Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние налогообложения и дотирования на параметры равновесия и на благосостояние потребителей и производителей





Косвенное воздействие на условия обмена на рынках и на благосостоянии потребителей и производителей государство может оказывать с помощью налоговой и дотационной политики.

Правительство может облагать налогом продажу каких-либо благ. Так как налоги являются вычетом из доходов производителей, то производители стараются переложить бремя на потребителей. Для возмещения своих потерь прежнее количество благ они будут предлагать по более высоким ценам, кривая предложения сместиться влево, точка равновесия сместиться влево-вверх. Рав­новесная цена повысится, а равновесный объем купли-продажи уменьшится. Однако новая равновесная цена будет выше прежней лишь на часть налога. Потребители тоже в свою очередь постараются не брать на себя налоговое бремя и заменить подорожавшие блага более дешевыми субститутами, поэтому часть потерь от повышения налогов вынуждены будут взять на себя продавцы, прибыль которых в этом случае уменьшится. Таким образом, налоговое бремя, распределится между покупателями и производителями товаров.

Распределение налогового бремени зависит от соотношения ценовых эластичностей спроса и предложения:

1. При одинаковой степени ценовой эластичности налоговое бремя распределится между ними поровну:

Площади фигур РеРе1Е1С и АРеСB отражают величины налогового бремени потребителей и производителей.

2. Если спрос эластичнее предложения, то большее налоговое бремя несут продавцы, так как в этом случае они не могут значительно повысить цену и переложить на потребителей большую часть налога.

3. Если же эластичнее предложение, то большее налоговое бремя ляжет на потребителей, так как они в меньшей степени чувствительны и не способны значительно изменять свой спрос на благо.

При совершенно эластичном спросе равновесная цена не изменяется, зато существенно сокращается объем продаж. В этом случае все налоговое бремя ложится на плечи производителей.

В случае совершенно неэластичного спроса цена повышается на всю сумму налога, а объем продаж не изменяется. В этом случае все налоговое бремя перекладывается на потребителей.

В случае совершенно эластичного предложения все налоговое бремя может быть переложено на потребителей, в случае совершенно неэластично го предложения – налоговое бремя полностью ложится на производителей. Сумма налоговых сборов больше при неэластичном предложении.

В результате налогообложения «съедается» часть излишка потреби­телей и производителей, то есть уменьшается величина общей выгоды от обмена.

При налогообложении не только уменьшается выгода от обмена получаемая потребителями и производителями, но часть ее вообще теря­ется, то есть часть этой выгоды не поступает и государству в виде нало­гов.

Потеря части обшей выгоды от купли-продажи в результате налогооб­ложения в экономической теории называется «избыточным налоговые бременем», которое означает, что участники обмена несут бремя, которое превышает сумму налоговых поступлений в бюджет государства. Площади треугольников ВЕ1Е символизируют величину избыточного налогового бремени.

Налогообложение продажи благ уменьшает общую выгоду от обме­на независимо от того, кто непосредственно должен уплачивать налог с про­дажи – потребители или производители. Подобным образом влияет на параметры равновесия на рынке им­портных товаров установление пошлин на них.

Противоположное воздействие на цены и объемы купли-продажи оказывают государственные дотации производителям или потребителям. Дотации называются отрицательными налогами, или «налогами наоборот». При дотировании производства, либо потребления цены понижаются, а объ­ем купли-продажи увеличивается. Выгода от этого также распределяется между потребителями и производителями, независимо от того, кому непо­средственно они выделяются. Пропорция в их распределении между по­требителями и производителями также зависит от соотношения степеней ценовой эластичности спроса и предложения. Если спрос эластичнее пред­ложения, то большую долю дотации получают производители и наоборот. При одинаковой степени ценовой эластичности спроса и предложения сум­ма дотации распределяется между ними поровну.

В долгосрочном периоде за счет расширения производственных площадей, установки дополнительного оборудования, увеличения количества используемого труда, материалов и т.д. фирма увеличивает свой размер, т.е. масштаб производства. При этом с ростом масштаба производства долгосрочные средние издержки могут вести себя по-разному, т.е. они могут увеличиваться, оставаться постоянными или уменьшаться. Динамика долгосрочных средних издержек зависит от эффекта масштаба.

Эффект масштаба (отдача от масштаба) – это коэффициент изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов. Различают постоянный, положительный и отрицательный эффект масштаба или постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба.

Предположим, что первоначальное соотношение между выпуском продукции (объемом производства) описывалось производственной функцией . Если количество применяемых ресурсов увеличивается в k раз, то новый объем выпуска составит: .

Постоянный эффект масштаба означает, что выпуск продукции увеличивается в такой же пропорции, как и количество факторов производства, т.е. . Так как в данном случае выпуск продукции и затраты ресурсов растут в одинаковой пропорции, то долгосрочные средние издержки не изменяются при увеличении масштаба производства.

Положительный эффект масштаба означает, что выпуск увеличивается в большей пропорции, чем увеличивается количество факторов производства, т.е. . Так как выпуск растет быстрее затрат ресурсов, то долгосрочные средние издержки уменьшаются. В данном случае говорят об экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Факторами экономии на масштабах производства являются: более глубокая специализация ресурсов, более эффективное управление, более рациональное использование капитала (зданий, оборудования и т.п.). Таким образом, при положительном эффекте масштаба по мере роста объема производства до определенного момента производительность ресурсов возрастает, а средние издержки снижаются.

Отрицательный эффект масштаба означает, что выпуск увеличивается в меньшей пропорции, чем увеличилось количество факторов производства, т.е. . Так как выпуск растет медленнее затрат ресурсов, то долгосрочные средние издержки увеличиваются. Факторами увеличения издержек в данном случае являются в основном проблемы, связанные с разрастанием управленческого аппарата и трудностью координации работы отдельных подразделений крупной фирмы.

Графически эффект масштаба выглядит следующим образом (рис. 5.6.1).

Если расстояние между изоквантами уменьшается, то это говорит о том, что одинаковый прирост выпуска продукции достигается с помощью все меньшего использования ресурсов, т.е. имеет место положительный эффект масштаба (рис. 5.6.1б). Если расстояние между изоквантами увеличивается, то одинаковый прирост выпуска достигается с помощью все большего количества используемых ресурсов. Значит, имеет место отрицательный эффект масштаба (рис. 5.6.1в). Постоянный эффект масштаба графически изображен на рис. 5.6.1.а.

 

 


Эффект масштаба и динамика долгосрочных средних издержек определяет оптимальный (эффективный) размер предприятия, что в свою очередь обусловливает рыночную структуру отрасли. Оптимальный размер предприятия – это размер предприятия, обеспечивающий минимальные средние долгосрочные издержки.

В различных отраслях экономики вследствие того, что применяемая в них технология различается, объем выпуска, при котором достигается наивысшая экономия от масштаба, различается и различается оптимальный размер предприятий.

Так, существуют отрасли, технологическая специфика которых исчерпывает положительный эффект масштаба и минимальные издержки уже при небольших размерах предприятия (например, сфера услуг, розничная торговля, хлебопекарная промышленность, строительство и т. д. – рис. 5.6.2.а).

Для других отраслей положительный эффект масштаба действует на достаточно длительном участке роста объемов производства. Это означает, что в данных отраслях может сосуществовать как небольшие, так и крупные фирмы (производство продуктов питания, одежды, мебели, текстильная промышленность и т.д. рис. 5.6.2.б).

Имеются и такие отрасли, технологическая специфика которых такова, что чем больше объем производства, тем меньше долгосрочные средние издержки (большой положительный эффект масштаба). В таких отраслях оптимальными с точки зрения размера будут крупные предприятия (металлургия, автомобилестроение и т.д. – рис. 5.6.2в).







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.