Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проанализируйте следующую таблицу.





Согласование подлежащего со сказуемым

I. Ряд чего? кого?   Большинство чего? кого?   Меньшинство чего? кого?   Часть чего? кого? 1.   2.   3.   4.   Ряд столов стоял(и) посередине аудитории Целый ряд обстоятельств помешал (и) осуществлению проекта. Большинство людей хотело(и) что-нибудь делать. Большинство учеников хорошо сдал(и) экзамены
II. Много чего? Кого? Мало чего? кого?   Немало чего? кого?   Несколько чего? кого? 1. 2.   3. 4. Много книг лежал(...) на полках. Несколько пуль провизжал(...) над головой. Несколько дам ходил(...) взад и вперед. На крыльце несколько казаков толковал (...) о жизни.
III. Сочетания с числительными Пять учеников, столов два, четыре ученика, стола 1. 2. 3. 4. Пять учеников подошл(...) к столу. Десять бойцов бросил(...)сь в атаку. Две книги лежал(...) на полке. Двадцать четыре тетради лежал(...) на столе.
IV. Числительные, оканчивающиеся на -один. Один, двадцать один человек, день 1. 2. Школу окончил(...) сорок один человек. На совещание прибыл(...) двадцать один делегат.  
V. Сочетания со словами, обозначающими время, место... Дней, месяцев, недель, лет 1. 2. Прошл(...) две недели. Прошл(...) сто лет.
VI. Слова с числительными -пол- Полпути, полжизни 1. 2. 3. Полжизни прожит(...) Полпути пройден(...). Полчаса прошл(...) незаметно.
VII. Названия профессий, званий, должностей 1. 2.   3. 4.   5.   Агроном сделал(...) доклад. Директор Петров вызвал(...) к себе инженера. Врач Сергеева принял(...) больных. Аспирант Норейко защитил(...) диссертацию. Заведующий отделением пригласил(...) пациента.
VIII. Сложные названия:   1. Кафе-столовая отремонтирован(…)  
IX. Сложносокращенные слова. 1. 2. 3. МГУ объявил(...) конкурс. Гороно разослал(...) объявления. ООН опубликовал(...) резолюцию.
X. Сочетание числительное + прилагательное + существительное 1.   2.   3. Три (соседние-соседних) здания построили недавно. (Первые-первых) два места заняли наши спортсмены. Квартира делилась на две (неравные-неравных) части.
XI. Сочетание типа «брат с сестрой» 1.   2. 3. Сережа с Петей долго ждал(...) возвращения матери. Мать с ребенком пошл(...) в больницу. Брат вместе с сестрой уехал (...) в деревню.
XII. Сказуемое относится к нескольким однородным подлежащим. 1.   2. Промышленность и сельское хозяйство России постепенно развива...ся. В деревне послыш...сь топот и крики.
XIII. Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций. 1. Никто, даже лучшие специалисты, не мог(...) вначале поставить правильный диагноз.
XIV. Названия городов, рек, деревень, сел (склоняемые сущ.)   1.   2.   3.   4.   5.   В городе Тул… есть много интересных музеев. За городом Южно-Сахалинск... строится электростанция. В селе Карманов... найдены полезные ископаемые. В штате Техас... находится резиденция президента. В битве под Бородин... был нанесен смертельный удар Наполеону.
XV. Названия литературных произведений.   1.   2. 3.   «Евгений Онегин» написан... Пушкиным. «Мертвые души» написан... Гоголем. В «Войне и мире» затронут... многие философские и нравственные проблемы.

 

Задание 1. А. Проверьте свое знание управления слов.

1. Я убедился... (справедливость его доводов). 2. Не навязывай... (свои мысли)... (другие). 3. Трудно найти объяснение... (такие поступки). 4. Едва ли стоит настаивать... (это мнение). 5. Все обрадовались... (его приход). 6. Мы часто недооцениваем действие слова... (человек). 7. Он читал все, что относилось... (тема его работы). 8. Надо наполнить бак и канистру... (бензин): нам еще далеко ехать. 9.... (что) заключаются правила игры? 10. В деревне мы напились... (молоко).

Б. Перефразируйте высказывания, употребляя материал для справок.

1. Врачи требуют немедленной операции. 2. Ученые до сих пор не могут объяснить это загадочное явление. 3. Все, что здесь говорилось, непосредственно касается нашей работы. 4. Я на собственном опыте понял справедливость его слов. 5. Он заставил нас принять это решение. 6. В пословицах и поговорках отражается многовековой опыт народа. 7. Он отнесся к своей неудаче спокойно. 8. Мне кажется, что я с вами давным-давно знаком. 9. Его мучат угрызения совести. 10. Сейчас уже непонятно, что было причиной ссоры. 11. Она добивалась, чтобы ее принял сам директор. 12. Ничего у меня из этой затеи не выйдет.

Материал для справок: найти объяснение, настаивать, убедиться, воспринять, относиться, навязать, не давать покоя, вызвать, получиться, заключаться, с незапамятных времен.

 

Задание 2. Выберите нужную форму сказуемого, вставьте пропущенные буквы.

1. На выставке побывал... несколько сотен посетителей. 2. Множество цветов росл... на этой поляне. 3. Ha концерте присутствовал… 350 человек. 4. Множество птиц огласил... лес веселым пением. 4. Вдали показал...сь несколько всадников. 5. В парке гулял… много народу. 6. Установлен... три новых рекорда по тяжелой атлетике. 7. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал.... 8. Полгода прошл… с тех пор, как он приехал в наш город. 9. Еще несколько возможностей увеличить счет футбольной игры остал...сь неиспользованн....10. Много детей больн... был... гриппом. 11. Больше половины поступающих в институт был... хорошо подготовлен... по всем предметам. 12. Произошл... два неожиданных взрыва. 13. На совещании был... представлен... 15 стран, причём большинство их посланцев являл…сь депутатами парламентов. 14. Некоторая часть учителей восьмилетних школ еще не име…т соответствующего образования и нужда...тся в серьезном повышении квалификации. 15. Большинство картин художников-передвижников, защищавших новое содержание и новые формы в живописи, был... воспринят... как протест против застоя в искусстве. 16. Большое количество студентов, преподавателей и профессоров института уже сдал... нормы по лыжам. 17. Подавляющее большинство слушателей показал... на экзаменах глубокие знания. 18. Операцию производил... молодой хирург Татьяна Петровна Немоляева. 19. Итальянская общественность, в том числе и влиятельные буржуазные круги, неоднократно ставил… вопрос о характере и внешней политики страны. 20. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть - образцовые писатели, всегда считал...сь хранител... частоты литературного языка. 21. Шоссе-магистраль пересекал... полотно железной дороги. 22. Поезд-выставка вчера прибыл… на станцию и открыл...с... для посетителей. 23. Группа рабочих во главе с бригадиром Ильиным и профоргом Степановым досрочно закончил… монтаж сложной машины. 24. В приемной сидела молодая женщина. Это был... секретарь директора. 25. Его малодушие, вернее, его трусость, поразил... всех. 26. И молча тешил…с… забавой майор с научным стариком (Твард.). 27. Директор вместе с сотрудниками института подготовил... проект. 28. Растениям одинаково необходим... как влага, так и свет солнечных лучей. 29. Сын или дочь помог... вам донести вещи до станции? 30. Вы и ваши помощники смог... выполнить задание в кратчайшие сроки. 31. Выдающ…ся математик Софья Ковалевская читал… лекции в Стокгольмском университете. 32. Этот человек - больш… неряха.

 

Справка 4. Важное значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. Некоторые глаголы и отглагольные существительные могут иметь зависимые слова в разных падежах или с разными предлогами, что связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками (см. таблицу №1).

 

Таблица 1.

бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду)   вертеть пальцы (крутить, причиняя им боль);   двигать ногу (чтобы ступить);   жертвовать что (приносить в дар конкретные предметы: жертвовать деньги, золотые вещи);   завязать узел (на вещах);   заслужить что; переходный глагол заслужить (что?) имеет значение «своими поступками, деятельностью добиться положительной или отрицательной оценки» (заслужить доверие коллектива, заслужить выговор);   знать что, говорить ч то, напомнить что, сообщать что (в полном объеме, основательно, по существу: знать свое ремесло, говорить правду, напомнить сказанное, сообщить нужные сведения)   лежать на постели (отдыхать) наблюдать что (проводить наблюдения, смотреть: наблюдать солнечное затмение)   поражаться чем (восхищаться: поражаться величием и красотой сооружения)   придать что (дать в дополнение к чему-нибудь, прибавить: придать отряду артиллерию)   промышлять что (добывать себе, обзаводиться - в разговорном стиле; ср. у Герцена: Он промыслил себе саблю.   согласиться на что (дать согласие на что-нибудь; согласиться на предложение: противники согласились на ничью)   соревноваться за что (за право участия в конкурсе)     состоять в чем (иметь своим содержанием что-нибудь; обязанности вычитчика состоят в подготовке рукописи к набору)   удовлетворить что (исполнять чьи-нибудь задания, желания, требования: библиотека аккуратно удовлетворяет запросы читателей - качество новых книг удовлетворяет запросы читателей)   удостоить чего (признав достойным наградить чем-нибудь: удостоить правительственной награды)   упрекать в чем (объект упрека: упрекать в небрежности) бросить камнем (значение орудия действия: бросить камнем в собаку);   вертеть пальцами (от нечего делать);   двигать ногою (например, во сне);   жертвовать чем (идти на потерю, отказываться от чего-либо: жертвовать свободой, честью, жизнью);   завязать узлом (например, галстук);   заслуживать чего; непереходный глагол заслуживать (чего?) имеет значение "быть достойным чего-нибудь" (Предложение заслуживает внимания).   знать о чем, говорить о чем, напомнить о чем, сообщить о чем (в общем виде, поверхностно: знать о случившемся и т.п.); ср.: указать что -указать на что;   лежать в постели - быть больным) (разные предлоги); наблюдать за чем (иметь надзор: наблюдать за поведением учеников);   поражаться чему (удивляться: поражаться его отваге);   придать чего? (усилить какое-нибудь качество, свойство: придать бодрости и силы)   промышлять чем (заниматься каким-нибудь ремеслом, промыслом: промышлять охотой);   согласиться с чем (выразить свою солидарность с чем-нибудь, примкнуть к чему-нибудь: согласиться с мнением рецензента); согласиться о чем (договориться о чем-нибудь - в официальном стиле речи: участники совещания согласились о следующем...);   соревноваться на что (на первенство факультета) - соревноваться в чем (в беге, в плавании);   состоять из чего (быть составленным из чего-нибудь; книга состоит из ряда повестей и рассказов);   удовлетворять чему (оказаться в соответствии с чем-нибудь, вполне отвечающим чему-нибудь); например: качество новых книг удовлетворяет запросам читателей;   удостоить чем (сделать что-нибудь в знак внимания: удостоить ответом);   упрекать за что (причина упрека: упрекать за плохое поведение).

Важное значение имеет правильный выбор падежа и предлога. Наиболее типичны следующие ошибки

1. Предложное сочетание вместо беспредложной конструкции. Например: Разъяснение о смысле ухода (правильно: разъяснение смысла ухода).

2. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания. Например: Потребность средств для производства (правильно: Потребность в средствах …)

3. Неправильный выбор предлога. Например: Благодаря болезни (правильно: Из-за болезни); указал о том … (правильно: указал на то …).

При использовании синонимических предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для обозначения причинно-следственных отношений нужно помнить, что они еще не потеряли полностью своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Поэтому нежелательны, например, такие выражения: ввиду прошедших дождей … (дожди – уже факт, а не предстоят), вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще только предстоит и нельзя говорить о его последствиях), благодаря болезни … (едва ли можно за болезнь благодарить) и т.п. Универсален для всех случаев обозначения причины предлог по причине (чего?).

 

Задание 1. Используя материал таблицы №1, составьте собственные примеры.

 

Задание 2. С данными глаголами составьте словосочетания, подобрав имя существительное в нужном падеже и с нужным предлогом. В случае затруднений обращайтесь к «Учебному словарю сочетаемости слов русского языка» (М.: Русский язык, 1978. Авторы: Денисов П.Н., Зеленова Н.К. и др.), к «Справочнику по глагольному управлению в русском языке» (М.: Учпедгиз, 1955. Авторы: Федоров М.Я., Крюкова И.П.), к толковому словарю.

Привлекать – увлекать – вовлекать; беспокоиться – тревожиться; упрекать – порицать; примириться – смириться; обратить внимание – уделить внимание; сообщить – известить; упорствовать – настаивать; восхищаться – радоваться; удовлетворяться – примиряться; сожалеть – сочувствовать; тормозить – препятствовать; верить – быть уверенным; изучать – заниматься.

 

Задание 3. Прочитайте примеры. Обратите внимание на зависимость между выбором предлога при управляемом слове и приставкой управляющего глагола.

1. Только исследовав конкретные исторические условия, можно добраться до существа вопроса. 2. Участники переговоров наткнулись на неразрешимую проблему. 3. Действительность заставила их спуститься с облаков на землю. 4. Стемнело, когда прямо из машины, не успев умыться с дороги, вошли мы в актовый зал. 5. Как следует подготовиться к сессии мне помешала болезнь. 6. Я всегда чутко прислушиваюсь к замечаниям. 7. Здесь можно только выйти из здания, а войти в этот дом можно лишь с парадного входа.

 

Задание 4. Прочитайте отрывок из «Записной тетради» К.А.Федина и объясните, чем вызваны ошибки в тех примерах, которые приводит писатель.

Странный образ жизни ведет последние годы предлог «о». Он как будто решил вытеснить из речи все возможные иные согласования … Один репортер пишет: «Читатель просить объяснить о роли литературы …». Другой: «Разногласия о том, что …». Критик рассматривает «построение о Петровской эпохе …». Литератор говорит: «Я вижу о том, что …». В судебном очерке встречается: «Поправка о том, что …». В статье историка: «Попытка о смягчении участи …». Не пора ли остановить триумфальное шествие в прошлом весьма скромного предлога?

 

Задание 5. Найдите случаи неверного управления, исправьте ошибки.

1. Довольно часто приходится разбирать жалобы покупателей о плохой торговле. 2. Наряду с учебой он зарабатывал средства к существованию репетиторством. 3. В ближайшее время все трудоемкие процессы, начиная от водоснабжения и кончая дойкой коров, на этой ферме будут механизированы. 4. Посетители выставки оживленно обсуждают важные принципиальные положения о развитии советского искусства. 6.Вопрос с отправкой детей в летние лагеря во многих семьях решается сейчас очень болезненно. 6. Этот вопрос поставлен в повестку дня самой жизнью. 7. Эти факты говорят за то, что родители отстающих учеников не слушают разумных советов опытных учителей. 8. Газета справедливо обвиняет за это руководителей высшего эшелона. 9. Букинистический магазин покупает от граждан книги по всем вопросам знаний. 10. Здесь производится скупка вещей от населения. 11. Настоящая брошюра представляет собой практическое пособие по проведению в коллективе учебных занятий по физкультуре и соревнований по различным видам спорта. 12. Движение на удовлетворение требований трудящихся за последние годы стало принимать политический характер. 13. Видимо, впервые в антарктические воды люди проникли в 1592 году в районе острова Южная Георгия, расположенного в 1000 километров к северу от Антарктиды. 14. Мы пошли на лыжную прогулку согласно договора. 15. Назначение ректора института быстро стало достоянием всех. 16. Благодаря произвола судебных чиновников Дубровский лишился своего имения. 17. Студент прочитал и заинтересовался книгой. 18. Чтение Маяковского произвело сильное впечатление. 19. Критика исследователя помогла избежать ошибок во втором издании книги.

 

Задание 6. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление предложных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. По окончанию работы все должны собраться в зале. 3. Благодаря трудностей мы успели выполнить задание в срок. 4. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 5. Благодаря тому что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Необходимо контролировать за ходом лечения больного. 9. Факты говорят за возможность использования резервов. 10. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 11. В их выступлениях чувствовалось уверенность в победу. 12. Следует уделять большее внимание на биологию. 13. Мать тревожилась о ребенке. 14. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 15. Уже появилась рецензия о новом фильме. 16. Играть важное значение. 16. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 17. Многим пенсионерам трудно оплатить квартиру. 18. Он осужден к пяти годам заключения.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.