Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики





Комплекс массажа для расслабления мышц при гипертонусе

1. Расслабляющий массаж мышц шеи.

Массаж следует выполнять методом непрерывного поглажи­вания и легкого растирания. Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Очень эффективно следующее упражнение.

Положить ребенка на кушетку лицом вверх так, чтобы голова свисала. Затем логопед руками плавно, медленно производит го­ловой ребенка круговые движения.

Целесообразно применять гимнастику. Предложите ребенку:

• голову уронить, «уснуть»;

• голову запрокинуть, наклонить вправо-влево;

• голову медленно опустить, затем, вернув в исходное положе­ние, резко «уронить».


Каждое упражнение повторить 5-6 раз.

2. Расслабляющий массаж верхнего плечевого пояса.

3. Расслабляющий массаж лицевой мускулатуры имышц губ.

4. Расслабляющий массаж мышц языка легким поглаживанием по предложенным ранее направлениям.

Комплекс массажа для укрепления мышц при гипотонусе

1. Укрепление лицевой мускулатуры.

Для этого используют приемы интенсивного прерывистого поглаживания, глубокого растирания, разминания.

Поглаживание и растирание проводятся по линиям, описан­ным выше.

Разминание скуловой и щечной мышц выполняют следую­щим образом (рис. 16). Поместив указательные и средние паль­цы обеих рук в нижней части висков, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких движений силу оказываемого на мышцы давления следу­ет увеличить. Однако воздействие на них не должно быть болез­ненным и вызывать отрицательную реакцию у ребенка.

2. Укрепление губной мускулатуры.

Рис. 16. Положение рук массирующего при разминании скуловой и щечной мышц

V

С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание и пощипывание губ.


Рис. 17. Линии выполнения массажа для укрепления губной мускулатуры:

1 — от середины верхней губы к углам рта; 2 — от середины нижней губы к углам рта; 3 — от углов губ к их середине (пощипывание)

Массаж выполняют в следующих направлениях (рис. 17):

• от середины верхней губы к углам рта;

• середины нижней губы к углам рта;

• от углов губ к их середине (пощипывание).

3. Укрепление язычной мускулатуры.

При вялости языка проводят (с помощью деревянного шпате­ля или пальцами) следующий массаж:

• на продольные мышцы языка воздействуют, поглаживая его от средней части к кончику;

• вертикальные мышцы языка подвергают ритмичному надав­ливанию;

• на поперечные мышцы языка воздействуют, поглаживая его из стороны в сторону или от центра в стороны;

• на края языка воздействуют посредством пощипывания.

 

4. Укрепление мышц верхнего плечевого пояса.

5. Массаж слизистой оболочки полости рта и десен.

При этой процедуре губы ребенка должны быть сомкнуты. Массирующий с усилием, энергично проводит пальцем (круго­образно) справа налево (и наоборот) над верхней и под нижней губами (проекция десен).

6. Массаж твердого неба.

Если у ребенка с ринолалией образовался после операции на небе рубец, то его ребенок может научиться массировать языком самостоятельно.


Можно массировать одним пальцем твердое небо продольным или поперечным поглаживанием.

Растирание выполняется прямолинейное, спиралевидное и кругообразное.

Разминание неба производится надавливанием и раздвиганием.

Необходимо соблюдать указанную последовательность выполне­ния массажа при различном тонусе мышц.

Начинать логопедический массаж с массирования языка не­целесообразно (низкий эффект).

Изотонические (с элементами сопротивления) упражнения для укрепления и нормализации мышц шеи, губ, языка

Упражнение для мышц шеи

Ребенок сидит на стуле, голову держит прямо. Логопед стоит за спиной ребенка, положив ему левую руку на левое надплечье. Затем правой рукой поворачивает голову ребенка за подбородок вправо и удерживает ее в таком положении (рис. 18). Далее про­сит ребенка вернуть голову в исходное положение. В момент на­ивысшего напряжения логопед отпускает руку.

Упражнение повторяется в противоположном направлении.



 

 
 

Рис. 18. Положение рук массирующего при выполнении изотонического упражнения для мышц шеи

V


I



Упражнения для мышц губ

1. Губы ребенка не напряжены. Логопед фиксирует пальцами углы губ ребенка и просит его с силой изобразить улыбку. Пальцы от углов губ отрывает в момент наиболее сильного их напряжения.

2. Логопед просит ребенка улыбнуться. Зафиксировав пальцами углы его губ в улыбке, предлагает ребенку вытянуть их в трубочку. Отрывает пальцы от губ в момент наиболее сильного их напряже­ния (рис. 19).

Упражнения для мышц языка

1. Язык ребенка высунут. Логопед просит ребенка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряже­ния в корне языка.

2. Язык ребенка находится в полости рта у нижних зубов. Ло­гопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Да­лее просит ребенка с силой высунуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.

Рис. 19. Положение рук массирующего при выполнении изотонических упражнений для мышц губ:

/ — фиксация пальцами углов рта; 2 — фиксация пальцами углов рта в улыбке


При помощи вышеописанных упражнений ребенок приобре­тает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что тоже способ­ствует быстрейшей постановке звуков.

Основы методики точечного массажа

В настоящее время уже известно более 1700 биологически ак­тивных точек (БАТ), из них полным признанием пользуются 695 (так называемые классические точки). В лечебной практике на­иболее популярны приблизительно 150 точек воздействия. Для выполнения точечного массажа лишь с узкой целью коррекции речевых расстройств логопедам или непрофессионалам, напри­мер родителям, достаточно знать порядка 40 точек, анатомо-топографические ориентиры которых описаны на с. 59—69 (табл. 2).

Что представляют собой БАТ? Чем подтверждается достовер­ность их существования? Самое неопровержимое доказательство — опыт поколений, более чем тысячелетняя практика.

БАТ — это небольшой участок кожи и подкожной основы, в ко­торых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь созда­ется биологически активная зона. Она оказывает влияние на обра­зование связей между данным участком кожи и определенным вну­тренним органом. В области точки происходит усиленное поглоще­ние кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается бо­лезненность при пальпации. Потому такие точки получили назва­ние «активные точки», что характеризует их физиологически.

По данным В. Г. Адаменко (1969), диаметр активных точек из­меняется в зависимости от состояния человека. Так, во время сна и при сильной усталости точки имеют диаметр менее 1 мм. Ког­да же человек просыпается, диаметр точек увеличивается до 1 см, а когда находится в состоянии эмоционального напряжения или бывает болен, площадь отдельных точек настолько увеличивает­ся, что образуются целые участки (зоны) с повышенной прово­димостью. В случае заболевания человека заметно повышает­ся электрический потенциал активных точек, причем не всех,

V


-------------------------------------------,---------------------------------------------- 55

а дифференцированно, что происходит с участием коры больших полушарий головного мозга.

Одни точки откликаются на заболевания органов грудной клетки, другие — печени, почек и т.д. Это явление позволило врачевателям древности сгруппировать точки по линиям, кото­рые называются каналами, или меридианами.

С учением о меридианах тесно связано учение о жизненной энергии. В любом функционирующем органе происходят обмен­ные процессы и вырабатывается энергия ци (чи). Древневосточ­ные медики выявили, что часть этой энергии направляется от каждого органа к коже, глазам, ушам, языку, носу, где циркулиру­ет по строго определенным путям (меридианам). Врачеватели по­тому и рассматривали главные органы как причину болезни, а ко­жу и поверхностные органы — как арену внешней симптоматики. Словно еще один орган чувств у человека, меридианы обеспечи­вают его связь с окружающей средой, оживляют мышцы и кости, управляют потоком крови и выполняют ряд других функций. Большинство меридианов носят названия основных внутренних органов (меридиан легких, меридиан желудка, меридиан сердца и т.д.). В связи с тем, что 14 меридианов имеют строгую локализа­цию, они называются постоянными, или основными.

Метод точечного массажа (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевой чжень), или прессация (так называемая аку­прессура) — это воздействие на точки акупунктуры пальцами. Широкому распространению этого метода способствуют просто­та, с которой выполняется точечный массаж, его эффективность, отсутствие вредных влияний.

В настоящей работе не ставится задача обучить широкий круг читателей точечному массажу — это и неосуществимо, и нецеле­сообразно. Цель данного издания — ознакомить читателей с воз­можностями точечного массажа и рассказать о конкретных при­емах, которые способны помочь при логопедических проблемах. Точечный массаж применяют как метод рефлекторной восстано­вительной терапии при понижении рефлекторной возбудимости мышц, находящихся в спастическом состоянии; для укрепления паретичных мышц, улучшения в них кровообращения и обмен­ных процессов; восстановления нарушенных двигательных функций. Точечный массаж стимулирует или успокаивает вегетативную



нервную систему, регулирует деятельность желез внутренней се­креции, организует энергетический баланс, причем вызывает от­ветную реакцию в зоне, не имеющей тесной анатомической связи с зоной раздражения.

Раздражение БАТ является одним из таких естественных ле­чебных методов, как, например, водолечение. Они основаны на том, что действующий на кожу импульс вызывает определенный эффект внутри организма.

Освоение акупунктуры требует нескольких лет, в то время как акупрессура, оказывая подобное же действие, гораздо легче для освоения. Этим методом без особого труда может овладеть каж­дый. Здесь не нужны иголки. Лечебный эффект достигается на­давливанием пальцами рук на определенные точки тела.

Прежде чем приступить к точечному массажу, необходимо четко изучить расположение БАТ. Непременным условием пра­вильного выполнения точечного массажа (для достижения нуж­ного эффекта) является попадание в БАТ, регулировка силы воздей­ствия, верная постановка пальцев (рис. 20).

Критерием попадания в точку является появление предусмот­ренных субъективных ощущений (неинтенсивная боль, ломота, распирание, онемение, эффект электрического тока), тогда как рядом находящиеся области при воздействии на них не дают по­добных ответных реакций.

При поиске нужных точек ориентирами служат различные анатомические образования — впадины, мышцы, сухожилия,

кости и т. д. В древности
пользовались измерени­ем, называемым «индивидуальный цунь». Он
равен расстоянию меж­ду первой и второй меж-
фаланговыми складка­
ми третьего пальца ле­вой руки у мужчин и
правой руки у женщин.
Индивидуальные цуни
Рис. 20. Положение пальцев при определяются также по-

выполнении точечного массажа перечным размером пальцев.

V


----------------------------------------------- 4------------------------------------------ 57

(Поперечный размер второго сустава указатель­ного пальца — один цунь; указательного и среднего — 1,5 цуня; указательного, среднего, безымянного и мизинца — 3 цуня.)

В настоящее время ис­
пользуется метод опреде­ления точек посредством
так называемого пропор- Рис. 21. Индивидуальный цунь

ционального отрезка. Этот

метод основан на принципе разбивки вертикального размера опре­деленных частей тела на стандартное для каждой число делений. Каждый из отрезков линии называется пропорциональным цунем. Такие цуни и указываются при описании топографии точек в мето­дической литературе.

Приемы массажа, проводимого детям, те же, что и для взрос­лых, но раздражение должно быть в пределах нейтрального, гар­монизирующего* (табл. 1). Используется надавливание средней силы (не более 2 кг).

Таблица 1

Использование точек различными методами с учетом возраста ребенка

 

 

 

Возраст ребенка, колич. лет Время массажа одной точки, мин. Максимальное колич. точек, используемых за 1 сеанс
Тормозной метод Возбуждающий метод
1-3 0,5 0,5 4-6
3-5 1-1,5   6-8
5-7 1,5-2    
7-10 2-3 1,5  
10 и более   1,5-2 8-10

См.: Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Киев, 1992.


58

При односторонних парезах применяется так называемая асимметричная методика точечного массажа (надавливание на симметричные точки выполняется с разной силой в зависимости от состояния тонуса мышц на симметричных частях тела).

Принцип, по которому выбирается прием воздействий, прост: он определяется состоянием мускулатуры (гипо- или гиперто­нус). Существует несколько приемов точечного массажа, но при воздействии на ребенка с логопедическими проблемами доста­точно освоить два основных, наиболее часто употребляемых.

Расслабляющий прием. При повышенном мышечном то­нусе задачей является расслабление (седативное воздействие), снятие спазм.

При этом применяется седативный (успокаивающий) прием массажа: на проекции точки устанавливают I и II (или III) паль­цы, держат их так в течение 1-2 секунд, затем производят враща­тельные движения по часовой стрелке в течение 5-6 секунд (па­лец не сходит с области проекции точки) и углубляют, слегка на­давливая на точку. Далее фиксируют достигнутый уровень в течение 1-2 секунд. Потом производят противоположные дей­ствия — «вывинчивают» палец против часовой стрелки, посте­пенно уменьшая силу надавливания. Выполняют вращательные движения в течение 5-6 секунд. (При воздействии седативным способом в течение 1 минуты производят 4 входа и выхода, каж­дый по 15 секунд.)

Возбуждающий прием. При пониженном тонусе и атрофиях мышц, парезах применяется тонизирующий, возбуждаю­щий прием массажа: в течение 12 секунд находят точку, в течение 3-4 секунд производят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец. Затем, максимально надавив на об­ласть проекции точки, палец резко отрывают. Движения в такой последовательности повторяют 8—10 раз, что составляет 40—60 секунд воздействия.

Для правильного подбора приемов и дозировки коррегирующего раздражения необходимо установить состояние ребенка: путем пальпации и осмотра определить тонус мышц верхней по­ловины туловища, мимических мышц и мышц языка. Учитыва­ются также конституциональные особенности ребенка и его эмоциональный фон.

V


Таблица 2

Анатомо-топографические ориентиры расположения точек, используемых в речевом точечном массаже

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Лао-гун При неврозах, истерии, гипертензии, расстройстве глотания, тре­море рук, судорогах В центре ладони (когда рука сжата в кулак, точка находится под безымянным пальцем, между III и IV пястными костями \ \
  Хоу-си При гемипа-резе, спасти­ческой криво­шее, головной боли,ригид­ности затылка В углублении кзади от 5-го пястно-фалангового сустава с локтевой стороны кисти руки
  Шень-мэнь При бессон­нице, ухудше­нии памяти, фобиях, нев­розах, вегето-сосудистой дистонии На ладонной стороне запястья, напро- тив мизинца (легче обнаружить, если рука немного согнута в лучезапястном суставе, ладонью вверх)
  Хэ-гу При неврите лицевого нерва, парезе мимиче­ских мышц рта, птозе века, кон­трактуре паль­цев, вегетососу-дистой дисто­нии, оказывает анальгизирую-щее действие На тьшьной стороне кисти, между I и II пя­стными костями, бли­же к середине II пяст­ной кости (в этом мес­те на выпрямленной кисти, когда большой палец прижат, возни- кает возвышение, а / когда отведен,— нащу-пывается углубление)   \  
             

Китайские названия даны в русской транскрипции.


Продолжение табл. 2

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Ле-цюе При гемипа-резе, патоло­гии органов дыхания, проблемах с Уи VII пара­ми черепно-мозговых нервов На лучевой стороне предплечья, чуть вы- ше шиловидного от- г ростка лучевой кос- 1 ти, где пальпируется углубление, выше лу-чезапястной складки примерно на 1,5 по­перечных пальца \  
  Вай-гуань При головной боли, неврозе, расстройстве сна, спастиче­ской криво­шее, писчем спазме, гипо-тензии,тре­море рук На тыльной поверхности руки, выше запястья примерно на 3 поперечных пальца, посередине, между сухожилиями
  Нэй-гуань При астмати­ческом кашле, гипертензии, эпиформных приступах, расстройстве сна (широкий спектр) На ладонной по­верхности руки, симметрично пре­дыдущей точке, между двумя сухо­жильными тяжами    
  Цюй-чи При неврасте­нии, гипертен­зии, гемипаре-зе, неврозах, вегетососудис-той дистонии, проблемах с VII парой черепно-мозговых нервов, обще­укрепляющее У наружного края локтевой складки (если согнуть руку локте, там образуется различимая на ощупь впадина)

У


----------------------------------------- 61

I

Продолжение табл. 2

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Шоу- сань-ли При гемипа-резах, вегета­тивно-сосуди­стой дисто-нии,парезе лицевого нерва, непро­извольной де­фекации, го­ловной боли, общеукрепля­ющее На 3 поперечных пальца ниже наружного угла локтевой складки, на условной линии, идущей от локтя к большому пальцу по тыль- ной стороне руки, „ между мышцами (этот перекат хорошо ощущается, если "" согнуть руку в лок­те, подняв большой палец вверх)
  Цзу-сань-ли При гипер-тензии, асте­ническом состоянии, неврозах, го­ловной боли, заболеваниях полости рта, проблемах с V и VII пара­ми черепно-мозговых не­рвов (широкий спектр дей­ствий, общее тонизирующее) Ниже колена, чуть смещена наружу, у наружного края передней большебер- цовой мышцы (сидя, согнуть ногу в колене и прижать ладонь к коленной, чашечке; кончик среднего пальца укажет, на какой высоте лежит точка, 1 а мизинец — на К сколько она смеще­на вбок)      
  Цзе-си При головной боли, голово­кружении, па­раличе нижних конечностей, эпилептифор-мных присту­пах На тыльном сгибе стопы, где пальпируется углубление у на одной линии со пальцем, сухожилиями

Продолжение табл. 2

 

 

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Тай-чун При головной боли,голово­кружении, су­дорогах у де­тей, наруше­нии сна, фобиях, эмо­циональной неустойчивос­ти, сенсорных расстройствах В углублении между I и II плюсневыми костями, выше | плюснефаланговых суставов примерно на 0,5 пальца
  Нэй-тин При зубной и головной бо­лях, спазме го­лосовых связок, тике и спазме мимических мышц, пробле­мах с V парой черепно-мозго­вых нервов Между II и III плюснефаланговыми суставами, кпереди  
  Шу-гу При тике и спазме шейных мышц, головной боли, голово­кружении, эпи-лептиформных припадках, рас­стройстве слуха Кзади и кнаружи от. головки V плюсне- вой кости, во впади- не, на месте перехо- да тыльной поверх- ности стопы в подошвенную
 
  Кунь-лунь При головокру­жении, голов­ной боли, на­пряжении заты­лочных мышц, гипертензии, расстройстве нервной систе­мы, частых су­дорогах у детей Во впадине между ахилловым сухожи­лием и задним кра­ем латеральной ло- дыжки на уровне ее центра
 

V


----------------------------------------- 63

I

Продолжение табл. 2

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Тянь-ту При бронхи­альной астме, одышке, поте­ре голоса, ла-рингоспазме, расстройствах речи Примерно на 0,5 см выше середины верхнего края яремной вырезки грудины ^  
  Ди-хэ При пробле­мах с V и VII парами череп­но-мозговых нервов На середине наиболее выступающей части подбородка ~  
  Чэн-цзянь При проблемах с V и VII пара­ми черепно-мозговых нервов (широ­кий спектр речевых рас­стройств) В центре подборо- дочно-губной складки    
  Жэнь-чжун При обморо­ке, судорогах у детей, тиках и спазме мимических мышц рта, парезе круго­вой мышцы, проблемах с V и VII пара­ми черепно-мозговых не­рвов Одиночная точка под носом, в верх­ней трети верти- кальной борозды по верхней губе    

Продолжение табл. 2

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Инь-тан При проблемах с V и VII пара­ми черепно-моз­говых нервов Одиночная точка, над переносицей, в углублении на середине линии соединяющей внутренние концы бровей  
  Бай-хуэй При потере со­знания, судо­рогах, апатии, ухудшении памяти,голов­ной боли, ночных стра­хах у детей, неврозах, эну­резе, пробле­мах с V парой черепно-моз­говых нервов (общеукрепля­ющее) Одиночная точка на темени, ближе к ма­кушке, во впадине на «прямом проборе» — там, где его пересекает линия, Д проведенная от уха уху вертикально т. г ( вверх через верхние точки ушных раковин
  Да-чжуй При вегетосо-судистой дисто-нии, мышечно-дистонических расстройствах, писчем спаз­ме, гипертону­се, неврозах, судорогах у де­тей, астениче­ских состояни­ях, эпиформ-ных приступах (широкий спектр) Одиночная точка между седьмым, по­следним шейным и первым грудным позвонками (находят точку сидя, на клонив голову; седьмой шейный позвонок в этом положении заметно выдается вперед)

V


Продолжение табл. 2

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Тоу-вэй При головной боли сосудис­того генеза, проблемах с V и VII парами черепно-моз­говых нервов В пологом углублении на виске, под во- лосами, в месте соединения лобной и теменной костей (примерно в 1,5 см от угла, где сходятся го- ризонтальная линия волос на лбу и вертикальная на виске)
  Ся-гуань При пробле­мах с V и VII парами череп­но-мозговых нервов, нару­шении вести­булярного ап­парата Кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется / нижним краем слуховой кости и вы- резкой нижней челюсти
  Цянь-чжэн При пробле­мах с VII па­рой черепно-мозговых нервов, проб­лемах в поло­сти рта Под точкой Ся-гуань, на уровне ниж- него края прикрепления мочки уха
  Цзя-чэ При расстрой­ствах речи, спа­стической кри­вошее, охрип­лости голоса, проблемах с V парой череп­но-мозговых нервов (широ­кий спектр) У угла нижней челюсти, на один па- лец вперед и вверх (углубление проще нащупать, открыв чу рот)

Продолжение табл. 2

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
27 Да-ин При пробле­мах с Уи VII парами череп­но-мозговых нервов Кпереди от угла нижней челюсти на 1,5 поперечных пальца, несколько \ кнаружи от места где прощупывается ( пульсация артерии
  Инь-сян При парезе ли­цевого нерва, птозе века, опущении угла рта, проблемах с V парой че­репно-мозго­вых нервов, бронхиальной астме В боковой борозде, крыла носа, перпендикулярно ниже,^ внутреннего угла глаза    
  Хэ-ляо При парезах, тиках мими­ческих мышц, проблемах с V парой череп­но-мозговых нервов На середине расстояния между крылом носа и краем верх- ней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см  
  Сань-сяо При парезах, тиках мими­ческих мышц Посередине носо-губной складки кнаружи от точки Хэ-ляо Жл    
           

V


------------------------------------------ 67

I

Продолжение табл. 2

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Ди-цан При проблемах с Уи VII пара­ми черепно-мозговых нервов, рече­вых расстрой­ствах (особен­но при пробле­мах с круговой мышцей рта) Кнаружи от угла рта на 1 см, на верти­кальной линии от зрачка Ш^    
  Цзя-чэн-цзянь При пробле­мах с V парой черепно-моз­говых нервов, расстройствах речи На нижней челюсти, в пересечении щ ^1 линий, проведен ных через точки П Ди-цан и Чэнцзянь
  Я-мэнь При головной боли сосудис­того генеза, спастической кривошее, па­тологии слуха, речевых рас­стройствах Между I и II шейными позвонками, ЙС \\ ^> примерно на 0,5 поперечного пальца выше задней границы роста волос
  Тянь-чжу При голово­кружении, го­ловной боли, нарушении сна, неврасте­нии, ригидно­сти мышц за­тылка, вегета­тивных расстройствах Выше задней границы роста волос *^\ примерно на 0,5 поперечного пальца и на 1,5 поперечных пальца в сторону от средней линии головы

Продолжение табл. 2

 

Номер п/п Название точки Основное использование Местонахождение
  Фэн-фу При головной боли, геми-плегии, эпи-формных при­падках Между затылочной костью и I шейным позвонком
  Фэн-чи При головной боли,голово­кружении, гипертензии, неврастении, эмоциональ­ной неуравно­вешенности (широкий спектр) Под затылком, в костной ямке позади уха, под волосами, на уровне наружного слухового С; прохода, у наружного края трапецие- видной мышцы
  Лянь-цюань При логонев-розах, рас­стройствах фонации, проблемах с дыханием, дизартрии На средней линии шеи, выше ее складки на 0,5 см, между нижним краем тела подъязычной кости и верх- ^ А\ ней вырезкой щитовидного хряща
  Шан- лянь-цю- ань При патоло­гии дыхатель­ных путей, расстройствах фонации, ло-гоневрозах, дизартриях, афазиях На средней линии шеи, посередине верхнего края подъ- язычной кости на 1 поперечный У ЧШШ палец выше точки Лянь-цюань у (при запрокинутой К Ч назад голове) у

V


Окончание табл. 2


Номер п/п


Название точки


Основное

использование


Местонахождение


 




Вай-цзинь-цзинь-

юй-е


При проблемах в полости рта, слюнотечении, расстройствах речи


На 1 см в стороны от точки Шан-лянь-цюань


 



Шуй-ту


При головной боли, речевых расстройствах


Кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосце-видной мышцы


 


В таблице с 1 по 15 номер представлены точки общего дей­ствия, ас 16 по 40 — локального.

Эффект массажа непропорционален числу задействованных точек. Их максимальное количество в одном сеансе должно быть равно восьми.

В первые сеансы обычно массируют не более 3-4 точек общего действия, которые расположены на верхних и нижних конечнос­тях, ниже локтевых и коленных суставов. Симметричные точки используют попарно и по возможности одновременно. В даль­нейшем точки общего действия заменяют на локальные, но обя­зательно в каждый сеанс должны быть включены 1 -2 точки обще­го действия.

Данный метод называется рецептурным, так как точки для се­анса логопед выбирает произвольно, без акупунктурной диагно­стики. (Акупунктурная диагностика обязательно должна прово­диться врачом-рефлексотерапевтом.)


В рецептурной методике позволяется произвольный выбор точек, так как любая из вышеописанных имеет прямое или опо­средованное влияние на речевую функцию. Рецептура может ме­няться в зависимости от действенности сочетания данных точек и состояния ребенка, но нельзя брать одну и ту же точку более пя­ти раз за один курс.

Количество сеансов точечного массажа зависит от тяжести ре­чевой патологии у ребенка. Возможно проведение 10, 12, 15 и 20 сеансов в одном курсе массажа. Количество используемых в се­ансе точек к середине курса должно возрастать, к концу курса постепенно уменьшаться (табл. 3).

Таблица 3

Примерный комплекс точечного массажа на один курс, состоящий из десяти сеансов*

 

№ сеанса       Точки      
1 О О О          
  О О л          
  О О л л        
  О О л л л л    
  О О л л л л л л
  О О л л л л л л
  О О л л л л    
  О О л л        
  О О л          
  О О О          

О — точка общего действия. Л — точка локального действия.

* Принцип составления комплекса на 12, 15 и 20 сеансов тот же.


Основы методики массажа рефлексогенных зон

Основные положения

Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению — возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Уже этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушен­ных функций в организме.

Массаж рефлексогенных зон представляет собой мягкое и береж­ное обращение с жизненной энергией человека. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение. В этом большое значение массажа рефлексогенных зон для оздоровитель­ной практики будущего: каждый сможет самостоятельно поддержи­вать хорошее самочувствие таким простым и эффективным спосо­бом, устранить дисгармонию и, активизируя собственную энергию, раскрыть в себе природные оздоровительные ресурсы.

Массаж рефлексогенных зон полезен и любому здоровому че­ловеку, так как способствует укреплению здоровья и препятству­ет развитию нарушений в организме. Для этого вида массажа не существует ни возрастных границ, ни каких-либо других проти­вопоказаний. Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с 2-месячного возраста, что будет препятствовать раз­витию в его организме нарушений, в том числе и речевых.

Проекции зон и точек на кистях, стопах, аурикулах (ушных раковинах), носу, языке, волосистой части головы, согласно зо­нальной терапии, взаимосвязаны с внутренними органами по­средством их общей проекции на уровне корковых зон. Кисти, стопы, аурикулы и так далее представляют собой уменьшенное отображение всего тела человека («человек в миниатюре», или «микросхема человеческого тела»). Воздействуя только на распо­ложенную, например, на кистях, стопах или аурикулах зону, от­вечающую за функционирование какого-либо органа, можно снять его функциональное нарушение.

Массаж стоп значительно превосходит по эффективности массаж кистей, потому что руки менее чувствительны к его им­пульсам. Однако массаж кистей применять проще. Кроме того, он является прекрасным дополнением к массажу стоп.


Массаж кистей и стоп







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.