Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 26 . Социокультурный облик города и деревни





В сочетании многочисленных тенденций культурного разви­тия города и деревни, столицы и провинции формировалась обще­ственно-культурная среда. Состояние ее отражает и сохранение культурных традиций, и степень распространения современной для данной эпохи (профессиональной) культуры. Нельзя не согласиться с Д. С. Лихачевым, что "для жизни человеку важна среда, создан­ная культурой его предков или им самим". Распространению и раз­витию культуры способствуют образование, деятельность культур­но-просветительных учреждений, книга и периодика, а также сис­тема их функционирования, транспортно-коммуникационная и информационная сеть.

Формирование культурной среды находится в зависимости и от многих других факторов: от хозяйственно-экономического со­стояния региона, связи с культурными центрами, каковыми были некоторые старинные русские города (Ярославль, Воронеж, Орел и др.), близости к столичным центрам. Наконец большую роль в этом процессе играл административный статус города (губернский или уездный).

Город в культурной жизни

В формировании и наполненности культурной среды городу принадлежит наиболее важная роль. Город выступает как центр сосредоточения профессиональной культуры в различных ее об­ластях (в просвещении, науке, религии, искусстве). Здесь находят­ся основные учебные и культурно-просветительные институты и учреждения, формируется информационная система, способствующая интеграции культурных процессов.

Культура русского города XIX в. была многопланова. С одной стороны, город как оплот бюрократии и аппарата власти на местах был носителем официозной культуры. С другой, именно в нем су­ществовали структуры (университет, научное общество, кружок, журналы, газеты и т. д.), которые наряду с распространением вер­ноподданнических, консервативных идей стимулировали и разви­тие оппозиционных властям взглядов. Город, таким образом, стано­вился важнейшим средством модернизации общества.

Типология города. Динамика развития Система городов, существовавшая в России в XIX в., сложилась в основном во второй половине предшествующего столетия в результате волевых правительственных решений, изложенных в ряде указов Екатери-


ны II. Издавая постановления о создании новых городских центров, как правило, вчерашних сельских поселений, правительство руко­водствовалось прежде всего административно-фискальными и во­енными соображениями. Однако развитие города, его хозяйство, демография, социальная структура и общественно-культурная жизнь были органически связаны с общими процессами, происхо­дившими в жизни страны.

Случаи преобразования села в город продолжались в первой половине XIX в., но были очень редки. Так, например, в 1840 г. указом Николая I заштатным городом стало село Сухиничи в Ка­лужской губернии.

В сознании современников город всегда ассоциировался преж­де всего с властью, а потом уже с торговлей, промышленностью. "Город, какой бы там он ни был, — писал в конце 80-х годов Н. В. Шелгунов, — все-таки сила, хотя бы по одному тому, что он всегда центр власти".

Некоторые типологические особенности русского города как экономического центра были связаны с аграрным характером эко­номики России в целом, широким развитием кустарных крестьян­ских промыслов, сосредоточенных в деревне. Одной из разновидно­стей дореформенного города были аграрные города, их жители за­нимались торговым огородничеством и садоводством. В первой по­ловине XIX в. существовали так называемые "неземледельческие центры"(Иваново, Павлове, Ворсма, Кимры и др.), которые, факти­чески выполняя экономические функции города, юридически оставались селами.

В пореформенное время "фабричные села" не только сохрани­лись, но даже и умножились. В 90-е годы из 103 фабрично-заво­дских центров, отмеченных В. И. Лениным в книге "Развитие капи­тализма в России", только 40 относились к городам, остальные были "фабричными" и кустарными селами. Юридически они продолжа­ли сохранять статус села, а их население относилось к крестьян­скому сословию с присущими ему чертами экономического и куль­турного быта.

Некоторые из "неземледельческих центров" в пореформенное время становились городами (Иваново-Вознесенск, Орехово-Зуево и др.). Решающую роль в процессе городообразования в это вре­мя, в отличие от более раннего, начинает играть экономический фактор.

К числу особого типа городов следует отнести города портовые (Одесса, Владивосток), военные (Севастополь); университетские.

В целом, несмотря на многофункциональность русского горо­да, его административно-военная функция оставалась приоритет­ной на протяжении всего рассматриваемого времени. Администра­тивный статус города оказывал большое влияние на состояние и развитие его культурной жизни.


Вопрос о типологии русского города, как позднефеодальнего, так и капиталистического в особенности, относится к числу недос­таточно изученных; нет разработанных критериев разделения по­селений на городские и сельские. В силу этого в официальной ста­тистике при определении числа городов и городского населения в качестве критерия рассматривается демографический фактор. По числу жителей города в России разделялись на малые (до 10 тыс.), средние (10—50 тыс.), крупные (свыше 50 тыс.). См. следующие дан­ные (тире означает отсутствие данных):

 

Год 1825   Число городов 496       Из них       Жителей абс.в тыс. (округл)   Население городов в процентах  
малые   средние   крупные   К населению Европ. России   к населению России в целом  
1863 1897           4730 6540 12000   10,2     912,3  
                    12,9 21,0   13,4  

 

Следует иметь в виду относительную точность приводимых в таблице сведений, которые получены на основании подсчетов дан­ных официальной статистики. Однако они показывают тенденцию в развитии города в XIX — начале XX вв., выражавшуюся в росте городского населения как в абсолютном, так и относительном, уве­личении средних и крупных городов, в которых в пореформенное время была сосредоточена большая часть горожан.

В конце 60-х годов среди городов Европейской России только в пяти (Москве, Петербурге, Одессе, Кишиневе, Риге) население пре­вышало 100 тыс. В конце 90-х годов городов со 100-тысячным насе­лением и выше было уже 14 (среди них Тула, Саратов, Нижний Новгород, Астрахань, Киев, Харьков). К началу первой мировой войны в России в целом (без Финляндии и Польши) было 29 таких городов, в которых проживало около трети всего городского насе­ления.

И все же на протяжении XIX- начала XX вв. наиболее распро­странен был средний город с числом жителей от 10 до 50 тыс., малые города в подавляющей своей массе были уездными цент­рами.

В силу того, что аграрная Россия на протяжении всего XIX в. доминировала над городской (для сравнения: в конце 90-х годов городское население в России составляло 13,4%, тогда как в Англии — 72%, Германии — 48,5%, Франции — 37,4%), город испытывал боль­шое влияние сельской округи на культурный быт населения. Это во многом определяло схожесть культурной жизни в провинциальных городах и селах, что проявлялось в характере жилища, благоуст­ройстве, домашнем быте.


Большинство русских городов, особенно дореформенного времени, за исключением столичных и некоторых губернских центров мало чем отлича­лись по внешнему виду от сельских поселений. В планировке и застройке города большую роль играли водные пространства, зеле­ные насаждения и сохранение вокруг свободных пахотных земель или лугов. Река была важной водной артерией, но она стала вклю­чаться и в культурное пространство города. На набережной реки обычно устраивались скверы, общественные сады.

Внешний облик центра города стал меняться в связи с нача­лом регулярного типового строительства в конце XVIII в. В начале XIX в. новые генеральные планы получили более 400 городов, т. е. большинство существовавших в то время. Правда, не все эти планы были реализованы в жизнь. И, тем не менее, город становился ре­гулярным, с системой улиц, площадью в центре, на которой обяза­тельно располагались здания присутственных мест, церковь и тор­говые ряды. Устанавливалось место въезда в город через заставу, обычно расположенную на почтовом тракте. С появлением желез­ных дорог эту роль заставы заменили городские вокзалы.

Город в отличие от села имел более сложную социально-про­странственную структуру, включавшую систему улиц, жители ко­торых принадлежали к разным социальным группам. Это отража­лось в названии улиц. В каждом городе обычно были дворянские, мещанские, посадские улицы. Городская топонимика, достаточно развитая в XIX в., была своеобразным языком города, сохраняв­шим память о его прошлом, отражавшим новые явления в жизни.

Формирование специфически городской среды было связано с появлением таких форм обслуживания, общения и развлечения, как трактир, гостиницы, общественные бани, аптеки, библиотека, музей, городской сад, театр. Но окраины и в пореформенное время в массе городов сохраняли сельский вид — здесь город как бы не­заметно переходил в деревню.

На протяжении XIX в. город в подавляющем большинстве был деревянным. В конце столетия деревянные постройки составляли более 60% всех зданий в столицах и свыше 80% в провинциальных городах Европейской России. Большинство горожан жили в собст­венных домах, плотность населения в городах была практически такой же как и в селах. В большинстве губерний в 50-е годы сред­няя плотность городского населения была 5-9 человек на один дом. И только в столичных губерниях плотность населения, с учетом большой плотности в самих столицах, составляла в Петербургской губернии в среднем 42 человека, в Московской — 22 человека на один дом. Потребность в найме квартир выросла в пореформенное время в крупных городах, где началось строительство многоэтаж­ных доходных домов.

Благоустройство дореформенного губернского города в основ­ном ограничивалось мощением центральных улиц и площадей, улич-


ным освещением масляными и спиртовыми фонарями, уходом за состоянием водоемов. Все эти расходы производились из городско­го бюджета.

Во второй половине XIX в. инфраструктура городского хо­зяйства становится более сложной: появляются водопровод, кана­лизация, электрическое освещение в домах и на улице. Строитель­ство доходных домов в крупных городах вызывало необходимость водонапорных сооружений. В городе стали строиться железнодо­рожные вокзалы, депо, электро- и телефонные станции.

В некоторых городах в конце XIX в. появился трамвай. Перво­начально это были линии конно-железной дороги ("конка"), кото­рые позднее стали использовать электрическую тягу. Первая конка появилась в Москве в 1872 г. во время Политехнической выставки. В 70—80-е годы она действовала как вид общественного транспор­та в столицах, некоторых губернских городах.

К первой половине XIX в. относятся попытки устройства в городах общественного водопровода. В 1805 г. было завершено строи­тельство Мытищинского водопровода в Москве — первого в России. Затем были построены водопроводы в Калуге (1807), в Н. Новгороде (1847 г.). Только в 1859 г. появился водопровод в Петербурге. Водо­проводы во второй половине XIX в. были устроены во многих гу­бернских городах (Саратове, Ярославле, Твери, Одессе, Казани, Харькове, Туле и др.). Это связывалось прежде всего с опасностью пожаров, которая всегда существовала в деревянном городе.

Но все же водопровод не стал массовым явлением. Водоснаб­жение с проведением воды в дома в конце столетия было в одном городе из восьми. Даже в Москве водопроводом были снабжены лишь 20% зданий. Только 85 городов (примерно 1/10 часть) в нача­ле XX в. освещались электричеством и газом, но даже и в них на окраинах сохранялось керосиновое освещение. Многие из нововве­дений в городском хозяйстве скорее отражали намечавшуюся тен­денцию, чем реальное благоустройство как характерное явление, для города.

В дореформенный период система начальной и средней общеобразовательной школы существовала в столичных и губернских городах. Приходские и уездные училища действовали в подавляющем большинстве уездных городов. Школа в это время имела место в основном в городе.

В пореформенное время происходил количественный рост школ в городах. О возраставшей потребности в начальных училищах в городах писали местные "Губернские ведомости".

Новшевством было появление женских бессословных гимна­зий (с 1858 г.), реальных мужских училищ; в системе высшей шко­лы наряду с университетами начинают действовать отраслевые вузы. Большинство специализированных высших учебных заведений в


провинции было открыто во второй половине XIX — начале XX в. К 1917 г. по численности провинциальные вузы приближались к столичным.

Во второй половине XIX в. существовала довольно разветв­ленная система печати, в том числе провинциальной, возобнови­лась работа многих публичных библиотек, возникли новые типы библиотек. Среди публичных библиотек городские общественные составляли большинство.

Заметным культурным явлением в губернских городах стано­вятся художественные объединения, музеи, картинные галереи, ранее известные только столицам. Картинная галерея И. К. Айва­зовского в Феодосии, открытая в 1880 г., была первой публичной художественной галереей в провинции. В Саратове в 1885г. худож­ник А. П. Боголюбов (внук А. Н. Радищева) основал в честь знаме­нитого деда Художественно-промышленный музей. Картинная га­лерея в Пензе открылась в 90-е годы при Художественном учили­ще. Первым директором ее стал художник-передвижник К. А. Са­вицкий.

Пореформенное время отмечено оживлением выставочной дея­тельности в области искусства. Начало художественных выставок в России связано с Академией художеств и относится еще к 60-м годам XVIII столетия. В первой половине XIX в. художественные выставки проходили в Петербурге, Москве. Идейно-художествен­ное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения "Товарищества передвижных художественных выставок". В Уста­ве Товарищества впервые четко высказывалась мысль о необходи­мости пропаганды искусства, о связи искусства с запросами жизни. С этой целью "в городах империи" устраивались передвижные ху­дожественные выставки "в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами".

Картины первой выставки передвижников, открытой в 1871 г. в залах Академии художеств в Петербурге, экспонировались так­же в Москве, Киеве и Харькове. В середине 80-х годов выставки передвижников проходили в 14 городах России. Они продолжали существовать и после революции 1917 г. Последняя, 48-я, выставка художников-передвижников состоялась в 1924 г.

Появление в России во второй половине века многочисленных музеев свидетельствовало том, что в образованных кругах общест­ва, среди интеллигенции все более осознавалась необходимость со­хранения и изучения культурного наследия. Музеи для этого пред­ставляли большие возможности. Инициатива в организации многих из них принадлежала общественности городов, земству.

С развитием национального самосознания, а также со стрем­лением властей пропагандировать идеи официальной идеологии связано возведение в городах светских памятников в честь русских


императоров, деятелей культуры, известных людей, как правило, уроженцев этих мест, дела которых были достойны памяти и ува­жения потомков. Эти памятники становились органичной частью культурной среды города.

Впервые появившись в столицах ("Медный всадник" — Па­мятник Петру I в Петербурге, скульптор Э. М. Фальконе, 1782 г.; памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса в Москве, 1818 г.), мемориалы стали сооружаться и в губернских городах: Петру I (скульптор И. Н. Шредер) в Петрозаводске, 1873; а также в Архан­гельске, 1914, и Таганроге, 1903 (М. М. Антокольский); Ивану Суса­нину (В. И. Демут-Малиновский) в Костроме, 1851; Н. М. Карамзину (С. И. Гальберт) в Симбирске, 1845; М. В. Ломоносову (И. П. Мартос) в Архангельске, 1832; М. Ю. Лермонтову (А. М. Опекушин) в Пяти­горске, 1889.

Всероссийским общественно-культурным и политическим со­бытием стало сооружение в 1862 г. в Новгороде памятника "Тыся­челетию России" (скульптор М. О. Микешин). Открытие памятника А. С. Пушкину в Москве в 1880 г. (скульптор А. М. Опекушин) пре­вратилось в праздник русской культуры.

Культурную городскую среду формировал театр. В первой половине XIX в. в провинциальных городах публичные театры были редкостью. В начале столетия некоторые помещики имели крепост­ные театры, из их среды вышли замечательные актеры, хотя судь­ба многих из них оказалась трагичной. Будучи крепостным в 1805 г. в Курске начал выступать М. С. Щепкин, впоследствии — актер Малого театра, реформатор актерского искусства, гордость русской сцены. Вольную он получил только в 1820 г.

В 60-е годы публичные театры, постоянные или временные театральные труппы работали более чем в 100 городах (Орел, Ря­зань, Кострома, Саратов и др.). На провинциальной сцене гастроли­ровали известные актеры Малого театра (В. И. Живокини, И. В. Са­марин). В провинциальных театрах, в свою очередь, начинали свой творческий путь многие замечательные актеры, составившие славу столичного драматического театра (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, А. П. Ленский, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина и др.).

Социальная структура города отражала сословное многообразие, сохранявшееся в России на протяжении всего XIX в. (Социальная структура общества в переписи населения 1897 г. дана по сословному принципу, что отразило факт юридического сохранения сословий.) В 50-е годы среди городских жителей были дворяне и чиновники (5,5%), купцы (4,5%), почетные граждане (0,2%), духовенство (1,4%), мещане (около 50%), разночинцы, солдаты, крестьяне (38, 5%). Судя по имеющимся данным, мещанство составляло основ­ное городское сословие. В целом в провинциальных городах Евро-


пейской России проживало от 66 до 90% мещан. Меньше было ме­щан среди населения столичных губерний.

Пореформенное время внесло коррективы в социальный со­став городского населения. Росла прослойка торгово-промышлен­ной буржуазии, появился новый социальный слой — пролетариат, источником пополнения которого было в основном крестьянство и городское мещанство, что отражало сущность процесса формиро­вания социально-классовой структуры буржуазного общества. Од­нако эти изменения в социальной структуре проявлялись в круп­ных — столичных и губернских — городах. В основной массе горо­дов и в пореформенное время мещанство оставалось "основным коренным слоем городского населения". В конце 90-х годов оно со­ставляло 10,7% всего населения страны.

При известном напряжении сил, сколачивании достаточного капитала мещане могли перейти в купечество. Однако в реальной жизни социальная и имущественная грань между мещанством и купечеством была очень подвижной. Мещанство, являясь частью мелкобуржуазной прослойки, в социальной структуре занимало как бы срединное положение между дворянством и купечеством, с од­ной стороны, и крестьянством, с другой. Будучи основным слоем городского населения, мещанство было и носителем массовой го­родской культуры. Оно составляло средний культурный слой, кото­рый должен был нивелировать существовавший в России разрыв между элитарной и народной культурой, аккумулировать, разви­вать и распространять новации, прежде всего в материально-тех­нической сфере, рожденные потребностями эпохи и появлявшиеся в городе.

Тесная связь мещанства с крестьянством определяла многие стороны его мировоззрения, духовно-нравственную позицию, спо­собствовала сохранению в его среде традиционной народной куль­туры. Образно характеризуя социальную структуру пореформен­ного общества, Н. В. Шелгунов относил мещанство и купечество к "полуинтеллигентному слою, придерживавшемуся Домостроя".

Распространенное в среде российской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. пренебрежительное, а подчас и негативное отношение к понятию "мещанство" или "мещанская среда" не со­всем корректно. Мещанство, как основной городской слой (его тру­довая деятельность, социально-экономическое положение, мировоз­зрение, нравственно-этические взгляды) нуждается в серьезном изучении.

В условиях пореформенного времени, когда шла модерниза­ция общества в технической, научной, культурной сферах, грамот­ные и образованные люди становились более востребованными. К концу крепостной эпохи в демократических слоях города и деревни происходили некоторые сдвиги в понимании пользы и необходимо­сти грамотности. Как отмечалось в одном из официальных доку­ментов в конце 50-х годов, "теперь устранено одно из главных пре-


пятствий к распространению грамотности между простым наро­дом: ослабело предубеждение, которое имели родители против учебы своих детей".

Город по уровню и темпам распространения грамотности да­вал более высокие показатели, чем средние по стране. В начале 50-х годов грамотных горожан было около 4% (при среднем уровне грамотности около 1%). В городах столичных губерний грамотные составляли около 3,5%, центрально-промышленных — 5—9%. К кон­цу столетия грамотных в городах Европейской России насчитыва­лось уже 48,9%, причем этот процент был всегда выше, чем по гу­бернии в целом. Особенно резко, по сравнению с дореформенным временем, выросла грамотность в столицах и городах столичных губерний. В Москве и Петербурге грамотных среди жителей было соответственно 56,3% и 62,7%, а в городах этих губерний — 55,7% и 62,8%.

Город сосредоточивал не только большинство грамотных, но и образованных людей. В России в конце XIX в. преобладало среднее общее и специальное образование. Среди городских сословий сред­нее образование имели около 2,5%. Как видно, несмотря на концен­трацию в городе слоя образованных людей, основная масса горо­жан не поднималась выше уровня элементарной грамотности.

При преобладании в мелкобуржуазных слоях города началь­ного общеобразовательного ценза в конце XIX — начале XX вв. значительная прослойка мещан (иногда более трети) составляла часть студенчества высшей школы, особенно технических учебных заведений. Однако численность ее не соответствовала той роли, которую должен был играть этот слой горожан в экономической и культурной жизни страны.

В результате недолгого существования в России буржуазной эпохи (немногим более полустолетия), непоследовательности и ос­торожности правительства в отношении распространения просве­щения, в частности сохранения сословности, из-за недостаточного финансирования системы народного образования процесс демокра­тизации культуры в пореформенное время не мог быть глубоким. На это требовалось более длительное время. Однако эти обстоя­тельства оказывали влияние на интенсивность, но не на сущность процессов, определявших состояние общественно-культурной сре­ды города.

В пореформенное время столичный и губернский город в боль­шей степени становится центром экономического и культурного притяжения. В России в XIX в. Петербург и Москва сохраняли роль столичных центров. Если Петербург был прежде всего цен­тром официальной культуры, где наиболее полно воплотились идеи европеизма, то Москва как культурный центр больше тяготела к традиционности в культуре и общественном сознании. Наличие двух таких крупнейших культурных центров определило одну из осо­бенностей взаимодействия столицы и провинции. Последняя боль-


ше тяготела к Москве как хранительнице традиционного образа жизни и исторической памяти.

Особенностью российской провинции была ее тесная связь с окружающей город деревенской средой. Однако в конце XIX в. многие губернские города представляли собой развитые центры культур­ной жизни. "Духовно-просветительным центром на Волге" был Са­ратов, где "пульс общественной жизни бился сильнее, чем в других губернских городах"; "духовная жизнь Нижнего Новгорода была довольно развитой"; Самару сравнивали с быстро растущими горо­дами Америки.

Не только экономическая необходимость, но и желание стать горожанином, пользоваться преимуществами города по сравнению с деревней заставляли людей стремиться в город. В работах совре­менных исследователей отмечается, что миграция была доминант­ным процессом в росте городов конца XIX — начала XX вв., в ней преобладали крестьяне, приезжавшие в город на заработки.

Однако, согласно данным переписи 1897г., относительная ми­грация населения составляла в это время менее 8%. В Европейской России местные уроженцы на момент проведения переписи состав­ляли свыше 92%. Районами, больше всего поглощавшими пришлое население, были столичные губернии, Кавказ и Сибирь.

Только в столичных губерниях, за счет большого притока на­селения в столицы, процент горожан по отношению ко всем жите­лям или приближался к половине (в Московской — 46,7%), или был больше ее (в Петербургской — 67,3%). В основной массе губерний Европейской России он не превышал 14%.

Эти данные отражают тот факт, что в России в конце XIX в. уровень урбанистических процессов был невысоким. Признаки ур­банизации, которая меняла профессиональную структуру населе­ния, формировала специфически городской образ жизни и повы­шала социальную мобильность, проявлялись лишь в столичных го­родах и возможно как тенденция в некоторых губернских центрах. В целом современные исследователи отмечают слабую степень ур­банизации в России.

Деревня в культурной жизни

Социокультурный динамизм общественного развития в XIX в. повлиял на состояние культуры деревни. Новые культурные явле­ния в жизни русского крестьянства стали заметно распространять­ся в пореформенное время в условиях развития модернизации об­щества. Однако в целом в России XIX в. сохранялась, как известно, аграрная направленность экономики. Крестьянство на протяжении всего этого времени составляло подавляющую массу населения (по данным переписи 1897 г. — 84,2% населения Европейской России).

Крестьянство, наряду с мещанством, было основным социаль­ным источником формирования пролетариата, создавало базу для


сохранения мелкобуржуазной среды, многоукладности российской экономики. В силу этого состояние культуры деревни, ее развитие, взаимоотношение с культурой города, ее влияние на городскую культуру определили характер многих социокультурных процес­сов в России XIX — начала XX вв.

Коренной чертой народной культуры оставались ее традиционность и непрофессиональный характер. Традиционная культура (в отличие от профессиональной) это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в по­вседневном обиходе и проведении сельских праздников.

Многие стороны традиционной культуры уходят корнями в глубокую древность. Тесная связь крестьянина с природой опреде­лялась его хозяйственной деятельностью, в которой земледелие было приоритетным. Взаимозависимость материального достатка от влия­ния природно-климатических факторов сохраняла в сознании кре­стьянина многие идущие еще со времен язычества верования в силу Природы. Поэтому даже в XIX в. в религиозном сознании русского крестьянина причудливо переплетались православная вера и язы­ческие суеверия и обряды. Современные исследователи определя­ют систему верований русского крестьянина как православно-язы­ческий синкретизм, т. е. смешение православной веры и остатков язычества.

Православие являлось в духовной культуре крестьянства XIX в. важным фактором. Оно влияло на многие стороны духовно-нравственной жизни народа, семейно-брачные отношения, этику поведения. Однако, несмотря на это, в системе верований русского крестьянства в XIX в. многие дохристианские языческие культы не исчезли полностью, хотя в ряде случаев и трансформировались.

Крестьянская земледельческая культура основывалась на тра­диционной системе трехполья, преобладавшей до начала 80-х го­дов, и лишь в последние десятилетия XIX в. в крестьянских хозяй­ствах стал наблюдаться переход к многополью. В результате мно­говекового накапливания практических сельскохозяйственных зна­ний сложилась русская народная агрономия. Она основывалась на наблюдении за природой, учете многообразия природно-климати­ческих и почвенных факторов, комплексе агротехнических средств, которые использовались крестьянином на практике.

Помимо землепашества в хозяйстве крестьянина традиционно большую роль играли промыслы — прядение и ткачество, плот­ницкое дело, столярное, гончарное. Особенно широко промысловая деятельность крестьян была распространена в неземледельческих губерниях. Длительное существование промысла выработало опре­деленную культуру производства, включавшую традиционные тру­довые навыки, изготовление и применение простейших инструмен-


тов. Появившаяся в России во второй половине XVIII в. мануфак­тура во многом использовала сложившийся в крестьянских про­мыслах опыт.

Жизнь русского крестьянина проходила в рамках общины и семьи, которые играли важную роль в сохранении и воспроизвод­стве традиционной народной культуры. Социальное и культурное творчество крестьянина в XIX в. было связано с сельской общиной. Она регулировала поземельные отношения, влияла на решение хо­зяйственных и внутрисемейных проблем. Урегулирование общиной внутренней жизни крестьянского "мира" происходило на основе обычного права. В сознании русского крестьянина всегда жило пред­ставление о правопорядке, основанном на обычае. Крестьяне, часто не знавшие закона, уважали чувство справедливости, по которой старались строить свою жизнь.

Приверженность крестьян к общинному землепользованию, общине как социокультурному институту, определявшему практи­чески все стороны его жизни, сохранялась долго и в пореформен­ное время. Возможно, в этом одна из причин общественной инерции крестьян в период проведения П. А. Столыпиным аграрной рефор­мы. Из небольшого числа крестьян, выделившихся из общины (к 1915 г. — около 22% дворов), в 70% случаев это произошло в ре­зультате административного вмешательства.

Помимо общины, важным институтом в хозяйственно-бытовой жизни крестьянина была семья. Она являлась прежде всего шко­лой трудового обучения, которое начиналось для детей примерно с 9 лет. По крестьянским понятиям, это означало воспитание в семье нового работника.

Сохранение традиционных черт в культуре во многом питала цикличность жизни крестьянского "мира". Трудовой ритм русской деревни, чередование будней и праздников определялись сменяю­щимися природными циклами и характером работ в них (сев, жат­ва, молотьба). Каждое время года сопровождалось яркими по своей эмоционально-смысловой нагрузке праздниками — Масленицей, Пасхой, Троицей, в которых продолжала сохраняться обрядность в сочетании с православной религиозностью.

Однако в реальной жизни деревни нередко встречались сце­ны, подобные тем, что изобразил В. Г. Перов в своей картине "Сель­ский крестный ход на Пасху". В русской дерене, как впрочем и в городе, пьянство было, к сожалению, распространено. Особенно много пили в праздники. Некрасов писал о русском крестьянине: "Он до смерти работает, до полусмерти пьет". Кабак в деревне был своеоб­разным клубом: здесь узнавались новости, текущие цены, заклю­чались торговые сделки.

Влияние буржуазных реформ на реформы 60—70-х годов и последующее социально-экономическое развитие способствовали активизации многих культурных процессов, в которые более активно, по сравнению с предшествую-


щим временем, вовлекалась деревня. Усилению социально-эконо­мических связей деревни и города способствовало отходничество.

Уход крестьян из деревни на заработки в город, иногда на длительный срок, приводил к известной ломке традиционных эти­ческих норм жизни крестьянского мира. Это, в свою очередь, вело к ослаблению некоторых сторон традиционной культуры и быта, на­рушению общепринятых в крестьянской общине норм поведения. Под влиянием многих социально-экономических факторов, в том числе развития отходничества, происходили изменения в традици­онном семейном строе: распадались большие патриархальные кре­стьянские семьи, уступая место малым, состоящим из родителей, детей, родителей мужа или жены. Влияние города сказывалось на росте индивидуализма в крестьянской среде.

В городе крестьянин приобщался к новым условиям жизни, приобретал, часто преодолевая большие трудности, знания, расши­рявшие его видение и восприятие мира. Поэтому город оказывал на жителя деревни немалое положительное влияние, способствуя рас­ширению его социально-культурного кругозора. Но все эти процес­сы происходили все же при сохранении традиционной основы кре­стьянской культуры.

Важнейшей частью традиционной культуры крестьянства, от­ражавшей национальное своеобразие русской культуры, были ху­дожественные промыслы. В XIX в. были широко известны следую­щие из них: хохломская роспись деревянной посуды; городецкая роспись, украшавшая мебель, двери, крестьянские прялки; наряд­ная, праздничная дымковская глиняная игрушка и богородская иг­рушка, вырезанная из дерева; федоскинская лаковая миниатюра, украшавшая шкатулки из папье-маше. Изделия народных масте­ров имели большой сбыт на многочисленных ярмарках.

Интерес профессионалов-художников и меценатов к старин­ным народным промыслам, возникший в конце XIX — начале XX вв., во многом способствовал их развитию, возрождению некоторых из них, которые приходили в упадок. Художественными центрами, где создавались благоприятные условия для творчества профессиона­лов и оказывалась разнообразная помощь художникам-кустарям, стали Абрамцево С. И. Мамонтова в Подмосковье, Талашкино кня­гини М. К. Тенишевой в Смоленской губернии, Кустарный музей Московского губернского земства, открытый на средства Сергея Т. Морозова (брата Саввы Т. Морозова).

Благодаря привлечению в Абрамцево, Талашкино, Кустарный музей талантливых художников, скульпторов, музыкантов (здесь работали М. А. Врубель, В. М. Васнецов, С. В. Малютин, В. В. Анд­реев и др.), их помощи народным умельцам и собственным творче­ским исканиям, сохранялись и обновлялись художественные тра­диции народного искусства.


Школа в деревне. Грамотность крестьян.Начальная школа, дававшая грамотность и элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, прежде всего создавала предпо­сылки для культурного взаимодействия города и деревни.

В дореформенный период в российской деревне официальная, государственная школа была редким явлением. Известное распро­странение она получила с 30-х годов в казенной деревне. В волост­ных училищах готовили писарей, землемеров, топографов, фельд­шеров. Программа обучения включала закон Божий, чтение, пись­мо, основные правила арифметики. В конце 30-х годов в России существовало до 2 тыс. церковно-приходских школ, открывавших­ся при церквах и монастырях. С 1862 г. все церковно-приходские школы перешли в ведение Синода, который получил право откры­вать новые под своим руководством.

Тяга к грамотности, постепенно возраставшая среди крестьян­ства, чаще всего реализовывалась через обучение в школах грамо­ты, известных в России как форма элементарного обучения еще с XIV в.

Изменения, произошедшие в жизни общества с отменой кре­постного права, отразились на жизни русской деревни. Впервые появились реальные возможности для развития сельской школы. Как отмечал один из современников, "надо было измениться всем условиям народной жизни, чтобы школы стали действительно по­требностью, и это изменение явилось с освобождением крестьян и с возникновением земства. Вот когда не только наступила пора на­родной школы, но явилась и действительная школа".

Активность общественности в распространении просвещ<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.