|
Примерные комплексы массажа с элементами гимнастикиКомплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе 1. Расслабляющий массаж мышц шеи. Массаж следует выполнять методом непрерывного поглаживания и легкого растирания. Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка. Очень эффективно следующее упражнение. Положить ребенка на кушетку лицом вверх так, чтобы голова свисала. Затем логопед руками плавно, медленно производит головой ребенка круговые движения. Целесообразно применять гимнастику. Предложите ребенку: • голову уронить, «уснуть»; • голову запрокинуть, наклонить вправо-влево; • голову медленно опустить, затем, вернув в исходное положение, резко «уронить». Каждое упражнение повторить 5-6 раз. 2. Расслабляющий массаж верхнего плечевого пояса. 3. Расслабляющий массаж лицевой мускулатуры имышц губ. 4. Расслабляющий массаж мышц языка легким поглаживанием по предложенным ранее направлениям. Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе 1. Укрепление лицевой мускулатуры. Для этого используют приемы интенсивного прерывистого поглаживания, глубокого растирания, разминания. Поглаживание и растирание проводятся по линиям, описанным выше. Разминание скуловой и щечной мышц выполняют следующим образом (рис. 16). Поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части висков, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких движений силу оказываемого на мышцы давления следует увеличить. Однако воздействие на них не должно быть болезненным и вызывать отрицательную реакцию у ребенка. 2. Укрепление губной мускулатуры.
С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание и пощипывание губ. Рис. 17. Линии выполнения массажа для укрепления губной мускулатуры: 1 — от середины верхней губы к углам рта; 2 — от середины нижней губы к углам рта; 3 — от углов губ к их середине (пощипывание) Массаж выполняют в следующих направлениях (рис. 17): • от середины верхней губы к углам рта; • середины нижней губы к углам рта; • от углов губ к их середине (пощипывание). 3. Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят (с помощью деревянного шпателя или пальцами) следующий массаж: • на продольные мышцы языка воздействуют, поглаживая его от средней части к кончику; • вертикальные мышцы языка подвергают ритмичному надавливанию; • на поперечные мышцы языка воздействуют, поглаживая его из стороны в сторону или от центра в стороны; • на края языка воздействуют посредством пощипывания.
4. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса. 5. Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. При этой процедуре губы ребенка должны быть сомкнуты. Массирующий с усилием, энергично проводит пальцем (кругообразно) справа налево (и наоборот) над верхней и под нижней губами (проекция десен). 6. Массаж твердого неба. Если у ребенка с ринолалией образовался после операции на небе рубец, то его ребенок может научиться массировать языком самостоятельно. Можно массировать одним пальцем твердое небо продольным или поперечным поглаживанием. Растирание выполняется прямолинейное, спиралевидное и кругообразное. Разминание неба производится надавливанием и раздвиганием. Необходимо соблюдать указанную последовательность выполнения массажа при различном тонусе мышц. Начинать логопедический массаж с массирования языка нецелесообразно (низкий эффект). Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления и нормализации мышц шеи, губ, языка Упражнение для мышц шеи Ребенок сидит на стуле, голову держит прямо. Логопед стоит за спиной ребенка, положив ему левую руку на левое надплечье. Затем правой рукой поворачивает голову ребенка за подбородок вправо и удерживает ее в таком положении (рис. 18). Далее просит ребенка вернуть голову в исходное положение. В момент наивысшего напряжения логопед отпускает руку. Упражнение повторяется в противоположном направлении.
Рис. 18. Положение рук массирующего при выполнении изотонического упражнения для мышц шеи V I Упражнения для мышц губ 1. Губы ребенка не напряжены. Логопед фиксирует пальцами углы губ ребенка и просит его с силой изобразить улыбку. Пальцы от углов губ отрывает в момент наиболее сильного их напряжения. 2. Логопед просит ребенка улыбнуться. Зафиксировав пальцами углы его губ в улыбке, предлагает ребенку вытянуть их в трубочку. Отрывает пальцы от губ в момент наиболее сильного их напряжения (рис. 19). Упражнения для мышц языка 1. Язык ребенка высунут. Логопед просит ребенка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка. 2. Язык ребенка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребенка с силой высунуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять. Рис. 19. Положение рук массирующего при выполнении изотонических упражнений для мышц губ: / — фиксация пальцами углов рта; 2 — фиксация пальцами углов рта в улыбке При помощи вышеописанных упражнений ребенок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способствует быстрейшей постановке звуков. Основы методики точечного массажа В настоящее время уже известно более 1700 биологически активных точек (БАТ), из них полным признанием пользуются 695 (так называемые классические точки). В лечебной практике наиболее популярны приблизительно 150 точек воздействия. Для выполнения точечного массажа лишь с узкой целью коррекции речевых расстройств логопедам или непрофессионалам, например родителям, достаточно знать порядка 40 точек, анатомо-топографические ориентиры которых описаны на с. 59—69 (табл. 2). Что представляют собой БАТ? Чем подтверждается достоверность их существования? Самое неопровержимое доказательство — опыт поколений, более чем тысячелетняя практика. БАТ — это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона. Она оказывает влияние на образование связей между данным участком кожи и определенным внутренним органом. В области точки происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается болезненность при пальпации. Потому такие точки получили название «активные точки», что характеризует их физиологически. По данным В. Г. Адаменко (1969), диаметр активных точек изменяется в зависимости от состояния человека. Так, во время сна и при сильной усталости точки имеют диаметр менее 1 мм. Когда же человек просыпается, диаметр точек увеличивается до 1 см, а когда находится в состоянии эмоционального напряжения или бывает болен, площадь отдельных точек настолько увеличивается, что образуются целые участки (зоны) с повышенной проводимостью. В случае заболевания человека заметно повышается электрический потенциал активных точек, причем не всех, V -------------------------------------------,---------------------------------------------- 55 а дифференцированно, что происходит с участием коры больших полушарий головного мозга. Одни точки откликаются на заболевания органов грудной клетки, другие — печени, почек и т.д. Это явление позволило врачевателям древности сгруппировать точки по линиям, которые называются каналами, или меридианами. С учением о меридианах тесно связано учение о жизненной энергии. В любом функционирующем органе происходят обменные процессы и вырабатывается энергия ци (чи). Древневосточные медики выявили, что часть этой энергии направляется от каждого органа к коже, глазам, ушам, языку, носу, где циркулирует по строго определенным путям (меридианам). Врачеватели потому и рассматривали главные органы как причину болезни, а кожу и поверхностные органы — как арену внешней симптоматики. Словно еще один орган чувств у человека, меридианы обеспечивают его связь с окружающей средой, оживляют мышцы и кости, управляют потоком крови и выполняют ряд других функций. Большинство меридианов носят названия основных внутренних органов (меридиан легких, меридиан желудка, меридиан сердца и т.д.). В связи с тем, что 14 меридианов имеют строгую локализацию, они называются постоянными, или основными. Метод точечного массажа (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевой чжень), или прессация (так называемая акупрессура) — это воздействие на точки акупунктуры пальцами. Широкому распространению этого метода способствуют простота, с которой выполняется точечный массаж, его эффективность, отсутствие вредных влияний. В настоящей работе не ставится задача обучить широкий круг читателей точечному массажу — это и неосуществимо, и нецелесообразно. Цель данного издания — ознакомить читателей с возможностями точечного массажа и рассказать о конкретных приемах, которые способны помочь при логопедических проблемах. Точечный массаж применяют как метод рефлекторной восстановительной терапии при понижении рефлекторной возбудимости мышц, находящихся в спастическом состоянии; для укрепления паретичных мышц, улучшения в них кровообращения и обменных процессов; восстановления нарушенных двигательных функций. Точечный массаж стимулирует или успокаивает вегетативную нервную систему, регулирует деятельность желез внутренней секреции, организует энергетический баланс, причем вызывает ответную реакцию в зоне, не имеющей тесной анатомической связи с зоной раздражения. Раздражение БАТ является одним из таких естественных лечебных методов, как, например, водолечение. Они основаны на том, что действующий на кожу импульс вызывает определенный эффект внутри организма. Освоение акупунктуры требует нескольких лет, в то время как акупрессура, оказывая подобное же действие, гораздо легче для освоения. Этим методом без особого труда может овладеть каждый. Здесь не нужны иголки. Лечебный эффект достигается надавливанием пальцами рук на определенные точки тела. Прежде чем приступить к точечному массажу, необходимо четко изучить расположение БАТ. Непременным условием правильного выполнения точечного массажа (для достижения нужного эффекта) является попадание в БАТ, регулировка силы воздействия, верная постановка пальцев (рис. 20). Критерием попадания в точку является появление предусмотренных субъективных ощущений (неинтенсивная боль, ломота, распирание, онемение, эффект электрического тока), тогда как рядом находящиеся области при воздействии на них не дают подобных ответных реакций. При поиске нужных точек ориентирами служат различные анатомические образования — впадины, мышцы, сухожилия, кости и т. д. В древности выполнении точечного массажа перечным размером пальцев. V ----------------------------------------------- 4------------------------------------------ 57 (Поперечный размер второго сустава указательного пальца — один цунь; указательного и среднего — 1,5 цуня; указательного, среднего, безымянного и мизинца — 3 цуня.) В настоящее время ис ционального отрезка. Этот метод основан на принципе разбивки вертикального размера определенных частей тела на стандартное для каждой число делений. Каждый из отрезков линии называется пропорциональным цунем. Такие цуни и указываются при описании топографии точек в методической литературе. Приемы массажа, проводимого детям, те же, что и для взрослых, но раздражение должно быть в пределах нейтрального, гармонизирующего* (табл. 1). Используется надавливание средней силы (не более 2 кг). Таблица 1 Использование точек различными методами с учетом возраста ребенка
См.: Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Киев, 1992. 58 При односторонних парезах применяется так называемая асимметричная методика точечного массажа (надавливание на симметричные точки выполняется с разной силой в зависимости от состояния тонуса мышц на симметричных частях тела). Принцип, по которому выбирается прием воздействий, прост: он определяется состоянием мускулатуры (гипо- или гипертонус). Существует несколько приемов точечного массажа, но при воздействии на ребенка с логопедическими проблемами достаточно освоить два основных, наиболее часто употребляемых. Расслабляющий прием. При повышенном мышечном тонусе задачей является расслабление (седативное воздействие), снятие спазм. При этом применяется седативный (успокаивающий) прием массажа: на проекции точки устанавливают I и II (или III) пальцы, держат их так в течение 1-2 секунд, затем производят вращательные движения по часовой стрелке в течение 5-6 секунд (палец не сходит с области проекции точки) и углубляют, слегка надавливая на точку. Далее фиксируют достигнутый уровень в течение 1-2 секунд. Потом производят противоположные действия — «вывинчивают» палец против часовой стрелки, постепенно уменьшая силу надавливания. Выполняют вращательные движения в течение 5-6 секунд. (При воздействии седативным способом в течение 1 минуты производят 4 входа и выхода, каждый по 15 секунд.) Возбуждающий прием. При пониженном тонусе и атрофиях мышц, парезах применяется тонизирующий, возбуждающий прием массажа: в течение 12 секунд находят точку, в течение 3-4 секунд производят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец. Затем, максимально надавив на область проекции точки, палец резко отрывают. Движения в такой последовательности повторяют 8—10 раз, что составляет 40—60 секунд воздействия. Для правильного подбора приемов и дозировки коррегирующего раздражения необходимо установить состояние ребенка: путем пальпации и осмотра определить тонус мышц верхней половины туловища, мимических мышц и мышц языка. Учитываются также конституциональные особенности ребенка и его эмоциональный фон. V Таблица 2 Анатомо-топографические ориентиры расположения точек, используемых в речевом точечном массаже
Китайские названия даны в русской транскрипции. Продолжение табл. 2
У ----------------------------------------- 61 I Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
V ----------------------------------------- 63 I Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
V Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
V ------------------------------------------ 67 I Продолжение табл. 2
Продолжение табл. 2
V Окончание табл. 2 Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
Вай-цзинь-цзинь- юй-е При проблемах в полости рта, слюнотечении, расстройствах речи На 1 см в стороны от точки Шан-лянь-цюань
Шуй-ту При головной боли, речевых расстройствах Кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосце-видной мышцы
В таблице с 1 по 15 номер представлены точки общего действия, ас 16 по 40 — локального. Эффект массажа непропорционален числу задействованных точек. Их максимальное количество в одном сеансе должно быть равно восьми. В первые сеансы обычно массируют не более 3-4 точек общего действия, которые расположены на верхних и нижних конечностях, ниже локтевых и коленных суставов. Симметричные точки используют попарно и по возможности одновременно. В дальнейшем точки общего действия заменяют на локальные, но обязательно в каждый сеанс должны быть включены 1 -2 точки общего действия. Данный метод называется рецептурным, так как точки для сеанса логопед выбирает произвольно, без акупунктурной диагностики. (Акупунктурная диагностика обязательно должна проводиться врачом-рефлексотерапевтом.) В рецептурной методике позволяется произвольный выбор точек, так как любая из вышеописанных имеет прямое или опосредованное влияние на речевую функцию. Рецептура может меняться в зависимости от действенности сочетания данных точек и состояния ребенка, но нельзя брать одну и ту же точку более пяти раз за один курс. Количество сеансов точечного массажа зависит от тяжести речевой патологии у ребенка. Возможно проведение 10, 12, 15 и 20 сеансов в одном курсе массажа. Количество используемых в сеансе точек к середине курса должно возрастать, к концу курса постепенно уменьшаться (табл. 3). Таблица 3 Примерный комплекс точечного массажа на один курс, состоящий из десяти сеансов*
О — точка общего действия. Л — точка локального действия. * Принцип составления комплекса на 12, 15 и 20 сеансов тот же. Основы методики массажа рефлексогенных зон Основные положения Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению — возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Уже этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Массаж рефлексогенных зон представляет собой мягкое и бережное обращение с жизненной энергией человека. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение. В этом большое значение массажа рефлексогенных зон для оздоровительной практики будущего: каждый сможет самостоятельно поддерживать хорошее самочувствие таким простым и эффективным способом, устранить дисгармонию и, активизируя собственную энергию, раскрыть в себе природные оздоровительные ресурсы. Массаж рефлексогенных зон полезен и любому здоровому человеку, так как способствует укреплению здоровья и препятствует развитию нарушений в организме. Для этого вида массажа не существует ни возрастных границ, ни каких-либо других противопоказаний. Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с 2-месячного возраста, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых. Проекции зон и точек на кистях, стопах, аурикулах (ушных раковинах), носу, языке, волосистой части головы, согласно зональной терапии, взаимосвязаны с внутренними органами посредством их общей проекции на уровне корковых зон. Кисти, стопы, аурикулы и так далее представляют собой уменьшенное отображение всего тела человека («человек в миниатюре», или «микросхема человеческого тела»). Воздействуя только на расположенную, например, на кистях, стопах или аурикулах зону, отвечающую за функционирование какого-либо органа, можно снять его функциональное нарушение. Массаж стоп значительно превосходит по эффективности массаж кистей, потому что руки менее чувствительны к его импульсам. Однако массаж кистей применять проще. Кроме того, он является прекрасным дополнением к массажу стоп. Массаж кистей и стоп Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|