Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 9: Последнее десятилетие Российской империи (1905-1917 гг.)





1. Первая революция в России 1905-1907 гг.: причины, последствия, итоги, значение.

2. Образование политических партий: особенности, программы, деятельность.

3. Третьеиюньская политическая система.

 

Сообщения

1. Начало российского парламентаризма.

2. Сибирь в условиях революции 1905-1907 гг.

3. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)

 

Задания

Объясните эти понятия:

Революция; оппозиция; Государственная дума; кадеты; октябристы; черносотенные организации; трудовики; большевизм; меньшевизм; третьеиюньская монархия; социалисты-революционеры (эсеры); военно-промышленные комитеты; военно-полевые суды.

 

 

К каким историческим событиям относятся эти даты?

1905-1907 гг.; 9 января 1905 г.; 18 февраля 1905 г.; 23 августа 1905 г.; июнь 1905 г.; август 1905 г.; 17 октября 1905 г.; декабрь 1905 г.; 6 апреля 1906 г.; февраль 1906 г.; 9 ноября 1906 г.; 1907 г.; 3 июня 1907 г.; 1907-1912 гг.; 1912-1917 гг.; 19 июля 1914 г.; 1915 г.; 1914-1918 гг.

 

Методические рекомендации

1. Необходимо понять причины первой русской буржуазно-демократической революции: почему Россия сошла в начале ХХ века с эволюционного пути развития (от реформы к революции)?

2. Историки делят революцию на три этапа: 1) 9 января 1905 года – сентябрь 1905 года; 2) октябрь – декабрь 1905 года; 3) январь 1906 – 3 июня 1907 гг. Составьте таблицу основных событий и сделайте краткий анализ каждого этапа.

3. Подведите итоги революции: какие перемены произошли в политической системе государства, социальных отношениях, общественно-политической жизни России? Каково значение революции?

4. В ходе революции шел бурный процесс образования политических партий (50 партий): каковы отличия образования политических партий в России от Запада?

5. Все политические партии по идеологической направленности можно разделить на три группы: 1) консервативные, 2) либерально-демократические и 3) социалистические. Составьте табличку и дайте характеристику по схеме – год образования, лидеры, социальные слои, национальный состав, количественный состав, основные задачи программы, деятельность партии – ведущим партиям (черносотенцы, кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы, анархисты). Программы какой партии близки вашему мировоззрению?

6. Объясните понятие «третьеиюньская политическая система».

7. Изучите социальный и политический состав III и IV Государственной Думы четырех созывов и сравните состав Государственных Дум.

8. Найдите разницу между постреволюционной политической системой России и той, которая функционировала в процессе революции: сделайте свои выводы и дайте оценку.

9. Какое место занимала Государственная Дума России в политической структуре государства?

10. Каков характер участия России в Первой мировой войне – захватнический или оборонительный? Какие государственные интересы защищала Россия в этой войне? Какие цели ставила?

11. Можно ли считать, что Россия три раза предотвращала полный разгром Англии и Франции (в 1914, 1916 и 1918 гг.) в Первой Мировой войне и тем самым косвенно спровоцировала создание Версальской мировой системы, придавшей лидирующее положение Англии и Франции на мировой арене первой половины ХХ века? Ваши комментарии.

 

 

Основная литература

 

1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. – М.: «Проспект», 2011.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

 

1. Гайда Ф.А. Внутриправительские конфликты в период кризиса третьеиюньский системы (1911-1917 гг.). // Российская история. – 2009 – №4.

2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: ИНФРА–М., 2012.

3. Куликов С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы. // Российская история. – 2009. – №4.

 

 

Семинар 10: Революционный 1917 год

1. Февральская революция. Деятельность Временного правительства (март-октябрь 1917 г.).

2. Октябрьская революция: приход к власти большевиков.

3. Первые преобразования большевистского правительства.

 

Сообщения

1. А.Ф. Керенский. Исторический портрет.

2. Генерал Корнилов. Исторический портрет.

3. В.И. Ленин (Ульянов). Исторический портрет.

4. Л.Д. Троцкий. Исторический портрет.

 

Задания

Объясните эти понятия:

Временное правительство; двоевластие; корниловщина; Петроградский совет; Временный комитет Государственной думы; Учредительное собрание; экспроприация; национализация; аннексия; контрибуция; репарация; сепаратный мир; декрет; Совнарком; Советы; наркоматы; Конституция РСФСР; Версальский мир.

 

К каким историческим событиям относятся эти даты?

23 февраля 1917 г.; 27 февраля; 1917 г.; 2 марта 1917 г.; апрель, июнь, июль 1917 г.; август 1917 г.; 1 сентября 1917 г.; 24-26 октября 1917 г.; 25-27 октября 1917 г.; 5-6 января 1918 г.; март 1918 г.; июль 1918 г.

 

Методические рекомендации

1. Прежде всего, надо разобраться в причинах революций 1917 года: Февральской и Октябрьской. Обратите внимание на ситуацию в России (экономическую, внутри- и внешнеполитическую) в годы Первой мировой войны, на падение авторитета власти, на оценку сложившегося положения различными политическими партиями, на характер отношений Государственной Думы с властью.

2. Важно понять, почему в России после Февральской революции возникло двоевластие: Временное правительство и Советы; каковы были отношения между ними; почему Временное правительство было непопулярным и удержалось у власти всего восемь месяцев?

3. Изучите поведение политических партий России от февраля к октябрю 1917 г.; сделайте свои выводы: почему РСДРП (б) становилась все более популярной, росли ее ряды?

4. Как вы считаете: события Октября 1917 г. – переворот или революция? Аргументируйте свою точку зрения. Обратите внимание на позицию историков.

5. Составьте таблицу проведенных большевиками во главе с В.И. Лениным преобразований с октября 1917 г. до весны 1918 г. (до начала Гражданской войны). Дайте свою оценку.

6. Брестский мир с Германией – предательство большевиков или историческая необходимость? Аргументируйте свою точку зрения.

7. Постарайтесь объяснить важнейшее событие – разгон большевиками Учредительного Собрания как поворотный момент в нашей истории от возможного демократического пути развития к тоталитаризму или как вынужденное сосредоточение власти большевиками для беспрепятственного формирования бесклассового коммунистического общества и государства трудящихся.

8. Объясните, используя работу Н.А. Бердяева «Истоки русского коммунизма», каковы факторы повлиявшие на превращение царской, самодержавной России в большевистскую?

 

Основная литература

 

1. Деревянко А.Ю., Шабельникова Н.А.. История России. - Н.: «Проспект», 2011.

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. Т.1. / под ред.А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Ванюков Д.А. Становление советского государства. – М.: Мир книги, 2007.

2. Оськин М.В. Продовольственная политика России накануне февраля 1917 г.: поиск выхода из кризиса. // Российская история. – 2011. – №3.

Семинар 11: Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1920 гг.)

1. Причины и начала Гражданской войны и интервенции.

2. Основные этапы и события Гражданской войны.

3. Политика «военного коммунизма»; формирование однопартийного большевистского режима.

4. Причины победы большевиков и поражения Белого движения.

 

Сообщения

1. Партизанское движение в Сибири против Колчака.

2. Герои Белого движения: Деникин, Колчак, Врангель и др.

3. Герои Красного движения: Чапаев, Лазо, Щорс, Котовский, Будённый и др.

 

Задания

Объясните эти понятия:

Гражданская война; интервенция; Добровольческая армия; Белое движение; Красная гвардия; военный коммунизм; продразверстка; комбеды; продотряды; эмиграция; «демократическая контрреволюция»; Белое, Красное, Зеленое, национальные движения; Коминтерн.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.