Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 25 . Культура России XIX — начала XX вв.





Культура — одна из форм общественной жизни. Ее развитие есть результат творчества человека в различных сферах его дея­тельности, духовной или материальной. Являясь совокупностью знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития, культура составляет его интеллектуально-нрав­ственный, духовный потенциал.

Основным содержанием историко-культурного процесса рас­сматриваемого времени было развитие национальной культуры. Складывание и развитие культуры русской нации происходило в условиях, когда наряду с процессами экономической интеграции, ростом и укреплением буржуазных элементов в общественном соз­нании сохранялась сословность как одна из форм социальной жиз­ни, присущая феодальной эпохе. Правительство в своей политике в целом исходило из необходимости сохранения принципа сословно­сти прежде всего в сфере просвещения. Однако обязательность про­ведения в жизнь этого принципа не всегда была одинакова. Сама реальность жизни разрушала эту идеологическую направленность.

Преемственность в развитии — одна из характерных черт ис­торико-культурного процесса, основа формирования культурного наследия общества.

Особенностями русской национальной культуры были ее от­крытость, способность к усвоению элементов культуры других на­родов, но при этом сохранялись ее национальная самобытность и цельность. Этому несомненно способствовало длительное, многове­ковое хозяйственное и культурное общение русского народа с на­родами, входившими в состав Российской империи.

Особенностью России как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделяли бы центр от окраин и обособ­ляли отдельные национальные регионы. Хозяйственные и культур­ные связи русского и других народов существовали длительно и постоянно.

Через взаимные культурные контакты национальная интел­лигенция овладевала русским языком, народы России приобщались к духовным богатствам русской культуры. Одновременно идейно-художественный мир русских писателей, художников, композито­ров значительно расширялся и обогащался в процессе познания культур народов России.


I. Культура в первой половине XIX в.

Развитие культуры в первые десятилетия XIX в. было тесно связано с общественно-художественными течениями предшествую­щего времени. В общественном сознании продолжали существовать идеи просветительства, из которых выросла дворянская революци­онность. Сохранялось понимание просвещения как силы, способной излечить многие социальные язвы и преобразовать жизнь.

Уже во второй половине XVIII в. шел процесс складывания современного русского литературного языка, формирования нацио­нальных школ в живописи, музыке, архитектуре, определилась более тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политической мыслью. В начале XIX в. происходит окончательное становление института цензуры, игравшей в руках правительства роль важнейшего инструмента в определении нуж­ного, с точки зрения власти, направления в развитии просвещения, литературы, журналистики.

Вместе с этим на общественно-культурную жизнь первой по­ловины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны — Отечественная война 1812 г. и движение декабристов.

Эпоха 1812 г. — важный этап в становлении национального самосознания. Идейная атмосфера предвоенных лет и периода Оте­чественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение войны воспринималось современни­ками как национальная победа, предотвратившая иноземное пора­бощение. В. Г. Белинский писал о 1812 г. как об эпохе, с которой "начиналась новая жизнь для России", подчеркивая, что дело не только "во внешнем величии и блеске", но прежде всего во внут­реннем развитии в обществе "гражданственности и образования", явившихся "результатом этой эпохи".

С ростом национального самосознания связан интерес к собст­венной истории. Фактом огромного культурного значения стала "История государства Российского" Н. М. Карамзина. Он был пер­вым историком, которого стала читать публика.

Эпоха 1812 г., система Священного союза и участие в ней Рос­сии породили довольно широкое распространение среди части свет­ских и духовных деятелей России религиозных исканий.

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было также внутренней вехой в общественно-культурной жизни страны. Идеи дворянских революционеров, стремление осмыслить и понять их, принять или отвергнуть способствовали активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, фор­мирующейся интеллигенции, появлению новых ориентиров в офи­циальной идеологии.

Для общественного сознания XVIII — начала XIX вв. связь России и Западной Европы была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., такое понимание этой духовно-интел-


лектуальной связи стало восприниматься резко критически со сто­роны официальных властей.

Система просвещения

В начале XIX в. в России сложилась система общеобразовательной школы, просуществовавшая с небольшими изменениями на протяжении всего дореволюционно­го времени. Начало ее было положено еще в 80-е годы XVIII в. учреждением главных (в губернских городах) и малых (в уездных) народных училищ.

Созданное в 1802 г., наряду с другими, Министерство народно­го просвещения впервые централизовало государственное руково­дство школьной системой; главные народные училища были преоб­разованы в 7-классные гимназии, а малые — в 3-классные уездные училища. В школах вводились единые учебные планы. Общность учебных планов уездных училищ и первых классов гимназий по­зволяла на практике осуществлять преемственность между началь­ной и'средней школой, которая декларировалась правительством.

По школьному уставу 1804 г. учреждались одногодичные при­ходские училища, в которые должны были приниматься дети "вся­кого состояния" без различия "полу и лет". Приходские школы соз­давались и в городе, и в сельской местности. Однако денег из казны для них не поступало: их финансирование передавалось органам городского управления, или в этом деле полагались на инициативу помещиков, сельских священников, самих государственных крестьян.

На развитие высшего и среднего образования правительство обращало основное внимание. Помимо Московского в первые два десятилетия XIX в. были открыты еще пять университетов: Дерптский (1802), Казанский, Харьковский, Виленский (1804), Петербург­ский (1819). Как правило, университеты создавались на базе уже существовавших ранее научно-учебных заведений. С XVII в. из­вестен университет в Дерпте; с 1758 г. работала гимназия в Казани, созданная по инициативе и поддержке профессоров Московского университета; имелись "коллегиум" в Харькове, Главный педаго­гический институт в Петербурге, преобразованный в свою очередь из учительской семинарии, известной с 80-х годов XVIII в. Универ­ситет являлся основной формой высшего образования в России на протяжении всей первой половины XIX в.

С начала XIX в. университетам отводилась большая роль в развитии школьного, прежде всего гимназического образования. В 1804—1835 гг. они возглавляли учебные округа (по уставу 1835 г. эта функция университетов отменялась), осуществляли контроль за работой школ, участвовали в создании учебников, составлении учебных программ.


Школьная реформа сделала актуальной проблему учительских кадров, подготовки учителей. В уездном училище в начале XIX в. работали только два учителя, преподававшие по 7—8 предметов, в гимназии 8 учителей обеспечивали весь учебный процесс. По уста­ву 1804 г. перед университетами была поставлена задача "служить рассадником преподавателей средних школ". С этой целью в них были созданы педагогические институты, просуществовавшие до 1859 г. В целом их деятельность была мало успешной. Еще до офи­циального закрытия функции педагогических институтов стали выполнять организованные в университетах кафедры педагогики. В дореформенной России не было специальных учебных заведений для подготовки учителей начальной школы.

Во второй четверти XIX в. отношение правительства к зада­чам, которые решала общеобразовательная школа, стало меняться. В культурной политике, прежде всего в системе образования, все более преобладали идеи национальной самобытности, используе­мые официальной идеологией. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа должна была не только учить, но и воспитывать, и воспитание это целиком находилось в руках государства.

Официально закреплялась сословность в системе общеобразовательной школы. Типы школ сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходские училища предназначались для де­тей "самых низших состояний", в них обучали закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные училища создавались для детей "купцов, ремесленников и других городских обывателей", в их про­грамму входили русский язык, арифметика, начала геометрии, ис­тория и география. В гимназиях получали образование, главным образом, дети дворян, чиновников, богатых купцов. Целью гимна­зии было "приготовление учащихся к слушанию академических или университетских курсов наук".

Все эти меры правительства были направлены на укрепление слабеющих сословных различий. В одном из циркуляров попечите­лям учебных округов министр народного просвещения С. С. Уваров подчеркивал, что "при возрастающем повсюду стремлении к обра­зованию наступило время пещись о том, чтобы чрезмерным стрем­лением к высшим предметам учения не поколебать некоторым об­разом порядок гражданских сословий".

Правительство в этот период обращает внимание на развитие государственной школы, в которой должно было преобладать "оте­чественное воспитание и образование". В циркуляре попечителям учебных округов С. С. Уваров (1847) писал, что "возбуждение духа отечественного должно быть достигаемо в школах... из начала рус­ского... без всякой примеси современных идей политических". Раз­вивая эту линию в школьной политике, правительство в 30-е годы


ограничило число вновь открываемых частных пансионов в столи­цах, а в уже действующих "воспитание должно было приспосабли­ваться к воспитанию в казенных заведениях", право содержания пансионов и преподавания в них получали только русские под­данные.

В 30-е годы в России были созданы предпосылки для развития системы средней и высшей школы. Университетский устав 1835 г., поставивший российские университеты под больший государствен­ный контроль по сравнению с уставом 1804 г., способствовал их более углубленной научно-учебной деятельности. Университеты, наряду с Академией наук, становились важными научными цен­трами. С целью повышения уровня университетской профессуры практиковалось направление за границу молодых выпускников уни­верситетов для подготовки к ученому званию. За границей стажи­ровались такие известные ученые и преподаватели, как Гранов­ский, Крюков, Редкин, Пирогов.

С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требую­щих грамотных, образованных людей, авторитет знаний и необхо­димость их приобретения возрастали. В учебный план уездных учи­лищ по уставу 1828 г. включались курсы, "способствовавшие успе­хам в обороте торговли и в трудах промышленности". При гимна­зиях в 30-е годы открывались реальные классы для изучения тех­нических и коммерческих наук. В университетах фабрикантам чи­тались публичные лекции по технической химии, технологии про­изводства. Возникли старейшие в России технические учебные за­ведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г., ныне — Технологический институт им. Ленсовета), Мос­ковское ремесленное училище (1830 г., в настоящее время — Мос­ковский государственный технический университет им. Н. Э. Бау­мана).

В 30-е годы появились ведомственные школы (Министерств финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т. д.). К 50-м годам существовало до 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. В дореформенной Рос­сии это была основная сельская школа (законом 1867 г. эти школы были переданы земству).

К первой половине XIX в. относятся попытки участия общест­венности в распространении образования. В 1819 г. было создано "Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения", которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддержало эту инициативу. Но по­сле того, как ланкастерские школы стали использоваться декабри­стами (М. Ф. Орловым, Н. Н. Раевским) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.

По очень приблизительным данным можно заключить, что число общеобразовательных училищ (средних и начальных), находившихся в ведении Министерства народного просвещения, в первой полови-


не XIX в. росло: в начале XIX в. действовали 32 гимназии, 126 уездных училищ, в 40-х годах гимназий было 76, уездных учи­лищ — 445, свыше тысячи приходских школ. В середине 50-х годов общее количество гимназий и начальных школ достигало почти 8 тыс., частных пансионов было свыше 600.

При известном расширении школьной системы уровень гра­мотности в России к концу крепостной эпохи не превышал 1%. В некоторых губерниях, прежде всего столичных, он был несколько выше — от 1,5 до 2%. Культурный потенциал общества в этот пери­од был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство являлось основным носителем профессиональной культуры.

Культурно-просветительская деятельность. Состояние культуры, помимо системы просвещения, определялось также уровнем развития культурно-просветителъных учреждений — библиотек, музеев, выставок, интересом в обществе к книге, ростом изда­тельского дела. В конце 50-х годов в год печаталось около 2 тыс. книг, число издаваемых журналов и газет по наименованиям дохо­дило до 230 (в начале века их было только 64). С 1837 г. стала выходить первая в XIX в. правительственная газета "Губернские ведомости".

Современники подчеркивали большую роль журналов в обще­ственно-культурной жизни. "Они вбирают в себя все умственное движение страны, — писал Герцен, — ни в одной стране, исключая Англию, влияние журналов не было так велико". Для журналисти­ки 30—40-х годов уже характерна известная позиция, в целом сов­падавшая с определенным направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной журналистике ("Моск­витянин", "Северная пчела") противостояло демократическое на­правление, выразителями которого в 20-е — первой половине 30-х годов были "Московский телеграф" и "Телескоп", в последующий период — "Современник" и "Отечественные записки".

В России появляются крупные отечественные книгоиздате­ли, среди которых наибольшую известность получил в 40-е годы А. Ф. Смирдин. Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей, таких как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жу­ковский, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов. Упрощая оформление, увеличивая тираж, Смирдин снижал розничные цены, делал книги доступными "для небогатых людей" и тем способствовал их рас­пространению. Он впервые ввел в практику писательские гонора­ры; до этого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание журнала "Библиотека для чтения" (с 1834 г.), который распространялся в основном в провин­ции. Тираж журнала — 5—6 тыс. — был очень большим для того времени.

В первой половине XIX в. библиотечная система в стране была достаточно разнообразной. Библиотеки существовали при университетах, гимназиях, некоторых уездных училищах. В конце


XVIII в. в некоторых губернских городах (Тула, Калуга, Иркутск) появились первые публичные библиотеки. К 1814 г. относится открытие Императорской публичной библиотеки в Петербурге (ны­не — Российская национальная библиотека). Понятие "публичная библиотека" в то время отличалось от современного. Библиотека рассматривалась прежде всего как хранилище или музей книжных редкостей. Доступ в нее был ограничен: библиотека открывалась для посетителей только три раза в неделю, "непристойно одетые" люди не могли быть ее читателями. Однако появление публичных библиотек было принципиально новым явлением в культуре.

К 30-м годам в губернских и уездных городах было открыто главным образом силами местной общественности до 40 публичных библиотек. Но востребованность их в этот период была еще далеко недостаточной. Не поддержанные правительством в финансовом отношении многие из публичных библиотек прекратили существо­вание. В середине 50-х годов продолжали действовать не более 10-ти из них.

При книжных магазинах в Москве и Петербурге, а в 40-е годы и в губернских городах стали появляться платные (коммерческие) библиотеки. В 30-е годы насчитывалось более 100 книжных магази­нов, которые наряду с библиотеками формировали систему функ­ционирования книги в обществе.

В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г., возникла идея создания в России националъного музея, который должен был вести просветительскую работу, чтобы "каждый гражданин, — как отмечалось в журнале "Сын отечества", — для своего просвещения имел бы право оты­скивать нужные материалы и сведения". Этот проект был реализо­ван только с созданием Исторического музея в Москве уже в поре­форменное время (1872).

В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший как дворцовый музей со второй половины XVIII в. В первой поло­вине XIX в. в дворянской и купеческой среде получает распростра­нение частное собирательство, формируются коллекции живописи, предметов старины, составившие основу многих художественных музеев России (коллекция картин Ф. И. Прянишникова, К. Т. Солдатенкова, В. А. Кокорева, П. М. Третьякова и др.).

Наука. Научные центры

Научные открытия Общие социально-экономические и духовно-интеллектуальные процессы, происходившие в русском обществе, оказывали благотворное влияние на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В 1819—1821 гг. в ходе на­учной экспедиции М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена была


открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску.

Настоящий переворот в научных представлениях о приро­де пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, полу­чившую название неевклидовой геометрии (1826). Это открытие уче­ного создавало предпосылки для обоснования математических кон­цепций современной физики,

В области электротехники В. В. Петров, демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практиче­ском применении для сварки и плавления металла. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Открытия П. П. Аносова положили начало металлургии высококачественной литой стали. Он раскрыл утерянный в средние века секрет изго­товления булатной стали.

На Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е. А. и М. Е. Черепановыми в 30-х годах была построе­на паровая железная дорога. Быстрое развитие текстильной, в пер­вую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. Профессора Казанского университета Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров были создателями химической школы, дав­шей науке много талантливых исследователей.

С именами П. Л. Шиллинга и Б. С. Якоби связано изобретение (1832) и усовершенствование электромагнитного телеграфа, по­лучившее практическое применение уже с 50-х годов XIX в. Это изобретение считается одним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия.

Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины, в частности в хирургии. Н. И. Пиро­гов, профессор Медико-хирургической академии, стал основополож­ником военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального на­правления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя и неподвиж­ную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н. И. Пирогова "То­пографическая анатомия" получил мировую известность.

Открытия и научные исследования ученых-естествоиспытате­лей способствовали развитию и укреплению материалистической традиции в русской науке.

Исследования в области гуманитарных наук также имели существенно важные результаты. К конкретному изучению процессов, происходивших в экономике России, обращается экономическая наука. Интерес к отечественной истории, усилившийся в это время, был тесно связан с ростом национального самосознания.

Событием не только в исторической науке, но и в обществен­но-культурной жизни России стала "История государства Россий­ского" Н. М. Карамзина, первые восемь томов которой вышли в свет


в 1818 г. Герцен впоследствии писал, что эта книга "весьма содей­ствовала обращению умов к изучению отечества". К первой поло­вине XIX в. относятся научная деятельность крупнейшего ученого-медиевиста Т. Н. Грановского, начало исследовательской работы в области отечественной истории С. М. Соловьева, научные труды которого связаны с развитием государственной школы — одной из ведущих школ буржуазной историографии.

С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальной поддерж­кой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии, существовавшей до 1865 г., был учрежден одним из крупнейших русских промышленников П. Н. Демидовым.

Научные центры. В первой половине XIX в. происходит рост науч­ных центров. Наряду с Академией наук такими центрами стано­вятся университеты. По уставу 1804 г. они получили право созда­вать ученые общества "по распространению наук опытных и точ­ных", по истории, русской словесности. В 1805 г. при Московском университете возникло старейшее в России Общество испытате­лей природы. (МОИП), существующее по настоящее время. Его це­лью было изучение природных богатств и содействие успехам есте­ственных наук в России. К этому же году относится начало научной деятельности Общества истории и древностей Российских, чле­ны которого много сделали для сбора материалов, исследований в области отечественной истории.

С 1811 г. при Московском университете существовало Обще­ство любителей российской словесности (до 1930 г.). Оно объеди­няло не только ученых — его действительными и почетными чле­нами были многие русские писатели, и среди них — Пушкин, Го­голь, Тургенев, Л. Толстой, Чехов, Горький и др. Общество стало центром изучения истории русского языка, филологии, многих про­блем отечественной культуры. По его инициативе В. И. Даль начал собирать материал для своего "Толкового словаря живого велико­русского языка", изданного в 1861—1866 гг.

В 1845 г. было создано Русское географическое общество — одно из старейших географических обществ мира. Оно внесло круп­ный вклад в изучение географии России и других стран. В наибо­лее широких масштабах его деятельность развернулась во второй половине XIX в.

Художественная культура

В первой половине XIX в. для художественной культуры, были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосу-


ществование разных художественных стилей. В литературе, живо­писи в полной мере проявились такие характерные черты как гу­манизм, сопричастность к общественной жизни, интерес к "малень­кому человеку".

В художественном сознании первых десятилетий XIX в. про­исходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда моти­вами действий героя были прежде всего гражданский долг и обще­ственное служение. Усиливается внимание к человеку, его внут­реннему миру.

Внимание к отечественной истории было характерно для ху­дожественной культуры в целом. К исторической тематике обра­щались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная исто­рия была предметом раздумий А. С. Пушкина, особенно в послед­ний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пугачевско­го бунта"). С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг "Философического письма" П. Я. Чаадаева.

Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. — романтизм. В России он возник в перелом­ную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического ис­кусства было стремление противопоставить реальной действитель­ности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностями стали ярко выражен­ный интерес к национальной самобытности, отечественной исто­рии, утверждение сильной, свободной личности.

Становление нового литературного языка.Наряду с интересом к русской истории показателем зрелости нации было отношение к отечественному языку. На рубеже XVIII и XIX вв. про­блемы развития языка, его истории и изучения становились важ­ным элементом общественно-культурной жизни. В 1804 г. в универ­ситетах были открыты словесные отделения.

В становлении нового литературного языка большую роль сыг­рали писатели-сентименталисты, прежде всего Н. М. Карамзин. Он, по словам Пушкина, "освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова". Одной из главных заслуг "карамзинистов" считается провозглаше­ние принципа: "писать, как говорят, и говорить, как пишут". Одна­ко, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, писатели-сентименталисты боялись "грубостей" языка простолю­динов. Потому "новый слог" российского языка был "языком сало­нов" и не включал в себя широкие струи просторечья. В силу этого он не мог стать главным направлением в процессе окончательного складывания нового литературного языка. Он не стал основной ли­нией его развития, как и путь ориентации на книжно-славянский язык, который отстаивал А. С. Шишков ("Рассуждение о старом и


новом слоге российского языка", 1803). Однако взгляды А. С. Шиш­кова имели значение для формирования нового литературного языка, способствуя сохранению в нем национальных корней. О необходи­мости этого писал еще М. В. Ломоносов в сочинении "О пользе книг церковных". Окончательное становление русского литературного языка и закрепление его норм происходит в начале XIX в. в эпоху А. С. Пушкина.

Изданный в начале XIX в. "Словарь Российской Академии" был первым словарем русского языка. (В 1841 г. Российская Акаде­мия, созданная в 1783 г., была преобразована в отделение русского языка и словесности Академии наук.) Происходило формирование русской научной терминологии. "Наука впервые заговорила у нас на родном языке — событие в высшей степени важное не только в истории русского литературного языка, но и в истории русской об­разованности вообще", — отмечалось в "Истории Российской ака­демии", изданной в 1878 г.

В литературе возникновение романтизма связа­но с именем В. А. Жуковского. Его баллады, исполненные гуманиз­ма и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития наше­го общества". Развитие лирики от элегически мечтательной до глу­боко гражданской, проникнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерно для романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высо­ком гражданском назначении.

Поэты-романтики много сделали для художественного пере­вода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных пи­сателей. В. А. Жуковский был талантливым переводчиком Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем "Илиаду" в переводе Н. И. Гнедича. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин).

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, — народность художественных произведений. Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим инте­ресом к отечественной истории. По мнению Карамзина, ключ к по­ниманию самобытности русской литературы надо искать в исто­рии, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью, с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т. д.

Усложнение идейно-художественного сознания в 30—40-е годы находило выражение в более глубоком осмыслении понятия "на­родность": теперь оно все более определялось идейной позицией писателя. Если официальная народность исходила из "беспредель­-


ной преданности и повиновения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изо­бражения картин русской жизни".

В последние предреформенные десятилетия развитие худо­жественной культуры характеризовалось переходом от романтиз­ма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пуш­кина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском националь­ном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, един­ственное явление русского духа: это русский человек в его разви­тии, в каком он, может быть, явится через двести лет".

Как человек и художник Пушкин формировался в перелом­ную эпоху русской истории, в период становления дворянской ре­волюционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихо­творцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество — закономер­ный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, сто­явших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пуш­кина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направ­ления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалисти­ческим романом (в стихах), "в высшей степени народным произве­дением" (В. Г. Белинский).

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было твор­чество М. Ю. Лермонтова, отразившее трудное время — погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разоча­рование в обществе. Неприятие поэтом окружающей действитель­ности приобретало отчетливо выраженный социальный характер.

Одним из ярких реалистических изображений русской жизни того времени были "Мертвые души" Н. В. Гоголя (1842). В. Г. Белин­ский оценил его как "творение чисто русское, национальное, вы­хваченное из тайников народной жизни".

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более при­обретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни — общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из от­крытий писателей "натуральной школы" (ранние произведения Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой житейской судьбой.

Предметом пристального внимания русской литературы ста­новилась судьба крепостного крестьянина (повести Д. В. Григорови­ча, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов "За­писки охотника" И. С. Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.


Художественная литература как одна из форм общественного сознания в условиях жесткой цензурной политики второй четверти XIX в. частично заменяла открытые публицистические выступле­ния. Ее социально действенный характер, влияние на "понятия и нравы общества" отмечали многие современники.

В первой половине XIX в. активизируется собирательская дея­тельность в области русского фольклора. Интерес к народной куль­туре, ее изучению и некоторому освоению становится характерным для эпохи просветительства. В публицистике и литературной кри­тике рубежа столетий подчеркивалось, что полезно "иметь сведе­ния о своих предках", "приучать россиян к уважению собственного, вникать в характер российского.народа, в дух российской древно­сти". Много сделали для изучения русского фольклора славянофи­лы. Собрание народных песен П. В. Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом произведений музы­кального народного творчества..

Все более заметную роль в общественно-культур­ной жизни играл театр, который, по словам Белинского, был по­казателем "общественного просвещения и духа времени". В 1803 г. была введена монополия императорских театров, позволявшая пра­вительству влиять на репертуарную политику.

Столичные города оставались центрами театральной культу­ры. В Москве в этот период произошло окончательное разделение театральных коллективов. С 1825 г. на сцене Большого театра (быв­шего Петровского) шли только оперные и балетные спектакли. Дра­матические спектакли были перенесены в здание, построенное ар­хитектором О. И. Бове и получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александрийский театр.

В отличие от московского Малого театра, где были сильны де­мократические традиции, театр северной столицы был более офи­циально-парадным. Театры существовали и в некоторых губерн­ских городах (Ярославле, Нижнем Новгороде и др.).

Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замеча­тельного русского актера П. С. Мочалова, прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета.

Драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, особенно А. Н. Ост­ровского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре. Реформатором актерского искусства, ос­новоположником реализма на русской сцене был великий актер М. С. Щепкин. "Он создал правду на русской сцене, — писал о нем Герцен, — он первый стал не театрален на театре".

Театр первой половины века воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми по праву гордится русская сцена. В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформле­ния спектакля.


Музыка этого времени испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К. А. Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский. Постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М. Н. Загоски­на, состоялась в 1835 г.

В обществе усилился интерес к камерным и публичным кон­цертам. Внимание многих композиторов, писателей, художни­ков привлекали музыкальные вечера в литературном салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, 3. А. Волконской. Огромным успе­хом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И. Штраус.

В истории русского музыкального искусства особая роль при­надлежит М. И. Глинке. С его именем связано возникновение рус­ской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Собы­тием в культурной жизни России стала постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836 г., другое название — "Иван Сусанин"). Опе­ру довольно сухо встретила великосветская публика: "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди Рос­сии восторженно приветствовали спектакль. В числе







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.