Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С ДРЕВНЕЙШИХ BPEMЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ





ИСТОРИЯ РОССИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ BPEMЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ

 

Под редакцией А.В. Коновалова

 

Методические указания

 

Новосибирск

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

(с древнейших времен до наших дней)

 

Под редакцией А.В. Коновалова

 

Методические указания

 

Новосибирск

К.и.н., доцент Ломакин К.В., к.ф.н., доцент Коновалов А.В., к.ф.н., доцент Боровой Е.М., старший преподаватель Кондратьева Л.Р.

История России (с древнейших времен до наших дней):

Методические указания/ Под ред. А.В. Коновалова – Сиб. гос. ун-т телеком. и информат. – Новосибирск, 2012. – стр.

 

В методических указаниях даны темы лекционного курса, темы, вопросы, литература и задания для подготовки к семинарам; темы домашних письменных работ; рабочая экзаменационная программа.

Кафедра философии и истории

Рецензент: к.ф.н. Карев Е.И. (СибГУТИ), к.и.н. Болоцких В.Н. (НГАСУ)

Методические указания предназначены для студентов технических факультетов дневного обучения СибГУТИ.

 

 

Утверждено редакционным издательским советом СибГУТИ в качестве методических указаний.

 

 

©Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики, 2012 г.

 

 

Оглавление

  Введение  
  Методические советы по подготовке к семинарам  
  Тематический план лекционного курса  
  Тематический план семинарских занятий  
  Темы, вопросы, источники, литература, задания, методические рекомендации к семинарам  
  Темы домашних письменных работ  
  Литература для написания ДПР  
  Вопросы к экзамену по отечественной истории  

 

ВВЕДЕНИЕ

Семинарские занятия – важнейшая составная часть учебного процесса, проверка регулярности и качества самостоятельной работы студентов в межэкзаменационный период.

Занятия проводятся в виде собеседования по темам и вопросам настоящего методического пособия.

Формы проведения семинаров (диспуты, функциональные игры, прессконференции, обобщающие контрольные работы и т.д.) в каждом отдельном случае определяет преподаватель.

Студент должен изучить рекомендованные источники, литературу (документы, мемуары, монографии, учебники и т.д.) и быть готовым принять уча­стие в обсуждении всех вопросов семинарской темы.

Для лучшего усвоения и аргументированного изложения материала на занятии рекомендуется составлять тезисы или краткий план ответа.

Вместе с тем чтение заранее подготовленных текстов запрещается. Студенты должны быть готовы к устному изложению проблем.

Обязательная подготовка к каждому занятию - непреложное правило. Пропущенное занятие, отказ от участия в обсуждении вопросов дают право преподавателю вызвать студента на обязательную консультацию, снизить оценку на очередной контрольной неделе, задать дополнительные вопросы на экзамене по неотработанным темам семинаров.

В результате изучения курса: студент должен знать основные этапы развития российского государства, характер и особенности социальных и экономических преобразований в различные периоды российской истории, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия; должен уметь работать с источниками; научной, научно-популярной литературой, излагать и обосновывать свою точку зрения, давать объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической и политической сферах, владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ

Внимательно прочтите методические рекомендации к семинару – это ориентир на понимание проблемы, логику ее решения с учетом причинно-следственных связей изучаемых исторических событий.

Лекция преподавателя – консультация «на дому». Обратитесь к ней прежде, чем начать изучение исторической литературы по теме семинара.

Следующая ступень подготовки – чтение основной литературы по вопросам плана семинара. Для успешного выступления составьте свой план и продумайте тезисы к каждому из вопросов плана.

Сделайте выписки из рекомендованных пособий – это важный процесс накопления материала к экзамену, итоговой конференции, контрольной работе, выполнению тестовых заданий.

После того как Вами будет отработан исторический материал по вопросам плана семинара, обратитесь к соответствующим документам. Изучите их и постарайтесь сделать на них ссылки в процессе работы на семинаре.

Просмотрите дополнительную литературу в соответствии с заданиями семинара, выберите то, что с Вашей точки зрения, углубит знание, расширит исторический кругозор.

С целью участия в интерактивном общении на самом занятии продумайте свои авторские вопросы, выводы, оценки по изучаемой проблеме.

В процессе работы используйте словарь исторических терминов, обратите внимание на даты основных событий.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема: Количество часов
  Восточные славяне. Киевская Русь (IX-XII вв.).  
  Удельная Русь и Ордынское иго (XIII-первая половина XV вв.)  
  Московская Русь (Россия; вторая половина XV-XVII вв.).  
  Российская империя в эпоху Петра I и Екатерины II в XVIII веке. Начало модернизации России.  
  Российская империя XIX-начала XX века: переход от традиционного к индустриальному обществу.  
  От Российской империи к Советскому Союзу (1917-1922 гг.).  
  Советский Союз: от образования до распада (1922-1990 гг.).  
  От Советского Союза к Российской Федерации (1990-е-2000-е гг.).  

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема: Количество часов
  Введение в историю  
  Древнерусское государство – Киевская Русь (вторая половина IX-первая половина XII вв.)  
  Единое Российское государство (вторая половина XV-вторая половина XVI вв.)  
  Российское государство в XVII в.  
  Российская империя в XVIII веке.  
  Российская империя в первой половине XIX века  
  Российская империя во второй половине XIX века  
  Российская империя на рубеже XIX-XX вв.  
  Последнее десятилетие Российской империи (1905-1917 гг.)  
  Революционный 1917 год  
  Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1920 гг.)  
  Советское государство в первой половине 20-х гг. XX в  
  Советский Союз во второй половине 20-х-30-х гг. XX в.  
  СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)  
  СССР в послевоенные годы (1946-1953 гг.) и в «Хрущёвское десятилетие» (1953-1964 гг.)  
  СССР в середине 60-х-80-х гг.  
  Россия в 90-е годы XX-начале XXI вв.  

 

ТЕМЫ, ВОПРОСЫ, ИСТОЧНИКИ, ЛИТЕРАТУРА, ЗАДАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРАМ

Семинар 1: Введение

1. Предмет; задачи истории как науки; социальные функции исторической науки.

2. Основные методологические принципы и методы исторического исследования.

3. Общее и особенное в историческом развитии России.

4. Методические приемы изучения истории.

 

Задания

Объясните эти понятия:

История, генеология, историография, источниковедение, этноведение, методология, геральдика, метод, цивилизация, формация, менталитет, концепция, парадигма, дедукция, индукция, ретроспекция, эволюция, детерминизм, социальный, рациональный, идеографический, исторический источник, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, западники, славянофилы, евразийство.

 

Основная литература

1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: ИНФРА–М., 2012.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. – М.: Проспект, 2008.

3. Смоленский Н.И. Теория и методика истории. – М.: «Академия», 2007.

Сообщения

1. Норманская концепция происхождения Древнерусского государства.

2. Историческое значение Крещения Руси.

3. Культура Древней Руси.

 

Задания

 

Объясните эти понятия:

Этногенез, род, племя, соседская община, вервь, военная демократия, вече, князь, дружина, каганат, путь «из варяг в греки», перелог, подсечно-огневая система земледелия, бортничество, волхвы, язычество, вои, нарочитая чадь, смерд, закуп, рядович, политеизм, власть, государство, норманская теория, культура, Русская правда, вотчина, холоп, челядь, бояре, черное духовенство, белое духовенство, раздробленность.

 

Методические рекомендации

 

1. Обратите внимание на три периода в истории Киевской Руси. Первый – период становления Древней Руси при первых князьях Рюриковичах (вторая половина IX – последняя треть X вв.); второй – период расцвета Киевской Руси при Владимире I и Ярославе Мудром (конец X – первая половина XI вв.); третий – период начала территориальной и политической раздробленности Древнерусского государства и его распада (вторая половина XI – первая треть XII вв.). Составьте таблицу основных событий и сделайте краткий анализ каждого периода.

2. Раскройте особенности происхождения Древнерусского государства. Ваша оценка «норманнской теории».

3. Что означает понятие «военная демогратия»? Отразите в схеме государственный строй Киевской Руси. Назовите элементы демократии в древнерусской государственности.

5. «Лествичный» принцип наследования власти. Объясните это понятие. Какую роль он сыграл в судьбе Древней Руси?

6. Дайте характеристику основных социальных слоев Киевской Руси и отношений между ними, используя «Русскую Правду».

7. В.О. Ключевский Древнюю Русь IX – XII вв. назвал «торговой» или «городовой». Какое место занимали города и торговля в экономическом и политическом развитии Киевской Руси?

8. Нравственный аспект православного христианства: ваши аргументы.

9. Ваша точка зрения на занимаемое Киевской Русью место в мировой цивилизации раннего средневековья. Аргументируйте свой ответ историческими фактами.

10. Объясните причины распада Древнерусского государства.

11. Борьба Древней Руси («леса») с народами «Великой Степи» (по выражению Л.Н. Гумилева) – как это отразилось на судьбе Древнерусского государства?

12. Подчеркните отрицательные последствия распада Киевской Руси. Были ли положительные? Ваша точка зрения.

 

Основная литература

1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. академика РАН Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2010.

2. Кириллов В.В. История России. – М.: «Юрайт»,2011.

3. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года / Под ред. Н.И. Павленко. – М.: «Высшее образование», 2009.

4. Сахаров А.Н. 860 год в истории России. // Вопросы истории. – 2012. – №7.

Сообщения

1. Иван III - Государь всея Руси.

2. Оценки Ивана IV, Грозного в исторической науке.

3. Внешняя политика Российского государства (вторая половина XV-XVI вв.).

 

Задания

Объясните эти понятия:

Поместье, барщина, оброк, пожилое, Юрьев день, заповедные лета, урочные лета, посад, Судебник, царь, приказ, местничество, кормление, служилые люди, самодержавие, Боярская дума, Земский собор, стрельцы, земщина, опричнина, Двор, Дворец, тягло, дьяк, подьячий, губной староста, централизованное государство, сословно-представительная монархия, нестяжатели, Домострой, Стоглав, Задонщина, воевода, земский староста.

 

Методические рекомендации

 

1. Объясните, почему именно Москва стала центром собирания русских земель в единое государство.

2. Согласны ли Вы с точкой зрения В.О. Ключевского: Москва своим величием обязана Орде?

3. Какую роль сыграли московские князья (Даниил Александрович, Иван I Калита, Дмитрий Донской, Иван III Великий) в великом объединительном движении? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Куликовская битва 1380 г. («Мамаево побоище») в Вашей оценке.

5. Иван III Васильевич, «Государь Всея Руси», считается создателем нового централизованного государства. Подтвердите это фактами.

6. Сравните Московскую Русь с Киевской Русью: найдите разницу между ними. Общее есть?

7. Изучите Судебник 1497 года и установите: какие изменения произошли в государственном строе и социально-экономическом развитии России?

8. Внимательно ознакомьтесь с реформами Ивана IV Грозного. Можно ли их отнести к прогрессивным?

9. Как Вы считаете, была ли опричнина необходимой политикой Ивана Грозного?

10. Познакомьтесь с оценками историков личности Ивана IV и дайте свою оценку.

11. Установите основные направления внеш. политики Ив. Гр. Ливонская война (1568-1583) продолжительностью 25 лет. Не являлось ли ошибкой Ив. IV, Грозного в условиях того времени воевать за выход к Балтийскому Морю?

12. Ермак покорил Сибирь в эпоху царствования Ив. IV Гр. - как это событие повлияло на дальнейшее историч. развитие России?

13. «Домострой» - первый свод правил этикета: ваша оценка.

 

Основная литература

 

1. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. академика РАН Л.В. Милова. – М.: Эксмо,2010.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 г. / под. ред.проф. Н.И. Павленко – М.: «Высшее образование», 2009.

2. Соловьев К.А. Власть Московского государя во второй половине XV века: официальная позиция. // Вопросы истории. – 2012. – №8.

3. Шишова Н.В., Мининкова Л.В., Ушкалов В.А. и др. Отечественная история: учебник. – М.: ИНФРА – М.,2011.

 

Сообщения

1. Первые Романовы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович.

2. Борис Годунов – первый «выборный» царь России и его судьба.

3. Национально-освободительное движение России против интервентов.

4. Церковь и государство в XVII веке. Церковный раскол.

 

Задания

Объясните эти понятия:

Смута, бунташный век, семибоярщина, крестьянская война, гражданская война, интервенция, дворяне, посадские люди, гулящие люди, думные чины, черные слободы, белые слободы, крестоцеловальная запись, крепостное право, абсолютная монархия, раскол, секуляризация культуры, ересь, старообрядцы, меркантилизм, политика революции цен, Ближняя дума, фаворит, гетман, ясак, Соборное Уложение, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, парсуна, тушинский вор.

 

Методические рекомендации.

1. Дайте определение понятия «Смута». В истории России не раз были смутные времена: когда и в чем это выражалось.

2. Смута в начале XVII века была вызвана глубоким кризисом: династическим, социально-экономическим, политическим, духовным, нравственным; раскройте сущность всех сторон кризисных явлений.

3. Иностранная интервенция углубила кризис: приведите конкретные факты.

4. Историю Смутного времени начала XVII в. можно разделить на три этапа: назовите хронологию и составьте таблицы основных событий каждого.

5. Объясните: несмотря на начавшийся распад Российского государства (8 столиц; отошли от России Казанское и Астраханское ханство и т.д.), оно все же в тяжелейших условиях сохранило свое единство; что этому способствовало?

6. XVII век вошел в историю России как «бунташный век». После трагических событий смуты Россия еще переживет немало социальных потрясений: раскройте причины этих явлений и конкретизируйте их.

7. Объясните смысл противоречия между формирующимися в России XVII века новыми предбуржуазными отношениями и сохраняющимися старыми социально-экономическими отношениями. Какие факторы повлияли на утверждение крепостного права?

8. Соборное уложение 1949 г., новый свод законов, юридически оформляет абсолютизм. Необходимо уяснить: каковы причины движения России от Смуты к абсолютизму и какие изменения в связи с этим произошли в социально-политическом строе России. Определите понятие «абсолютная монархия»; объясните что Россию вело к абсолютизму; на какие социальные слои опирался российский абсолютизм.

9. Реформы А.М. Романова и предшествовали российской модернизации петровского времени. Как выводы по теме семинара стоит отметить те процессы и то новое в развитии России, что даст возможность Петру I обеспечить России цивилизационный скачок.

 

Основная литература

1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

1. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. академика РАН Л.В. Милова. – М.: Эксмо,2010.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга 2. – М.: «ЭКСМО», 2002.

3. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после Смуты – время выбора // Отечественная история. – 2008. – №5.

Сообщения

1. Петр Великий в российской истории.

2. Екатерина II. Исторический портрет.

3. Дворцовый переворот 1762 года.

4. Общественная мысль и социальные движения второй половины XVIII века.

 

Задания

 

Объясните эти понятия:

Модернизация, камерализм, подушная подать, «потешные» войска, регулярная армия, рекрут, секуляризация церковных земель, Сенат, Синод, коллегия, генерал-прокурор, обер-прокурор, регент, империя, абсолютизм, протекционизм, редут, Верховный тайный совет, единонаследие, дворцовый переворот, «кондиции», гвардия, временщик, бироновщина, просвещенный абсолютизм, губерния, губернатор, Уложенная комиссия, Ассамблея, кунсткамера, классицизм, сентиментализм.

 

Методические рекомендации

1. Раскройте объективные предпосылки необходимых России преобразований в XVIII в.

2. Объясните влияние Северной войны на характер и ход преобразований Петра I.

3. Ряд историков петровские преобразования считают началом российской модернизации. Ваша точка зрения.

4. Царь-преобразователь сумел преодолеть двухсотлетнее отставание России от Европы за годы своей деятельности (из них только 2 года и 8 месяцев были мирными): выявите факторы столь интенсивной его работы.

5. Несмотря на прогрессивные преобразования петровский абсолютизм носил деспотический (восточного типа) характер; устанавливается крепостной режим. Как объяснить эту дихотомию его деятельности.

6. Екатерина II, немецкая принцесса на русском престоле, продолжает преобразования: можно ли ее считать приемницей Петра?

7. Объясните понятие «просвещенный абсолютизм» и выявите сущность и основные его принципы.

8. Внимательно изучите преобразования Екатерины II в экономической, политической, культурной сферах и аргументируйте свою точку зрения: удалось ли Екатерине II реализовать европейскую идеологию «просвещенного абсолютизма».

9. В лице русских просветителей екатерининской эпохи возникла антиправительская оппозиция: каковы причины этого явления.

10. Как пугачевское восстание повлияло на внутреннюю политику Екатерины II.

11. Дайте оценку внешнеполитической деятельности Петра I, Екатерины II в XVIII в.

 

Основная литература

 

1. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия. – М.: «Весь мир», 2010.

2. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. академика РАН Л.В. Милова. – М.: Эксмо,2010.

Дополнительная литература

 

1. Захаров В.Ю. Конституционализм как вариант модернизации российского абсолютизма в конце XVIII- первой четверти XIX вв. // Российская история. – 2011. – №6.

2. Ключевский В.О. Русская история. Избранные лекции. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002.

3. Шишова Н.В., Мининкова Л.В., Ушкалов В.А. и др. Отечественная история: учебник. – М.: ИНФРА – М.,2011.

Сообщения

1. Александр I. Исторический портрет.

2. Николай I. Исторический портрет.

3. Сперанский М.М. – великий деятель первой четверти XIX в.

4. Общественная мысль и общественные движения в России в 20-х - 50-х гг. XIX века.

 

Задания

 

Объясните эти понятия:

Министерство, Государственный совет, жандармерия, Канцелярия Его Императорского Величества, цензура, аракчеевщина, теория официальной народности, крестьяне государственные, удельные, крепостные, месячина, военные поселения, издольщина, промышленный переворот, фабрика, теория официальной народности, декабристы, западники, славянофилы, петрашевцы, антинаполеоновские коалиции, Отечественная война, Священный союз, военное поселение.

 

Методические рекомендации

1. Дальнейшее развитие в первой половине XIX в. получили нНовые явления в экономике России. Назовите их, приведите конкретные факты.

2. Во второй трети XIX в. в России начался промышленный переворот. Объясните это явление, каковы его результаты и последствия.

3. Обратите внимание на социальную структуру России первой половины XIX в. Изменилась ли она в сравнении с XVIII в.

4. Несмотря на экономический рост, темпы развития России в первой половине XIX в. были значительно ниже европейских: чем объяснить?

5. Деятельность Александра I историки делят на два этапа: до Отечественной войны 1812 г. и после 1812 г. На первом этапе его преобразования носили либеральную направленность; после войны 1812 г. – консервативную. Приведите конкретные факты его преобразований и аргументируйте резкие перемены в политике Александра I.

6. Проанализируйте причины Отечественной войны 1812 г.; факторы победы России в ней; влияние войны на власть, общество и м/н отношения.

7. Объясните, почему правление Николая I называют «апогеем самодержавия» какую направленность имела его охранительная политика и в какую формулу она воплотилась?

8. Раскройте и определите характер и направленность основных преобразований Николая I.

9. Определите причины и последствия Крымской войны 1853-1855 гг.

10. Оба императора понимали необходимость отмены крепостного права, но не провели соответствующие реформы: почему?

11. Раскройте причины возникновения в первой половине XIX в. в России революционной идеологии, тайных обществ, движения декабристов. Объясните: что общего и в чем существенное различие между славянофилами и западниками – двумя течениями общественной мысли России второй трети XIXв. Согласны ди вы со взглядами П. Чаадаева?

12. Декабризм – революционное общественно-политическое движение: каковы цели этого движения, характер, последствия.

 

 

Основная литература

 

1. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 г. / под. ред.проф. Н.И. Павленко – М.: «Высшее образование», 2009.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Земцов В.Н. Взрыв Наполеоном Московского Кремля. // Вопросы истории. – 2012. – №7.

2. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. – М.: Наука, 1991. (об эпохе Александра I).

3. Шевченко М.М. Правительство, народное образование и государственная служба в России в первой половине XIX (эпоха Александра I). // Российская история. – 2010. – №6.

Сообщения

1. Александр II. Исторический портрет.

2. Александр III. Исторический портрет.

3. Общественные движения в России во второй половине XIX века.

4. Внешняя политика России второй половины XIX века.

 

Задания

Объясните эти понятия:

Великие реформы 1861-1870-х гг.; контрреформы; всеобщая воинская повинность; временнообязанные крестьяне; выкупная операция; отрезки; отработки; земства; земское движение; адвокаты; присяжные; заседатели; народники; «хождение в народ»; либеральное, консервативное, революционно-демократическое, анархистское, пропагандистское, заговорщическое, социал-демократическое течения; народничество; реализм; передвижники; «Могучая кучка»; террор; мировой посредник; выкупные платежи; курии; имущественный ценз; земский гласный; земские собрания; земские управы; народовольцы.

 

Методические рекомендации

 

 

1. Очень важно понять предпосылки реформ 60-70-х гг.; как повлияла Крымская война на развитие России в послевоенный период; какова роль Александра II в проведении реформ?

2. Объясните причины отмены крепостного права; обратите внимание на ход подготовки; характер проведения; условия освобождения крестьян.

3. Раскройте основные положения земской, городской, судебной, военной реформ, просвещения и печати; их последствия.

4. Историки считают проведенные Александром III, преобразования контрреформами. Почему? Ваша оценка его деятельности.

5. Согласны ли Вы с профессором Л.И. Семенниковой, именовавшей пореформенную Россию «Александровской модернизацией»? Найдите прогрессивные изменения в экономике, культуре как следствия реформ 60 – 70-х гг. Произошло ли обновление политической системы?

6. В России на протяжении XIX века сложились три направления общественной мысли: официальная («охранительная») идеология, либерализм, социалистическая идеология. Сформулируйте основные положения этих идеологических направлений. Какую идеологию Вы считаете приемлемой для России в рассматриваемый период?

7. Социалистическая идеология была представлена во второй половине XIX века двумя течениями: народническим и социал-демократическим. Теоретическая основа народничества – крестьянский социализм (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский). Каковы основные положения этой теории?

8. В народничестве как общественно-политическом движении существовали три направления: 1) анархическое (бунтарское: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин), 2) пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (бланкизм: П.Н. Ткачев). Выявите основное содержание (цель, задачи) этих направлений. Какие организации им соответствовали?

9. В конце 1870-х годов народническая организация «Земля и воля» раскололась на две: «Черный передел» (Г.В. Плеханов) и «Народная воля» (А. Михайлов, С. Перовская). Назовите особенности русского политического терроризма второй половины XIX на примере деятельности народнической организации «Народная воля». Какие методы борьбы с правящим режимом использовала организация «Черный передел»?

10. Теоретическая основа социал-демократического течения марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс). Сформулируйте его основные положения марксизма. Какие социал-демократические организации были созданы в России и за границей во второй половине XIX века? Назовите лидеров социал-демократического движения этого времени.

11. Чем объяснить рост революционного движения в России во второй половине XIX в.? Подтвердите фактами.

12. Укажите основные направления внешней политики Александра II и Александра III. Оправдано ли было историческое участие России в русско-турецкой войне 1878 – 1879 гг.?

 

Основная литература

 

1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Дусь Ю.П., Бычков С.П. Отечественная история. Курс лекций. М.: Форум, 2011.

2. Корелин А.П. Аграрный сектор в народно-хозяйственной системе пореформенной России (1861-1914 гг.). // Российская история. – 2011. – № 1.

3. Шишова Н.В., Мининкова Л.В., Ушкалов В.А. и др. Отечественная история: учебник. – М.: ИНФРА – М.,2011.

Сообщения

1. Николая II. Исторический портрет.

2. С.Ю. Витте. Исторический портрет.

3. П.А. Столыпин. Исторический портрет.

4. Русско-японская война 1904-1905 гг.

 

Задания

 

Объясните эти понятия:

Индустриализация; монополия; картель; концерн; синдикат; тресты; Столыпинская реформа; отруб; хутор; оппозиция; Антанта; тройственный союз.

 

Методические рекомендации

 

1. Внимательно изучите реформы С.Ю. Витте, выдающегося российского реформатора 90-х гг. XIX века, министра финансов и дайте свою оценку результатов проведенных им реформ.

2. Объясните, какими факторами были обусловлены высокие темпы экономического развития России в 90-е гг. XIX – XX вв.?

3. Что означает понятие «монополизация»? Как этот процесс происходил в России?

4. Установите особенности экономического развития России на рубеже XIX – XX вв.

5. Каковы причины и последствия экономического кризиса России в 1900 – 1903 гг.?

6. Объясните цель, характер и содержание аграрной реформы П.А. Столыпина, выдающегося реформатора России. Другие реформы П.А. Столыпина, на Ваш взгляд, были сопутствующими и подчиненными аграрной или независимыми от нее? Почему ему не удалось провести в жизнь намеченные им реформы?

7. Ваши оценки результатов реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Почему реформы, значительно продвинувшие экономику России, не обеспечили ее стабильность (Россия шла к трем революциям)?

8. Объясните причины политического кризиса России в начале ХХ века. К этому времени относится процесс образования политических партий. Составьте таблицу факторов. Сформулируйте основные программные положения РСДРП (социал-демократов – большевиков и меньшевиков: в чем были разногласия между ними?) и ПСР (эсеров). Назовите лидеров этих партий. Ваши комментарии.

9. Сформулируйте основные направления внешней политики России на рубеже веков.

10. Каковы причины Русско-Японской войны и влияние ее на дальнейшую судьбу России?

 

 

Основная литература

 

1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Белянин Д.Н. Переселение крестьян в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. // Российская история. – 2011. – № 1.

2. Рогалина Н.Л. Столыпинская аграрная реформа: современная историографическая ситуация. // Российская история. – 2012

3. Шелохаев В.В. Столыпинский тип модернизации России. // Российская история. – 2012. – №2.

Сообщения

1. Начало российского парламентаризма.

2. Сибирь в условиях революции 1905-1907 гг.

3. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)

 

Задания

Объясните эти понятия:

Революция; оппозиция; Государственная дума; кадеты; октябристы; черносотенные организации; трудовики; большевизм; меньшевизм; третьеиюньская монархия; социалисты-революционеры (эсеры); военно-промышленные комитеты; военно-полевые суды.

 

 

Методические рекомендации

1. Необходимо понять причины первой русской буржуазно-демократической революции: почему Россия сошла в начале ХХ века с эволюционного пути развития (от реформы к революции)?

2. Историки делят революцию на три этапа: 1) 9 января 1905 года – сентябрь 1905 года; 2) октябрь – декабрь 1905 года; 3) январь 1906 – 3 июня 1907 гг. Составьте таблицу основных событий и сделайте краткий анализ каждого этапа.

3. Подведите итоги революции: какие перемены произошли в политической системе государства, социальных отношениях, общественно-политической жизни России? Каково значение революции?

4. В ходе революции шел бурный процесс образования политических партий (50 партий): каковы отличия образования политических партий в России от Запада?

5. Все политические партии по идеологической направленности можно разделить на три группы: 1) консервативные, 2) либерально-демократические и 3) социалистические. Составьте табличку и дайте характеристику по схеме – год образования, лидеры, социальные слои, национальный состав, количественный состав, основные задачи программы, деятельность партии – ведущим партиям (черносотенцы, кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы, анархисты). Программы какой партии близки вашему мировоззрению?

6. Объясните понятие «третьеиюньская политическая система».

7. Изучите социальный и политический состав III и IV Государственной Думы четырех созывов и сравните состав Государственных Дум.

8. Найдите разницу между постреволюционной политической системой России и той, которая функционировала в процессе революции: сделайте свои выводы и дайте оценку.

9. Какое место занимала Государственная Дума России в политической структуре государства?

10. Каков характер участия России в Первой мировой войне – захватнический или оборонительный? Какие государственные интересы защищала Россия в этой войне? Какие цели ставила?

11. Можно ли считать, что Россия три раза предотвращала полный разгром Англии и Франции (в 1914, 1916 и 1918 гг.) в Первой Мировой войне и тем самым косвенно спровоцировала создание Версальской мировой системы, придавшей лидирующее положение Англии и Франции на мировой арене первой половины ХХ века? Ваши комментарии.

 

 

Основная литература

 

1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Гайда Ф.А. Внутриправительские конфликты в период кризиса третьеиюньский системы (1911-1917 гг.). // Российская история. – 2009 – №4.

2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: ИНФРА–М., 2012.

3. Куликов С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы. // Российская история. – 2009. – №4.

 

 

Сообщения

1. А.Ф. Керенский. Исторический портрет.

2. Генерал Корнилов. Исторический портрет.

3. В.И. Ленин (Ульянов). Исторический портрет.

4. Л.Д. Троцкий. Исторический портрет.

 

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.