Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реформы в области народного образования и печати





Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. Само осу­ществление реформ в управлении, суде, военном деле и т. д. было невозможно без развития сети общеобразовательных и специаль­ных учебных заведений. Все формы народного образования, объем и содержание преподаваемых дисциплин всегда строго регламен­тировались и находились под контролем соответствующих прави­тельственных учреждений. Народное образование всегда рассмат-


ривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности "вере, царю и отечеству". Большое влияние на разра­ботку реформ в области просвещения и печати оказал общедемо­кратический подъем в стране после Крымской войны, который за­ставил самодержавие пойти на некоторую демократизацию выс­шей школы и на смягчение цензурных правил.

Школьная реформа. Начало подготовки реформы начального и среднего образования было положено учреждением 28 июля 1861 г. Комитета для разработки школьной реформы. Со­ставленные им проекты реформы начальной и средней школы были разосланы на отзыв известным русским и иностранным специали­стам. 14 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Оно предоставляло право открывать началь­ные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материальном обеспечении школ, а руководство учебной частью передавалось уездным и губернским училищным советам. Уездный училищный совет состоял из двух представителей от уездного зем­ского собрания и по одному от местных ведомств, которые избира­ли председателя совета. Губернский училищный совет состоял из губернатора, архиерея, директора училищ данной губернии и двух представителей от губернского земского собрания. Председатель­ствовал в совете архиерей. В программу начальных училищ входи­ло преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, "за­кона Божьего" и церковного пения. В пореформенной России суще­ствовали четыре вида начальных школ: учрежденные частными лицами (таких школ было немного), Министерством народного про­свещения (министерские), земствами (земские) и церковноприход­ские, которые подчинили себе создаваемые по инициативе кресть­ян сельские "школы грамоты".

19 ноября 1864 г. был утвержден "Устав гимназий и прогимна­зий". Он вводил принцип формального равенства в среднем образо­вании для людей всех сословий и вероисповеданий.

По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классиче­ские и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимна­зии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних ("классических") языков — латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподава­ния математики и естествознания за счет сокращения часов на гу­манитарные предметы. Окончившие классические гимназии полу­чали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднен: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заве­дения. Уставом 1864 г. учреждались прогимназии — четырехкласс­ные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем клас-


сам классической гимназии. Окончившие прогимназию могли по­ступить в 5-й класс классической гимназии.

Новые гимназии из-за недостатка денежных средств и подго­товленных преподавательских кадров вводились медленно. Несмотря на записанное в законе равенство всех сословий и вероисповеданий при приеме в гимназии, в них из-за высокой платы за обучение могли учиться преимущественно дети привилегированных и состоя­тельных сословий. Так, в 1874 г. в классических гимназиях дети дворян и чиновников составляли 59%, городской буржуазии — 28%,, духовенства — 6%, крестьян — 5%, прочих — 2%; в реальных гим­назиях дети дворян составляли 53%, буржуазии — 33%, духовенст­ва — 3%, крестьян — 7%, прочих — 4%.

Еще в 1858 г. наряду с закрытыми женскими учебными заве­дениями — "институтами благородных девиц" (учрежденными в XVIII в. для девиц из дворян) — стали открываться женские учи­лища для девочек и из непривилегированных сословий. 9 января 1862 г. эти училища получили свой устав, а 10 ноября того же года переименованы в женские гимназии с более сокращенной по срав-нению с мужскими гимназиями программой преподавания общеоб-разовательных дисциплин. В них устанавливался семилетний срок обучения, однако разрешалось иметь и 8-й, дополнительный, класс специально для подготовки учительниц.

Университетский устав 1863 г. В начале царствования Александра II был поставлен вопрос о пересмотре Университетского устава 1835 г. Однако вплотную к разработке рефор­мы высшей школы правительство приступило в конце 1861 г. под влиянием студенческих волнений. Созданная для этой цели специ­альная комиссия из попечителей учебных округов с участием про­фессоров подготовила к началу 1862 г. проект университетского ус­тава, который был опубликован и разослан для отзывов в универ­ситеты страны, губернаторам, предводителям дворянства и выс­шим духовным лицам, переведен на иностранные языки и послан видным иностранным ученым. Кроме того, Министерство народного просвещения направило за границу профессора права Петербург­ского университета К. Д. Кавелина для ознакомления с состоянием высшего образования в иностранных университетах. После всего этого подготовленный проект еще длительное время обсуждался в различных правительственных инстанциях и уже в пятой редак­ции Университетский устав был утвержден 16 июня 1863 г. им­ператором и получил силу закона. Это был самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России.

Действие Университетского устава 1863 г. распространялось на 5 существовавших к тому времени российских университетов:

Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский. Дерптский в Эстонии, Гельсингфорсский в Финляндии и Варшав­ский в Польше имели свои уставы.


По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета — историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В Петербургском университете вме­сто медицинского был восточный факультет. В полтора раза увели­чивалось число штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании и в связи с этим открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табели о рангах повышался на два класса, Достигнув 25-летнего преподавательского стажа, профессор университета уходил в отставку с пенсией в размере полного оклада профессорского жалованья, но мог еще в течение 5 лет преподавать в университете, при этом кроме пенсии за ним сохранялся и преж­ний оклад.

Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно ре­шать все научные, учебные и административно-финансовые вопро­сы: присуждать ученые степени и звания, распределять государст­венные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку. Руководство жизнью факультетов принадлежало факультетским советам. Университеты имели собственную цензуру, свободно вы­писывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не под­лежали проверке на таможне. Такое право имел и каждый профес­сор. Устав предусматривал выборность ректора, проректоров, де­канов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения.

Студенты, как и ранее, делились на своекоштных и казенно­коштных. Своекоштные жили дома или в снимаемых ими кварти­рах и вносили плату за обучение. По окончании университета они могли свободно выбрать себе род занятий или службы. Казенно­коштные жили при университете и на его содержании. По оконча­нии учебы они обязывались отслужить 6 лет по назначению. Одна­ко казеннокоштные составляли небольшую часть студенчества. Лишь в Московском университете их обучалось в течение года до 120 че­ловек, в остальных — не более 20 студентов в каждом. По уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали дисциплинарному суду, избираемому из состава профессоров уни­верситетским советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться установленным университетским пра­вилам.

Высшее женское Устав 1863 г. не предоставил права поступления образование В университеты женщинам. Однако правительст­во не могло не считаться с требованиями прогрессивных россий­ских ученых дать доступ к высшему образованию и женщинам, разрешив открывать частные высшие женские курсы.


Начало высшему женскому образованию в России было поло­жено на рубеже 60—70-х годов XIX в. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. — Владимирские в Петербурге и "Систематические" по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве — Высшие жен­ские курсы профессора В. И. Герье историко-филологического на­правления. В 1876 г. в Казани были открыты Высшие женские кур­сы с двумя факультетами — физико-математическим и историко-филологическим. В 1878 г. аналогичные курсы были созданы в Кие­ве и по инициативе профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Бестужевские курсы получили особую из­вестность, так как давали наиболее основательное высшее образо­вание. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Реформа цензуры Уже в самом начале царствования Александра II были сделаны некоторые послабления печати. В 1855 г. был упразднен учрежденный в 1848 г. Николаем I для уси­ления надзора за печатью печально знаменитый бутурлинский ко­митет с его карательной цензурой. В 1857 г. был поставлен вопрос о подготовке нового цензурного устава. Однако разработка его затя­нулась, так как предлагавшиеся различными комиссиями проекты не удовлетворяли правительство: оно проявляло особую осторож­ность и медлительность в проведении цензурной реформы. В нача­ле 1863 г. была создана новая комиссия по разработке цензурного устава. Подготовленный ею проект пролежал без движения два года, он подвергался изменениям и дополнениям, а затем был передан на обсуждение в Государственный совет. 6 апреля 1865 г. в виде "Вре­менных правил о печати" закон был утвержден царем.

"Временные правила" 1865 г. (действовали как "временные" 40 лет!) отменяли предварительную цензуру для оригинальных со­чинений объемом не менее 10 печатных листов, а для переводных — не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению мини­стра внутренних дел, при этом издатель обязан был представить денежный залог от 2,5 до 5 тыс. руб. Автор, редактор, издатель и даже книготорговец в случае "нарушения закона" отвечали перед судом. Освобожденные от предварительной цензуры периодические издания могли подвергаться и административному воздействию: "предостережениям" (после трех таких "предостережений" жур­нал или газета закрывались), денежному штрафу, временной при­остановке на полгода или прекращению издания. От цензуры осво­бождались лишь правительственные и научные издания. Это были весьма незначительные уступки печати, причем они распространя­лись лишь на столичные города — Москву и Петербург. На провин­циальную печать и массовую литературу для народа цензура со-


хранялась в полной мере. Действовала и духовная цензура Святей­шего Синода, которая следила не только за духовными, но и за светскими произведениями, если в них затрагивались вопросы веры.

Поворот к реакции после покушения на царя Д. В. Каракозова в 1866 г. в первую очередь отразился на политике в области просве­щения и печати. В апреле 1866 г. был уволен в отставку признан­ный слишком "либеральным" министр народного просвещения А. В. Головнин, на этот пост назначили ярого ретрограда графа Д. А. Толстого. Свою деятельность он начал с пересмотра устава гимназий. Преподавание древних языков он рассматривал как "ос­нову всего дальнейшего научного образования", направленного на борьбу "с материализмом и нигилизмом". Защитниками "классиче­ского образования" выступали в печати известные публицисты П. М. Леонтьев и перешедший на консервативные позиции М, Н. Катков, принимавшие деятельное участие в разработке программ классических гимназий.

Изданный 30 июля 1871 г. новый устав гимназий предусмат­ривал сохранение только классических гимназий, срок обучения в которых увеличивался с 7 до 8 лет. За счет сокращения других предметов в полтора раза расширялась программа преподавания древних языков. В гимназиях внедрялись механическое заучива­ние и зубрежка, подавлялась всякая самостоятельность мысли. Уси­ливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне ее, поощрялись доносы и наушничество.

Устав 15 мая 1872 г. о реальных гимназиях заменял их шести­классными реальными училищами, приспособленными к "приобре­тению технических познаний" для "занятий различными отрасля­ми промышленности и торговли". Поэтому программа преподава­ния в них ограничивалась техническими предметами (значительно увеличился объем преподавания математики и черчения). Как в классических гимназиях, так и в реальных училищах резко умень­шилось количество учебных часов по истории, географии, естество­знанию и новым языкам, которые стали рассматриваться как "вто­ростепенные" предметы. Была повышена плата за обучение, что еще больше ограничивало прием в эти учебные заведения детей из малоимущих слоев населения (преимущественно из непривилеги­рованных сословий). Окончившим реальные училища не только ка­тегорически запрещался доступ в университеты, но и затрудня­лось поступление в высшие технические учебные заведения.

С конца 60-х годов издается серия законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать. С 1866 г. дела о печати стали изыматься из ведения окружных судов и передаваться в судебные палаты с более верноподданниче­ским составом судей. Законы 1868 и 1872 гг. предоставляли минист­ру внутренних дел право запрещать розничную продажу газет, пе­редавать дела о закрытии "неблагонадежных" органов печати не в суд, а в Комитет министров. Закон 1873 г. запрещал редакторам


газет и журналов под страхом их закрытия касаться острых поли­тических вопросов, обсуждение которых в печати правительство признавало "неудобным".







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.