Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Показатели расстояния (в см), выбираемого агрессивными и





Неагрессивными юношами в разговоре с сокурсником

Группа 1: юноши с высокими показателями по шкале Агрессивности FPI-R2 (n1=10) Группа 2: юноши с низкими значениями по шкале Агрессивности FPI-R (n2=11)
d(см) % доля d(см) % доля
    «Есть эффект» d≤50см        
       
       
       
  70%   18,2%
       
       
       
       
  «нет эффекта» d>50см        
       
       
       
       
       
  30%   81,8%
       
       
       
       
       
Суммы   100%   100%
Средние 56,0   77,3  

2 FPI-R - Фрайбургский личностный опросник.

Сформулируем гипотезы.

Н0: Доля лиц, которые выбирают дистанцию d≤50см, в группе агрес­сивных юношей не больше, чем в группе неагрессивных юношей.

H1: Доля лиц, которые выбирают дистанцию d≤50см, в группе агрес­сивных юношей больше, чем в группе неагрессивных юношей. Теперь построим так называемую четырехклеточную таблицу.

Таблица 3.

Четырехклеточная таблица для расчета критерия ф* при сопоставлении групп агрессивных (n1=10) и неагрессивных юношей (n2=11)

Группы «Есть эффект»: d≤50см «Нет эффекта»: d>50см
  Количество испытуемых (% доля)   Количество испытуемых (% доля)   Суммы
1 группа - агрессивные юноши   (70%) А   (30%) Б  
2 группа - неагрессивные юноши   (18,2%) В   (81,8%) Г  
Сумма              

 

По Табл. XII Приложения 1 определяем величины φ, соответст­вующие процентным долям "эффекта" в каждой из групп.

φ*(70%) = 1,982

φ*(18,2%) = 0,881

Подсчитаем эмпирическое значение φ *:

Критические значения φ* нам уже известны:

Построим для наглядности «ось значимости».

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости.

Ответ: H0 отвергается. Принимается Н1. Доля лиц, которые вы­бирают дистанцию в беседе меньшую или равную 50 см, в группе аг­рессивных юношей больше, чем в группе неагрессивных юношей (р<0,01).

На основании полученного результата мы можем сделать заклю­чение, что более агрессивные юноши чаще выбирают расстояние менее полуметра.

Пример 3 - сопоставление выборок и по уровню, и по распреде­лению

Признака.

В данном примере мы вначале проверим, различаются ли группы по уровню какого-либо признака, а затем сравним распределения признака в двух выборках.

В исследовании использовался опросник, направленный на выявление тенденции к вытеснению из па­мяти фактов, имен, намерений и способов действия, обусловленному личными, семейными и профессиональными комплексами. Выборка из 50 студентов Педагогического института, не состоящих в браке, не имею­щих детей, в возрасте от 17 до 20 лет, была обследована с помощью данного опросника для выявле­ния интенсивности ощущения собственной недостаточности, или "комплекса неполноценности".

Результаты обследования представлены в Табл. 4.

а) Можно ли утверждать, что между показателем энергии вытесне­ния, диагностируемым с помощью опросника, и показателями интенсив­ности ощущения собственной недостаточности существуют какие-либо значимые соотношения?

Таблица 4.

Показатели интенсивности ощущения собственной недостаточности в группах студентов с высокой (n1=18) и низкой (n2=24) энергией вытеснения

Группа 1: энергия вытеснения от 19 до 31 балла (n1=18) Группа 2: энергия вытеснения от 7 до 13 баллов (n2=24)
0, 0, 0, 0, 0 0, 0,
  5, 5, 5, 5
  10, 10, 10, 10, 10, 10
  15, 15
20, 20 20, 20, 20, 20
30, 30, 30, 30, 30, 30, 30 30, 30, 30, 30, 30, 30
50, 50  
60, 60  
Суммы    
Средние 26,11 15,42

Несмотря на то, что средняя величина в группе с более энергич­ным вытеснением выше, в ней наблюдаются также и 5 нулевых значе­ний.

Для сравнения двух распределений мы могли бы применить кри­терий χ2 или критерий λ, но для этого нам пришлось бы укрупнять разряды, а кроме того, в обеих выборках n<30.


Критерии φ* позволит нам проверить эффект несовпадения двух распределений, если мы условимся считать, что "эффект есть", если показатель чувства недостаточности принимает либо очень низкие (0), либо, наоборот, очень высокие значения (> 30), и что "эффекта нет", если показатель чувства недостаточности прини­мает средние значения, от 5 до 25.

Сформулируем гипотезы.

H0: Крайние значения показателя недостаточности (либо 0, либо 30 и более) в группе с более энергичным вытеснением встречаются не чаще, чем в группе с менее энергичным вытеснением.

H1: Крайние значения показателя недостаточности (либо 0, либо 30 и более) в группе с более энергичным вытеснением встречаются ча­ще, чем в группе с менее энергичным вытеснением.

Создадим четырехклеточную таблицу, удобную для дальнейшего расчета критерия φ*.

Таблица 5.

Четырехклеточная таблица для расчета критерия φ* при сопоставлении групп с большей и меньшей энергией вытеснения по соотношению пока­зателей недостаточности

Группы "Есть эффект": показатель недос­таточности равен 0 или >30 "Нет эффекта": показатель недос­таточности от 5 до 25 Суммы
1 группа - с большей энергией вытеснения   (88,9%)   (11,1%)  
2 группа - с меньшей энергией вытеснения   (33,3%)   (66,7%)  
Суммы         42 3
             

3. В первоначальной выборке было 50 человек, но 8 из них были исключены из рассмотрения как имеющие средний балл по показателю энергии вытеснения (14 - 15). Показатели интенсивности чувства недостаточности у них тоже средние: 6 значений по 20 баллов и 2 значения по 25 баллов.

По Табл. XII Приложения 1 определим величины φ, соответст­вующие сопоставляемым процентным долям:

φ 1 (88,9%) = 2,462

φ 2 (33,3%) = 1,230

Подсчитаем эмпирическое значение φ*:

Критические значения φ* при любых n1, n2, как мы помним из предыдущего примера, составляют:

φ*эмп = 3,951

φ*эмп > φ*кр (p≤0.01)

Табл. XIII Приложения 1 позволяет нам и более точно опреде­лить уровень значимости полученного результата: р<0,001.

Ответ: H0 отвергается. Принимается H1. Крайние значения по­казателя недостаточности (либо 0, либо 30 и более) в группе с большей энергией вытеснения встречаются чаще, чем в группе с меньшей энер­гией вытеснения.

 

б) Под­твердим совершенно иную гипотезу при анализе материалов данного примера. Докажем, что в группе с большей энергией вытеснения показатель недостаточности все же выше, несмот­ря на парадоксальность его распределения в этой группе.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.