Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расположение рефлексогенных зон





Парные органы (например, почки, легкие) имеют рефлексоген­ные зоны на обеих кистях рук и стопах, непарные — только на од­ной из них (в зависимости от того, на какой половине тела дан­ный орган находится). Органы, расположенные в центре тела (на­пример, позвоночный столб, пищевод), имеют рефлексогенные зоны на внутренней стороне обеих кистей и стоп. Рефлексоген­ные зоны большинства органов представлены на ладонях и подо­швах, рефлексогенные зоны мускулатуры — на тыльной стороне кистей и стоп.

Если при массаже рефлексогенных зон попадаются болезнен­ные области, то кончиками пальцев следует равномерно надав­ливать на них до тех пор, пока боль не исчезнет.

Итак, в соответствии с рассматриваемой в данной работе те­мой, нас более всего интересует расположение следующих зон: позвоночника, верхних лимфатических путей, области головы и артикулярных органов, солнечного сплетения. Все остальные зо­ны массируются попутно с вышеназванными.

Рефлексогенные зоны на кисти руки расположены следующим образом (рис. 22).

Зоны позвоночника — с внешней стороны большого паль­ца каждой руки, на границе перехода тыльной стороны кисти в ладонную. Эти зоны начинаются от первого сустава большого пальца и доходят до области запястья. Рефлексогенная зона шей­ного отдела охватывает пределы от первого до второго сустава большого пальца; зона грудного отдела — от второго сустава и до основания большого пальца; зона поясничного отдела находится в области запястья.

Зоны верхних лимфатических путей —между пальцами обеих рук, на складках кожи. Причиняющий небольшую боль массаж этих зон служит стимуляцией функции очистки лимфа­тической системы, активизирует иммунную систему, прежде все­го области шеи, плеч и верхней части груди.

Зоны области головы — на кончиках пальцев обеих рук (зоны головного мозга — на кончиках больших пальцев; полости


Рис. 22. Расположение на кисти руки рефлексогенных зон:

/ — солнечного сплетения; 2 — суставов верхней конечности; 3 — слуха; 4 — полости черепа; 5 — лимфатических путей; 6 — нервной системы; 7— гипо­физа; 8— эпифиза; 9 — головы, мозга; 10— шеи; 11 — глотки, гортани; 12 — позвоночного столба; 13 — щитовидной железы; 14 — психической сферы; 15 — пояснично-крестцовой области


74 --------------------------------------------------------------------------------------------

черепа — на кончиках остальных). Регулярный массаж этих зон улучшает кровообращение в области головы. Он помогает устра­нить невнимание и нервозность.

Если вы с трудом засыпаете, поможет следующее простое уп­ражнение: в течение пяти минут быстро и энергично нажимайте поочередно пальцами рук на большие пальцы.

Зона солнечного сплетения — на ладонях. Найти зону несложно: сложите руки так, словно несете воду в ладони; на­иболее глубокая на ней ямка и есть зона солнечного сплетения — важного вегетативного центра.

Вы можете стимулировать указанные зоны на обеих руках од­новременно, поместив стеклянный, деревянный или медный шарик в зажатых ладонях и осторожно, равномерно надавливая на него.

Рефлексогенные зоны на стопах расположены следующим об­разом (рис. 23, 24).

Зоны позвоночника — на обеих ступнях.

Внутренняя линия, или линия перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную, соответствует форме позвоночника. Зона шейного отдела начинается от первого сустава большого пальца, и далее изгибы этой линии повторяют изгибы всех отделов по­звоночника. Самочувствие значительно улучшается при дли­тельном массаже зон позвоночного столба.

Зоны области головы — на обеих стопах. Зона задней час­ти головы — на подушечках больших пальцев; зоны лицевой час­ти (полости рта, носа, глотки) — на внешней стороне большого пальца; зоны глаз — на втором и третьем пальцах; зона гипофиза — в центре подушечки большого пальца. При расстройстве вни­мания рекомендуется продолжительный активизирующий мас­саж зоны гипофиза.

Зоны затылка — на подошве стопы вокруг проксимального сустава большого пальца. При напряжении затылка и плеч эти зоны следует регулярно массировать. Желательно почаще паль­цами ног играть маленьким резиновым мячиком или круглым камешком: поднимайте, опускайте и т.д. Скоро вы почувствуете, как изменилась подвижность пальцев, а шея при этом стала сво­боднее. Массируйте зону затылка вдоль сустава большого паль­ца, начиная с внутренней стороны стопы.


 

 


Рис. 23. Расположение на подошвенной части стопы рефлексогенных зон:

1 — позвоночника; 2 — солнечного сплетения; 3 — легких; 4 — щитовидной железы; 5 — затылка; 6 — основания мозга, мозжечка; 7 — носа; 8 — гипо­физа; 9 — височной доли; 10 — лимфатических путей; 11 — плечевого пояса


Рис. 24. Расположение на тыльной части стопы рефлексогенных зон:

1 — диафрагмы; 2 — верхней челюсти; 3 — нижней челюсти


------------------------------------------------------------------------------------------- 77

Зоны плечевого пояса следуют вдоль линии проксималь­ных суставов пальцев на подошве и на наружной стороне сто­пы. Массаж зон плечевого пояса оказывает выраженное расслаб­ляющее и успокаивающее действие, уделите ему достаточно времени.

Для снятия блокады в области шеи вращайте большие пальцы обеих стоп поочередно, с легким нажимом. Это соответствует поворотам головы. Начинайте вращение пальцев с небольшого поворота, никогда не пытайтесь преодолеть возникающее сопро­тивление.

Зоны верхних лимфатических путей —между пальцами обеих ног, на складках кожи. (Ощущение боли при массировании свидетельствует о значительном отягощении лимфатической си­стемы.) Массаж зон верхних лимфатических путей активизирует иммунную систему и способствует выведению ядовитых веществ из организма. Массаж этих зон особенно эффективен для снятия головной боли.

Зоны диафрагмы и солнечного сплетения — на попе­речном своде стопы каждой ноги. Он расположен в плюсневой области. Прямо в центре свода стопы находится зона солнечного сплетения. Массирование этих зон способствует восстановлению вегетативного равновесия человека, снятию у него напряжения. Зоны можно массировать в любое время, особенно тогда, когда необходимо избавиться от беспокойства, стресса, нервного на­пряжения и нежелательных последствий таких состояний.

Массаж кистей рук

Массаж рефлексогенных зон следует начинать с правой сторо­ны, в данном случае — с кисти правой руки. Массаж можно вы­полнять в течение дня многократно (желательно массировать ки­сти рук попеременно, то есть, промассировав одну зону на пра­вой кисти, массируют ту же зону на левой). Массажные приемы можно выполнять поверхностью II, III, IV пальцев или только подушечками больших.

Сначала нужно поглаживать, а затем с усилием растирать зо­ну позвоночника, то есть границу перехода тыльной стороны ки­сти в ладонную. Следующий этап — поглаживание и растирание


тыльной стороны кисти (между пястными костями). В первую очередь растирают ладонь в направлениях: сверху вниз, снизу вверх и поперек. И только потом массируют пальцы, начиная с ми­зинца. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый палец массируют со всех сторон. Сначала необходимо сильно зажать ноготь с двух сторон и размять ногтевую фалангу. Потом расте­реть палец до самого основания и обратно. Удобнее всего это де­лать винтообразными движениями. Особое внимание надо уде­лить большому пальцу, так как это зона головы (массировать ин­тенсивнее и дольше, чем другие) и его основанию (самая выдающаяся часть ладони). Затем следует массировать кожные складки между пальцами, начиная от мизинца. Захватив двумя пальцами кожную складку, ее нужно максимально оттянуть и при этом «перетирать». После чего сильно сжимают подушечки паль­цев, начиная с мизинца правой руки. Удобнее надавливать на по­душечки пальцев, положив указательный на сам ноготь, а боль­шой — на подушечку пальца. На подушечку большого пальца на­давливают несколько раз.

Затем массируют запястье. После этого желательно вновь воз­вратиться к массажу большого пальца. Заканчивают массаж мед­ленным поглаживанием кисти руки в направлении от запястья к кончикам пальцев.

Рекомендуем для всех суставов пальцев следующие упражне­ния с элементами сопротивления:

1. Как можно сильнее сжать руку в кулак, затем резко разжать.

2. Сложить руки так, чтобы и пальцы, и ладони касались друг друга.

Локти должны быть на высоте плеч. С помощью больших пальцев раздвинуть руки и одновременно приподнять локти. По­трясти руками.

3. Выполнять движения большим пальцем в направлении к се­бе и от себя.

4. Сцепив пальцы рук, большие пальцы вращать вокруг друг друга («мельница»).

5. Опереться руками о стену. Нажать на нее посильнее, затем кисти расслабить.

6. Вытянуть руки вперед. Поднять кисти вверх, дать им сво­бодно упасть вниз.

V


------------------------------,-------------------------------------------- 79

7. Одной рукой взять другую за запястье и энергично потрясти ею. (Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа стано­вится теплой, суставы — упругими, пальцы — гибкими.)

Каждое упражнение повторить 5 раз.

Плантарный массаж

Плантарный массаж — массаж стоп, его еще иногда называют индийским массажем.

Согласно йоге, ноги — это распределительный щит организма. Можно воздействовать на функциональное состояние любого органа, если знать расположение соответствующей зоны на стопе.

Массаж стопы проводят ребенку, когда он находится в поло­жении лежа или сидя, ноги его должны быть расслаблены. Лого­педу следует располагаться ниже ребенка. Для максимального расслабления стоп в положении лежа на спине ребенку под ко­ленные суставы подкладывают маленькие валики. В положении ребенка лежа на животе валики подкладывают под голеностоп­ные суставы. Последняя позиция самая удобная.

Поскольку состояние позвоночника имеет важнейшее значе­ние для нашего здоровья, эту зону необходимо массировать в пер­вую очередь. Массажные приемы, как и на кисти руки, можно выполнять поверхностью И, III, IV пальцев или только подушеч­ками больших. В отличие от массажа кистей рук, при плантарном массаже полностью обрабатывается сначала правая стопа, а затем левая.

После массажа зоны позвоночника выполняют поглаживание всей стопы, растирание и разминание в различных направлени­ях подошвы, затем тыльной и боковых поверхностей стопы.

Переходим к массажу пальцев. Как и на кистях рук, пальцы после разминания ногтевой фаланги массируют, начиная с ми­зинца, винтообразными движениями. Но в отличие от массажа кистей, промассировав палец, выполняют им круговые пассив­ные движения, одновременно максимально его вытягивая.

И, как всегда, больше внимания уделяют зонам, расположен­ным на большом пальце стопы и у его основания. Затем «перети­рают», оттягивая, кожные складки, расположенные между паль-


80

цами, и сильно надавливают на их подушечки (на подушечку большого пальца надавливают несколько раз). После чего не­сколько раз сжимают ладонями стопу с боков. И только после этого поглаживают ее по направлению к пальцам. Заканчивают плантарный массаж пассивными вращательными движениями голеностопного сустава.

Этот массаж хорошо сочетается с другими видами массажа.

Плантарный массаж оказывает сильное стимулирующее дей­ствие, потому целесообразно проводить его один раз в день (ут­ром, днем, но не на ночь).

Аурикулярный массаж

Большинство ученых представляют аурикулу (рис. 25) как эм­брион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует го­лове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и си­стем тела.

Точки образуют около 18 зон (рис. 26). Каждая из них «конт­ролирует» определенную систему человека. В числе зон есть и те, которые служат для повышения концентрации внимания и улуч­шения памяти.

Аурикулярный массаж очень действен, так как при этом, по утверждению ученых, информация с периферии идет непосред­ственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегмен­тарный аппарат спинного мозга.

Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний по­зволили широко внедрить этот метод массажа в работу с детьми. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усили­вает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж (в том числе и самомассаж) можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз.

Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, в положении лежа или сидя. Логопеду мас­саж ребенку удобнее всего выполнять, посадив его на стульчик




Рис. 26. Аурикулярные зоны

V


------------------------------------ (------------------------------------------------------ 83

спиной к себе. Воздействовать следует мягко, но чувствительно, без остановок (прерывание массажа даже на 30 секунд сводит на нет весь предыдущий эффект), желательно придерживаться од­ного ритма движений (медленный или быстрый), как правило, выбор ритма происходит интуитивно.

Аурикулярный массаж целесообразно начать с области мочки и завитка, продвигаясь к вершине ушной раковины и ножке за­витка, повторяя прием несколько раз. Затем несколько раз мас­сируют противозавиток, сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее растирают границу противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завит­ка (массируют и раковину, и тыльную сторону аурикулы).

После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Козелок регу­лирует функцию надпочечников и укрепляет нос, горло, гортань, вследствие чего отступают простуда, насморк, кашель, аллергия.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание сверху вниз кожи перед козелком.

Заканчивается массаж загибанием аурикул вперед. Потом их резко отпускают.

По наблюдениям, улучшение гибкости ушной раковины спо­собствует общему укреплению здоровья.

Массаж следует продолжать до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущений тепла (5—7 минут).

Для целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти рекомендуется массировать по порядку следующие зоны:

• противокозелок;

• трехстороннюю ямку;

• зону перехода ножки завитка в восходящую часть;

• воронку (самую глубокую часть раковины).

Тем, кто тяжело встает утром, можно рекомендовать полез­ный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь орга­низм.

Захватив пальцами верхушку ушной раковины, произвести резкие, быстрые и интенсивные движения по ее краю в направ­лении к мочке.

Повторить 20 раз. Допустимо выполнять упражнение, не вста­вая с постели.


Массаж волосистой части головы

Массаж волосистой части головы стимулирует крово- и лимфоток, в связи с чем улучшаются регенерационная работа не­рвов, обменные процессы, а следовательно, память и мыслитель­ная деятельность человека. (Как побочный эффект — начинают интенсивнее расти волосы, улучшается их структура.)

Этот массаж выполняют один раз в день, желательно не в ве­чернее время. Показан детям с полутора лет.

Во время массажа ребенок должен находиться в положении си­дя, логопед — за его спиной. Массирующему следует учитывать, что кожа волосистой части головы отличается значительной тол­щиной, легко собирается в складки (за исключением области те­мени). Здесь много сальных и потовых желез; кровеносные сосу­ды представляют собой густую сеть артерий и вен; лимфатические сосуды пролегают вниз, назад, в стороны от темени и идут к лим­фатическим узлам, расположенным около ушей и на шее. Из лоб­ной области головы лимфа направляется к околоушным узлам. Примерно в том же направлении растут волосы.

Этот массаж проводят путем непосредственного касания кожи (для чего волосы последовательно разделяют проборами на рас­стоянии около 2 см друг от друга) или же поверх волос.

На голове принято выделять массажные линии, которые идут радиально от макушки вниз. Логопед должен направлять движе­ния руки соответственно направлению роста волос и ходу лимфотока. Делать массаж против роста волос не рекомендуется, так как это способствует травмированию их корней, засорению выводных протоков желез и вызывает у ребенка неприятные ощущения.

Поглаживание производят в продольном и поперечном на­правлениях. Для обнажения кожи головы при продольном на­правлении массажа делают расческой пробор ото лба к затылку. Продольное поглаживание выполняют следующим образом.

Подушечки всех пальцев, кроме большого, располагают на проборе, чуть касаясь поверхности головы. Производят ими лег­кое поглаживание спереди назад. Прием повторяют до 5 раз. За­тем такое же количество движений выполняют более интенсив­но, но в данном случае их целесообразнее проделать возвратно-поступательно, чтобы не вызвать у ребенка болевых ощущений.

У


-------------------------------,-------------------------------------------- 85

Можно выполнять этот прием несколько иначе: пальцами од­ной руки производить поглаживание от макушки к лобной обла­сти, а пальцами другой руки — к затылочной.

Растирание делают в тех же направлениях, но более интенсив­но. Его можно выполнять и спиралевидными движениями.

За растиранием следует разминание. Оно представляет собой сдвигание волосистой части головы. Одну ладонь кладут на заты­лочную область, другую — на лобную и смещают кожу к макушке. Затем обе ладони располагают над ушными раковинами и также сдвигают кожу к центру.

Затем выполняют интенсивное пунктирование (постукивание) по каждой из предложенных линий.

Массаж проводят ритмично, в медленном темпе. Особое вни­мание следует уделить растиранию сосцевидных отростков (ко­стные выступы за ушами).

Заканчивают массаж граблеобразным поглаживанием всей во­лосистой части головы.

Целесообразно массаж волосистой части головы сочетать с дру­гими видами массажа, особенно верхнего плечевого пояса и шеи.

Массаж профессора Ауглина

Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению самого профес­сора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга.

В Люцерне массажу подвергали группу детей в возрасте от 7 до 15 лет, страдающих минимальной мозговой дисфункцией. Им под наблюдением ученых в течение восьми месяцев делали такой массаж. Уже после трех недель у 98% детей было отмечено повы­шение активности мозга, появились разносторонние интересы. Подопечные доктора стали лучше заниматься в школе, «верхово­дить» в своем окружении, хотя раньше у них стремления к лидер­ству не наблюдалось.

Этот же метод лечения был опробован автором данной книги и на другой возрастной группе детей — от 4 до 7 лет. В программу специальных занятий с ними был включен массажный комплекс.


Дети, обученные самомассажу, проводили его под руководством специалиста в самом начале занятия или в середине, когда они уже начинали уставать. Игровая форма массажа, присутствовав­шие в нем элементы состязательности воспринимались ребятами как развлечение. Упражнения они выполняли с удовольствием, а положительные результаты основной направленности массажа были высокими.

Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ре­бенок мал, делать ему такой массаж может, играя и приговари­вая, мама. По мере взросления малыша нужно постепенно учить его самостоятельно выполнять следующие упражнения:

1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.
Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.
Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед,

затем назад и в стороны.

2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновре­менно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек.

3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях.

4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев сле­дуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз.

5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно на­жимать на нижеуказанные точки (рис. 27) на каждую по очереди:

 

• точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних уг­лов глаза;

• точка 2 — на середине носовой кости;

• точка 3 — у края носовой кости (соответствует точке Иньсян);

• точка 4 соответствует точке Хэ-ляо.

Чтобы сила надавливания на точки была достаточной, локти следует развести в стороны, руки — параллельно полу.

6. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения
слева направо и наоборот. (Упражнение не является обязательным при выполнении комплекса.)

V



Точка 1

Точка 1

Точка 2

Точка 2

Точка 3

Точка 3

Точка 4

Точка 4

 


Рис. 27. Массаж профессора Ауглина. Точки воздействия


88

Каждое упражнение выполняется на медленный счет до 10. Эта процедура не утомительна, так как занимает всего 10 минут.

Эффект массажа усиливается, если к нему добавить упражне­ния для кистей рук и аурикулярный массаж.

Есть предположение, что этот массаж не менее эффективен и для взрослых.

Краниопунктура, или скальптерапия

Краниопунктура (скальптерапия) является новым методом воз­действия на организм человека, предложенным специалистами Ки­тая. Лечение по этому методу заключается в массировании тканей, покрывающих мозговой череп. Зоны воздействия представлены не точками, а линиями, которые проявляют себя только при тех или иных патологических состояниях.

Массаж линий проводится поглаживающими, растирающими и разминающими движениями в направлении роста волос.

Хороший результат в лечении можно получить, влияя на зоны и методом прессации. При этом добиваются иррадиации в корреспондируемый орган или часть тела, вследствие чего там мо­жет возникнуть ощущение онемения либо тепла. Желаемый эф­фект наступает сразу или через двое суток (вызванные ощущения могут сохраняться в течение 24 часов).

Линейное расположение зон краниопунктуры объясняется тем, что участки коркового представительства систем организма про­ецируются на извилины головного мозга, имеющие в основном линейное расположение. Массаж зон краниопунктуры вызывает улучшение работы корковых проекционных зон головного мозга, что оказывает благотворное влияние на общее состояние челове­ка и его психическую деятельность.

Процедура ребенку проводится при его положении сидя или лежа.

Для нахождения зон воздействия необходимо определить на голове вспомогательные линии.

Первая линия (медиальная) начинается от точки, располо­женной на середине расстояния между внутренними краями бровей, проходит через макушку и заканчивается в центре ниж­него края наружного затылочного бугра. На середине этой линии находится центральная точка.

V


--------------------------------- 2----------------------------------------- 89

Вторая линия (горизонтальная) начинается в области верхне­го края бровей и заканчивается у нижнего края наружного заты­лочного бугра.

Существует несколько описаний зон краниопунктуры. При­веденная схема (рис. 28) проста и более эффективна при освое­нии данного массажа. Здесь дано описание только тех зон, воз­действие на которые способствует развитию речи (а следователь­но, и интеллекта) и психических функций.

1. Моторная зона — линия, которая начинается на 0,5 см кза­ди от центральной точки и оканчивается в точке пересечения го­ризонтальной линии с центром височной кости.

2. Чувствительная зона — линия, которая параллельна мотор­ной зоне, расположена кзади от нее приблизительно на 1,5 см.

3. Вторая зона речи — линия, расположенная параллельно ме­диальной; начинается на 2 см ниже от теменного бугра и имеет продолжительность 3 см.

4. Третья зона речи — линия, расположенная параллельно зо­не 3; начинается от центра последней, имеет продолжительность около 4 см.

5. Зона зрения расположена параллельно медиальной линии; начинается на 1 см выше точки 10, направлена вверх, имеет дли­ну 3 см. Воздействие на эту зону стимулирует функцию зрения, повышает зрительное внимание, что немаловажно для развития интеллекта и коммуникабельности ребенка.

6. Зона носа и горла. Расположена на медиальной линии. На­чинается на границе роста волос и идет вверх на 3 см. Воздей­ствие на эту зону способствует улучшению функционирования мышц и связок, участвующих в речевом акте.

7. Центральная точка. В акупунктуре — это точка «собрания ста болезней» (Бай-хуэй).

8. Теменной бугор.

9. Точка на середине расстояния между бровями.

10. Точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра.

После общего массажа волосистой части головы ребенка для повышения его внимания и сосредоточенности, улучшения па­мяти, речи и другой мыслительной деятельности рекомендуется воздействие на линии-зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6.


Рис. 28. Зоны краниопунктуры:

1 — моторная зона; 2 — чувствительная зона; 3 — вторая зона речи; 4 — третья

зона речи; 5—зона зрения; 6— зона носа и горла; 7— центральная точка; 8 —

теменной бугор; 9 — точка на середине расстояния между бровей; 10 — точка

на середине нижнего края наружного затылочного бугра

V


пассивные (массаж), влияют на закрепление у ребенка элемен­тов движения отдельных мышц, а также целостных двигательных навыков.

При выполнении дифференцированной артикуляционной гимнастики ребенок должен находиться в положении сидя. Ло­гопеду необходимо следить за осанкой ребенка и за тем, чтобы в каких-либо мышцах его тела не возникало напряжения и выпол­нение артикуляционных упражнений не сопровождалось мы­шечными синергиями.

Сначала логопеду нужно объяснить ребенку, как делать уп­ражнение, и продемонстрировать его. Затем они вместе выпол­няют упражнение перед зеркалом. И только после того, как ребе­нок научится делать упражнение самостоятельно, зеркало следу­ет убрать (для детей с дизартрией упражнения с зеркалом должны быть кратковременными или выполняться вообще без зеркала). Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в активные, самостоятельные. Функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.

Если заданное движение у ребенка не получается, то возмож­на механическая помощь логопеда (он использует для этого па­лец, шпатель, зонд).

Сначала логопед должен добиться, чтобы ребенок понял суть предложенного упражнения, научился выполнять общие вари­анты движений. А по мере их усвоения ребенком следует перей­ти к более тонким дифференцированным движениям.

Комплекс упражнений составляется для каждого ребенка ин­дивидуально, с учетом выявленного у него нарушения иннерва­ции и связанной с этим недостаточной работы отдельных групп мышц. Логопед должен помнить, что важно не количество вы­бранных упражнений, а качество их выполнения.

В итоге нужно научить ребенка правильно выполнять предло­женные движения, отработать их точность, темп, плавность пе­рехода от одного к другому. Движения должны выполняться без напряжения, подергиваний, мышечных синкинезий.

Темп движения надо отрабатывать постепенно, поэтапно. На начальных этапах разучиваемое движение выполняют в замед­ленном темпе, затем его увеличивают. Регуляция темпа произво­дится логопедом при помощи счета вслух.


---------------------------------------------------------------------------- 93

Переключение от одного движения к другому должно совер­шаться плавно и достаточно быстро. Выполненный артикуляци­онный уклад в итоге ребенок должен удерживать примерно на медленный счет до 20.

При отборе материала для дифференцированной артикуляци­онной гимнастики необходимо учесть, что на начальных этапах работы с ребенком следует использовать более простые упражне­ния, постепенно их усложняя.

Наибольший эффект от гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально.

Формирование любого двигательного навыка приобретается пу­тем тренировки. Закрепляются эти навыки систематическими ежед­невными повторениями (не менее 2-3 раз в день). В результате мно­гократных повторений массажа и гимнастических движений выпол­нение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе.

Количество повторений заданного упражнения для каждого ре­бенка и каждого периода работы с ним должно быть индивидуаль­ным. Начиная с ограниченного количества выполнений упражне­ния, можно в процессе работы довести их повторение до 15—20 раз. Каждое новое упражнение вводится и отрабатывается посте­пенно, на фоне уже хорошо выполняемых. Если ребенок на первом занятии не может сделать предложенного упражнения, то логопед вообще не вводит его, а продолжает отрабатывать старый матери­ал, для закрепления которого использует новые игровые приемы.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.