским путем; д) затраты на сырье; е) выплата налога на недвижимость; ж) жалование управленческому персоналу; з)страховые взносы; и) расходы на заработную плату рабочих; к) амортизационные отчисления; л) налог с продаж; м) плата за арендуемое фирмой конторское оборудование. 11. Заполните таблицы.
Лекция 4 «Теория спроса и предложения» Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|