Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В. М. Мирзоева, А. А. Кузнецова, Н. Д. Михайлова,





В. М. Мирзоева, А. А. Кузнецова, Н. Д. Михайлова,

Е. Д. Аксенова, А. Т. Аксенова

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО

Учебное пособие по культуре речи для студентов, обучающихся по специальностям высшего образования 31.05. 01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия»,

31.05.03 «Стоматология», 33.05.01 «Фармация»

 

 

Тверь 2019

 

 

Авторы-составители: Мирзоева В.М., Кузнецова А.А., Михайлова Н.Д., Аксенова Е.Д., Аксенова А.Т.

Рецензенты:

к. филол. н., доцент кафедры русского языка ТвГУ Логунов М.Л.

к. филол. н., доцент кафедры русского языка ТвГУ Дударева А.А.

Пособие разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 33.05.01 «Фармация», направлено на формирование общепрофессиональных и общекультурных компетенций студентов медицинских вузов. Целенаправленный отбор тематического материала – орфоэпических и собственно языковых (лексических, морфологических, синтаксических) норм – направлен на совершенствование культуры общения будущих врачей. Предложенная система заданий позволяет учащимся работать самостоятельно и под руководством преподавателя.

 

УМО РАЕ

 

Содержание

 

Предисловие………………………………………………………………4

Раздел I Орфоэпические нормы ……………………………………….6

Раздел II Лексические нормы………………………………………….17

Раздел III Грамматические нормы…………………………………….37

Литература………………………………………………………………68

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики, а для врачей, чья деятельность непосредственно связана с речевым общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального успеха. Правильность, выразительность и точность речи на сегодняшний день – необходимые атрибуты гуманитарной культуры современного специалиста.

Учебное пособие «Культурно-речевое общение», составленное в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, является практическим сопровождением изучения дисциплины «Культура делового и профессионального общения» и предназначено для студентов 1 курса, обучающихся в вузе естественнонаучного и медицинского профиля по специальностям 31.05.01 «лечебное дело», 31.05.02 «педиатрия», 31.05.03 «стоматология», 33.05.01 «фармация». Дисциплина «Культура делового и профессионального общения» входит в состав гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВО Министерства образования и науки РФ в рамках вариативной части.

Цель пособия – формирование общекультурных компетенций будущего врача, повышение грамотности устной и письменной речи обучающихся.

Задача пособия – сосредоточить внимание обучающихся на правильности речи как основном коммуникативном качестве «хорошей речи», способствовать усвоению и закреплению определенных теоретических сведений, связанных с устранением ошибок в речи.

Всё сказанное определило содержание данного пособия. В нём представлен отобранный и определённым образом систематизированный материал по трём темам: 1. Орфоэпические нормы. 2. Лексические нормы. 3. Грамматические нормы современного русского языка.

Материал каждой темы включает: 1) ориентировочные сведения инструктивно – справочного характера; 2) систему различных упражнений, направленных на «отшлифовку» языковой грамотности с учётом известных трудностей. 3) комплекс заданий, позволяющий обратить внимание на типичные ошибки в часто встречающихся словах и синтаксических конструкциях.

 

 

 

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

РАЗДЕЛ I

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА

Для успеха профессионального общения врача с больным существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Особое внимание следует уделять силе голоса, убедительности тона, темпу речи, а также требованиям ораторского искусства: позе, жестам, мимике. Важная роль отводится литературному произношению и ударению, которые изучаются в специальном разделе науки о языке - в орфоэпии (от греч.: orthos - правильно, eros - речь).

 

Трудности звукоупотребления

Справка 1. После твердых шипящих [ ж ] и [ ш ] и звука [ ц ] безударная гласная а произносится как короткий [ а ]: ж а ргон, ц а ри

Перед мягкими согласными — как звук [ ы е ]: ж а леть, ж а кет, к сож а лению, лош а дей. В редких случаях [ ы е ] произносится и перед твердыми согласными: ж а смин, рж а ной.

 

Справка 2. Поскольку согласные у, ж, ш обозначают только твердые звуки, после них на месте буквы и произносится [ ы ]: револю[ цы ]я.

 

Справка 3. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произносится звук [ и е ] ч а сы, в е сна, в я зать, это так называемое иканье, оно встречается в нейтральном и разговорном стилях.

 

Справка 4. На месте буквы я в начале слова произносится сочетание звуков [ йи e]: [ йие ]понец (японец). Произнесение [ йа ] считается ненормативным.

 

Справка 5. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [ о ], обозначеный буквой ё, иногда ошибочно подменяют ударным [ е ]: бел ё сый, ман ё вры, ж ё лчь произносят как белесый, желчь.

Иногда, наоборот, ударный [ е ] ошибочно подменяют [ о ] (ё): гренадер, афера, оседлый произносят, как гренадёр, аф ё ра, ос ё длый. Такое произношение не является нормативным.

 

Справка 6. В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится чётко: [ о ], т.е. без редукции: б(о)а, ради(о), (о)тель. Иногда допускается двоякое произношение: п[ о ]эт - п[ а ]эт, с[ о ]нет - с[ а ]нет и др.

Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[тэ]лье, ко[дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н.

 

Справка 7. На месте сочетаний букв [ аа ], [ ао ], [ оа ], [ оо ] в преударных словах произносятся гласные [ аа ]: пр[ аа ]перировать, з[ аа ]дно. п[ аа ]нглийски.

 

Задание 1. Прочтите статью Р.В.Зеленой «Поговорим о том, как мы говорим». Правильно произнесите выделенные в тексте слова, объясните произношение.

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене, сображене, запарк, наборот, ваще, почерпнул, коса, кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т.д.

Отдельные «исказители» идут еще дальше, «для скорости» выбрасывая уже целые слоги: вместо «пятьдесят-шестьдесят» говорят писят-шисят. Или: «Послушайте ститворение Фета». Объявляют: Обедненный (объединенный) хор; Обедненные нации; Арктура (архитектура); Кимография (кинематография) и т. д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.

...Я кричу: «Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные? Вместо «вообще» говорить ваще и вместо «специальность» — спецалъность? Идут в тятр, пошел кацу (к отцу), зашел в касу, выграл первые мачи (матчи)». Да, эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л.Толстого, Гоголя, Тургенева, Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в филял тятра, в запарк, едут на арадром, у них развивается выбражене, появляются сображеня. Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два [ о ] переходят почти всегда в редуцированные два [ а ], но они остаются в речи, в ее ритме. И силы у нас всегда «вооруженные», а не воруженные. И «Спартак» «выиграл» два «матча», а не выграл два мача.

Теперь речь пойдет об ударении... Тут уж мы распоясались вовсю. Каждый придумывает, что хочет: да´ла, взя´ла, вы не правы ´, теперь прибавилось поня´ла, заня´ла и т. д.

...Как говорить: зеркало или зэркало? Даже удивительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало, шинэль, пионэр, тарэлочка, красиве´е, а теперь

прибавилось танцэвать. До сих пор произносили просто: после [ ц ] в этом слове редуцированное [ а ]. А теперь слышим: «Он ушел на танцэвалъную площадку танцэвать под танцэвальную музыку».

Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружающих! Помните, что кругом - дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше банты´ и торты ´. И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.

 

Задание 2. Определите, в каких из перечисленных ниже слов под ударением произносится о, а в каких - э.

Акушер, афера, желчь, опека, белесый, желтуха, стеноз, шлем, гренадер, оседлый, желчный, маневренный, ячмень, энтеробиоз, энтероколит, энтеропатия, зев, маневры, пресек, недоуменный, разноименный, аденома, атеросклероз.

 

Задание 3. Правильно произносите гласные звуки в следующих словах.

Поэт, Шопен, отель, японец, часы, весна, кремень, заасфальтировать, бруцеллез, жасмин, лошадей, революция, Базедова болезнь, жалеть, к сожалению, энцефалит, цистит, цирроз, цинга, боа, радио, Флобер, Роден, Вольтер, сомбреро, оазис, вето, трио, болеро, роман, прооперировать, анестезия, кодекс, деликатес, кредо, ягненок, языкознание, язычество, ядро, ядовитый, чертежник, черчение, чесотка, часовщик, проаннотировать, проанализировать, проамериканский, цитология, цианамид, цианоз, цивилизация, гренадер, опека, жара, царапина, царица, инкубационный.

 

Согласные звуки

Справка 1. В сочетании шься обязательно произносится звук [ ш ], а не [ с ]: улыбае[ ш ]ься, а не улыбае[ сс ]я; купае[ ш ]ься, а не купае[ сс ]я.

 

Справка 2. По старомосковским нормам сочетание чн должно было произносится как [ шн ]. В настоящее время [ шн ] сохраняется лишь в следующих словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, пустячный, горчичник, скворечник, а также в женских отчествах на - ична: Кузминична, Ильинична. В ряде случаев возможны равноправные произносительные варианты: булочная, молочница, лавочник, копеечный, прачечная, подсвечник, стрелочник.

 

Справка 3. Сочетание что в слове что и производных от него произносится как [ шт ]: что, кое-что, чтобы, ни за что. При произнесении слова нечто возможны равноправные варианты: не(чт)о - не(шт)о.

 

Справка 4. На месте буквенного тс в глагольных формах произносится звук [ ц ]: несе[ тца ], боя(тца).

 

Cправка 5. На месте дс, тс в прилагательных произносится звук [ ц ]: детских, советский, городской.

 

Задание 4. Найдите в словах орфографические ошибки, отражающие неправильное произношение. Исправьте.

Скомпроментировать, инциндент, беспрецендентный, дермантин, грейпфрукт, оседлый, фольклёр, скурпулёзный, коллёквиум.

Был он грузчик и шофер,

Пятитонку вёл,

Жил он честно, без афёр, словно черный вол.

(Ю. Мориц)

 

Трудности ударения

Справка 1. Ударение - выделение слога в слове посредством движения тона, его длительностью, интенсивностью.

В некоторых языках ударение фиксированное (например на последнем слоге - во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова: доска´ - до'ски). Из-за этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое встречается в просторечии. Кроме того, в языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, часто один может быть предпочтительным. Например, творо'г - основной вариант, тво´рог - дополнительный.

 

Справка 2. В русском слове, как правило, одно ударение, но в сложных словах, особенно в профессиональной речи (например в медицине), часто бывает два ударения: главное и второстепенное (на первой части сложного слова).

Пар а кокл ю ´ш, пневм о склер о ´з, пер и кард и 'т, энт е ров и ´русный.

 

Справка 3. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуло´вер, потому что слово пришло из английского языка (pullover - вязаная одежда).

 

Справка 4. Ударение в русском языке может выполнять различные семантические и грамматические функции. С его помощью различаются омографы (разные слова, совпавшие по написанию, но не произношению: хлопо´к - хло'пок, а'тлас - атла'с).

 

Справка 5. Обычно ударение падает не на предлоги и частицы, а на знаменательные части речи (без уко´ла). Иногда ударение падает на предлог или частицу (во'сто крат, не'было).

 

Задание 1. Объясните постановку ударения в следующих словах:

бро'ня - броня', ха'ос - хао'с, ка'тит - кати'т, языково'й - языко'вый, атла'сный - а'тласный, га'ванский - гава'нский, характе´рный -хара´ктерный.

 

Задание 2. Прочитайте слова, различающиеся профессиональными сферами употребления (нейтральное произношение -слева).

алког о ль - а лкоголь

шпр и цы - шприц ы (у медиков)

кокл ю ш - к о клюш

 

и скра - искр а > (у шоферов)

 

а томный - ат о мный > (у физиков)

к о мпас - комп а с

б о цманы - боцман а (у моряков)

 

рудн и к - р у дник (у горников)

доб ы ча - д о быча

 

Задание 3. Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов.

- Добрый день, Ольга Ильинична, вы идете на подростковый осмотр?

Да, необходимо подписать договор со школой на осмотр детей. А вы, Тамара Никитична!

- Я тоже занята. Но, может быть, зайдем на минутку в нашу кулинарию? Там сегодня продают кету, творог, языковую колбасу.

- Нет времени. К тому же я купила продукты на оптовом рынке. А после работы приготовлю себе яичницу и гренки.

 

Задание 4. Прочитайте данные ниже слова с правильным ударением. В случае затруднения обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка».

а) Мизерный, жалюзи, гренки, баржа, алфавит, ушко, торт, кулинария, ходатайство, феномен, вероисповедание, апостроф, квартал, средства, каталог, медикаменты, инсульт, водопровод, симметрия, договор, досыта, некролог, новорожденный, соболезнование, кухонный, творог, колледж, намерение, ретро, неровня, одновременно, звонит, оптовый, досуг, эксперт, экспертный, отморожение, недопитый, свекла, усугубить, углубить, упрочение, надолго, тождество, обеспечение, аномалия, кредитор, крикет.

б) Протонефридии, метанефридии, филэмбриогенезы, гетерохрония, имбридинг, панмиксия, пандемия, телантроп, атлантроп, шизогония, овогенез, полиэмбриония, токсоплазмоз, трихомоноз, дикроцелиоз, шистозома, шистозоматоз,идиотия, моносомия, морфоллаксис, акромегалия, кумол, конидии, конденсор, кокки, коклюш, инфлюэнца, импетиго, инвазия, имус, долихоцефалия, доликокефалия, дистрофия, диспепсия, диспансер, диоптрия, дивертикул, гидроторакс, генезис, гемоторакс, гемопоэз, гемолиз, анафилаксия, цервикальный, хроматофоры, фтизиатрия, филяриатоз, тромбопения, пиорея, логопатия, липофусцин, зообентос, зондировать, зооспорангий, автогамия, аденит, адермин, ацетилхолин, эхиуриды, лейкоплакия, плазмодесмы, сальпингит, синапс.

 

Задание 5. Прочитайте сочетания слов, правильно расставляя ударения в прилагательных и причастиях.

 

Справка 6. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании (брать - брала ´), реже - на основе (мыть - мы´ла).

 

Справка 7. У многих кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание (синтези´рован - синтезирован а ´ - синтези´ровано - синтези´рованы). Но от причастий на –бранный, –званный форма женского рода имеет ударение на основе, с о ´брана, от о ´звана, и ´збрана.

 

Справка 8. При произношении некоторых слов можно столкнуться со следующими акцентологическими нормами: равноправными, основными и допустимыми, нормативными и ненормативными. Правильность произношения проверяется в данном случае при помощи орфоэпического словаря.

 

ЗАПОМНИТЕ!

Правильно Допустимо, но нежелательно Неправильно
аге'нт   а'гент
алкого'ль   а'лкоголь
асбе'ст   а'сбест
асимметри'я асимме'трия  
баловни'к   ба'ловник
балова'ть ба'ловать  
блоки ´ ровать   блокирова ´ ть
вероиспове ´ дание   вероисповеда ´ ние
ве'черя   вече'ря
газиро'ванный   гази'рованный
гастроно ´ мия   гастрономи ´ я
ге'незис гене'зис  
гравирова'ть   грави´ровать
диспансе ´ р   диспа'нсер
добы'ча до ´ быча (проф.)  
догово'р до'говор  
досу'г   до'суг
жалюзи'   жа'люзи
звони ´ т зво ´ нит  
зна'мение   знаме'ние
изобрете'ние   изобре'тение
исче'рпать исчерпа'ть  
катало'г ката'лог  
кварта'л   ква'ртал
киломе'тр   кило'метр
коклю'ш   ко'клюш
краси'вее   красивее'
мышле'ние мы'шление  

 

Справка 6. Обращаем Ваше внимание на произношение буквенного сочетания зж и жж. Если зж находится на стыке приставки и корня или на стыке предлога и последующего слова, то оно произносится как звук [ ж ] твердый и долгий: безжалостный, изжога, из жара.

Если же зж и жж находится внутри корня, то на их месте произносится звук [ ж ] мягкий и долгий: визжать, вожжи, дрожжи.

 

Справка 7. При произношении слова дождь и производных от него наблюдаются следующие варианты: произношение в соответствии с написанием [ дошт ´ ] - нейтральный вариант и произношение [ дош ´ ] -книжный вариант.

 

Справка 8. Согласная г может произноситься как ] - год, [ к ] – враг (оглушение), Господи, [ х ] - Бог, [ в ] - кого.

Звук пределах современной литературной нормы произносится в ограниченном числе слов: Господи, ога, ого.

 

Справка 9. Не говорите на иностранный манер с[ э ]ссия, т[ э ]рмин, акад[э]мия, муз[э]й. Это звучит нарочито, воспринимается как манерничание. Однако помните, что перед гласными, обозначенными буквой [ е ], во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: крит[ э ]рий, эн[ э ]ргия.

 

Задание 1. Определите, возможны ли варианты произношения в данных словах:

Булочная, Ильинична, скворечник, молочный, горчичник, нечто, прачечная, чтобы, подсвечник, конечно, пустячный, будничный, сливочный, гречневый, спичечный, беспорядочный, кое-что, горничная, ячневая, войлочный, ни за что, скучно, почечная (колика), клеточный, кишечная (палочка), общетоксичный, типичный, конечность, (сердечная) недостаточность, остаточная (моча), вторичная (инфекция), ободочная (кишка).

 

Задание 2. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?

Бактерия, критерий, термин, аннексия, артерия, этногенез, эссенция, генезис, тест, кредо, музей, кодекс, фонетика, сессия, академия, бактериофаги, блефарит, гематома, гемералопия, геморрой, дерматит, гемофилия, дебильность, депрессивный, синтез, терапевт, бассейн, бутерброд, модель, текст, гельминтозы, гемобластозы, дезинфекция, тениаринхоз.

 

Задание 3. Прочитайте следующие слова. Какие нормы произношения представлены в упражнении?

Изжога, дождь, несется, сессия, Господи, дрожжи, купаться, отвлекаться, купироваться, размножаться, нечто, конечно, горчичник.

Валовой сбор. Оптовые цены. Тигровая шкура. Августовский совет. Пломбированный зуб.

Кухонная утварь. Избалованный ребенок. Языковой барьер. Гусеничный трактор. Алфавитный список.

Госпитальный режим. Языковая колбаса. Домовая кухня. Гербовая печать. Экспертная комиссия.

Очистные сооружения. Новорожденный ребенок. Станковая живопись. Договорные цены.

 

Задание 4. Поставьте ударение в следующих глаголах и глагольных формах.

Дотронуться, заиндеветь, группировать, заплесневеть, закупорить, исчерпать.

Облегчить, ободрить, положить, уполномочивать, премировать, бронировать.

Ходатайствовать, углубить, одолжить, предложить, опошлить, бряцать, усугубить, пломбировать.

Взялся - взялась - взялись; клялся - клалась - клялись; родился -родилась - родились; принялся - принялась - принялись; начался -началась - начались; назвался - назвалась - назвались.

 

Задание 5. Укажите, какой из вариантов соответствует нормам современного русского литературного языка. Отметьте равноправные варианты, варианты основные и допустимые:

Ко ´ клюш - коклю ´ ш, диспа'нсер - диспансе'р, ге'незис - гене'зис, зна'харка - знаха'рка, исте'рия - истери'я, а'лкоголь- алкого'ль, медикаме ´ нты - медика'менты, тво'рог -. творо'г, кулина'рия - кулинари'я, ката'лог - катало'г, па'ртер - парте'р, ка'шлянуть - кашляну'ть, не'дуг - неду'г, ломо'та - ломота', ква'ртал - кварта'л, хода ´ тайство - ходата ´ йство, сна'добье - снадо'бье, уме'рший - у'мерший.

 

 

Задание 6.

а) Обратите внимание на постановку ударения в формах глаголов
типа:

Брать - брала ´, бра ´ ло, брал, бра ´ ли.

Образуйте указанные формы от следующих глаголов:

Начать, понять, поспать, отнять.

 

б) Обратите внимание на постановку ударения в формах односложных прилагательных без суффиксов или с суффиксом н, л, к, ок типа:

Ва'жный - важна ´, ва ´ жен, ва ´ жны.

Образуйте указанные формы от прилагательных:

Простой, правый, чистый, резкий.

 

 

Задание 7 (контрольное). Прочитайте вслух, правильно расставляя ударение.

Вариант 1. Агент, алфавит, аристократия, аналог, алиби, арест, анатом, блага, бюллетень - бюллетеня, баржа, безудержный, боязнь, баловать, бестселлер, бармен, брошюра, бравурный, банты - бантов, газопровод, глашатай, диспансер, дуршлаг, досуг, еретик, заусеница, завидно, иконопись, кожанка, ломоть, мышление, недуг, одновременно.

Вариант 2. Ворота, выборы - выборов, вероисповедание, гербовый, грошовый, дремота, добыча, дерматин, добела, знахарь, зиждиться, заем -займа, знамение, квартал, каучук, конфиденциальный, мусоропровод, надолго, офицеры - офицеров, опека, опрометью, созыв, сирота - сироты -сирот, стюард, соглядатай, туфля - туфель - туфли.

Вариант 3. Житие, жестяной, жалюзи, индифферентный, индустрия, каталог, приговор, пасквиль, памятовать - памятуя, перипетии, наем - найма, намерение, община, обеспечение, ремень, ракушка, рассредоточение, столяр, танцовщица, туника, триптих, тотчас, убранство, уведомить, феномен, фетиш, украинский, ходатайство.

Вариант 4. Соболезнование, упрочение, укорочение, фортель, факсимиле, хаос, христианин, черстветь, чопорный, шарфы - шарфов, экскурс, эскорт, экзистенциализм, экипировка, ясли - яслей, юродивый, триптих, умерший, озорничать, никчемный, легкоатлет, звонит - звонишь, усугубить, диптих, дочиста, средства, статуя, пуловер, петля, противень, медикаменты.

Вариант 5. Коклюш, истерия, диспансер, генезис, синапс, зообентос, дивертикул, доликокефалия, ивтогамия, инвазия, адермин, кумол, диоптрия, токсоплазмоз, телантроп, акромегалия, имбридинг, шизогония, гетерохрония, эхиуриды, фтизиатрия, недуг, снадобье, макроспориозы, цервикальный, нейролептики, неврастения, бутиловый, биометрия, билирубинемия, флюрография.

 

 

Задание 8 (контрольное). Прочитайте правильно, следите за ударением и произношением гласных и согласных звуков.

Просмотровый кабинет открылся позже. Зубы необходимо пломбировать. Генезис, коклюш, флюрография - иностранные слова. Желчь можно купить в аптеке. Обеспечение больницы медикаментами - ваша задача. Пломбированный зуб реагировал на горячее. Жалюзи в палате были подняты. После трудного дня хирургу принесли кофе и гренки. Это выпускники нашего медицинского колледжа. В районную поликлинику приехал эксперт по фтизиатрии. Валентина Ильинична и Елена Савична работали в частном стоматологическом кабинете. На ужин больным будет подана колбаса и яичница. Ходатайство главного врача было отклонено. В диспансер привели школьников. Пациентка оказалась известной танцовщицей. На рабочем столе молодого врача был хаос. Меня мучила ломота. После принятия алкоголя у него начиналась истерия. Знахарка посоветовала одно из снадобий. В отделении хирургии госпитальный режим. Врач-терапевт принимает по средам. Вася, страдающий диспепсией, был развитой четырехлетний мальчуган. Феномен гения еще до сих пор до конца не изучен. Точная диагностика крайне важна. Больной усугубил свое состояние неправильным лечением. В газете был опубликован некролог. Я купила в аптеке горчичники. В квартире провели дезинфекцию. Непроверенный метод лечения - это афера. Лицо больного выражало озлобленность. Он страдал от изжоги. Булочная находилась рядом с прачечной больницы. В некоторых клиниках договорные цены. Родители рады новорожденному ребенку. Характерные признаки алопеции. Необходимо ободрить человека перед сложной операцией.

 

Краткий словарь-справочник

«Давайте говорить правильно»

Правильно Неправильно
алкого'ль а'лкоголь
алфави'т алфа'вит
апа'тия апати'я
аэропо'рта мн.число: аэропо'рты, аэропо'ртов аэропорта' аэропорты' аэропорто'в
бути'к бу'тик
бу'дущий бу'дуЮщий
бюллете'нь бюллете'ня мн.число бюллете'ни бюллете'ней   бюллетеня' бюллетни' бюллетне'й
газопрово'д газопро'вод
ге'рбовый гербо'вый
дире'ктор дире'ктора мн.число: директора' директоро ´ в     дире'кторы дире'кторов
диспансе'р диспа'нсер
добы'ча до'быча
догово'р до'говор
досу'г до´суг
заё'м заЙм
исково'й и'сковый исковый
конкурентоспосо ´ бный конкурентНоспособный
наём на'йма наня'ть найм
на'нял, наняла', на'няло наня'л, наня'ла, наня'ло
наркома'ния наркомани'я
некроло'г некро'лог
облегчи'ть обле'гчить
облегчи'т, облегча'т, облегчи'л обле'гчит, обле'гчат, обле'гчил
опто'вый о'птовый
приня'ть при'нять
при'нял, при'няла, при'няло приня'л, при'няла, при'няло
ре'ктор ре'ктора мн.число: ре'кторы ре'кторов     ректора' ректоро'в
сиро ´ та сироты' мн.число: сиро'ты, сиро'т си'роты, си'рот
снять снял, сняла', сня'ло сня'ли сня'ла
соболе ´ знование соболезнова'ние
соболе ´ зновать соболезнова'ть
со'зыв созы'в
сре'дство сре'дства сре ´ дствами   средства' средства'ми
уве'домить уведоми'ть
уве'домлю, уве'домит уведомлю', уведоми'т
уве'домят уведомя'т
уплати'ть упла'тит, упла'тят   упло'тит, упло'тят
хода ´ тайство ходата ´ йство
хода ´ тайствовать ходата ´ йствовать
эксгума'ция эСгума'ция
экспе'рт э'ксперт
экспе ´ ртный экспертный
эско'рт э´Кскорт
юрисконсульт юрисТко'нсульт

 

РАЗДЕЛ II

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Точность речи обусловлена в первую очередь выбором слова. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования, либо может придать нежелательную стилистическую окрашенность.

Одним из важнейших средств создания точности речи является соблюдение лексических норм.

 

Справка 1. Соблюдение лексических норм предполагает, во-первых, целенаправленный, внимательный выбор синонима. Синонимы – это слова, близкие или тождественные по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской. Именно смысловые оттенки близких по значению слов делают одно из них единственным, самым точным, которое в контексте будет наилучшим. Например, смотреть и глядеть - слова, очень близкие по значению, однако глагол смотреть указывает на действие, которое совершается более внимательно, более сосредоточенно, чем глагол глядеть. Поэтому нельзя сказать глядел в микроскоп, но можно - глядел в окно. Во-вторых, слово следует употреблять в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение этого требования приводит к семантическим ошибкам. Например, такие ошибки допущены в следующих предложениях:

Часто перед врачом из-за дороговизны медикаментов стоит дилемма: какое лекарство больному выписывать. План по оперированным больным выполнен где-то на 80%.

Слово дилемма в словаре имеет значение «положение, при котором любой выбор из двух исключающих друг друга возможностей одинаково затруднителен» и в приведенном примере употреблено неправильно вместо слова проблема, задача. Наречие где-то имеет значение «в каком-то точно неизвестном месте», употреблено вместо слова приблизительно.

 

Справка 2. К нарушению точности речи приводит смешение паронимов. Паронимы - это однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, похожие по звучанию, но различные по значению. Например, следует разграничивать в употреблении следующие пары слов: командированный -командировочный.

Командированный - человек, получивший командировку; командировочный - относящийся к командировке (деньги, удостоверение).

Надеть - одевать. Глаголы надеть и одевать, близкие по звучанию и по морфологическому составу, имеют традиционно в литературном языке разные значения. Одевать - покрыть одеждой или снабдить одеждой кого-нибудь. Например: Девочка одевает куклу; Мать одевает ребенка. Надеть - покрыть себя или часть своего тела какой-нибудь одеждой (обувью). Например: Надеть стерильные перчатки, халат. Одеть употребляется только с одушевленными существительными (одеть ребенка), надеть - с неодушевленными (надеть пальто).

Смешение паронимов - одна из самых распространенных ошибок в речи учащихся. Например: Н. И. Пирогов связан крепкими узлами (узами) с военной полевой хирургией. Пациентка была спокойной, но чувственной (чувствительной) девушкой. Доклад ректора прозвучал здравницей (здравицей) в честь юбилея медакадемии.

Смешение паронимов в данных фразах исказило их смысл.

 

Справка 3. Точность речи может нарушаться в результате невнимания к употребляемым многозначным словам и словам, имеющим омоним. В многозначном слове выделяется основное (прямое, первичное, главное) значение и производные (неосновные, переносные, вторичные). Слово, взятое изолированно, всегда воспринимается в своем основном значении, в котором чаще всего употребляется в речи. Производные же значения выделяются только в сочетании с другими словами. Требование к употреблению многозначных слов: многозначное слово в условиях контекста должно стать однозначным. Если это требование нарушается, то в высказывании может возникать двусмысленность или ненужные смысловые ассоциации. В этом случае на одно значение слова накладывается другое. Многозначность слов дает повод к неправильному истолкованию следующей фразы: На каждого пациента нашей больницы падает 5-6 процедур.

Лексические ошибки, нарушающие точность речи, могут возникать в результате употребления слов, имеющих омоним. Омонимы - слова, которые совпадают по звучанию (написанию), но имеют разный смысл: Кисть - кисть руки; кисть художника, кисть винограда.

Если контекст точно не указывает на значение слова, то может возникнуть недоразумение, двусмысленность или ненужные смысловые ассоциации. Омонимы требуют от нас осторожности в обращении со словами Неясен смысл следующих предложений: Больные туберкулезом переводятся (переводятся на санаторное лечение или исчезают). Футболисты сегодня ушли с поля без голов.

 

Справка 4. Из недостатков в области словоупо







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.