|
Расположение рефлексогенных зон ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Парные органы (например, почки, легкие) имеют рефлексогенные зоны на обеих кистях рук и стопах, непарные — только на одной из них (в зависимости от того, на какой половине тела данный орган находится). Органы, расположенные в центре тела (например, позвоночный столб, пищевод), имеют рефлексогенные зоны на внутренней стороне обеих кистей и стоп. Рефлексогенные зоны большинства органов представлены на ладонях и подошвах, рефлексогенные зоны мускулатуры — на тыльной стороне кистей и стоп. Если при массаже рефлексогенных зон попадаются болезненные области, то кончиками пальцев следует равномерно надавливать на них до тех пор, пока боль не исчезнет. Итак, в соответствии с рассматриваемой в данной работе темой, нас более всего интересует расположение следующих зон: позвоночника, верхних лимфатических путей, области головы и артикулярных органов, солнечного сплетения. Все остальные зоны массируются попутно с вышеназванными. Рефлексогенные зоны на кисти руки расположены следующим образом (рис. 22). Зоны позвоночника — с внешней стороны большого пальца каждой руки, на границе перехода тыльной стороны кисти в ладонную. Эти зоны начинаются от первого сустава большого пальца и доходят до области запястья. Рефлексогенная зона шейного отдела охватывает пределы от первого до второго сустава большого пальца; зона грудного отдела — от второго сустава и до основания большого пальца; зона поясничного отдела находится в области запястья. Зоны верхних лимфатических путей —между пальцами обеих рук, на складках кожи. Причиняющий небольшую боль массаж этих зон служит стимуляцией функции очистки лимфатической системы, активизирует иммунную систему, прежде всего области шеи, плеч и верхней части груди. Зоны области головы — на кончиках пальцев обеих рук (зоны головного мозга — на кончиках больших пальцев; полости Рис. 22. Расположение на кисти руки рефлексогенных зон: / — солнечного сплетения; 2 — суставов верхней конечности; 3 — слуха; 4 — полости черепа; 5 — лимфатических путей; 6 — нервной системы; 7— гипофиза; 8— эпифиза; 9 — головы, мозга; 10— шеи; 11 — глотки, гортани; 12 — позвоночного столба; 13 — щитовидной железы; 14 — психической сферы; 15 — пояснично-крестцовой области 74 -------------------------------------------------------------------------------------------- черепа — на кончиках остальных). Регулярный массаж этих зон улучшает кровообращение в области головы. Он помогает устранить невнимание и нервозность. Если вы с трудом засыпаете, поможет следующее простое упражнение: в течение пяти минут быстро и энергично нажимайте поочередно пальцами рук на большие пальцы. Зона солнечного сплетения — на ладонях. Найти зону несложно: сложите руки так, словно несете воду в ладони; наиболее глубокая на ней ямка и есть зона солнечного сплетения — важного вегетативного центра. Вы можете стимулировать указанные зоны на обеих руках одновременно, поместив стеклянный, деревянный или медный шарик в зажатых ладонях и осторожно, равномерно надавливая на него. Рефлексогенные зоны на стопах расположены следующим образом (рис. 23, 24). Зоны позвоночника — на обеих ступнях. Внутренняя линия, или линия перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную, соответствует форме позвоночника. Зона шейного отдела начинается от первого сустава большого пальца, и далее изгибы этой линии повторяют изгибы всех отделов позвоночника. Самочувствие значительно улучшается при длительном массаже зон позвоночного столба. Зоны области головы — на обеих стопах. Зона задней части головы — на подушечках больших пальцев; зоны лицевой части (полости рта, носа, глотки) — на внешней стороне большого пальца; зоны глаз — на втором и третьем пальцах; зона гипофиза — в центре подушечки большого пальца. При расстройстве внимания рекомендуется продолжительный активизирующий массаж зоны гипофиза. Зоны затылка — на подошве стопы вокруг проксимального сустава большого пальца. При напряжении затылка и плеч эти зоны следует регулярно массировать. Желательно почаще пальцами ног играть маленьким резиновым мячиком или круглым камешком: поднимайте, опускайте и т.д. Скоро вы почувствуете, как изменилась подвижность пальцев, а шея при этом стала свободнее. Массируйте зону затылка вдоль сустава большого пальца, начиная с внутренней стороны стопы.
Рис. 23. Расположение на подошвенной части стопы рефлексогенных зон: 1 — позвоночника; 2 — солнечного сплетения; 3 — легких; 4 — щитовидной железы; 5 — затылка; 6 — основания мозга, мозжечка; 7 — носа; 8 — гипофиза; 9 — височной доли; 10 — лимфатических путей; 11 — плечевого пояса Рис. 24. Расположение на тыльной части стопы рефлексогенных зон: 1 — диафрагмы; 2 — верхней челюсти; 3 — нижней челюсти ------------------------------------------------------------------------------------------- 77 Зоны плечевого пояса следуют вдоль линии проксимальных суставов пальцев на подошве и на наружной стороне стопы. Массаж зон плечевого пояса оказывает выраженное расслабляющее и успокаивающее действие, уделите ему достаточно времени. Для снятия блокады в области шеи вращайте большие пальцы обеих стоп поочередно, с легким нажимом. Это соответствует поворотам головы. Начинайте вращение пальцев с небольшого поворота, никогда не пытайтесь преодолеть возникающее сопротивление. Зоны верхних лимфатических путей —между пальцами обеих ног, на складках кожи. (Ощущение боли при массировании свидетельствует о значительном отягощении лимфатической системы.) Массаж зон верхних лимфатических путей активизирует иммунную систему и способствует выведению ядовитых веществ из организма. Массаж этих зон особенно эффективен для снятия головной боли. Зоны диафрагмы и солнечного сплетения — на поперечном своде стопы каждой ноги. Он расположен в плюсневой области. Прямо в центре свода стопы находится зона солнечного сплетения. Массирование этих зон способствует восстановлению вегетативного равновесия человека, снятию у него напряжения. Зоны можно массировать в любое время, особенно тогда, когда необходимо избавиться от беспокойства, стресса, нервного напряжения и нежелательных последствий таких состояний. Массаж кистей рук Массаж рефлексогенных зон следует начинать с правой стороны, в данном случае — с кисти правой руки. Массаж можно выполнять в течение дня многократно (желательно массировать кисти рук попеременно, то есть, промассировав одну зону на правой кисти, массируют ту же зону на левой). Массажные приемы можно выполнять поверхностью II, III, IV пальцев или только подушечками больших. Сначала нужно поглаживать, а затем с усилием растирать зону позвоночника, то есть границу перехода тыльной стороны кисти в ладонную. Следующий этап — поглаживание и растирание тыльной стороны кисти (между пястными костями). В первую очередь растирают ладонь в направлениях: сверху вниз, снизу вверх и поперек. И только потом массируют пальцы, начиная с мизинца. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый палец массируют со всех сторон. Сначала необходимо сильно зажать ноготь с двух сторон и размять ногтевую фалангу. Потом растереть палец до самого основания и обратно. Удобнее всего это делать винтообразными движениями. Особое внимание надо уделить большому пальцу, так как это зона головы (массировать интенсивнее и дольше, чем другие) и его основанию (самая выдающаяся часть ладони). Затем следует массировать кожные складки между пальцами, начиная от мизинца. Захватив двумя пальцами кожную складку, ее нужно максимально оттянуть и при этом «перетирать». После чего сильно сжимают подушечки пальцев, начиная с мизинца правой руки. Удобнее надавливать на подушечки пальцев, положив указательный на сам ноготь, а большой — на подушечку пальца. На подушечку большого пальца надавливают несколько раз. Затем массируют запястье. После этого желательно вновь возвратиться к массажу большого пальца. Заканчивают массаж медленным поглаживанием кисти руки в направлении от запястья к кончикам пальцев. Рекомендуем для всех суставов пальцев следующие упражнения с элементами сопротивления: 1. Как можно сильнее сжать руку в кулак, затем резко разжать. 2. Сложить руки так, чтобы и пальцы, и ладони касались друг друга. Локти должны быть на высоте плеч. С помощью больших пальцев раздвинуть руки и одновременно приподнять локти. Потрясти руками. 3. Выполнять движения большим пальцем в направлении к себе и от себя. 4. Сцепив пальцы рук, большие пальцы вращать вокруг друг друга («мельница»). 5. Опереться руками о стену. Нажать на нее посильнее, затем кисти расслабить. 6. Вытянуть руки вперед. Поднять кисти вверх, дать им свободно упасть вниз. V ------------------------------,-------------------------------------------- 79 7. Одной рукой взять другую за запястье и энергично потрясти ею. (Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы — упругими, пальцы — гибкими.) Каждое упражнение повторить 5 раз. Плантарный массаж Плантарный массаж — массаж стоп, его еще иногда называют индийским массажем. Согласно йоге, ноги — это распределительный щит организма. Можно воздействовать на функциональное состояние любого органа, если знать расположение соответствующей зоны на стопе. Массаж стопы проводят ребенку, когда он находится в положении лежа или сидя, ноги его должны быть расслаблены. Логопеду следует располагаться ниже ребенка. Для максимального расслабления стоп в положении лежа на спине ребенку под коленные суставы подкладывают маленькие валики. В положении ребенка лежа на животе валики подкладывают под голеностопные суставы. Последняя позиция самая удобная. Поскольку состояние позвоночника имеет важнейшее значение для нашего здоровья, эту зону необходимо массировать в первую очередь. Массажные приемы, как и на кисти руки, можно выполнять поверхностью И, III, IV пальцев или только подушечками больших. В отличие от массажа кистей рук, при плантарном массаже полностью обрабатывается сначала правая стопа, а затем левая. После массажа зоны позвоночника выполняют поглаживание всей стопы, растирание и разминание в различных направлениях подошвы, затем тыльной и боковых поверхностей стопы. Переходим к массажу пальцев. Как и на кистях рук, пальцы после разминания ногтевой фаланги массируют, начиная с мизинца, винтообразными движениями. Но в отличие от массажа кистей, промассировав палец, выполняют им круговые пассивные движения, одновременно максимально его вытягивая. И, как всегда, больше внимания уделяют зонам, расположенным на большом пальце стопы и у его основания. Затем «перетирают», оттягивая, кожные складки, расположенные между паль- 80 цами, и сильно надавливают на их подушечки (на подушечку большого пальца надавливают несколько раз). После чего несколько раз сжимают ладонями стопу с боков. И только после этого поглаживают ее по направлению к пальцам. Заканчивают плантарный массаж пассивными вращательными движениями голеностопного сустава. Этот массаж хорошо сочетается с другими видами массажа. Плантарный массаж оказывает сильное стимулирующее действие, потому целесообразно проводить его один раз в день (утром, днем, но не на ночь). Аурикулярный массаж Большинство ученых представляют аурикулу (рис. 25) как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Точки образуют около 18 зон (рис. 26). Каждая из них «контролирует» определенную систему человека. В числе зон есть и те, которые служат для повышения концентрации внимания и улучшения памяти. Аурикулярный массаж очень действен, так как при этом, по утверждению ученых, информация с периферии идет непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в работу с детьми. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж (в том числе и самомассаж) можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз. Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, в положении лежа или сидя. Логопеду массаж ребенку удобнее всего выполнять, посадив его на стульчик Рис. 26. Аурикулярные зоны V ------------------------------------ (------------------------------------------------------ 83 спиной к себе. Воздействовать следует мягко, но чувствительно, без остановок (прерывание массажа даже на 30 секунд сводит на нет весь предыдущий эффект), желательно придерживаться одного ритма движений (медленный или быстрый), как правило, выбор ритма происходит интуитивно. Аурикулярный массаж целесообразно начать с области мочки и завитка, продвигаясь к вершине ушной раковины и ножке завитка, повторяя прием несколько раз. Затем несколько раз массируют противозавиток, сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее растирают границу противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка (массируют и раковину, и тыльную сторону аурикулы). После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Козелок регулирует функцию надпочечников и укрепляет нос, горло, гортань, вследствие чего отступают простуда, насморк, кашель, аллергия.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание сверху вниз кожи перед козелком. Заканчивается массаж загибанием аурикул вперед. Потом их резко отпускают. По наблюдениям, улучшение гибкости ушной раковины способствует общему укреплению здоровья. Массаж следует продолжать до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущений тепла (5—7 минут). Для целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти рекомендуется массировать по порядку следующие зоны: • противокозелок; • трехстороннюю ямку; • зону перехода ножки завитка в восходящую часть; • воронку (самую глубокую часть раковины). Тем, кто тяжело встает утром, можно рекомендовать полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм. Захватив пальцами верхушку ушной раковины, произвести резкие, быстрые и интенсивные движения по ее краю в направлении к мочке. Повторить 20 раз. Допустимо выполнять упражнение, не вставая с постели. Массаж волосистой части головы Массаж волосистой части головы стимулирует крово- и лимфоток, в связи с чем улучшаются регенерационная работа нервов, обменные процессы, а следовательно, память и мыслительная деятельность человека. (Как побочный эффект — начинают интенсивнее расти волосы, улучшается их структура.) Этот массаж выполняют один раз в день, желательно не в вечернее время. Показан детям с полутора лет. Во время массажа ребенок должен находиться в положении сидя, логопед — за его спиной. Массирующему следует учитывать, что кожа волосистой части головы отличается значительной толщиной, легко собирается в складки (за исключением области темени). Здесь много сальных и потовых желез; кровеносные сосуды представляют собой густую сеть артерий и вен; лимфатические сосуды пролегают вниз, назад, в стороны от темени и идут к лимфатическим узлам, расположенным около ушей и на шее. Из лобной области головы лимфа направляется к околоушным узлам. Примерно в том же направлении растут волосы. Этот массаж проводят путем непосредственного касания кожи (для чего волосы последовательно разделяют проборами на расстоянии около 2 см друг от друга) или же поверх волос. На голове принято выделять массажные линии, которые идут радиально от макушки вниз. Логопед должен направлять движения руки соответственно направлению роста волос и ходу лимфотока. Делать массаж против роста волос не рекомендуется, так как это способствует травмированию их корней, засорению выводных протоков желез и вызывает у ребенка неприятные ощущения. Поглаживание производят в продольном и поперечном направлениях. Для обнажения кожи головы при продольном направлении массажа делают расческой пробор ото лба к затылку. Продольное поглаживание выполняют следующим образом. Подушечки всех пальцев, кроме большого, располагают на проборе, чуть касаясь поверхности головы. Производят ими легкое поглаживание спереди назад. Прием повторяют до 5 раз. Затем такое же количество движений выполняют более интенсивно, но в данном случае их целесообразнее проделать возвратно-поступательно, чтобы не вызвать у ребенка болевых ощущений. У -------------------------------,-------------------------------------------- 85 Можно выполнять этот прием несколько иначе: пальцами одной руки производить поглаживание от макушки к лобной области, а пальцами другой руки — к затылочной. Растирание делают в тех же направлениях, но более интенсивно. Его можно выполнять и спиралевидными движениями. За растиранием следует разминание. Оно представляет собой сдвигание волосистой части головы. Одну ладонь кладут на затылочную область, другую — на лобную и смещают кожу к макушке. Затем обе ладони располагают над ушными раковинами и также сдвигают кожу к центру. Затем выполняют интенсивное пунктирование (постукивание) по каждой из предложенных линий. Массаж проводят ритмично, в медленном темпе. Особое внимание следует уделить растиранию сосцевидных отростков (костные выступы за ушами). Заканчивают массаж граблеобразным поглаживанием всей волосистой части головы. Целесообразно массаж волосистой части головы сочетать с другими видами массажа, особенно верхнего плечевого пояса и шеи. Массаж профессора Ауглина Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению самого профессора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга. В Люцерне массажу подвергали группу детей в возрасте от 7 до 15 лет, страдающих минимальной мозговой дисфункцией. Им под наблюдением ученых в течение восьми месяцев делали такой массаж. Уже после трех недель у 98% детей было отмечено повышение активности мозга, появились разносторонние интересы. Подопечные доктора стали лучше заниматься в школе, «верховодить» в своем окружении, хотя раньше у них стремления к лидерству не наблюдалось. Этот же метод лечения был опробован автором данной книги и на другой возрастной группе детей — от 4 до 7 лет. В программу специальных занятий с ними был включен массажный комплекс. Дети, обученные самомассажу, проводили его под руководством специалиста в самом начале занятия или в середине, когда они уже начинали уставать. Игровая форма массажа, присутствовавшие в нем элементы состязательности воспринимались ребятами как развлечение. Упражнения они выполняли с удовольствием, а положительные результаты основной направленности массажа были высокими. Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ребенок мал, делать ему такой массаж может, играя и приговаривая, мама. По мере взросления малыша нужно постепенно учить его самостоятельно выполнять следующие упражнения: 1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз. затем назад и в стороны. 2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек. 3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях. 4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз. 5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на нижеуказанные точки (рис. 27) на каждую по очереди:
• точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних углов глаза; • точка 2 — на середине носовой кости; • точка 3 — у края носовой кости (соответствует точке Иньсян); • точка 4 соответствует точке Хэ-ляо. Чтобы сила надавливания на точки была достаточной, локти следует развести в стороны, руки — параллельно полу. 6. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения V
Рис. 27. Массаж профессора Ауглина. Точки воздействия 88 Каждое упражнение выполняется на медленный счет до 10. Эта процедура не утомительна, так как занимает всего 10 минут. Эффект массажа усиливается, если к нему добавить упражнения для кистей рук и аурикулярный массаж. Есть предположение, что этот массаж не менее эффективен и для взрослых. Краниопунктура, или скальптерапия Краниопунктура (скальптерапия) является новым методом воздействия на организм человека, предложенным специалистами Китая. Лечение по этому методу заключается в массировании тканей, покрывающих мозговой череп. Зоны воздействия представлены не точками, а линиями, которые проявляют себя только при тех или иных патологических состояниях. Массаж линий проводится поглаживающими, растирающими и разминающими движениями в направлении роста волос. Хороший результат в лечении можно получить, влияя на зоны и методом прессации. При этом добиваются иррадиации в корреспондируемый орган или часть тела, вследствие чего там может возникнуть ощущение онемения либо тепла. Желаемый эффект наступает сразу или через двое суток (вызванные ощущения могут сохраняться в течение 24 часов). Линейное расположение зон краниопунктуры объясняется тем, что участки коркового представительства систем организма проецируются на извилины головного мозга, имеющие в основном линейное расположение. Массаж зон краниопунктуры вызывает улучшение работы корковых проекционных зон головного мозга, что оказывает благотворное влияние на общее состояние человека и его психическую деятельность. Процедура ребенку проводится при его положении сидя или лежа. Для нахождения зон воздействия необходимо определить на голове вспомогательные линии. Первая линия (медиальная) начинается от точки, расположенной на середине расстояния между внутренними краями бровей, проходит через макушку и заканчивается в центре нижнего края наружного затылочного бугра. На середине этой линии находится центральная точка. V --------------------------------- 2----------------------------------------- 89 Вторая линия (горизонтальная) начинается в области верхнего края бровей и заканчивается у нижнего края наружного затылочного бугра. Существует несколько описаний зон краниопунктуры. Приведенная схема (рис. 28) проста и более эффективна при освоении данного массажа. Здесь дано описание только тех зон, воздействие на которые способствует развитию речи (а следовательно, и интеллекта) и психических функций. 1. Моторная зона — линия, которая начинается на 0,5 см кзади от центральной точки и оканчивается в точке пересечения горизонтальной линии с центром височной кости. 2. Чувствительная зона — линия, которая параллельна моторной зоне, расположена кзади от нее приблизительно на 1,5 см. 3. Вторая зона речи — линия, расположенная параллельно медиальной; начинается на 2 см ниже от теменного бугра и имеет продолжительность 3 см. 4. Третья зона речи — линия, расположенная параллельно зоне 3; начинается от центра последней, имеет продолжительность около 4 см. 5. Зона зрения расположена параллельно медиальной линии; начинается на 1 см выше точки 10, направлена вверх, имеет длину 3 см. Воздействие на эту зону стимулирует функцию зрения, повышает зрительное внимание, что немаловажно для развития интеллекта и коммуникабельности ребенка. 6. Зона носа и горла. Расположена на медиальной линии. Начинается на границе роста волос и идет вверх на 3 см. Воздействие на эту зону способствует улучшению функционирования мышц и связок, участвующих в речевом акте. 7. Центральная точка. В акупунктуре — это точка «собрания ста болезней» (Бай-хуэй). 8. Теменной бугор. 9. Точка на середине расстояния между бровями. 10. Точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра. После общего массажа волосистой части головы ребенка для повышения его внимания и сосредоточенности, улучшения памяти, речи и другой мыслительной деятельности рекомендуется воздействие на линии-зоны 1, 2, 3, 4, 5, 6. Рис. 28. Зоны краниопунктуры: 1 — моторная зона; 2 — чувствительная зона; 3 — вторая зона речи; 4 — третья зона речи; 5—зона зрения; 6— зона носа и горла; 7— центральная точка; 8 — теменной бугор; 9 — точка на середине расстояния между бровей; 10 — точка на середине нижнего края наружного затылочного бугра V пассивные (массаж), влияют на закрепление у ребенка элементов движения отдельных мышц, а также целостных двигательных навыков. При выполнении дифференцированной артикуляционной гимнастики ребенок должен находиться в положении сидя. Логопеду необходимо следить за осанкой ребенка и за тем, чтобы в каких-либо мышцах его тела не возникало напряжения и выполнение артикуляционных упражнений не сопровождалось мышечными синергиями. Сначала логопеду нужно объяснить ребенку, как делать упражнение, и продемонстрировать его. Затем они вместе выполняют упражнение перед зеркалом. И только после того, как ребенок научится делать упражнение самостоятельно, зеркало следует убрать (для детей с дизартрией упражнения с зеркалом должны быть кратковременными или выполняться вообще без зеркала). Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в активные, самостоятельные. Функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. Если заданное движение у ребенка не получается, то возможна механическая помощь логопеда (он использует для этого палец, шпатель, зонд). Сначала логопед должен добиться, чтобы ребенок понял суть предложенного упражнения, научился выполнять общие варианты движений. А по мере их усвоения ребенком следует перейти к более тонким дифференцированным движениям. Комплекс упражнений составляется для каждого ребенка индивидуально, с учетом выявленного у него нарушения иннервации и связанной с этим недостаточной работы отдельных групп мышц. Логопед должен помнить, что важно не количество выбранных упражнений, а качество их выполнения. В итоге нужно научить ребенка правильно выполнять предложенные движения, отработать их точность, темп, плавность перехода от одного к другому. Движения должны выполняться без напряжения, подергиваний, мышечных синкинезий. Темп движения надо отрабатывать постепенно, поэтапно. На начальных этапах разучиваемое движение выполняют в замедленном темпе, затем его увеличивают. Регуляция темпа производится логопедом при помощи счета вслух. ---------------------------------------------------------------------------- 93 Переключение от одного движения к другому должно совершаться плавно и достаточно быстро. Выполненный артикуляционный уклад в итоге ребенок должен удерживать примерно на медленный счет до 20. При отборе материала для дифференцированной артикуляционной гимнастики необходимо учесть, что на начальных этапах работы с ребенком следует использовать более простые упражнения, постепенно их усложняя. Наибольший эффект от гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально. Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки. Закрепляются эти навыки систематическими ежедневными повторениями (не менее 2-3 раз в день). В результате многократных повторений массажа и гимнастических движений выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе. Количество повторений заданного упражнения для каждого ребенка и каждого периода работы с ним должно быть индивидуальным. Начиная с ограниченного количества выполнений упражнения, можно в процессе работы довести их повторение до 15—20 раз. Каждое новое упражнение вводится и отрабатывается постепенно, на фоне уже хорошо выполняемых. Если ребенок на первом занятии не может сделать предложенного упражнения, то логопед вообще не вводит его, а продолжает отрабатывать старый материал, для закрепления которого использует новые игровые приемы. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|