Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Военные реформы 1861—1874 гг. Русская армия во второй половине XIX в.





Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее во­енно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экс­пансии ведущих европейских держав настоятельно требовали ко­ренной реорганизации всего военного дела в России. Но реоргани­зация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зави­сели от технико-экономического потенциала страны, главным обра­зом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводи­лись постепенно.

В 60—70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и воен­но-учебных заведений и завершившихся наиболее важной рефор­мой — новой системой комплектования армии путем введения все­сословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательст­вом военного министра Ф. В. Ридигера. Однако и по окончании вой­ны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

Практически военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина (старшего брата Н. А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии,обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживавшегося либераль­ных воззрений. С именем Д. А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

15 января 1862 г. он представил Александру.II программу во­енных преобразований. Она предусматривала сокращение воору­женных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся


временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные нака­зания — шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 ав­густа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредст­венно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная сис­тема имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя центра­лизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки моби­лизации запасных в военное время. В условиях России с ее огром­ными пространствами это приобретало первостепенное значение. По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное воен­ное управление. В подчинение Военному министерству передава­лись артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий — действующая армия.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построен­ный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции — полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военно-полевой суд. Реше­ния военных судов подлежали утверждению соответственно полко­вого и окружного начальников, а в последней инстанции — военно­го министра.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учеб­ных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военные училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкер­ских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохож­дения службы. Расширялась система высшего военного образова­ния в военных академиях — Академии Генерального штаба, Ар­тиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учре­жденной Военно-юридической.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготов­ку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии введения новой систе­мы комплектования армии — замены старой, рекрутской системы всесословной (т. е. всеобщей) воинской повинностью, что обеспечило бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I. Всеобщая


воинская повинность давала необходимый эффект только при ус­ловии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских ре­зервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60-х — начале 70-х годов XIX в. в России создал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ. Настоятельная необхо­димость этой реформы диктовалась и сложной внешнеполитиче­ской обстановкой, особенно обострившейся в связи с разгромом Франции Пруссией в 1870 г. и образованием в центре Европы ми­литаристской Германской империи, которая открыто заявила о своих экспансионистских устремлениях.

В 1870 г. Д. А. Милютин представил Александру II доклад о введении всеобщей воинской повинности и получил его одобрение. Под председательством Милютина была создана специальная ко­миссия для выработки воинского устава. Через два года проект во­инского устава был готов и вынесен на обсуждение Государствен­ного совета. Обсуждение шло остро. Против введения всесословной воинской повинности активно выступали министр просвещения Д. А. Толстой и шеф жандармов П. А. Шувалов, а в печати — редактор и издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков. 1 января 1874 г. Александр II утвердил "Устав о воинской повинности" и специальный Манифест о нем.

По закону 1874 г. все воинские силы Российской империи де­лились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные вой­ска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повин­ность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, т. е. она приобретала всесословный характер. Для сухопутных регулярных войск уста-навливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота уста­навливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребы­вания в запасе.

Для армии мирного времени необходимый контингент призы­ваемых на действительную службу был значительно меньше обще­го числа призывников. Так, в 1874 г. из 725 тыс. мужчин, подлежав­ших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. — 212 тыс. человек, в 1900 г. из 1150 тыс. — 315 тыс. Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу бра­ли в армию 25—30%. От действительной службы освобождались, в первую очередь, по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних брать­ях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейно­му положению освобождалось от действительной службы до поло­вины призывников. Около 15—20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имев-


шие льгот, тянули жребий. Как имевшие льготу, так и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу, зачислялись в запас на 15 лет, а по истечении этого срока — в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы на 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет — для окончивших начальную школу, до 3 лет — городскую школу, до полутора лет — гимназию и до полугода — для имевших выс­шее образование. Если получивший образование поступал на дей­ствительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то ука­занные сроки службы сокращались вдвое. Находившихся на дейст­вительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте. Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотно­сти среди мужского населения, поскольку в то время до 80% при­зываемых на службу были неграмотными.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались ду­ховные лица всех вероисповеданий, представители некоторых ре­лигиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавка­за и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воин­ская повинность фактически распространялась на податные сосло­вия, так как привилегированные сословия благодаря своему обра­зованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные раз­личия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя фор­мально лица из податных сословий имели право поступать в воен­но-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооруже­ние была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Ар­тиллерийский парк заменяли-новыми системами стальных нарез­ных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилиза­ции с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребыва­ния в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца уве­личивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейно­му положению, но в 2—4 раза увеличивались сроки службы для


лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861—1874 гг. сыграли важную роль в по­вышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не мог­ли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс пере­вооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Значение реформ 1863—1874 гг.

Реформы 50—70-х годов XIX в., начиная с отмены крепостного права, знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Общий ход социально-экономического развития Рос­сии вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, ко­торые, в свою очередь, дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Однако буржуазные по своему содержанию ре­формы 60—70-х годов носили непоследовательный и незавершен­ный характер. Наряду с буржуазными принципами в новых орга­нах местного управления, судебной системе, народном образовании и т. д. реформы вместе с тем ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные прежде всего крупной бур­жуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены цар­ской администрации.

В противоречивой политике императора Александра II соче­тались и реформаторство, и реакционные тенденции. Послед­ние открыто заявили о себе после покушения на Александра II Д. В. Каракозова в 1866 г. Эти тенденции замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер.

Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло ста­рые административно-полицейские методы управления, поддержи­вало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии "контрреформ" в царствование Александра III.

 








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.