Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 5: Теория фирмы (4 часа)





Теория фирмы (Theory of the Firm) — это теория, рассматривающая поведение фирмы, которая решает вопросы максимизации прибыли, объема выпуска, ценообразования, развития и т.д.

Общие закономерности существования рынков совершенной и несовершенной конкуренции проясняют механизмы поиска фирмами оптимального состояния, в результате чего они могут максимизировать свою прибыль. Но помимо этого фирмы решают ряд других не менее важных задач. В экономической теории сформировалось два подхода к изучению природы фирмы:

  • технологический;
  • институциональный.

Технологический подход к изучению фирмы появился на основе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В некоторой экономической литературе данный подход озвучивается как функциональный, что говорит о способе анализа поведения фирмы. В основе этого подхода лежит предположение о том, что всегда имеется возможность определить функцию, которая выражает максимальный объем выпуска продукции при определенном уровне развития техники и технологии, а также при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Данная функция в экономической теории называется производственной. С ее помощью можно определить, с помощью какой пропорции между определенными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зрения соотношения затрат и выпуска.

При технологическом подходе к природе фирмы проблема определения ее оптимального размера является центральной. Здесь необходимо прибегнуть к известному эффекту экономии на масштабах производства, или, по-другому, возрастающей отдачи от масштаба. Согласно его действию, оптимальным размером фирмы является тот, при котором нет резкого роста переменных издержек. Иными словами, существующий положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. Например, для фирмы-производителя полиграфической продукции он будет полностью исчерпан, если мощности существующих печатных станков полностью используются, а покупка новых станков невозможно без аренды или строительства дополнительных производственных помещений.

С неоклассической точки зрения фирму сравнивают с «черным ящиком» — она воспринимается как данность, после чего в этот «ящик» кладут порции ресурсов, накрывают крышкой и, далее, через определенное время чудесным образом достают из него произведенные блага. Здесь технологический подход не объясняет то, откуда взялся данный таинственный «ящик» и что происходит внутри него.

Как альтернатива технологическому, в рамках институциональной экономической теории был разработан новый подход изучения поведения фирм. Институциональная традиция рассмотрения вопросов, связанных с поведением фирмы и процессов, происходящих внутри нее, берет свое начало с опубликованной в 1937 году статьи Р. Коуза «Природа фирмы». В дальнейшем взгляды Р. Коуза получили развитие в работах таких экономистов и известных ученых, как Х. Демсец, К. Эрроу, А. Алчиян, Г. Саймон, О. Уильямсон и др.

В институциональном подходе центральной проблемой анализа фирмы становятся не максимизация фирмы, а объяснения феномена возникновения фирмы, условий ее дальнейшего развития и исчезновения. Помимо понятия института, для описания фирмы и ее внутренней структуры, в данной теории используются такие категории, как асимметричность информации, оппортунистическое поведение, трансакционные издержки, контракт и специфичность ресурсов.

Сперва необходимо определить причины возникновения фирмы. Представим экономику, где каждый индивид самостоятельно по отдельности и вне какой-либо структуры (напр., фирмы) занимается производством благ. В отличие от неоклассического взгляда, здесь предстает мир с ненулевыми трансакционными издержками, снизить которые можно лишь при четком распределении прав собственности каждого отдельного экономического агента. Следовательно, при вступлении в отношения с другими субъектами в процессе осуществления обмена, необходимо предусмотреть защиту всех интересов экономического агента путем заключения соответствующего контракта (договора). На первый взгляд, экономический агент все предусмотрел и не нуждается в организации фирмы. Но, необходимо присмотреться более внимательно к данной ситуации.

Каждая сделка по обмену заключается в вышеупомянутой модели лишь после проведения необходимых переговоров о порядке передачи блага, его цене, качестве и т.д. Иными словами, все хозяйственные субъекты, производящие блага, договариваются индивидуально о поставке оборудования, сырья и продаже конечной продукции. Но в этом случае большая часть времени будет потрачена на эти переговоры.

Представим то, сколько времени может занять производство автомобиля при подобной модели хозяйственной жизни. Каждый отдельный производитель стекол договаривается с отдельным производителем шин, двигателя, кузова, электрического оборудования и т.д. Величина трансакционных издержек при данном способе производства будет огромной. Таким образом, рыночный механизм становится очень дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности.

Отсюда, можно подвести итог о том, что, организуя фирму, индивиды стремятся к поиску альтернативных способов координации своей совместной деятельности, сокращению количества издержек. Каким образом это осуществляется? Дело в том, что любая фирма представляет из себя субъект рынка, а ее внутреннее построение иерархично. Рональд Коуз отмечал: «Фирма — это система отношений, при которой направление всех ресурсов зависит от предпринимателя». К примеру, владелец фирмы, беря вас на работу после окончания института, заключает с вами необходимое трудовое соглашение либо нанимает в число штатных сотрудников, и все правоотношения между вами и работодателем регулируются данным соглашением и существующим трудовым законодательством. Кроме всего этого, все ваши обязанности будут осуществляться в соответствии с должностной инструкцией, где изложены ваши права и обязанности, а также полномочия. В данных условиях у вас уже нет необходимости в заключении контрактов со всеми сотрудниками фирмы по отдельности, так как все вы действуете в единой иерархической единице — фирме.

Более 50 лет тому назад, когда в экономической теории главным средством ведения хозяйственной деятельности считался рыночный механизм, Р. Коуз показал, что именно фирмы дополняют рынок. Он предложил рассматривать рынок и фирму как альтернативные способы экономической организации. Поэтому, выбор при принятии решения предпринимателем состоит в том, чтобы определиться, каким образом будет дешевле осуществлять сделки: посредством создания фирмы или путем рыночного механизма.

К примеру, если владелец фирмы столкнулся с недобросовестным партнером, он должен принять оптимальное для себя решение из следующих возможностей:

1. заключить соответствующий договор с юридической фирмой, которая будет контролировать законность всех дальнейших операций (рыночная сделка);

2. самостоятельно нанять квалифицированного юриста на постоянной основе в свою фирму, включив его в иерархию.

Несомненно, выбор будет зависеть от величины трансакционных издержек каждого варианта, а также от того, насколько вероятным владелец фирмы считает возникновение данных проблем в будущем. При этом выбор предпринимателя будет зависеть от сопоставления трансакционных издержек обеих вариантов. Другими словами, сопоставляются предельные трансакционные издержки рыночной организации производства и предельные издержки функционирования самой фирмы. Последнее рассмотрим подробнее.

Фирма не избавляется от трансакционных издержек вообще, в противном случае все общественное производство организовывалось бы как одна громадная фирма в рамках национального хозяйства (предмет мечтаний сторонников социалистического общества). Внутри каждой фирмы есть трансакционные издержки административного управления, издержки расчета выполненных работником функций, издержки на подстраховку от оппортунистического поведения нанятых работников после заключения с ними трудового договора и т.п. Асимметричность информации не дает владельцу фирмы точно узнать квалификацию нанимаемого работника: ведь принимаемый на работу человек знает о своих качествах намного больше, чем проводящий с ним собеседование работодатель. Некомпетентность, неисполнительность, либо просто скверный характер проявятся намного позже, после подписания трудового соглашения. Во всех этих случаях выявление и наказание также связано с трансакционными издержками фирмы.

В неоинституциональной теории фирмы также рассматривается проблема «принципал — агент», которая напрямую связана с теорией трансакционных издержкек. Важно изучить эту проблему из-за наличия оппортунистического поведения и асимметричности информации. Принципал — это есть собственник ресурсов, а агент – это лицо, которое наделяется принципалом правом пользования данными ресурсами. Иными словами, принципал дает некоторые правомочия агенту. Агент, в свою очередь, должен за определенную плату представлять интересы принципала. Примеров здесь можно привести множество: владельцы компаний и менеджеры, избиратели и Государственная Дума, землевладельцы и арендаторы и пр. Агент имеет больше информации, чем принципал, т.е. между ними информация распространена асимметрично. При этом принципал не в состоянии полностью контролировать все действия агента (мы, как избиратели не можем проконтролировать всю деятельность Государственной Думы, владельцы компаний менеджеров и т.д.). Поэтому, у агента временами возникает тяга к оппортунистическому поведению и использованию своих прав в собственных интересах.

К примеру, Вы со своим партнером как принципалы вполне довольны работой своей фирмы, производящей хлеб. Ваш компаньон давно мечтал о кругосветном путешествии и хочет сделать перерыв в работе на один год. Но, вы, напротив, хотите перейти в другую сферу коммерческой деятельности, например, заниматься закупками товаров китайских производителей для перепродажи. На то время, пока будете заняты, вы решаете нанять на должность руководителя фирмы, производящей хлеб, наемного работника (агента) и назначит ему фиксированную заработную плату. Однако, через некоторое время положение вашей фирмы ухудшается. Пусть даже нанятый руководитель обладает профессионализмом и порядочностью. Но, передав ему весь груз ответственности по принятию важных решений, вы заставили его задуматься: зачем идти на риск, прилагать сверхусилия, работая «на дядю», если получаешь фиксированную оплату. Возникает отрыв функции собственника от функции управляющего и появляется отлынивание (оппортунистическое поведение).

На основе вышеизложенных проблем фирме можно дать следующее определение: фирма — это структура деятельности, которая направлена на поиск более выгодного способа производства при условии неопределенности. Неопределенность, которая возникает при наличии асимметричной информации в рамках рыночного хозяйства, способствует появлению желаний индивидов искать спасения от трансакционных издержек в иерархии фирмы.

Себестоимость – первоначальная стоимость тех затрат, которые несет предприятие на производство единицы продукции

Стоимость – денежный эквивалент всех видов издержек включая некоторые виды переменных издержек.

Цена – рыночный эквивалент общепринятой стоимости предлагаемого товара.

Издержки производства – это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства.

Издержки могут рассматриваться с различных позиций. Если они исследуются с точки зрения отдельной фирмы (отдельного производителя), речь идет о частных издержках. Если же издержки анализируются с точки зрения общества в целом, то возникают внешние эффекты и, как следствие, необходимость учета общественных издержек.

Постоянные издержки – это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара.

Переменные издержки – это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки – те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Бухгалтерские издержки – это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки = Явные издержки

Экономические издержки – это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Альтернативные издержки – затраты па ресурсы, равные выгоде, которую можно получить, если при тех же расходах использовать наилучшим образом альтернативный ресурс рис. 31.1.

Альтернативная стоимость вложения средств в предприятие определяется наибольшей возможной прибылью, которая может быть получена с этих денег, если бы они были вложены во что-нибудь другое.

Бухгалтерские издержки – ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения

Экономические издержки – как ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений использования тех же ресурсов

Эти два вида издержек (бухгалтерские и экономические) могут совпадать или не совпадать друг с другом.

Если ресурсы покупаются на свободном конкурентном рынке, то фактическая рыночная цена равновесия, уплачиваемая за их приобретение, есть цена наилучшей альтернативы (если бы это было не так, то ресурс ушел бы к другому покупателю).

Сумма явных и неявных издержек производства составляет экономические издержки.

Для изменения объема производства предприятию (фирме) необходимо изменять и структуру своих затрат. Количество одних из них можно изменить довольно быстро. Количество других – лишь в течение более длительного периода времени. Соответственно выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды.

В краткосрочном периоде, то есть периоде времени, когда производители не могут изменить размер своего производства (масштабы производства), а увеличивают объем производства только за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов или привлечения дополнительной рабочей силы, издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки(FC) - это те затраты предприятия (фирмы), которые не зависят от объема выпуска продукции (например, амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала, арендная плата, страховые платежи).

Переменные издержки(VC) – это те затраты, которые напрямую зависят от объема выпуска продукции (например, зарплата производственного персонала, затраты на сырье и материалы, затраты на рекламу, оплата транспортных услуг). Они равны нулю, когда продукция не выпускается, и по мере роста производства продукции возрастают.

Долгосрочный период – это временной интервал, достаточный для изменения всех производственных факторов. Значит, издержки в долгосрочном периоде могут быть только переменными.

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые,илиобщие издержки(TC).

Для того, чтобы оценить прибыльно или убыточно производство и, следовательно, для решения вопроса о том, производить ли данную продукцию вообще, предприятию (фирме) важно также знать средние издержки (АТС), которые рассчитываются как частное от деления общих издержек (ТС) на количество произведенного продукта (Q):

(6.5)

Если цена товара равна средним издержкам, то предприятие (фирма) имеет нулевой эффект от своей хозяйственной деятельности, то есть прибыль отсутствует. Если цена меньше средних издержек, то предприятие (фирма) несет убытки и может обанкротиться. Если цена больше средних издержек, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы.

Для того, чтобы определить, какой объем (количество) продукции предпринимателю выгодно (эффективно) производить, рассчитывают предельные издержки (МС) – дополнительные затраты на производство каждой последующей единицы продукции сверх уже имеющегося объема (издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции). Поскольку постоянные издержки неизменны, то предельные издержки зависят от переменных издержек:

 

 

(6.6)

В то же время, поскольку предельные издержки – это издержки, связанные с выпуском дополнительной продукции, их можно определить как разницу между общими издержками на производство увеличенного объема продукции (TC n ) и общими издержками на прежний объем производства (TC n –1 ):

(6.7)

Положение фирмы в современной рыночной среде связано с трансакционными издержками. Это затраты фирмы по защите своих выгод и прав в условиях рыночного хозяйства (затраты на поиск информации о ценах, контрагентах, рынках сбыта, на ведение переговоров, заключение контрактов, разработку стандартов, охрану фирменных знаков и торговых марок, затраты на юридическое обслуживание по защите своих прав и интересов).

Итогом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является доход. Доход предприятия (фирмы) – это денежные средства, получаемые им в результате хозяйственной деятельности за определенный период времени.

В соответствии с видами издержек различают общий (валовой), средний и предельный доходы.

Общий (валовой) доход – это доход, включающий выручку от реализации продукции и внереализационные доходы. Выручка – это суммы, поступающие предприятию от продажи определенного количества товара. Она равна цене товара (Р), умноженной на количество единиц проданного товара (Q).

(6.8)

Внереализационные доходы – это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью предприятия (фирмы): проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы и пени, доходы от сдачи помещений в аренду и т.д.

Средний доход представляет собой доход, получаемый предприятием (фирмой) от продажи единицы продукции и определяется делением общего дохода на количество единиц реализованного товара:

(6.9)

то есть средний доход равен цене единицы продукции.

Предельный доход – это приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции:

(6.10)

Разница между валовым доходом от продажи товаров и издержками производства представляет собой прибыль. В зависимости от состава издержек различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовым доходом и бухгалтерскими издержками производства. Экономическая, или чистая прибыль - это разница между валовым доходом и экономическими издержками.

Если валовой доход предприятия (фирмы) равен ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается нулевой, или нормальной. Считается, что нормальная прибыль – это доход предприятия (фирмы) настолько высокий, чтобы оно продолжало заниматься данной хозяйственной деятельностью.

В современном хозяйственном механизме прибыль выполняет три функции:

1. Стимулирующую. Ее суть в том, что прибыль побуждает предприятие (фирму) увеличивать объем реализации продукции, подсчитывать издержки, повышать производительность труда и т.д.

2. Распределительную. Она проявляется в том, что прибыль является не только источником накопления денежных средств предприятия (фирмы), но и способствует развитию производства, финансированию строительства объектов непроизводственного назначения (жилья, детсадов, поликлиник, баз отдыха) для его работников, служит источником их дополнительного материального поощрения;

3. Учетную. Суть данной функции в том, что прибыль является формой оценки эффективности всей предпринимательской деятельности предприятия (фирмы). Эффективность предпринимательской деятельности предприятия оценивается с помощью таких показателей, как абсолютная величина прибыли и рентабельность.

Абсолютная величина прибыли характеризует эффективность деятельности предприятия с точки зрения динамики (больше или меньше), но не позволяет оценивать деятельность двух разных хозяйствующих субъектов, поскольку у них имеются различные стартовые возможности.

В таких случаях используется показатель рентабельности (р), который рассчитывают как отношение величины прибыли (П) к полным издержкам (З) в процентном выражении:

(6.11)

Одним из вариантов этого показателя является рентабельность продукциипрод), которая показывает степень выгодности производства того или иного товара и рассчитывается соотношением прибыли по данному виду продукции (П) к затратам на его производство и реализацию (С б):

(6.12)

Механизм микроэкономического регулирования представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляются организация и управление производством на предприятии (фирме).Он включает внутрихозяйственный механизм регулирования деятельности предприятия (фирм) и механизм их государственного регулирования.

В условиях рыночной экономики внутрихозяйственное регулирование деятельности предприятий (фирм) выступает в виде менеджмента.

Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством на предприятии (фирме). Цель менеджмента – достижение наивысшей эффективности деятельности предприятия (фирмы), повышение качества продукции при постоянном расширении и обновлении ее ассортимента, увеличения прибыли.

Сущность менеджмента раскрывается в его функциях:

1. Постановка цели, представляющая собой выработку стратегических и текущих целей функционирования и развития производства.

2. Планирование, заключающееся в выработке направлений, путей и средств реализации целей деятельности предприятия (фирмы). При планировании используются следующие принципы:

· объективность, то есть учет имеющихся возможностей;

· системность, комплексность, предполагающие, что все показатели планирования должны быть взаимосвязаны;

· оптимальность, в соответствии с которой планирование должно быть ориентировано на наилучший результат хозяйственной деятельности данного предприятия (фирмы) для получения максимальной прибыли;

· единство интересов предприятия (фирмы), ее персонала и потребителей;

· сбалансированность, согласно которой конечные показатели хозяйственной деятельности должны быть увязаны с имеющимися на предприятии (фирме) материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;

· обоснованность, предполагающая, что планирование должно осуществляться на основе точных расчетов.

3. Организация, представляющая собой деятельность управленческого персонала, направленную на рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производства: работников, орудий и предметов труда. Основными принципами организации являются:

· разделение труда;

· власть;

· дисциплина;

· единство руководства;

· централизация;

· иерархия;

· подчинение частных интересов работников интересам фирмы;

· постоянство состава персонала;

· инициатива;

· справедливость.

4. Координирование, заключающееся в согласованности функций всех элементов системы управления предприятием.

5. Регулирование, представляющее собой выполнение текущих мероприятий по устранению отклонений от заданного режима функционирования системы управления.

6. Стимулирование, состоящее в разработке и использовании различных стимулов (как материальных, так и моральных), побуждающих персонал предприятия (фирмы) к высоко результативному труду.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.