|
Организация занятия с разновозрастной группой ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий: Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.
Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.
Представим конспект урока «Дикие и домашние животные», в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп в Приложении 1. Организованная деятельность и воспитания детей разновозрастного объединения предусматривает использование разнообразных форм образовательно-воспитательной работы. С помощью них, под непосредственным руководством педагога и при его участии, дети привлекаются к таким видам деятельности: -познавательной – занятия, кружки, индивидуальная работа, наблюдения и экскурсии на природу и социум, беседы, дидактические игры, элементарные опыты и детские эксперименты; -дидактические, сюжетно-ролевые и творческие игры; -трудовой – индивидуальные и групповые трудовые поручения, дежурства, коллективный труд, конструктивные и строительные игры; -изобразительной – занятия по художественному труду, рисование, лепка, аппликация, кружки художественно-эстетического цикла, индивидуальная работа; -театральной – литературные, музыкальные занятия, развлечения, праздники, игры-драматизации, кукольный, настольный театр. В исследуемой группе «Рукавичка» МОУ «Шахтёрский ясли-сад №12», учитывая возрастные особенности детей воспитатели большое внимание уделяют нравственному воспитанию, культуре общения.
Основными методами работы воспитатели выбирают: -наглядные (видеоролики; мультфильмы; рисунки, фотографии, плакаты); -словесные (беседы – этическая, вступительная, итоговая, чтение (слушание) произведений художественной литературы, рассказ, сказки, стихи; обсуждение пословиц и поговорок; изучение скороговорок) -практические (игры; игровые упражнения; решения проблемных ситуаций; рисования; пение; инсценировки; моделирование и проигрывание ситуаций общения; рассказы детей; сочинение сказок; создание коллажей). Для разъяснения детям тех или иных правил, связанных с культурой общения, используют беседы. Целесообразными оказываются этические беседы, цель которых заключается в расширении когнитивной сферы детей, формировании у них представлений о моральных качествах, необходимых для культуры общения; вступительные беседы, которые мы применяли в процессе подготовки детей к определенной деятельности; итоговые беседы, которые проводились для уточнения, систематизации знаний. Учитывая возрастные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста, беседы короткими и обязательно сопровождались видеоматериалом или наглядностью (плакаты, рисунки, фотографии). Темы для бесед обязательно связаны с жизнью, опытом, впечатлениями детей. Это позволяет сделать материал доступным, а занятия и воспитательные часы интересными. Так, во время проработки темы «Я - человек среди людей» освещали сущность таких понятий, как «общение», «культура», «культура общения». Занятия начиналось беседой следующего содержания: - Что такое общение? («Разговоры», «беседы», «когда один человек говорит, а другой слушает»). - Да, люди встречаются и разговаривают, то есть общаются. Во время общения мы что-то рассказываем или о чем-то спрашиваем, просим советы или даем совет. При этом мы или радостные, или расстроенные, удивлены или напуганы, нам интересно или не очень. Все это и есть общение. В дальнейшем спрашивали у детей, существуют, по их мнению, какие-то правила общения? Большинство детей считало, что таких правил общения не существует, но были и такие, которые не смогли определиться с ответом. Сообщалось, что такие правила существуют. Есть слова, с помощью которых мы здороваемся или прощаемся, благодарим. Существуют определенные правила знакомства и обращения. Чтобы нас поняли, мы правильно и четко разговариваем. Также, следует быть приветливыми и доброжелательными; нужно уметь слушать человека, с которым общаемся; уметь сочувствовать или радоваться вместе с другими, а также уступать, чтобы не возникло ссоры. Все эти умения говорят о культуре поведения и культуре общения человека. В процессе дальнейшей беседы рассказывали детям, что часто внешне красивый, аккуратно одетый человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не нравится. Даже его внешний вид не может изменить мнение окружающих о нем. Всем нам хочется общаться и быть рядом с людьми добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Уже по тому, как человек входит в комнату, приветствует, каким тоном произносит слова приветствия, прощания, благодарности, можно сделать вывод о его культуре и воспитанности. После беседы дети просматривали видеоролики, которые демонстрировали проявления вежливости или грубости, доброжелательности или невоспитанности в ситуациях общения. Учитывая возраст детей, при проведении занятий широко использовали принцип наглядности, ведь и дошкольники гораздо лучше запоминают то, что видят, чем то, что слышат. С этой целью воспитателями были подготовлены тематические видеоролики, которые демонстрировались в процессе бесед. Использовались видеоролики и во время ознакомления детей с проблемными ситуациями, различными эмоциями, способами вербального и невербального общения. Например, при обработке теме «Эмоции: пантомимика» детям предлагается пересмотреть видеоролики, где люди выражают свое эмоциональное состояние не только мимикой, но и пантомимикой (выражение эмоций жестами, движениями, позой, походкой). После этого проводился опрос по содержанию увиденных эмоций: Радость (прыгает, хлопает в ладоши). Грусть (сидит, подперев щеку рукой; идет, «повесив» голову). Удивление (ладони вместе и прижаты к груди; «Застыл» на месте). Интерес (широко открытые глаза, внимательный взгляд, председатель склонилась набок). Злость (топает ногами быстро идет; стоит «руки в стороны»). Страх (закрыл лицо руками сидит, откинувшись назад; убегает). Стыд (опустил голову и не смотрит на собеседника). Среди наглядных методов важное место отводится просмотру и анализу мультфильмов. Мультипликация является видом современного искусства, как и любой вид искусства, способствует формированию культуры личности и усвоению культурного наследия. Мультфильмы оказывают большое влияние на детей, которым еще не хватает жизненного опыта и знаний, и которые познают мир через зрительные образы и ощущения. Мультипликационные фильмы – это своеобразные визуализированные жизненные истории, ситуации, которые за относительно короткий промежуток времени демонстрируют зрителям поступки и поведение героев, а также их последствия. В работе воспитателей разновозрастной группы просмотр мультфильмов сопровождается обсуждением увиденного по специально разработанным вопросам. Это, с одной стороны, способствует лучшему осознанию детьми содержания ситуаций, а с другой – помогает выявить имеющиеся в них недостатки в плане различных аспектов культуры общения. Обсуждение обычно происходит после завершения просмотра мультипликационного фильма. Поскольку характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражание, в том числе и подражание героям мультфильма, обсуждение позволяет предупредить негативные проявления и усилить вес положительных примеров. Важной составляющей каждого занятия или воспитательного часа воспитатели определили художественное слово – чтение рассказов, стихов, сказок, ведь чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя, а художественная литература дает образы и рисунки, воображения и понимания по поводу ежедневных взаимоотношений людей. Чтение художественных произведений обязательно сопровождалось анализом и обсуждением услышанного. Использование этого приема позволяло выявить понимание детьми тех или иных правил, выяснить, какие из них им хорошо известны, а с которыми они малознакомы или незнакомы совсем. При обсуждении обращали внимание не только на добрые и красивые поступки и правильные слова персонажей, но и подводили детей к осознанию последствий ошибочных высказываний или действий. Таким образом дошкольники лучше учатся различать положительное и отрицательное, приемлемое и неприемлемое для культуры общения. Создание благоприятных условий для полноценной самостоятельной деятельности каждого воспитанника является одним из первоочередных заданий воспитателя разновозрастной группы. Также налаживание взаимоотношений между детьми, обеспечение личностной свободы, инициативности и активности в общении. Значение разновозрастного общения обозначается и тем, что оно, с одной стороны, формирует особенную среду взаимодействия, предоставляет дополнительные возможности для самореализации детей в общении, а с другой стороны, - способствует формированию и проявлению их личностной самоидентификации. В современных дошкольных учреждениях воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, и главное интереса к любому виду деятельности. Однако в таких группах обязательно присутствуют и положительные качества. Одним из положительных аспектов разновозрастных групп в дошкольных учрежденьях является то, что дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их, при общении как друг с другом, так и при общении с взрослыми. Вывод к второй главе: В главе были рассмотрены особенности организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе детского сада. Опыт по организации работы разновозрастной группы мы изучали на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад №12» в которой функционирует 1 разновозрастная группа «Рукавичка». Была рассмотрена предметно-пространственная среда МДОУ, режим дня, организация занятий, приведен план-конспект занятия. В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрять усилия младших детей, поддерживать стремления старших к сотрудничеству с младшими, которое они проявляют с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. Многие педагогические исследования подтверждают то, что дети разного возраста гораздо чаще контактируют, друг с другом тогда, когда взрослые рядом с ними не присутствуют. Это связано, прежде всего, с большой регламентацией и постоянным руководством активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склонны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Наблюдения в дошкольных учреждениях доказало, что сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым нужно больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. То есть воспитателям нужно дать детям намного больше свободы в их деятельности, играх и общении, а не следить за каждым их шагом. В разновозрастных группах должна создаваться благоприятная обстановка для развития личности как старших, так и младших детей. Хотя, несмотря на это разный возраст детей активизирует специфические трудности и проблемы и в первую очередь это - организация занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа была посвящена изучению деятельность детей в разновозрастной группе детского сада. 1. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах. 2. Раскрыто понятие разновозрастной группы и ее особенности. 3. Рассмотрен опыт по организации работы в разновозрастной группе МОУ. 4. Выявлены особенности проведения занятий в разновозрастной группе. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации жизни и деятельности детей в разновозрастных группах показал, что авторы методической литературы в большей степени рассматривают формы деятельности в таких группах, межличностное отношение и общение детей, а также пытаются на практике применить разные методы по улучшению работы воспитателя в таких группах. Следовательно, психолого-методическая литература даст ответы не только на теоретические, но и на практические вопросы. Благодаря ей можно проследить развитие и поведение детей при помощи разных методов организации досуга в разновозрастных группах детского сада. Было рассмотрено понятие разновозрастной группы и ее особенности. Разновозрастная группа — это объединение детей, которые отличаются датированным возрастом и уровнем интеллектуального развития и должны обучаться по разным образовательным программам. Настоящие профессионалы и воспитатели-гуманисты осознают значительные образовательные и воспитательные возможности такого построения воспитательного процесса, гибко и неформально организуют взаимодействие детей разного возраста. Были рассмотрены особенности организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе детского сада. Опыт по организации работы разновозрастной группы мы изучали на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад №12» в которой функционирует 1 разновозрастная группа «Рукавичка». Была рассмотрена предметно-пространственная среда МДОУ, режим дня, организация занятий, приведен план-конспект занятия. В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрять усилия младших детей, поддерживать стремления старших к сотрудничеству с младшими, которое они проявляют с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе [Текст]-\Аванесова В.Н: М.: Просвещение, 1994. 176 с. 2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова [Текст]-\Е.А. Аркин.Е.Ф- В. В. М. Просвещение, 1967. - 221-235 с 3. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: автореферат, диссертация доктора педагогических наук; [Текст]-\ Байбородова Л.В: 13.00.02. Казань, 1994. 21 с. 4. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). [Текст]-\ Буре Р.С., Михайленко Н.Я – М., 1998. 5. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. канд. пед. наук; [Текст]-\ Бушуева Г.М -13.00.02. Калининград, 2003. 206 c. 6. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: метод. реком. для воспитателей и методистов дошк. образ. Учрежд; [Текст]-\ Бычкова С.С.- М.: Аркти, 2002. 95 с. 7. Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост.; [Текст]-\ О. Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 221 с. 8. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы [Текст]: учеб. пособие /Б.С. Волков. – 2-е изд. – М.: Владос, 2007. – 252 с. 9. Волкова Т.В., Фетисова Т.С. «Особенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада журнал»; [Текст]-\Волкова Т.В., Фетисова Т.С. Современное дошкольное образование Теория и Практика № 5, 2011 10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет.: [Текст]-\Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.-М.: Просвещение, 2002. - 76 с. 11. Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада [Текст]-/Е.Н. Герасимова. – СПб. Питер, 2002. – 339 c. 12. Герасина Е. В. Детская психология: пособие для родителей и педагогов — [Текст]-/ Герасина Е. В.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. — 285 с. 13. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. [Текст]-/ В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c. 14. Гуськова О.А., Суроткина Н.А. Организация разновозрастного общения у старших дошкольников. [Текст]-/Гуськова.О.А., СуроткинаН.А.- Вестник научных конференций. 2016. № 3-4 (7). С. 43-45. 15. Давыдова, О. И. Беседы об ответственности и правах ребёнка. [Текст]-/О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. - М.; ТЦ Сфера, 2008. - 112 с. 16. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». [Текст]-/ Доронова Т.Н.- ж-л «Д/в» - 1984 - №2, с.46-50. 17. Доронова, Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада [Текст]-/ Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон -Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 12-16 18. Дыбша, О. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. [Текст]-/ Дыбша.О.В - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 160 с.: цв. вкл. - (Вместе с детьми.) 19. Дьяченко, О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ. [Текст]-/Дьяченко.О.М- Психологическая наука и образование. - 1992. - №2. - с. 18-24 20. Ильюшкина С.Л. Педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах общеобразовательной школы: автореф. Дисс. канд. пед. наук. [Текст]-/ Ильюшкина С.Л -Ярославль, 1998. 19 с. 21. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: дис. канд. пед. наук; [Текст]-/ Ильяшенко М.В.- 13.00.02. М., 1998. 140 c 22. Иртегов А. В. Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах. [Текст]-/ Иртегов А. В. - Уссурийск: Молодой ученый, 2011. — 97 с. 23. Ковалёва, Г. А. Воспитывая маленького гражданина...: практическое пособие для работников ДОУ. [Текст]-/ Г. А. Ковалёва. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с. - (Развитие и воспитание дошкольника.) 24. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. авт.-сост. [Текст]-/ Н. Л. Стефанова. -Волгоград: Учитель, 2012.-261 с. 25. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. [Текст]-/ Лисина М.И- М.: Просвещение, 2006. 76 с. 26. Макаренко А.С. О воспитании. [Текст]-/ Макаренко А.С - М., 1988. -150с. 27. МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12» [Электронный ресурс]\- Режим доступа: http://dou12shahtyorsk.my1.ru/ 28. Минкина М.В. Работа в разновозрастной группе детского сада. [Текст]-\Минкина М.В - Минск, 1963 – 182с. 29. Михайленко, Н.Я. Разновозрастные игровые объединения детей. [Текст]-\Н.Я. Михайленко, Н.А. Кустова- Дошкольное воспитание. –2017. – № 10. – С.47-50. 30. Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И., Пеньевская, Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. [Текст]-\ Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И., Пеньевская, Л.А.-М.: 1968. 31. Никифорова Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения: дис. канд. пед. Наук [Текст]-\ Никифорова Т.И.-Якутск, 2008. 169 с 32. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. авт.-сост. [Текст]-\ М. П. Костюченко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 190 с 33. Рабочая программа воспитателя: Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3 -7 лет в разновозрастной группе под редакцией Н. Н. Гладышева, И. Н. Храмова [Текст]-\ 2014 г. 34. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. [Текст]-\ Рожков М.И., Байбородова Л.В. - М.: изд. Владос. 2004.- 382с. 35. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения [Текст]-\В.Г.Сенько. – Минск, 2006.-190с 36. Федосова В. В., Маркова С. В. Формирование микроклимата в разновозрастной группе детского сада посредством коррекции детского манипулирования: к постановке вопроса. [Текст]-\ Федосова В. В., Маркова С. В. -Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 193-196. — URL https://moluch.ru/archive/246/56740/ (дата обращения: 05.03.2020). 37. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: диссертация кандидата психологических наук [Текст]-\: 19.00.07. - Киев, 1980. - 143 с 38. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. [Текст]-\ Г. М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с 39. Ясин В. А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. [Текст]-\ Ясин В. А. - Образование и наука. 2006, № 5, стр.27–33
40. ПРИЛОЖЕНИЕ Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|