Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы логопедического массажа





Блыскина И. В.

Б68 Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 112 с, ил.

18ВМ 5-89814-240-1

В издании представлена авторская комплексная методика коррек­ции речевой и сопутствующих ей патологий у детей от 2 до 7 лет. Публи­куемые материалы — результат более чем 20-летнего опыта успешного использования логопедического массажа и других нетрадиционных ме­тодов воздействия в работе с дошкольниками, школьниками и взрослы­ми, имеющими нарушения речи.

Книга адресована логопедам, воспитателям, медицинским работни­кам дошкольных образовательных учреждений, студентам дефектологи­ческого отделения педагогических вузов, а также родителям, желающим помочь своим детям преодолеть нарушения речи.

ББК74.3

© Блыскина И. В., 2004
© Оформление. Издательство
15ВИ 5-89814-240-1 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004


 

Вместо введения

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезни или не­достатков».

Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии рече­вой патологии. Это различные комплексы неполноценности, огра­ничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недораз­витие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают со­путствующие нарушения. Области души, духа и тела непосред­ственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.

Но здоровье — процесс динамический, так как человек от мо­мента зачатия и до самой смерти находится в постоянном развитии.

Наш организм имеет огромный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ говорил, что лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма. К счастью, существует множество естественных путей оздоровления, проверенных временем.

В странах Востока с древних времен сохранились методы лече­ния человека посредством поддержания в нем баланса энергии.


4

В последние несколько десятилетий западные и российские ис­следователи проявляют повышенный интерес к этим нетрадици­онным, с точки зрения ортодоксальной медицины, методам вра­чевания.

Доказано, что эффект от регулярного их применения доста­точно высок.

Сейчас широко используются (в том числе и в логопедии) массаж, фототерапия, хромотерапия, звукотерапия, ароматотерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в орга­низме человека (улучшают метаболизм, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают каче­ство его жизни. У природных средств лечения и профилактики бо­лезней не только долгая история, но и блестящее будущее.

В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности артику­ляционной и мимической мускулатуры, в послеоперационные периоды у детей с ринолалией, при поведенческих проблемах, которыми страдают большинство детей с речевой патологией.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались эле­менты массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основ­ном превалировали педагогические методы воздействия на лого­пата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового крово­обращения и метаболизма, что улучшает протекание и формиро­вание многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все про­цессы, происходящие в целостном организме.

В издании автор делает попытку упорядочить некоторую имею­щуюся информацию по этому вопросу и предлагает свою ком­плексную методику коррекции речевой патологии. Публикуемые материалы представляют собой обобщенный многолетний опыт успешного использования логопедического массажа и других не­традиционных методов воздействия на дошкольников 2—7 лет, школьников и взрослых с нарушениями речи.

Для неспециалистов в данной области значения терминов приведены в сло­варе терминов (с. 100—103).


Из истории массажа

Целью данной главы является доказательство того, что массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности. Напро­тив, за последние десятилетия интерес к нему значительно возрос.

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять мас­саж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскаль­ные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно, — рукам.

О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана.

В древнеиндийских медицинских трактатах — «Аюр-Веды» — подробно описаны приемы массажа. В основном в те времена им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх. Описано применение массажа индусами во времена вступления в их стра­ну Александра Македонского (327 до н. э.). Так лечили страдаю­щих от укусов змей воинов.

Искусство массажа еще до нашей эры распространилось и в соседних с Индией Непале и Цейлоне. Письмена древних ин­дусов рассказывают, что в 1000 году до н. э. на территории Непа­ла существовали медицинские школы, в которых обучались это­му методу врачевания.

Заимствовали его у индусов и китайцы. Но их массаж отличал­ся от индийского включением приемов с применением растягива­ния суставов. Древнейшая из дошедших до нас книг о массаже — «Конг-фу» появилась в 2698 году до н. э. в Китае. В VI веке здесь впервые в мире был создан государственный медицинский инсти­тут, где массаж изучался как обязательная дисциплина. В каждой провинции Древнего Китая имелись врачебно-гимнастические школы, в которых готовили врачей-«таоссе», практикующих


массаж и гимнастику. В XVI веке была издана энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи» (64 тома). В ней изложены техника и мето­дика китайского массажа, систематизированы приемы.

Известно, что массаж с XII века до н. э. использовали в Древнем Египте, Абиссинии, Ливии. Об этом свидетельствуют сохранивши­еся папирусы, алебастровые рельефы, некогда украшавшие царские дворцы, надписи в пирамидах. На одном из папирусов, найденных в 1841 году в саркофаге египетского полководца, были изображены та­кие приемы массажа, как растирание, поглаживание и поколачива­йте. (А самое древнее изображение сцены массажа находится в Бер­лине в Новом музее. На барельефе из алебастра, принадлежавшем ас­сирийскому царю Синахерибу, который жил в 705—681 годах до н. э., представлены два человека, один из которых массирует другого.)

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазя­ми, широким использованием бани попал в Древнюю Грецию — колыбель европейской цивилизации. Величайшие врачи Древ­ней Греции считали массаж обязательным элементом эллин­ской культуры, в которой телесное развитие ценилось превыше всего.

Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппо­крат (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). Первым пропагандистом масса­жа для больных и здоровых людей является Геродикос (484— 425 до н.э.). Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь ежедневно занимался гимнастикой и массажем.

В произведениях великих поэтов Эллады — Гомера, Пиндара описаны сцены массажа тел героев-воинов.

Особого расцвета достиг массаж в Римской империи. Римля­не, завоевав многие страны, заимствовали их научные и культур­ные достижения, в том числе в области массажа и гимнастики. В Древнем Риме массаж был в обиходе у всех — от императора до раба. В городах строили комфортабельные бани — «термы» (от лат. Шегтае — тепло, жар), в которых обязательно обустраивали специальные комнаты для массажа («трепидариумы»).

Благодаря Асклепиаду (128—56 до н.э.) — выдающемуся древне­римскому врачу — массаж получил особенно широкое применение и в медицине, и в физическом воспитании. Именно Асклепиад первым разделил массаж на сильный и слабый, кратковременный и продол­жительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).


Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 н. э.) описал методику основных массажных приемов (по­глаживание, растирание, разминание). Он первым рекомендовал начинать массаж со слабых поглаживаний, постепенно их усили­вать, растирая, разминая участки тела, и заканчивать процедуру также легкими поглаживаниями. (Предписания Галена сохрани­лись до нашего времени практически без изменений.)

После падения Римской империи массаж на многие годы ис­чез из жизни европейцев, чему способствовало распространение христианства, проповедовавшего умерщвление плоти. И лишь народы, следовавшие другим религиям, продолжали применять массаж в лечебных и профилактических целях.

X и XI века были расцветом арабской медицины. На основе трудов своих предшественников Разес Ар-Рази (850—929), Абу Али Ибн-Сина (980—1037) и другие выдающиеся врачи того вре­мени разработали собственные оригинальные массажные при­емы, что определило своеобразное направление, получившее на­звание «восточный массаж». Он успешно применялся в банях. Эти идеи арабских ученых распространились в соседних странах — Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии.

Новый скачок в развитии массажа произошел в эпоху Возрож­дения. Но несмотря на всплеск интереса к массажу популярность его в те времена была гораздо ниже, чем в Древней Греции и Древнем Риме.

Своеобразный массаж практиковался и у славянских народов. Его называли «хвощевание», то есть нахлестывание тела веником во время мытья в бане. Такой массаж способствовал закаливанию ор­ганизма. (По свидетельству современников, древние славяне, жив­шие в условиях сурового климата, отличались крепким здоровьем.)

В Европе неумелое применение массажа шарлатанами и не­веждами дискредитировало этот метод лечения, и он был надол­го забыт. Только в XVIII веке массаж начал интенсивно возрож­даться в Англии, Франции, Германии.

С XIX века, особенно во второй его половине, медики пыта­лись дать научное обоснование массажу.

В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты при­нимали активное участие в научных разработках методики мас­сажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый


вклад в развитие европейского массажа внесли И. В. Заблудовский, М. К. Барсов, В. В. Гамолицкий, Е. Н. Залесова, Н. И. Рачинский, В. К. Крамаренко, К.Г.Соловьев, И. П. Калл истов, А. В. Янченко, И. М. Саркизов-Серазини.

Самая большая заслуга в развитии теории и практики масса­жа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И. В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивно­го и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называ­ют отцом современного массажа.

История точечного массажа, как и история других его видов, уходит корнями в глубокую древность. Существует множество легенд о возникновении точечного массажа, достоверность кото­рых до сих пор не доказана. Но известно, что около 5 тысяч лет назад в Китае народные врачеватели эмпирическим путем обна­ружили на коже человека точки (зоны), раздражение которых уколами (акупунктура) или прижиганием приводило к исчезно­вению болезненных явлений в организме, восстановлению его нарушенных функций (Хуандиней цзин, III в. до н. э.). Этот ме­тод, основанный на философских принципах перемещения жиз­ненной энергии ци (чи), называется «чжень-цзю». В 1026 году появился первый «Атлас точек» (Ван Вэй-и. 600 активных точек).

Древнейшие литературные источники свидетельствуют о том, что точечный массаж был широко распространен в Китае, Корее и других странах Востока уже в I—II веках, а с VIII века был при­знан официально.

Европа же узнала о чудесных точках на теле человека от мис­сионеров и путешественников лишь в XIII веке. Восточный ме­тод массажа на европейской почве приживался трудно. По-на­стоящему им заинтересовались только в XIX веке. В России пер­вые упоминания об акупунктуре (иглоукалывании) можно встретить в научных работах ряда авторов XIX—начала XX века (П. Г. Чаруховский, 1828; А. А. Татаринова, 1853; П. А. Корниевский, 1863, 1878; А.Я.Виолина, 1903; В.В.Корсаков, 1928). Се­рьезное изучение и применение этого метода в нашей стране на­чалось с 1957 года. В XX веке не только совершенствовались ме­тоды акупунктуры, но и получили развитие новые системы


воздействия на определенные активные точки (зоны), в том чис­ле на зоны ушной раковины (Эр-чжень-ляо, аурикулопунктура, П. Ножье), стоп и кистей рук (Суджок, Ч. В. Пак).

Массаж стоп и кистей, ушных раковин (аурикул) и волосистой ча­сти головы как метод естественного оздоровления с глубокой древ­ности был известен многим народам, представителям различных культур. Сегодня трудно сказать, где именно зародилась такая форма терапии. Она, вероятно, так же стара, как акупрессура и акупунктура. Из поколения в поколение передавались отдельные приемы этого метода исцеления, которые по прошествии веков образовали систему приемов массажа рефлексогенных зон.

В гробнице египетского врача из Саккары на стене изображе­на сцена массажа рефлексогенных зон на стопах и кистях чело­века. Этому изображению примерно 4200 лет.

Индейцы при лечении больного органа применяли массиро­вание стопы. Может быть, им уже с давних времен была извест­на концепция рефлексогенных зон, но возможно, ее применяли и неосознанно.

Труд американского врача Н. Фицджеральда (1872—1942) «Те­рапия зон» (1917) послужил фундаментом для существующей се­годня столь эффективной и плодотворной терапии рефлексоген­ных зон.

Другой американский врач, Д. Рейли, открыл терапевтические возможности этого метода. Ученица Рейли — Юника Ингам, ин­тенсивно применявшая этот метод в своей практике, написала две книги, в которых отображала состояние терапии рефлексо­генных зон того времени.

Из Америки этот метод распространился в немецкоязычные страны. Сегодня его используют тысячи врачей, физиотерапев­тов и целителей во всем мире.

Массаж рефлексогенных зон является эффективным и простым методом достижения психического и физического расслабления человека, а также сохранения и умножения сил его организма.

О влиянии массажа рефлексогенных зон существует много различных мнений, но во всех подчеркивается связь между под­лежащими воздействию зонами (стопы, кисти рук, уши, волоси­стая часть головы и т.д.) и общими процессами, происходящими в организме человека. Об этой связи известно еще с древних вре-


мен из учения об энергиях китайской медицинской философии. Поскольку, например, на стопах имеется более 70 тысяч нервных окончаний, то объяснение, что после воздействия массажа на эти зоны приходят в возбуждение связанные с ними функции тела и органов, звучит достаточно убедительно.

Особенно большой интерес к массажу в России возник несколь­ко десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И. Н. Асадчих, А. В. Сироткина, Г. Р. Ткаче­ва, В. И.Дубровский и др. В. И.Дубровский организовал в Моск­ве школу массажа, в которую приезжают учиться из различных городов России и других стран. Многие выпускники школы ра­ботают за рубежом (США, Канада, Израиль, Австралия, ЮАР, Польша, Сирия, Китай, Перу, Германия и др.).

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшне­го дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

Комплексный подход

к решению проблем коррекции речи

с использованием традиционных

и нетрадиционных методов

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, со­матически ослабленных. Объективные обследования в большин­стве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реа­билитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по ут­верждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему


психического и соматического развития ребенка. Даже в относи­тельно простых случаях таких патологий в преодолении пробле­мы было бы идеальным присутствие как общепринятых, тради­ционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные ме­тоды помогают более глубокой (качественной)- коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патоло­гии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым профессионалом так называемой службы сопровождения развития ребенка*, можно только включив в процесс коррекции основ­ной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный под­ход в работе с ребенком способствует выбору наиболее опти­мальной, результативной комплексной методики. Использова­ние нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы це­лостного организма — соматическое состояние.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древ­ности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, — влияние на соматическое и психическое состояние ребенка му­зыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказы­вать различное воздействие — успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (ароматотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (звукотерапия) и так далее может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для

В состав службы сопровождения развития ребенка входят: логопед, дефектолог, психолог, воспитатель, невропатолог, музыкальный руководитель, руководи­тель изостудии, инструктор ЛФК и т.д.


12

развития ребенка. Так, например, зеленый, синий, голубой цве­та, медленная, негромкая и плавная музыка, запахи лаванды, мя­ты, кориандра успокаивают, а запахи лимона, эвкалипта оказы­вают стимулирующее, тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов и быстрой, рит­мичной, громкой музыки. (Хотелось бы напомнить, что с запаха­ми работать надо очень осторожно. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат.)

Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства — очень эффек­тивна. Мед усваивается в организме человека на 100% и обладает лег­ким снотворным, успокаивающим, послабляющим действиями. Он снимает бессонницу, неврозы, повышает работоспособность. Использовать апитерапию, физиотерапию, фототерапию, ле­чебную физкультуру в работе с детьми могут только соответству­ющие медицинские работники.

Для применения куклотерапии необходим набор игровых по­собий и кукол (часто используются куклы без лица, а их эмоцио­нальное состояние выражает сам ребенок). Для применения же сказкотерапии ребенок должен быть знаком с определенным ко­личеством текстов сказок. Эти две терапии развивают воображе­ние, коммуникативную функцию, помогают снять состояние страха, тревожности, агрессии, способствуют творческому само­выражению ребенка.

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оз­доровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, кото­рые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексо­генных зон (кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы), профессора Ауглина, сегментарно-рефлекторный и точечный. Проследим варианты их комплектования.

При наличии временной и технической возможностей можно выполнять полный массажный комплекс — все виды массажа рефлексогенных зон, сегментарно-рефлекторный и точечный. Это займет 50—60 минут. Если же такой возможности нет, вари­ативность выбора видов массажа произвольная. Можно выпол­нять от одного до трех видов массажа рефлексогенных зон, сег­ментарно-рефлекторный и точечный массажи. Можно массажи


рефлексогенных зон чередовать или выполнять курсами. Естест­венно, что в этом случае время воздействия на ребенка сократит­ся. В комплексе можно проводить отдельно точечный или сегментарно-рефлекторный массаж, но оптимальным является со­вмещение обоих их видов.

В массажный комплекс входят:

1. Развитие ручного праксиса.

2. Развитие тактильных (осязательных) ощущений*.

3. Релаксация.

4. Собственно массаж.

5. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

Развитие ручного праксиса. Кончики пальцев рук — это «вто­рой мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант (1724—1804) писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Многочисленными исследованиями специалистов подтвер­ждено, что уровень развития речи зависит от степени сформиро­ванное тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фак­тором.

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасполо­женности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вы­тащить из кулачка только указательный палец, это свидетельст­вует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь па­тологичную речь.

Обращайте внимание на то, какая у ребенка рука ведущая. У детей с доминантным левым полушарием лучше работает пра­вая рука, а с доминантным правым полушарием — левая. Сейчас таких детей становится все больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой, и левой руками, — так на­зываемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существую­щих теорий, можно напомнить родителям, что нет необходимо­сти переучивать ребенка-левшу работать только правой рукой. Это чревато для него довольно серьезными последствиями: мо­гут возникнуть негативные проявления психики, неврозы.

Если ребенок посещает речевую группу, то работа по развитию ручного праксиса и тактильных ощущений проводится на подгрупповых занятиях.


Упражнения по развитию мелкой моторики являются общеиз­вестными и активно применяются в логопедической практике. К ним относятся:

1. Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа
предмета:

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихо­вание;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• рисование по образцу и т. д.

2. Упражнения по выработке обобщенного двигательного об­раза предмета:

• плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков;

• вышивание, вязание;

• имитация жестом различных конкретных предметов, дей­ствий.

3. Упражнения по выработке мускульной памяти, которая не­посредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и кон­фигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;

• нажимание кнопки пульверизатора;

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноимен­ными пальцами обеих рук) и т. д.

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энер­гетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собствен­ном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

Развитие тактильных ощущений. С улучшением так­тильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

Для развития тактильной чувствительности можно рекомен­довать следующие упражнения. Предложите ребенку:

• выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы;


• определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притрагивается педагог (педагог в произвольном порядке ка­сается пальцев ребенка, а он должен при этом говорить их название);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

• с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как пра­вой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его сре­ди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руках педагогом;

• поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.

Релаксация. Секрет успешного массажа состоит в предвари­тельной релаксации (расслаблении). Релаксационные упражне­ния подготавливают ребенка к массажу. Сеанс любого массажа желательно начинать с приемов общего расслабления. В прин­ципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено.

Рассмотрим некоторые из релаксационных поз:

1. Наиболее оптимальной является поза лежа на спине. Голову нужно положить на плоскую подушку (мышцы шеи при этом легче расслабляются); руки слегка согнуть в локтях, ладони по­вернуть вниз, не касаясь туловища. Ноги должны быть слегка разведены и немного согнуты в коленях, для чего под них подло­жить маленькие валики.

2. Лечь на правый бок.

Первый вариант. Правые руку и ногу вытянуть в линию с туло­вищем, а левые — полусогнуть и выставить вперед.

Второй вариант. Правую ногу вытянуть в линию с туловищем, а левую полусогнуть и выдвинуть вперед. Ладонь левой руки по­ложить на бедро; правую руку согнуть в локте и выдвинуть впе­ред ладонью вверх на уровне лица.

3. Основной позой для релаксации сидя является поза «куче­
ра». Она широко используется при коррекции заикания. Так достигается максимальное расслабление всех мышц тела. Сидящий


в положении «кучера» должен сохранять равновесие без смеще­ния туловища вперед или назад. Голову при этом следует мягко опустить, ноги согнуть в коленях под прямым углом и слегка рас­ставить их в стороны, руки со свисающими вовнутрь кистями со­гнуть в локтях и положить на бедра.

Наиболее частой ошибкой при выполнении позы «кучера» яв­ляется излишний наклон туловища вперед, что приводит к повы­шению напряжения в мышцах шеи и спины. Поэтому особенно внимательно надо следить за тем, чтобы плечевые суставы нахо­дились над тазобедренными.

4. При наличии условий рекомендуется, сидя в мягком кресле с подлокотниками, принять позу «авиапассажира». В этой позе спина и затылок опираются о спинку кресла или валик для голо­вы, руки лежат на подлокотниках, согнутые в локтевых суставах, ноги слегка разведены, носки расставлены немного врозь. Для создания максимальной релаксации можно подложить неболь­шие мягкие валики под поясницу и колени.

Массаж. Долгие годы практической работы показали, что ис­пользование различных видов массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений (в частности, вследствие дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием корковых зон, и афа­зии, вследствие локальных поражений головного мозга) значи­тельно повышает ее эффективность. Наша цель как логопедов — максимально развить методику массажа, направленную на коррек­цию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздей­ствии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

Далее следует выполнение выбранных видов массажа.

Не забудьте, закончив массаж, поднести руки под холодную про­точную воду, чтобы освободиться от неправильно направленной статической энергии, полученной во время проведения процедуры.

Дифференцированная артикуляционная гимнасти­ка. В идеале она выполняется через 20—30 минут после массажа.

Оптимальным является выполнение логопедического масса­жа курсами, которые проводятся следующим образом: после первого перерыв должен быть минимум 3 недели, а между вто­рым и третьим — 3 месяца. В сложных случаях можно проводить не три, а более курсов в течение гада.


---------------------------------------------------------------------------- 17

Хотелось бы обратить внимание на то, кому из специалистов дошкольного образовательного учреждения удобнее всего про­водить с детьми коррекционную работу с помощью следующих нетрадиционных методов:

• ароматотерапия — логопеду, психологу, воспитателю;

• хромотерапия — логопеду, психологу, воспитателю, музы­кальному руководителю;

• звукотерапия — логопеду, психологу, воспитателю, музы­кальному руководителю;

• куклотерапия — воспитателю;

• сказкотерапия — воспитателю, логопеду;

• апитерапия — медицинскому работнику;

• фототерапия — медицинскому работнику;

• физиотерапия — медицинскому работнику;

• лечебная физкультура — медицинскому работнику;

• массажные комплексы:

 

• развитие ручного праксиса — логопеду, воспитателю;

• развитие тактильных ощущений — логопеду, воспитателю;

 

• релаксация — логопеду;

• массаж — логопеду, медицинской сестре;

• дифференцированная артикуляционная гимнастика — лого­педу.

Представленная в этой книге гармонизирующая методика коррекционной работы с детьми, имеющими как речевую патологию, так и различные нарушения психических функций, используется уже более двадцати лет, постоянно совершенствуясь и развиваясь.

Основные положения

При овладении логопедическим массажем необходимо знать то­пографию мышц артикуляционного аппарата, в противном случае невозможно достигнуть цели в коррекции речевых расстройств.

В основе большинства речевых нарушений лежит ослабленность мышечно-связочного аппарата.

Мышца и подходящий к ней нерв в функциональном отношении образуют единое целое — так называемый нервно-мышечный аппарат.

Скелетные мышцы являются активной частью аппарата движе­ния. Они составляют около трети всей массы тела. В организме че­ловека насчитывается свыше 600 отдельных мышц. Каждая из них состоит из тела — брюшка (активная часть) и сухожилий (пассив­ная часть), посредством которых мышцы прикрепляются к костям.

Функции мышц строго определены, каждая имеет известную величину, форму, находится в топографических отношениях с ок­ружающими ее тканями, совершает работу, полностью завися­щую от условий кровообращения и иннервации.

Основным свойством мышц является сократимость. Ампли­туда сокращения мышцы соответствует ее длине (чем длиннее мышца, тем больше амплитуда ее сокращения и наоборот).

Мышцы по характеру движений делятся:

• на сгибатели и разгибатели;

• приводящие и отводящие;

• напрягающие, сжимающие и расширяющие;

• поднимающие и опускающие.

Следует отметить, что обычно движение осуществляется не од­ной мышцей, а их группой.

Мышцы, выполняющие аналогичную функцию, называются синергистами. Мышцы, сокращение которых ведет к противопо­ложным движениям, называются антагонистами.

Далее следует описание мышц с учетом их значимости, а так­же доступности для пальпации и массирования.

Мускулатуру, участвующую в речевом акте, удобнее всего рассматривать в порядке последовательности иннервации групп мышц черепно-мозговыми нервами.


Основные положения

Способ массажа, основанный на принципе использования сегментарного строения тела, называется сегментарным масса­жем.

Спинной мозг человека расположен в позвоночном канале. Его протяженность — от I шейного до II поясничного позвонка. Через межпозвоночные отверстия выходит 31 пара спинномозго­вых нервов соответственно сегментам (отделам) нашего тела. Та­ким образом, спинной мозг имеет сегментарное строение, где под сегментом подразумевается участок спинного мозга, соответству­ющий спинномозговым нервам, иннервирующим определенные сегменты тела. Причем иннервируется не только кожная поверх­ность тела, но и мышцы, органы и так далее, расположенные на уровне данного сегмента. Различают 7 шейных позвонков, 12 груд­ных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 копчиковый (рис. 7).

При коррекции речи предусматривается массаж только опре­деленных отделов тела (шейного, верхнегрудного, так называе­мой воротниковой зоны, волосистой части головы, лица).

Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимоотношениях, представ­ляют собой единое целое. В связи с этим ни одна проблема, в том числе и касающаяся речи, не может быть рассмотрена как процесс локальный. Всегда появляются рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, иннервируемых теми же сегментами мозга. Эти изменения могут возни­кать в коже, мышцах, соединительной ткани и в свою очередь влиять на первичный очаг нарушения речи и поддерживать пато­логический процесс. Устраняя с помощью массажа произошед­шие изменения, можно содействовать ликвидации первичного патологического процесса и восстановлению нормального со­стояния организма.

Взаимосвязи нашего организма осуществляются путем реф­лексов.


Основы развития сегментарно-рефлекторных методов масса­жа заложены установлением функциональных связей между все­ми частями человеческого организма. Исследователи доказали, что, воздействуя на поверхность тела в определенных зонах, свя­занных с кожей сегментарными взаимоотношениями, можно влиять на трофические процессы, процессы обмена, работу вну­тренних органов, секреторную деятельность и другие важные функции организма.

В классическом массаже применяют четыре основных при­ема: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Каждый из них имеет вспомогательные приемы, которые, сохраняя сущ­ность основного движения, дают возможность достичь наиболь­шего эффекта применительно к особенностям анатомической конфигурации массируемой области. (Прием вибрации в логопе­дической практике используется редко, поэтому в данной работе он рассматриваться не будет.)

При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа. При этом не ограни­чиваются воздействием только на патологический очаг, а допол­нительно используют приемы внеочагового воздействия на сис­темы организма и ткани. Такие приемы оказывают более полное нормализующее влияние на функци







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.