Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация занятия с разновозрастной группой





Форма организации Когда применяется
Вся группа занята одним видом деятельности Введение в тему. Объявления общих правил и условий. Разъяснение поэтапных шагов задания. Деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.).
Один вид деятельности, но индивидуальные задания даются с учётом возраста. Используется для творческих и практических групповых проектов. Например: Создание аппликации «Букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, средние сами вырезают и наклеивают детали, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу.
Занятие проходит одновременно у всех, но каждая группа выполняет свои задания. Учебная деятельность по одному разделу программы, но с различным изучаемым материалом. Такое занятие подразделяется на несколько этапов, на каждом из которых одна подгруппа работает с воспитателем, а вторая выполняет самостоятельную работу.
Работа с одной подгруппой. Остальные дети занимаются другим видом деятельности под присмотром помощника воспитателя. Используется при изучении особенно сложных тем по математике или обучении грамоте.
Совместная работа с двумя подгруппами. Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием урока. Схема организации такого вида представлена ниже.

 

При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:

Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.

 

Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.

 

 

Представим конспект урока «Дикие и домашние животные», в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп в Приложении 1.

Организованная деятельность и воспитания детей разновозрастного объединения предусматривает использование разнообразных форм образовательно-воспитательной работы. С помощью них, под непосредственным руководством педагога и при его участии, дети привлекаются к таким видам деятельности:

-познавательной – занятия, кружки, индивидуальная работа, наблюдения и экскурсии на природу и социум, беседы, дидактические игры, элементарные опыты и детские эксперименты;

-дидактические, сюжетно-ролевые и творческие игры;

-трудовой – индивидуальные и групповые трудовые поручения, дежурства, коллективный труд, конструктивные и строительные игры;

-изобразительной – занятия по художественному труду, рисование, лепка, аппликация, кружки художественно-эстетического цикла, индивидуальная работа;

-театральной – литературные, музыкальные занятия, развлечения, праздники, игры-драматизации, кукольный, настольный театр.

В исследуемой группе «Рукавичка» МОУ «Шахтёрский ясли-сад №12», учитывая возрастные особенности детей воспитатели большое внимание уделяют нравственному воспитанию, культуре общения.

 

Основными методами работы воспитатели выбирают:

-наглядные (видеоролики; мультфильмы; рисунки, фотографии, плакаты);

-словесные (беседы – этическая, вступительная, итоговая, чтение (слушание) произведений художественной литературы, рассказ, сказки, стихи; обсуждение пословиц и поговорок; изучение скороговорок)

-практические (игры; игровые упражнения; решения проблемных ситуаций; рисования; пение; инсценировки; моделирование и проигрывание ситуаций общения; рассказы детей; сочинение сказок; создание коллажей).

Для разъяснения детям тех или иных правил, связанных с культурой общения, используют беседы.

Целесообразными оказываются этические беседы, цель которых заключается в расширении когнитивной сферы детей, формировании у них представлений о моральных качествах, необходимых для культуры общения; вступительные беседы, которые мы применяли в процессе подготовки детей к определенной деятельности; итоговые беседы, которые проводились для уточнения, систематизации знаний. Учитывая возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста, беседы короткими и обязательно сопровождались видеоматериалом или наглядностью (плакаты, рисунки, фотографии).

Темы для бесед обязательно связаны с жизнью, опытом, впечатлениями детей. Это позволяет сделать материал доступным, а занятия и воспитательные часы интересными. Так, во время проработки темы «Я - человек среди людей» освещали сущность таких понятий, как «общение», «культура», «культура общения».

Занятия начиналось беседой следующего содержания: - Что такое общение? («Разговоры», «беседы», «когда один человек говорит, а другой слушает»). - Да, люди встречаются и разговаривают, то есть общаются. Во время общения мы что-то рассказываем или о чем-то спрашиваем, просим советы или даем совет. При этом мы или радостные, или расстроенные, удивлены или напуганы, нам интересно или не очень. Все это и есть общение.

В дальнейшем спрашивали у детей, существуют, по их мнению, какие-то правила общения? Большинство детей считало, что таких правил общения не существует, но были и такие, которые не смогли определиться с ответом. Сообщалось, что такие правила существуют. Есть слова, с помощью которых мы здороваемся или прощаемся, благодарим. Существуют определенные правила знакомства и обращения. Чтобы нас поняли, мы правильно и четко разговариваем. Также, следует быть приветливыми и доброжелательными; нужно уметь слушать человека, с которым общаемся; уметь сочувствовать или радоваться вместе с другими, а также уступать, чтобы не возникло ссоры. Все эти умения говорят о культуре поведения и культуре общения человека. В процессе дальнейшей беседы рассказывали детям, что часто внешне красивый, аккуратно одетый человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не нравится. Даже его внешний вид не может изменить мнение окружающих о нем. Всем нам хочется общаться и быть рядом с людьми добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Уже по тому, как человек входит в комнату, приветствует, каким тоном произносит слова приветствия, прощания, благодарности, можно сделать вывод о его культуре и воспитанности. После беседы дети просматривали видеоролики, которые демонстрировали проявления вежливости или грубости, доброжелательности или невоспитанности в ситуациях общения.

Учитывая возраст детей, при проведении занятий широко использовали принцип наглядности, ведь и дошкольники гораздо лучше запоминают то, что видят, чем то, что слышат. С этой целью воспитателями были подготовлены тематические видеоролики, которые демонстрировались в процессе бесед. Использовались видеоролики и во время ознакомления детей с проблемными ситуациями, различными эмоциями, способами вербального и невербального общения. Например, при обработке теме «Эмоции: пантомимика» детям предлагается пересмотреть видеоролики, где люди выражают свое эмоциональное состояние не только мимикой, но и пантомимикой (выражение эмоций жестами, движениями, позой, походкой). После этого проводился опрос по содержанию увиденных эмоций: Радость (прыгает, хлопает в ладоши). Грусть (сидит, подперев щеку рукой; идет, «повесив» голову). Удивление (ладони вместе и прижаты к груди; «Застыл» на месте). Интерес (широко открытые глаза, внимательный взгляд, председатель склонилась набок). Злость (топает ногами быстро идет; стоит «руки в стороны»). Страх (закрыл лицо руками сидит, откинувшись назад; убегает). Стыд (опустил голову и не смотрит на собеседника).

Среди наглядных методов важное место отводится просмотру и анализу мультфильмов. Мультипликация является видом современного искусства, как и любой вид искусства, способствует формированию культуры личности и усвоению культурного наследия. Мультфильмы оказывают большое влияние на детей, которым еще не хватает жизненного опыта и знаний, и которые познают мир через зрительные образы и ощущения. Мультипликационные фильмы – это своеобразные визуализированные жизненные истории, ситуации, которые за относительно короткий промежуток времени демонстрируют зрителям поступки и поведение героев, а также их последствия. В работе воспитателей разновозрастной группы просмотр мультфильмов сопровождается обсуждением увиденного по специально разработанным вопросам. Это, с одной стороны, способствует лучшему осознанию детьми содержания ситуаций, а с другой – помогает выявить имеющиеся в них недостатки в плане различных аспектов культуры общения.

Обсуждение обычно происходит после завершения просмотра мультипликационного фильма. Поскольку характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражание, в том числе и подражание героям мультфильма, обсуждение позволяет предупредить негативные проявления и усилить вес положительных примеров.

Важной составляющей каждого занятия или воспитательного часа воспитатели определили художественное слово – чтение рассказов, стихов, сказок, ведь чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя, а художественная литература дает образы и рисунки, воображения и понимания по поводу ежедневных взаимоотношений людей. Чтение художественных произведений обязательно сопровождалось анализом и обсуждением услышанного. Использование этого приема позволяло выявить понимание детьми тех или иных правил, выяснить, какие из них им хорошо известны, а с которыми они малознакомы или незнакомы совсем. При обсуждении обращали внимание не только на добрые и красивые поступки и правильные слова персонажей, но и подводили детей к осознанию последствий ошибочных высказываний или действий.

Таким образом дошкольники лучше учатся различать положительное и отрицательное, приемлемое и неприемлемое для культуры общения. Создание благоприятных условий для полноценной самостоятельной деятельности каждого воспитанника является одним из первоочередных заданий воспитателя разновозрастной группы. Также налаживание взаимоотношений между детьми, обеспечение личностной свободы, инициативности и активности в общении. Значение разновозрастного общения обозначается и тем, что оно, с одной стороны, формирует особенную среду взаимодействия, предоставляет дополнительные возможности для самореализации детей в общении, а с другой стороны, - способствует формированию и проявлению их личностной самоидентификации. В современных дошкольных учреждениях воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, и главное интереса к любому виду деятельности. Однако в таких группах обязательно присутствуют и положительные качества. Одним из положительных аспектов разновозрастных групп в дошкольных учрежденьях является то, что дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их, при общении как друг с другом, так и при общении с взрослыми.

Вывод к второй главе:

В главе были рассмотрены особенности организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе детского сада.

Опыт по организации работы разновозрастной группы мы изучали на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад №12» в которой функционирует 1 разновозрастная группа «Рукавичка».

Была рассмотрена предметно-пространственная среда МДОУ, режим дня, организация занятий, приведен план-конспект занятия.

В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрять усилия младших детей, поддерживать стремления старших к сотрудничеству с младшими, которое они проявляют с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. Многие педагогические исследования подтверждают то, что дети разного возраста гораздо чаще контактируют, друг с другом тогда, когда взрослые рядом с ними не присутствуют. Это связано, прежде всего, с большой регламентацией и постоянным руководством активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склонны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Наблюдения в дошкольных учреждениях доказало, что сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым нужно больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. То есть воспитателям нужно дать детям намного больше свободы в их деятельности, играх и общении, а не следить за каждым их шагом. В разновозрастных группах должна создаваться благоприятная обстановка для развития личности как старших, так и младших детей. Хотя, несмотря на это разный возраст детей активизирует специфические трудности и проблемы и в первую очередь это - организация занятий.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа была посвящена изучению деятельность детей в разновозрастной группе детского сада.

1. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах.

2. Раскрыто понятие разновозрастной группы и ее особенности.

3. Рассмотрен опыт по организации работы в разновозрастной группе МОУ.

4. Выявлены особенности проведения занятий в разновозрастной группе.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах показал, что авторы методической литературы в большей степени рассматривают формы деятельности в таких группах, межличностное отношение и общение детей, а также пытаются на практике применить разные методы по улучшению работы воспитателя в таких группах. Следовательно, психолого-методическая литература даст ответы не только на теоретические, но и на практические вопросы. Благодаря ей можно проследить развитие и поведение детей при помощи разных методов организации досуга в разновозрастных группах детского сада.

Было рассмотрено понятие разновозрастной группы и ее особенности.

Разновозрастная группа — это объединение детей, которые отличаются датированным возрастом и уровнем интеллектуального развития и должны обучаться по разным образовательным программам.

Настоящие профессионалы и воспитатели-гуманисты осознают значительные образовательные и воспитательные возможности такого построения воспитательного процесса, гибко и неформально организуют взаимодействие детей разного возраста.

Были рассмотрены особенности организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе детского сада.

Опыт по организации работы разновозрастной группы мы изучали на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад №12» в которой функционирует 1 разновозрастная группа «Рукавичка».

Была рассмотрена предметно-пространственная среда МДОУ, режим дня, организация занятий, приведен план-конспект занятия.

В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрять усилия младших детей, поддерживать стремления старших к сотрудничеству с младшими, которое они проявляют с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе

[Текст]-\Аванесова В.Н: М.: Просвещение, 1994. 176 с.

2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова [Текст]-\Е.А. Аркин.Е.Ф- В. В. М. Просвещение, 1967. - 221-235 с

3. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального

взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: автореферат, диссертация доктора педагогических наук; [Текст]-\ Байбородова Л.В: 13.00.02. Казань, 1994. 21 с.

4. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). [Текст]-\ Буре Р.С., Михайленко Н.Я – М., 1998.

5. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. канд. пед. наук; [Текст]-\ Бушуева Г.М -13.00.02. Калининград, 2003. 206 c.

6. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: метод. реком. для воспитателей и методистов дошк. образ. Учрежд; [Текст]-\ Бычкова С.С.- М.: Аркти, 2002. 95 с.

7. Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост.; [Текст]-\ О. Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 221 с.

8. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы [Текст]: учеб. пособие /Б.С. Волков. – 2-е изд. – М.: Владос, 2007. – 252 с.

9. Волкова Т.В., Фетисова Т.С. «Особенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада журнал»; [Текст]-\Волкова Т.В., Фетисова Т.С. Современное дошкольное образование Теория и Практика № 5, 2011

10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет.: [Текст]-\Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.-М.: Просвещение, 2002. - 76 с.

11. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада [Текст]-/Е.Н. Герасимова. – СПб. Питер, 2002. – 339 c.

12. Герасина Е. В. Детская психология: пособие для родителей и педагогов — [Текст]-/ Герасина Е. В.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. — 285 с.

13. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. [Текст]-/ В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

14. Гуськова О.А., Суроткина Н.А. Организация разновозрастного общения у старших дошкольников. [Текст]-/Гуськова.О.А., СуроткинаН.А.- Вестник научных конференций. 2016. № 3-4 (7). С. 43-45.

15. Давыдова, О. И. Беседы об ответственности и правах ребёнка. [Текст]-/О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. - М.; ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.

16. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». [Текст]-/ Доронова Т.Н.- ж-л «Д/в» - 1984 - №2, с.46-50.

17. Доронова, Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада [Текст]-/ Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон -Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 12-16

18. Дыбша, О. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. [Текст]-/ Дыбша.О.В - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 160 с.: цв. вкл. - (Вместе с детьми.)

19. Дьяченко, О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ. [Текст]-/Дьяченко.О.М- Психологическая наука и образование. - 1992. - №2. - с. 18-24

20. Ильюшкина С.Л. Педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах общеобразовательной школы: автореф. Дисс. канд. пед. наук. [Текст]-/ Ильюшкина С.Л -Ярославль, 1998. 19 с.

21. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: дис. канд. пед. наук; [Текст]-/ Ильяшенко М.В.- 13.00.02. М., 1998. 140 c

22. Иртегов А. В. Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах. [Текст]-/ Иртегов А. В. - Уссурийск: Молодой ученый, 2011. — 97 с.

23. Ковалёва, Г. А. Воспитывая маленького гражданина...: практическое пособие для работников ДОУ. [Текст]-/ Г. А. Ковалёва. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с. - (Развитие и воспитание дошкольника.)

24. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. авт.-сост. [Текст]-/ Н. Л. Стефанова. -Волгоград: Учитель, 2012.-261 с.

25. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. [Текст]-/ Лисина М.И- М.: Просвещение, 2006. 76 с.

26. Макаренко А.С. О воспитании. [Текст]-/ Макаренко А.С - М., 1988. -150с.

27. МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12» [Электронный ресурс]\- Режим доступа: http://dou12shahtyorsk.my1.ru/

28. Минкина М.В. Работа в разновозрастной группе детского сада. [Текст]-\Минкина М.В - Минск, 1963 – 182с.

29. Михайленко, Н.Я. Разновозрастные игровые объединения детей. [Текст]-\Н.Я. Михайленко, Н.А. Кустова- Дошкольное воспитание. –2017. – № 10. – С.47-50.

30. Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И., Пеньевская, Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. [Текст]-\ Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И., Пеньевская, Л.А.-М.: 1968.

31. Никифорова Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения: дис. канд. пед. Наук [Текст]-\ Никифорова Т.И.-Якутск, 2008. 169 с

32. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. авт.-сост. [Текст]-\ М. П. Костюченко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 190 с

33. Рабочая программа воспитателя: Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3 -7 лет в разновозрастной группе под редакцией Н. Н. Гладышева, И. Н. Храмова [Текст]-\ 2014 г.

34. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. [Текст]-\ Рожков М.И., Байбородова Л.В. - М.: изд. Владос. 2004.- 382с.

35. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст]-\В.Г.Сенько. – Минск, 2006.-190с

36. Федосова В. В., Маркова С. В. Формирование микроклимата в разновозрастной группе детского сада посредством коррекции детского манипулирования: к постановке вопроса. [Текст]-\ Федосова В. В., Маркова С. В. -Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 193-196. — URL https://moluch.ru/archive/246/56740/ (дата обращения: 05.03.2020).

37. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: диссертация кандидата психологических наук [Текст]-\: 19.00.07. - Киев, 1980. - 143 с

38. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. [Текст]-\ Г. М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с

39. Ясин В. А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. [Текст]-\ Ясин В. А. - Образование и наука. 2006, № 5, стр.27–33

 


40.

ПРИЛОЖЕНИЕ







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.