Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие разновозрастной группы и ее особенности





В отечественной педагогике используется понятие «разновозрастное обучение», или «обучение в ходе межвозрастного взаимодействия» (Л. В. Байбородова[5], С. Л. Ильюшкина[20] и др.). В дошкольной педагогике проблема совместного воспитания детей разного возраста как предмет исследования представлена в работах Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Р. И. Жуковской и др. История разновозрастного обучения берет свое начало в Древнем Китае и Древнем Вавилоне. В школах Спарты, где каждый подросток (ирен – самый умный и талантливый юноша), который прошел курс обучения, посвящал два года обучению младших.

Разновозрастное обучение детей – принцип формирования групп М. Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, а старшие естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. В нашей стране А. С. Макаренко[26], работая в колонии им. М. Горького и в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, опирался на разновозрастные отряды, а не на классные объединения. Коллектив, утверждал А. С. Макаренко[26], должен напоминать семью, тогда он будет эффективным в воспитательном отношении. Там создается атмосфера заботы о младших, уважения к старшим, товарищества. В решение проблемы организации разновозрастного общения в детском коллективе большой вклад внесли отечественные педагоги О. М. Дьяченко[19], Л. Н. Галигузова[10], Е. О. Смирнова. По их мнению, разновозрастная организация создает наиболее узкое взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие дети получают разнообразные сведения от старших детей, усваивают их привычки, отражают их поведение, приучаются уважать старших и равняться на их авторитет. У старших ребят проявляется забота о младших, воспитываются внимание к человеку, великодушие и требовательность, а также качества будущего семьянина. Разновозрастное общение обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения и взаимодействия старших и младших дошкольников способствуют развитию у детей контактности и коммуникабельности, обеспечивают формирование социальной ответственности у более старших детей, способности чувствовать и понимать других. Исследования В.В. Гербовой[13] показали, что разновозрастное общение создает благоприятные условия для развития речи и у старших, и у младших детей, а при правильно организованной педагогической работе общение детей разных возрастов оптимизирует процесс формирования культуры речевого общения. Л. В. Байбородова определила следующие принципы взаимодействия в разновозрастных группах:

- принцип интеграции и дифференциации социальных интересов детей в разновозрастной группе (отражает взаимообусловленность личных и групповых интересов в совместной деятельности детей);

- принцип вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших детей (предусматривает постоянное обновление содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста);

- принцип динамичности и поливариативности ролевого участия детей в социальных отношениях разновозрастной группы (предоставления широкого поля выбора и возможности выполнения детьми разных ролей);

- принцип саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастной группы.

Позиция старшего, опытного, ведущего и принятие этой роли ребенком и его окружением определяется не только паспортным возрастом, но и уровнем физического и социального развития. Так, по мнению Л. В. Байбородовой, под разновозрастной группой можно понимать общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического, социального развития и объединенных на основе общего интереса. Отдельные аспекты организации образовательного процесса в разновозрастных учебных коллективах рассматривались также в исследованиях О. М. Дьяченко[19]. Автором определены три взаимосвязанных условия необходимые для эффективного педагогического процесса в разновозрастной группе:

- проектирование познавательной деятельности детей; педагогическое регулирование взаимодействия детей разного возраста;

- диалоговая форма взаимодействия педагогов и детей. Специфика построения целостного образовательного процесса в разновозрастных группах дошкольного учреждения отражена в исследованиях Е. П. Герасимовой[11]. Автор обращает внимание, что для педагогической практики важно определение общих, существенных для всех образовательных задач и сторон педагогического процесса и развития ребёнка условий, при выполнении которых в полной мере реализуются потенциальные возможности совместного пребывания детей как для старших, так и для младших дошкольников, и отмечает, что сущностным показателем успешности образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольников служат проявления комплекса личностных особенностей ребёнка, обнаруживающихся в его способности реализовать роль обучаемого и обучающегося, воспитывающего и воспитываемого, сопереживающего и нуждающегося в сопереживании. Интерес представляют исследования о коммуникативной деятельности (Г. М. Бушуева, С. С. Бычкова[6], О. А. Гуськова[14], М. В. Ильяшенко[20], М. И. Лисина[25], Т. И. Никифорова[31]). В работах, названных выше ученых, раскрывается проблема общения воспитателя с дошкольниками разновозрастной группы, формирования взаимоотношений между детьми разного возраста в совместной деятельности. Все исследователи отмечают значительный развивающий потенциал разновозрастных групп, в которых ребёнок активнее, результативнее и естественнее социализируется. Разновозрастная группа – это группа, в которой существуют различные схемы социального взаимодействия: ребенок – взрослый; - ребенок – сверстник; - ребенок – младший (старший) ребенок. Именно общение ребенка с детьми младшего или старшего возраста отличает разновозрастную группу от обычной группы ДОУ. Благодаря взаимодействию с детьми различных возрастов дошкольник получает возможность освоить несколько социальных ролей: быть полноправным субъектом взаимодействия и общения, быть старшим товарищем и оказывать поддержку более младшим детям или наоборот, учиться у старших.

В различных видах деятельности – игре, труде, творческой деятельности, общении – дошкольники получают возможность для реализации навыков сотрудничества. Благодаря взаимодействию детей в условиях разновозрастной группы ДОУ дети начинают по-другому относиться к сверстникам, к старшим и младшим. В их оценке появляется не только личностный компонент, но и нравственный, они оценивают друг друга по поступках, по отношению к другим. Младшие дети являются центром взаимодействия, более старшие понимают необходимость заботы и соответствующего отношения к ним. В условиях разновозрастной группы изменяются отношения детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими. Для того, чтобы положительные стороны и преимущества разновозрастного обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации были реализованы, необходимо грамотное построение педагогического процесса.

В первую очередь это требует от педагога знания программы разных возрастных групп, знание методики воспитания детей на всех этапах дошкольного детства, умения применять эти знания в практической деятельности.

Во-вторых, в процессе воспитания детей необходимо понимать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

В-третьих, воспитатель должен правильно распределить свое внимание, чтобы понимать и видеть каждого ребенка в группе, следить, чтобы детям было комфортно в коллективе. Все это обусловливает необходимость определения оптимального состава группы и организации дифференцированной воспитательно-образовательной работы.

Группы могут скомплектованы по-разному. В одногрупповом ДОУ, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы: 2 группы – дети смежного возраста, 1 группа – старшие дети одного возраста. Если комплектуются группы детей близкого и смежного возраста, то реализация принципа учета возрастных особенностей детей осуществляется максимально. В таких группах, как правило, объединяются дети двух возрастов, например, средний и старший. Работа ведется по двум возрастам с учетом требований программы, дети разделяются на подгруппы, педагогический процесс осуществляется на основе дифференцированного подхода. Образовательный процесс направлен не только на освоение программного содержания в каждой подгруппе в соответствии с требованиями, но и включает организацию совместной деятельности детей. Именно в процессе совместной деятельности достигаются цели, направленные на формирование навыков сотрудничества, взаимообучения, помощи, развития познавательных интересов детей. Все это позволяет формировать не только социальные, учебные, но и морально-нравственные умения, социально важные качества личности, такие как ответственность, самостоятельность, инициативность, заботливость и т. д.

Таким образом, разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок.

Вывод по первой главе:

В главе были рассмотрены теоретические основы организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах показал, что авторы методической литературы в большей степени рассматривают формы деятельности в таких группах, межличностное отношение и общение детей, а также пытаются на практике применить разные методы по улучшению работы воспитателя в таких группах. Следовательно, психолого-методическая литература даст ответы не только на теоретические, но и на практические вопросы. Благодаря ей можно проследить развитие и поведение детей при помощи разных методов организации досуга в разновозрастных группах детского сада.

Было рассмотрено понятие разновозрастной группы и ее особенности.

Разновозрастная группа — это объединение детей, которые отличаются датированным возрастом и уровнем интеллектуального развития и должны обучаться по разным образовательным программам.

Настоящие профессионалы и воспитатели-гуманисты осознают значительные образовательные и воспитательные возможности такого построения воспитательного процесса, гибко и неформально организуют взаимодействие детей разного возраста.

 

 


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.