Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ





ВВЕДЕНИЕ

В последнее время исследователи наблюдают рост числа разновозрастных групп. Разновозрастная группа предоставляет возможности для общения воспитателя с дошкольниками разного возраста, для формирования взаимоотношений между детьми разного возраста в совместной деятельности. Все исследователи показывают значительный развивающий потенциал разновозрастных групп, в которых ребёнок активнее, результативнее и естественнее социализируется и развивается. Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник», «ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок».

Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Этот «спрос» на разновозрастные группы обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы. Многие исследователи оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель среды развития ребенка.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках образовательного стандарта.

Актуальность темы определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы: число разновозрастных групп в детских садах в последние годы неуклонно растет. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Этот «спрос» на разновозрастные группы обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.

В работе Т.Н. Дороновой[16], В.Г. Щур[, Якобсон С.Г[17]. исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста.

Особенности работы с детьми в разновозрастной группе исследовались В.Н. Аванесовой. Автор описывает различные варианты организации детей в процессе труда, игр, занятий.

Авторы: Минкина М. В[28]., Буре Р. С [4]., Михайленко Н. Я.[29] Г.М. Лямина рассматривают формы деятельности в разновозрастной группе, межличностное отношение и общение детей, а также пытаются на практике применить разные методы по улучшению работы воспитателя в таких группах.

Объект исследования – организация жизнедеятельности детей.

Предмет исследования – проведение занятий как средства организации деятельности в разновозрастной группе.

Цель данной работы: на основе анализа психолого-педагогической литературы, информационных источников и педагогического опыта, теоретически обосновать основную работу в разновозрастной группы ДОУ.

Задачи работы:

- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах;

- раскрыть понятие разновозрастной группы и ее особенности;

- рассмотреть опыт по организации работы в разновозрастной группе МОУ;

- выявить особенности проведения занятий в разновозрастной группе.

В работе используются также общепринятые общенаучные методы: теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы, исследование передового педагогического опыта, методы наблюдения, беседы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ Г РУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Опыт по организации работы в разновозрастной группе МОУ

Опыт по организации работы разновозрастной группы мы изучали на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад №12» в которой функционирует 1 разновозрастная группа «Рукавичка». Воспитатели: Сакун Лилия Яковлевна, Деминюк Елена Сергеевна, помощник воспитателя - Вострикова Юлия Викторовна. С воспитанниками дошкольного образовательного учреждения работает 12 опытных педагога: 6 имеют высшее профессиональное образование и 6 воспитателей - среднее-специальное образование. Разностороннее и гармоничное развитие дошкольников осуществляется благодаря взаимодействию воспитателей и специалистов: педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

Для реализации образовательных задач в МДОУ функционируют: спортивный зал и музыкальный зал, солевая комната, кабинет педагога-психолога, детские игровые площадки для каждой возрастной группы, в холлах расположены выставочные и информационные центры.

Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения является физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. Педагогическим коллективом решаются задачи по укреплению и сохранению физического здоровья, оптимизации двигательной активности детей средствами нетрадиционных методик оздоровления, рационального сочетания разных видов занятий по физической культуре, коррекционной и индивидуальной работы с ослабленными детьми.

Цель работы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, его разностороннее развитие, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями

В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Шахтёрский ясли-сад №12» в 2019 – 2020 учебном году воспитательно-образовательный процесс реализуется в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, Типовой образовательной программой «Растим личность» и вариативными программами: «Донбасс – мой край родной», «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет», «Математическая шкатулка», «Интеграция экономического воспитания через систему разных видов деятельности» для детей старшего дошкольного возраста», «Калейдоскоп профессий», «Посеешь привычку - пожнешь характер».

Всего в детском саду 5 групп, из них 1 разновозрастная. Количество детей в группе – 15, возраст от 3-5 лет.

Расписание организованной образовательной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа была посвящена изучению деятельность детей в разновозрастной группе детского сада.

1. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах.

2. Раскрыто понятие разновозрастной группы и ее особенности.

3. Рассмотрен опыт по организации работы в разновозрастной группе МОУ.

4. Выявлены особенности проведения занятий в разновозрастной группе.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах показал, что авторы методической литературы в большей степени рассматривают формы деятельности в таких группах, межличностное отношение и общение детей, а также пытаются на практике применить разные методы по улучшению работы воспитателя в таких группах. Следовательно, психолого-методическая литература даст ответы не только на теоретические, но и на практические вопросы. Благодаря ей можно проследить развитие и поведение детей при помощи разных методов организации досуга в разновозрастных группах детского сада.

Было рассмотрено понятие разновозрастной группы и ее особенности.

Разновозрастная группа — это объединение детей, которые отличаются датированным возрастом и уровнем интеллектуального развития и должны обучаться по разным образовательным программам.

Настоящие профессионалы и воспитатели-гуманисты осознают значительные образовательные и воспитательные возможности такого построения воспитательного процесса, гибко и неформально организуют взаимодействие детей разного возраста.

Были рассмотрены особенности организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе детского сада.

Опыт по организации работы разновозрастной группы мы изучали на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад №12» в которой функционирует 1 разновозрастная группа «Рукавичка».

Была рассмотрена предметно-пространственная среда МДОУ, режим дня, организация занятий, приведен план-конспект занятия.

В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрять усилия младших детей, поддерживать стремления старших к сотрудничеству с младшими, которое они проявляют с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе

[Текст]-\Аванесова В.Н: М.: Просвещение, 1994. 176 с.

2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова [Текст]-\Е.А. Аркин.Е.Ф- В. В. М. Просвещение, 1967. - 221-235 с

3. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального

взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: автореферат, диссертация доктора педагогических наук; [Текст]-\ Байбородова Л.В: 13.00.02. Казань, 1994. 21 с.

4. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). [Текст]-\ Буре Р.С., Михайленко Н.Я – М., 1998.

5. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. канд. пед. наук; [Текст]-\ Бушуева Г.М -13.00.02. Калининград, 2003. 206 c.

6. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: метод. реком. для воспитателей и методистов дошк. образ. Учрежд; [Текст]-\ Бычкова С.С.- М.: Аркти, 2002. 95 с.

7. Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост.; [Текст]-\ О. Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 221 с.

8. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы [Текст]: учеб. пособие /Б.С. Волков. – 2-е изд. – М.: Владос, 2007. – 252 с.

9. Волкова Т.В., Фетисова Т.С. «Особенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада журнал»; [Текст]-\Волкова Т.В., Фетисова Т.С. Современное дошкольное образование Теория и Практика № 5, 2011

10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет.: [Текст]-\Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.-М.: Просвещение, 2002. - 76 с.

11. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада [Текст]-/Е.Н. Герасимова. – СПб. Питер, 2002. – 339 c.

12. Герасина Е. В. Детская психология: пособие для родителей и педагогов — [Текст]-/ Герасина Е. В.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. — 285 с.

13. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. [Текст]-/ В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

14. Гуськова О.А., Суроткина Н.А. Организация разновозрастного общения у старших дошкольников. [Текст]-/Гуськова.О.А., СуроткинаН.А.- Вестник научных конференций. 2016. № 3-4 (7). С. 43-45.

15. Давыдова, О. И. Беседы об ответственности и правах ребёнка. [Текст]-/О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. - М.; ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.

16. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». [Текст]-/ Доронова Т.Н.- ж-л «Д/в» - 1984 - №2, с.46-50.

17. Доронова, Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада [Текст]-/ Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон -Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 12-16

18. Дыбша, О. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. [Текст]-/ Дыбша.О.В - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 160 с.: цв. вкл. - (Вместе с детьми.)

19. Дьяченко, О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ. [Текст]-/Дьяченко.О.М- Психологическая наука и образование. - 1992. - №2. - с. 18-24

20. Ильюшкина С.Л. Педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах общеобразовательной школы: автореф. Дисс. канд. пед. наук. [Текст]-/ Ильюшкина С.Л -Ярославль, 1998. 19 с.

21. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: дис. канд. пед. наук; [Текст]-/ Ильяшенко М.В.- 13.00.02. М., 1998. 140 c

22. Иртегов А. В. Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах. [Текст]-/ Иртегов А. В. - Уссурийск: Молодой ученый, 2011. — 97 с.

23. Ковалёва, Г. А. Воспитывая маленького гражданина...: практическое пособие для работников ДОУ. [Текст]-/ Г. А. Ковалёва. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с. - (Развитие и воспитание дошкольника.)

24. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. авт.-сост. [Текст]-/ Н. Л. Стефанова. -Волгоград: Учитель, 2012.-261 с.

25. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. [Текст]-/ Лисина М.И- М.: Просвещение, 2006. 76 с.

26. Макаренко А.С. О воспитании. [Текст]-/ Макаренко А.С - М., 1988. -150с.

27. МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12» [Электронный ресурс]\- Режим доступа: http://dou12shahtyorsk.my1.ru/

28. Минкина М.В. Работа в разновозрастной группе детского сада. [Текст]-\Минкина М.В - Минск, 1963 – 182с.

29. Михайленко, Н.Я. Разновозрастные игровые объединения детей. [Текст]-\Н.Я. Михайленко, Н.А. Кустова- Дошкольное воспитание. –2017. – № 10. – С.47-50.

30. Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И., Пеньевская, Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. [Текст]-\ Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И., Пеньевская, Л.А.-М.: 1968.

31. Никифорова Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения: дис. канд. пед. Наук [Текст]-\ Никифорова Т.И.-Якутск, 2008. 169 с

32. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. авт.-сост. [Текст]-\ М. П. Костюченко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 190 с

33. Рабочая программа воспитателя: Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3 -7 лет в разновозрастной группе под редакцией Н. Н. Гладышева, И. Н. Храмова [Текст]-\ 2014 г.

34. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. [Текст]-\ Рожков М.И., Байбородова Л.В. - М.: изд. Владос. 2004.- 382с.

35. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст]-\В.Г.Сенько. – Минск, 2006.-190с

36. Федосова В. В., Маркова С. В. Формирование микроклимата в разновозрастной группе детского сада посредством коррекции детского манипулирования: к постановке вопроса. [Текст]-\ Федосова В. В., Маркова С. В. -Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 193-196. — URL https://moluch.ru/archive/246/56740/ (дата обращения: 05.03.2020).

37. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: диссертация кандидата психологических наук [Текст]-\: 19.00.07. - Киев, 1980. - 143 с

38. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. [Текст]-\ Г. М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с

39. Ясин В. А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. [Текст]-\ Ясин В. А. - Образование и наука. 2006, № 5, стр.27–33

 


40.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время исследователи наблюдают рост числа разновозрастных групп. Разновозрастная группа предоставляет возможности для общения воспитателя с дошкольниками разного возраста, для формирования взаимоотношений между детьми разного возраста в совместной деятельности. Все исследователи показывают значительный развивающий потенциал разновозрастных групп, в которых ребёнок активнее, результативнее и естественнее социализируется и развивается. Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник», «ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок».

Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Этот «спрос» на разновозрастные группы обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы. Многие исследователи оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель среды развития ребенка.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках образовательного стандарта.

Актуальность темы определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы: число разновозрастных групп в детских садах в последние годы неуклонно растет. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д. Этот «спрос» на разновозрастные группы обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.

В работе Т.Н. Дороновой[16], В.Г. Щур[, Якобсон С.Г[17]. исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста.

Особенности работы с детьми в разновозрастной группе исследовались В.Н. Аванесовой. Автор описывает различные варианты организации детей в процессе труда, игр, занятий.

Авторы: Минкина М. В[28]., Буре Р. С [4]., Михайленко Н. Я.[29] Г.М. Лямина рассматривают формы деятельности в разновозрастной группе, межличностное отношение и общение детей, а также пытаются на практике применить разные методы по улучшению работы воспитателя в таких группах.

Объект исследования – организация жизнедеятельности детей.

Предмет исследования – проведение занятий как средства организации деятельности в разновозрастной группе.

Цель данной работы: на основе анализа психолого-педагогической литературы, информационных источников и педагогического опыта, теоретически обосновать основную работу в разновозрастной группы ДОУ.

Задачи работы:

- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах;

- раскрыть понятие разновозрастной группы и ее особенности;

- рассмотреть опыт по организации работы в разновозрастной группе МОУ;

- выявить особенности проведения занятий в разновозрастной группе.

В работе используются также общепринятые общенаучные методы: теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы, исследование передового педагогического опыта, методы наблюдения, беседы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.